ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Программа объединения «Капитошка» вводит ребенка в удивительный мир
творчества, даёт возможность поверить в себя в свои способности,
предусматривает развитие у детей изобразительных, художественноконструкторских способностей, нестандартного мышления и творческой
индивидуальности.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: художественная.
АКТУАЛЬНОСТЬ данной программы в том, что она, является комплексной
по набору техник работы, что помогает овладеть основами разнообразной
творческой деятельности, а также дает возможность каждому воспитаннику
открывать для себя мир декоративно-прикладного творчества. Дает возможность
проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные
знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
Программа «Капитошка» включает в себя разнообразные виды
декоративно-прикладной деятельности, традиционные и нетрадиционные
графические и живописные приёмы изображения.
Отличительная особенность программы заключается в том, что учебный
материал построен по принципу спирали: повторяющиеся темы за трехгодичный
период обучения, в рамках которых дети применяют освоенные техники в более
сложном варианте.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ: мальчики и девочки в возрасте от 6 до 9 лет.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ программы опирается на
две группы педагогических приёмов:
Организационные:
Хорошо организованная, продуманная деятельность педагога помогает
ребёнку быть инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое
дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи.
Ценностные:
1. Формирование уважительного отношения не только к своим, но и чужим
работам способствует усилению созидательного начала детей.
2. Групповые задания служат как для формирования навыков
коллективного творчества, так и для развития коммуникативных способностей
детей
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Создание условий для раскрытия и развития
творческой индивидуальности и художественного потенциала личности
обучающегося средствами декоративно-прикладного искусства.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного
декоративного искусства;
-знакомство с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
-приобретение умения грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра.
Развивающие:
-развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти,
фантазии, воображения;
-развитие колористического видения;
-развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
-улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
-формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать
свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке
своё рабочее место);
-развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои
достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать
конфликтные ситуации).
Воспитательные:
-формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям
художественным творчеством;
-формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
-воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
-воспитание аккуратности.
УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ –базовый.
ОБЪЕМ И СРОКИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 3 года обучения. Общее количество часов - 432
часа
Год обучения
1-ый год обучения
2-ой год обучения
3-ий год обучения
Количество часов в год
144 часа
144 часа
144часа
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.
1,2 и 3 год обучения – 144 ч., из расчета два раза в неделю по два часа, перерыв
10 мин.
КОЛИЧЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ. В группе первого года минимальная
численность- 20 человек, максимальная -28 человек, в группах 2 и 3 годов
обучения минимальная численность – 20, максимальная -28 человек.
ЯЗЫК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: обучение
по
программе
осуществляется на русском языке в соответствии со ст. 14ФЗ-273 и Уставом
МБУДО Моздокского ЦДТ.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная.
Во время осенних и весенних каникул обучающиеся посещают массовые
мероприятия в ЦДТ, а на летних каникулах многие дети посещают лагерь с
дневным пребыванием на базе Центра детского творчества.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Программой предусматриваются
как аудиторные занятия, так и
внеаудиторные. Аудиторные занятия проводятся в пределах учебного класса,
задания выполняются под непосредственным руководством
педагога.
Внеаудиторные занятия, проводятся вне стен образовательной организации
(выезды на экскурсию, выставки и т.д).
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.
Основной формой деятельности по программе, является учебное занятие.
Оно может быть построено как традиционно, так могут быть использованы и
другие формы: игра, конкурс, мастер-класс, праздник, творческий отчет,
экскурсия и другие.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА
ЗАНЯТИИ:
- фронтальная работа педагога со всеми обучающимися одновременно
(беседа, показ, объяснение и т.д.);
-групповая: организация работы в разных группах таким образом, чтобы был
виден вклад каждого учащегося;
-коллективная (ансамблевая): организация творческого взаимодействия между
всеми детьми одновременно (создание коллективного панно);
СВОДНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
Разделы программы
Кол-во
часов
Кол-во
часов
Кол-во
часов
1 год
2 год
3 год
1
Вводные занятия. Техника безопасности
4
2
2
2
Изобразительная деятельность
10
12
12
3
Аппликационная и декоративноприкладная работа
30
50
28
4
Лепка
8
14
18
5
Работа с природными материалами
20
14
28
6
Вязание и вышивка
6
6
22
7
Чудесные превращения
52
30
24
8
Игрушки. Каркасные игрушки
2
4
-
9
Беседы
2
2
2
10
Экскурсии
4
4
4
11
Итоговые занятия
6
6
4
144
144
144
ИТОГО
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Форма
аттестации,
контроля
1
Вводное занятие. Техника
безопасности. Беседа о
декоративно-прикладном
искусстве
4
3
1
опрос
2
Изобразительная деятельность
10
4
6
выставки
3
Аппликационная работа и
декоративно-прикладная работа
30
10
20
наблюдение
4
Лепка
8
2
6
работа под
наблюдением
5
Работа с природным
материалом
20
5
15
выставки
6
Вязание и вышивка
6
2
4
самостоятельное
выполнение
7
Чудесные превращения
52
14
28
конкурсы
8
Каркасные игрушки.
2
1
1
выставки
9
Беседы
2
2
0
10
Экскурсии
4
0,5
3,5
тестирование,
опрос
наблюдение
11
Итоговые занятия, выставка
6
2
4
выставки
144
46
98
№
Название разделов и тем
ИТОГО
К концу первого года обучения будут знать:
- разнообразие материала для рисования (обыкновенные и цветные карандаши,
акварельные краски, цветные мелки и уголь).
-термины, используемые при обучении
-какими кистями нужно пользоваться
-цветные сочетания
-разнообразие природного материала
Будут уметь:
-правильно выполнять лин.рисунок, составлять композиции.
-уметь вырезать фигуры без трафарета, срезать ненужные части, делать надрезы,
склеивать.
-придумывать сюжеты.
-работать с природным материалом.
-изготавливать фигурки из пластилина и соленого теста.
СОДЕРЖАНИЕ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.Вводное занятие. Знакомство с работой объединения. Беседа о декоративноприкладном искусстве. Необходимое оборудование, материалы,
приспособления, инструменты. Правила безопасности и охраны труда.
2.Изобразительная деятельность. Знакомство с процессом создания рисунка.
Выполнение композиции «Как я провел лето». Композиция «Вечерний город».
Рисование «Моя любимая сказка». Орнамент. Виды орнамента. Народный
орнамент. Итоговое занятие: «За коньком-горбунком сказку русскую войдем».
Рисование пейзажа «Моя любимая сказка».
3. Аппликационная работа. Аппликация. Выполнение работы «Осенняя пора».
Аппликация «Моя любимая игрушка». Работа с гофрированным картоном.
Основные технологические приемы «Домик», «Котенок». Композиция из
гофрированного картона. Выполнение аппликации из гофрированного картона
«Стрекоза». Изготовление масок «Лиса», «Медвежонок», «Зайчик».
Аппликационные работы «Поздравительная открытка». Мозаика из пуговиц.
Изготовление настенных украшений «Медвежонок»,
«Сова». Ниткопись.
Знакомство с новым видом изобразительной деятельности.
4.Лепка. «Корзина с грибами». Лепка человека в движении. Работа с соленым
тестом. Плоские работы.
5.Работа с природным материалом. Природные материалы. Аппликация из
сухих цветков, листьев, семян. Работа на пластике «Цветы». Работа из арбузных
семян. Поделки из корней и веток. Поделки из шишек «Лесовичок», «Птичка»,
«Лебедь». Поделки из желудей «Муравей». Изделия из кукурузных початков.
6.Вязание и вышивка. Знакомство с вязанием. Сказка о стране вязания.
Вязание крючком. Основные приемы.
7. Чудесные превращения. Изделия из коробок «Чебурашка», «Жираф», «Кот»,
«Спичечный домик». Аппликация из опилок. Изделие из перьев. Аппликация
«Лебедь». Аппликация из волокнистого материала. Аппликация из ниток
«Букет», «Веселый гномик». Аппликация из ниток. Аппликация на ткани.
Изделия из помпона. Делаем помпон. Бусы из помпона. «Солнечный зайчик»,
«Мышонок». Изделия из пластиковых бутылок. Декоративные цветы.
Приготовление и нарезание бутылки. Заготовка цветочков «Вырезание из
бумаги». Нанизывание цветков и оформление пенопластом. Вазы и подставки
для карандашей. Цветы из киндер – сюрпризов «Ромашка», «Одуванчик».
Проволока. История проволоки. Плоскостные работы. Проволочная мозаика.
Скручивание проволоки. Изделия из цепочек. Работа с поролоном «Зайчик»,
«Ваза с цветами».
8. Игрушки. Каркасные игрушки. Выполнение елочных игрушек. Мягкая
игрушка «Заяц». Ёлочные игрушки. Игрушки из ваты.
9. Беседы. Здоровый образ жизни. Поведение в общественных местах.
10. Экскурсии. Осенняя экскурсия. Зимняя экскурсия. Поход в музей.
11. Итоговые занятия, выставка. Итоговое занятие по ИЗО (Самостоятельное
выполнение композиции. Выполнение контрольного образца.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
II год обучения
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Форма
аттестации,
контроля
1
Вводное занятие. Техника
безопасности. Беседа о
декоративно-прикладном
искусстве
2
1
1
опрос
2
Изобразительная деятельность
12
4
8
выставки
3
Аппликационная работа и
декоративно-прикладная работа
50
14
36
наблюдение
4
Лепка
14
4
10
работа под
наблюдением
5
Работа с природным
материалом
14
6
8
выставки
6
Вязание и вышивка
6
2
4
самостоятельно
е выполнение
7
Чудесные превращения
30
8
22
конкурсы
8
Игрушка
4
1
3
выставки
9
Беседы
2
2
-
10
Экскурсии
4
2
2
тестирование,
опрос
наблюдение
11
Итоговые занятия, выставка.
6
2
4
выставки
144
46
98
№
Название разделов и тем
ИТОГО
К концу второго года обучения будут знать:
- элементарные основы реалистического рисунка, выдающиеся произведения
изобразительного искусства и архитектуры разных эпох и народов
-приемы обработки различных материалов-бумаги, картона, глины, ткани.
-термины и определения: орнамент (геометрический, растительный), палитра,
набросок и цветовой спектр.
Будут уметь:
-самостоятельно составлять композиции, правильно подбирать цветовые
сочетания.
-работать с бумагой (вырезать, наклеивать, сгибать и т.д.).
-выполнять изученные швы, работать с копировальной бумагой (переносить
рисунок на ткань).
-работать с природными материалами (шишки, желуди, ветки, семена, крупы и
т.д.), с нетрадиционными материалами (коробками, капсулами, скорлупой,
опилками и т.д.).
СОДЕРЖАНИЕ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Правила работы. Техника
безопасности и охрана труда.
2.Изобразительная деятельность. Выполнение композиции «Разноцветное
лето». Рисование «Красивые цепочки», работа гуашевыми красками. Волшебные
краски
волшебного дерева. «Изумительный урок» - самостоятельное
изготовление узора из декоративных ягод и листьев. Рисование «Дорогой
Доброй Сказки». Рисование пейзажа «Синие узоры на белом поле» - рисование
кистью декоративных элементов, роспись современной гжельской керамики.
Рисование и живопись с натуры и по представлению, утка, медведь. Рисование
фигуры человека. Композиция «Зима в саду». «К нам приехал цирк». «Рисуем
музыку». «Любимые животные»
3. Аппликационная работа и декоративная работа.
Аппликационная работа «Листья и ягоды». Работа с бумагой «Чудо-платье»,
создание узоров из листьев, цветов и ягод. Работа с тканью. Сказка о принцессе
Иголке. Вышивка. Знакомство с изонитью. Заполнение окружностей.
Выполнение работы «Паутинка», «Елочка», «Рыбка и море». Учимся шить,
знакомство с различными швами. Выполнение простейшей салфетки.
Продолжение работы. Оформление. Выполнение футляра для
швейных
принадлежностей «Гусеница». Игольница. Знакомство с секретами пуговиц.
Мозаика из пуговиц. Знакомство с орнаментом и вырезка из бумаги «Голуби»
4.Лепка
Работа с пластилином. Лепка птиц. Плоскостные работы. Гриб «Мухомор».
Деревья и листья. Овощи и фрукты. Кувшин и чайник.
5.Работа с природным материалом.
Веселый гномик. Мышонок. Поделки из корней. Поделки из веток.
6.Вязание. Сказка о стране вязания. Основные приёмы вязания крючком.
Схемы. Шарфик для куклы.
7. Чудесные превращения.
Работа с ненужными вещами. Изделия из коробок. Аппликация из опилок.
Изделия из пластиковых бутылок. Изготовление подставки для карандашей.
Продолжение работы.
Оформление. Поделки из крупы. Составление
композиции. Работа с перьями. Аппликация «Лебеди». Лоскутная мозаика.
Выполнение плоского узора. «Кораблик». Работа с древесиной. Изделия из
стружек. Украшение из меха.
8. Игрушки. Каркасные игрушки. Мягкая игрушка «Медведь», «Гусеница»,
«Клоун».
9. Беседы. Беседа о животных. Беседа: «Добрый ты это хорошо», беседа
«Подводный мир».
10. Экскурсии. Осень в лесу. Зимний пейзаж.
11. Итоговые занятия. Выполнение контрольного образца. Тестирование.
Работа по карточкам.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН III ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Форма
аттестации,
контроля
1
Вводное занятие. Техника
безопасности. Беседа о
декоративно-прикладном
искусстве
2
1
1
опрос
2
Изобразительная деятельность
12
4
8
выставки
3
Аппликационная работа и
декоративно-прикладная работа
28
8
20
наблюдение
4
Лепка
18
6
12
работа под
наблюдением
5
Работа с природным
материалом
28
8
20
выставки
6
Вязание и вышивка
22
8
14
самостоятельно
е выполнение
7
Чудесные превращения
24
6
18
конкурсы
8
Игрушки. Каркасные игрушки
2
1
1
выставки
9
Беседы
4
2
2
10
Экскурсии
2
1
1
тестирование,
опрос
наблюдение
11
Итоговые занятия, выставка
2
1
1
выставки
144
46
98
№
Название разделов и тем
ИТОГО
К концу третьего года обучения будут знать:
- законы симметрии, ритма, цветовой гармонии.
-понятие о красоте узоров и орнамента
-природные качества материала и его применение
-мастеров Городца, Полхов - Майдана, Жостова, Хохломы
-различные трактовки растительно-цветочных и геометрических мотивов
-порядок составления эскизов ка от руки, так и с применением инструментов
(линейки и циркуля).
Будут уметь:
-рисовать предметы с натуры, по памяти и воображению, выполнять рисунки по
памяти
-видеть строение, пропорции предметов, их конструкцию, лепить из пластилина
и соленого теста, выполнять объемные композиции
-составлять декоративные композиции из природного сырья и нетрадиционного
материала, владеть навыками росписи по дереву.
-выполнять различные швы, применять их в изготовлении салфеток.
-владеть основными приемами работы крючком. Выполнять разнообразные
работы из ниток.
СОДЕРЖАНИЕ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.Вводное занятие. Знакомство с планом работы объединения. Цели и задачи
работы. Беседа об искусстве. Правила работы и техника безопасности.
2.Изобразительная деятельность. Контурное рисование (животные и птицы).
Иллюстративное рисование карандашом (ворона и лисица). Рисование
акварельными красками. Правила работы кистью и акварельными красками.
«Золотая осень». Аранжировки из осенних цветов и плодов. Работа красками.
Цветочные вазы и корзинки. Натюрморты. Варианты натюрмортов. Букеты.
Разнообразие форм, размеров букетов.
3. Аппликационная работа и декоративная работа. Работа с цветной бумагой
«Волшебные полоски», «Зайчата», «Корзина с цветами». Аппликация из
полосок. Оригами. Заяц. Лиса. Контурная мозаика из бумаги и фольги «Морская
звезда». Комбинированные работы (семена, плоды, цветная бумага, картон).
Игрушки с бумажными гофродеталями «Воробей». «Сказочная птица». Роспись
деревянных досок. Выбор рисунка. Работа с копировальной бумагой. Работа с
гуашью, красками. Аппликация на ткани «Лягушонок с цветком».
4.Лепка. Изготовление панно «Львенок». Лепка и раскрашивание. Подвеска
«Чудо рыбка. Композиция «Крошки осьминожки». Создание сложных объемных
форм.
5.Работа с природным материалом.
Аппликация
из
природного
материала
(листья).
Художественное
конструирование из природного материала. Деревья. «Зимняя поляна». Икебана.
Изобразительные средства. Особенности конструирования. Колючие чудеса.
Лепные фигуры из плодов репейника «Собачка». «Среди желудей и каштанов».
Композиция из вылущенных початков кукурузы. «Заяц», «Петух», «Кот»,
«Ежик» из семян подсолнечника.
6.Вязание и вышивка. Вышивка, Нити. Способы переноса рисунка на ткань.
Знакомство со швами. Вязание. Основные приемы вязания крючком. «Букетики
из цветочных шнурочков». Изготовление панно «Клевер и маргаритки».
«Помпон, помпончик, помпошечка». Изготовление помпона. Игрушки из
помпонов «Солнечный зайчик». Вязанная аппликация «Девочка».
7. Чудесные превращения.
Крупная мозаика. «Цыплята». Окраска крупы. Волшебные скорлупки (орех).
Апельсиновые композиции. «Скорлупок белоснежный сказ». Окрашивание и
рисование поверхности яиц. Мозаичные работы с использованием яичной
скорлупы. «Голова клоуна». Игрушки из ваты. Аппликация на камне. Поделки из
камней.
8. Игрушки. Каркасные игрушки. Выполнение головы льва. Туловище.
Оформление игрушки. Изготовление куклы «Моя подружка».
9. Беседы. Беседы о великих художниках. Беседа о птицах. Беседа на
патриотическую тему.
10. Конкурсы, игры, выставки, экскурсии. «Ассорти пирог», «А – ну ка
девочки», «Рыцарский турнир», Экскурсии по временам года.
11. Итоговые занятия. Выполнение контрольного образца. Тестирование.
СОГЛАСОВАНО
«_____»_________20_____г.
Методист по УВР______________
(_____________)
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
реализации дополнительной общеразвивающей программы
«КАПИТОШКА»
Педагог дополнительного образования Емельянова Ольга Ивановна
Учебный год: 2023-2024
Год
обучения
1 год
3 год
Дата начала
занятий
12
сентября
12
сентября
Дата
окончания
занятий
Количество
учебных
недель
Количество
учебных дней
Количество
учебных часов
31 мая
36
72
144
31 мая
36
72
144
Режим
занятиий
2 раза по 2
часа
2 раза по 2
часа
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Поставленная цель раскрывается в единстве следующих задач:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
-воспитывать способность передавать в собственной художественной
деятельности красоту мира, выражать свое отношение к негативным и
позитивным явлениям жизни и искусства;
-воспитывать патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувства гордости за
свою Родину; воспитывать чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формировать интерес и уважительное отношение к культурному наследию и
ценностям народов России;
-формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-воспитывать трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм;
-развивать
индивидуальных
творческих
способностей
обучающихся,
формировать устойчивого интереса к творческой деятельности
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
-формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
-формировать умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
осознанно выбирать эффективные способы решения учебных задач;
-развивать мотивы и интересы своей познавательной и творческой деятельности;
-формировать и развивать компетентности в области использования
информационно – коммуникационных технологий;
-формировать умение организовать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
-формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста в процессе
деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
-формировать компетентности обучающихся по разделам программы: рисунку,
живописи, тематической композиции, декоративно-прикладному искусству;
-способствовать осознанию потенциала искусства в познании мира, в
формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
-способствовать формированию способности осознавать главные темы искусства
и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности,
создавать выразительные образы;
-формировать умение создавать художественные образы в разных видах и
жанрах визуально- пространственных искусств: изобразительных, декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне;
-формировать умение и навык
работы с различными художественными
материалами и в разных техниках;
-развивать потребность в общении с произведениями изобразительного
искусства, освоении практических умений и навыков восприятия, интерпретации
и оценки произведений искусства.
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Задачи
Представлять
тенденции развития
современного
повседневного и
выставочного
декоративного
искусства.
Знакомство с
различными
художественными
материалами и
техниками
изобразительной
деятельности.
Приобретение умения
грамотно строить
композицию с
выделением
композиционного
центра.
Критерий
Показатели
Задачи обучения
Методы
Уровень соответствия
теоритических
знаний обучающегося
программным
требованиям
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Тестирование.
Контрольный опрос
Уровень соответствия
практических умений
и навыков
программным
требованиям
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Наблюдение,
индивидуальное
собеседование
Уровень соответствия
практических умений
и навыков
программным
требованиям
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Тестирование.
Наблюдение
Задачи развития
Развитие
коммуникативных
умений и навыков,
обеспечивающих
совместную
деятельность в
группе,
сотрудничество,
общение (адекватно
оценивать свои
достижения и
достижения других,
оказывать помощь
другим, разрешать
конфликтные
ситуации),
развитие
колористического
видения,
развитие
художественного
вкуса, способности
видеть и понимать
прекрасное,
Уровень развития
коммуникативных
способностей,
развитие
художественного
вкуса
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Собеседование.
Игра.
беседа
формирование
организационноуправленческих
умений и навыков
(планировать свою
деятельность,
определять её
проблемы и их
причины; содержать в
порядке своё рабочее
место),
развитие
коммуникативных
умений и навыков,
обеспечивающих
совместную
деятельность в
группе,
сотрудничество,
общение (адекватно
оценивать свои
достижения и
достижения других,
оказывать помощь
другим, разрешать
конфликтные
ситуации).
Задачи воспитания
Формирование у
детей устойчивого
интереса к искусству
и занятиям
художественным
творчеством,
формирование
уважительного
отношения к
искусству разных
стран и народов,
воспитание терпения,
воли, усидчивости,
трудолюбия,
воспитание
аккуратности.
Уровень развития
личностных качеств:
устойчивого интереса
к искусству,
уважительного
отношения, терпения,
усидчивости,
аккуратности
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Игра.
Индивидуальное
собеседование.
Наблюдение
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ. АТТЕСТАЦИЯ.
Цель диагностики
Выявление стартовых и
индивидуальных
особенностей учащихся в
начале цикла обучения
(проводится в течении2- х
недель с начала изучения
программы)
Отслеживание динамики
развития каждого ребенка,
коррекция образ. Процесса.
(проводится после изучения
каждого раздела программы
или по мере необходимости)
Оценка результатов обучения
крупного блока учебной
информации для
систематизации и обобщения
учебного материала
(проводится 1 раз в
полугодие)
Подведение итогов освоения
программы (проводится о
окончании полного курса
программы)
Направление диагностики
Формы диагностики
Входная аттестация
Анкетирование,
тестирование, наблюдение,
индивидуальная беседа
Текущая аттестация
Опрос, выполнение заданий,
взаимоконтроль,
самоконтроль, собеседование,
контрольные уроки,
практические уроки
Промежуточная аттестация
Зачеты, выставки, отчетные
концерты, спортивные
соревнования, олимпиады,
конференции, контрольные
уроки, турниры, интеллект,
состязания, конкурсы и др.
Итоговая аттестация
Отчетные выставки,
концерты, соревнования,
фестивали, семинары,
конференции, зачеты, тесты,
экзамены, доклады,
рефераты, собеседования
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОГРАММЫ «КАПИТОШКА»
№
Раздел
1
Вводные занятия,
Техника
безопасности.
2
Изобразительная
деятельность.
3
4
5
6
7
Аппликация и
декоративноприкладная работа.
Лепка.
Работа с
природными
материалами.
Вязание и вышивка.
Чудесные
превращения.
Рекомендации по
проведению
практических
занятий
Дидактический, лекционный
материал
Знакомство с
планом работы на
год. Показ
репродукций,
открыток.
Лекционный материал
1.Декоративно-прикладное
искусство.
2.Журналы, открытки, образцы
поделок.
Показ картин
известных
художников,
иллюстраций.
Репродукции, таблицы, со
спектром цвета. Карточки,
книжки с яркими
иллюстрациями.
Знакомство с
разными видами и
приёмами
аппликации, показ
готовых
аппликаций.
Образцы готовых работ,
схемы, лекало,
конструкционные карты,
объемные композиции.
Знакомство с
многообразием
скульптурного
материала: Глина,
соленое тесто,
пластилин.
Шаблоны, игрушки
дымковские, детские игрушки,
муляжи.
Показ
разнообразного
природного
материала: листья,
ветки, ореховая
скорлупа, семена
растений и т.д.
Схемы изготовления,
открытки. способы заготовки
природного материала,
готовые образцы.
Беседа «Вязание
один из
старинных и
увлекательных
видов
рукоделия».
Беседа Вышивка
вокруг нас.
Знакомство с
техническими
приёмами вязания и
вышивки.
С.М. Андросова «Первые
уроки вязания». Полная
энциклопедия женского
рукоделия, таблицы со
схемами узоров рисунка,
вязаные игрушки, салфетки,
шарфы и т.д.
Беседа «Мир
вокруг нас».
Знакомство с
нетрадиционными
материалами:
проволока, фольга,
веревки, тесьма,
капсулы от киндер
сюрприз, нитки,
Образцы игрушек самоделок:
объемные, плоскостные,
игрушки из ниток, открытки,
картинки, схемы.
Методические
рекомендации
Беседа:
«Декоративноприкладное
искусство».
Инструктаж по
технике
безопасности
Беседа о
художниках,
знакомство с
живописью.
Беседа: «История
возникновения и
основные
направления
аппликации».
Бумажная
пластика.
Знакомство с
геометрическими
фигурами.
Азбука
скульптурного
материала.
Беседа о
пластилине,
глине,
опилочной
массе.
Беседа об охране
природы.
Знакомство с
гербариями.
обрезки ткани. Виды
соединения
используемые при
работе, основные
приемы обработки.
8
9
10
11
Игрушка. Каркасные
игрушки
Беседы.
Конкурсы, игры,
выставки, экскурсии.
Итоговые занятия
Беседа: «Мягкая
игрушка»,
сшивная кукла.
Знакомство с
каркасными
игрушками
«Здоровый образ
жизни».
«Экология и
человек». «Делу
время потехе
час».
«Комнатные
растения».
«Охрана
природы твоя
обязанность».
«Дружба,
помощь,
взаимовыручка».
Игра: «Найди
нужный цвет».
Игра: «Все
наоборот».
Конкурс
поделок, конкурс
рисунков.
Экскурсии в
музей.
Экскурсии на
природу (Осень,
зима, весна).
Составление
теоритических
вопросов,
продумывание и
составление
практических
заданий.
Знакомство с
изготовлением
игрушки, этапы
оформления.
Образцы готовых игрушек,
технологические карты
изготовления.
Использование
одной из бесед на
каждом занятии
Лекционный материал по
каждой теме, игры.
Знакомство с
правилами игры,
конкурса. Отбор
поделок и рисунков
на выставку.
Критерии отбора..
Карточки, выставочный
материал, сборник стихов о
природе, пословицы и
поговорки, разработки игр,
фото альбом мероприятий.
Создание
обстановки при
которой раскроется
весь запас знаний,
умений, навыков
каждого ребенка.
Знакомство с
формой проведения
итогового занятия.
Определение
основных понятий,
терминов для
повторение и
обобщения
материала.
Карточки с вопросами ,
разработки вариантов ответов,
тесты.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Высокий (5 баллов) - обучающийся проявляет фантазию при создании
творческой работы, умеет работать с материалами и оборудованием, владеет
основными знаниями техники и приёмов декоративной работы с соленым
тестом, пластилином, росписи изделия, самостоятельно оформляет изделие.
Работа индивидуальна, аккуратна. Обучающийся проявляет самостоятельность
при создании и защите мини-проекта.
Средний (3-4 балла) - обучающийся стремиться использовать свое воображение
при создании творческой работы, умеет работать с материалами и
оборудованием, владеет основными знаниями техник и приемов декоративной
работы с соленым тестом, пластилином, росписи изделия, но иногда нуждается в
подсказке. Работа выполняется не очень аккуратно, с небольшими ошибками,
которые обучающийся стремится исправить. Декорирует изделие с помощью
педагога. Обучающийся нуждается в помощи при создании мини-проекта.
Низкий (1-2 балла) - обучающийся не проявляет фантазию при создании
декоративной работы, выполняет работу только по образцу, не умеет работать с
материалами и оборудованием. Представление о техниках и приемах
декоративной работы с соленым тестом сформированы слабо или не
сформированы. Может создать мини – проект только при непосредственном
участии взрослого. Работа не аккуратна, нет стремления украсить свое изделие,
исправить допущенные ошибки.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- материалы – цветная бумага, белая бумага, карандаши, гуашь, фольга, мука,
соль, посуда, нитки, ткань, природный материал (шишки, желуди, семена, лак и
т.д.).
-инструменты – ножницы, кисти, крючок, иглы, спицы.
-наглядный материал – рисунки, плакаты, репродукции, таблицы, поделки.
-помещения – отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕТЫ
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р;
- Изменения, внесённые в Концепцию развития дополнительного образования
детей до 2030 года, утверждённые распоряжением Правительства Российской
Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля 2022года
года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
образовательным
программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
корона-вирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на 21 марта 2022 года).
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года.
- Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ
от 04.02.2022 № 4 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические
правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции (covid19)», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022Действует с 06.02.2022 г.
-Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года, «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодёжи»
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012 года.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Андреева Н.П. Расписание самоделки: от ларцов до матрешек, СПб.,2000 г.
2.Барта Ч. 200 работ для умелых рук. Прага.
3.Бич Р. Оригами. М., 2003 г.
4.Дамское рукоделие. Нижний Новгород, 1993 г.
5.Еременко Т.И. Кружок вязания крючком, М., 1984 г.
6.Жадько Е.Г. Украсим дом цветами. Ростов – на – Дону, 2004 г.
7. Жадько Е.Г.. Шешко Н.В. Игрушки своими руками. Ростов – на – Дону, 2004
г. 8.Переверетень Г.И. Фантазии из корней .М., 2004 г.
9.Переверетень Г.И. Поделки из орехов .М., 2004 г.
10.Плотникова Т.В. Домашний дизайн для лентяек.Ростов – на – Дону, 2004 г.
11. Шевченко Н.С. Волшебный крючок. Узоры из тесьмы, связанные крючком.
Ростов – на – Дону, 2004 г.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1 Портал «Дополнительное образование» http://dopedu.ru/
2 Центр развития творчества детей и юношества http://mosoblcenter.ru/
3 Сеть творческих учителей.http://www.it-n.ru/
4 Детские поделки. Детский сайт с поделками из бумаги и
фетра.www.pinterest.ru>
5 Детские поделки. Учебно-методический кабинет.ped-kopilka.ru>
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Основной формой организации обучения являются
учебные занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его
указаниях, пояснениях и образцах словесного, наглядного и действенного
характера.
Для изложения теоретических вопросов используются такие методы работы, как
беседа, сопровождающиеся показом фильмов и репродукций, просмотр и анализ
образцов, учебно-методических таблиц (папка «Поделки. Образцы. Шаблоны»).
Исполнение наглядности активизирует мысль и воображение.
Для повышения интереса детей используются дидактические игры, упражнения,
загадки (папка «Творческие задания. Загадки. Игры»).
Групповые формы работы над заданием, наблюдения и зарисовки на природе, во
время экскурсии или прогулки, занятия в форме викторин, брейн-рингов,
конкурсов – нетрадиционные формы проведения способствуют развитию
интереса обучающихся (папка «Сценарии.
Конспекты»).
Завершаются занятия подведением итогов. Проводится коллективный анализ
выполненных работ.
Осуществляя педагогическое руководство художественной деятельностью
учащихся, педагог в то же время представляет большие права своим ребятам в
выборе наиболее интересной работы, в оценке деятельности товарищей.
Оценка работ проходит:
-в конце каждого занятия (самая красивая, аккуратная, интересная);
- лучшие работы отбираются на выставки;
-демонстрируются как наглядный материал в других группах.
Трудовая деятельность способствует всестороннему развитию у детей,
является важным средством умственного, нравственного воспитания. Правильно
организованная работа вызывает у детей чувство радости, удовлетворения и
желание работать, способствует воспитанию положительных качеств:
внимательности, сообразительности, настойчивости, аккуратности, трудовой
активности и т.д. Чтобы деятельность стала действительно эффективной,
необходима правильная, методически правильная организация работы
объединения.
Она начинается с подготовки помещения, приобретения оборудования и
материалов.
На первом занятии необходимо выбрать старосту, который будет помогать
педагогу.
При планировании и проведении занятий следует добиваться единства
обучения и воспитания, учитывать знания и умения, полученные ранее.
В объединении должно быть не более 13-15 человек, иначе педагог не
сможет индивидуальную консультацию учащемуся, так как создание
декоративной композиции от подготовительной работы до выполнения в
материале требует порой длительного показа и исправления.
В первый год занятий в объединении можно создать несколько групп, в
которых объединяются ребята с различным уровнем подготовки.
Продолжительность занятия от 1,5-2 часов. Более длительная работа может
привести к утомлению детей, снижению темпа, напряженности всей мышечной
системы. Следовательно, формируя направленную деятельность детей, следует
избегать непосильной для них работы. Строго определять логическую
последовательность выполнения задания, давать его небольшими порциями,
идти в работе от простого к более сложному.
Делать перерывы.
Дисциплина, посещаемость обучающихся во многом зависит от четкой
работы педагога, Спланированный день и час работы не может меняться. Опыт
работы показывает, что стоит хоть один раз поменять, начинаются сложности с
посещением занятий.
Воспитание эстетического вкуса в объединении должно идти через
понимание ребятами художественных и технических возможностей
обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение
образа.
Задача педагога- направлять процесс отбора возможных композиций. Для
этого необходимы наглядные пособия – образцы.
Очень многое зависит о первого задания, которое педагог предложит
ребятам. Оно должно быть понятным и доступным для выполнения, интересным
по декоративным результатам.
С самого начала надо приучить ребят к самостоятельной работе. Получив
от педагога задание, ученик должен самостоятельно перевести его в выбираемый
материал (например, рисунок перевести на доску для выжигания или на ткань
для вышивки) и приступить к работе. Использование образцов возможно на
стадии общего знакомства со спецификой того или иного вида творческой
деятельности. В дальнейшем главной становится самостоятельная творческая
работа учащегося.
У ребят различных возрастных групп прослеживаются определенные
интересы в выборе тематики для декоративных работ. Младших школьников
тянет к изображениям животных и сказок. Нередко основу экспозиции
составляют эстетически воспринятые обучающимися предметы и явления,
события окружающей их жизни. Вообще многие темы волнуют детей. В тех
случаях, когда ребенок теряется, не зная, что выразить в своей композиции,
можно порекомендовать ему несколько тем на выбор. Эффектную помощь
может оказать демонстрация работ, выполненных учащимися.
В поисках сюжетов для творческих работ рекомендуется проводить
выходы в рощу, парк, на улицы города для зарисовок (ИЗО, вышивка,
аппликация и т.д.).внимательно вглядываясь в окружающее, обнаруживая
незаметную, неброскую красоту, учащиеся проникают чувством любви к
родному краю. Наброски и зарисовки детей на природе становятся основой для
будущих произведений.
Провожая ребят на летние каникулы, нужно советовать иметь при себе
лист бумаги и карандаш. В любом месте может встретится много интересного, и
тогда будет возможность зарисовать понравившееся или предмет, или мотив,
который сможет потом пригодится во время многочасовых поисков композиций
декоративного образа.