АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА 000000

Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа по бисероплетению «Художественное рукоделие» (далее Программа
«Художественное рукоделиеа направлена на социокультурную реабилитацию
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами
декоративно- прикладного искусства.

Направленность программы – художественная.
Адресат программы: дети с нарушением слуха
Уровень программы – базовый
Актуальность программы: обусловлена правом детей с нарушениями слуха

на собственную культуру, язык и право самоопределения в обществе наравне с
другими здоровыми детьми. Для ребенка с нарушениями слуха социокультурная
реабилитация представляет собой сознательные изменения, через
которые
проходит ребенок, имеющий отклонения в развитии, в результате смены
ситуации, трансформации. Реабилитация детей с нарушениями слуха – это
комплекс
условий
и мероприятий, помогающих детям-инвалидам
адаптироваться в таких стандартных социокультурных ситуациях как
использование нужной информации, занятия посильной работой, организация
досуговой деятельности, расширение своих возможностей интеграции в обычную
социокультурную жизнь.
Педагогическая целесообразность. Схемы бисероплетения учат детей следовать
определенному алгоритму и правилам. Занимаясь подбором бусинок, ребенок
развивает свой художественный вкус, учится правильно дифференцировать цвета,
выделяя яркие, светлые и темные. обогатить их колорит. Благодаря этому дети
учатся более осознанно использовать цвет, подбирая для цветка яркие цвета
бисера, для декоративных работ – контрастные. Вовлечение детей с
ограниченными возможностями здоровья в художественную творческую
деятельность эффективно позволяет решать проблемы укрепления их
физического
и
психического
здоровья,
преодоление
комплекса
неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития.

Человеку с нарушениями слуха очень важно уметь понимать
и адекватно
реагировать на чужую речь, соблюдать речевые правила поведения, строить свое
устное общение. Вместе с тем, нарушение слуха ставит человека имеющего его,
в особые условия существования в социальном сообществе: сужает круг его
общения и ограничивает диапазон общественных связей. Работа в коллективе
сверстников способствует лучшей социализации детей с ОВЗ, развитию их
социально-коммуникативных компетенций
Особенности реализации программы. Программа разработана с учетных
особенностей психофизического развития детей с нарушениями слуха,
индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социокультурную
реабилитацию
указанных
лиц.
Благодаря
доступности

используемого материала (бисера) программа
«Художественное рукоделие» может быть реализована как в учреждении
дополнительного образования, так и в сетевой форме с коррекционными
учреждениями для детей с нарушением слуха.
Цель: социально-коммуникативное развитие личности ребенка с
нарушениями слуха и задержкой речевого развития посредством декоративноприкладного искусства (бисероплетения).
Задачи:
Обучающие:
 познакомить с разнообразием бисера, используемого для создания
произведений
декоративно–прикладного
искусства,
его
особенностями и возможностями;
 сформировать и развить имеющиеся навыки работы с различными
инструментами, умение организовать свое рабочее место;
 обучить различным приемам плетения из бисера;
 обучить умению оформлять выполненные работы;
 сформировать навыки организации самостоятельной работы.
Воспитательные:
 формировать интерес к культуре, народному искусству, мотивацию к
творческому труду;
 воспитывать
трудолюбие, терпение, усидчивость,
аккуратность, умение доводить начатое дело до конца;
 формировать интерес к культуре, народному искусству, мотивацию к
творческому труду;
 воспитывать
трудолюбие, терпение,
усидчивость,аккуратность, умение доводить начатое дело до
конца;
 воспитывать самостоятельность и ответственность за проделанную
работу;
 воспитывать уважительное отношение между членами коллектива
посредством совместной творческой деятельности.
Развивающие (включают коррекционные):
 развить интерес к изучению народных традиций;
 развить творческое мышление, способность к созданию и реализации
образа;
 развить умения продуктивного использования интернет-технологий;
 развить умения задавать вопросы, активно пользоваться вопросами во
время занятий;
Категория обучающихся: дети с нарушением слуха от 7 до 12 лет.

Объем программы –288 часов.
1-й и 2-й год обучения по 144 часа.
Срок освоения программы – 2 года.
Форма обучения – очная.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа Продолжительность занятий 45 минут
при наличии сменной игровой деятельности, включения динамических пауз (5-8
минут).

Язык реализации программы : обучение по программе осуществляется на

русском языке в соответствии со ст.14 ФЗ-273 и Уставом МБУДО Моздокского
ЦДТ.
Форма обучения – очная.
Численный состав групп 1 и 2 года обучения : от 12 до 15 человек.

Форма занятий : .групповая и индивидуально-групповая.
Методы обучения
Объяснительно-иллюстративный. (рассказ; беседа; экскурсия, работа с
литературой; просмотр фильмов; демонстрация опыта; и др.) основное
Репродуктивный ( практические упражнения и задания; алгоритмы;
программирование).
Частично-поисковый или эвристический – (эвристическая беседа; случайный
поиск, организующий понятия; контрольные вопросы и др.)
Креативный (творческий) – (творческое задание, творческий проект).

Сводный учебный план
Количество часов
№
п\п

Наименование раздела, тема
1-й год

2-ой год

1.

Вводное занятие

2

3

2.

Историко-культурные сведения

6

9

3.

Школа бисероплетения

14

12

4.

Изделия из бисера I сложности

40

69

5.

Изделия из бисера II сложности

28

54

6.

Изделия из бисера III сложности

32

42

7.

Школа вязания

10

9

8.

Изделия I сложности

10

15

9.

Беседы, экскурсии, выставки

2

3

144

216

ВСЕГО часов

Учебный план 1-го года обучения
№
п/п

Тема занятий

Количество часов
всего

теория

1.

Вводное занятие,
инструктаж по технике
безопасности, знакомство с
инструментом и материалом

2

2

2.

Историко-культурные
сведения

6

6

3.

Школа бисероплетения

14

4.

Изделия из бисера I
сложности:

4.1

.фенечки

4.2

.бусы

практи
ка

Формы
контро
ля/атте
стаци

опрос

14

1

5

наблюд
ение

4

Карточ
ки

13

Вопрос
ы

Забавные животные:
4.3

насекомые

4.4

животные

4.5

составление композиций

5
5.1
5.2

1

Педагог
ическое
наблюд
ение

4

опрос

3

беседа

4

карточ
ки

Изделия из бисера II
сложности:
ландыш
незабудки

1

5,3

мимоза

4

наблюд
ение

5.4

примула

8

схема

5.5

стилизованный цветок

6

Изделия из бисера III
сложности

6.1

8

тестиро
вание

7

опрос

32

колье

1

Деревья:
6.2

цветущая ветка вишни

6

Педагог
ическое
наблюд
ение

6.2

весенний абрикос

8

опрос

6.3

Стилизованные деревья

10

карточ
ки

7

Школа вязания

10

8

Вязанные изделия I сложности
– «вязание крючком»

10

схема

8.1

прихватка

1

3

опрос

8.1

гусеничка

1

5

наблюд
ение

9

Промежуточная
аттестация
Всего часов

2

2

144

14

130

К концу 1 года обучающиеся будут знать:










учащиеся будут понимать
простейшие приемы, используемые для различных видов рукоделия;
технику безопасности на занятиях;
технологический процесс изготовления поделок;
основные базовые элементы в разных видах деятельности;
будут уметь
соблюдать правила безопасного труда при работе с различными
инструментами ручного труда, соблюдая правила техники безопасности;
переводить шаблоны на различный материал;
изготавливать и оформлять несложные поделки;
осуществлять декоративную работу при изготовлении изделия;
подбирать гармоничные цвета и оттенки;














добросовестно относиться к выполнению работы, к инструментам и
материалам;
изготавливать изделия декоративно-прикладного творчества по схеме,
образцу.
Будут владеть
навыками изготовления несложных изделий;
основными приемами и техникой изготовления несложных изделий;
навыками разметки по шаблонам с помощью педагога;
правилами безопасности труда с колющими и режущими инструментами.
Личностные результаты:
сформирована коммуникативная культура;
сформирована установка на здоровый образ жизни, на мотивацию к
творческому труду, бережному отношению к материальным ценностям;
сформирована толерантность;
развита творческая активность, инициативность и любознательность.
Содержание программы 1 года обучения
Вводное занятие.
Задачи и план работы объединения «Художественное рукоделие».
Оборудование рабочего места.
Необходимые принадлежности и материал для работы.
Правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами.
Историко–культурные сведения:
«Родословная стеклянной бусины», история возникновения
стеклоизделия.
 Бусы как украшение.
 Технология производства стекла и бисера.
 Появление бисероплетения в Западной Европе.
Практическая работа:




1.


 Рассматривание материала для бисероплетения;
 Низание на нитку или леску.
2. Школа бисероплетения.
 Выполнение медицинских рекомендаций.
 Низание крестиком (цепочка № 1) – соединение цепочек между собой,
 «Колечки» (цепочка № 2,3,4) - соединение цепочек между собой.
Практическая работа:
 Рассматривание материала для бисероплетения
 Низание на нитку или леску
3. Изделия из бисера I сложности.
 Выполнение объемных изделий на леске («мышка», «крокодил»)
 Понятие о цвете, работа с леской
 Низание на проволоку петельками, параллельное низание, низание
дугами («Стрекоза», «бабочка», «грибы», «знаки Зодиака»).
Практическая работа:
 Чтение и зарисовка схем;

 Подготовка рабочего места;
 Выполнение медицинских рекомендаций.
4. Изделия из бисера II сложности.
«Цветочный калейдоскоп»: изготовление бисерного полотна
параллельным низанием. Подбор бисера по форме и цвету. Выполнение
медицинских рекомендаций.
«Ландыш» - петельное низание. Сбор бутонов. Выполнение листьев
параллельным низанием по схеме.
Практическая работа: плетение, выполнение и оформление данной
работы
«Незабудки» - петельное низание полевого цветка. Работа с проволокой.
Правильное выполнение середины цветка. Выполнение листьев. Сбор
цветка.
Практическая работа: плетение, выполнение и оформление данной
работы
.«Мимоза» - петельное низание полевого цветка. Работа с проволокой.
Правильный сбор цветов и небольших букетиков.
Практическая работа: плетение, выполнение и оформление данной
работы

«Примула»- большое петельное вязание в несколько рядов. Работа с
проволокой, бисером разного размера, составление небольших букетиков из
сделанных цветов.
Практическая работа: плетение, выполнение и оформление данной
работы
«Стилизованный цветок» - петельное плетение. Расчет и количество
бисера и проволоки. Зарисовка схемы. Подбор бисера по цветку. Основы
цветоведения.
Практическая работа: выполнение «стилизованных цветов».
Изделия из бисера III сложности
«Колье » - подбор бисера, узоров, разработка композиции. Зарисовка
рисунка.
Практическая работа: подготовка бисера. Оформление выполненного
изделия.
«Деревья» - рассматривание иллюстраций, готовых изделий.
Практическая работа: выполнение задуманных изделий.

5. Школа вязания.
 История развития трикотажного производства, прикладного
искусства, ручного художественного вязания.
 Основные приемы набора петель и вязание крючком.
 Выполнение «простых столбиков», «столбиков с накидом» и т.д.
6. Изделия I сложности (крючок)
«Прихватка» - определение размера прихватки. Начало вязания из
середины. Расчет петель. Вывязывание квадратных сторон.
Практическая работа: вывязывание и отделка изделия.
«Гусеничка» - выполнение кругов, которые последовательно соединяются
между собой. Оформление головы.
Практическая работа: выполнение и отделка изделия.
8.Промежуточная аттестация.

Учебный план II года обучения
Количество часов
№п/п

Тема занятий

теория
всего

1.

Вводное занятие, инструктаж по
технике безопасности,
знакомство с инструментами и
материалом.

3

3

2.

Историко-культурные сведения

9

9

3.

Школа бисероплетения

12

4.

Изделия из бисера I
сложности:

64

4.1

фенечки

4.2
4.3

практ
ика

Форма
контрол
я/
аттестац
и
опрос

опрос

12

1

5

наблюде
ние

.бусы

9

схема

.браслеты

9

тестиров
ание

9

наблюде
ние

Забавные животные:
4.4

насекомые

1

4.5

животные

15

схема

4.5

птицы

12

тестиров
ание

4.6

составление композиций

6

наблюде
ние

5.

Изделия из бисера II
сложности:

54

«Цветочный калейдоскоп»
5.1

кристаллы льда

5.2

ромашки

тестиров
ание

1

5

Вопросы

6

Педагог
ическое

наблюде
ние

5.3

фрезия

9

опрос

5.4

тюльпан

9

карточк
и

5.5

роза

12

беседа

12

карточк
и

5.6

стилизованные цветы

6.

Изделия из бисера III
сложности:

6.1

.пасхальные яйца

наблюде
ние

1

11

Деревья:

схема
тестиров
ание

6.2

белая береза

9

Вопросы

6.3

белая акация

9

Педагог
ическое
наблюде
ние

6.4

дерево счастья

12

опрос

7.

Школа вязания:

9

7.1

Вязанные изделия I сложности –
«Вязание крючком»

7.2

1.Вязание салфеток

8

Беседы, использование
сквозных программ, выставки
Всего часов:

18

беседа

18
3

3

216

18

198

карточк
и

Предполагаемые результаты:
2 год обучения
Образовательный блок:
К концу 2 года дети будут знать:






Основные сведения о декларативных художественных промыслах;
Основы композиции и принципы составления;
Требования к качеству выполнения работ;
Медицинские рекомендации во время занятия рукоделием;
Правила безопасности труда и пожарной безопасности

К концу года дети будут уметь:






Грамотно и аккуратно изготавливать изделия и оформлять его;
Самостоятельно составлять схемы и зарисовывать их
Разрабатывать и составлять небольшие композиции;
Анализировать собственные творческие работы;
Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности
труда.

Воспитательный блок:
На втором этапе обучения у воспитанников развиваются способности
к сопереживанию, а также закрепляются навыки восприятия другого.
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
 Задачи и план работы объединения.
 Оборудование рабочего места.
 Материал и принадлежности.
 Правила техники безопасности.
2. Историко-культурные сведения.
 «Золотой век русского бисера».
 Появление бисера в России.
 Налаживание его производства царем Петром I.
 Исследования и опыты М.Ломоносова по получению цветных
стекол.
 Бисерные работы и вышивки, распространение мастерских в
России.
Практическая работа: рассматривание иллюстраций с изображением
работ, выполненных бисерным рукоделием. Выполнение простейших
видов «низания».
3. Школа бисероплетения.
 Выполнение медицинских рекомендаций;

 Низание «сеток» (цепочка «восьмерка», поперечное низание,
выполнение простейших колье в продольном низании).
Практическая работа: работа с бисером, стеклярусом, зарисовка
схем.
Изделия из бисера I сложности
«Фенечки» – подбор бисера, для изготовления фенечек.
Практическая работа низание, выполнение,оформление работы
«Забавные животные» – выполнение забавных фигурок из бисера
разных цветов. Практическая работа выполнение различных фигурок из
цветов различного цвета.
Изделия из бисера II сложности «Цветочный калейдоскоп».
«Кристаллы льда» - подбор бисера. Простейшее низание, низание по
кругу.
Практическая работа: низание, выполнение и оформление работы.
«Ландыш» - петельное низание. Закрепление низания по кругу. Подбор
бисера разного размера для листьев. Выполнение листьев и соцветий с
оттенком.
Практическая работа: выполнение и составление букетов
«Ромашка» - петельное усложнение низания. Выполнение середины, сбор
соцветий. Теневое оформление листьев. Сбор букетов.
Практическая работа: выполнение работы по схеме.

«Форзиция» - петельное плетение. Самостоятельный подбор материала.
Цветовая гамма. Выполнение цветов и сбор их в ветки.
Практическая работа: выполнение веток «форзиции».

«Тюльпан» использование петельного низания. Подбор бисера по цвету.
Выполнение цветов и соединение их в веточки.
Практическая работа: выполнение работы по схеме.

«Дерево счастья» - использование комбинированной техники плетения.
Изготовление листьев, веток, соединение веток. Подбор бисера, бус,
стекляруса. Подбор декоративной посуды.
Практическая работа: выполнение работы по схеме.
Изделия из бисера III сложности.
«Пасхальные яйца» - подбор бисера. Изготовление формы яйца.
Плетение сеток, пояса яйца, острого и тупого конца. Украшение, подбор
рисунка.
Практическая работа: расчет петель, количество бисера,
необходимого для работы оформление работы.
4. Школа вязания.
 Краткая история вязания;
 Вязание по кругу;
 Чтение и зарисовка схем;
 Подбор пряжи для вязания;
 Выполнение рисунков, построенных на основе лицевых и
изнаночных петлях.
5. Вязание изделий I сложности.
Вязание салфеток – Подбор пряжи (хлопчатобумажной), схемы
рисунка. Начало вязания. Вязание по схеме. Оформление вязаного
изделия.
Практическая работа: вывязывание и оформление изделия.
9. Беседы, использование сквозных программ: «Этическое воспитание»,
«Здоровый образ жизни», «Экология».

Планируемые результаты реализации программы
Предметные:
Личностные:



сформированный интерес к истокам народного
творчества, декоративно-прикладному искусству и
творческой деятельности;

сформированые навыки трудолюбия, терпения, усидчивости;

развиты самостоятельность и ответственность за
проделанную работу;

сформированые навыки сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в совместной деятельности.

Метапредметные:






расширение знаний о мире, себе, языке и речи;
накопление положительного социального опыта, через создание
развитый интерес к изучению народных традиций;
сформированное творческое мышление, способность к
созданию и реализации образа;

умение продуктивного использования интернет-технологий.
Коррекционные:




умение пользоваться вопросами во время занятий;
развитие способности к инициативной речи (активному говорению);
расширение речевой практики (повторить инструкцию, рассказать
о материале, видах, способах деятельности доступными словами, дать
название поделке/, рассказать своими словами или с помощью
педагога о том, чем и как занимался, подвести итог в словесной
форме).
В результате обучения по программе «Художественное рукоделие» у ребенка:
- будет сформирована устойчивая потребность:
-будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества;
-будет развита устойчивая потребность к самообразованию;
-будет сформирована активная жизненная позиция;
-будут развиты творческие способности;
-будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни;

Формы контроля. Аттестация.
Критерии оценки результативности определяются в соответствии с реализуемой
дополнительной программой «Волшебные бусинки». При реализации программы
используются четыре вида контроля: входящий, текущий, промежуточный,
итоговый.
Входная аттестация – это оценка начального уровня образовательных
возможностей детей при поступлении в кружок.
Текущий контроль – это оценка уровня и качества освоения тем и разделов
программы и личностных качеств обучающихся в кружке; осуществляется на
занятиях в течении всего учебного года.
Промежуточная аттестация –это оценка уровня и качества освоения детьми
дополнительной образовательной программы по итогам полугодия и учебного года.
Осуществляется в декабре и мае каждого учебного года.
Итоговая аттестация результативности освоения дополнительной образовательной
программы – это оценка уровня и качества освоения детьми дополнительных
образовательных программ по мере окончания освоения дополнительной
общеобразовательной программы. Итоговый контроль осуществляется в апреле-мае
в соответствии с графиком.
Формы контроля определены в соответствии с дополнительной
общеобразовательной программой. Формами контроля могут быть: анкетирование,
тестирование, беседа, опрос, участие в выставках и т.д.
Контроль позволяет выявить способности обучающихся и скорректировать
индивидуальную работу.
Объективный и систематический контроль учебной работы является важнейшим
средством управления обазовательно-воспитательного процесса.

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
задачи

критерии

Показатели

Методы

Задачи обучения
-овладеть основами
бисероплетения;

- овладеть
практическими
навыками и
приемами
изготовления и
декорирования
изделий из бисера;
расширить знания
об истории
возникновения и
развития
бисероплетения;
- обучиться
различным
техникам
бисероплетения;

-сформировать
знания по основам
композиции,
цветоведения и
материаловедения.

-развивать
моторные навыки
- сформировать
эстетический и
художественный
вкус;
- развивать
образное
мышление,
фантазию,
творческие
способности,

Уровень
соответствия
теоретических
знаний
обучающегося
программным
требованиям
Уровень
соответствия
теоретических
знаний
обучающегося
программным
требованиям

Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

Тестирование,
контрольный
опрос

Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

Игра, наблюдение

Низкий уровень
Уровень
Средний уровень
соответствия
Высокий уровень
теоретических
знаний
обучающегося
программным
требованиям
Низкий уровень
Уровень
Средний уровень
соответствия
Высокий уровень
теоретических
знаний
обучающегося
программным
требованиям
Низкий уровень
Уровень
Средний уровень
соответствия
Высокий уровень
теоретических
знаний
обучающегося
программным
требованиям
Задачи развития
Уровень развития у Низкий уровень
Средний уровень
обучающихся
Высокий уровень
способностей
Уровень развития у Низкий уровень
Средний уровень
обучающихся
Высокий уровень
способностей

Уровень развития у
обучающихся
способностей

Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

Индивидуальное
собеседование

Тестирование,
контрольный
опрос

контрольный
опрос

Тестирование,
контрольный
опрос
собеседование

игра

внимание;
- повышать общий
интеллектуальный
уровень;

Уровень развития у
обучающихся
способностей

Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

Творческие и
нестандартные
решения

-способствовать
обогащению
навыков общения и
умений совместной
деятельности;

Уровень развития у
обучающихся
способностей

Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

Тестирование,
контрольный
опрос

-способствовать
расширению
кругозора;

Уровень развития у
обучающихся
способностей

Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

собеседование

-содействовать
адаптации
обучающихся к
жизни в обществе.

Уровень развития у
обучающихся
способностей

Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

Игра, наблюдение

- привить интерес к
культуре, истокам
народного
творчества;

Уровень развития
личностных качеств

Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

Индивидуальное
собеседование

-обеспечить
доведение начатого
дела до конца;

Уровень развития
личностных качеств

Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

Игра, наблюдение

- способствовать
взаимопомощи при
выполнении
работы;

Уровень развития
личностных качеств

Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

собеседование

- воспитать
трудолюбие,
терпение,
усидчивость,
выносливость,
внимательность;

Уровень развития
личностных качеств

Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

Творческое.
Нестандартное
решение Игра,
наблюдение

формировать
общую культуру
обучающихся;

Уровень развития
личностных качеств

Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

Тестирование,
контрольный
опрос

-содействовать
организации
содержательного
досуга;

Уровень развития
личностных качеств

Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

Индивидуальное
собеседование

- формирование
навыков здорового
образа жизни;

Уровень развития
личностных качеств

Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

Игра, наблюдение

-воспитание
духовно-

Уровень развития
личностных качеств

Низкий уровень
Средний уровень

Творческое.
Нестандартное

Задачи воспитания

нравственных,
гражданскопатриотических
ценностей
обучающихся.

Высокий уровень

решение

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
№
п\п

Наименование элементов перечня

Наглядные пособия:
Авторские методические разработки технологических приемов.
1

Образцы изделий. Плакаты. Цветовой круг.

2

Таблица гармонирующих и негармонирующих цветов и оттенков.

3

Таблица гармонирующих и негармонирующих цветов и оттенков.

Дидактические материалы:
1
2
3
1

Методические материалы, карточки, наглядные пособия, иллюстрации
Информационные листы со схемами.
Рисунки – схемы, таблицы.
Литература:
Аполозова Л.И. Украшение бисером: Учебно-методическое пособие – МТЦ. Сфера,
2002-102 с.

2
3

Артемонова Е.В. Бисер. М: 2002 – 96с.
Божко Л.В. Бисер. М: ТЦ. Сфера. 2003 – 140 с.

4

Божко Л.В. Бисер. Уроки мастерства. ТЦ. Сфера. 2003 – 86 с.

5

Куликова Л.А. Цветы из бисера. М: 2001 – 110 с.

6

Ляукина М.В. Бисер. Энциклопедия. М: 2004 – 288 с.

7

Котова И., Котова А. Школа современного бисероплетения.
М. 1999 -250 с.

8

Народные художественные промыслы России. М. 1984 – 180 с.

9

Осетинский орнамент. Орджоникидзе. 1960 – 250 с.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Материально – техническое обеспечение.
Оборудование.

1
2
3
4
5
6
7
8
9

бисер различных размеров / от № 11 до №5 /, рубка, стеклярус, бусы, пайетки;
нити капроновые, армированные катушечные с лавсаном, «мулине», шерстяные;
леска / от 0,1 мм до 0,3 мм /, мононить;
замки, карабины
для предметов
бижутерии, швензы,
колечки,
колпачки;
ножницы с острыми концами, проволока различного диаметра /от 0,1 мм до 5
мм /;
ножницы с острыми концами, проволока различного диаметра /от 0,1 мм до 5
мм /;
карандаши простые, карандаши цветные /фломастеры/;
тетради в клеточку, ручка, ластик, линейка, сантиметровая лента,

мел;
кисти: мягкие/белка/,жесткие/щетина/,палочки, лопаточки,

небольшие баночки и др.;
Раздаточный материал:

1
2
3

Схемы изделий.
Схемы низания бисером.

Карточки с заданиями.

Кадровое обеспечение программы.
Реализацию
данной
программы
осуществляет
педагог
дополнительного
образования,
имеющий
среднее
профессиональное или высшее образование (соответствующего
направления) и отвечающий квалификационным требованиям,
указанным
в
квалификационных
справочниках,
и
(или)
профессиональном
стандарте
педагога
дополнительного
образования детей и взрослых.

Информационное обеспечение.
Нормативно-правовые документы

-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р;
- Изменения, внесённые в Концепцию развития дополнительного образования
детей до 2030 года, утверждённые распоряжением Правительства Российской
Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля
2022года года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарноэпидемиологических
правил
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на 21 марта 2022
года).
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.02.2022 №4 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические
правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции
(covid-19)», утверждённые Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от
04.02.2022-Действует с 06.02.2022 г.
-

-Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года, «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012 года.

Список литературы.
1.Аполозова Л.И. Украшение бисером: Учебно-методическое пособие – М: ТЦ.
Сфера, 2002-102 с.
2. Артемонова Е.В. Бисер. М: 2002 – 96с.
3.Божко Л.В. Бисер. М: ТЦ. Сфера. 2003 – 140 с.
4. Божко Л.В. Бисер. Уроки мастерства. ТЦ. Сфера. 2003 – 86 с.
5. Куликова Л.А. Цветы из бисера. М: 2001 – 110 с.
6. Ляукина М.В. Бисер. Энциклопедия. М: 2004 – 288 с.
7. Ляукина М.В. Техника вязания и плетения. М. 1999 – 140 с.
8.Котова И., Котова А. Школа современного бисероплетения.
М. 1999 -250 с.
9. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ № 1726-р от 4
сентября 2014 года;
10. Народные художественные промыслы России. М. 1984 – 180 с.
11. Осетинский орнамент. Орджоникидзе. 1960 – 250 с.

Интернет-ресурсы:
1. Сайт «kulikovanina ucoz.ru»
2. «МААМ,ru»

Приложение 1

Подго Блоки
товите

АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
№

Этап учебного
занятия

1

Организационный

Подготовка детей к работе
на занятии

2

Проверочный

3

Подготовительны
й (подготовка к
новому
содержанию)

Установление
правильности и
осознанности выполнения
домашнего задания (если
таковое было), выявление
пробелов и их коррекция
Обеспечение мотивации и
принятие детьми цели
учебно-познавательной
деятельности

4

Усвоение новых
знаний и способов
действий

Основной

5

6

7

8

Задачи этапа

Обеспечение восприятия,
осмысления и первичного
запоминания связей и
отношений в объекте
изучения
Первичная
Установление
проверка
правильности и
понимания
осознанности усвоения
изученного
нового учебного материала,
выявление ошибочных или
спорных представлений и
их коррекция
Закрепление
Обеспечение усвоения
новых знаний,
новых знаний, способов
способов действий действий и их применения
и их применение
Обобщение и
систематизация
знаний
Контрольный

Формирование целостного
представления знаний по
теме
Выявление качества и
уровня овладения
знаниями, самоконтроль и
коррекция знаний и
способов действий

Содержание деятельности

Организация начала
занятия, создание
психологического настроя
на учебную деятельность и
активизация внимания
Проверка домашнего
задания (творческого,
практического), проверка
усвоения знаний
предыдущего занятия
Сообщение темы, цели
учебного занятия и
мотивация учебной
деятельности детей
(например, эвристический
вопрос, познавательная
задача, проблемное задание
детям)
Использование заданий и
вопросов,
которые активизируют
познавательную
деятельность детей
Применение пробных
практических заданий,
которые сочетаются с
объяснением
соответствующих правил
или обоснованием
Применение
тренировочных
упражнений, заданий,
которые выполняются
самостоятельно
детьми
Использование бесед и
практических заданий
Использование устного
(письменного) опроса, а
также заданий различного
уровня сложности
(репродуктивного,
творческого, поисковоисследовательского)

Итоговый

9

Итоговый

10 Рефлексивный

Анализ и оценка
успешности достижения
цели, определение
перспективы последующей
работы
Мобилизация детей на
самооценку

Педагог совместно с детьми
подводит итог занятия

Самооценка детьми своей
работоспособности,

Методическое обеспечение программы
I год обучения

1 Раздел «Вводное занятие».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, инструктаж по технике
безопасности.
 Наглядный: иллюстрации, пособия по художественному
рукоделию.
2 Раздел «Историко–культурные сведения».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснение.
 Наглядный: рассматривание предметов народно-прикладного
искусства с использованием иллюстраций из книг и журналов по
рукоделию.
3 Раздел «Школа бисероплетения».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа о народно-прикладном искусстве, пояснение.
 Наглядный: готовые изделия выполненные из бисера.
 Практический: выполнение несложных изделий по показу.
4 Раздел «Изделия из бисера I сложности».
 Методы обучения:
 Словесный: пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание готовых изделий, показ способов
плетения.
 Практический: упражнения, задания по готовому образцу.
5 Раздел «Изделия из бисера II сложности».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ предметов народноприкладного искусства.
 Практический: упражнения, выполнение заданий по готовому
образцу.
Раздел «Изделия из бисера III сложности».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ предметов народноприкладного искусства.
 Практический: упражнения, выполнение заданий по готовому
образцу.
Раздел «Школа вязания».
 Методы обучения:

Словесный: беседа об истории развития ручного художественного
вязания, рассматривание иллюстраций, схем.
 Практический: упражнения, выполнение узоров по готовому
образцу.
Раздел «Вязаные изделия I сложности»

 Методы обучения:
 Словесный: беседа, рассказ
 Наглядный: показ предметов народно-прикладного искусства,
салфеток, дорожек.
 Практический: упражнения, задания по карточкам.

6 Использование методической папки «Система занятий к
программе «Художественное рукоделие» (I год).
Методическое обеспечение программы
II год обучения
1 Раздел «Вводное занятие».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, инструктаж по технике
безопасности.
 Наглядный: иллюстрации, пособия по художественному
рукоделию.
2. Раздел «Историко-культурные сведения».
 Методы обучения:
 Словесный: пояснение, беседа.
 Наглядный: рассматривание предметов народно-прикладного
искусства с использованием иллюстраций из книг и журналов по
рукоделию.
3. Раздел «Школа бисероплетения».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, указания, рекомендации, анализ.
 Наглядный: готовые бисерные изделия, схемы, карточки.
 Практический: выполнение изделий в соответствии со схемой.
4. Раздел «Изделия из бисера I сложности».
 Методы обучения:
 Словесный: показ, указания.
 Наглядный: готовые образцы, схемы, карточки, «методическая
папка».
 Практический: упражнения, выполнение по схеме, работа с
цветом.

5. Раздел «Изделия из бисера II сложности».
 Методы обучения:

 Словесный: беседа о народно-прикладном искусстве.
 Наглядный: рассматривание образцов и поделок из бисера, показ
способов действия.
 Практический: упражнения, задания по готовому образцу.
6. Раздел «Изделия из бисера III сложности».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа о народно-прикладном искусстве.
 Наглядный: рассматривание образцов и поделок из бисера, показ
способов действия.
 Практический: упражнения, задания по готовому образцу
7. Раздел «Школа вязания»
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, рассматривание, указания.
 Наглядный: рассматривание схем, знакомство с условиями
обозначениями.
 Практический: работа с карточками.
8 Раздел «Вязание изделий I сложности».
 Методы обучения:
 Словесный: показ, пояснения.
 Наглядный: образцы, схемы.
 Практический: работа с образцами, литературой, схемами по
рукоделию.
9. Использование методической папки «Система занятий к программе
«Художественное рукоделие» (II год).

Тест «Проверь себя»

1

Правила техники безопасности
Задание Прочитай и найди неверное утверждение!
Хранить бисер необходимо в баночках с плотной
Да

Нет

2

Обрезки от проволоки, лески можно бросать на пол;

Да

Нет

3

Ножницы хранить необходимо в определенном месте;

Да

Нет

4

Допускается передавать ножницы лезвиями вперед;

Да

Нет

5

В конце работы нужно убрать свое рабочее место;

Да

Нет

6

Можно резать ножницами на ходу;

да

нет

крышкой или в закрывающихся целлофановых
пакетиках;

Критерии оценки:
Высокий уровень – 5-6 ответов
Средний уровень -4 ответа
Низкий уровень -2 ответа

Задание «технология изготовления «божей коровки»
1

Какая техника плетения изображена на схеме?

2

Пронумеруй последовательность выполнения туловища

3

Выполни поделку по схеме

Критерии оценки:
Время выполнения задания 10-15 минут
Высокий уровень – техника плетения названа правильно
Средний уровень - работа выполнена аккуратно,
Низкий уровень - правильный подбор тона изделия, имеется небольшой
изъян, неровный бисер;

Тест для входного диагностического опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала по теме:
«Название и назначение материалов используемых в бисероплетении»
«Название и назначение материалов используемых в бисероплетении»
Фамилия, имя
1
Из чего изготавливают бисер?
(подчеркните)

2

Какого вида бисера НЕ существует?
(подчеркните)

3

Материал для нанизывания бисера,
придающий изделию любую форму:
(подчеркните)

4

Форма стекляруса: (подчеркните)

Дерево
Стекло
Железо
Пластилин
Керамические
материалы
Ягоды (подчеркните)
Рубка (рубленный
бисер);
Резка (резанный бисер);
Стеклярус
Швейные нитки;
Нитки мулине;
Проволока
Круг;
Трубочка;
Звездочка

5

Что еще используют для плетения бисером
вместо проволоки? (подчеркните)

Трос;
Леску;
Провод

6

:Бисер применяют для: (подчеркните)

-Украшения одежды;
Игры маленьких детей

Критерии оценки
6 баллов – 6 вопросов;
4 балла – 5 вопросов;
З балла- 4 вопроса;

Тест по теме «Из истории бисероплетения»
№
п/п
1

Вопросы
Что означает бисер в переводе с
арабского языка? (подчеркните)

2

Первое упоминание о бисере
приходится…?(подчеркните)

3

Кто является автором этого
стихотворения?

ответы
Драгоценный камень
Фальшивый жемчуг
стекло
Первое тысячелетие до н.э
Средние века
Начало века
А.С.Пушкаин
М.Ю.Лермонтов
М.В.Ломаносов

«Так в бисере стекло, подобно жемчугу
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится в полуношных степях
Им красится Арап на южных берегах….
(подчеркните)
4
Что такое бисер? (подчеркните)

Мелкие круглые или
многогранные шарики из
стекла, металла,
пластмассы, костюм со
сквозными отверстиями
для низания;
Мелкие шарики,
предназначенные для
украшений;
Бусинки средней
величины со сквозными
отверстиями

Устный опрос по теме: «Из истории бисероплетения»
Вопросы:
Расскажите легенду происхождения стекла?

Ответ: В очень далекие времена, финикийские купцы везли по
Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На
ночлег они остановились на песчаном берегу и стали готовить себе
пищу на костре, который обложили большими кусками соды. Поутру,
разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был
тверд, как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен, как
вода. Это было стекло.
1. Для чего применяли бисер женщины в Древней Руси?
Ответ: для отделки икон, различной
мужской и женской одежды, головных уборов.

церковной

утвари,

2. Древнейшее значение украшений?

Ответ:
украшения
выполняли
функцию
оберегов,
обеспечивавшее тому, кто их носил, защиту от злых духов, болезней и
других опасностей, а также для удовлетворения эстетических
потребностей.

Итоговый тест по программе «Художественное рукоделие»
Фамилия. имя
1

вопросы
Какое из предложенных названий не
является украшением из бисера
(подчеркните)

2

Объединение изображения в единое целое
– это…..( подчеркните)

3

Последовательное повторение узоров или
групп узоров это…. (подчеркните)

4

Как называются швы, которые выполняют
по счету нитей? (подчеркните)

Критерии оценки:
Высокий уровень – 4 ответов
Средний уровень -3 ответа
Низкий уровень -2 ответа

ответы
Жгут
Гердан
Бисерный воротник
градан
Лргамент
Композиция
Рапорт
ритм
Композиция
Узор
Орнамент
раппорт
Гладьвые
Ришелье
счетные

Мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной
программе «Художественное рукоделие»

Показатели
(оцениваемые
параметры)

1
1.
1

1.
2

2
2.
1

критерии

Степень выраженности
оцениемаго качества

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Теоретическая подготовка ребенка
Теоретические
Соответствие
Минимальный уровень
знания 9по
теоретических (ребенок овладел менее
основным
знаний
чем ½ объема знаний
разделам
ребенка
предусмотренных
учебнопрограммным программой);
тематического
требования
Средний уровень 9объем
плана
усвоенных знаний
программы)
составляет более ½);
Максимальный уровень
(ребенок практически
освоил весь объем знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период)
Владение
Осмысленност Минимальный уровень
специальной
ь и
(ребенок, как правило,
терминологией
правильность
избегает употреблять
использовани
специальные термины);
я специальной Средний уровень (ребенок
терминологии сочетает специальную
терминологию с бытовой)
Максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно и в
полном соответствии с с
их содержанием)
Практическая подготовка ребенка
Практические
Соответствие
Минимальный уровень (
умения и
практических (ребенок овладел менее
навыки,
умений и
чем ½ предусмотренных
предусмотренны навыков
умений и навыков);
е программой
программным Средний уровень (объем
требования
усвоенных умений и
(по основным
навыков составляет более
разделам
½);
учебноМаксимальный уровень
тематического (ребенок овладел
лана
практически всеми
программы)
умениями и навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период

Возмож
ное
количес
тво
баллов

Методы
диагнос
тики

3

Наблюд
ение,
тестиро
вание,
контрол
ьный
опрос и
др.

4
5

3

собесед
ование

4
5

3

4

5

Контро
льное
задани
е

2.
2

2.
3

Владение
специальным
оборудованием
и оснащением

Творческие
навыки

Показатели
(оцениваемые
параметры)

3
3.1
А

Умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу
Учебнопознавательна
я компетенция

Отсутствие
затруднений в
использовани
и
специального
оборудования
и оснащения

Креативность
в
использовани
и
практических
заданий

критерии

Минимальный уровень
умений (ребенок
испытывает серьезные
затруднения при работе с
оборудованием
Средний уровень
(работает с оборудованием
с помощью педагога);
Максимальный уровень
)работает с оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
Начальный
(элементарный) уровень
развития креативности
(ребенок в состоянии
выполнять лишь
простейшие практические
задания педагога);
Репродуктивный уровень
(выполняет в основном
задания на основе
образца);
Творческий уровень
(выполняет практические
задания с элементами
творчества)

3

Степень выраженности
оцениемаго качества

Возмож
ное
количес
тво
баллов

Методы
диагнос
тики

3

Анализ
исследо
вательс
кой
работы

Метапредметнные РЕЗУЛЬТАТЫ
Общеучебные умения и навыки ребенка:
Учебно-интеллектуальные умения;
Самостоятель Минимальный уровень
ность в
умений (учащийся
подборе и
испытывает серьезные
анализе
затруднения при работе с
литературы
литературой, нуждается в
прстоянной помощи и
контроле педагога);
Средний уровень
(работает с литературой с
помощью педагога и
родителей)
Максимальный уровень
(работает с литературой

Контро
льное
задани
е

4
5

4

Контро
льное
задани
е

5

4

5

Б

Умение
пользоваться
компьютерным
и источниками
информации
Информацион
ная
компетенция

В

3.
2
А

Умение
осуществлять
учебноиссоедовательс
кую работу
(писать
рефераты,
проводить
самостоятельн
ые учебные
исследования)
Учебнопознавательна
я компетенция
Ценностносмысловая
компетенция

Самостоятель
ность в
пользовании
компьютерны
ми
источниками
информации

Самостоятель
ность в
учебноисследователь
ской работе

самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений0
Минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе с
литературой, нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога)
Средний уровень
(работает с литературой с
помощью педагога или
родителей)
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
Минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе с
литературой, нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога)
Средний уровень
(работает с литературой с
помощью педагога и
родителей)
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений)

3

Анализ
исследо
вательс
кой
работы

4

5

3

Анализ
исследо
вательс
кой
работы

4

5

Учебно-коммукативные умения:
Умение
слушать и
слышать
педагога
Коммуникати
вная
компетенция

Адекватность
восприятия
информации,
идущей от
педагога

Минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе с
литературой, нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога)
Средний уровень
(работает с литературой с
помощью педагога и
родителей)
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений)

3

4

5

наблюд
ение

Б

Умение
выступать
перед
аудиторией
Коммуникати
вная
компетенция

В

Умение вести
полемику,
участвовать в
дискуссии
Коммуникати
вная
компетенция

Показатели
(оцениваемые
параметры)

3.
2
А

Б

Свобода
владения и
подачи
обучающимис
я
подготовленн
ой
информации

Самостоятель
ность в
построении
дискуссионно
го
выступления,
логика в
построении
доказательств

критерии

Минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе с
литературой, нуждается в
Средний уровень
(работает с литературой с
помощью педагога и
родителей)
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений)
Минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе с
литературой, нуждается в
Средний уровень
(работает с литературой с
помощью педагога и
родителей)
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений)
Степень выраженности
оцениемаго качества

3

наблюд
ение

4

5

3

наблюд
ение

4

5

Возможно
е
количеств
о баллов

Методы
диагност
ики

3

наблюде
ние

Учебно-коммуникативные умении
Умение слушать
и слышать
педагога
Коммуникативн
ая компетенция

Умение
выступать перед

Адекватность
восприятия
информации,
идущей от
педагога

Свобода
владения и

Минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе
с литературой,
нуждается в
прстоянной помощи и
контроле педагога);
Средний уровень
(работает с литературой
с помощью педагога и
родителей)
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений)
Минимальный уровень
умений (учащийся

4

5

3

наблюде
ние

аудиторией
Коммуникативн
ая компетенция

В

Умение вести
полемику.
Участвовать в
дискуссии
Коммуникативн
ая компетенция

Показатели
(оцениваемые
параметры)

подачи
обучающимся
подготовленн
ой
информации

Самостоятель
ность в
построении
дискуссионно
го
выступления,
логика в
построении
доказательств

критерии

испытывает серьезные
затруднения при работе
с литературой,
нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога)
Средний уровень
(работает с литературой
с помощью педагога или
родителей)
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
Минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе
с литературой,
нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога)
Средний уровень
(работает с литературой
с помощью педагога или
родителей)
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
Степень
выраженности
оцениемаго качества

4

5

3

наблюде
ние

4

5

Возможн
ое
количест
во баллов
3.3
Учебно-организованные умения и навыки
А
Умение
Способность
Минимальный уровень
3
организовывать самостоятельно умений (учащийся
свое рабочее
готовить свое
испытывает серьезные
(учебное) место рабочее место
затруднения при
к деятельности
работе с литературой,
Социальнои убирать его за нуждается в
трудовая
собой
прстоянной помощи и
компетенция
контроле педагога);
Средний уровень
4
(работает с
литературой с
помощью педагога и
родителей)
Максимальный
5
уровень (работает с
литературой

Методы
диагност
ики
наблюде
ние

Б

Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности
правил
безопасности

Соответствие
реальных
навыков
соблюдения
правил
безопасности
программам
требованиям

Социальнотрудовая
компетенция

В

Умение
аккуратно
выполнять
работу

Аккуратность и
ответственность
в работе

самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений)
Минимальный уровень
(ребенок овладел менее
чем ½ объема навыков
соблюдения правил
безопасности,
предусмотренных
программой)
Средний уровень
((объем усвоенных
навыков составляет
более ½);
Максимальный
уровень (ребенок
освоил практически
весь объем навыков,
предусмотренных
программой за
конкретный период)
Удовлетв.- хорошо отлично

3

наблюде
ние

4

5

наблюде
ние

Социальнотрудовая
компетенция
Мониторинг личностного развития ребенка
в процессе освоения им дополнительной образовательной программы
Показатели
(оценочные
параметры)

1.
1

Терпение
Компетенция
личностного
самосовершенст
вования

1.
2

Воля
Компетенция
личностного
самосовершенст

критерии

Степень
Возможн
выраженности
ое
оцениваемого
количест
качества
во баллов
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Организационно-волевые качества
Способность
Терпения хватает <
3
переносить
чем на ½ занятия
(выдерживать
Терпения хватает >
4
известные
чем на ½ занятия
нагрузки в
Терпения хватает на
5
течение
все занятие
определенного
времени,
преодолевать
трудности
Способность
Волевые условия
3
активно
ребенка побуждаются
побуждать себя извне
к
Иногда самим
4

Методы
диагност
ики

наблюде
ние

наблюде
ние

вования

1.
3

2
2.
1

2.
2

3.
3.
1

3.
2

Самоконтроль
Компетенция
личностного
самосовершенст
вования
Ценностносмысловая
компетенция
Самооценка
Компетенция
личностного
самосовершенст
вования
Ценностносмысловая
компетенция
Интерес к
занятиям в
детском
объединении
Компетенция
личностного
самосовершенст
вования
Ценностносмысловая
компетенция
Конфликтность
(отношение
ребенка к
столкновению
интересов
(спору) в
процессе
взаимодействия
Компетенция
личностного
самосовершенст
вования
Тип
сотрудничеств
а (отношение
ребенка к
общим делам
детского
объединения)

практическим
действиям

ребенком

Всегда – самим
ребенком
Умение
Ребенок постоянно
контролироват действует под
ь свои
воздействием
поступки
контроля из вне
(приводить к
Периодически
должному свои контролирует себя сам
действия)
Постоянно
контролирует себя сам
Ориентационные качества
Способность
завышенная
оценивать себя
заниженная
адекватно
реальным
нормальная
достижением

5

Основное
участие
ребенка в
основной
образовательно
й программе

Интерес к занятиям
продиктован ребенку
из вне
Интерес
периодически
поддерживается
самим ребенком
Интерес постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно
Поведенческие качества
Способность
Периодически
занять
провоцирует
определенную
конфликты
позицию в
Сам в конфликтах не
конфликтной
участвует, старается
ситуации
их избежать
Пытается
самостоятельно
уладить возникающие
конфликты

3

Умение
воспринимать
общие дела как
свои
собственные

3

Избегает участия в
общих делах
Участвует при
побуждении извне
Инициативен в общих
делах

3

наблюде
ние

4
5
3
4

анкетир
ование

5

тестиров
ание

4

5

3
4
5

4
5

Тестиров
ание
Метод
Незакон
ченного
предлож
ения

наблюде
ние


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».