Пояснительная записка
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного
эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и
физического развития. Танец органично сочетает в себе различные виды
искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства,
фольклор. Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается
посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных
положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой,
эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его
движениях, фигурах, композиции.
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы: заключается в том, что на современном этапе
развития общества она отвечает запросам учащихся и родителей (законных
представителей несовершеннолетних учащихся): формирует социально значимые
знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее,
воспитательное
и
здоровьесберегающее
воздействие,
способствует
формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает
учащихся к творчеству. В процессе стабильных занятий улучшается физическое
здоровье и выносливость, формируется гармоничное телосложение и красивая
осанка.
Отличительная особенность программы: в процессе обучения значимое
место уделяется методу интеграции, который позволяет соединить элементы
различных предметов: музыки, театра, гимнастики, что способствовало рождению
качественно новых практических знаний и умений. В основе программы
совмещается нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить
комплексную хореографическую подготовку обучающихся на протяжении всего
курса обучения. Обучающиеся приобретают реальный опыт, основанный на
чувственном восприятии, эмоциях, памяти и воображении, в процессе создания
творческого продукта (концертов, спектаклей).
Адресат программы: дети от 6 до 11 лет.
Уровень освоения программы – базовый.
ЦЕЛЬ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ: - научить понимать и любить искусство
танца, привить любовь к народному творчеству, пробудить интерес к
танцевальному искусству других народов, содействовать эстетическому
воспитанию, росту общей культуры.
ЗАДАЧИ:
Образовательные –
научить выполнять комплекс оздоровительно-укрепляющих упражнений
низкой интенсивности;
научить азбуке классического танца;
познакомить с основами народно-сценического танца;
познакомить с историей хореографического искусства;
обучить актерскому мастерству;
Развивающие выработка стройной осанки, умение легко и свободно двигаться;
помочь избавиться от физических недостатков;
улучшить координацию движений, чувство ритма и умение слушать
музыку;
совершенствовать двигательные навыки;
развивать творческое мышление, творческую инициативу;
Воспитывающие_ организовать досуг участников ансамбля;
формировать мировоззрение, мотивировать личность к познанию и
творчеству;
способствовать эстетическому воспитанию, росту общей культуры.
Категория обучающихся: мальчики и девочки от 6 до 11 лет, не имеющие
противопоказаний к занятиям хореографии. Справка от врача обязательна.
Количество обучающихся:
1 год обучения – 15 человек минимум, 20 человек максимум.
2-й и последующий года обучения - 12 человек минимум, 20 человек максимум.
Срок реализации – 5 лет.
Объём программы – 1008 часов.
1 год обучения – 144 часа.
2 год и последующие – 216 часов.
Язык реализации программы: обучение по программе осуществляется на
русском языке в соответствии со ст.14 ФЗ-273 и Уставом МБУДО Моздокского
ЦДТ.
Форма обучения: очная
Методы обучения:
словесные (описание, объяснение, беседа);
наглядные (фотографии, иллюстрации, видеозаписи, показ движений
педагогом);
практические (репродуктивные, самостоятельная работа, сравнительный
анализ, самоконтроль).
речевое общение с детьми; правильная ориентация движения на площадке
(к стене, к двери, в центр, из центра);
речь, опережающая события;
речь, подтверждающая действия;
синхронное и зеркальное восприятие;
перевод из одного пространства
в другое (приучение детей
ориентированию на разных площадках – в классе, на сцене; ощущению
группового и индивидуального пространства);
использование различных типов восприятия детьми изучаемого материала;
обращение внимания на индивидуальную культуру исполнения
(замечать способности каждого ребенка);
Форма реализации образовательного процесса – традиционная.
Организационная форма обучения – групповые, подгрупповые,
индивидуальные, репетиционные занятия, разновозрастные группы.
Режим занятий:
1 год обучения – 2 раза в неделю, по 2 часа;
2 год и последующие – 3 раза в неделю по 2 часа;
Сводный учебный план
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Раздел
программы
Вводные занятия.
Инструктаж
по технике безопасности.
Количество часов
1г.
2 г.
2
2
3 г.
4 г.
5 г.
2
2
2
___
___
Ритмика.
Основы
танца.
60
72
52
38
78
78
100
94
40
___
40
___
40
___
40
40
24
30
44
44
2
2
4
216
4
216
классического
Партерная гимнастика.
Основы
танца.
народного
Постановочная
работа.
Беседы (по истории
хореографического искусства)
___
___
20
___
40
___
Итоговые занятия.
Всего:
4
144
4
216
4
216
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
1.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
4.1
4.2
4.3
4.5
4.6
4.7
5.
6.
7.
8.
Наименование разделов и тем
Введение в образовательную программу.
Инструктаж по технике безопасности.
Ритмика:
Упражнения, развивающие чувство ритма
Подготовительные упражнения, основные
стойки, положения рук и ног.
Развитие мышечного чувства.
Развитие отдельных групп мышц и
подвижности суставов.
Освоение приемов движения.
Активизация и развитие творческих
способностей.
Построения и перестроения в группы.
Танцы, пляски и танцевальные упражнения.
Совершенствование движений.
Основы классического танца:
Постановка корпуса.
Экзерсис у станка.
Экзерсис на середине зала.
Аллегро.
Партерная гимнастика:
Упражнения для стоп из положения сидя.
Упражнения для коленей из положения сидя.
Упражнения для бедер из положения сидя.
Упражнения для гибкости и выворотности.
Элементы растяжки.
Маховые движения
Основы народного танца:
Беседы (по истории хореографического
искусства)
Постановочная работа.
Итоговые занятия
ВСЕГО:
Форма аттестации,
контроля
Всего
часов
Теор.
2
1
Пра
кт.
1
60
4
4
15
1
1
45
3
3
10
10
2
2
8
8
Наблюдение педагога;
3
7
1
1
2
6
Наблюдение педагога;
4
13
5
38
4
25
4
5
40
2
2
4
11
15
6
-
2
4
1
8
1
5
1
1
8
Практическое задание;
1
3
3
1
2
9
4
30
3
20
3
4
32
2
2
3
8
12
5
4
2
2
Терминологический
опрос;
аттестация;
144
34
110
Теоретический опрос;
Зачет;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Творческий этюд;
Творческое задание;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Содержание программы первого года обучения
Раздел № 1. Вводное занятие.
Знакомство с детьми. Рассказ о целях и задачах программы, о видах
деятельности на занятиях хореографии. Инструктаж по технике безопасности.
Правила поведения в танцевальном классе.
Раздел № 2. Ритмика.
1.Упражнения, развивающие чувство ритма: с хлопками, со стихами, с мячём. 2.
Подготовительные упражнения, основные стойки, положения рук и ног.
3. Развитие мышечного чувства: "Расслабление мышц плечевого пояса",
Расслабление и напряжение мышц корпуса, "Деревянные и тряпичные куклы","
Твердые и мягкие руки", "Твердые и мягкие ноги","Мельница", "Маятник".
4. Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: "Наклоны,
выпрямления
и
повороты
головы",
"Паровозик","Растягивать
резинку","Упражнение для кистей рук","Кошка выпускает когти","Перелазить
через
сцепленные
руки","Поднимание
согнутой
в
колене
ноги",
"Полуприседание","Упражнение для ступни", "Вставание на полупальцы".
5. Освоение приемов движения: "Пружинки", "Тугая резинка","Поющие руки",
"Взлетайте ленты".
6. Активизация и развитие творческих способностей детей: "Лесорубы","Не
потеряй пушинку".
7. Построения и перестроения в группы: "Построение в колонны", "Колонну
пар","Построение в шеренгу, цепочку, круг".
8. Танцы, пляски и танцевальные упражнения: "Попляшем","Отойди и подойди",
«Тик-так».
9.Совершенствование движений.
Раздел № 3. Основы классического танца.
1. Постанова корпуса. Апломб.
2. Изучение позиций ног : 1,2,5.
3. Изучение позиций и положений рук.
4. demi plie по 1, 2, позже 5 п.
5. releve
6. Battements tendus из 1 п. в сторону
7. Battements tendus jete из 1 п. в сторону
8. demi rond de jambe par terree на 2 такта
9. Положение ноги passe - retere
10. Положение ноги passe par terree
11. Battements relevelents по 1 п. в сторону
12. 1 por de bras (постановка рук)
13. Temps leve soute на 4 счета
Раздел №4. Партерная гимнастика.
1. Упражнения для стоп из положения сидя.
2. Упражнения для коленей из положения сидя.
3. Упражнения для бедер (круговые движения) из положения сидя.
4. Упражнения для гибкости и выворотности.
5. Элементы растяжки.
6. Маховые движения.
Раздел № 5. Основы народного танца. Не изучается.
Раздел № 6. Беседы (по истории хореографического искусства). Не
изучается.
Раздел № 7. Постановочная работа. Не изучается.
Раздел № 8. Итоговые занятия.
Аттестация обучающихся с целью выявление уровня усвоения программы.
К КОНЦУ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Дети будут ЗНАТЬ:
музыкально-ритмический комплекс
основы классического танца, позиции рук и ног
Дети будут УМЕТЬ:
вовремя начать движение при двухтактовом вступлении и закончить его с
концом музыкального предложения
выполнять следующие динамические движения: подскоки, боковой галоп,
шаг польки, танцевальные шаги
иметь определенный уровень координации
иметь навык выразительного движения.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Теор.
Практ.
Форма аттестации,
контроля
Теоретический опрос;
зачет;
2
1
1
2.
2.1
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности.
Ритмика:
Комплекс музыкально-ритмических упражнений
72
4
15
1
57
3
Наблюдение педагога;
2.2
Разминка по кругу.
12
2
10
Наблюдение педагога;
13
4
8
3
1
1
10
3
7
Наблюдение педагога;
12
14
5
78
21
45
12
40
4
6
6
5
5
2
3
2
2
3
2
2
4
1
7
1
5
1
7
1
1
1
1
1
10
10
4
71
20
40
11
33
3
5
5
4
4
2
2
2
2
2
2
Практическое задание;
1.
Развитие мышечного чувства.
Прыжки.
Активизация и развитие творческих
способностей.
2.6 Построения и перестроения в группы.
2.7 Танцы, пляски и танцевальные упражнения.
2.8 Совершенствование движений.
3.
Основы классического танца:
3.1 Постановка корпуса.
3.2 Экзерсис у станка.
3.3 Экзерсис на середине зала.
3.4 Аллегро.
4.
Партерная гимнастика:
4.1 Упражнения из положения стоя.
4.2 Упражнения из положения сидя.
4.3 Упражнения из положения: лежа на спине.
4.4 Упражнения из положения: лежа на животе.
4.5 Упражнения на боку.
4.6 Упражнения, стоя на четвереньках.
4.7 Комплекс упражнений выученных ранее.
4.8 Упражнения, развивающие гибкость.
4.9 Упражнения, развивающие растяжку.
4.10 Упражнения, развивающие выворотность.
4.11 Обобщение и закрепление пройденного
материала.
5.
Основы народного танца:
6.
Беседы (по истории хореографического
искусства)
7.
Постановочная работа.
2.3
2.4
2.5
8.
Итоговые занятия
ВСЕГО:
1
1
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Творческий этюд;
Творческое задание;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Творческий этюд;
20
3
17
Творческое задание;
4
2
2
Терминологический
опрос;
аттестация;
216
35
181
Содержание программы второго года обучения
Раздел № 1. Вводное занятие.
Организационный сбор. Встреча с детьми. Обсуждение планов на будущий
учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в
танцевальном классе.
Раздел № 2. Ритмика.
1. Упражнения, развивающие чувство ритма: с хлопками, со стихами, с мячём
2. Разминка по кругу. Включает шаг с носка, с каблука, на полупальцах, на пятках,
с высоким подниманием бедра (с вытянутым коленом, на плие), бег с захлёстом,
с прямыми ногами вперёд и назад, боковой галоп, подскоки.
3. Развитие мышечного чувства: из положения сидя, скручивать корпус в
положение лежа, то вправо, то влево(№15); из положения стоя на коленях
садиться то вправо, то влево, возвращаясь в исходное положение(№16); сжаться
«в комок», вытянуться, встав на колени и прогнуться назад (№19); из положения
стоя на четвереньках вставать, выпрямляя колени и руки, не отрываясь от пола,
вернуться в исходное положение (№18); из положения лежа на животе
выпрямиться в дощечку руки вверх, поочерёдно выполнять покачивание вперёд
и назад(№20); из положения лёжа на спине, выполнить стойку вверх, затем
опустить прямые ноги , стараясь коснуться вытянутыми носками пола, затем
согнуть колени, поставив их на пол за ушами, вернуться в исходное
положение(№23).
Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: садиться и вставать
на колени из положения сидя на полу, ноги в согнутом положении по сторонам
от бедер (№14); из положения стоя на коленях ложиться на спину на пол, руки
на поясе, спину не сгибать, вернуться в исходное положение (№19);
Махи из положения стоя: согнутой ногой вперед и в сторону, прямой ногой
отдельно вперед, отдельно в сторону, прямой ногой вперед-назад (№24); махи
стоя на четвереньках прямой ногой назад и вверх (№25); махи прямой ногой
лежа на спине вперед и лежа на боку в сторону (№26).
4. Прыжки: на правой ноге, на левой ноге, скрестив ноги, в стороны – вместе, из
положения сидя, раскрывая руки и ноги в воздухе, с разворотом на четверть
круга, на половину круга вправо и влево (№3).
5. Активизация и развитие творческих способностей детей: пластические этюды
под чтение стихов – Считалочка, Ручеёк, Бабочка, Мячик
6. Построения и перестроения в группы: "Построение в колонны", "Колонну
пар", "Построение в шеренгу, цепочку, круг" и др.
7. Танцы, пляски и танцевальные упражнения: «Танцевальное упражнение в
парах по кругу с хлопками», «Берлинская полька», «Сударушка».
8. Совершенствование движений.
Раздел № 3. Основы классического танца.
1. Постанова корпуса. Апломб.
2. Постановка рук: 1, 2, 3 позиции.
3. releve
4. Комбинация demi et grand plie по 1, 2, 5 п.
6. Battements tendus из 5 п. во все направления в комбинации с padegage
7. Battements tendus jete из 5 п. Во все направления
8. demi rond de jambe par terree по точкам, а также rond de jambe par terree
9. Положение ноги passe - retere
10. Положение ноги passe par terree
11. Battements relevelents из 5 п. в сторону в комбинации с passe - retere
12. grand battements jete во всех направлениях
13. 1 por de bras
14. Temps leve soute на 4 счета (с подготовкой)
Раздел №4. Партерная гимнастика.
1. Упражнения для рук из положения стоя.
2. Упражнения для стоп из положения сидя.
3. Поднимание ног на 90 градусов из положения лежа.
4. Броски на 90 градусов из положения лежа.
5. Большие круги ногами к себе и от себя, поочередно то правой, то левой
ногой.
6. "Складочка".
7. Поднимание ног полусидя.
8. Садиться и ложиться, одновременно отрывая ноги и лопатки.
9. Лежа на спине: "Заноски".
10. Лежа на животе: поднимание прямой ноги, затем обеих ног.
11. Лежа на животе большие броски назад.
12. Лежа на животе поднимать корпус назад, держа руки в 3 позиции, с
последующей фиксацией в конечной точке.
13. Лежа на животе: рабочая нога находится в положении passe, отрывается от
пола по 1\8 т.
14. "Корзинка".
15. "Корзинка" с фиксацией и с качалкой.
16. Стоя на "четвереньках" большие броски в кольцо назад.
17. Мелкое покачивание вытянутой ногой в положении лежа на боку.
18. Мелкое покачивание ногой, поднятой на 90 градусов (вниз) из положения
лежа на боку.
19. Взявшись за носки в положении сидя лечь грудью в складочку.
20. Заноски по 5 п. руки во 2 п. из положения сидя.
21. Из положения стоя: держась за опору открывать ногу в сторону через
положение attitude вперед.
22. Полный комплекс упражнений.
23. Упражнения, развивающие гибкость.
24. Упражнения, развивающие растяжку.
25. Упражнения, развивающие выворотность.
26. Полный комплекс упражнений (стоя, сидя, лежа, у опоры).
27. Обобщение и закрепление пройденного материала.
Раздел № 5. Основы народного танца. Не изучается.
Раздел № 6. Беседы (по истории хореографического искусства).
Не изучается.
Раздел № 7. Постановочная работа.
Постановка ранее запланированного танца или этюда.
Раздел №8. Итоговые занятия.
Аттестация обучающихся с целью выявление уровня усвоения программы
К КОНЦУ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Дети будут ЗНАТЬ:
музыкально-ритмический комплекс
основы классического танца, основные упражнения, выполняемые лицом
к опоре
обучающийся должен адаптироваться в коллективе
Дети будут УМЕТЬ:
прохлопать простой ритм
выполнять следующие динамические движения: комбинированный
боковой галоп, шаг польки лицом и спиной, танцевальные шаги с
использованием «за-такта» и по 1/8 доли
иметь хороший уровень координации
иметь простейшие двигательные навыки
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
Наименование разделов и тем
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности.
2.
Ритмика:
2.1 Разминка по кругу.
2.2 Развитие мышечного чувства.
2.3 Прыжки.
2.4 Освоение приемов движения.
2.5 Активизация и развитие творческих
способностей.
2.6 Построения и перестроения в группы.
2.7 Танцы, пляски и танцевальные упражнения.
2.8 Совершенствование движений.
3.
Основы классического танца:
3.1 Постановка корпуса.
3.2 Экзерсис у станка.
3.3 Экзерсис на середине зала.
3.4 Аллегро.
4.
Партерная гимнастика:
4.1 Упражнения из положения стоя.
4.2 Упражнения из положения сидя.
4.3 Упражнения из положения: лежа на спине.
4.4 Упражнения из положения: лежа на животе.
4.5 Упражнения на боку.
4.6 Упражнения, стоя на четвереньках.
4.7 Комплекс упражнений выученных ранее.
4.8 Упражнения, развивающие гибкость.
4.9 Упражнения, развивающие растяжку.
4.10 Упражнения, развивающие выворотность.
4.11 Обобщение и закрепление пройденного
материала.
5.
Основы народного танца:
6.
Беседы (по истории хореографического
искусства)
7.
Постановочная работа
8.
Итоговые занятия
1.
ВСЕГО:
Всего
часов
Теор.
Практ.
Форма аттестации,
контроля
2
1
1
Теоретический опрос;
зачет;
52
4
4
13
4
4
12
1
1
3
1
1
40
3
3
10
3
3
4
14
5
78
21
45
12
40
4
6
6
5
5
2
3
2
2
3
2
1
4
1
7
1
5
1
7
1
1
1
1
1
3
10
4
71
20
40
11
33
3
5
5
4
4
2
2
2
2
2
2
1
1
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Практическое задание;
Творческий этюд;
Творческое задание;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Творческое задание;
40
4
3
2
37
2
216
33
183
Творческое задание;
Терминологический
опрос; Аттестация;
Содержание программы третьего года обучения
Раздел № 1. Вводное занятие.
Организационный сбор. Встреча с детьми. Обсуждение планов на будущий
учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в
танцевальном классе.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Раздел № 2. Ритмика.
Упражнения, развивающие чувство ритма: с хлопками, со стихами, с мячём
Разминка по кругу. Включает шаг с носка, с каблука, на полупальцах, на
пятках, с высоким подниманием бедра (с вытянутым коленом, на плие), бег
с захлёстом, с прямыми ногами вперёд и назад, боковой галоп, подскоки.
Развитие мышечного чувства: из положения сидя, скручивать корпус в
положение лежа, то вправо, то влево(№15); из положения стоя на коленях
садиться то вправо, то влево, возвращаясь в исходное положение(№16);
сжаться «в комок», вытянуться, встав на колени и прогнуться назад (№19);
из положения стоя на четвереньках вставать, выпрямляя колени и руки, не
отрываясь от пола, вернуться в исходное положение (№18); из положения
лежа на животе выпрямиться в дощечку руки вверх, поочерёдно выполнять
покачивание вперёд и назад(№20); из положения лёжа на спине, выполнить
стойку вверх, затем опустить прямые ноги , стараясь коснуться вытянутыми
носками пола, затем согнуть колени, поставив их на пол за ушами, вернуться
в исходное положение(№23).
Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: садиться и
вставать на колени из положения сидя на полу, ноги в согнутом положении
по сторонам от бедер (№14); из положение стоя на коленях ложиться на
спину на пол, руки на поясе, спину не сгибать, вернуться в исходное
положение (№19);
Махи из положения стоя: согнутой ногой вперед и в сторону, прямой ногой
отдельно вперед, отдельно в сторону, прямой ногой вперед-назад(№24);
махи стоя на четвереньках прямой ногой назад и вверх (№25); махи прямой
ногой лежа на спине вперед и лежа на боку в сторону (№26).
Прыжки: на правой ноге, на левой ноге, скрестив ноги, в стороны – вместе,
из положения сидя, раскрывая руки и ноги в воздухе, с разворотом на
четверть круга, на половину круга вправо и влево(№3).
Активизация и развитие творческих способностей детей: пластические
этюды под чтение стихов – Считалочка, Ручеёк, Бабочка, Мячик
Построения и перестроения в группы: "Построение в колонны", "Колонну
пар", "Построение в шеренгу, цепочку, круг" и др.
9. Танцы, пляски и танцевальные упражнения: «Танцевальное упражнение в
парах по кругу с хлопками», «Берлинская полька», «Сударушка».
10. Совершенствование движений.
Раздел № 3. Основы классического танца.
1. Постанова корпуса. Апломб.
2. Постановка рук: 1, 2, 3 позиции.
3. releve
4. Комбинация demi et grand plie по 1, 2, 5 п.
5. Battements tendus из 5 п. во все направления в комбинации с padegage
6. Battements tendus jete из 5 п. во все направления
7. rond de jambe par terree с passe par terree по точкам
8. Комбинации Battements frappes носком в пол
9. Battements fondus носком в пол
10. Положение ноги на щиколотке – sur le cou-de-pie (условное обхватное)
11. Battements relevelents из 5 п. в сторону в комбинации с passe - retere
12. grand battements jete во всех направлениях
13. 1 por de bras
14. Temps leve soute на 4 счета (с подготовкой)
15. Экзерсис на середине зала: demi et grand plie по 1, 2, 5 п. без работы рук
16. Экзерсис на середине зала: battements tendus из 5 п. во все направления без
работы рук
17. Экзерсис на середине зала: battements tendus jete из 5 п. Во все направления
без работы рук
18. Экзерсис на середине зала: demi rond de jambe par terree по точкам
19. Экзерсис на середине зала: battements relevelents в сторону, без работы рук
20. Экзерсис на середине зала: grand battements jete в сторону, без работы рук
Раздел №4. Партерная гимнастика.
1. Упражнения для рук из положения стоя.
2. Упражнения для стоп из положения сидя.
3. Поднимание ног на 90 градусов из положения лежа.
4. Броски на 90 градусов из положения лежа.
5. Большие круги ногами к себе и от себя, поочередно то правой, то левой
ногой.
6. "Складочка".
7. Поднимание ног полусидя.
8. Садиться и ложиться, одновременно отрывая ноги и лопатки.
9. Лежа на спине: "Заноски".
10. Лежа на животе: поднимание прямой ноги, затем обеих ног.
11. Лежа на животе большие броски назад.
12. Лежа на животе поднимать корпус назад, держа руки в 3 позиции, с
последующей фиксацией в конечной точке.
13. Лежа на животе: рабочая нога находится в положении passe, отрывается от
пола по 1\8 т.
14. "Корзинка".
15. "Корзинка" с фиксацией и с качалкой.
16. Стоя на "четвереньках" большие броски в кольцо назад.
17. Мелкое покачивание вытянутой ногой в положении лежа на боку.
18. Мелкое покачивание ногой, поднятой на 90 градусов (вниз) из положения
лежа на боку.
19. Взявшись за носки в положении сидя лечь грудью в складочку.
20. Заноски по 5 п. руки во 2 п. из положения сидя.
21. Из положения стоя: держась за опору открывать ногу в сторону через
положение attitude вперед.
22. Полный комплекс упражнений.
23. Упражнения, развивающие гибкость.
24. Упражнения, развивающие растяжку.
25. Упражнения, развивающие выворотность.
26. Полный комплекс упражнений (стоя, сидя, лежа, у опоры).
27. Обобщение и закрепление пройденного материала.
Раздел № 5. Основы народного танца. Не изучается.
Раздел № 6. Беседы (по истории хореографического искусства).
Не изучается.
Раздел № 7. Постановочная работа.
Постановка ранее запланированного танца или этюда.
Раздел № 8. Итоговые занятия.
Аттестация обучающихся с целью выявление уровня усвоения программы.
К КОНЦУ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Дети будут ЗНАТЬ:
комплекс партерной гимнастики
основы классического танца, исполнять их держась одной рукой за опору
приобрести знания по музыкальной азбуке
Дети будут УМЕТЬ:
владеть сложной координацией
более совершенные навыки в области классического танца
образно мыслить
№
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Всего Теор. Практ. Форма аттестации,
Наименование разделов и тем.
часов
Вводное занятие: инструктаж по технике
безопасности.
2.
Ритмика:
3.
Основы классического танца:
3.1 Экзерсис у станка.
3.2 Экзерсис на середине.
3.3 Аллегро.
4.
Партерная гимнастика:
4.1 Упражнения из положения стоя.
4.2 Упражнения из положения сидя.
4.3 Упражнения из положения: лежа на спине.
4.4 Упражнения из положения: лежа на
животе.
4.5 Упражнения на боку.
4.6 Упражнения, стоя на четвереньках.
4.7 Комплекс упражнений выученных ранее.
4.8 Упражнения, развивающие гибкость.
4.9 Упражнения, развивающие растяжку.
4.10 Упражнения, развивающие выворотность.
4.11 Обобщение и закрепление пройденного
материала.
5.
Основы народного танца:
5.1 Русский народно-сценический танец.
5.2 Белорусский народо-сценический танец.
6.
Беседы (по истории хореографического
искусства)
6.1 Музыкальные жанры: марш, танец, песня.
Музыкальные размеры: 2\4, 3\4, 4\4.
6.2 Первые танцы древности.
7.
Постановочная работа.
8.
Итоговые занятия
1.
ВСЕГО:
контроля
2
100
70
10
20
40
4
6
6
5
Теоретический опрос;
зачет;
2
10
6
1
3
7
1
1
1
1
90
64
9
17
33
3
5
5
4
5
2
3
2
2
3
2
1
4
2
2
2
2
2
2
24
14
10
2
3
2
1
2
1
1
21
12
9
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Творческий этюд;
Творческий показ;
Творческий показ;
1
Беседа, опрос;
44
4
1
3
2
41
2
Беседа, опрос;
Творческое задание;
Терминологический
опрос; Аттестация;
216
29
187
Содержание программы четвертого года обучения
Раздел № 1. Вводное занятие.
Организационный сбор. Встреча с детьми. Обсуждение планов на будущий
учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел № 2. Ритмика.
Не изучается.
Раздел № 3. Основы классического танца.
1. Комбинации Grand et demi plies, releve по 1, 2, 5 п.
2. Комбинации Battements tendus pur le pied из 5 п.
3. Комбинации Battements tendus jete puqie из 5 п.
4. Комбинации rond de jambe par terree en dehors et en dedans
5. Комбинации Battements frappes на 45 градусов во всех направлениях
6. Battements fondus на 45 градусов во всех направлениях
7. Battements relevelents во всех направлениях
8. Temps leve soute по 1, 2, 5 п. в такт
9. 2 por de bras на 4 такта
10. Pas eschappe по 2 п.
11. changement de pied
12. перегибы корпуса назад и в сторону (лицом к станку)
13. grand battements jete во всех направлениях
14. 2 por de bras на 2 такта
15. Экзерсис на середине (повтор всех движений у станка)
16. Подготовка к вращениям из 2 позиции
17. Весь экзерсис у станка, выученный ранее.
18. Весь экзерсис на середине зала, выученный ранее
19. Вращение по диагонали по 2 позиции.
Раздел № 4. Партерная гимнастика.
1. Упражнения для рук из положения стоя.
2. Упражнения для стоп из положения сидя.
3. Поднимание ног на 90 градусов из положения лежа.
4. Броски на 90 градусов из положения лежа.
5. Большие круги ногами к себе и от себя, поочередно то правой, то левой
ногой.
6. "Складочка".
7. Поднимание ног полусидя.
8. Садиться и ложиться, одновременно отрывая ноги и лопатки.
9. Лежа на спине: "Заноски".
10. Лежа на животе: поднимание прямой ноги, затем обеих ног.
11. Лежа на животе большие броски назад.
12. Лежа на животе поднимать корпус назад, держа руки в 3 позиции, с
последующей фиксацией в конечной точке.
13. Лежа на животе: рабочая нога находится в положении passe, отрывается
от пола по 1\8 т.
14. "Корзинка".
15. "Корзинка" с фиксацией и с качалкой.
16. Стоя на "четвереньках" большие броски в кольцо назад.
17. Мелкое покачивание вытянутой ногой в положении лежа на боку.
18. Мелкое покачивание ногой, поднятой на 90 градусов (вниз) из положения
лежа на боку.
19. Взявшись за носки в положении сидя лечь грудью в складочку.
20. Заноски по 5 п. руки во 2 п. из положения сидя.
21. Из положения стоя: держась за опору открывать ногу в сторону через
положение attitude вперед.
22. Полный комплекс упражнений.
23. Упражнения, развивающие гибкость.
24. Упражнения, развивающие растяжку.
25. Упражнения, развивающие выворотность.
26. Полный комплекс упражнений (стоя, сидя, лежа, у опоры).
27. Обобщение и закрепление пройденного материала.
Раздел № 5. Основы народного танца.
1. Русский народный танец: основные положения рук и ног, поклоны,
перетопы, простые шаги. "Гармошка", "Елочка", припадание, веревочка.
2. Белорусский народный танец "Лявониха": Положения рук в сольном и
массовом танцах, притопы, подскоки на двух ногах, основной ход.
Раздел № 6. Беседы по истории хореографического искусства.
1. Музыкальные жанры: марш, танец, песня. Музыкальные размеры: 2\4, 3\4,
4\4.
2. Первые танцы древности.
Раздел № 7. Постановочная работа.
Постановка ранее запланированного танца или этюда.
Раздел № 8. Итоговые занятия.
Аттестация обучающихся с целью выявление уровня усвоения программы.
К КОНЦУ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Дети будут ЗНАТЬ:
точные названия всех упражнений, выполняемых у станка
что такое музыкальный жанр, музыкальный размер
Дети будут УМЕТЬ:
распознать характер музыкального сопровождения
выполнять учебно-тренировочные упражнения с вытянутым носком,
коленями, ровной спиной
выполнять прыжки с мягким приземлением
исполнять основные шаги русского и белорусского танцев.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 5 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
Всего
часов
1.
Вводное занятие: инструктаж по технике
2
безопасности.
2.
Ритмика.
3.
Основы классического танца.
94
3.1 Экзерсис у станка.
48
3.2 Экзерсис на середине.
36
3.3 Аллегро.
10
4.
Партерная гимнастика
40
4.1 Упражнения из положения стоя.
4
4.2 Упражнения из положения сидя.
5
4.3 Упражнения из положения лежа на спине.
5
4.4 Упражнения из положения лежа на
6
животе.
4.5 Упражнения на боку.
4
4.6 Упражнения стоя на четвереньках.
2
4.7 Комплекс упражнений, выученных ранее.
4
4.8 Упражнения, развивающие гибкость.
2
4.9 Упражнения, развивающие растяжку.
2
4.10 Упражнения, развивающие выворотность.
4
4.11 Обобщение и закрепление пройденного
2
материала.
5.
Основы народного танца.
30
5.1
5.2
5.3
6.
6.1
6.2
7.
8.
Наименование разделов и тем
Теор.
Прак
т.
Теоретический опрос;
зачет;
2
10
4
4
2
7
1
1
1
1
84
44
32
8
33
3
4
4
5
1
3
2
3
2
2
3
2
1
1
Форма аттестации,
контроля
6
24
2
2
2
2
8
8
8
Русский танец.
Итальянский танец.
Молдавский танец.
Беседы по истории хореографического
искусства
Возникновение первых балетов.
Начало хореографического образования в
России.
Постановочная работа.
Итоговые занятия
10
10
10
2
44
4
3
2
41
2
ВСЕГО:
216
32
184
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Наблюдение педагога;
Творческий этюд;
Творческий показ;
Творческий показ;
Творческий показ;
Беседа, опрос;
Беседа, опрос;
1
1
Творческое задание;
Терминологический
опрос; Аттестация;
Содержание программы пятого года обучения
Раздел № 1. Вводное занятие.
Организационный сбор. Встреча с детьми. Обсуждение планов на будущий
учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел №2. Ритмика.
Не изучается.
Раздел № 3. Основы классического танца.
1. Double battements tendus
2. Battements tendus jete balancoir
3. rond de jambe par terree en dehors et en dedans на demi-plie
4. Малые и большие позы croise, efface, ecartee вперед и назад
5. battements tendus в малых и больших позах
6. battements tendus jete в малых и больших позах
7. battements fondus на всей стопе на 45 градусов
8. battements double frappes на всей стопе на 45 градусов
9. Экзерсис на середине зала: demi plie по 1, 2, 5 п.
10.Экзерсис на середине зала: battements tendus из 1 и 5 позиций
вперед, в сторону, назад
11. Экзерсис на середине зала: battements tendus jete из 1 и 5 позиций вперед, в
сторону, назад
12. Petit battements sur le cou- de- pied
13. par tomber
14. battements relevelents на 90 градусов во всех направлениях в малых и
больших позах
15. battements developpes во всех направлениях
16. 1,2,3,4 arabesque носком в пол
17. grand plie по 4 позиции
18. grand battements jete во всех направлениях в малых и больших позах
19. Grand battements jete pointes
20. 3 por de bras
21. Экзерсис на середине зала: demi rond et rond de jambe par terree
22. Полуповороты на полупальцах en dehors et en dedans
23. Par balance
24. Par de bourree simple en face
25. Temps lie par terree (1 форма)
26. pas assemble в сторону
Раздел № 4. Партерная гимнастика.
1. Упражнения для рук из положения стоя.
2. Упражнения для стоп из положения сидя.
3. Поднимание ног на 90 градусов из положения лежа.
4. Броски на 90 градусов из положения лежа.
5. Большие круги ногами к себе и от себя, поочередно то правой, то левой
ногой.
6. "Складочка".
7. Поднимание ног полусидя.
8. Садиться и ложиться, одновременно отрывая ноги и лопатки.
9. Лежа на спине: "Заноски".
10. Лежа на животе: поднимание прямой ноги, затем обеих ног.
11. Лежа на животе большие броски назад.
12. Лежа на животе поднимать корпус назад, держа руки в 3 позиции, с
последующей фиксацией в конечной точке.
13. Лежа на животе: рабочая нога находится в положении passe, отрывается от
пола по 1\8 т.
14. "Корзинка".
15. "Корзинка" с фиксацией и с качалкой.
16. Стоя на "четвереньках" большие броски в кольцо назад.
17. Мелкое покачивание вытянутой ногой в положении лежа на боку.
18. Мелкое покачивание ногой, поднятой на 90 градусов (вниз) из положения
лежа на боку.
19. Взявшись за носки в положении сидя лечь грудью в складочку.
20. Заноски по 5 п. руки во 2 п. из положения сидя.
21. Из положения стоя: держась за опору открывать ногу в сторону через
положение attitude вперед.
22. Полный комплекс упражнений.
23. Упражнения, развивающие гибкость.
24. Упражнения, развивающие растяжку.
25. Упражнения, развивающие выворотность.
26. Полный комплекс упражнений (стоя, сидя, лежа, у опоры).
27. Обобщение и закрепление пройденного материала.
Раздел № 5. Основы народного танца.
1. Русский народный танец: хороводные шаги, "моталочка", "ковырялочка",
ключи.
2. Итальянский сценический танец "Тарантелла": положения рук и ног,
характерные для танца, движения рук с тамбурином, шаг с ударом носком по полу,
бег тарантеллы, движения в паре.
3. Молдавский народный танец "Молдовеняска": положения рук, основной
ход, вращения в паре, "ключ" молдавский.
Раздел № 6. Беседы по истории хореографического искусства.
1. Возникновение первых балетов.
2. Начало хореографического образования в России.
Раздел № 7. Постановочная работа.
Разучивание ранее запланированного этюда, затем танца.
Раздел № 8. Итоговые занятия.
Аттестация обучающихся с целью выявление уровня усвоения программы.
К КОНЦУ 5 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Дети будут ЗНАТЬ:
упражнения, стоя боком к станку, держась одной рукой
о возникновении и становлении балета в России
Дети будут УМЕТЬ:
исполнять движения на мелодию из за-такта
исполнять движения русского танца: хороводные шаги, «моталочка»,
«ковырялочка», ключи
исполнять движения итальянского танцев.
Планируемые результаты.
Ритмика:
• навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными
движениями;
• умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
• навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;
• знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца,
слаженности и культуре исполнения танца;
• умение исполнять простые танцевальные этюды и танцы;
• умение ориентироваться на сценической площадке;
• умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ; владение
различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие
физических данных;
• владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
• навыки комбинирования движений;
• навыки ансамблевого исполнения, сценической практики;
• знание основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой
в музыке;
Партерная гимнастика:
• знание анатомического строения тела;
• знание комплекса музыкально-ритмических движений;
• знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;
• знание о роли физической культуры и спорта в формировании здорового
образа жизни;
• умение выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей
гимнастики с учетом
индивидуальных особенностей организма;
• умение сознательно управлять своим телом;
• умение распределять движения во времени и пространстве;
• владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;
• навыки координации движений;
Классический танец:
• знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
• знание балетной терминологии;
• знание элементов и основных комбинаций классического танца;
• знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных
комбинаций;
• знание средств создания образа в хореографии;
• знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических
выразительных средств;
• умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного
хореографического репертуара;
• умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;
• умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять
рисунок танца;
• умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже
классического танца и разучивании хореографического произведения;
Народно-сценический танец:
• знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с
партнерами на сцене;
• знание балетной терминологии;
• знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
• знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных
комбинаций;
• знание средств создания образа в хореографии;
• знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических
выразительных средств;
• умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца,
произведения учебного хореографического репертуара;
• умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических
площадках;
• умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов
народно-сценических танцев;
• умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять
рисунок при исполнении народно-сценического танца;
• умение понимать и исполнять указания преподавателя;
• умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;
• навыки музыкально-пластического интонирования;
Постановочная работа:
• умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под
руководством преподавателя;
• умение работы в танцевальном коллективе;
• умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
• умение понимать и исполнять указания преподавателя, творчески работать над
хореографическим произведением на репетиции;
• навыки участия в репетиционной работе;
История хореографического искусства:
• знание основных этапов развития хореографического искусства;
• знание основных отличительных особенностей хореографического искусства
различных исторических эпох, стилей и направлений;
• знание имен выдающихся представителей и творческое наследие
хореографического искусства различных эпох;
• знание основных этапов становления и развития русского балета;
• умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом
времени его создания, стилистических особенностей, содержательности,
взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания
хореографических образов;
Формы контроля. Аттестация
Аттестация - за период обучения в хореографическом коллективе учащиеся
получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых
проверяется диагностическими методиками. Согласно нормативным документам
по дополнительному образованию, диагностика проводится на трёх этапах: в
начале, в середине и в конце учебного года. Дополнительными средствами
контроля являются участие в концертах, фестивалях, конкурсах, промежуточная и
итоговая аттестация.
Входная аттестация проводится при приеме детей и в начале учебного года.
Промежуточная аттестация проводится в середине года (декабрь) и при переходе на
следующий год обучения (май). Итоговая – при окончании программы.
При аттестации учитываются предметные, метапредметные, личностные
результаты (самостоятельность, социальная и творческая активность, старание
и прилежание) и качества исполнительской деятельности – творческого продукта –
танца.
Основной формой предъявления результата является танцевальный номер. В
диагностике по программе танцевальный номер оценивается по следующим
критериям:
- музыкальность и ритмичность исполнения,
- техничность исполнения,
- синхронность исполнения,
- линии и пластика,
- артистизм исполнения,
- культура артиста.
Оценочные средства:
Входная аттестация – проводится в форме опроса, вербального и невербального
теста (Оценочный лист обучающегося. Приложение №1);
Текущий контроль – осуществляется методами наблюдения, тестирования,
коллективной рефлексии (наблюдение педагога, устная оценка, творческий этюд,
устный зачет, практическое занятие, творческий этюд, корректировка движений.
итоговые занятия проводятся в конце каждого полугодия); (Приложение №2)
Аттестация по итогам учебного года – проводится в форме зачетных занятий,
контрольных заданий с самостоятельным решением творческих задач и с учетом
результатов выступлений на мероприятиях и конкурсах (В конце учебного года
заполняется карта-схема творческой активности на каждого обучающегося).
Приложение №3.
Методические материалы:
№
1
2
3
4
5
Наименование элементов перечня
Сборник дидактических игр по хореографии
Игры «Птичий домик», игра «Цыплята и коршун» (для групповой
работы),
«Передай предмет по кругу»»
Основы ритмики, хореографии, сценического движения (дидактический
материал), cd-диски, иллюстрации
Игра «В мире много сказок» (путешествие по различным станциям
«танцевальная», «игровая», «загадочная» с муз. сопровождением
Уфимцева Н.И. «Воспитание ребенка».
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Материально-техническое
программы:
обеспечение
для
реализации
данной
Наличие условий для занятий (станков, зеркал, светлого помещения);
Раздевалка для обучающихся;
Наличие специальной танцевальной формы (купальник, балетки);
Наличие аудиоаппаратуры с флеш-носителем;
Наличие танцевальных костюмов;
Наглядные пособия и методические разработки, специальная литература;
Наличие дидактического материала (игрушки, ленты, платочки, мячи,
шары и другие, необходимые для танца атрибуты, а также картинки,
декорации и т.д.).
8. Наличие музыкального инструмента;
9. Родители должны обеспечить ребёнка соответствующей формой для
занятий, мягкой и твёрдой обувью, пуантами (индивидуально), а также
профессиональной концертной формой.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Кадровое обеспечение:
Педагог, работающий по данной программе должен иметь базовое
профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к
инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем
методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному
образованию в течение всей жизни, должен знать возрастные особенности детей,
соответствующий требованиям «Профессионального стандарта» (Приказ Минист
ерства труда и социальной защиты РФ № 298н от 5 мая 2018 г. “Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых”).
Информационное обеспечение программы:
Нормативно-правовые документы.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 -марта
2022 года № 678-р;
- Изменения, внесённые в Концепцию развития дополнительного образования
детей до 2030 года, утверждённые распоряжением Правительства Российской
Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля 2022года
года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года, «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на
21 марта 2022 года);
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.02.2022
№4 «О 597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (covid-19)»,
утверждённые Постановлением Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с
06.02.2022;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012 года.
- Устава МБУДО Моздокский ЦДТ;
1.
2.
3.
4.
5.
Список использованной литературы.
Барышникова Т., Азбука хореографии.- М.: Рольф, 1999 – 272 с., с ил.
Бурмистрова И., Силаева К., Школа танцев для юных. – М.:И – Эксмо,
200 с.- 2003 г., с ил.
Волынский А.Л., Книга ликований. Азбука классического танца.-СПб.:ИЛань;И.-Планета Музыки,2008.-352 с.
Головинский Г., Восприятие музыки.- М.: Музыка, 1980
Костровицкая В.С.,100 уроков классического танца(с 1 по 8 класс).СПб.:И-Лань;И.-Планета Музыки,2009 г.-320 с.
6. Ладыгин Л., Музыкальное оформление уроков танца.- М.: Мин.культ.
РСФСР
7. Матвеев В.Ф., Русский народный танец. Теория и методика
преподавания.- СПб.:И-Лань;И.-Планета Музыки,2010.-256 с.
8. Смирнова М.В., Основные элементы классического танца\ учебное
пособие., - М., 1979 г. .- 71 с.
9. Шершнев В.Г.От ритмики к танцу.-М.,2008 г.- 39 с.
10. Шершнев В.Г.С чего начинается танец.-М.,2010 г.- 26 с.
11. Яковенко Л.Ф., Организация студийных форм работы любительского
художественного коллектива\ методические рекомендации, Краснодар. 2004 г.- 20 с.
Литература для обучающихся и родителей:
1. Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и
танцы для детей»
2. Федорова Г.А. «Поиграем, потанцуем»
3. Ледяйкина Е.Г.,Топникова Л.А. «Чудеса для малышей»
Интернет-ресурсы:
https://instagram.com/vaganova_russian_academy?utm_medium=copy_link
www.bolshoi.ru
https://youtu.be/4g6CKuM
Приложение №1
Оценочные средства
Входная аттестация
Ф.И.О._________________________________________________
группа _________________________________________________
Таблица 1
Параметры оценки
«Моё тело»
Выворотность ног
Подъем стопы
Танцевальный шаг
Гибкость тела
Прыжок
Координация движений
Музыкальный слух
Эмоциональность
Воображение
Всего баллов
Количестко баллов
Уровень развития «Моё тело»
Общий уровень развития: _______________________
Оценка уровня физических данных и творческого развития обучающихся
Высокий уровень – более 28 баллов
Средний уровень-18 – 27 баллов
Низкий уровень – до 17 баллов
Входная аттестация (Критерии оценки)
Высокий уровень (по 3 балла за каждый критерий):
четко знает названия всех частей тела (позвоночник, кисть, колено, локоть,
стопа);
имеет природную выворотность ног;
подъем стопы податливо изгибается, образуя в профиль месяце образную форму;
танцевальный шаг выше 90 градусов;
корпус свободно наклоняется вперед, хорошая гибкость;
легкий, высокий прыжок с приземлением на полупальцы;
безошибочно выполняет упражнения на координацию;
безошибочно повторяет сложный ритмический рисунок;
без стеснения повторяет эмоции, может сказать, какому эмоциональному
состоянию соответствует выражение мимики;
не вызывает затруднений выполнение задания «Расскажи без слов»: эмоционален,
артистичен. Найденное решение соответствует поставленной задаче.
Средний уровень (2 балла):
знает названия частей тела,
легко стоит в 1 полу выворотной позиции;
может натянуть стопу;
танцевальный шаг 70 – 80 градусов;
прыжок с приземлением на полупальцы;
выполняет упражнение на координацию со второй попытки;
безошибочно повторяет 4 ритмических рисунка;
повторяет эмоции, затруднение вызывает 1-2 эмоциональных состояний;
выполнение задания «Расскажи без слов» воспринимает сначала как трудное, но
после подсказки педагога выдает творческий продукт, при этом эмоционален,
артистичен.
Низкий уровень (1 балл):
не знает названия частей тела;
не до конца выпрямляет («не выключает») колени в 1 полу выворотной позиции;
слабая стопа;
танцевальный шаг ниже 70 градусов;
прыжок низкий с приземлением на всю стопу;
выполняет упражнения на координацию после нескольких попыток;
неуверенно повторяет ритмический рисунок, допускает ошибки.
выполнение задания «Попробуй, повтори» вызывает затруднение,
стеснительность;
для выполнения задания «Расскажи без слов» требуется время для подготовки:
мало эмоционален, конечным результатом становится прямая имитация ситуации.
Текущий контроль успеваемости учащихся осуществляется педагогом регулярно
на текущих занятиях. При выставлении оценок учитываются качество выполнения
предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении
заданий, темпы продвижения учащегося.
Формы текущего контроля:
- устный опрос (индивидуальный и фронтальный), включающий проверку
теоретических знаний, слуховой анализ; - выполнение двигательных заданий;
- творческие задания (лучшее исполнение, сочинение ритмического рисунка);
- систематичность контроля (периодичность проверки знаний и умений у всех
учащихся за разные виды работ).
Основными формами промежуточной аттестации являются:
- открытые занятия (в декабре и мае);
На открытом занятии могут быть использованы такие же формы контроля, как и
на текущих уроках. Задания для промежуточного контроля охватывают весь
объем изученного материала. При проведении промежуточной аттестации
качество подготовки учащегося оценивается по 5-балльной системе.
Приложение №2
Мониторинг уровня обученности и личностного развития обучающихся
Таблица 2
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Теоретические
знания (по основным
разделам учебного
плана программы)
2.Владение
специальной
терминологией
1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
учебного плана
программы)
2.Владение
специальным
оборудованием
3. Творческие навыки
Критерии
Степень
выраженности
оцениваемого качества
Соответствия
теоретических знаний
ребенка программным
требованиям
Осмысленность и
правильность
использования специальной
терминологии
- ребенок овладел менее
чем ½ объема знаний,
предусмотренных
программой;
- ребенок, как правило
избегает употреблять
специальные термины;
Соответствие практических
умений и навыков
программным требованиям
Отсутствие затруднений в
использовании
специального оборудования
Креативность в
выполнении практических
заданий
Уровень развития и
возможное
кол-во
баллов
Минимальный 1б.
объем усвоенных знаний
составляет более 1/2;
- ребенок сочетает
специальную
терминологию с бытовой;
Средний 2б.
-ребенок усвоил
практически весь объем
знаний, предусмотренных
программой за
конкретный период;
- специальные термины
употребляет осознанно и
в полном соответствии с
их содержанием.
Высокий 3б.
- ребенок овладел менее
чем 1/2 предусмотренных
умений и навыков; ребенок испытывает
серьезные затруднения
при работе с
оборудованием; - ребенок
в состоянии выполнить
лишь простейшие
практические задания
педагога.
Минимальный 1б.
- объем усвоенных
умений и навыков
составляет более1/2; работает с оборудованием
с помощью педагога; Выполняет в основном
задания на основе
образца.
Средний 2б.
Методы
диагностики
Опрос,
наблюдение,
тестирование
, выполнение
упражнений.
Наблюдение,
тестирование
, выполнение
упражнений,
творческое
задание
1. Коллективная
ответственность
2. Умение
взаимодействовать с
другими членами
коллектива
3. Стремление к
самореализации
социально
адекватными
способами
4. Соблюдение
нравственноэтических
норм
Аккуратность выполнения
части коллективной работы
Участие в выполнении
коллективных работ,
умение входить в контакт с
другими детьми,
конфликтность Стремление
к саморазвитию,
получению новых знаний,
умений и навыков, желание
показывать другим
результаты своей работы
Выполняет правила
поведения на занятиях
ребенок овладел
практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период; работает с оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей;
Высокий 3б
- не аккуратен при
выполнении работы; - не
принимает участие в
коллективных работах, с
трудом находит контакт с
другими детьми,
конфликтен; - не
стремится к получению
новых знаний, умений,
навыков; - нарушает
правила поведения на
занятиях;
Минимальный 1б.
ребенок старается быть
аккуратным при
выполнении работы; принимает участие в
коллективных работах,
находит контакт с
другими детьми, не
конфликтен; - стремится к
саморазвитию, получению
новых знаний, умений и
навыков, не желает
показывать свои работы; старается соблюдать
правила поведения на
занятиях.
- ребенок всегда
аккуратен при
выполнении
коллективной работы; принимает активное
участие в коллективных
работах, всегда находит
контакт с другими
детьми, не конфликтен; стремится к
саморазвитию, получению
новых знаний, умений и
навыков, проявляет
желание показывать
другим результаты своей
работы; - соблюдает
правила поведения на
занятиях.
Средний 2б.
Высокий 3б.
Наблюдение
Приложение №3
Итоговый годовой контроль проходит по окончании программы служит для
выявления уровня освоения учащимися программы за год. В ходе итогового
контроля оцениваются: правильность исполнения, техничность, активность,
уровень физической нагрузки, знание теоретической и практической части,
творческий подход, артистичность.
Формой контроля являются открытые занятия, участие в районных, региональных
конкурсах и фестивалях, в отчетных концертах объединения и учреждения.
КАРТА-СХЕМА ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ,
УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ, КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Таблица 3
1
2
3
1 – низкий уровень
2 - средний уровень
3 - высокий уровень
Республика
Район, город
Концертная
деятельность
цдт
Владение навыками
народного танца
И
Знание
теоретического
материала
Знание репертуара
Усвоение учебного
материала
Владение основами
классического танца
Выносливость
Выворотность.
гибкость
Чувство ритма
Ф.И.О.
Исполнительская
выразительность,
артистизм
№
Хореографическая
память
Развитие
танцевальных способностей