1
2
Паспорт программы
Образовательная программа «Художественная гимнастика»
(продвинутый)
11 уровень
Составитель программы: Теравакова Нелли Валерьевна, педагог
дополнительного образования, высшая квалификационная категория.
Рецензент: Калоева Б.А. методист ЦДТ
Организация -- исполнитель: МБУДО Моздокский ЦДТ
Адрес: РСО — Алания, г. Моздок, ул. Кирова, 33, ЦДТ тел.: 8 (86736) 3-45-48
Факс:8 (86736) 3-45-48, mbоudod-mozdok(@mail.ru
Программа реализуется в Моздокском центре детского творчества.
Возраст обучающихся: 12-16 лет.
Срок реализации программы 11 уровня: 5 лет.
Социальный статус: ученики школ города и района.
Цель программы: физическое и духовное развитие детей и выполнение
разрядов.
Направленность программы:физкультурно -- спортивная.
Вид программы: модифицированная.
Уровень реализации: дополнительное образование.
Уровень освоения программы — общеразвивающий.
Способ освоения содержания образования: креативный.
3
Введение.
Художественная гимнастика – это олимпийский вид спорта, в котором
спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности
исполнения сложных движений телом в сочетании с разнообразными
манипуляциями предметами под музыку. Одной из особенностей развития
современной художественной гимнастики является неуклонный рост
технического мастерства гимнасток и усложненных соревновательных
программ. Это относится как к ведущим спортсменкам мирового класса,
так и к гимнасткам разного уровня квалификации.
4
Пояснительная записка.
В Концепции охраны здоровья населения России, в числе первоочередных
мер, определено создание условий и вовлечение групп населения в активные занятия
физической культурой и спортом. Следовательно, физическое воспитание детей
дошкольного и младшего школьного возраста должно рассматриваться, как
приоритетное направление деятельности образовательных учреждений, ведь в общей
системе образования дошкольников и школьников младшего возраста именно этот
вид воспитания имеет решающее значение для охраны и укрепления здоровья,
становления личности, развития физического и психического потенциала ребенка.
Для решения этих задач применяются различные средства, методы и
формы физкультурной работы. Одной из таких форм является спортивнооздоровительная работа с детьми в дополнительном образовании.
Настоящая программа «Художественная гимнастика» - 11 уровень разработана
для детей 12-16 лет и является продвинутой.
Для программы 11 уровня (продвинутого) характерно увеличение объема
интенсивности тренировочных нагрузок.
Занятия проводятся 4-6 раз в неделю. что позволяет девочкам
совершенствовать свои умения и навыки после прохождения первого базового
уровня.
Постепенно возрастает доля индивидуального подхода в развитии
двигательных способностей и составлении соревновательных программ, в
формировании личностных особенностей спортсменок.
Большее значение приобретает самостоятельная работа и домашние задания.
Важным становится воспитание любви к художественной гимнастике, волевых
качеств, самодисциплины и требовательности.
В художественной гимнастике отмечаются систематические изменения и дополнения
к правилам соревнований в разделах сложности элементов, что в свою очередь влияет
на повышение требований к процессу подготовки спортсменок на различных его
этапах.
Повышение квалификационных требований к содержанию соревновательных
программ и технике выполнения движений телом и предметом являются
определяющим фактором обеспечение и реализации содержания тренировочного
процесса.
5
При разработке данной программы были учтены положения и требования
следующих нормативных документов:
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года,
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018
года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам»
- СанПиН2.44.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»
- Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)» )» (с изменениями на 21 марта 2022
года).
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Приказ действует до 1 сентября
2027 года.
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ то
04.02.2022 №4 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические
правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции
(covid-19)», утверждённые Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 п 15» Редакция
от 04.02.2022-Действует с 06.022022. Зарегистрировано в Минюсте России 4
февраля2022 г. № 67165.
- Устава МБУДО Моздокского ЦДТ.
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года №273-Ф3
6
Актуальность программы
Результативность художественной гимнастики в развитии физического и
психического потенциала детей 12-16 лет, занимающихся спортом, доказана. Но
художественная гимнастика не нашла широкого массового применения в практике
школьного физического воспитания в связи с высочайшими требованиями и жестким
отбором, ограничивающими число желающих заниматься этим видом спорта. И здесь
на помощь приходит дополнительное образование, где дети могут удовлетворить
свои потребности в занятиях спортом и личностном росте
Данная программа позволяет заниматься художественной гимнастикой всем
желающим детям, без отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья.
Поэтапное освоение программы осуществляется с учетом возрастных и
психофизических возможностей детей.
Форма занятий :групповая и индивидуально-групповая.
Программный материал отвечает, как потребностям физического воспитания
детей указанного возраста, так и актуален по своему содержанию.
Новизна программы
1.
Содержание программы построено с учетом новых требований,
предъявляемых международными правилами к художественной гимнастике.
2.
Проблемы оздоровления детей решаются с позиции комплексного
использования средств общей физической подготовки, хореографии,
акробатики и художественной гимнастики
3.
Обучение в группах художественной гимнастики способствует
повышению у детей мотивации к продолжению занятий художественной
гимнастикой и достижению спортивных результатов.
Уровень освоения: продвинутый (общеразвивающий)
Тип программы: модифицированная.
Цель программы:
Создание прочной основы для воспитания здорового, сильного и гармонично
развитого молодого поколения средствами художественной гимнастики. Освоение и
выполнение разрядных требований нормативов от I11юношеского разряда до 11
разряда.
7
Задачи:
Образовательные:
-закрепить у обучающихся потребность здорового образа жизни;
-создать систему специальных знаний, умений и навыков, необходимых для
успешной деятельности в художественной гимнастике;
Развивающие:
-развитие физических качеств гимнасток: - силы, гибкости, координации,
прыгучести, быстроты, равновесия и выносливости;
-развитие специальных эстетических качеств: музыкальности, танцевальности,
выразительности и артистизма
Воспитательные:
-воспитание морально-волевых и нравственно-эстетических качеств;
-коррекция и укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия
обучающихся.
Программа рассчитана на девочек 12 - 16 лет.
Срок реализации программы - 5 лет.
Численный состав учебных групп определяется возрастом и годом обучения от 5 до 8
человек.
В группе 1 года обучения минимальное количество обучсающихся-8
Максимальное-15.
В группе 2 года обучения минимальное количество обучающихся- 7
Максимальное 14.
Третий год обучения- от 6 до 13.
Четвёртый год обучения от 5 до 10.
Пятый год обучения от 5 до 8.
8
Условия приема детей в объединение художественной гимнастики
В объединение принимаются девочки без отклонений в физическом
развитии и состоянии здоровья с ежегодным предоставлением справки об
отсутствии противопоказания для занятий этим видом спорта от врача-педиатра по
месту жительства и имеющие базовую подготовку по художественной гимнастике.
Режим и наполняемость учебных групп в объединении «Художественная
гимнастика» МБУДО Моздокского ЦДТ составлен на основе этапности подготовки
гимнасток..
Режим и наполняемость учебных групп объединения
«Художественная гимнастика»
Год обучения
Возраст Классификация
программы
Разряд
Количество Количество
часов
человек
Количест В
В год
во
неде
лю
упражне
ний
1
12 лет 1 разряд
4
10
360
7
2
13 лет КМС
4
12
432
6
3
14 лет КМС
4
12
432
5
4
15 лет КМСМС
4
12
432
5
5
16 лет МС
4
12
432
5
9
Ожидаемые результаты программы
-образовательные - устойчивость интереса обучающихся к систематической
спортивной деятельности (стабильность контингента, наличие положительных
мотивов посещения занятий, осознание их необходимости для себя);
- спортивные – выполнение обучающимися спортивного разряда, нормативов по
ОФП и СФП, успешное выступление на соревнованиях;
- творческие – достижения спортивных результатов на соревнованиях;
- двигательные – достижения высокого уровня физической подготовки;
-оздоровительные – развитие и укрепление всех параметров физического здоровья,
сознательная забота об укреплении своего здоровья;
- воспитательные – превращение знаний, умений и навыков обучающихся в
убеждения, привычки и нормы поведения, создание комфортной, доброжелательной,
образовательной среды и развивающего общения, воспитание личности гражданина.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ЭТАПАМ ПОДГОТОВКИ
ПРОГРАММЫ 11 УРОВНЯ
I этап специализированной подготовки гимнасток 12 – 14 лет
Гимнастки 12 – 14 лет, занимающиеся на I этапе специализированной
подготовки, отличаются высокой пластичностью организма, повышенными
способностями к обучению и сенситивным периодом для развития координации и
ловкости, быстроты и пассивной гибкости.
Цель I этапа специализированной подготовки гимнасток 12 – 14 лет
заключается в том, чтобы создать надежную базу двигательных умений и навыков.
10
Основные задачи:
1. Гармоничное развитие специальных физических способностей: координации
и ловкости, гибкости и равновесия, быстроты и прыгучести в рамках
возрастных особенностей.
2. Прочное закрепление базовых навыков на основных упражнениях без
предмета, с предметами, хореографических и танцевальных.
3. Основательная, детальная хореографическая подготовка средней сложности.
4. Базовая техническая подготовка – освоение базовых элементов средней
трудности по всем видам многоборья.
5. Формирование умения понимать музыку, разбираться в основах музыкальной
грамоты и согласовывать движения с музыкой.
6. Базовая психологическая подготовка: развитие психических функций и
качеств, психологическое обучение.
7. Начальная тактическая и теоретическая подготовка.
8.Регулярное участие в соревнованиях и показательных выступлениях.
9.Развитие морально-волевых качеств личности.
Основными средствами, методами и формами специализированной
подготовки гимнасток 12 – 14 лет являются:
1.Классическая разминка в партере и у станка.
2.Базовые элементы равновесно-вращательной и прыжково-акробатической
подготовки.
3.Фундаментальные элементы в упражнениях с предметами.
4.Соревновательные комбинации по трудности II и I разрядов.
5.Комплексы специальной физической подготовки.
6.Музыкально-двигательные занятия по всем основным темам.
7.Занятия по психологической и тактической подготовке.
8.Регулярные соревнования по физической, технической и спортивной
подготовке.
9.Комплексное тестирование по видам подготовки.
10Спортивные игры.
11.Занятия в форме тренировки, игр, соревнований, зачетов.
11
Для I-го этапа специализированной подготовки характерно увеличение объема
и интенсивности занятий художественной гимнастикой . Занятия проводятся 4 раза
в неделю.
Основной формой занятий остается обучающий тип, но появляются элементы
тренировочного типа.
Постепенно возрастает доля индивидуального подхода в развитии
двигательных способностей, составлении соревновательных программ, в
формировании личностных особенностей спортсменок. Большее значение
приобретает самостоятельная работа и домашние задания.
Важным становится воспитание любви к художественной гимнастике, волевых
качеств, самодисциплины и требовательности.
Все чаще гимнастки этого возраста участвуют в соревнованиях различного
ранга. Контрольные испытания проводятся в форме приема нормативов по
ОФП и СФП, технической подготовленности, прикидок.
II этап специализированной подготовки гимнасток 14 – 16 лет
Целью II этапа специализированной подготовки гимнасток является плавный
переход от спокойно текущей учебной работы к интенсивным занятиям, от
умеренных технических требований к сложным элементам.
Основные задачи:
Совершенствование специально-физической подготовленности
гимнасток, особенно активной гибкости и скоростно-силовых качеств.
2.
Постепенное повышение функциональной подготовленности:
планомерное освоение тренировочных нагрузок, вдвое превосходящих
соревновательные.
3.
Повышение надежности выполнения базовых элементов.
4.
Освоение сложных элементов.
5.
Повышение качества исполнения всех хореографических форм –
классических, народных, современных в усложненных соединениях.
6.
Поиск индивидуального исполнительского стиля, активизация творческих
способностей.
1.
12
Приобретение опыта формирования предстартовой «боевой готовности»,
саморегуляции, сосредоточенности и мобилизации.
8.
Углубленная тактическая и теоретическая подготовка.
9.
Активная соревновательная практика в соревнованиях все более крупного
масштаба: республика, регион, официальные соревнования, всероссийские турниры.
7.
Основными средствами углубленной подготовки гимнасток 14–16 лет
являются:
Учебные занятия повышенного объема и интенсивности.
2.
Индивидуальные постановочные занятия.
3.
Тщательная отработка соревновательных элементов, соединений и
комбинаций.
4.
Комплексы СФП на активную гибкость и скоростно-силовые качества.
5.
Теоретические занятия по видам подготовки.
6.
Психологический тренинг и тактические учения.
7.
Модельные тренировки.
8.
Практика по реализации соревновательных задач.
1.
13
Возрастные особенности обучения и тренировки на разных этапах
многолетней подготовки по программе 11 продвинутого уровня
Возраст
12-16 лет
Возрастные особенности
Методические особенности
1.Наблюдается ускоренный рост
С физиологической
точки зрения
длины и массы тела, происходит
подростковый
оформление фигуры
период, период
полового
созревания,
характеризуется
интенсивным
ростом тела в длину
(до 10 см в
год),повышением
обмена веществ,
резким
повышением
деятельности желез
внутренней
секреции,перестрой
кой практически
всех органов и
систем организма.
2.
Осуществляется
перестройка в деятельности
опорно-двигательного
и другие физические
способности.
Отставание в развитии
Необходимо бороться с
чрезмерным повышением
массы тела с помощью диет
и осторожным повышением
нагрузок. Тем не менее,
необходимо осваивать новые
движения, совершенствовать
ранее изученные и
планомерно наращивать
скоростно-силовую
подготовку.
Необходимо внимательно
дозировать нагрузку,
14
сердечно- сосудистой системы
приводит к повышению
давления, сердечного ритма,
.
быстрой утомляемости
4.В поведении подростков
отмечается преобладание
возбуждения над торможением,
реакции по силе и характеру
часто неадекватных
раздражителю
заботиться о восстановлении
и отдыхе, регулярно
осуществлять врачебный
контроль.
Важнейшая задача –
воспитание «тормозов».
Для этого необходима
спокойная обстановка,
доброжелательность,
понимание,
терпение, но, не снижая
требовательности.
Форма занятий: групповая и индивидуально-групповая.
Формы контроля: сдача нормативов ОФП и СФП, соревнования
Для занятий по программе необходимо следующее оборудование:
1.Зал, оборудованный станком и зеркалами.
2.Гимнастические скамейки-3 шт.
3.Шведская стенка-5 шт.
4.Аудио- и видеотехника
5 Фортепиано.
15
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ГРУПП
1, 2 и 3 года обучения
№
1.
2.
3.
4.
5.
11 уровня программы «Художественная гимнастика»
Теория
Всего
часов
Практика
Тема
Психологичес
кая
подготовка
Теоретическая
подготовка
Общая и
специальная
физическая
подготовка
Техническая
подготовка
1
2
3
2
2
2
30
32
32
1
95
2
3
135
135
163
173
30
30
173
1
2
3
2
2
2
30
32
32
95
135
135
163
17
3
30
30
173
Контрольные
нормативы по
ОФП и СФП
30
30
16
6.
Соревнования,
итоговые
занятия,показательные
выступления
Итого:
32
34
34
40
60
60 40
60
328
398
398 360
432
60
432
17
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ГРУПП 1,2,3 года обучения.
1.Теоретическая подготовка:
Техника безопасности, пожарной безопасности. Правила поведения в экстренных
ситуациях.
Техника безопасности, пожарной безопасности. Правила поведения в экстренных
ситуациях.
Физическая культура и спорт
История развития и современное состояние художественной гимнастики в стране и
РСО-А
Строение и функции организма человека
Методика формирования боевой готовности
Сущность и назначение идеомоторной тренировки
Значение и методика морально-волевой подготовки
Основы музыкальной грамоты
Правила судейства, инструкторская практика
Режим, питание и гигиена гимнасток
Травмы и заболевания, меры профилактики, первая помощь
Встречи, круглые столы, с известными спортсменами.
2.Общая и специально-физическая подготовка
Ходьба и бег, их разновидности
Кросс на короткие и длинные дистанции
Спортивные и подвижные игры
18
Задания и игры, эстафеты на развитие ловкости
Сложно-координированные упражнения с предметами и без на развитие ловкости
Упражнения на развитие подвижности в голеностопных и тазобедренных суставах,
суставах позвоночника и плеч – пружинное растягивание, махи, фиксация поз,
расслабление
Упражнения на силу мышц рук, ног и туловища: сгибание и разгибание, отведение и
приведение, круговые движения
Упражнения на развитие скорости реакции, скорости и частоты движений, при
выполнении основных упражнений
Упражнения на развитие силы, скорости и высоты отталкивания
Упражнения на равновесие: - сохранение устойчивого положения в усложненных
условиях
Выполнение различных заданий на выносливость
Упражнения для развития «чувства предмета» - (увеличение, уменьшение,
утяжеление и облегчение предмета)
Упражнения для развития координации – выполнение упражнений в непривычных
исходных положениях, одновременно с несколькими предметами, ассиметричные
движения, движения в парах и тройках
Упражнения для развития способности распределять и переключать внимание –
работа с двойными или двумя предметами, параллельная и ассиметричная работа с
партнерами
Упражнения для развития реакции на движущийся объект – броски и метания на
заданную высоту и дальность, ловли от партнера после переката, отбивы броска с
поворотом после сигнала
3.Техническая подготовка
Вращения
Прыжки
19
Акробатические элементы
Партерные элементы
Танцевальные комбинации
Предметная подготовка: фундаментальные и нефундаментальные группы
Отбивы:
1) об пол
2)телом
Ловли:
1) простые
2) обводные
3) сложные
4) нетипичным хватом
5) без помощи рук
Передачи:
1) простые
2) обводные
Перекаты:
1) по полу
2) по телу
Вращение:
1) на руках
2) на ногах
3) на туловище
Вертушки:
1) на полу
20
2) на теле
Обкрутки:
1) рук (4 руки)
2) туловища
3) ног (4 ноги)
Фигурные движения
1) круги, восьмёрки
2)спирали, змейки, мельницы
Прыжки через предмет:
1) с 1-3 вращениями, в петлю, (скрестно), узким хватом
2) через движущийся предмет
Элементы входом в предмет:
1) надеванием
2) набрасыванием
3) шагом
4) прыжком
Складывание предметов:
1) соединением концов
2) поочередным складыванием
3) задеванием части тела
4) обкручиванием
4) Динамические элементы с вращением (Риск)
Сложная синхронизация между телом и предметом (Мастерство предмета)
Соревновательные комбинации со скакалкой, обручем, мячом, булавами, лентой и
без предмета
21
4.Контрольные нормативы
по ОФП и СПФ ДЛЯ ГРУППЫ
1- 2 года 11 уровня
(всего 34 оценки - минимум 102 балла)
1.
Шпагаты со второй планки с пятки
2.
Складка стоя, наклон вперед - держать 10 секунд
3.
Мост с опорой на нижнюю планку (расстояние 20 см)
4.
Заднее равновесие у опоры с обеих ног, махом по 4 раза
5.
Подъем ноги вперед, в сторону, назад, стоя у опоры (с обеих ног):
5 баллов -180 град.
4 балла -150 град, и выше
3 балла - 90-150 град.
6.
Равновесие на одной ноге, другая сзади (с обеих ног)
5 баллов – 40 сек
4 балла - 35 сек
3
балла
30
сек
7.
Подъем ног в висе выше 90 град.
5 баллов --15 раз
4 балла- 10 раз
3 балла - 8 раз
8.
Складка лежа за 10 секунд
5 баллов --10 раз
4 балла - 9 раз
3 балла- 9 раз
9.
Лежа на животе, ноги под опорой, подъем корпуса до касания руками
стенки или ног:
5 баллов- 10 раз
4 балла - 9 раз
3 балла- 8 раз
22
10. Лежа на животе, подъем ног до касания опоры в стойке на груди
5 баллов - 8 раз
4 балла- 7 раз
3 балла - 6 раз
11. Отжимание
5 баллов --10 раз;
4 балла -9 раз;
3 балла -8 раз.
12.Прыжки с двойным вращением скакалки
СКАКАЛКА
1. Бросок скакалки за один конец во время прыжка со сменой ног +
ловля за один конец на подбивном прыжке
2. Бросок сложенной скакалки во время прыжка касаясь + ловля во
время прыжка касаясь с проходом в скакалку
3. Прыжок с двойным вращением скакалки во время прыжка казак
ОБРУЧ
1. Бросок без помощи рук во время прыжка с вращением по диаметру
+ ловля на полу без помощи рук.
2. Обратный кат обруча + отбив во время прыжка кольцом без помощи рук +
ловля с проходом
3. Вращение обруча вокруг шеи во время поворота нога вперед
МЯЧ
23
1. Бросок во время прыжка касаясь толчком с двух ног + ловля без
помощи рук во время кувырка назад
2. Перекат во время поворота в арабеске
3. Отбив мяча без помощи рук и без зрительного контроля
БУЛАВЫ
1. Асимметричный бросок во время прыжка казак + ловля одной
булавы во время прыжка группы А
2. Серия мельниц на равновесии группы А
3. Жонглирование булавами одной рукой ( 3 раза)
ЛЕНТА
1. Бросок ленты ногой без зрительного контроля + ловля во время
прыжка с проходом в рисунок
2. Серия спиралей во время поворота аттитюд
3. Серия змеек на повороте с ногой вперед
24
Календарный учебный график
ОБЪЕДИНЕНИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА»
на 2022 – 2023 уч. год.
группа 3-го года обучения 2 уровень
№
п/
п
I
Дата
прове
дения
занят
ия
11.09
Количест
во часов
тео
рия
2
Тема занятия
пра
кти
ка
Вводное занятие
Теоретическая подготовка
1
2
12.09
2
Вводное занятие: «Беседы о
технике безопасности,
пожарной безопасности.
Правила поведения в
экстренных ситуациях».
3
14.09
2
Физическая культура и
спорт
4
16.09
2
История развития и
современное состояние
художественной
гимнастики в стране и РСО
– А.
5
18.09
2
Строение и функции
организма человека
6
19.09
21.09
1
Методика формирования
боевой готовности
7
21.09
2
Сущность и назначение
идеомоторной тренировки
8
23.09
1
Значение и методика
морально-волевой
подготовки
Форма
занятия
Форма
контроля
25
2
Основы музыкальной
грамоты
2
Правила судейства,
инструкторская практика
11
25.09
26.09
28.09
30.09
2.10
3.10
5.10
7.10
9.10
2
Режим, питание и гигиена
гимнасток
12
10.10
1
Травмы и заболевания,
меры профилактики, первая
помощь.
13
10.10
12.10
2
Встречи, круглые столы, с
известными спортсменами
выпускниками Дворца
9
10
1
14.10
16.10
17.10
6
Ходьба и бег, их
разновидности
2
19.10
21.10
23.10
24.10
26.10
10
Кросс на короткие и
длинные дистанции
4
Кросс по пересеченной
местности
4
28.10
4
Катание на коньках,
велосипедах, лыжах
5
30.10
30.10
31.10
2.11
6
Спортивные и подвижные
игры
4
Плавание
4.11
6.11
4
Задания и игры, эстафеты
6
7
Круглый
стол
Общая и специально –
физическая подготовка
II
3
Тестирован
ие
Учебнотренировоч
ное занятие
26
на развитие ловкости
8
7.11
9.11
10
Сложно-координированные
упражнения с предметами и
без на развитие ловкости
9
9.11
11.11
13.11
14.11
8
Упражнения на развитие
подвижности в
голеностопных и
тазобедренных суставах,
суставах позвоночника и
плеч – пружинное
растягивание, махи,
фиксация поз,
расслабление.
10
Упражнение на силу мышц
рук, ног и туловища:
сгибание и разгибание,
отведение и приведение,
круговые движения
10
Упражнения на развитие
скорости реакции, скорости
и частоты движений при
выполнении основных
упражнений
0,5
10
Упражнения на развитие
силы, скорости и высоты
отталкивания
1
10
Упражнение на равновесие:
сохранение устойчивого
положения в усложненных
условиях
10
Выполнение различных
заданий на выносливость
8
Упражнения на развитие
«чувства-предмета»
10
11
12
13
14
15
16.11
1811
20.11
21.11
23.11
25.11
27.11
28.11
30.11
2.12
4.12
5.12
7.12
9.12
11.12
12.12
14.12
16.12
18.12
19.15
21.12
0,5
0,5
0,5
тестирован
ие
27
(увеличение, уменьшение,
утяжеление и облегчения
предмета)
23.12
16
25.12
26.12
8
Упражнения для развития
координации:
- выполнение упражнений в
непривычных исходных
положениях, одновременно
с несколькими предметами,
ассиметричные движения,
движения в парах и
тройках.
17
28.12
30.12
11.01
7
Упражнения для развития
способности распределять и
переключать внимание –
работа с двойными или
двумя предметами,
параллельная и
ассиметричная работа с
партнерами
18
13.01
15.01
16.01
6
Упражнения для развития
реакции на движущийся
объект – броски и метания
на заданную, высоту и
дальность, ловли от
партнера после переката,
отбивы броска с поворотом
после сигнала
III
Техническая подготовка
А.
Беспредметная подготовка
1
18.01
20.01
22.01
1
8
Наклоны трудности C, D, E
(см. табл. накл. в действ.
Междунар. правилах ФИЖ
по х/г)
Фиксация
результата
28
6
23.01
25.01
27.01
29.01
30.01
1.02
3.02
5.02
6.02
8.02
10.02
12.02
13.02
15.02
7
17.02
2
3
4
5
1
8
Равновесие трудности C,D,E
1
8
Повороты трудности C,D,E
1
8
Прыжки трудности C,D,E
4
Акробатические элементы
2
Партерные элементы
2
Танцевальные элементы
Б.
1
2
3
4
5
Предметная подготовка
19.02
20.02
22.02
24.02
1
10
Броски и переброски:
1) прямые
2) обводные
3) нетипичным
захватом
4) крученные
двух предметов
26.02
27.02
8
Отбивы
01.03
03.03
05.03
06.03
10
1) об пол
2) телом
Ловли
08.03
10.03
12.03
1) простые
2) обводные
3) сложные
4) нетипичным хватом
Передачи
6
1) простые
2) обводные
8
Перекаты
29
6
7
8
9
10
11
12
13
1) по полу
2) по телу
13.03
15.03
17.03
18.03
20.03
8
Вращение
22.03
24.03
26.03
27.03
29.03
31.03
8
1) на руках
2) на ногах
3) на туловище
Вертушки
8
Обкрутки
2.04
3.04
5.04
7.04
10
1) рук (4 руки)
2) туловища
3) ног (4 ноги)
Фигурные движения
9.04
10.04
12.04
9
1) круги, восьмерки
2) спирали, змейки,
мельницы
Прыжки через предмет
14.04
16.04
17.04
19.04
8
21.04
23.04
24.04
26.04
8
28.04
30.04
1) на полу
2) на теле
3
30
1) с 1-3 вращениями, в
петлю (скрестно)
узким хватом
2) через движущийся
предмет
Элементы входом в
предмет:
1) надеванием
2) надбрасыванием
3) шагом
4) прыжком
Складывание предметов
1) соединением концов
2) поочередным
складыванием
3) задеванием части
тела
4) обкручиванием
Соревновательные
комбинации со скалкой,
30
обручем, мячом, булавами,
лентой и без предмета
3.05
5.05
7.05
10.05
12.05
14.05
17.05
19.05
20.05
25.05
Контрольные нормативы
(таблицы прилагаются)
IV
.
1
2
01.05
03.05
10.05
12.05
05.05
07.05
08.05
14.05
15.05
17.05
19.05
21.05
28.05
10
ОФП
20
СФП
Сдача
нормативов
V
4
Соревнования, итоговые
занятия, показательные
выступления
Протоколы
соревновани
й
1
25.11
27.11
29.05
+
6
Первенство ЦДТ
Протоколы
соревновани
й
2
14.12
16.12
+
6
Междугородний турнир
Протоколы
соревновани
31
«Грация»
й
3
23.12
25.12
26.12
+
8
Чемпионат и первенство
РСО-А
Протоколы
соревновани
й
4
24.05
26.05
+
6
Турнир памяти засл. трен.
России К.В. Дулаевой
Протоколы
соревновани
й
5
11.01
13.01
+
4
Первенство Пригородного
района
Протоколы
соревновани
й
6
08.02
10.02
+
6
Чемпионаты и первенства
ОГФСО
Протоколы
соревновани
й
7
08.03
+
4
Матчевые встречи
Протоколы
соревновани
й
8
10.03
+
4
Турниры городов Северного
Кавказа и ЮФО
Протоколы
соревновани
й
9
05.04
07.04
+
6
Всероссийские турниры
Протоколы
соревновани
й
10
22.05
+
4
Участие в концертах ЦДТ и
РСО – А
Протоколы
соревновани
й
Беседа
Итоговое занятие
31.05
2
Итого:
Всего:
34
398
432
32
5.НОРМАТИВЫ ПО ОФП-СФП ДЛЯ ГРУПП
3 года обучения (уровень 11)
(всего 36 оценок - минимум 108 баллов)
1. Шпагаты с 3 планки с носка
2. Складка стоя, наклон вперед, держать 10 сек
3. Мост с опорой на нижнюю планку
4. Заднее равновесие без опоры с обеих ног ( по 3 раза)
5. Подъем ноги вперед, в сторону, назад на полной стопе без опоры
(с обеих ног)
5 баллов - 140-170 градусов
4 балла-100-140 гр.
3 балла-90-100 гр.
6. Равновесие на одной ноге в арабеске (с обеих ног)
5 баллов - 60 сек.
4 балла - 50 сек.
3 балла - 40 сек.
7. Подъем ног в висе выше 90 градусов
5 баллов --15 раз
4 балла- 12 раз
3 балла - 10 раз
8. Складка лежа на полу за 10 секунд
5 баллов --11 раз
4 балла- 10 раз
3 балла - 9 раз
9. Лежа на животе, ноги под опорой, подъем корпуса до касания
руками стены или ног
5 баллов- 10 раз
33
4 балла - 9 раз
3 балла - 8 раз
10. Лежа на животе, подъем ног до касания опоры в стойке на груди
1. Прыжок казак с двойным вращением скакалки
ОБРУЧ
1. Бросок без помощи рук во время прыжка с вращением по
диаметру + ловля на полу без помощи
2. Обратный кат обруча + отбив во время прыжка кольцом
3. Вращение обруча вокруг шеи во время поворота нога вперед
МЯЧ
1. Бросок во время прыжка касаясь толчком с двух ног + ловля без помощи рук
во время кувырка назад
2. Перекат во время поворота в арабеске
3. Отбив мяча без помощи рук и без зрительного контроля
БУЛАВЫ
1. Асимметричный бросок во время прыжка группы А + ловля одной
булавы во время прыжка с вращением
2. Серия мельниц на равновесии группы С
3. Жонглирование одной рукой на равновесии арабеск
ЛЕНТА
Бросок ногой во время переворота + ловля во время прыжка с проходом в
рисунок
1. Серия спиралей во время поворота аттитюд
2. Серия змеек на повороте с ногой вперед
5.Соревнования, итоговые занятия, показательные выступления
34
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ГРУПП 4 и 5
годов обучения
№
1.
Тема
4
5
6
32
2.
Теоретическая подготовка
3.
Общая и специально-физическая
4
5
8
6
8
36
32
подготовка
5.
Техническая подготовка
36
150
155
150
155
180
180 180
180
20
20
20
20
44
41
44
41
394
396
432
432
Контрольные нормативы по
ОФП и СФП
6.
5
Психологическая
подготовка
4.
4
Соревнования, итоговые
занятия, показательные
выступления
ИТОГО:
38
44
35
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ГРУПП 4 и 5 года обучения
1.Теоретическая подготовка:
Беседы о технике безопасности, пожарной безопасности. Правила
поведения в экстренных ситуациях
Физическая культура и спорт
Разрядные нормативы и требования по художественной гимнастике
Влияние физических упражнений на развитие и состояние различных
органов и систем организма
Психологическая подготовка
Значение музыки в художественной гимнастике
История музыки и музыкальная литература.
Жизнь и творчество композиторов классиков.
Прослушивание и обсуждение музыкальныхиллюстраций
Правила судейства, инструкторская практика
Режим, питание и гигиена гимнасток
Травмы и заболевания, меры профилактики, первая помощь
Средства закаливания и методика их применения
Встречи с известными спортсменами.
2.Общая и специально-физическая подготовка
Ходьба и бег, их разновидности
Кросс на средние и длинные дистанции
36
Кросс по пересеченной местности
Спортивные и подвижные игры
Упражнения на силу мышц рук и плечевого пояса с использование
утяжелений: гири, гантели, набивные мячи
Упражнения на силу мышц ног и туловища, с использованием
сопротивления партнера или самосопротивления.
Упражнения на силу мышц ног и тазового пояса с использованием
сопротивления растягиваемых предметов: резина, жгуты, экспандер и др.
Упражнения для развития быстрой реакции: на движущийся объект –
остановка, ловля, отбив или откат предмета
Упражнения в усложненных условиях – «в горку», «на неудобной
опоре»,«с неожиданной подачи»
Выполнение заданий за «лидером»
Игровые и соревновательные задания по типу «кто быстрей», «кто больше»
Упражнения на развитие эластичности мышц ног - растягивание
Упражнения на развитие силы мышц ног: стопы, голени, бедра
Упражнения на развитие быстроты мышечных сокращений
Упражнения для изучения и совершенствования техники
1) приземления
2) отталкивания
3) полётной фазы
Упражнения на высоту или длину отталкивания – на возвышение, через
препятствие, на ориентир
Упражнения на прыжковую выносливость
Задания, игры и эстафеты на развитие ловкости
37
Сложно-координированные упражнения без предмета и с предметом на
развитие ловкости и координации движений
Упражнения для развития гибкости: в расслаблении, по большой
амплитуде, пассивное сохранение максимальной амплитуды, с
постепенным увеличением амплитуды
Развитие функции равновесия:
- упражнения на силу мышц ног и туловища
- упражнения на уменьшенной опоре
- упражнения на повышенной опоре
-упражнения с отключением зрительного анализатора
- упражнения с раздражением вестибулярного анализатора
- фиксация заключительных фаз движений: поворотов, прыжков, волн
Выполнение различных заданий на выносливость
3.Общая и специально-физическая подготовка
Ходьба и бег, их разновидности
Кросс на средние и длинные дистанции
Кросс по пересеченной местности
Спортивные и подвижные игры.
Упражнения на силу мышц рук и плечевого пояса с использование
утяжелений: гири, гантели, набивные мячи
Упражнения на силу мышц ног и туловища, с использованием
сопротивления партнера или самосопротивления.
Упражнения на силу мышц ног и тазового пояса с использованием
сопротивления растягиваемых предметов: резина, жгуты, экспандер и др.
Упражнения для развития быстрой реакции: на движущийся объект –
остановка, ловля, отбив или откат предмета
38
Упражнения в усложненных условиях – «в горку», «на неудобной опоре»,
«с неожиданной подачи»
Выполнение заданий за «лидером»
Игровые и соревновательные задания по типу «кто быстрей», «кто больше»
Упражнения на развитие эластичности мышц ног - растягивание
Упражнения на развитие силы мышц ног: стопы, голени, бедра
Упражнения на развитие быстроты мышечных сокращений
Упражнения для изучения и совершенствования техники
4) приземления
5) отталкивания
6) полётной фазы
Упражнения на высоту или длину отталкивания – на возвышение, через
препятствие, на ориентир
Упражнения на прыжковую выносливость
Задания, игры и эстафеты на развитие ловкости
Сложно-координированные упражнения без предмета и с предметом на
развитие ловкости и координации движений
Упражнения для развития гибкости: в расслаблении, по большой
амплитуде, пассивное сохранение максимальной амплитуды, с
постепенным увеличением амплитуды
Развитие функции равновесия:
- упражнения на силу мышц ног и туловища
- упражнения на уменьшенной опоре
- упражнения на повышенной опоре
- упражнения с отключением зрительного анализатора
- упражнения с раздражением вестибулярного анализатора
фиксация заключительных фаз движений: поворотов, прыжков, волн
39
Выполнение различных заданий на выносливость
4.Контрольные нормативы
по ОФП и СФП для групп 4-5 года обучения.
Всего 14 оценок. Минимум- 72 балла
1.Шпагат с опоры высотой 50 см с наклоном назад
- с правой ноги;
-с левой ноги;
2.Поперечный шпагат.
3. «Мост» на коленях 1.И.п.-стойка на коленях:
- прогнуться назад с захватом руками о пятку, 2-3;
4- фиксации положения;
4 «Мост» 1.И.п. –основная стойка
-наклон назад с одноимённым захватом руками голени 2-7;
8. И.п.
5.Из и.п. «лёжа на спине, ноги вверх» 1. Сед углом, ноги в поперечный шпагат. 2 И.п.
5 баллов-140-170 градусов;
4 балла- 100-140 градусов;
3 балла- 90-100 градусов;
6.Равновесие,захват.
1. И.п. стойка,руки в стороны махом правой назад, захват разноимённой
рукой, Стойка на левой-полупалец.
2.То же упражнение с другой ноги.
5 баллов- 12 сек
4 балла- 11 сек
3 балла- 10 сек
40
7. Равновесие в шпагат вперёд, в сторону, назад. Выполняется с правой и левой
ноги.
5 баллов- нога выше головы;
4 балла- стопа на уровне плеча;
3 балла- нога на уровне 900.
8. Передачи равновесия. Выполняется на полупальце с правой и левой ноги.
Фиксация положения 6 сек.
5 баллов- амплитуда -180 градусов и более
4 балла- амплитуда -180 градусов, положение корпуса ниже вертикали;
3 балла- амплитуда -160- 1350.
9. Из и.п. лежа на животе
1 – прогнуться назад, руки на ширине плеч,
2 – и.п.
5 баллов-до касания ног, стопы вместе;
4 балла – руки параллельно полу;
3 балла – руки дальше вертикали.
10. Переворот вперед.
Выполняется с правой и левой ноги.
5 баллов – демонстрация 3-х шпагатов;
4 балла – недостаточная амплитуда;
3 балла – нет фиксированной концовки элемента.
Скакалка
1. Бросок вперед-вверх, «вертолёт», поймать впрыгивая «козликом»
5 баллов – 5 раз;
4 балла – 4 раза;
3 балла – 3 раза.
41
2. Вращение скалки в лицевой плоскости, на скрестном повороте передать за спиной
5 баллов – 5 раз;
4 балла – 4 раза;
3 балла – 3 раза.
3. Манипуляции
5 баллов – 5 раз;
4 балла – 4 раза;
3 балла – 3 раза.
Обруч
1. Перекаты по рукам и груди, перекаты по рукам и спине, 3 раза по 2 переката
5 баллов – 6 раз;
4 балла – 5 раз;
3 балла – 4 раза.
2. Бросок вперед-вверх в цель партнеру на расстоянии 6 м. – 5 раз правой и левой
рукой
5 баллов – 5 раз;
4 балла – 4 раза;
3 балла – 3 раза.
42
3. Вращение обруча в лицевой плоскости. Бросок вверх – скрестный поворот, ловля
во вращении не сходя с места
5 баллов – 5 раз;
4 балла – 4 раза;
3 балла – 3 раза.
Мяч
1. Перекаты мяча по рукам и груди с левой и правой руки, 3 раз по 2
5 баллов – 6 раз;
4 балла – 5 раз;
3 балла – 4 раза.
2. Перекат по рукам и спине с левой и правой руки
5 баллов – 6 раз;
4 балла – 5 раз;
3 балла – 4 раза.
3. Высокие броски партнеру или в цель вперед-вверх правой и левой рукой
5 баллов – 5 раз;
4 балла – 4 раза;
3 балла – 3 раза.
Булавы
43
1. Из положения булавы вниз 4 последовательных малых круга, поднимая руки вверх,
другой назад , руки вниз (круг руками) за 10 сек.
5 баллов – 10 раз;
4 балла – 8 раз;
3 балла – 6 раз.
2. Мелкие переброски 2-х булав из 2-х рук за 10 сек.
5 баллов – 12 раз;
4 балла – 11 раз;
3 балла – 10 раз.
3. Броски 1-й булавой, «вертолет», 2-я во вращении, ловля б/броски 2-х булав,
«вертолет» - ловля
5 баллов – 5 раз;
4 балла – 11 раз;
3 балла – 10 раз.
Лента
1. Спираль вертикальная по воздуху в стойке «на полупальцах» левой и правой
рукой за 10 сек. (оценивается качество исполнения, точное положение руки)
2. «Змейка», за 10 сек. (оценивается качество исполнения, точное положение руки)
3.Бросок «бумеранг» под лентой поворот на 3600 (5 баллов – 5 раз, 4 балла – 4 раза, 3
балла – 3 раза)
44
5.Соревнования, итоговые занятия, показательные выступления
Методические рекомендации
Традиционна и фрагментарная структура учебного занятия по программе 11
уровня
Подготовительная часть занятия (20 минут) художественной гимнастики
обычно состоит из 4 фрагментов: танцевально-беговые упражнения,
разминочные упражнения у опоры и на середине, равновесно-вращательная
подготовка и прыжковая подготовка. При этом каждый фрагмент имеет
свою логику построения.
I фрагмент – втягивающий танцевально-беговой:
1-я серия – спортивные виды ходьбы и бега: с носка, на носках, на пятках, в
приседе, бег, бег с высоким подниманием бедер, с захлестыванием голени,
семенящий и другие в различных соединениях.
2-я серия – специфические формы ходьбы и бега: мягкий, перекатный
пружинный, высокий, острый, широкий, приставной, вальсовый и другие в
различных соединениях.
3-я серия – танцевальные шаги, элементы и соединения различного характера
(историко-бытовые, народные современные) или музыкально-двигательные задания
на воспроизведение темпа, ритма, характера или динамики музыки.
II фрагмент – различные упражнения у опоры и на середине:
45
4-я серия – общеразвивающие упражнения, преимущественно на развитие силы
мышц и подвижности суставов ног по принципу «снизу вверх», и туловища по
принципу «сверху вниз».
5-я серия – хореографические упражнения (классический или народный
характерный экзерсис) у опоры, на середине или в партере, в общепринятой
последовательности: плие, тандю, жете, рон де жамб, фондю, фраппе, сутеню,
девлопе и релевелян, гран батман.
6-я серия – «растяжка», доразминка, организованная или самостоятельная.
III фрагмент – равновесно-вращательная подготовка:
7-я серия – изучение и совершенствование по элементам и соединениям:
1) специфических упражнений: волн, взмахов, расслаблений;
2) наклонов вперед, назад, сторону, круговых в различных и т.п.;
3) равновесий: передних, боковых, задних и круговых.
8-я серия – изучение и совершенствование поворотов:
1) тур ляны в разных позах;
2) одноименных в разных позах на 360-720 и более градусов;
3) разноименных в разных позах и на разное количество градусов;
4) серийных и поточных.
9-я серия – изучение и совершенствование акробатических и партерных
элементов и соединений.
IV фрагмент – прыжковая подготовка:
10-я серия – «распрыгивание»: маленькие хореографические прыжки;
упражнения на развитие прыгучести, многоскоки.
46
11-я серия – изолированные прыжки – прыжки одной формы с многократным
исполнением: на толчковую, на маховую ногу, прямые и с вращениями.
12-я серия – прыжковые соединения разных форм и соединения прыжков с
акробатическими и другими элементами.
Основная часть занятия обычно состоит из 2-3 фрагментов, в зависимости от
намеченных видов многоборья или основных задач урока. Например при плановой
работе с двумя видами многоборья:
Основная часть урока (50 минут).
V фрагмент – первый вид многоборья:
13-я серия – предметный урок обучающего, развивающего или
поддерживающего типа по следующей схеме:
1.Изолированное исполнение наиболее характерных для данного предмета
движений (у младших гимнасток – медленно, с объяснениями и исправлениями
ошибок, у средних и старших гимнасток – в хорошем темпе, поточномногократно с обеих рук и с применением необычных исходных положений).
2.Соединения различных движений предметами при минимальных
телодвижениях с акцентом на аккуратность переходов.
3.Соединения движений предметов с разнообразными телодвижениями:
равновесиями, поворотами, прыжками, акробатическими элементами.
14-я серия – разучивание, совершенствование, работа над стабильностью
соревновательных элементов и соединений.
15-я серия – работа над соревновательными комбинациями.
VI фрагмент – второй вид многоборья – по той же схеме или в обратной
последовательности. Возможен и совершенно другой характер работы, например,
постановка или контроль.
47
Заключительная часть занятия (20 минут) обычно включает физическую
подготовку в виде комплексов (общих или индивидуальных) или круговой
тренировки для гимнасток среднего и старшего возраста. Последняя точка в уроке
ставится после подведения итогов, домашних заданий, индивидуальных бесед с
занимающимися или их родителями. Но возможны и другие варианты
заключительной части, например релаксация или стрейчинг, психологический или
тактический тренинг, просмотр и анализ видеозаписей или уточнение
соревновательных требований.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
В основе психологической подготовки лежат, с одной стороны,
психологические особенности вида спорта, с другой стороны – психологические
особенности спортсмена. Чем больше соответствия между тем и другим, тем скорее
можно ожидать от гимнастки высоких результатов. В психологической подготовке
можно выделить:
- базовую психологическую подготовку;
- психологическую подготовку к тренировкам (тренировочную);
- психологическую подготовку к соревнованиям (соревновательную)
Базовая психологическая подготовка включает:
* развитие важных психологических функций и качеств: внимания, представлений,
ощущений, мышления, памяти, воображения;
* развитие профессионально важных способностей: координации, музыкальности,
эмоциональности, а также способности к самоанализу, самокритичности,
требовательности к себе;
* формирование значимых морально – нравственных и волевых качеств: любви к
виду спорта, целеустремленности, инициативности;
* психологическое образование: формирование системы специальных знаний и
психике человека, психических состояниях, методах формирования нужного
состояния и способах преодоления неблагоприятного состояния;
* формирование умений регулировать психическое состояние, сосредотачиваться
перед выступлением, мобилизовать силы во время выступления, противостоять
неблагоприятным воздействиям.
48
Успех соревновательной деятельности в значительной степени зависит от
качества предшествующего тренировочного процесса. Поэтому прежде чем готовить
гимнастку к стрессовым ситуациям соревнований, надо подготовить ее к трудной,
порой монотонной и продолжительной работе. Психологическая подготовка к
занятиям спортом предусматривает решение двух основных задач:
1. формирование значимых мотивов напряженной тренировочной работы;
2. формирование благоприятных отношений к спортивному режиму, тренировочным
нагрузкам и требованиям.
Психологическая подготовка к соревнованиям начинается задолго до соревнований,
опирается на базовую подготовку и должна решать следующие задачи:
*формирование значимых мотивов соревновательной деятельности;
*овладение методикой формирования состояний боевой готовности к соревнованиям,
уверенность в себе, своих силах;
*разработку индивидуального комплекса настраивающих и мобилизующих
мероприятий;
* совершенствование эмоциональной устойчивости к соревновательному стрессу;
* отработку индивидуальной системы психорегулирующих мероприятий;
* сохранение нервно-психологической свежести, профилактику перенапряжений.
Ввиду объемности задач психологической подготовки целесообразно
специально планировать их решение, опираясь на общепринятое деление годичного
цикла на периоды и этапы.
49
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ОБЪЕДИНЕНИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА»
группа 4-го года обучения 2 уровень
на 2022 – 2023 уч. год.
№
п/п
I
Дата
проведе
ния
занятия
11.09
Количество
часов
теор
ия
2
Тема занятия
прак
тика
Вводное занятие
Теоретическая подготовка
1
2
12.09
2
Вводное занятие: «Беседы о
технике безопасности,
пожарной безопасности.
Правила поведения в
экстренных ситуациях».
3
14.09
2
Физическая культура и спорт
4
16.09
2
История развития и
современное состояние
художественной гимнастики в
стране и РСО – А.
5
18.09
2
Строение и функции
организма человека
6
1
Методика формирования
боевой готовности
7
19.09
21.09
21.09
2
Сущность и назначение
идеомоторной тренировки
8
23.09
1
Значение и методика
морально-волевой подготовки
9
25.09
26.09
28.09
2
Основы музыкальной грамоты
Форма
занятия
Форма
контроля
50
11
30.09
2.10
3.10
5.10
7.10
9.10
12
10.10
1
Травмы и заболевания, меры
профилактики, первая
помощь.
13
10.10
12.10
2
Встречи, круглые столы, с
известными спортсменами
выпускниками ЦДТ
10
2
Правила судейства,
инструкторская практика
2
Режим, питание и гигиена
гимнасток
2
3
4
5
6
7
Круглый
стол
Общая и специально –
физическая подготовка
II
1
тестировани
е
6
Ходьба и бег, их
разновидности
10
Кросс на короткие и длинные
дистанции
4
Кросс по пересеченной
местности
4
Катание на коньках,
велосипедах, лыжах
30.10
30.10
31.10
2.11
6
Спортивные и подвижные
игры
4
Плавание
4.11
6.11
4
Задания и игры, эстафеты на
развитие ловкости
14.10
16.10
17.10
19.10
21.10
23.10
24.10
26.10
28.10
Учебнотренировоч
ное занятие
51
8
7.11
9.11
10
Сложно-координированные
упражнения с предметами и
без на развитие ловкости
9
9.11
11.11
13.11
14.11
8
Упражнения на развитие
подвижности в голеностопных
и тазобедренных суставах,
суставах позвоночника и плеч
– пружинное растягивание,
махи, фиксация поз,
расслабление.
10
Упражнение на силу мышц
рук, ног и туловища: сгибание
и разгибание, отведение и
приведение, круговые
движения
10
Упражнения на развитие
скорости реакции, скорости и
частоты движений при
выполнении основных
упражнений
0,5
10
Упражнения на развитие
силы, скорости и высоты
отталкивания
1
10
Упражнение на равновесие:
сохранение устойчивого
положения в усложненных
условиях
10
Выполнение различных
заданий на выносливость
8
Упражнения на развитие
«чувства-предмета»
(увеличение, уменьшение,
утяжеление и облегчения
10
11
12
13
14
15
16.11
1811
20.11
21.11
23.11
25.11
27.11
28.11
30.11
2.12
4.12
5.12
7.12
9.12
11.12
12.12
14.12
16.12
18.12
19.15
21.12
23.12
0,5
0,5
0,5
52
предмета)
16
8
25.12
26.12
Упражнения для развития
координации:
- выполнение упражнений в
непривычных исходных
положениях, одновременно с
несколькими предметами,
ассиметричные движения,
движения в парах и тройках.
17
28.12
30.12
11.01
7
Упражнения для развития
способности распределять и
переключать внимание –
работа с двойными или двумя
предметами, параллельная и
ассиметричная работа с
партнерами
18
13.01
15.01
16.01
6
Упражнения для развития
реакции на движущийся
объект – броски и метания на
заданную, высоту и дальность,
ловли от партнера после
переката, отбивы броска с
поворотом после сигнала
III
Техническая подготовка
А.
Беспредметная подготовка
1
18.01
20.01
22.01
1
8
Наклоны трудности C, D, E
(см. табл. накл. в действ.
Междунар. правилах ФИЖ по
х/г)
2
23.01
25.01
27.01
29.01
30.01
1
8
Равновесие трудности C,D,E
1
8
Повороты трудности C,D,E
3
Фиксация
результата
53
6
1.02
3.02
5.02
6.02
8.02
10.02
12.02
13.02
15.02
7
17.02
4
5
1
8
Прыжки трудности C,D,E
4
Акробатические элементы
2
Партерные элементы
2
Танцевальные элементы
Б.
1
2
3
4
5
6
Предметная подготовка
19.02
20.02
22.02
24.02
1
10
Броски и переброски:
5)
6)
7)
8)
прямые
обводные
нетипичным захватом
крученные
двух предметов
26.02
27.02
8
Отбивы
01.03
03.03
05.03
06.03
08.03
10.03
10
3) об пол
4) телом
Ловли
12.03
13.03
15.03
17.03
18.03
5) простые
6) обводные
7) сложные
8) нетипичным хватом
Передачи
6
3) простые
4) обводные
8
Перекаты
3) по полу
4) по телу
8
Вращение
4) на руках
5) на ногах
54
7
8
9
10
11
12
13
6) на туловище
20.03
22.03
24.03
26.03
27.03
29.03
31.03
8
Вертушки
3) на полу
4) на теле
8
Обкрутки
2.04
3.04
5.04
7.04
9.04
10.04
12.04
10
4) рук (4 руки)
5) туловища
6) ног (4 ноги)
Фигурные движения
9
Прыжки через предмет
14.04
16.04
17.04
19.04
21.04
23.04
24.04
26.04
8
3) с 1-3 вращениями, в
петлю (скрестно)
узким хватом
4) через движущийся
предмет
Элементы входом в предмет:
8
5) надеванием
6) надбрасыванием
7) шагом
8) прыжком
Складывание предметов
28.04
30.04
3.05
5.05
7.05
10.05
12.05
3) круги, восьмерки
4) спирали, змейки,
мельницы
3
30
5) соединением концов
6) поочередным
складыванием
7) задеванием части тела
8) обкручиванием
Соревновательные
комбинации со скалкой,
обручем, мячом, булавами,
лентой и без предмета
55
14.05
17.05
19.05
20.05
25.05
Контрольные нормативы
(таблицы прилагаются)
IV
.
1
2
01.05
03.05
10.05
12.05
05.05
07.05
08.05
14.05
15.05
17.05
19.05
21.05
28.05
2
25.11
27.11
29.05
14.12
16.12
ОФП
20
СФП
Сдача
нормативов
4
Соревнования, итоговые
занятия, показательные
выступления
Протоколы
соревновани
й
+
6
Первенство ЦДТ
Протоколы
соревновани
й
+
6
Междугородний турнир
«Грация»
Протоколы
соревновани
й
V
1
10
56
23.12
25.12
26.12
24.05
26.05
+
8
Чемпионат и первенство РСОА
Протоколы
соревновани
й
+
6
Турнир памяти засл. трен.
России К.В. Дулаевой
Протоколы
соревновани
й
5
11.01
13.01
+
4
Первенство Пригородного
района
Протоколы
соревновани
й
6
08.02
10.02
+
6
Чемпионаты и первенства
ОГФСО
Протоколы
соревновани
й
7
08.03
+
4
Матчевые встречи
Протоколы
соревновани
й
8
10.03
+
4
Турниры городов Северного
Кавказа и ЮФО
Протоколы
соревновани
й
9
05.04
07.04
+
6
Всероссийские турниры
Протоколы
соревновани
й
10
22.05
+
4
Участие в концертах ЦДТ и
РСО – А
Протоколы
соревновани
й
3
4
Беседа
Итоговое занятие
31.05
2
Итого:
Всего:
34
398
432
57
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Цель воспитательной работы – формирование личности гимнастки как
гражданина и как целеустремленной спортсменки, преданной своему любимому виду
спорта. Отсюда – задачи, решаемые в процессе воспитательной деятельности
тренера: воспитание стойкого интереса и целеустремленности в художественной
гимнастике, настойчивости, трудолюбия, чувства прекрасного; формирование
здоровых интересов и потребностей; привитие необходимых гигиенических навыков,
дисциплинированности. Воспитательная работа проводится в соответствии с планом,
утвержденным директором школы, в процессе учебно-тренировочных занятий,
соревнований, оздоровительно-туристических мероприятий, учебы в школе, а также в
свободное от занятий время. Нравственное воспитание включает в себя
формирование коллективизма, дружбы и товарищества, достоинства и чести, чувства
долга и ответственности, дисциплинированности, скромности и требовательности к
себе, культуры поведения. Трудовое воспитание направлено на формирование
трудолюбия, в том числе спортивного, стремления добиваться высокого качества
труда, творческой активности и самостоятельности. Эстетическое воспитание служит
гармоничному развитию личности, тонко чувствующей красное в жизни в спорте.
Воспитательные средства:
-тренировочного процесса;
ичество опытных спортсменов.
Основные воспитательные мероприятия:
соревнований и их обсуждение;
овательная деятельность обучающихся и ее анализ;
ние итогов учебной и спортивной деятельности гимнасток;
и, культпоходы в музеи, на выставки;
58
Воспитательная работа
Задачи
1.Сплочение
коллектива
2.Знание своей
малой Родины
3.Сплочение детей
и родителей
4.Воспитание
патриотизма
Дела объединения
Сроки
День города
Октябрь 2022г.
Поход в музей
Февраль 2023 г.
Отчётный концерт
Апрель 2023 г.
Участие в акциях,
посвященных Дню
Победы
Май 2023 г.
Отметка о
выполнении
59
Список литературы
1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- Л.: Искусство, 1983.
2. Богаткова Л. Хоровод друзей.- М.: Детгиз, 1957.
3. Боголюбская М. Музыкально-хореографическое искусство в системе
эстетического и нравственного воспитания.- М., 1986.
4. Ваганова А. Основы классического танца.- Л.: Искусство, 1960.
5. Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии.-М.:
Искусство, 1968.
6. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии.- М.: Искусство,
1964.
7. Давыдов В. Проблемы развивающего обучения.- М., 2004.
8. Жданов Л. Вступление в балет.- М.: Планета, 1986.
9. Захаров В. Радуга русского танца.- М.: Сов. Россия, 1986.
10. Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 1981.
11. Конен В. Рождение джаза.- М., 1984.
12. Королёва Э., Курбет В., Мардарь М. Молдавский народный танец.- М.:
Искусство, 1984.
13. Костровицкая В. 100 уроков классического танца.- Л.: Искусство, 1981.
14. Кристи Г. Основы актёрского мастерства.- М.: Советская Россия, 1970.
15. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ №1726-р
от 4 сентября 2014года.
16. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года.
17. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018
года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам»
18. СанПиН2.44.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей».
19. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении
санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» )» (с
изменениями на 21 марта 2022 года).
20. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного
60
санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Приказ действует до 1
сентября 2027 года.
21. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.02.2022 №4 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические
правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции
(covid-19)», утверждённые Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 п 15» Редакция
от 04.02.2022-Действует с 06.022022. Зарегистрировано в Минюсте
России 4 февраля2022 г. № 67165.
22. Устав МБУДО Моздокского ЦДТ.
23. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года №273-Ф3