дополнительная рабочая общеобразовательная программа Гармоническая гимнастика 2022 г

1

2

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Образовательная программа " Гармоническая гимнастика"
Руководитель объединения : Шашлова Наталья Александровна,
педагог дополнительного образования,
II квалификационная категория.
Рецензент - Калоева Б. А.
Организации исполнитель : Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
Моздокский Центр детского творчества
Адрес : РСО - Алания, г. Моздок, ул. Кирова. д. 33
Тел. ( 8-867-36-) 3-45-48
Факс ( 8-867-36) 3-48- 84
Электронный адрес : mboudod - mozdok@mail.RU
Программа реализуется в МБУ ДО Моздокский ЦДТ, РСО - Алания
Возраст обучающихся: 6 - 16 лет
Срок реализации программы - 5 лет
Социальный статус :

ученики школ, города и района

Цель программы : воспитание физически и нравственно здорового, сильного и
гармонически развитого подрастающего поколения, вовлечение
детей в систематические занятия
спортом
Направленность программы :

физкультурно - спортивная.

Вид программы :

Модифицированный.

Уровень освоения программы : общеразвивающий.
Способ освоения содержания :

очный

3

Введение.
С давних времён физические упражнения развивали пластичность, красоту
движений, хорошую осанку, выносливость и пользовались огромной
популярностью.
С течением времени системы физических упражнений менялись, создавались
различные школы хореографии, гимнастики. Открывались специализированные
школы и системы в этих областях. Например, такие, как: немецкая, шведская
системы, дыхательная гимнастика Мюллера, снарядная гимнастика Шписа и
многие другие.
Богатые и давние традиции имеет советская гимнастическая школа.
Наиболее известная школа Л. М. Алексеевой. Она разработала собственную
систему занятий, основанную на танцах, хореографии, используемых во многих
музыкальных жанрах.
Более свободной и доступной для девочек, желающих заниматься женским
видом спорта, является гармоническая гимнастика, направленная на общее
физическое развитие. Особенностями этого вида спорта прежде всего являются:
многообразие основных упражнений, их вариантов и комбинаций, включая с
этим многообразием и динамикой возможности для целенаправленного развития
функциональных, координационных и технических способностей: использование
музыки и других видов музыкального сопровождения в качестве
ритморегулирующего и вдохновляющего вспомогательного средства.
Гармоническая гимнастика способствует развитию физической и
творческой личности и оказывает огромное влияние на развитие силы, гибкости,
подвижности суставов, хорошей осанки, красоты движений, грациозности и
пластики, а также вырабатывает стойкий характер и дисциплину.

4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа " Гармоническая гимнастика " составлена на основе типового планапроспекта учебной программы для ДЮСШ и спортивных клубов, утвержденного
приказом Госкомспорта России от 28.06.01 № 390, является модифицированной.

Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Данная программа призвана:
- способствовать развитию грациозности, элегантности, свободы движения;
- повышать физическую работоспособность;
- прививать навыки психорегуляции;
- расширять двигательные возможности и улучшать координацию движения;
содействовать
всестороннему
гармоническому,
физическому
психологическому развитию и укреплению здоровья обучающихся;

и

- предоставлять возможность обучающимся участвовать в спортивных и
танцевальных конкурсах.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Гармоническая гимнастика - это массовый, зрелищный вид спорта, который
является популярным и доступным для детей и подростков. Дети страдают от
гиподинамии, а занятия этим видом спорта улучшают осанку, формируют
красивую походку, телосложение становится стройным и красивым.
На занятиях гармонической гимнастикой :
- прививается интерес к занятиям гармонической гимнастикой;
- формируется потребность в занятиях физической культурой и спортом;
- изучаются основные упражнения гармонической гимнастики, с помощью
которых осуществляется физической развитие и воспитание умения выполнить
разнообразные движения под музыку;
- изучаются и осваиваются элементы акробатики;
разучиваются
элементы
хореографии;
- совершенствуются навыки всесторонней физической подготовленности.

Новизна данной программы состоит в том, что в структуру занятий
гармонической гимнастикой включены элементы танцевальных движений и
акробатических упражнений. Результатом освоения данной программы является

5

участие в хореографических конкурсах, смотрах, городских и районных массовых
мероприятиях, отчётном концерте ЦДТ.
- Программа разработана в соответствии с федеральным законом " Об
образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030

года;

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 года
№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями
на 21 марта 2022 года).
- Постановлением Главного государственного санитарного врача

РФ
от 04.02.2022 №4 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические
правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (covid19)», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15»
Редакция от 04.02.2022Действует с 06.02.2022.
- СанПиН 2.44.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года.
Цель программы: воспитание физически и нравственно здорового ,
гармонически развитого подрастающего поколения, вовлечение детей в
систематические занятия спортом.

Задачи программы:
в обучении:
- научить правильно выполнять элементы гармонической гимнастики,
хореографии, акробатики.
в развитии:

6

совершенствовать физические качества ( силу, гибкость).
в воспитании:
- воспитать морально – волевые., этические и эстетические качества

Программа рассчитана на 5 лет. Возраст обучающихся 6 - 16 лет. В объединении
занимаются девочки, имеющие разрешение врача о допуске к занятиям. Педагог
определяет подготовку поступивших детей : физические данные, гибкость,
растяжку, чувство ритма.

Формы и режим занятий
В группе 1 года обучения минимальное количество обучающихся -15,
максимальное- 20 . Объем часов в год составляет 144 часа. Занятия проводятся 2
раза в неделю по 2 часа.
В группе второго и последующих лет обучения занимается минимально-15,
максимально 20 человек, занятия проводятся по 2 часа 3 раза в неделю. Объем
часов в год составляет 216.
Реализация программы осуществляется в ЦДТ. Тренировочный процесс
строится по типу физкультурно-спортивной работы, направлен на
разностороннюю физическую подготовку и изучение
основных элементов
гармонической гимнастики. Учебный процесс начинается с 10 сентября.
Занятия гармонической гимнастикой проводится под музыку. Музыку
используют как снятие монотонности от однотипных многократно повторяемых
движений, задающих ритм и темп выполняемых упражнений. Музыкальное
сопровождение увеличивает эмоциональность занятий, положительные эмоции
вызывают стремление выполнять движения энергичнее, пластичнее, что
усиливает их воздействие на организм. Музыка так же помогает и используется
как фактор обучения, с ее помощью движения легче запоминаются.
Для закрепления потребностей к регулярным занятиям гармонической
гимнастикой дети принимают участие в различных танцевальных конкурсах, в
районных городских мероприятиях, в отчетном концерте ЦДТ.
На занятиях с обучающимися используются различные методы работы:
- словесные - беседы, объяснения;
- репродуктивный;
- наглядный - показ педагога;
- упражнения на развитие внимания, памяти, координации движения.
-учебно- тренировочный процесс (50 % от всех занятий) ;
- хореографические занятия;

7

- акробатические занятия;
- музыкально-творческие занятия;
- постановочные занятия;
- контрольные занятия (в конце каждой четверти).
В результате освоения программы «Гармоническая
обучающиеся получают комплекс знаний и умений.

гимнастика»

Условия реализации программы:
- спортивный зал, фортепиано, музыкальный центр, фонотека детских песен,
народных и современных производителей;
оборудование и спортивный инвентарь: гимнастическая скамейка,
шведская стенка, зеркало и т.д.;
Необходимая
форма
для
занятий
гармонической
гимнастикой:
спортивная форма.
Не разрешается: приходить на занятия в часах, брать с собой
посторонние предметы.

К концу обучения девочки должны:
- развить потребность в систематических занятиях физкультурой и
спортом;
- приобрести специальные знания и навыки;
- знать основные элементы гармонической гимнастики;
- познакомиться с основами хореографии;
- воспроизводить характер музыки через движения;
- свободно и уверенно держаться перед большой аудиторией;
- воспитать в себе такие качества, как доброжелательность, стремление
помочь, быть уверенным себе и в друзьях по команде;
- овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя
комфортно в любой ситуации;
- уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и
собственных поступков.
Содержание
программы направлено на воспитание личностных
качеств, формирование спортивного коллектива.

Программа состоит из разделов:
1. Введение (введение в образовательную программу, инструктаж по технике
безопасности).
2. История

развития

гармонической

гимнастики .

3. Гигиенические основы занятия.
4. Общая и специальная физическая подготовка.
5. Хореография.

8

6. Основные элементы гармонической гимнастики. Акробатика.
7. Постановка показательных выступлений.
8. Контрольные занятия.
9. Сквозные программы (темы: экология, краеведение, здоровый образ жизни,
этическое воспитание).

9

Учебный план на 5 лет
№

Разделы программы

I

II

III

IV

V

1.

Введение в образовательную
программу. Инструктаж по
технике безопасности.
История развития
гармонической гимнастики
Гигиенические основы
занятий
Общая и специальная
физическая подготовка
Хореография
Основные элементы
гармонической гимнастики.
Акробатика.
Постановка показательных
выступлений.
Контрольные занятия.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

40

46

50

52

31
54

41
64

41
48

41
34

29
44

27

59

69

79

79

4

4

4

4

4

2
144

2
216

2
216

2
216

2
216

2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.

Беседы
ИТОГО

10

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п
1.

2.

3.

4.

Кол-во часов

Всего
часов

Теоретических

практических

2

2

-

История развития
гимнастики.

2

2

-

Гигиенические основы
занятий

2

2

-

Общая и специальная
физическая подготовка

20

3

17

31

3

28

54

5,5

27

-

27

4

-

4

2

2

-

144

19,5

124,5

Наименование разделов
Введение в образовательную
программу, Инструктаж по
технике безопасности

5.

Хореография

6.

Основные элементы
гармонической гимнастики.
Акробатика.

7.

Постановка показательных
выступлений

8.

Контрольные занятия.

9.

Беседы
ИТОГО

48,5

11

К концу 1-го года обучения девочки
должны знать: - что такое шеренга, колонна;
- повороты направо, налево;
- позиции рук на поясе, позиция ног III-я;
- разминочный комплекс общеразвивающих упражнения.
Должны уметь: - держать осанку;
- движения ног из основной стойки, из позиций и на носках;
- полуприседания и приседания;
- ходить с носка и на высоких полупальцах;
- делать «рыбку» и «бабочку», мост, наклоны ноги вместе,
наклоны ноги врозь, «группировку», стойку на лопатках,
полушпагат,
Танцевальные шаги и бег
-острый шаг и бег;
-широкий шаг и бег;
-бег с тройным шагом вальса.
-выполнение движений на координацию (ходьба по
гимнастической скамейке)

12

Содержание программы
1. ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ. ИНСТРУКТАЖ ПО
ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ.
- ознакомление детей с гармонической гимнастикой, как с одним из видов спорта.
- выполнение Правил по технике безопасности при проведении тренировочных
занятий в спортивном зале.
- инвентарь и уход за ним - медицинский контроль.
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ:
- зарождение гармонической гимнастики, как основного вида
гимнастики.

женской

3.ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТИЯ:
- беседа с обучающимися о гигиенических требованиях.
4. ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:
Строевые упражнения: построения, рапорт, выравнивание, ходьба на месте и
в движении в колонне по одному и парами под музыку. Переход с шага на бег и
обратно;
Общеразвивающие упражнения: положения рук вперёд и в стороны (кисти на
уровне груди); вверх и вперёд (кисти чуть шире плеч). Руки в стороны - ведение и
разведение лопаток.
Поочерёдное поднимание и опускание плеч. Плавные движения рук,
движения рук по дуге и по кругу. Упражнения на координацию, прыжки, маха
ногами вперёд, в сторону, назад, приседания, наклоны.
Упражнение на пружинность, волны, равновесие, прыжки на координацию,
упражнения для туловища.
- Наклоны ноги вместе, наклоны ноги врозь;
- работа по линиям: шаги на носках, с высоким подниманием бедра, ноги вперёд
на носок;
- бег: с захлёстом голени, с высоким подниманием бедра;
- прыжки: подскоки на одной ноге, на двух ногах.
- прыжки: ноги вместе, ноги врозь, малые многоскоки, ноги подтягиваем к
животу, из глубокого приседа, с поворотом на 360 градусов;
- повороты на 360 градусов, переступанием на одной ноге, другая в пассе;
1. ХОРЕОГРАФИЯ








Позиция ног III, руки на поясе;
Поднимание и опускание на полупальцах (релевэ);
Выставление прямой ноги на носок в сторону (тандю-батман);
Полуприседание (деми-плие);
Позиция рук I, II, III, позиция ног I, II, III, IV, V, VI$
Тандю-батман по I, II, V;
Батман-жете по I, V;

13

 Деми-плие, гран-плие по I, II, V;
 Гран-батман вперед, в сторону, назад;
 Элементы русского танца – приставной шаг, шаг с приседанием,
«ковырялочка», крестный шаг с поворотом, шаги с притопом вперед и
назад.
6. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГАРМОНИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ.
АКРОБАТИКА.
 Шпагаты: правый, левый, поперечный;
 «рыбка», мост, «бабочка»;
 шпагаты сидя на полу;
 мост опускание и вставание;
 прыжки: шагом, в кольцо, разноимённые.
 «Группировка», перекат боком;
 Стойка на лопатках;
 Кувырок вперед, ноги врозь;
 Кувырок назад, ноги врозь сед в поперечный шпагат;
 Мост опускание и вставание, ходить в мостике;
 Стойка на голове, на руках у опоры;
 Колесо вправо и влево;
 Стойка на локтях;
 Свечка на груди.
7. ПОСТАНОВКА ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ:
Подбор музыкальных произведений для сопровождения
показательных выступлений и номеров.
I год – наиболее несложные музыкальные пьески, песенки, темп нескорый.
На первом году обучения во время показательного номера учим выполнять
различные движения под музыку, ориентироваться в пространстве зала, знать
центр (середину) зала. Собираться в середине и расходиться по всему залу (по
сигналу), развивать координацию, плавность, выразительность движений, умение
выполнять движения в определенном, соответствующем звучанию музыки,
ритме, темпе. Учим чувствовать сильную долю такта (метр).
Учим выполнять движения в соответствии с изменением характера музыки
(быстро - медленно). Бодро, свободно, поднимать голову и не сутулясь, не шаркая
ногами, маршировать под звучание марша, входить в зал, обходить его по
периметру, останавливаться, затем по музыкальному сигналу опять начинать
движение. Выполнять движения не только по показу педагога, но и по словесной
инструкции взрослого, а также самостоятельно.
Примерный репертуар:
Парная пляска. Чешская народная мелодия.
Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия.

14

8. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
В конце каждого полугодия проводятся контрольные занятия: прыжки,
шпагаты,
кувырки,
перевороты,
мосты. В конце года проводится
промежуточная аттестация обучающихся.
9БЕСЕДЫ и мероприятия по программам «Экология», «Краеведение» «ЗОЖ»,
«Патриотическое воспитание».

15

УЧЕБНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК
на 2022-2023 учебный год
I год обучения
№
п/п
1

2

Раздел программы,
тема
Введение в
образовательную
программу. Инструктаж
по технике
безопасности.
Гигиенические основы
занятий.

2.1

Гигиенические
требования к занятиям
спортом.

2.2

Хореография.
Изучение простых
движений.
Общая физическая
подготовка.

3

Всего часов
теория
практика

2

Дата

Форма
занятия

11.09.

Беседа

15.09.

Беседа

0

2
0,5

0

Беседа

0

1,5

Обучающе
е занятие

0,5

4

Основные элементы
гармонической
гимнастики.

10

4.1

Бабочка.

0,5

1,5

22.09.

4.2

Мост лёжа.

0,5

1,5

15.09.

4.3

Рыбка.

0,5

1,5

29.09.

4.4

Пистолетик.

0,5

1,5

02.10.

4.5

Полу-шпагат.

0,5

1,5

06.10.

1,5

18.09.

3.1

5.1

Общая физическая
подготовка.
Подкачка ног.

Обучающе
е занятие
Обучающе
е занятие
Обучающе
е занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Обучающе
е занятие
Обучающе
е занятие

Показ
пройденных
комбинаций

Обучающе
е занятие

2
0,5

Педагогическое
наблюдение

Обучающе
е занятие

2

Подкачка пресса.

5

Форма
контроля

1,5

09.10.

Обучающе
е занятие

Педагогическое
наблюдение

16

Основные элементы
гармонической
гимнастики.
Акробатика.

12

6 .1

Мост на коленях.

0,5

1,5

6.2

Крокодильчик.

0,5

1,5

6.3

Прыжки в приседе.

0,5

1,5

6.4

Наклоны ноги вместе.

0,5

1,5

6.5

Наклоны ноги врозь.

0,5

1,5

6.6

Наклоны в
группировк
е

0,5

1,5

Постановка
показательны
х
выступлений
Работа на середине.

2

8

Беседа «ЗОЖ».
Хореография.

2

8.1

наклоны- ноги врозь.

0,5

9

Хореография

2

9.1

Движения под музыку.

0

10

Общая физическая

2

10.1

подготовка.
Прыжки со скакалкой.

0

11

Специальная
физическая подготовка.

2

11.1

Бег спиной вперёд- на
координацию.

0,5

12

Хореография.

6

6

7

7.1

0

Обучающее
занятие

13.10
.
16.10
.
20.10
.
23.10
.
27.10
.
30.10
.

Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие

Показ
пройденных
комбинаций

Тренировоч
ное
занятие
2

1,5

31.
10.

06.11
.

2

10.11
.

2

13.11
.

1,5

17.11
.

Учебное
занятие

Педагогическое
наблюдение

Беседа

Опрос

Обучающее
занятие
Обучающее
занятие
Тренировоч Педагогическое
ное
наблюдение
занятие
Тренировоч
ное
занятие
Тренировоч Педагогическое
ное
наблюдение
занятие
Тренировоч
ное
занятие
Тренировоч Педагогическое
ное
наблюдение
занятие
Обучающее
занятие

17

12.1

Тандю-батман,

0,5

1,5

12.2

Полуприседания
«Деми-плие»,

0

2

12.3

Позиция рук- 1,2,3.

0,5

1,5

13

Специальная
физическая подготовка.

2

13.1

Бег с поворотами.

0

14

Постановка
показательны
х
выступлений.
Изучение элементов.

8

20.11
.
24.11
.
27.11.

2

01.12.

0

2

04.12.

0

2

08.12.

14.3

Разучивание
танцевальны
х
движений.
Отработка под музыку.

0

2

11.12.

14.4

Работа по линиям.

0

2

15.12.

15

Общая физическая
подготовка.

4

15.1

Прыжки со скакалкой.

15.2

14.1
14.2

0,5

1,5

18.12.

Прыжки в приседе.

0

2

22.12.

16

Контрольные занятия.

2

16.1

Проверка выполнения
акробатических
элементов.

0

2

25.12.

17

Гигиенические основы
занятий.
Беседа.
Постановка
показательны
х

2

Обучающее
занятие
Обучающее
занятие
Учебное
занятие

Педагогическое
наблюдение

Тренировоч
ное
занятие
Тренировоч Педагогическое
ное
наблюдение
занятие
Тренировоч
ное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие

Игровое
занятие
Тренировоч
ное
занятие

Зачетное
занятие
танцевальных
элементов

Тренировоч
ное
занятие
Тренировоч
ное
занятие
Тренировоч Педагогическое
ное
наблюдение
занятие
Контрольн
ое занятие
Контрольн
Контрольные
ое занятие
задания и
упражнения
Беседа

18

выступлений.

17.1

Беседа о
необходимости ухода
за собой во
времязанятия.

0,5

0

17.2

Показ кинофильма о
правильном питании
спортсменов.

0

1.5

17.3

Работа над элементами
акробатики.

18

Основные элементы
гармонической
гимнастики.

10

18.1

Повороты вправо.

0

2

12.01.

18.2

Повороты влево.

0

2

15.01.

18.3

Повороты кругом.

0

2

19.01.

18.4

Работа в парах.

0

2

22.01.

18.5

Кувырок вперёд.

0

2

26.01.

19

История
развития
гимнастики.

2

19.1

Подготовка докладов
по данной теме.

1

0

19.2

Хореография.
Позиция ног- 1 и
2.

1

0

20

Хореография.

10

20.1

Позиция ног- 3, 4.

0,5

1,5

02.02.

20.2

Позиция- 5,6.

0,5

1,5

05.02.

20.3

Тандю-батман- по 1,2,4.

0

2

09.02.

20.4

Батман- по 1,4.

0

2

12.02.

29.12.

Беседа

Опрос

Игровое
занятие

Тренировоч
ное
занятие
Тренировоч
ное
занятие
Обучающее
занятие
Обучающее
занятие
Обучающее
занятие
Обучающее
занятие
Обучающее
занятие

Показ
пройденных
комбинаций

Беседа

29.01.

Беседа

Учебное
занятие

Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие

Опрос

19

20.5

«Деми-плие» и «Гранплие»- 1,2,4.

0

21

Беседа «Экологическая
обстановка в
Моздокском районе».
Постановка
показательных
выступлений.

2

21.1

Просмотр
видеофильм
а.
Работа над
синхронностью
.

1

0

0

1

21.2

2

16.02.

19.02.

Опрос

Учебное
занятие

0,5

1,5

26.02.

22.2

Ходьба- с носка.

0,5

1,5

01.03.

22.3

Ходьба на
высоких
полупальцах.

0

2

04.03.

23

Гигиенические основы
занятия. Хореография.

2

23.1

Гигиенические
требования к занятиям
спортом.

0,5

24

Хореография

8

24.1

Гран-батман вперёд.

0,5

1,5

15.03.

24.2

В сторону.Назад.

0

2

18.03.

24.3

Элементы русского
танца.

0

2

22.03.

24.4

Шаги с притопом.

0

2

25.03.

25

Постановка
показательны
х
выступлений.
Отработка по частям.

12

2

01.04.

6

0

Творческое
занятия
Тренировоч
ное
занятие

22.1

25.1

Зачетное
занятие
хореографическ
их элементов

Беседа

Специальная
физическая подготовка.
Бег с поворотами.

22

Учебное
занятие

Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие

Педагогическое
наблюдение

Беседа
1,5

11.03.

Беседа

Опрос

Тренировоч
ное
занятие
Тренировоч
ное
занятие
Тренировоч
ное
занятие
Тренировоч
ное
занятие
Тренировоч Педагогическое
ное
наблюдение
занятие
Учебное
занятие

Учебное
занятие

20

Работа без музыки и
под музыку.
Работа над техникой.

0

2

05.04.

Учебное
занятие

0

2

08.04.

Работа над
синхронностью
.
Работа над
артистизмо
м.
Работа по линиям.

0

2

12.04.

Учебное
занятие
Учебное
занятие

0

2

15.04.

0

2

19.04.

26

Основные элементы
гармонической
гимнастики.

18

26.1

Переворот в сторону.

0

2

22.04.

26.2

Шпагат продольный.

0

2

26.04.

26.3

Шпагат поперечный.

0

2

29.04.

26.4

Мост стоя.

0

2

03.05.

26.5

Стойка на лопатках.

0

2

06.05.

26.6

Качалка.

0

2

10.05.

26.7

Стойка на голове.

0

2

13.05.

26.8

На руках- у опоры.

0

2

17.05.

26.9

Свечка на груди.

0

2

18.05.

27

История
развития
гимнастики
Просмотр видеофильма

2

1.5

0

19.05.

0

0.5

25.2
25.3
25.4

25.5

25.6

27.1
27.2

28

Постановка
показательны
х
выступлений.
Отработка
показательны
х
номеров.

6

Репетицион
ное
занятие
Репетицион
ное
занятие
Обучающее
занятие
Обучающее
занятие
Обучающее
занятие
Обучающее
занятие
Обучающее
занятие
Тренировоч
ное
занятие
Тренировоч
ное
занятие
Тренировоч
ное
занятие
Тренировоч
ное
занятие
Тренировоч
ное
занятие
Беседа
Игровое
занятие
Тренировоч
ное
занятие

20.05.

Тренировоч
ное
занятие

Показ
пройденных
комбинаций

Показательное
занятие

Опрос

21

28.1

Исправление и работа
над ошибками.

0,5

1,5

24.05.

28.2

Работа над
артистизмо
м
Работа над
синхронность
ю
Контрольные занятия.

0

2

27.05.

0

2

28.05.

Сдача нормативов,
проверка элементов
акробатики и
хореографии.

0

28.3

29
29.1

Итого 144 часа

Контрольно
е занятие

2

19,5

Тренировоч
ное
занятие
Тренировоч
ное
занятие
Тренировоч Педагогическое
ное
наблюдение
занятие

2

124,5

31.05.

Итоговое
занятие

Контрольные
задания и
упражнения

22

Воспитательная работа
Дела объединения по
решению
поставленных
задач

Сроки

Создать хорошее
настроениеи атмосферу
праздника
детского творчества
Развитие
физических
способностей детей

Новогодние праздники

Декабрь
2022
Апрель
2023
Апрель
2023

Патриотическое воспитание

Беседа посвященная
78-летию
Великой Победы.
Беседа о
государственных
символах России.
День защиты детей.

Задачи

Развитие
творческих
способностей
детей.

Отчётный концерт.
Веселые старты

Май 2023

Июня
2023

Отметка о
выполнении

23

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п
1.

2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.

Наименование разделов
Введение в образовательную
программу, Инструктаж по
технике безопасности
История развития
гимнастики.
Гигиенические основы
занятий
Общая и специальная
физическая подготовка
Хореография
Основные элементы
гармонической гимнастики.
Акробатика.
Постановка показательных
выступлений
Контрольные занятия.
Работа по сквозным
программам
ИТОГО

Кол-во часов

Всего
часов

Теоретических

практических

2

2

-

2

2

-

2

2

-

40

-

40

10

21

60

-

60

69

-

69

8

-

8

2

2

-

216

18

198

31

24

1.

Содержание программы.
Введение в образовательную программу.
Инструктаж по технике безопасности.

- повторение правил по технике безопасности при
тренировочных занятий в спортивном зале;
- инвентарь и уход за ним – медицинский контроль.

проведении

2. История развития гармонической гимнастики.
- зарождение гармонической гимнастики, как основного вида женской
гимнастики.
- разновидности гимнастики.

3. Гигиенические основы занятия.
-беседа с обучающимися о гигиенических требованиях.

4. Общая и физическая подготовка
- упражнения для развития гибкости;

- упражнения на растяжку;
- упражнения для стоп;
- упражнения для позвоночника;
- выполнение тренировочных упражнений на полу;
- упражнения для развития быстроты;
- бег с ускорением;
- упражнения для мышц бедра;
- упражнения для шеи и туловища;
- наклоны и круговые движения;
- полуприседы и приседы;
-фигурные постртения;
- общеразвивающие упражнения;
- упражнения для ног;
-прыжки на двух ногах из приседа;
- движения бегом;
- перемены направления.

5. Хореография.
- «батман тандю»;
- круги голенью из положения нога в сторону 45 градусов «рон де жамб
ан леер»;
- волны вперед, обратные, боковые;
- волны руками вертикальные и горизонтальные;
- «релеве»;
- сгибание тела;
- спиральный поворот,
- «батман-фраппэ»;
-«пассэ»;

25

-махи ногами вперед « порд – гран- батман-жэтэ-балансэ»;
- приседание «гран-плие»;
- движение ногой крестом вперед и назад;
- «батман девлопе»;
- последовательное сгибание и разгибание в суставах- волна;
- выполнение экзерсиса на середине зала;
- подъем на полупальцах.

6. Основные элементы
Акробатика.
- перекаты вперед и назад;

гармонической гимнастики.

- свеча на груди;
- переднее равновесие;
- переднее равновесие после широкого прыжка;
- повороты: одноименные и разноименные на 360 градусов;
- вертикальное и горизонтальное равновесие;
- прыжок широкий близкий к шпагату;
- спиральный поворот на 2х ногах;
- волна назад;
- переднее равновесие с касанием руками пола;
- медленные повороты на обе и одну руку и ногу;
- прыжок касаясь;
- прыжок широкий подбивной.

7. Постановка показательных выступлений.

4год- произведения сюжетного плана, разнотемпные, разнохарактерные.
Разучивание новые сложные движения и элементы гармонической
гимнастики. Девочки должны уметь двигаться и исполнять различные
упражнения в соответствии с конкретными контрастами музыки.
Реагировать на начало музыки и ее окончание. Владеть ритмичными
движениями. Уметь выполнять элементы народного характерного танца.

8. Контрольные занятия.

В конце каждого полугодия проводятся контрольные занятия: прыжки,
шпагаты, кувырки, перевороты. В конце года проводится промежуточная
аттестация.

9. Работа по сквозным программам.
Беседы и мероприятия по программам «Этикет», «Природа и мы»,
«Патриотическое воспитание».

26

К концу 4-го года обучения девочки
Должны знать: - основы музыкальной грамоты: м/р, 2/4, ¾, 4/4;
Должны уметь: - выполнять экзерсис на середине зала;
- элементы народного и характерного танцев;
- медленные перевороты вперёд на обе и одну руку и ногу;
- перекаты вперёд и назад;
- свеча на груди;
- стойка на локтях;
- быстро, синхронно и ритмично двигаться под музыку.
Прыжки:
- широкий, близкий к «шпагату»;
- широкий подбивной;
- касаясь со сменой прямых ног впереди, сзади с поворотом
кругом;
- «волна», «взмахи»;
- спиральный поворот на двух ногах на 180 и 360 градусов, волна
назад.
Равновесия:
- переднее равновесие с касанием пола одной или двумя руками;
- переднее равновесие после широкого прыжка, перекидного,
широкого подбивного, со сменой согнутых ног с поворотом
кругом на 360 градусов, подбивного прямыми ногами с
поворотом кругом.
Повороты:
- одноимённый и разноимённый на 360 градусов в круглом
полуприседании на одной ноге;
- повороты на 360, 720 градусов на всей ступне в вертикальном и
горизонтальном равновесии.
Должны владеть ритмическими движениями:
- знакомство с характером музыки, темпом, формой
музыкальных произведений, динамикой мелодии. Определение и
учет индивидуальных особенностей гимнасток при подборе
музыкального произведения для показательных номеров
(выступлений).

27

УЧЕБНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК
на 2022-2023 учебный год
IV год обучения
№
п/п

1.

2.

Раздел программы, тема

Введение в
образовательную
программу. Инструктаж
по технике безопасности.
Гигиенические основы
занятий.

2.1

Беседа (здоровый образ
жизни)

2.2

3.

Всего часов
Теория

практика

2

0

Форма
занятия

11.09.

Беседа

Форма
контроля

Беседа

2

1,5

0

Хореография:
Повторение позиций

0

0,5

Общая физическая
подготовка

2

Упражнения для развития
гибкости

0

4.

СФП.

2

4.1

Упражнения на растяжку.

0

5.

ОФП.

2

5.1

Упражнения стоп.

0

6.

СФП.

2

6.1

Упражнения для развития
быстроты.

0

7.

ОФП.

2

7.1

Упражнения для
позвоночника.

0

8.

СФП.

2

3.1.

Дата

2

15.09.

Обучающе
е занятие

18.09.

2

22.09.

2

22.09.

2

2

Беседа

25.09.

29.09.

Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Обучающе
е занятие
Обучающе
е занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Обучающе
е занятие

Педагогичес
кое
наблюдение

Педагогичес
кое
наблюдение

Педагогичес
кое
наблюдение
Педагогичес
кое
наблюдение
Педагогичес
кое
наблюдение

Педагогичес
кое
наблюдение

28

8.1

Бег с ускорением.

0

29.09.

Обучающе
е занятие

9.

Хореография.

10
1,5

02.10.

0,5

1,5

06.10.

Обучающе
е занятие
Обучающе
е занятие
Обучающе
е занятие

9.1

Батман- Тандю.

0,5

9.2

Круги голенью из
положения «Нога в
сторону на 45 гр. «Рон-де.
Жамбан леер».

9.3

Волны: вперёд.

0,5

1,5

06.10.

9.4

Обратные.

0,5

1,5

09.10.

9.5

Боковые.

0

2

13.10.

10.

Основные элементы
гармонической
гимнастики. Акробатика.

20

10.1

Перекаты вперёд.

0

2

16.10.

10.2

Перекаты назад.

0

2

20.10.

10.3

Свеча на груди.

0

2

20.10.

10.4

Переднее равновесие.

0

2

23.10.

10.5

Переднее равновесие
после широкого прыжка.

0

2

27.10.

10.6

Повороты: одноименный.

0

2

27.10.

10.7

Разноименный- на 360 гр.

0

2

30.10.

10.8

Равновесие вертикальное.

0

2

03.11.

10.9

Равновесие
горизонтальное.

0

2

03.11.

10.10

Равновесие заднее.

0

2

06.11.

ОФП

2

11.

2

Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Обучающе
е занятие

Обучающе
е занятие
Обучающе
е занятие
Обучающе
е занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Учебное
занятие
Обучающе
е занятие

Педагогичес
кое
наблюдение

Педагогичес
кое
наблюдение

Показ
пройденных
комбинаций

29

11.1

Работа над скоростью

0

12.

Постановка
показательных
выступлений.

10

12.1

Повторение элементов.

0

2

10.11.

12.2

Отработка связок.

0

2

13.11.

12.3

Отработка элементов
акробатики.

0

2

17.11.

12.4

Работа над ошибками.

0

2

17.11.

12.5

Работа под музыку.

0

2

20.11.

13.

Основные элементы
гармонической
гимнастики. Акробатика.

6

2

10.11.

Прыжки: широкий.

0

2

24.11.

13.2

Прыжок, близкий к
шпагату.

0

2

24.11.

0

2

27.11.

Волна назад.

Обучающе
е занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Контрольн
ое занятие
Обучающе
е занятие

Тренирово
чное
занятие

ОФП.

4

14.1

Упражнения для развития
быстроты.

0

2

01.12.

14.2

Бег с ускорением.

0

2

01.12.

15.

История развития
гимнастики.

2

Тренирово
чное
занятие
Беседа

15.1

Беседа «Этикет»

0

04.12.

Беседа

15.2

Хореография «Пассэ».

0

16.

Хореография.

6

0,5

Контрольное
занятие

Обучающе
е занятие
Обучающе
е занятие

14.

1,5

Педагогичес
кое
наблюдение

Обучающе
е занятие

13.1

13.3

Обучающе
е занятие

Показ
пройденных
комбинаций

Учебное
занятие
Учебное
занятие

Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие

Педагогичес
кое
наблюдение

Опрос

30

16.1

Сгибание тела.

0,5

1,5

08.12.

Тренирово
чное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие

16.2

«Релеве».

0,5

1,5

11.12.

16.3

«Пассэ»

1

1

15.12.

17.

СФП.

6

17.1

Упражнения для мышц
бедра.

0

2

15.12.

17.2

Упражнение для шеи и
туловища.

0

2

18.12.

Обучающе
е занятие

17.3

Упражнение для стоп.

0

2

22.12.

Учебное
занятие

18.

ОФП.

6

18.1

Наклоны и круговые
движения.

0

2

22.12.

18.2

Полуприседы.

0

2

25.12.

18.3

Приседы.

0

2

29.12.

19.

Контрольные занятия.

2

Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Контрольн
ое занятие

19.1

Сдача нормативов

0

2

29.12.

Контрольн
ое занятие

20.

ОФП.

4

20.1

Движение бегом.

0

2

12.01.

20.2

Перемены направления.

0

2

12.01.

21.

Беседа «Патриотическое
воспитание»

2

Педагогичес
кое
наблюдение

Обучающе
е занятие
Обучающе
е занятие

Педагогичес
кое
наблюдение

Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие

Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Беседа

Педагогичес
кое
наблюдение

Контрольное
занятие

Педагогичес
кое
наблюдение

31

21.1

Постановка
показательных
выступлений.
Работа над элементами
хореографии.

1

22.

Постановка
показательных
выступлений.

30

22.1

Разучивание I части.

0

2

19.01.

22.2

Отработка I части.

0

2

19.01.

22.3

Разучивание II части.

0

2

22.01.

22.4

Отработка II части.

0

2

26.01.

22.5

Разучивание элементов
акробатики.

0

2

26.01.

22.6

Отработка прыжков.

0

2

29.01.

22.7

Работа по линиям.

0

2

02.02.

22.8

Разучивание III части.

0

2

02.02.

22.9

Отработка III части.

0

2

05.02.

22.10

Работа над ошибками.

0

2

09.02.

22.11

Работа над техникой.

0

2

09.02.

22.12

Разучивание IV части.

0

2

12.02.

22.13

Отработка IV части.

0

2

16.02.

22.14

Работа по линиям.

0

2

16.02.

22.15

Работа над
синхронностью.

0

2

19.02.

Гигиенические основы
занятий.

2

23.

1

15.01.

Игровое
занятие

Опрос

Творческое
занятие

Творческое
занятие
Творческое
занятие
Творческое
занятие
Творческое
занятие
Обучающе
е занятие
Обучающе
е занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Контрольн
ое занятие
Беседа

Зачетное
занятие
танцевальны
х элементов

32

23.1

История развития
гимнастики.

2

24.

СФП.

8

24.1

Пресс.

0

2

01.03.

24.2

Подкачка рук.

0

2

01.03.

24.3

Подкачка ног.

0

2

04.03.

24.4

Работа над спиной.

0

2

11.03.

25.

Основные элементы
гармонической
гимнастики. Акробатика.

14

25.1

Медленные повороты на
обе ноги.

0

2

15.03.

Обучающе
е занятие

25.2

На одну ногу.

0

2

15.03.

25.3

Прыжок касаясь.

0

2

18.03.

25.4

Равновесие.

0

2

22.03.

25.5

Волны.

0

2

22.03.

25.6

Поворот на 360 гр.

0

2

25.03.

25.7

Поворот на 720 гр.

0

2

29.03.

26.

Общая физическая
подготовка

2

Обучающе
е занятие
Обучающе
е занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие

26.1

Подкачка мышц ног

0

27.

Постановка
показательных
выступлений.

20

0

2

26.02.

29.03.

Беседа

Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Обучающе
е занятие

Тренирово
чное
занятие
Творческое
занятие

Опрос

Педагогичес
кое занятие

Показательн
ое занятие

Педагогичес
кое занятие

33

27.1

Работа над техникой.

0

2

01.04.

27.2

Работа над артистизмом.

0

2

05.04.

27.3

Работа над
синхронностью.

0

2

05.04.

27.4

Работа над ошибками.

0

2

08.04.

27.5

Отработка без музыки.

0

2

10.04.

27.6

Отработка под музыку.

0

2

12.04.

27.7

Отработка элементов
хореографии.

0

2

12.04.

27.8

Отработка прыжков.

0

2

15.04.

27.9

Отработка элементов
акробатики.

0

2

19.04.

27.10

Работа над
выразительностью.

0

2

19.04.

28.

Хореография.

14

28.1

Махи ногами вперёд.

1

1

22.04.

28.2

Приседание «Гран-плие».

1

1

24.04.

28.3

«Батман девелопе»

1

1

26.04.

28.4

Подъём на полупальце.

1

1

26.04.

28.5

Выполнение экзерсиса на
середине зала.

1

1

29.04.

28.6

Последовательные
сгибания и разгибания в
суставах.

1

1

03.05.

28.7

Наклоны и круговые
движения.

0

2

03.05.

29.

Основные элементы
гармонической
гимнастики. Акробатика.

20

29.1

Переднее равновесие
после широкого прыжка.

0

2

06.05.

29.2

Прыжок касаясь.

0

2

10.05.

Творческое
занятие
Творческое
занятие
Творческое
занятие
Творческое
занятие
Творческое
занятие
Творческое
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Репетицио
нное
занятие
Репетицио
нное
занятие
Обучающе
е занятие
Обучающе
е занятие
Обучающе
е занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Учебное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово

Показ
пройденных
комбинаций

Показ
пройденных
комбинаций

34

29.3

Волна назад.

0

2

10.05.

29.4

Прыжок широкий.

0

2

13.05.

29.5

Прыжок отбивной.

0

2

17.05.

29.6

Переднее равновесие с
касанием руками пола.

0

2

17.05.

29.7

Свеча на груди.

0

2

20.05.

29.8

Перекаты вперёд.

0

2

22.05.

29.9

Перекаты назад.

0

2

24.05.

29.10

Спиральный поворот на
двух ногах.

0

2

24.05.

30.

Постановка
показательных
выступлений.

8

30.1

Повторение упражнений.

0

2

27.05.

30.2

Исправление ошибок.

0

2

29.05.

30.3

Отработка повторение
элементов.

0

2

30.05.

30.4

Работа над элементами
хореографии.

0

2

31.05.

31.

Контрольные занятия.

2

31.1

Сдача нормативов

0

2

ИТОГО 216 часов

18

198

чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Контрольн
ое занятие

Показ
пройденных
комбинаций

Творческое
занятие

Творческое
занятие
Творческое
занятие
Творческое
занятие
Репетицио
нное
занятие

Показательн
ое занятие

Контрольн
ое занятие
31.05.

Итоговое
занятие

Контрольное
занятие

35

Воспитательная работа
Дела объединения по
решению
поставленных
задач

Сроки

Патриотическое воспитание

Участие в проведении
« Дня города»

Октябрь
2022

Создать хорошее настроение
и атмосферу праздника
детского творчества

Новогодние
представления

Декабрь
2022

Патриотическое воспитание

Беседа о
государственных
символах России.

Февраль
2023

Что символизируют
цвета Российского
флага.
Отчётный концерт.

Февраль
2023

Создание дружеской
атмосферы в объединении.

КВН между группами
объединения.

Апрель
2023

Патриотическое воспитание

Беседа, посвященная
78 -летию Великой
Победы.

Май
2023

Расширить круг познания о
музеях, формировать
понятия о важности музеев.

Экскурсия
« - Я поведу тебя в
музей…»

Май
2023

Развитие творческих
способностей, фантазии и
креативного мышления у
детей.

Празднование «1 мая»

Май
2023

Задачи

Апрель
2023

День защиты детей.
1 июня
2023

Отметка о
выполнении

36

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п
1.

2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.

Наименование разделов
Введение в образовательную
программу, Инструктаж по
технике безопасности
История развития
гимнастики.
Гигиенические основы
занятий
Общая и специальная
физическая подготовка
Хореография
Основные элементы
гармонической гимнастики.
Акробатика.
Постановка показательных
выступлений
Контрольные занятия.
Беседы
ИТОГО

Кол-во часов

Всего
часов

Теоретических

практических

2

2

-

2

2

-

2

2

-

54

-

54

21

8

13

40

-

40

89

-

89

4
2
216

2
16

4
200

37

Содержание программы.
1. Введение в образовательную программу.
Инструктаж по технике безопасности.
- повторение правил по технике безопасности при проведении
тренировочных занятий в спортивном зале;
- инвентарь и уход за ним – медицинский контроль.

2. История развития гармонической гимнастики.
- зарождение гармонической гимнастики, как основного вида женской
гимнастики.
- разновидности гимнастики.

3. Гигиенические основы занятия.

-беседа с обучающимися о гигиенических требованиях.

4. Общая и физическая подготовка.

-упражнения для мышц бедра;
- упражнения на развитие быстроты;
- бег с ускорениями;
-развитие координации;
- развитие гибкости;
- развитие силы;
- развитие прыгучести;
- развитие выносливости;
-упражнение для развития амплитуды и гибкости;
-упражнения для увеличения подвижности в суставах;
- упражнения для формирования осанки;
- различные виды ходьбы;
- упражнения для развития координации движения;
- упражнения для развития скоростно-силовых качеств.

5. Хореография.

- выполнение экзерсиса у станка в хорошем темпе;
- владение телом в пространстве;
- прыжок ноги врозь у опоры;
- вращения с переступанием;
- поджатые прыжки у опоры;
- скрестный поворот у опоры;
- одноименный поворот у опоры;
- поворот ноги в «пассе»;
- равновесие в «пассе»;
- комплекс движений у станка;
-экзерсис на середине зала без опоры.

6. Основные элементы гармонической гимнастики.
Акробатика.

38

- шпагаты с

высоты;
- подъемы, спады, стойки на локтях;
- пластично работать руками, туловищем;
- прыжок кольцом;
-подбивной;
- прогнувшись в круглый полуприсед;
- махом свободной ноги;
- тоже самое с наклоном;
- повороты на 720 градусов,
- упражнение в равновесии;
- равновесия в « казаке»;
- поворот с ногой вперед;
- поворот нога на «пассе»
- секретный поворот,
- повороты впереди назад;
- стойки на локтях и руках со сменой ног.

7. Постановка показательных выступлений.
5год - музыкальные произведения как классического, эстрадного и
народного характера ( восточные, европейские, латиноамериканские и т.д.)
Девочки должны уметь распознавать характер музыки. Правильно
выполнять шаги классической аэробики. Технично выполнять элементы
различных стилей. Самостоятельно подбирать движения к
определенному стилю музыки. Уметь синхронно и артистично и технично
вести себя во время выступления на сцене.

8. Контрольные занятия.

В конце каждого полугодия проводятся контрольные занятия: прыжки,
кувырки, перевороты, мосты. В конце года проводится итоговая
аттестация.

9. Работа по сквозным программам.

Беседы и мероприятия по программам «Эстетическое воспитание», «
Природа и мы», «Патриотическое воспитание».

39

УЧЕБНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК
на 2022-2023 учебный год
V год обучения
№
п/п

1

2

2.1

Раздел программы и
тема

Введение в
образовательную
программу. Инструктаж
по технике
безопасности.
Гигиенические основы
занятий (гигиенические
требования к занятиям
спортом)
Беседа «ЗОЖ».

Количество часов

теория
2

практика
0

2

1,5

0
0,5

Дата

Форма
занятия

11.09.

Беседа

15.09.

Беседа

2.2

Хореография:
повторение позиций.

0

3

ОФП.

6

3.1

Упражнения для мышц
бедра

0

2

15.09.

3.2

Бег с ускорениям.

0

2

18.09.

3.3

Развитие координации.

0

2

4
4.1

СФП.
Развитие силы.

6
0

2

22.09.

4.2

Развитие гибкости.

0

2

22.09.

4.3

Развитие прыгучести.

0

2

25.09.

5
5.1

Хореография.
Повторение движений у
станка.

6
0

2

29.09.

Форма
контроля

Педагогиче
ское
наблюдени
е
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Занятие
игра

Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное

Педагогиче
ское
наблюдени
е

Педагогиче
ское
наблюдени
е

40

занятие
5.2

Владение телом в
пространстве.

1

1

29.09.

Тренирово
чное
занятие
Тренирово Показатель
чное
ное занятие
занятие

5.3

Вращение с
переступанием.

1

1

02.10.

6

10

6.1

Основные элементы
гармонической
гимнастики.
Шпагаты с высоты.

0

2

06.10.

6.2

Подъемы.

0

2

06.10.

6.3

Спады.

0

2

09.10.

6.4

Стойка на локтях.

0

2

13.10.

6.5

Шпагаты с высоты.

0

2

13.10.

7

СФП.

8

7.1

Упражнения для
формирования осанки.

0

2

16.10.

Тренирово
чное
занятие

7.2

Упражнения для
увеличения
подвижности суставов.

0

2

20.10.

Тренирово
чное
занятие

7.3

Упражнения для
формирования осанки.

0

2

20.10.

Тренирово
чное
занятие

7.4

Упражнение для
увеличения
подвижности суставов

0

2

23.10.

Тренирово
чное
занятие

8

Постановка
показательных
выступлений.

20

Обучающе
е занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово Контрольно
чное
е занятие
занятие

Педагогиче
ское
наблюдени
е

41

8.1

Повторение
танцевальных
движений.

0

2

27.10.

Обучающе
е занятие

8.2

Повторение
акробатических
элементов.

0

2

27.10.

Обучающе
е занятие

8.3

Повторение
танцевальных связок.

0

2

30.10.

Игровое
занятие

8.4

Работа без музыки.

0

2

03.11.

8.5

Работа под музыку.

0

2

03.11.

8.6

Отработка
танцевальных
движений.

0

2

10.11.

Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие

8.7

Отработка новых
танцевальных
движений.

0

2

10.11.

Обучающе
е занятие

8.8

Постановка первой
части.

0

2

12.11.

Творческо
е занятие

8.9

Отработка первой части.

0

2

13.11.

8.10

Исправление ошибок.

0

2

17.11.

Тренирово
чное
занятие
Тренирово Показатель
чное
ное занятие
занятие

9

Основные элементы
гармонической
гимнастики.

6

9.1

Прыжок кольцом.

0

2

17.11.

9.2

Подбивной.

0

2

20.11.

9.3

Шпагат с высоты.

0

2

24.11.

10

Общая физическая
подготовка.

4

10.1

Развитие выносливости.

0

2

24.11.

Обучающе
е занятие
Обучающе
е занятие
Тренирово
чное
занятие

Тренирово
чное
занятие

Педагогиче
ское
наблюдени
е

42

10.2

Упражнение для
развития амплитуды.

0

11

История развития
гимнастики.

2

11.1

Беседа «Экология и мы».

1,5

0

11.2

Хореография:
повторение движения у
станка.

0

0,5

12

Основные элементы
гармонической
гимнастики.
Прыжок прогнувшись в
полный присед.

8
0

2

01.12.

Обучающе
е занятие

12.2

Махом свободной ноги.

0

2

04.12.

Обучающе
е занятие

12.3

Махом свободной ноги с
наклоном.

0

2

08.12.

12.4

Повороты на 720гр.

0

2

08.12.

Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие

13

Контрольные занятия.

2

13.1

Сдача нормативов.

0

14

ОФП.

6

12.1

14.1

2

27.11.

Тренирово
чное
занятие

Педагогиче
ское
наблюдени
е

Беседа
01.12.
Опрос

Показ
пройденны
х
комбинаци
й

Контроль
ное
занятие
2

11.12.

0

2

15.12.

Работа над прессом.
14.2

Работа над гибкостью.

0

2

15.12.

14.3

Работа над растяжкой.

0

2

18.12.

15

Беседа на
патриотическую тему.

2

16

Постановка
показательных
выступлений.

30

22.12.

Контрольно
е занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Беседа

Педагогиче
ское
наблюдени
е
опрос

43

16.1

Отработка первой части.

0

2

22.12.

Тренирово
чное
занятие

16.2

Работа над
синхронностью.

0

2

23.12.

Тренирово
чное
занятие

16.3

Работа над техникой.

0

2

25.12.

16.4

Работа над артистизмом.

0

2

29.12.

Тренирово
чное
занятие
Творческо
е занятие

16.5

Исправление ошибок.

0

2

29.12.

16.6

Работа без музыки.

0

2

12.01.

16.7

Работа под музыку.

0

2

15.01.

16.8

Отработка первой части.

0

2

19.01.

16.9

Постановка второй
части.

0

2

19.01.

16.10

Работа над техникой.

0

2

22.01.

16.11

Работа над элементами
хореографии.

0

2

26.01.

16.12

Работа над элементами
акробатики.

0

2

26.01.

16.13

Работа по линиям.

0

2

02.02.

16.14

Работа в парах.

0

2

02.02.

Тренирово
чное
занятие

16.15

Исправление ошибок.

0

2

05.02.

Контроль
ное
занятие

17

Гигиенические основы
занятий.

1

0

09.02.

Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Творческо
е занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие

Беседа

Показ
пройденны
х
комбинаци
й

44

17.1

История развития
гимнастики.
СФП.

1

18.1

Упражнения для
развития амплитуды.

0

2

09.02.

Обучающе
е занятие

18.2

Различные виды
ходьбы.

0

2

12.02.

18.3

Упражнения для
увеличения
подвижности суставов.

0

2

16.02.

Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие

18.4

Работа над
выносливостью.

0

2

19.02.

Контроль
ное
занятие

19

Основные элементы
гармонической
гимнастики.

14

19.1

Упражнения в
равновесии.
Равновесие в казаке.

0

2

26.02.

0

2

01.03.

19.3

Поворот ноги в
«пассе».

0

2

01.03.

19.4

Перевороты вперед и
назад.

0

2

04.03.

19.5

Перекаты вперед и
назад.

0

2

06.03.

19.6

Повороты вперед и
назад.

0

2

11.03.

19.7

Стойки на локтях и
руках со сменой ног.

0

2

15.03.

Обучающе
е занятие
Обучающе
е занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие

20

8
0

2

15.03.

20.2

Постановка
показательных
выступлений.
Постановка третий
части.
Отработка третий части.

0

2

18.03.

20.3

Постановка четвертой

0

2

22.03.

18

19.2

20.1

0

Опрос

8

Творческо
е занятие
Тренирово
чное
занятие
Творческо

Открытое
занятие

Показ
пройденны
х
комбинаци
й

45

части.

е занятие

20.4

Отработка четвертой
части.

0

2

22.03.

Тренирово
чное
занятие

21

Основные элементы
гармонической
гимнастики

6

21.1

Прыжок широкий
подбивной.

21.2

0

2

25.03.

Обучающе
е занятие

Прыжок с поворотом.

0

2

29.03.

Обучающе
е занятие

21.3

Прыжок в кольцо.

0

2

29.03.

Обучающе
е занятие

22
22.1

Хореография.
Батман де велопе.

10
1

1

01.04.

22.2

Приседание «ГранПлие».

1

1

05.04.

22.3

«Пассе».

1

1

05.04.

22.4

Спиральный поворот.

1

1

08.04.

22.5

Сгибание тела.

1

1

10.04.

Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово Показатель
чное
ное занятие
занятие

26
26.1

ОФП.
Упражнение для
позвоночника.
Упражнения на
растяжку.

6
0

2

12.04.

0

2

12.04.

26.3

Упражнения для стоп.

0

2

15.04.

27

Постановка
показательных
выступлений.
Отработка
танцевальных
движений.

20
2

19.04.

26.2

27.1

0

Обучающе
е занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие

Тренирово
чное
занятие

Просмотр

Просмотр

46

27.2

Работа над артистизмом.

0

2

19.04.

27.3

Работа над
синхронностью.

0

2

22.04.

27.4

Работа над техникой.

0

2

24.04.

27.5

Отработка по частям.

0

2

26.04.

27.6

Работа без музыки.

0

2

26.04.

27.7

Работа под музыку.

0

2

29.04.

27.8

Исправление ошибок.

0

2

03.05.

27.9

Работа над пластикой.

0

2

06.05.

27.10

Работа над
выразительностью.

0

2

10.05.

28
28.1

Хореография.
«Релеве»

4
0

2

10.05.

28.2

Волны вперед,
обратные, боковые.

0

2

13.05.

29
29.1

ОФП.
Упражнения для мышц
шеи и туловища.

4
0

2

17.05.

29.2

Перемены направления.

0

2

17.05.

30

Постановка
показательных
выступлений.
1 Повторение
танцевальных
движений.
2 Работа над
акробатикой.

10

3 Работа в парах.

30.1
30.2
30.3

0

2

20.05.

0

2

22.05.

0

2

24.05.

Репетицио
нное
занятие
Репетицио
нное
занятие
Репетицио
нное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Контроль
ное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное
занятие
Тренирово
чное

Концерт

Педагогиче
ское
наблюдени
е

Педагогиче
ское
наблюдени
е

47

30.4

4 Работа по линиям.

0

2

24.05.

30.5

5 Повторение
показательных номеров

0

2

27.05.

31

СФП.

2

31.1

Различные виды
ходьбы.

0

2

29.05.

32

Контрольные занятия

2

32.1

Сдача нормативов и
элементов хореографии
ИТОГО 216 часов

0

2

16

200

занятие
Тренирово
чное
занятие
Репетицио
нное
занятие

Тренирово
чное
занятие

Показ
пройденны
х
комбинаци
й
Педагогиче
ское
наблюдени
е

Контроль
ное
занятие
31.05.

Итоговое
занятие

48

К концу 5-го года обучения девочки
Должны знать: - правила выполнения переворотов: вперёд, назад.
Должны уметь: - выполнять экзерсис у станка в хорошем темпе;
- владение телом в пространстве;
- шпагаты с высоты;
- подъёмы, спады, стойки на локтях;
- пластично работать руками, туловищем;
- выразительно и артистично выполнять показательные
номера.
Прыжки
- прыжок «кольцом»;
- подбивной;
- прогнувшись в круглый полуприсед;
- махам свободной ноги вперёд – назад;
- толчком двух, сгибая ноги с поворотом на 270, 360 градусов
прыжок «кольцом» одной.
Равновесия
- вертикальное равновесие на носке с разным положением
свободной ноги и рук (держать);
- то же с наклоном назад;
- одноимённые и разноимённые повороты на 360 и 540 градусов в
горизонтальное, вертикальное равновесие и с наклоном назад.
Повороты
- на 360 и 720 градусов на всей ступне в вертикальном и
горизонтальном равновесии, заднее равновесие на всей ступне и
на носке. Боковое равновесие на всей ступне;
- стоя на одной ноге, другая впереди на носке – наклон назад,
касаясь одной и двумя руками пола;
- стоя на двух или одном колене (другую вперёд согнутую или
прямую), наклон назад или в сторону, руки вверх, параллельно
полу;
- в равновесии на одной ноге наклон вперёд, касаясь головой
колена опорной ноги;
- в заднем равновесии на всей ступне касание пола одной или
двумя руками.

49

Воспитательная работа
Дела объединения по
решению
поставленных
задач

Сроки

Патриотическое воспитание

Участие в проведении
« Дня города»

Октябрь
2022

Создать хорошее настроение
и атмосферу праздника
детского творчества

Новогодние
представления

Декабрь
2022

Патриотическое воспитание

Беседа о
государственных
символах России.

Февраль
2023

Что символизируют
цвета Российского
флага.
Отчётный концерт.

Февраль
2023

Создание дружеской
атмосферы в объединении.

КВН между группами
объединения.

Апрель
2023

Патриотическое воспитание

Беседа, посвященная
78 -летию Великой
Победы.

Май
2023

Расширить круг познания о
музеях, формировать
понятия о важности музеев.

Экскурсия
« - Я поведу тебя в
музей…»

Май
2023

Развитие творческих
способностей, фантазии и
креативного мышления у
детей.

Празднование «1 мая»

Май
2023

Задачи

Апрель
2023

День защиты детей.
1 июня
2023

Отметка о
выполнении

50

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Каждое занятие объединение гармонической гимнастики должны
начинаться с построения группы, рапорта дежурного, объяснения задач данного
занятия.
В первую подготовительную часть входят строевые, порядковые и
общеразвивающие упражнения, простейшие виды ходьбы, бега, танцевальные
шаги, упражнения на внимание и т. п.. Продолжительность её 5-10 минут.
Во второй, основной части, изучаются специальные подготовительные и
основные упражнения гармонической гимнастики: упражнения у опоры из
основной стойки и позиций классического танца – приседания, выставления ноги
на носок, поднимание прямых и согнутых ног, махи ногами, пружинные
движения, наклоны, волны, разнообразные равновесия, прыжки, повороты; то же,
без опоры; плавные пружинные и волнообразные движения рук, взмахи,
танцевальные движения, акробатические элементы; проводятся танцы, пляски,
игры, эстафеты, разучиваются упражнения классификационной программы.
Продолжительность этой части занятия- 70 минут.
В третьей, заключительной части проводятся успокаивающие,
отвлекающие и дыхательные упражнения: спокойная ходьба с плавными
движениями рук, расслаблением и встряхиванием кистей и плечевого пояса,
хлопками; простейшие движения танцев, хороводов и т. п.. Продолжительность
3-5 минут.
Занятия заканчиваются общим построением и кратким подведением итогов.
Упражнения в беге и ходьбе (в первой части) рекомендуется проводить от
двух до пяти минут.
Число повторений упражнений у опоры и без неё следует определять в
зависимости от возраста и физической подготовленности девочек – от четырёх дл
восьми раз. На весь комплекс упражнений у опоры отводится до 35 минут (в
младших группах и на первых занятиях года) и до 20 минут – в старших группах
и на последующих занятиях.
Поточные упражнения (пружинные движения, прыжки, танцевальные
шаги) необходимо проводить на менее четырёх раз.
Акробатическим упражнениям, танцевальным движениям следует выделять
от 15 до 40 минут (в зависимости от их объёма и трудности). На все эти
упражнения время второй части занятия следует распределить поровну или
уделить больше времени тем упражнениям, изучение которых предусматривается
в задачах данного занятия.
С самого начала обучающихся необходимо научить приёмам страховки при
выполнении акробатических элементов и помощи в освоении различных
движений.

51

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Критериями оценки обучаемых являются:
- самостоятельная работа у станка;
- правильное выполнение основных элементов гармонической гимнастики
(мост, шпагат, захваты, повороты, прыжки);
- умение работать в парах;
- выработка пластичности, гибкости, растяжки;
- техника выполнения элементов акробатики;
- шефство старших гимнасток над младшими;
- проведение открытых занятий;
- выступления на новогоднем концерте ЦДТ;
- выступления на мероприятиях, проводимых в ЦДТ;
- выступления на городских и районных конкурсах и мероприятиях;
- развитие выразительности,
показательных выступлений;

ритмичности,

артистизма

в

обработке

- в конце каждого полугодия сдача нормативов по общей физической
подготовке с ведением тетради динамики роста умений и навыков.

52

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
1. Вводное занятие: беседа, рассказ.
2. История развития гармонической гимнастики: рассказ, беседа.
3. Гигиенические основы занятий.
3. Общая и специальная
практические занятия.

физическая

подготовка:

показ,

объяснение,

4. Хореография: показ, объяснение, практические занятия.
5. Основные элементы гармонической гимнастики: показ, объяснение,
страховка, практические занятия.
6. Акробатика: показ, объяснение, страховка, практические занятия.
7. Постановка показательных выступлений: прослушивание музыки, подбор
танцевальных движений, акробатики; составление, показ, объяснение,
разучивание, практические занятия.
8. Контрольные испытания: тестирование.
9. Работа по сквозным программам: беседа, рассказ, дискуссии, викторины,
тестирования.
10. Экскурсии: беседа.

53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ваганова А. Я. Упражнения классического танца. М. 1967
2. Варнавская Р. А., Кудряшева Л.Н. Игры под музыку. М. 1974
3. Крючек Е.С., Кудашев Л. Т., Сомкин А.А. и др. Нетрадиционные виды
гимнастики в массовой физкультурно - оздоровительной работе. СПБГАФК им.
Лесгафта, 1987
4. Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике. М. : Музыка, 1972, 1973
5. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года;
6. Лисицкая Т. С. Хореография в гимнастики - Москва " Физкультура и спорт"
1984
7. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М., ФиС, 1991
8. Морель Ф. Р. Хореография в спорте М. 1971
9. Программа разработана в соответствии с федеральным законом " Об
образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ;
10. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018
года № 196 " Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
11. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями
на 21 марта 2022 года).
12. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
04.02.2022 №4 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила
СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (covid-19)»,
утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 22.05.2022 п. 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с
06.02.2022.

54

13. СанПин 2.44.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работу образовательных
организации дополнительного образования детей»
14. СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года.

55

Интернет- ресурсы.
1. Гимнастика для вас. Форум для обмена опытом.
http://rg4u.clan.su/dir/sport/169
2. Танцы и музыка для творческого развития.
https://vk.com/impresariobooks
3. Студия Гармонической гимнастики.
https://studiozus.livejournal.com/
4. Наука о тренерской работе (Abstracts).
http://www-rohan.sdsu.edu/dept/coachsci/index.htm


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».