2022-2023 рабочая программа 1 уровень 2022-23 с титульным

1

2

Паспорт программы
Образовательная программа «Художественная гимнастика»
1 уровень(базовый)
Составитель
программы:
Теравакова
Нелли
педагог
дополнительного
образования,
квалификационная категория.

Валерьевна,
высшая

Рецензент: Калоева Б.А. методист ЦДТ
Организация — исполнитель: МБУДО Моздокский ЦДТ
Адрес: РСО — Алания, г. Моздок, ул. Кирова, 33, ЦДТ тел.: 8
(86736) 3-45-48
Факс: 8 (86736) 3-45-48, mboudod-mozdok(@mail.ru
Программа реализуется в Моздокском центре детского творчества.
Возраст обучающихся: 7-11 лет.
Срок реализации программы 1 уровня: 5 лет.
Социальный статус: ученики школ города и района.
Цель программы: физическое и духовное развитие детей и
выполнение разрядов.
Направленность программы: физкультурно — спортивная.
Вид программы: модифицированная.
Уровень реализации: дополнительное образование.
Уровень освоения программы — общеразвивающий.
Способ освоения содержания образования: креативный.

3

Введение.

Художественная гимнастика - это олимпийский вид спорта, в котором
спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности
исполнения сложных движений телом в сочетании с разнообразными
манипуляциями предметами под музыку. Одной из особенностей развития
современной художественной гимнастики является неуклонный рост
технического мастерства гимнасток и усложненных соревновательных
программ. Это относится как к ведущим спортсменкам мирового класса, так
и к гимнасткам разного уровня квалификации.

4

Пояснительная записка.
В Концепции охраны здоровья населения России, в числе
первоочередных мер, определено создание условий и вовлечение групп
населения в активные занятия физической культурой и спортом.
Следовательно, физическое воспитание детей дошкольного и младшего
школьного возраста должно рассматриваться, как приоритетное направление
деятельности образовательных учреждений, ведь в общей системе
образования дошкольников и школьников младшего возраста именно этот
вид воспитания имеет решающее значение для охраны и укрепления
здоровья, становления личности, развития физического и психического
потенциала ребенка.
Для решения этих задач применяются различные средства, методы и
формы физкультурной работы. Одной из таких форм является спортивнооздоровительная работа с детьми в дополнительном образовании.
Настоящая программа «Художественная гимнастика» - 1 уровень
разработана для детей 6-11 лет и является базовой.
При разработке данной программы были учтены положения и
требования следующих нормативных документов:
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года,
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
9.11.2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам»
- СанПиН2.44.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении
санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи
в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19)» )» (с изменениями на 21 марта 2022 года).
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного

5

государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Приказ
действует до 1 сентября 2027 года.
- Постановления Главного государственного санитарного врача
РФ от 04.02.2022 №4 «О внесении изменений в санитарноэпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой
коронавирусной инфекции (covid-19)», утверждённые
Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 п 15»
Редакция от 04.02.2022-Действует с 06.022022. Зарегистрировано в
Минюсте России 4 февраля2022 г. № 67165.
- Устава МБУДО Моздокского ЦДТ.
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года №273-Ф3

6

Актуальность программы
Результативность художественной гимнастики в развитии физического и
психического потенциала детей 7-11 лет, занимающихся спортом, доказана.
Но художественная гимнастика не нашла широкого массового применения в
практике школьного физического воспитания в связи с высочайшими
требованиями и жестким отбором, ограничивающими число желающих
заниматься этим видом спорта. И здесь на помощь приходит дополнительное
образование, где дети могут удовлетворить свои потребности в занятиях
спортом и личностном росте
Данная программа позволяет заниматься художественной гимнастикой
всем желающим детям, без отклонений в физическом развитии и состоянии
здоровья. Поэтапное освоение программы осуществляется с учетом
возрастных и психофизических возможностей детей.
Форма занятий: групповая и индивидуально-групповая.
Программный материал отвечает, как потребностям физического
воспитания детей указанного возраста, так и актуален по своему
содержанию.
Новизна программы
1. Содержание программы построено с учетом новых требований,
предъявляемых международными правилами к художественной
гимнастике.
2. Проблемы оздоровления детей решаются с позиции комплексного
использования средств общей физической подготовки, хореографии,
акробатики и художественной гимнастики
3. Обучение в группах художественной гимнастики способствует
повышению у детей мотивации к продолжению занятий
художественной гимнастикой в учебно-тренировочных группах.
Уровень освоения: базовый (общеразвивающий)

7

Тип программы: модифицированная.
коррекция и укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия
обучающихся.
Цель программы:
Создание прочной основы для воспитания здорового, сильного и
гармонично развитого молодого поколения средствами художественной
гимнастики. Освоение и выполнение разрядных требований нормативов от II
1юношеского разряда до 11 разряда.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить у обучающихся потребность здорового образа жизни;
-создать систему специальных знаний, умений и навыков, необходимых для
успешной деятельности в художественной гимнастике;
Развивающие:
-развитие физических качеств гимнасток: - силы, гибкости, координации,
прыгучести, быстроты, равновесия и выносливости;
-развитие
специальных
эстетических
качеств:
музыкальности,
танцевальности, выразительности и артистизма.
Воспитательные:
-воспитание морально-волевых и нравственно-эстетических качеств; Программа рассчитана на девочек 7 - 1 1 лет.
Срок реализации программы - 5 лет.
Численный состав учебных групп определяется возрастом и годом
обучения от 15 до 8 человек.
Условия приема детей в объединение художественной гимнастики
В объединение принимаются девочки без отклонений в физическом
развитии и состоянии здоровья с ежегодным предоставлением справки об
отсутствии противопоказания для занятий этим видом спорта от врачапедиатра по месту жительства.
Режим
и
наполняемость
учебных
групп
в
объединении
«Художественная гимнастика» МБУДО Моздокского ЦДТ составлен на
основе этапности подготовки гимнасток.

8

Режим и наполняемость учебных групп объединения «Художественная
гимнастика»
Г од обучения

Возраст

Классификация
программы
Разряд Количество
упражнений

Количество Количество
часов
человек
В
недел
ю

В
год

1

7 лет

111
юнош.

1

4

144

15-20

2

8 лет

11
юнош.

2

6

216

12-18

3

9 лет

1
юнош.

3

8

288

12-15

4
5

10 лет
11 лет

111
11

4
4

8
10

288
360

10-12
8-12

Ожидаемые результаты программы
образовательные - устойчивость интереса обучающихся к
систематической спортивной деятельности (стабильность контингента,
наличие положительных мотивов посещения занятий, осознание их
необходимости для себя);
спортивные - выполнение обучающимися спортивного разряда,
нормативов по ОФП и СФП, успешное выступление на соревнованиях;
творческие - достижения спортивных результатов на соревнованиях;
оздоровительные - развитие и укрепление всех параметров
физического здоровья, сознательная забота об укреплении своего здоровья;
воспитательные
превращение знаний, умений и навыков
обучающихся в убеждения, привычки и нормы поведения, создание
комфортной, доброжелательной, образовательной среды и развивающего
общения, воспитание личности гражданина.

9

Возрастные особенности обучения и тренировки обучающихся на
разных этапах многолетней подготовки по программе 1 базового уровня
Возраст

Возрастные особенности

7-8 лет

Это возраст интенсивного роста и
развития всех функций систем организма
детей. Высокая двигательная активность и
значительное развитие двигательных
функций позволяет считать этот возраст
благоприятным для начала регулярных
занятия физической культурой и спортом.

Методические
особенности
Г

1 .Позвоночный столб в этом возрасте
отличается большой гибкостью и
неустойчивостью изгибов.

Необходимо большое внимание
уделять формированию
правильной осанки.

2.Суставно-связочный аппарат очень
эластичен и недостаточно прочен.

Целесообразно использовать этот
период для целенаправленного, но
осторожного развития гибкости.

3.Интенсивно развивается мышечная
При преобладании крупных,
система. но крупные мышцы развиваются размашистых движений,
быстрее мелких.
целенаправленно вводить мелкие
и точные движения.

4. Регуляторные механизмы
сердечнососудистой и дыхательной
систем несогласованны, дети

Нагрузка должна быть
небольшого объема и
интенсивности, носить дробный
характер

5.Продолжительность активного
внимания и умственной
работоспособности невелики.

Занятия должны быть
интенсивными и
эмоциональными, количество
замечаний ограничено, полезны
поощрения.

6.Велика роль подражательного и
игрового рефлексов.

Показ должен быть идеальным,
занятие игровым.

10

7.Антропологические размеры детей на
1/3 меньше взрослых.
9-11 лет

Развитие в младшем и частично среднем
школьном возрасте идет относительно
равномерно, равномерно должны
повышаться и тренировочные требования.
Практически все сказанное о предыдущем
возрасте имеет отношение и к этому, но
есть и свои особенности.

1 .Существенно развиваются
Необходимо эффективно
двигательные функции, по многим
параметрам они достигают очень
использовать этот возрастной
высокого уровня, создаются
период для обучения новым, в том
благоприятные предпосылки для обучения
числе сложным движениям, и для
и развития двигательных способностей.
развития основных физических
способностей: координации,
гибкости, быстроты, прыгучести.
2.Значительного развития достигает кора
головного мозга и 2-я сигнальная система.

Все большее место должен
приобретать словесный метод
обучения.

3.Силовые и статические нагрузки
вызывают быстрое утомление.

Целесообразен скоростно-силовой
режим тренировки(максимум за
определенное
время), статические нагрузки
давать в ограниченном объеме.

Основными средствами, методами и формами базовой подготовки
гимнасток 7 - 1 1 лет являются:
1. Классическая разминка в партере и у станка.
2. Базовые
элементы
равновесно-вращательной
и
прыжковоакробатической подготовки.
3. Фундаментальные элементы в упражнениях с предметами.
4. Соревновательные комбинации по трудности III, II и I разрядов.
5. Комплексы специальной физической подготовки.
6. Музыкально-двигательные занятия по всем основным темам.
7.Занятия по психической и тактической подготовке.

11

8. Регулярные соревнования по физической, технической и спортивной
подготовке.
9. Комплексное тестирование по видам подготовки.
10.Спортивные игры.
11.Занятия в форме тренировки, игр, соревнований, зачетов
осуществляется с учетом возрастных и психофизических возможностей
детей.
Форма занятий: групповая и индивидуально-групповая.
Программный материал отвечает, как потребностям физического
воспитания.
Детей указанного возраста, так и актуален по своему содержанию.
Форма контроля результативности обучения Подведение итогов проходит в
форме соревнований, которые заканчиваются награждением победителей с
занятием соответствующего места (1, 2, 3) и присвоением соответствующего
разряда.
Критерии оценки результатов деятельности: сдача нормативов ОФП и
СФП, соревнования

Для занятий по программе необходимо следующее оборудование:
1. 3ал, оборудованный станком и зеркалами.
2. Гимнастические скамейки-3 шт.
3. Гимнастическая стенка-5 шт.
4. Аудио- и видеотехника
5. Фортепиано.
6. Гимнастический инвентарь (скакалки, обручи, мячи, булавы)

12

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ГРУПП
1,2,3 года обучения базового уровня
Теория
Тема

1-й

Практика

2-й

3-й

1-й

2-й

3-й

Всего часов
1-и

2-й

3-й

Психологическая
подготовка

1

4

6

i

4

6

Теоретическая
подготовка

17

14

14

17

14

14

Общая и
специально
физическая
подготовка

40

50

100

40

50

100

76

130

138

76

130

138

6

10

10

6

10

10

4

8

20

4

8

20

126

198

268

144

216

288

Техническая
подготовка
Контрольные
нормативы по
ОФП и СФП
Соревнования,
итоговые занятия,
показательные
выступления
Итого:

18

18

20

К концу 1 года обучения девочки
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ :
-терминологию движений и их функциональный смысл;
-название элементов зкзерсиса;
-знать и определять характер, темп и ритм музыки;
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- выполнять строевые упражнения и упражнения для различных групп
мышц тела;
-упражнения для развития амплитуды и гибкости;
-экзерсис лицом к опоре и у опоры;

13

К концу 2 года обучения девочки
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ :
- основы музыкальной грамоты;
-фундаментальные элементы в упражнениях с предметом ( скакалка, обруч,
мяч);
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
-выполнять комплексы упражнений по ОФП и СПФ;
- выполнять экзерсис на середине;

К концу 3 года обучения девочки
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
- базовые элементы средней трудности по всем видам многоборья:
- базовые навыки на основных упражнениях без предмета и с предметом
( скакалка, обруч, мяч);
-уметь понимать музыку и согласовывать движения с ней;

14

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ГРУПП
4,5 года обучения базового уровня
Тема
Психологическая подготовка
Теоретическая подготовка

4-й

5-й

4
20

4-й

5-й

12

4

12

26

20

26

Общая и специально-физическая
подготовка
Техническая подготовка
Контрольные нормативы по ОФП
и СФП
Соревнования, итоговые занятия,
показательные выступления
ИТОГО:

24

38

4-й

5-й

64

75

64

75

150

157

150

157

20

40

20

40

30

50

30

50

264

2

288

360

К концу 4-5 года обучения гимнастки
Должны знать и уметь выполнять:
- базовые элементы средней трудности по все видам многоборья;
-элементы детальной хореографической подготовки средней сложности:
-комплексы ОФП и СПФ ;
-соревновательные комбинации по трудности 111,11 разрядов;
-фундаментальные элементы в упражнениях с предметами;

15

Содержание программы.
1.Психологическая и теоретическая подготовка
Техника безопасности, пожарной безопасности. Правила поведения в
экстренных ситуациях.
Физическая культура и спорт
История развития и современное состояние художественной гимнастики в
стране и РСО-А
Строение и функции организма человека
Методика формирования боевой готовности
Сущность и назначение идеомоторной тренировки
Значение и методика морально-волевой подготовки
Основы музыкальной грамоты
Правила судейства, инструкторская практика
Режим, питание и гигиена гимнасток
Травмы и заболевания, меры профилактики, первая помощь
2. Общая и специально-физическая подготовка
Ходьба и бег, их разновидности
Кросс на короткие и длинные дистанции
Спортивные и подвижные игры
Задания и игры, эстафеты на развитие ловкости
Сложно-координированные упражнения с предметами и без на развитие
ловкости. Упражнения на развитие голеностопных и тазобедренных суставов,
суставов позвоночника и плеч - пружинное растягивание, махи, фиксация поз,
расслабление
Упражнения на силу мышц рук, ног и туловища: сгибание и разгибание,
отведение и приведение, круговые движения
Упражнения на развитие скорости реакции, скорости и частоты движений, при
выполнении основных упражнений
Упражнения на развитие силы, скорости и высоты отталкивания
Упражнения на равновесие: - сохранение устойчивого положения в
усложненных условиях
Выполнение различных заданий на выносливость
Упражнения для развития «чувства предмета» - (увеличение, уменьшение,
утяжеление и облегчение предмета)
Упражнения для развития координации - выполнение упражнений в
непривычных исходных положениях, одновременно с несколькими предметами,
ассиметричные движения, движения в парах и тройках

16

Упражнения для развития способности распределять и переключать внимание работа с двойными или двумя предметами, параллельная и ассиметричная
работа с партнерами
Упражнения для развития реакции на движущийся объект - броски и метания
на заданную высоту и дальность, ловли от партнера после переката, отбивы
броска с поворотом после сигнала
3. Техническая подготовка.
Беспредметная подготовка
Равновесия
Вращения
Прыжки
Акробатические элементы
Партерные элементы
Предметная подготовка: фундаментальные и нефундаментальные группы
Броски и переброски:
1. прямые
2. обводные
3. нетипичным захватом
4. крученые
5. двух предметов
Отбивы:
1. об пол
2. телом
Ловли:
1. простые
2. обводные
3. сложные
4. нетипичным хватом
5. без помощи рук
Передачи:
1. простые
2. обводные
Перекаты:
1. по полу
2.
по телу
.
Вращение:
1. на руках
2. на ногах

17

3. на туловище
Вертушки:
1. на полу
2. на теле
Обкрутки:
1.
рук (4 руки)
2.
туловища
3.
ног (4 ноги)

Фигурные движения
1. круги, восьмёрки
2. спирали, змейки, мельницы
Прыжки через предмет:
1. с 1-3 вращениями, в петлю, (скрестно), узким хватом
2. через движущийся предмет
Элементы входом в предмет:
1. надеванием
2. набрасыванием
3. шагом
4. прыжком
Складывание предметов:
1. соединением концов
2. поочередным складыванием
3. задеванием части тела
4. обкручиванием
Динамические элементы с вращением (Риск)
Сложная синхронизация между телом и предметом (Мастерство
предмета)
Соревновательные комбинации со скакалкой, обручем, мячом, булавами,
лентой и без предмета
4. Контрольные нормативы по ОФИ и СПФ.
5. Соревнования, итоговые занятия, показательные выступления

18

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1 этап подготовки гимнасток 7 — 8 лет
Уровень 1 (базовый)
1 этап подготовки охватывает младший школьный возраст (7 — 8 лет),
решающий возраст в жизни ребенка.
Главная цель ранних занятий физической культурой и спортом создать
прочную основу для воспитания здорового, сильного и гармонично развитого
молодого поколения.
Цель этапа многолетней подготовки в художественной гимнастике —
выявить способных детей и основательно осуществить их подготовку,
научить их базовым умениям и навыкам.
Основные задачи 1-го и 2-го года обучения
1. Укрепление здоровья и гармоническое развитие всех органов и систем
организма занимающихся.
2. Формирование правильной осанки и гимнастического стиля (школы)
выполнения упражнений.
3. Разносторонняя, сбалансированная общая и специальная физическая
подготовка.
4. Освоение базовых навыков на простейших упражнениях хореографии,
без предмета, с предметами.
5. Освоение подготовительных, подводящих и простейших базовых
элементов
6. Развитие специфических качеств, танцевальности, музыкальности,
выразительности и творческой активности.
7. Начальная музыкально-двигательная подготовка — игры и
импровизация подготовка – игры и импровизация под музыку.
8. Привитие интереса к занятиям художественной гимнастикой,
воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности.
9. Участие в показательных выступлениях, детских соревнованиях.
Основными средствами, методами и формами данной подготовки являются:
1. Упражнения в ходьбе и беге: спортивный, но носках перекатный, мягкий,
пружинный высокий.
2. Партерная разминка с элементами «школы», общей и специальной
физической подготовки, хореографической подготовки, подводящих
элементов без предмета.
3. Простейшая разминка у гимнастической стенки с вышеназванными
элементами.
4.«Обучающие» уроки с предметами: скакалкой, мячом, лентой.

19

5.Комплексы или простейшие комбинации без предмета, со скакалкой, мячом
и лентой, развивающие мелкую моторику.
6. Простейшие
показательные
танцевально-спортивные
комбинации,
пригодные для показа на ограниченной площади: в кругу семьи, в детском
саду, на празднике.
7. Подвижные музыкальные игры.
8. Соревнования по физической и технической подготовке, открытые уроки
для родителей.
9. Занятия проводятся в форме тренировки и игр.
Занятия на этапе начальной подготовки проводятся обычно 2 — 3 раза в
неделю и должны различаться по содержанию, например:
1-е занятие: разминка, упражнение без предмета, со скакалкой, игры;
2-е занятие: разминка, танцевальные элементы, упражнения с мячом;
3-е занятие: разминка, музыкально-двигательная подготовка, лента.
2 -й этап подготовки гимнасток 9— 11 лет
Гимнастки 9- И лет, занимающиеся на 11 этапе подготовки, отличаются
высокой пластичностью организма, повышенными способностями к
обучению и сенситивным периодом для развития координации и ловкости,
быстроты и пассивной гибкости.
Цель 11 этапа подготовки гимнасток 9 — 11 лет заключается в том,
чтобы создать надежную базу двигательных умений и навыков.
Основные задачи:
1. Гармоническое развитие специальных физических способностей:
координации и ловкости, гибкости и равновесия, быстроты и
прыгучести в рамках возрастных особенностей.
2. Прочное закрепление базовых навыков на основных упражнениях без
предмета, с предметами, хореографических и танцевальных.
3. Основательная, детальная хореографическая подготовка средней
сложности.
4. Базовая техническая подготовка — освоение базовых элементов
средней трудности по всем видам многоборья.
5. Формирование умения понимать музыку, разбираться в основах
музыкальной грамоты и согласовывать движения с музыкой.
6. Базовая психологическая подготовка: развитие психических функций и
качеств, психологическое обучение.
7. Начальная тактическая и теоретическая подготовка.
8. Регулярное участие в соревнованиях и показательных выступлениях.
9. Развитие морально-волевых качеств личности.

20

Основными средствами, методами и формами подготовки гимнасток 9
— 11 лет являются:
1. Классическая разминка в партнере и у станка.
2. Базовые
элементы
равновесно-вращательной
и
прыжковоакробатической подготовки.
3. Фундаментальные элементы в упражнениях с предметами.
4. Соревновательные комбинации по трудности III, II разрядов.
5. Комплексы специальной физической подготовки.
6. Музыкально-двигательные занятия по всем основным темам.
7. Занятия по психической и тактической подготовке.
8. Регулярные соревнования по физической, технической и спортивной
подготовке
9. Комплексное тестирование по видам подготовки.
10. Спортивные игры.
11. Занятия в форме тренировки, игр, соревнований, зачетов.
Для II этапа подготовки гимнасток характерно увеличение объема и
интенсивности тренировочных нагрузок. Занятия проводятся 4 — 6 раз.
Основной формой занятий остается обучающий тип, но появляются
элементы тренировки.
Постепенно возрастает доля индивидуального подхода в развитии
двигательных способностей, составлении соревновательных программ, в
формировании личностных особенностей спортсменок. Большее значение
приобретает самостоятельная работа и домашние задания.
Важным становится воспитание любви к художественной гимнастике,
волевых качеств, самодисциплины и требовательности.
Структура учебно-тренировочного занятия (3-5 год обучения)
Подготовительная часть урока (20 минут) художественной гимнастики
обычно состоит из 4 фрагментов: танцевально-беговые упражнения,
разминочные упражнения у опоры и на середине, равновесно-вращательная
подготовка и прыжковая подготовка. При этом каждый фрагмент имеет свою
логику построения.
1. фрагмент втягивающий танцевально-беговой:
- спортивные виды ходьбы и бега: с носка, на носках, на пятках, в
приседе, бег, бег с высоким подниманием бедер, с захлестыванием голени,
семенящий и другие в различных соединениях.
- специфические формы ходьбы и бега: мягкий, перекатный пружинный,
широкий приставной, вальсовый и другие в различных соединениях.

21

3-я серия танцевальные шаги, элементы и соединения различного
характера (историко-бытовые, народные современные) или музыкальнодвигательные задания на воспроизведение темпа, ритма. характера или
динамики музыки.
II фрагмент — различные упражнения у опоры и на середине:
4-я серия общеразвивающие упражнения, преимущественно на развитие
силы мышц и подвижности суставов ног’ по принципу «снизу вверх», и
туловища по принципу «сверху вниз».
5-я серия — хореографические упражнения (классический или народный
характерный экзерсис) у опоры, на середине или в партере, в общепринятой
последовательности: плие, тандю, жете, рон де жамб, фондю, фраппе,
сутяню, девлопе и релевелян, гран батман. 6-я серия — «растяжка»,
доразминка. организованная или самостоятельная.
III фрагмент — равновесно-вращательная подготовка:
7-я серия — изучение и совершенствование по элементам и
соединениям:
1) специфических упражнений: волн, взмахов, расслаблений;
2) наклонов вперед, назад, сторону, круговых в различных и т.п.;
3) равновесий: передних, боковых, задних и круговых.
8-я серия — изучение и совершенствование поворотов:
1) тур ляны в разных позах;
2) одноименных в разных позах на 360-720 и более градусов;
3) разноименных в разных позах и на разное количество градусов;
4) серийных и поточных.
1

*'

А

1

‘

9-я серия — изучение и совершенствование акробатических и партерных
элементов и соединений.
IV фрагмент — прыжковая подготовка:
10-я серия — «распрыгивание»: маленькие хореографические прыжки;
упражнения на развитие прыгучести, многоскоки.
11-я серия изолированные прыжки — прыжки одной формы с
многократным исполнением: на толчковую, на маховую ногу, прямые и с
вращениями.
12-я серия прыжковые соединения разных форм и соединения прыжков
с акробатическими и другими элементами.
Основная часть урока обычно состоит из 2-3 фрагментов, в зависимости
от намеченных видов многоборья или основных задач урока. Например при
плановой работе с двумя видами многоборья:

22

Основная часть урока (50 минут).
V фрагмент — первый вид многоборья:
13-я серия — предметный урок обучающего,
поддерживающего типа по следующей схеме:

развивающего

или

1. Изолированное исполнение наиболее характерных для данного
предмета движений (у младших гимнасток — медленно, е объяснениями и
исправлениями ошибок, у средних и старших гимнасток — в хорошем
темпе, поточно-многократно с обеих рук и с применением необычных
исходных положений).
2. Соединения различных движений предметами при минимальных
телодвижениях с акцентом на аккуратность переходов.
3. Соединения движений предметов с разнообразными телодвижениями:
равновесиями, поворотами, прыжками, акробатическими элементами.
14-я серия разучивание, совершенствование, работа над стабильностью
соревновательных элементов и соединений.
15-я серия — работа над соревновательными комбинациями.
VI фрагмент второй вид многоборья по той же схеме или в обратной
последовательности. Возможен и совершенно другой характер работы,
например, постановка или контроль.
Заключительная часть урока (20 минут) обычно включает физическую
подготовку в виде комплексов (общих или индивидуальных) или круговой
тренировки для гимнасток среднего и старшего возраста. Для младших
гимнасток чаще всего применяется игровое завершение с применением
музыкальных и подвижных игр. Последняя точка в уроке ставится после
подведения итогов, домашних заданий, индивидуальных бесед с
занимающимися или их родителями. Но возможны и другие варианты
заключительной
части,
например
релаксация
или
стрейчинг,
психологический или тактический тренинг, просмотр и анализ видеозаписей
или уточнение соревновательных требований.

23

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА» - 1-уровень
По программе «Художественная гимнастика» на 2022-2023 учебный год.
Группа 5-го года обучения 1-го уровня 288 часов.
№
п/п

Раздел программы, тема

Всего
часов
те пр
ор акт
ия ик
а
1

4.

Вводное занятие (правила по технике
безопасности)
Базовая техническая подготовка
Упражнения для овладения навыком
правильной осанки и походки
Маховые упражнения

5.
6.

Круговые упражнения
Пружинящие упражнения

2
2

7.

Упражнения в равновесии

3

8.

9.
10.
11.

Акробатические упражнения
Специальная техническая подготовка
Специальные шаги
Мягкий шаг
Высокий шаг
Острый шаг

12.
13.
14.
15.

Пружинящий шаг
Приставной шаг
Скрестный шаг
Скользящий шаг

3
2
2
3

16.

Широкий шаг
Танцевальные шаги

2

17.
18.

Шаг галопа
Шаг польки

2
2

19.
20.

Шаг вальса
Притопы
Притопы
Виды бега

1.
2.
3.

1

1

Дата

11.09.
12.09.

3

12.09.
16.09.

18.09.
18.09
19.09.
19.09.
23.09.
25.09.

3
2
2

Форма
контроля

11.09.

1

2

Форма
занятия

Учебнотрениров
очное
занятие

26.09.
30.09.
02.10.
03.10.
03.10.
15.10.
09.10.
09.10.
10.10.
14.10.
Фиксация
результат
а

0,5

2
2
2

16.10.
16.10.
17.10.
17.10.
21.10.
21.10.

24

21.
22.
23.

На полупальцах
Высокий
Пружинящий

39.

Наклоны
Наклоны стоя
Наклоны на коленях (вперед, назад, в
сторону)
Наклоны в сторону
Наклоны назад на двух ногах
Подскоки и прыжковые упражнения
Прыжок выпрямившись
Прыжок выпрямившись с поворотом
(45-3600)
Прыжок в группировке
Прыжок разножка
Прыжок прогнувшись
Прыжок со сменой ног (прямых и
согнутых)
Прыжок в группировку
Прыжок касаясь
Прыжок кольцом
Закрытый и открытый прыжки
Прыжок шагом
Упражнения в равновесии
Равновесие на двух ногах

40.
41.
42.

Равновесие на одной ноге
Переднее равновесие
Заднее равновесие

43.

Боковое равновесие
Волнообразные движения
Волны руками
Волна стоя на коленях
Боковая волна
Взмахи
Вращения
Переступанием
Скрестные
Одноимённые на 1800, 3600
Разноимённые на 1800, 3600
Кувырок назад
Кувырок боком
Длинный кувырок
Стойка на лопатках
Стойка на груди
Стойка на руках с опорой ногами о

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.

44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.

3
2
2

23.10.
24.10.
24.10.
28.10.

0,5
0,5

3
1,5

28.10.
30.10.

0,5

1,5
2

30.10.
31.10.

2
1

04.11.

0,5

1
2
2
2

06.11.
06.11.
07.11.
11.11.

1

1
2
2
2
2

13.11.
13.11.
14.11.
18.11.
20.11.

3

20.11.
21.11.
25.11.
27.11.
28.11.
02.12.

0,5

1

1

1
1

2
2
2

2

04.12.

3
2
2
2

05.12.
09.12.
11.12.
12.12.

2
2
2
3
2
2
3
2
2

16.12.
18.12.
19.12.
23.12.
25.12.
26.12.
30.12.
06.01.
06.01.

Фиксация
результат
а

25

58.

59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.

79.
80.
81.

82.
83.
84.
85.
86.

87.
88.

стенку
Упражнение со скакалкой
Раскачивание и махи одной и двумя
руками во всех плоскостях и
направлениях
Круговые движения, восьмёрка
Вращения скакалками вперед, назад
Двойное вращение вперед, назад
Броски и ловля сложенной скакалки
Броски и ловля развёрнутой скакалки
Закручивание и раскручивание
скакалки
Передача скакалки в различных
направлениях во время маха, круга
Мельница в лицевой плоскости
Мельница поперечная
Мельница горизонтальная
Упражнения с обручем
Махи одной и двумя руками по всем
направлениям
Круги одной и двумя руками
Вращения одной рукой вокруг шей и
туловища
Перекаты по полу в различных
направлениях
Перекаты по телу
Перекаты с вращением
Броски и ловля одной, двумя руками
Вертушки однократные
Пролезание в обруч на месте и с
движением
Передача обруча с одной руки в другую
в различных движениях
Упражнения с мячом
Хваты и удержание мяча
Маховые движения во всех плоскостях
Круговые движения в сочетании с
ходьбой, бегом, наклонами,
равновесиями
Передача мяча
Отбивы мяча одной и двумя руками
Отбивы мяча различными частями тела
Броски и ловля мяча
Перекаты мяча по полу и по отдельным
частям тела
Музыкально-ритмическая подготовка
Воспроизведение характера музыки
через движения
Музыкально-сюжетные игры

1

1

1

3,5

08.01.

2
2
1
2
2
2

09.01.
13.01.
15.01.
15.01.
16.01.
20.01.

3

22.01.

1
2
2

23.01.
27.01.
29.01.

3,5
2
2

29.01.
30.01.
10.02.
12.02.

2

13.02.

1
2
2
2
2

13.02.
17.02.
26.02.
26.02.
27.02.

2

03.03.

2

24.03.

2

26.03.

2
2
2
2
2

27.03.
27.03.
31.03.
31.03.
02.04.

2
2

02.04.
03.04.

2

03.04.

26

89.
90
91.
92.
93.
94.

Распознавание основных музыкальнодвигательных средств
Музыкальные игры
Музыкально-двигательные задания
Танцы
Классический экзерсис, позиции рук и
ног
Контрольные нормативы ОФП

2

17.04.

2
2
3
3

21.04.
07.05.
07.05.
08.05.

1

16

1

19

24.02.
05.03.
07.04.
27.04.
14.05.
21.05.
22.05.
19.02.
20.02.
06.03.
09.04.
28.04.
15.05.
19.05.
03.02.
05.02.
06.02.
17.03.
19.03.
20.03.
10.04.
05.05.
26.05.
28.05.
14.04.
12.05.

95.

Контрольные нормативы по
технической подготовке

96.

Участие в соревнованиях

30

97.

Участие в концертах

8

98.

99.

100.
101.
102.
103.

Теоретическая подготовка
Беседа о технике безопасности и
правилах поведения в спортивных
помещениях
Беседа о предупреждении травматизма
на занятиях художественной
гимнастики
История развития художественной
гимнастики
Спорт в раннем детском возрасте
Гигиена, режим и питание спортсмена
Итоговое занятие
ИТОГО

Сдача
норматив
ов

Сдача
норматив
ов

Протокол
ы
соревнова
ний

1

14.05.

беседа

1

16.04.

беседа

1

16.04.

0.5
0.5

16.04.
16.04.
29.05.

Круглый
стол
беседа
беседа

20

4
26
8

27

Воспитательная работа

Задачи
1.Сплочение
коллектива
2.Знание своей
малой Родины
3.Сплочение детей
и родителей
4.Воспитание
патриотизма

Дела объединения
День города
Поход в музей
Отчётный концерт
Участие в акциях,
посвященных Дню
Победы

Сроки
Октябрь
2022г.
Февраль 2023
г.
Апрель 2023
г.
Май 2023 г.

Отметка о
выполнении

28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аркаев Л.Я., Кузьмина Н.И.. О модели построения многолетней
спортивной тренировки в XI г: Метод. рек. – М.: Изд-во В НИИФК, 1989.
2.Архипова Ю.Н., Карпенко Л.А.. Методика базовой подготовки гимнасток в
упражнениях с предметами: Метод. рек. – СПб.: Изд-во СПб ГАФК им. П.Ф.
Лесгафта, 2001.
3.Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А.. Особенности физической подготовки:
Метод. рек. – Киев: Изд-во КГИФК, 1991.
4.Гавердовский Ю.К.. Не только о программе (о специальной технической
подготовке в гимнастике). Гимнастика: Ежегодник. – 1978. вып. 2.
5.Говорова М.А., Плешкань А.В.. Специальная физическая подготовка юных
спортсменок высокой квалификации в XI г: Учеб. пособие. – М.: Всерос. фед.
Худ. Гим., 2001.
6.Голыничева А.В.. Авторская программа объединения х/г, дипломант II
Всеросс. Конкурса – Москва, 1994.
7.Карпенко Л.А.. Методика многолетней спортивной подготовки
занимающихся х\г: Учеб. Пособие. – СПб.: Изд-во СПБГАФК, 1998.
8.Карпенко Л.А.. Урок как важная структурная единица в системе
спортивной подготовки занимающихся х\г.: Учеб. Пособие. – СПб.: Изд-во
СПбГАФК, 1999.
9. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
10.Лисицкая Т.С., Суслаков Б.А., Кувшинникова С.А.. Педагогический
контроль за специальной физической подготовкой в XI г. Гимнастика:
Ежегодник. –1983. вып.2.
11.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
9.11.2018года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам»
12.Приставкина М. В.. Теория и методика отбора в XI г.: Метод. рек. –
Смоленск: Изд-во СГИФК, 1987.
13. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)» )» (с изменениями на 21 марта 2022
года).

29

14.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и
норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»
15. Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 04.02.2022 №4 «О внесении изменений в санитарноэпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой
коронавирусной инфекции (covid-19)», утверждённые Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
22.05.2020 п 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с 06.022022.
Зарегистрировано в Минюсте России 4 февраля2022 г. № 67165.
16.СанПиН2.44.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»
17. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Приказ действует до 1 сентября
2027 года.
18. Устав МБУДО Моздокского ЦДТ.
19.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012года №273-Ф3
20.Художественная гимнастика.: Учебник для ИФК. Под ред. Лисицкой Т.С.
– М.: Физкультура и спорт, 1982.
21.Художественная гимнастика учебная программа для детско-юношеских
спортивных школ. Гос. ком. по физ. кул. и спорту. Федерация XI г. 1991.
Художественная гимнастика.: Правила судейства. – ФИЖ – 2017-2020г.
Шишманова Ж. Большой путь. – М.: Физкультура и спорт, 1980.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».