Летний отдых детей
Лагерь с дневным пребыванием детей "Солнышко "
02.06.2025
Рабочая программа лагеря с дневным пребыванием детей МБУДО Моздокского ЦДТ «Солнышко» «Веселый экспресс»
Составитель: методист по УВР
Калоева Б.А.
Моздок 2025 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Название программы Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» «Веселый экспресс»
Наименование организации МБУДО Моздокский Центр детского творчества
Адрес организации РСО-Алания ,г Моздок, ул. Кирова,33
Телефон организации 8(86736) 3-45-48
Ф.И.О. руководителя организации Алавердова Л.А.
Авторы программы Калоева Б.А.
Нормативно-правовое обеспечение Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией Российской Федерации;
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Концепция программы В основе концепции детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей - эффективно построенная воспитательная система по самореализации личности ребёнка через включение его в различные виды деятельности с целью формирования личности, развития творческого потенциала и формирования здорового организма.
Цель программы Организация благоприятных условий для полноценного летнего отдыха, досуга детей, развития их личностного потенциала, оздоровления, укрепления нравственного и физического здоровья, гражданско-общественной и коммуникативной компетентности в летний период.
Задачи программы Оздоровительные:
создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
обеспечить длительное пребывание на воздухе.
Воспитательные:
создать благоприятные условия для:
разностороннего развития личности каждого ребёнка и летнего отдыха детей;
формирования навыков здорового образа жизни, укреплению здоровья;
воспитания культуры общения;
самореализации детей посредством приобщения к краеведческой культуре.
Развивающие:
развивать и укреплять:
связь МБУДО Моздокского ЦДТ и семьи;
художественно-эстетические навыки в ходе практической деятельности;
творческое мышление через реализацию конкурсно-игровых программ;
коммуникативность детского коллектива.
Механизм реализации программы I этап: Подготовительный (апрель-май):
участие в районных совещаниях, посвящённых подготовке к проведению летней оздоровительной кампании;
знакомство с правовыми документами нормативной базы, обеспечивающей качественный отдых детей в текущем году;
проведение совещаний при директоре по подготовке центра к летнему сезону;
издание приказа по ЦДТ о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря;
организация помещений лагеря согласно нормам и требованиям СанПин;
обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми;
формирование списка детей, посещающих оздоровительный лагерь, на основании заявлений родителей.
II этап: Организационный (первые дни работы лагеря):
встреча детей;
начало реализации программы лагеря «Веселый экспресс»;
линейка, открытие лагерной смены;
знакомство с правилами внутреннего распорядка лагеря.
III этап: Основной:
реализация основной концепции смены;
вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел;
работа кружков;
проведение мероприятий.
IV этап: Заключительный (последний день работы лагеря):
линейка, закрытие лагерной смены;
выставка детских работ.
Ресурсное обеспечение Интеллектуальный потенциал исполнителей программы
Реальному выполнению программы будет способствовать коллектив в количестве 16 педагогов.
Основу коллектива составляют мастера своего дела, имеющие устойчивую профессиональную мотивацию на самореализацию и развитие детей, люди, пользующиеся уважением в среде своих воспитанников и коллег.
Материальная база и инфраструктура лагеря
Лагерь функционирует в здании Моздокского Центра детского творчества
Для работы лагеря с дневным пребыванием детей МБУДО Моздокского ЦДТ функционируют:
-1 отряд-кабинет «ИЗО» 2 этаж-35,2 кв.м.
2 отряд –кабинет «Худоественное рукоделие» 2 этаж -21,9 кв.м.
-3 отряд-кабинет «Дошкольной гимназии» 1 этаж -31,9 кв.м.
Массовые мероприятия- «Спортивный зал» 1 этаж -293,4 кв.м.
Кабинеты для работы кружков: -кабинет «Вокал» 2 этаж -33,4 кв.м, -кабинет «Хореографический зал» 2 этаж-75,8кв.м,
- кабинет «ИЗО» 2 этаж-35,2 кв.м.
- кабинет «Дошкольной гимназии» 1 этаж -31,9 кв.м.
Игровая комната-кабинет «ИЗО» 1 этаж-33,1 кв.м.
Методическое обеспечение программы
В основе реализации программы лежит деятельностный подход. Основным методом организации деятельности являются:
наличие необходимой документации программы лагеря, плана работы отряда, плана-сетки;
должностные инструкции всех участников процесса;
отслеживание результатов и подведения итогов
подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Педагогические условия:
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
Направления программы Основные направления воспитательной работы:
гражданское воспитание: формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание: воспитание детей на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на развитие самостоятельности, трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия: компонент здоровьесберегающей работы, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной и безопасной организации оздоровительно-образовательного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания, создание безопасной среды, освоение детьми норм безопасного поведения в природной, социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
Ожидаемые результаты Организация деятельности летнего оздоровительного лагеря предусматривает следующие результаты:
укрепление здоровья и физической выносливости детей, а также формирование навыков здорового образа жизни в результате вовлечения детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность, длительное пребывание на свежем воздухе, оздоровление в результате закаливающих процедур;
раскрытие и развитие творческого потенциала детей в результате занятости их в различных видах деятельности, участия в конкурсах рисунков и чтецов;
личностное развитие каждого ребёнка, воспитание культуры общения, расширение кругозора в результате формы организации деятельности детей в лагере и методов воспитания;
создание благоприятного микроклимата в лагере в результате овладения умениями и навыками сотрудничества и взаимодействия;
благоприятный переход с одной ступени обучения на другую.
Сроки реализации программы 1смена со 2 по 17 июня, 2 смена с 19 по 02 июля.
Категория участников программы Программа универсальна так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья в количестве 2-х смен по 70 человек. Возраст участников программы: 6-15 лет.
Кадровое обеспечение программы Начальник лагеря ;
Педагоги доп. образования – 16 человека;
Инструктор по физической культуре;
Всего работников в лагере-22человека.
Материально-технические условия реализации программы Игровая комната с необходимым набором оборудования
Спортивный и хореографический зал;
Отрядные комнаты.
Социальное партнёрство Краеведческий музей города Моздока.
Библиотеки города
Программа лагеря с дневным пребыванием детей
«Веселый экспресс»
Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников, но далеко не все родители могут по объективным причинам, предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых на протяжении летних каникул, хотя именно этот период, свободный от учебных занятий, благоприятен для развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лагерь с дневным пребыванием детей на базе МБУДО Моздокский ЦДТ «Солнышко» организуется с целью развития, оздоровления и отдыха детей и подростков по месту жительства. Приоритетность цели оздоровления связана с тем, что в последние годы заметно ухудшилось состояние здоровья воспитанников общеобразовательных учреждений. Постоянно растущее неблагоприятное влияние экологической ситуации, а также стрессы, учебные перегрузки, приводят к истощению и даже к срыву адаптационных механизмов ребенка. Особенно сильно подвергаются стрессам дети младшего школьного возраста, т.к. поток информации на начальном этапе обучения очень велик и труден. В таких условиях очень важно применять любые формы оздоровления детей школьного возраста.
Лето – замечательная пора отдыха детей. В условиях летнего лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Следует помнить, что лагерь – это совсем иной кусочек жизни ребёнка. Это – его отдых, наполненный ярким впечатлениями и только хорошим настроением. Поэтому с первых же минут лагерной жизни необходимо показать, что школьника окружает иная предметная среда, совсем не та, в которой он находился в течение учебного года.
В лагере дети попадают в особую среду. Важно, чтобы ребенок интенсивно развивался в новой социальной среде, формировался как личность. В период каникул ребенок получает возможность ощутить свободу и самостоятельность, проявить самоорганизацию и самодеятельность. И важнейшим условием развития личности становится благоприятный психологический климат такой среды. Следовательно, концептуальным подходом становится идея развития максимально благоприятного, психологически комфортного климата в лагере. Поскольку психологический климат в коллективе определяется степенью комфортности отношений между его членами.
Ещё одной важнейшей концептуальной идеей программы является развитие творчества как основы активной позиции человека. Стремление к творчеству является важнейшим условием и стимулом для развития личности. Творческая личность успешнее адаптируется к изменяющимся требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления и формы оздоровления, отдыха и воспитания детей в летний период по направлениям.
Основные направления воспитательной работы:
гражданское воспитание: формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание: воспитание детей на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на развитие самостоятельности, трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия: компонент здоровьесберегающей работы, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной и безопасной организации оздоровительно-образовательного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания, создание безопасной среды, освоение детьми норм безопасного поведения в природной, социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
Программа ориентирована на детей в возрасте от 6 до 15 лет.
Разработка программы продиктована:
Повышением спроса родителей и детей на полноценный, организованный отдых в условиях лагеря с дневным пребыванием;
Сбалансированным двухразовым питанием;
Использованием естественных оздоровительных факторов лета.
Стратегией развития воспитательной работы в городе.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для летнего отдыха детей через вовлечение их в активно – познавательную деятельность.
Задачи программы:
создание положительного эмоционального климата в коллективе лагеря;
формирование санитарно-гигиенической культуры и сохранение здоровья обучающихся;
формирование навыков общения и толерантности;
организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа организации отдыха и оздоровления детей МБУДО Моздокского ЦДТ составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 31.07.2020 № 304 ФЗ; от 26.05.2021 №144 ФЗ; от 29.12.2022 № 631 ФЗ; от 04.08.2023 № 479 ФЗ; 25.12.2023 № 685 ФЗ);
Федеральным законом от 28 декабря 2024г. № 543-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 июля 2022 г. № 629 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от29.05.2015 г. № 996-р);
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 сентября 2018 года №16);
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);
Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 28ноября 2019 года NP-121 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие сферы отдыха и оздоровления детей»;
Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 29 августа 2024г. № Р-160 «Об объявлении 2025 года Годом детского отдыха в системе образования»;
Уставом и локальными актами учреждения.
Основные условия реализации программы «Веселый экспресс»:
организационно-методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение;
профессионально-педагогическая компетентность кадров.
чёткое представление целей и постановка задач;
конкретное планирование деятельности.
Программа «Веселый экспресс» основана на принципах:
принципы реализации программы:
принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
принцип системности, непрерывности и преемственности воспитательной деятельности;
принцип единства концептуальных подходов, методов и форм воспитательной деятельности;
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и их групп;
принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей детей;
принцип реальности и измеримости итогов воспитательной деятельности.
Сроки и этапы реализации программы.
Сроки реализации программы: 10 рабочих дней.
Реализация программы предполагается в 3 этапа.
1 этап –подготовительный (апрель, май)
- Подбор кадров;
- Проведение семинара с работниками лагеря, инструктивных совещаний;
- Подготовка методических материалов;
- Подготовка материально-технической базы.
2 этап – основной (1-10 день смены);
1 период - организационный (1-2 день смены);
- Формирование отрядов;
- Знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;
- Оформление отрядных уголков.
2 период - основной (3-8 день смены):
– Работа по программе смены, основная деятельность.
(реализация программы «Веселый экспресс», апробация и использование инновационных технологий, форм, приемов, методов)
- Методическая работа с воспитателями.
4 этап - Заключительный этап (9-10 день смены);
- Закрытие смены;
- Обобщение итогов деятельности;
- Сбор отчетного материала.
Схема управления программой «Веселый экспресс»
Директор М
Директор ОУ
Начальник лагеря
Лагеря
Педагоги
Педагог-организатор
Обучающиеся
Механизм реализации программы
В основе системообразующей деятельности мы используем:
педагогику сотрудничества;
игровые технологии;
групповые технологии;
технологии свободного труда;
технологию творчества.
Для реализации цели и задач программы используются следующие формы работы:
познавательная;
игровая;
спортивная;
творческая.
Виды деятельности:
конкурсы;
КТД;
викторины;
соревнования;
турниры;
акции;
. ролевые игры;
Мероприятия по реализации программы лагеря « Веселый экспресс»
Мероприятие Сроки Ответственные
Подготовительный этап
Обсуждение проблем занятости детей и подростков в каникулярное время:
совещание при директоре ЦДТ;
совещание ответственных за организацию занятости обучающихся в каникулярное время; апрель директор,
методист по УВР
Разработка программы лагеря (работа творческих групп) апрель методист по УВР
Издание приказа по ЦДТ о проведении летней кампании. май директор
Определение направлений и форм организации каникулярного времени. апрель директор,
методист по УВР
Подготовка методического материала для работников лагеря апрель методист по УВР
Составление необходимой документации для деятельности лагеря (положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.) май начальник лагеря
Диагностика.
учет мнений и запросов родителей;
учет пожеланий обучающихся по организации досуга в каникулярное время.
апрель-май
начальник лагеря
педагоги
Кадровое обеспечение.
подбор кадров для организации каникулярного времени школьников;
консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности лагеря.
проведение производственных совещаний по видам инструктажа.
апрель-май
директор,
начальник лагеря.
Организация работы лагеря с дневным пребыванием.
заключение договоров
комплектование отрядов
разработка плана воспитательной работы
оформление лагерной смены.
подготовка к сдаче приемной комиссии. май
начальник лагеря
педагоги
Основной этап
1 период 2-3дня
запуск программы;
встреча детей, оформление отрядных комнат, подготовка к открытию лагерной смены;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
проведение мониторинга физического развития обучающихся в начале лагерной смены (измерение роста, веса, мышечной силы, спирометрия лёгких) июнь
начальник лагеря
педагоги
медсестра
2 период
реализация основных принципов и идей смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел
мастерских, творческих лабораторий, проведение общелагерных, отрядных мероприятий, ролевых игр, трудовых десантов, экскурсий;
сбор фотоматериалов для создания альбома о лагерной смене «Наши лучшие моменты». июнь
начальник лагеря
педагоги
Заключительный этап
Анализ качественных изменений, произошедших с участниками смены. июнь начальник лагеря
педагоги
Подведение итогов смены
итоговое дело;
закрытие смены;
проведение мониторинга физического развития обучающихся в конце лагерной смены (измерение роста, веса, мышечной силы, спирометрия лёгких);
оформление фотоальбома; июнь начальник лагеря
воспитатели
Рефлексия конец смены начальник лагеря
педагоги
Мониторинг конец смены начальник лагеря
педагоги
Выработка перспектив развития программы июнь начальник лагеря
МЕХАНИЗМЫ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Описание модели смены, в том числе система самоуправления
Педагогический коллектив, реализующий программу смены, включает всех её участников в разнообразные виды деятельности, что позволяет учить детей умению вести дискуссии, убеждать и выслушивать чужое мнение, помогать людям делать добро, хранить хорошие традиции и создавать новые, творчески относиться к любому порученному делу.
Материал летнего отдыха: потребности и ожидания детей, задачи и формы воспитательной работы, оздоровительные процедуры и т.д. собирается воедино с помощью сюжетно-ролевой игры, с соответствующими игровыми ситуациями, атрибутами, ритуалами.
Сюжет смены позволил построить программу "Веселый экспресс" как реальные экономические отношения, при которых ребята попутно открывают для себя умение добросовестно выполнять самостоятельно выбранное дело, учатся быть лидерами, находят новые возможности самореализации и самосовершенствования.
Игра позволяет ребенку попробовать себя в различных социальных ролях, помогает ему самоутвердиться, способствует развитию у ребенка нравственных оценок, познавательной и окружающей среды, проектированию собственной деятельности, социальной адаптации, активизации творческой деятельности.
Но самой важной причиной обращения к сюжетно-ролевой игре является то, что именно игра – тот естественный механизм развития, который позволяет действовать в воображаемой ситуации через “уста героя” пробовать различные модели поведения. Те модели поведения, которые невозможно проработать в реальной жизни, оказывается возможным проработать в игре. Ребенок как бы прячется за маской игрового персонажа и от его имени ведет себя так, как предписывает роль, но опыт нового поведения является теперь именно его достоянием.
Таким образом, множество проблем в личностном развитии и, прежде всего реальном поведении могут быть скорректированы благодаря сюжетно-ролевой игре.
В течение смены детям предлагается череда различных типов деятельности, отражающих логику смены.
Данная программа направлена на реализацию основных направлений воспитательной работы:
-гражданское воспитание;
-патриотическое воспитание;
-духовно-нравственное воспитаниение;
-эстетическое воспитание;
- трудовое воспитание;
-физическое воспитание;
-формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия;
-экологическое воспитание;
-
-познавательное направление воспитания.
1 модуль. Патриотическое направление
Задачи патриотической деятельности:
- пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;
- формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
- формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;
- возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.
Основные формы работы:
1. Экскурсия в музей г. Моздока
2. День России. Конкурс чтецов «Родина моя»
3. Конкурс рисунков «Моя малая Родина». «Моё Отечество».
4. Беседы: «Россия – Родина моя!». «Герб, флаг, гимн России», «Вот она, какая моя Родина большая», «Я – Россиянин», «Славные сыны нашего Отечества», «Мои предки в труде и в бою», «Обычаи и традиции народов России!» и возложение цветов к Вечному огню
2 модуль. Экологическое направление
Задачи экологической деятельности:
- воспитывать бережное отношение к природе, обеспечивать развитие экологического мышления;
- стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
- раскрытие сущности происходящих экологических, геополитических, исторических процессов;
- приобщение детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой;
- изучение эколого-санитарной обстановки на территории города.
Основные формы работы:
1. Изготовление поделок из природного материала, гербариев.
2. Конкурс «Экологической моды
3. Концертная программа «Тебе, Природа, посвящаю!»
4. Выставки рисунков, поделок.
5. Экологический десант
6. Экологические мероприятия по отрядам.
7. Участие в экологических акциях.
3 модуль. Физкультурно-оздоровительная деятельность
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
- вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
- выработка и укрепление гигиенических навыков;
- расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы работы:
1. Утренняя гимнастика.
2. Организация пешеходных экскурсий.
3. Организация здорового питания детей.
4. Организация спортивно-массовых мероприятий: спортивные эстафеты, подвижные спортивные игры,спортивные соревнования, весёлые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма, подвижные игры на свежем воздухе, беседы с мед. работником развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни.
4 модуль. Познавательно-досуговое направление
Задачи познавательно-досуговой деятельности:
- развивать у детей интерес к познанию нового, неизвестного в отличных от школьного урока формах;
- развивать стремление к практической реализации полученных знаний.
Основные формы работы:
1. Праздники, конкурсы, экскурсии, спортивные соревнования, игровые программы, отрядные дела, беседы, выполнение творческих работ, конкурсы рисунков.
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:
- Принцип гуманности отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
- Принцип креативности. Для развития творческой личности необходимы творческие условия, творческий наставник, команда единомышленников.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации. Взрослый не навязывает формы и виды деятельности, а лишь направляет, создает условия для самостоятельного выбора ребенка, за который он несет ответственность, помогает самореализоваться, самоутвердиться с учетом внутреннего развития каждой личности.
- Принцип коллективности. Только общаясь и работая в коллективе, уважая и сопереживая другим, - можно воспитать качества социально активной личности.
- Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
- Принцип доверия и поддержки основывается на том, что к каждому человеку, к его мотивам, интересам необходимо относиться уважительно, доверять и поддерживать его.
- Принцип творческой индивидуальности.
- Принцип сотрудничества и сотворчества ребёнка и взрослого.
Общими усилиями планируется проведение разноплановых мероприятий: часы здоровья, дискуссионные клубы, виртуальные экскурсии. Интересные дела подробно будут освещаться на сайте МБОУДО Моздокского ЦДТ..
Система самоуправления лагеря с дневным пребыванием детей складывается в форме временных органов самоуправления, к которым относятся деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела.
Содержание деятельности зависит от тех задач, которые определяет программа смены, но принципы остаются одни.
Принцип педагогического руководства означает, что педагогическое руководство обеспечивает развитие детского самоуправления.
Принцип предметной деятельности – это принцип существования органов самоуправления.
Принцип единого планирования означает, что в лагере создается единый план воспитывающей деятельности, исполнителями и организаторами которого являются органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию лагерной жизни всех участников педагогического процесса.
Принцип выборности и составленности органов самоуправления. В одни органы самоуправления его члены избираются, в другие – входят согласно положению о структуре и функциях органов самоуправления.
Принцип участия всех детей в системе самоуправления – принцип демократизма, «поголовности».
Принцип согласия заключается в том, что при возникновении разногласий ещё до принятия решения необходимо находить общие точки соприкосновения разных идей и выстраивать общее решение, исходя из этого. После же его принятия действует правило обязательного выполнения решения всеми участниками процесса.
На организационно-методическом уровне педагоги и дети могут участвовать в работе совместных органов самоуправления, вырабатывать общую программу действий, информировать друг друга о своей деятельности.
Важной организационной стороной взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления является делегирование ответственности и полномочий.
Необходимым условием реальности самоуправления является участие в нем как можно большего количества ребят, в идеале - всех.
Следует помнить, что самоуправление не может быть абсолютным. Поэтому важно адекватное соотношение функций и содержания управления и самоуправления.
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение – это целенаправленный процесс и результат оснащения педагогов, воспитателей методическими средствами и информацией, которые способствуют эффективному осуществлению работы в лагере. Методическая работа осуществляется посредством следующих форм:
Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение планёрок. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Журнал по технике безопасности и охране здоровья детей.
Кадровое обеспечение программы :
Подбор педагогических сотрудников для работы осуществляется из числа работников образовательного учреждения. Планирование и организацию работы лагеря осуществляют: начальник лагеря, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, концертмейстеры, физруки.
Материально- техническое оснащение
спортивный зал;
хореографический зал;
Столовая в МБОУ СОШ№3;
игровая комната;
кабинеты;
ТСО;
художественные средства, игры настольные и др.;
хозяйственный инвентарь;
фонограммы;
канцелярские принадлежности;
компьютер, принтер.
Материально-технические условия предусматривают финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета.
Предполагаемые результаты программы
Сохранение здоровья, физических и психологических сил детей и подростков,
Развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Закрепление навыков здорового образа жизни;
Социальная адаптация в пространстве временного детского коллектива, сплочение временного детского коллектива;
Повышение степени удовлетворенности детей и их семей от лагеря с дневным пребыванием;
Наличие положительных откликов в средствах массовой информации.
Режим дня:
8.00 – 8.10 – сбор детей, работа игротеки.
8.10 – 8.20 – зарядка.
9.00 – 10.00 – завтрак.
10.00 – 13.00 –КТД, отрядные дела, массовые мероприятия, просмотр кинофильмов, работа игротеки, кружки, пляж.
13.00 -14.00 – обед по графику, игры на свежем воздухе. 14.00 - отправление детей домой.
План работы лагеря с дневным пребыванием детей МБУДО Моздокского ЦДТ на летние каникулы 2025 года.
(1 лагерная смена со 02.06 по 17.06)
№ п/п Название мероприятия Дата, время проведения Место проведения Ответственный
1. Праздничное мероприятие «Улыбнись, Планета! В объективе-Лето!», посвященное Дню защиты детей 02.06.
10.00ч Парк Победы Тащилина Н.В.
2 Открытие лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко». Конкурсно-игровая программа «День веселья».Викторина по правилам дорожного движения. 04.06.
10.00ч ЦДТ Калоева Б.А.
Емельянова О.И.
3. Конкурсно-игровая программа « Путешествие в страну «Мульти-Пульти» 11.06.
10.00ч ЦДТ Тащилина Н.В.
4. Закрытие лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко». 17.06.
10.00ч. ЦДТ Калоева Б.А.
Емельянова О.И.
План работы лагеря с дневным пребыванием детей МБУДО Моздокского ЦДТ на летние каникулы 2025 года.
(2 лагерная смена с 19.06 по 02.07)
№ п/п Название мероприятия Дата, время проведения Место проведения Ответственный
1. Конкурсно-игровая программа «Праздник воздушного шара» 19.06.
10.00 ЦДТ Тащилина Н.В.
2. Открытие лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко». Конкурсно-игровая программа «День веселья».Викторина по правилам дорожного движения. 20.06.
10.00ч ЦДТ Калоева Б.А.
Емельянова О.И.
3. Митинг, посвященный Дню памяти и скорби. Возложение цветов к Вечному огню. 23.06.
10.00 Сквер имени Братьев Дубининых Горбовцова Р.М.
4. Конкурсно-игровая программа « Друзья нашего здоровья» 26.06.
10.00ч ЦДТ Емельянова О.И.
5. Закрытие лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко». 02.07.
10.00ч. ЦДТ Калоева Б.А.
Емельянова О.И.
План – сетка работы отрядов в лагере с дневным с 1-17июня 2025 г.
понедельник вторник среда четверг пятница
02.06 Праздничное мероприятие «Улыбнись, Планета! В объективе-Лето!», посвященное Дню защиты детей. 03.06.
Отрядная работа. Подготовка к открытию лагеря 04.06
Открытие лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко». Конкурсно-игровая программа «День веселья».Виктори-на по правилам дорожного движения. 05.06
Конкурсно-игровая программа « Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» 06.06
Ярмарка талантов «Кто во что горазд»
Посещение кружков.
09.06.
Спортивное развлечение на открытом воздухе «Мой весёлый звонкий мяч»
10.06
Посещение кружков.
Отрядная работа.
Экскурсия в музей. 11.06
Конкурсно-игровая программа « Путешествие в страну «Мульти-Пульти»
16. 06.
Посещение кружков.
Отрядная работа.
17.06
Закрытие лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко».
План – сетка работы отрядов в лагере с дневным с 19 июня - 02 июля 2025 г.
онедельник вторник среда четверг пятница
19.06
Конкурсно-игровая программа «Праздник воздушного шара»
20.06
Открытие лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» Конкурсно-игровая программа «День веселья».Викторина по правилам дорожного движения.
23.06.
Митинг, посвященный Дню памяти и скорби. Возложение цветов к Вечному огню.
Беседа «Никто не забыт и ничто не забыто». 24.06
Посещение кружков.
Отрядная работа.
Экскурсия в музей. 25.06
Экскурсия в пожарную часть.
Посещение кружков.
Отрядная работа.
26.06
Конкурсно-игровая программа « Друзья нашего здоровья»
Посещение кружков.
Отрядная работа.
27.06.
Посещение
кружков. Посещение детского Парка .
30. 06.
Посещение кружков.
Отрядная работа.
01.07
Посещение кружков.
Отрядная работа.
Конкурс рисунков на асвальте
02.07
Закрытие лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко».
.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
В ходе реализации программы «Веселый экспресс» предполагается достижение следующих результатов:
освоение детьми опыта совместной деятельности;
освоение широкого спектра дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, способствующих самореализации, самовыражению и самосовершенствованию каждого участника смены, личностному и профессиональному самоопределению подростков;
развитие познавательных и творческих способностей в процессе участия в различных мероприятиях;
приобретение опыта общения и отношений, навыков эффективного взаимодействия на основе культурных норм проживания и деятельности;
формирование навыков самообслуживания;
получение организаторского опыта и опыта самоорганизации;
расширение сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире;
восстановление, сохранение здоровья детей иподростков, привлечение максимального количества школьников к осознанному выбору здорового образа жизни; приобретение новых друзей и впечатлений;
расширение профессионального опыта педагогов в освоении методики досуговой, оздоровительной и образовательной деятельности в условиях лагеря.
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ
Критерии эффективности функционирования летней смены в лагере с дневным пребыванием детей «Солнышко»
доступность информации о реализации программы; структура занятости детей, её разнообразие;
уровень и характер взаимоотношений в детской и взрослой среде и между ними;
реальная детская самостоятельность (что ребёнок может предложить и реализовать); достижения детей;
безопасность, защищенность и комфортность пребывания ребят в лагере; репутация лагеря (команды, проводящей смену).
Диагностика результатов программы осуществляется в лагере «Солнышко» с помощью анализа конкретных дел, самооценки индивидуального состояния, анализа собственной педагогической деятельности. Проводятся опросы детей, касающиеся удовлетворенности ребят сменой, деятельностью, изучаются изменения, происходящие с ребятами в лагере, а также исследуется отношение ребят к окружающим. При анализе жизнедеятельности лагеря используются по выбору администрации и педагогического состава: анкетирование, наблюдение, интервью, беседы, заполнение каждым ребенком или командой в течение смены дневника достижений в зависимости от задач смены и особенностей лагеря.
Диагностика осуществляется в три этапа:
1) на начальном этапе происходит сбор данных о направленности интересов ребёнка, мотивации деятельности и уровень готовности к ней (например, анкета «Твои ожидания от смены» );
2) промежуточная диагностика позволяет корректировать процесс реализации программы (например, ассоциация «Дерево настроения», отрядные и общелагерные рейтинги настроения );
3) итоговая диагностика помогает оценить результаты реализации программы, её эффективность и уровень (например, анкета «Оправдались ли твои ожидания от смены», таблица личностного роста, анкета «Как ты относишься…», анкета комфортности, психологического и эмоционального настроя детей в отряде - приложение 5,6,7).
Диагностика необходима на протяжении всей смены: на «огоньках», после коллективных дел, перед проведением мероприятия, по окончании лагерной смены.
В завершении каждой смены проходит информирование общественности об итогах смены в оздоровительных лагере «Солнышко», (размещение информации на сайте учреждения, стенде, с помощью социальных сетей); подводятся и анализируются итоги проделанной работы; определяются проблемы, возникшие в ходе реализации программы, и вносятся коррективы в перспективное планирование для их разрешения.
Мониторинговые исследования
Мониторинговая деятельность
Организуя разнообразную и по формам, и по содержанию деятельность, педагогический коллектив создаёт условия для того, чтобы как можно больше положительных качеств ребят проявлялось, активизировалось и развивалось.
Дети приходят в разновозрастные отряды и очень важно из шумной неорганизованной группы детей сформировать коллектив, помочь детям освоить различные виды деятельности, приобрести конкретные знания и умения, формировать лидерские качества в детях.
Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность, и материалы по рефлексии мероприятий, и отзывы детей и родителей.
№ Мероприятие Ответственный Дата
1 Совещание с педагогами «Мониторинг в лагере» Начальник лагеря май
2 Входное анкетирование педагоги 3 июня
3 Мониторинговое исследование «Выбор» педагоги 3 июня
4 Мониторинговое исследование «Игра в слова» педагоги 20июня
5 Итоговое анкетирование педагоги 20июня
ВЫБОР
Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
3. У нас добрые и отзывчивые педагоги.
4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
5. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
6. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.
7. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.
Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.
У = общая сумма баллов / общее количество ответов
Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.
АНКЕТА (на начало смены)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
Пожалуйста, напиши:
Имя…………………….. Фамилия………………………………
Твои первые впечатления от лагеря?
Что ты ждешь от лагеря?
Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
В каких делах ты хочешь участвовать?
Что тебе нравиться делать?
Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………….
Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….
Я хочу, чтобы………………………………………………………………………..
Я боюсь, что…………………………………………………………………………….
ИГРА В СЛОВА
Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложении так, чтобы у тебя получился портрет твоего отряда».
Наш отряд – это _________________ и ________________ люди. Они собрались для того, чтобы ___________________ и __________________ провести время и научиться _______________________________________. Поэтому вместе мы чаще всего занимаемся тем, что _______________________________________________.
Наш отряд объединяет _______________мальчишек и ____________ девчонок.
Наши воспитатели помогают нам в ______________________________________ и нам вместе с ними ____________________ и ____________________.
АНКЕТА (в конце смены)
Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________
Что ты ожидал (а) от лагеря?
Что тебе понравилось в лагере?
Что тебе не понравилось?
С кем из ребят ты подружился?
Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
Было ли скучно в лагере?
Было ли тебе страшно?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.
Самое важное событие в лагере? Было или оно?
Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..
Мне жаль, что……………………………………………………...
Я надеюсь, что……………………………………………………..
ИТОГОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ
Фамилия_____________________ имя_________________
Самое яркое впечатление за эти дни у меня …
Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось …
Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось …
Несколько слов о нашем отряде …………………………………..
Мои впечатления о лагере…………………………………………
Если бы я был вожатым, то бы я …………………………………..
Хочу пожелать нашему лагерю ………………………………….
Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?........................
Список используемой литературы:
Н.Е. Щуркова «За гранью урока». – М.: ЦГЛ, 2004г.
Б.В. Куприянов; М.И. Рожков; «Организация и методика проведения игр с подростками». – М. : ВЛАДОС, 2001г.
Копилка вожатских премудростей. – М.: ЦГЛ, 2004г.
Ю.Н. Григоренко «Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере». – М.: Педагогическое общество России, 2003г.
Мастерская вожатого – М.: Педагогическое общество России, 2003г.
С.А. Шмаков «Лето» - М.: «Магистр», 1993г.
И.С. Гринченко «Игровая радуга». – М.: - ЦГЛ, 2004г.
Ю.Н. Григоренко «Здравствуй, наш лагерь!» - М.: Педагогическое общество России, 2004г.
9. Школьный летний лагерь. – М.: ВАКО, 2004г.
10«Орленок»: книга вожатого. – М: Собеседник, 2005.
11.Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996.
12.Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003
13Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
14.Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
15.В. Васильев, В помощь организаторам и инструкторам туризма, Москва-Профиздат, 1973
16Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
17.Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)
18.Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – (Воспитание и доп.образование детей).
19.Ривкин Е.Ю., Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2001. – (Метод. биб-ка).
20.Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
21.Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуга над
Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Кипарис-10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005
22.Л.Ф.Шаламова, А.Ю.Ховрин. Вожатый – старт в профессию. Кипарис №12.. М. 2005.
23.И.И. Фришман. Разноцветный мир детства. Изд. «Академия». 1999г.
24.М.К. Сысоев. «Основы вожатского мастерства». 2002г.
25.А.Н. Лутошкин. «Как вести за собой». М. 1981г.
26.Копилка вожатских премудростей. – М.: ЦГЛ, 2004г.
27.С.Д.Поляков. Технологии воспитания. Владос. Москва. 2002г.