КапитошкаОбщеобразовательная программа

1

2

3

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Общеобразовательная программа «Капитошка»
Руководитель объединения: Емельянова Ольга Ивановна
педагог дополнительного
образования, первой категории.
Рецензент – Калоева Б.А. методист ЦДТ
Организация – исполнитель: Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
Моздокский Центр детского творчества
Адрес:

РСО-Алания, г. Моздок, ул. Кирова.д.33

Электронный адрес:mboudod-mozdok@mail.ru
Программа реализует в МБУДО Моздокский ЦДТ, РСО-Алания
Возраст обучающихся: 6-9 лет
Срок реализации программы – 3 года
Социальный статус: ученики школ города и района.
Цель программы: развитие детского сплоченного коллектива через
воспитание, трудолюбие, усидчивость, терпеливость,
взаимопомощь, взаимовыручку.
Направленность программы: художественная.
Уровень освоения программы: общеразвивающий.
Способ освоения содержания: креативный.
4

Введение
Декоративно-прикладное творчество имеет важное значение в духовном развитии
школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Вышивание, лепка,
художественная аппликация, рисование, вязание способствует гармоническому
развитию детей, воспитанию у них трудолюбия, высоких нравственных качеств.
Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их
тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству. Взяв в руки
ножницы, иголку, сделав первые узоры, ребенок испытывает радостное изумление,
обнаруживая, что он может создавать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными, он
становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых
изделий. Декоративно-прикладное творчество, как никакой другой вид учебнотворческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной
духовной ценности, формированием эстетического вкуса, вооружить обучающихся
техническими знаниями, развивать у них трудовые навыки и умения, вести
психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Большой эффект в духовном развитии, в их эстетическом и трудовом
воспитании дает знакомство с историей декоративно-прикладного творчества.
Человек издавна стремился украсить свое жилище, все, с чем приходилось
сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только
думал о её практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза
в его творчестве всегда были неотъемлемы. Из самых простых материалов: дерева,
глины, камня – создавал он истинные произведения декоративно-прикладного
искусства, раскрывающие поэтическое представление мастера об окружающем
мире. В декоративно-прикладном искусстве всегда находила отражение природа
родного края. Скромные, хорошо известные с детства цветы и травы,
преображенные фантазией художника, превращались на поверхности расписного
изделия в яркий и выразительный орнамент. Народное декоративно-прикладное
искусство складывалось веками усилиями мастеров многих поколений. Но,
создавая новые произведения, настоящий мастер не только опирался на опыт
прошлых поколений, но и старался найти свое оригинальное решение, одухотворял
каждое изделие своей личностью и талантом. Выражая представление о
прекрасном своими специфическими средствами, он никогда не стремился слепо
копировать окружающий мир, а передавал только самое характерное и
выразительное.

Пояснительная записка
Программа объединения «Капитошка» является модифицированной
программой по декоративно-прикладной работе с использованием природных и
нетрадиционных материалов.
Направленность программы – художественно-эстетическая. Декоративноприкладное творчество, как никакой другой вид учебно-творческой работы,
позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности,
формированием эстетического вкуса, вооружить обучающихся техническими
знаниями, развивать у них трудовые навыки и умения, вести психологическую и
практическую подготовку к труду.

5

Новизна, актуальность, целесообразность
Программа
позволяет
знакомить
обучающихся
с
бесконечным
разнообразием природного материала, окружающего нас повсюду, раскрывает его
богатство, предлагает конкретные технологии выполнения широкого спектра работ
с нетрадиционными материалами (пластиковые бутылки, скорлупа, спички,
коробки, крупы и т.д.). Программа разработана в соответствии с федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273 – ФЗ.
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы общеобразовательных организаций
дополнительного образования детей», приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 9.11.2018 года №196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам», концепции развития дополнительного образования
детей в РФ №1726-р от 4 сентября 2014 года, Уставом образовательной
организации.

Отличительные особенности
В содержании программы включены практически все известные виды
прикладного творчества и изобразительного искусства. Занятия не идут циклами, а
чередуются (чтобы добиться освоения детьми необходимых навыков, педагогу
следует помнить о тесной взаимосвязи разных видов деятельности: рисование,
аппликации, лепка, конструирование, работа с природными материалами и т.д) .
Содержание программы направлено на развитие у детей практических трудовых
навыков, творческой активности, художественного вкуса. Она не только сочетает
различные виды декоративной работы, но и открывает обучающимся прекрасный
мир народного искусства, который несет в себе многовековые преставления о
красоте и гармонии.
Основной целью
программы
является
развитие
творческих
способностей, фантазии, самостоятельности у детей начальной школы, привитию
трудовых навыков и работе в коллективе.

В связи с этим ставятся следующие задачи:
Развивающие:
Развивать у детей мелкую моторику рук.
Вовлекать в творческую деятельность
Развивать творческие способности у детей, привычку вносить элементы
прекрасного в жизнь:
4.
Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных
композиций ,
5.
Обогащать словарный запас детей
6.
Прививать художественно-эстетический вкус у детей.
1.
2.
3.

Образовательные:
Обучить работе в различных изобразительных и декоративных технологиях.
Использовать разнообразные технологические приемы.
Работать с различными материалами.
Планировать, анализировать, свою деятельность, опираясь на основные
художественные принципы.
5.
Знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
6.
Познакомить с историей и развитием народно – декоративного творчества.
1.
2.
3.
4.

6

Воспитательные:
1.
2.
3.
4.

Воспитывать у детей желание работать в коллективе.
Способствовать воспитанию творческой активности.
Привить основы культуры труда.
Воспитать любовь и уважение к традициям и культуре родной земли.
Возраст детей,участвующих в реализации данной программы 6-9 лет
(начальные классы).
Программа рассчитана на три года обучения.
1 год обучения – 144 ч., из расчета два раза в неделю по два часа
2 год обучения – 144 ч., из расчета два раза в неделю по два часа
3 год обучения – 144 ч., из расчета два раза в неделю по два часа
Численность обучающихся в группе первого года от 15-22 человек, а в группах 2 и
3 годов обучения от 12-16 человек.

Формы и методы организации деятельности (индивидуальные,
групповые и массовые):
-самостоятельная творческая работа;
-работа по образцу;
-работа по памяти;
-контрольно-творческие задания;
-конкурсы, соревнования, тренинги;
-учебные игры, дидактические упражнения;
-театрализованное представление;
-выставки.

Программа построена на следующих принципах:
- доступности (с учетом возрастных и психологических особенностей);
- заинтересованности;
-наглядности;
-индивидуальности;
- комплексности;
- овладение новыми знаниями, умениями и навыками возможно только на базе уже
усвоенного материала.

Ожидаемые результаты
К концу обучения дети достигают определенного уровня художественного
развития:
- эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают
знакомые картины, иллюстрации;
-замечают изобразительно-выразительные средства (цвет, форму, композицию), с
помощью этих средств создают образ в рисунке, лепке, аппликации;
-оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта,
цветового сочетания, симметричность декоративного узора;
-формируются творческие способности.

Критерии оценки
Одна из особенностей занятия в объединении состоит в том, что для
выполнения задания требуется дополнительное время. Чтобы обучающиеся не
потеряли интерес к работе над одной и той же вещью, рекомендуется подводить
итоги за каждый день, отмечать результативность и значимость труда.
7

Очень важно, чтобы воспитанники повседневно видели результаты своего
труда, могли систематически замечать свое продвижение в труде.
По мере накопления работ, педагог устраивает их коллективные обсуждения.
Во время обсуждения нередко возникают прения, в которых отчетливо
проявляются эстетические взгляды и вкусы, оттачивается сюжет. Значит, педагог
должен уметь направить внимание ребят в нужное русло. Можно предложить им,
не ограничиваясь словами «нравится», «не нравится», проанализировать
выставленные работы с точки зрения соответствия их декоративной трактовке
материалу, его технологическим особенностям. Постоянно приобретенное умение
анализировать,
давать
оценку
художественному
произведению
будет
способствовать развитию у обучающихся творческого мышления. Большая роль в
формировании этого качества принадлежит педагогу объединения, который
направляет весь ход обсуждения, тактично вносит поправки в ответы ребят по
оценке положительных и отрицательных сторон выполненных работ, подводит
итоги общего разговора.
В течении года ведется контроль за умениями и навыками, которые ребята
получают в процессе обучения, анализируя результаты, делают выводы в том,
насколько освоили материал, на что следует обратить внимание. Результаты
отмечаются в тетради «Динамики роста».
Хорошим стимулом служат выставки. За год объединение проводит ряд
выставок в школе, принимает участие в выставках ЦДТ и в республиканских
конкурсах и выставках. Отбираются наилучшие работы.

Способами проверки являются:
-тестирование;
-контрольно-творческие задания;
-игры и упражнения;
-соревнования и конкурсы;
-выставки и праздники.

Для эффективной деятельности по программе необходимы:
-материалы-цветная бумага, карандаши, гуашь, фольга, цветной картон, мука, соль,
нитки, ткань, природный материал (ветки, камни, шишки, желуди, семена), лак и
т.д.
-инструменты – ножницы, кисти, иглы, спицы;
-наглядный материал – рисунки, плакаты, репродукции, таблицы, поделки;
-помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям.

Учебный план
№
п/п

Разделы программы

1
2
3
4
5
6
7
8

Вводные занятия. Техника безопасности
Изобразительная деятельность
Аппликационная и декоративно-прикладная работа
Лепка
Работа с природными материалами
Вязание и вышивка
Чудесные превращения
Игрушки

Кол-во
часов
1 год
6
10
30
6
20
6
52
-

Кол-во
часов
2 год
2
12
50
14
15
5
30
4

Кол-во
часов
3 год
2
12
28
18
28
22
24
8

9

Беседы

2

2

2

10
11

Экскурсии
Итоговые занятия
ИТОГО

4
6
144

4
6
144

4
4
144

Краткая характеристика первого года обучения
Дети 1 года обучения должны знать:
- разнообразие материала для рисования (обыкновенные и цветные карандаши,
акварельные краски, цветные мелки и уголь).
-термины, используемые при обучении
-какими кистями нужно пользоваться
-цветные сочетания
-разнообразие природного материала
Должны уметь:
-правильно выполнять лин.рисунок, составлять композиции.
-уметь вырезать фигуры без трафарета, срезать ненужные части, делать надрезы,
склеивать.
-придумывать сюжеты.
-работать с природным материалом.
-изготавливать фигурки из пластилина и соленого теста.

Учебно – тематическое планирование
1-й год обучения 144 часа
Количество часов

№

Наименование разделов

Всего
часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности.
Беседа о декоративно-прикладном искусстве

6

2

4

2

Изобразительная деятельность

10

4

6

3

Аппликационная работа и декоративноприкладная работа

30

10

20

4

Лепка

6

2

4

5

Работа с природным материалом

20

5

15

6

Вязание и вышивка

6

2

4

7

Чудесные превращения

52

14

28

8

Игрушка

2

1

1

9

Беседы

2

2

0

10

Экскурсии

4

2

2

11

Итоговые занятия, выставки

6

2

4

144

44

100

Итого:

9

Содержание 1 года обучения
1.Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Правила работы. Техника
безопасности и охрана труда.
2.Изобразительная деятельность.
Повторение процесса создания рисунка,
выполнение композиции «Как я провел лето». Рисование «Красивые цепочки»,
работа гуашевыми красками. Волшебные краски
волшебного дерева.
«Изумительный урок» - самостоятельное изготовление узора из декоративных ягод
и листьев. Рисование «Дорогой Доброй Сказки». Рисование пейзажа «Синие узоры
на белом поле» - рисование кистью
декоративных элементов, роспись
современной гжельской керамики. Рисование и живопись с натуры и по
представлению, утка, медведь. Рисование фигуры человека. Композиция «Зима в
саду». «К нам приехал цирк». «Рисуем музыку». «Любимые животные»
3. Аппликационная работа и декоративная работа.
Аппликационная работа «Листья и ягоды». Работа с бумагой «Чудо-платье»,
создание узоров из листьев, цветов и ягод. Работа с тканью. Сказка о принцессе
Иголке. Вышивка. Знакомство с изонитью. Заполнение окружностей. Выполнение
работы «Паутинка», «Елочка», «Рыбка и море». Учимся шить, знакомство с
различными швами. Выполнениие простейшей салфетки. Продолжение работы.
Оформление. Выполнение футляра для швейных принадлежностей «Гусеница».
Игольница. Знакомство с секретами пуговиц. Мозаика из пуговиц. Знакомство с
орнаментом и вырезка из бумаги «Голуби»
4.Лепка
Работа с пластилином. Лепка птиц. Плоскостные работы. Гриб «Мухомор».
Деревья и листья. Овощи и фрукты. Кувшин и чайник
5.Работа с природным материалом.
Веселый гномик. Мышонок. Поделки из корней. Поделки из веток.
6.Вязание.
7. Чудесные превращения.
Работа с ненужными вещами. Изделия из коробок. Аппликация из опилок.
Изделия из пластиковых бутылок. Изготовление подставки для карандашей.
Продолжение работы. Оформление. Поделки из крупы. Составление композиции.
Работа с перьями. Аппликация «Лебеди». Лоскутная мозаика. Выполнение
плоского узора. «Кораблик». Работа с древесиной. Изделия из стружек. Украшение
из меха.
8. Каркасные игрушки.
9. Беседы.
Экология. Этическое воспитание. Здоровый образ жизни. Экономическая азбука.
Краеведение.
10. Конкурсы, игры, выставки, экскурсии.
11. Итоговые занятия

Краткая характеристика второго года обучения
Дети второго года обучения должны знать:
- элементарные основы реалистического рисунка, выдающиеся произведения
изобразительного искусства и архитектуры разных эпох и народов
-приемы обработки различных материалов-бумаги, картона, глины, ткани.
-термины и определения: орнамент (геометрический, растительный), палитра,
набросок и цветовой спектр.
10

Должны уметь:
-самостоятельно составлять композиции, правильно подбирать цветовые
сочетания.
-работать с бумагой (вырезать, наклеивать, сгибать и т.д.).
-выполнять изученные швы, работать с копировальной бумагой (переносить
рисунок на ткань).
-работать с природными материалами (шишки, желуди, ветки, семена, крупы и
т.д.), с нетрадиционными материалами (коробками, капсулами, скорлупой,
опилками и т.д.).

Учебно – тематическое планирование
2-й год обучения 144 часа
Количество часов

№

Наименование разделов

Всего
часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности.
Беседа о декоративно-прикладном искусстве

2

1

1

2

Изобразительная деятельность

12

4

8

3

Аппликационная работа и декоративноприкладная работа

50

15

35

4

Лепка

14

4

10

5

Работа с природным материалом

15

6

9

6

Вязание и вышивка

5

1

4

7

Чудесные превращения

30

8

22

8

Игрушка

4

1

3

9

Беседы

2

2

-

10

Экскурсии

4

2

2

11

Итоговые занятия, выставки

6

2

4

144

46

98

Итого:

Содержание 2 года обучения
1.Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Правила работы. Техника
безопасности и охрана труда.
2.Изобразительная деятельность.
Повторение процесса создания рисунка,
выполнение композиции «Как я провел лето». Рисование «Красивые цепочки»,
работа гуашевыми красками. Волшебные краски
волшебного дерева.
«Изумительный урок» - самостоятельное изготовление узора из декоративных ягод
и листьев. Рисование «Дорогой Доброй Сказки». Рисование пейзажа «Синие узоры
на белом поле» - рисование кистью
декоративных элементов, роспись
современной гжельской керамики. Рисование и живопись с натуры и по
представлению, утка, медведь. Рисование фигуры человека. Композиция «Зима в
саду». «К нам приехал цирк». «Рисуем музыку». «Любимые животные»
11

3. Аппликационная работа и декоративная работа.
Аппликационная работа «Листья и ягоды». Работа с бумагой «Чудо-платье»,
создание узоров из листьев, цветов и ягод. Работа с тканью. Сказка о принцессе
Иголке. Вышивка. Знакомство с изонитью. Заполнение окружностей. Выполнение
работы «Паутинка», «Елочка», «Рыбка и море». Учимся шить, знакомство с
различными швами. Выполнениие простейшей салфетки. Продолжение работы.
Оформление. Выполнение футляра для швейных принадлежностей «Гусеница».
Игольница. Знакомство с секретами пуговиц. Мозаика из пуговиц. Знакомство с
орнаментом и вырезка из бумаги «Голуби»
4.Лепка
Работа с пластилином. Лепка птиц. Плоскостные работы. Гриб «Мухомор».
Деревья и листья. Овощи и фрукты. Кувшин и чайник
5.Работа с природным материалом.
Веселый гномик. Мышонок. Поделки из корней. Поделки из веток.
6.Вязание.
7. Чудесные превращения.
Работа с ненужными вещами. Изделия из коробок. Аппликация из опилок.
Изделия из пластиковых бутылок. Изготовление подставки для карандашей.
Продолжение работы. Оформление. Поделки из крупы. Составление композиции.
Работа с перьями. Аппликация «Лебеди». Лоскутная мозаика. Выполнение
плоского узора. «Кораблик». Работа с древесиной. Изделия из стружек. Украшение
из меха.
8. Каркасные игрушки.
9. Беседы.
Экология. Этическое воспитание. Здоровый образ жизни. Экономическая азбука.
Краеведение.
10. Конкурсы, игры, выставки, экскурсии.
11. Итоговые занятия

Краткая характеристика третьего года обучения
Дети третьего года обучения должны знать:
- законы симметрии, ритма, цветовой гармонии.
-понятие о красоте узоров и орнамента
-природные качества материала и его применение
-мастеров Городца, Полхов-Майдана, Жостова, Хохломы
-различные трактовки растительно-цветочных и геометрических мотивов
-порядок составления эскизов ка от руки, так и с применением инструментов
(линейки и циркуля).
Должны уметь:
-рисовать предметы с натуры, по памяти и воображению, выполнять рисунки по
памяти
-видеть строение, пропорции предметов, их конструкцию, лепить из пластилина и
соленого теста, выполнять объемные композиции
-составлять декоративные композиции из природного сырья и нетрадиционного
материала, владеть навыками росписи по дереву.
-выполнять различные швы, применять их в изготовлении салфеток.
-владеть основными приемами работы крючком. Выполнять разнообразные работы
из ниток.
12

Учебно – тематическое планирование
3-й год обучения 144 часа
Количество часов

№

Наименование разделов

Всего
часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности.
Беседа о декоративно-прикладном искусстве

2

1

1

2

Изобразительная деятельность

12

4

8

3

Аппликационная работа и декоративноприкладная работа

28

8

20

4

Лепка

18

6

12

5

Работа с природным материалом

28

8

20

6

Вязание и вышивка

22

8

14

7

Чудесные превращения

24

6

18

8

Беседы

2

1

1

9

Экскурсии

4

2

2

10

Итоговые занятия, выставки

4

2

2

144

46

98

Итого:

Содержание 3 года обучения
1.Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Правила работы. Техника
безопасности и охрана труда.
2.Изобразительная деятельность.
Повторение процесса создания рисунка,
выполнение композиции «Как я провел лето». Рисование «Красивые цепочки»,
работа гуашевыми красками. Волшебные краски
волшебного дерева.
«Изумительный урок» - самостоятельное изготовление узора из декоративных ягод
и листьев. Рисование «Дорогой Доброй Сказки». Рисование пейзажа «Синие узоры
на белом поле» - рисование кистью
декоративных элементов, роспись
современной гжельской керамики. Рисование и живопись с натуры и по
представлению, утка, медведь. Рисование фигуры человека. Композиция «Зима в
саду». «К нам приехал цирк». «Рисуем музыку». «Любимые животные»
3. Аппликационная работа и декоративная работа.
Аппликационная работа «Листья и ягоды». Работа с бумагой «Чудо-платье»,
создание узоров из листьев, цветов и ягод. Работа с тканью. Сказка о принцессе
Иголке. Вышивка. Знакомство с изонитью. Заполнение окружностей. Выполнение
работы «Паутинка», «Елочка», «Рыбка и море». Учимся шить, знакомство с
различными швами. Выполнениие простейшей салфетки. Продолжение работы.
Оформление. Выполнение футляра для швейных принадлежностей «Гусеница».
Игольница. Знакомство с секретами пуговиц. Мозаика из пуговиц. Знакомство с
орнаментом и вырезка из бумаги «Голуби»
4.Лепка
Работа с пластилином. Лепка птиц. Плоскостные работы. Гриб «Мухомор».
Деревья и листья. Овощи и фрукты. Кувшин и чайник
13

5.Работа с природным материалом.
Веселый гномик. Мышонок. Поделки из корней. Поделки из веток.
6.Вязание.
7. Чудесные превращения.
Работа с ненужными вещами. Изделия из коробок. Аппликация из опилок.
Изделия из пластиковых бутылок. Изготовление подставки для карандашей.
Продолжение работы. Оформление. Поделки из крупы. Составление композиции.
Работа с перьями. Аппликация «Лебеди». Лоскутная мозаика. Выполнение
плоского узора. «Кораблик». Работа с древесиной. Изделия из стружек. Украшение
из меха.
8. Каркасные игрушки.
9. Беседы.
Экология. Этическое воспитание. Здоровый образ жизни. Экономическая азбука.
Краеведение.
10. Конкурсы, игры, выставки, экскурсии.
11. Итоговые занятия

Методическое обеспечение
Основной формой организации обучения являются учебные занятия,
основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях,
пояснениях и образцах словесного, наглядного и действенного характера.
Для изложения теоретических вопросов используются такие методы работы, как
беседа, сопровождающиеся показом фильмов и репродукций, просмотр и анализ
образцов, учебно-методических таблиц (папка «Поделки. Образцы. Шаблоны»).
Исполнение наглядности активизирует мысль и воображение.
Для повышения интереса детей используются дидактические игры, упражнения,
загадки (папка «Творческие задания. Загадки. Игры»).
Групповые формы работы над заданием, наблюдения и зарисовки на природе, во
время экскурсии или прогулки, занятия в форме викторин, брейн-рингов,
конкурсов – нетрадиционные формы проведения способствуют развитию интереса
обучающихся (папка «Сценарии.Конспекты»).
Завершаются занятия подведением итогов. Проводится коллективный анализ
выполненных работ.
Осуществляя педагогическое руководство художественной деятельностью
учащихся, педагог в то же время представляет большие права своим ребятам в
выборе наиболее интересной работы, в оценке деятельности товарищей.
Оценка работ проходит:
-в конце каждого занятия (самая красивая, аккуратная, интересная);
- лучшие работы отбираются на выставки;
-демонстрируются как наглядный материал в других группах.
Трудовая деятельность способствует всестороннему развитию у детей,
является важным средством умственного, нравственного воспитания. Правильно
организованная работа вызывает у детей чувство радости, удовлетворения и
желание работать, способствует воспитанию положительных качеств:
внимательности, сообразительности, настойчивости, аккуратности, трудовой
активности и т.д. Чтобы деятельность стала действительно эффективной,
необходима правильная, методически правильная организация работы
объединения.
14

Она начинается с подготовки помещения, приобретения оборудования и
материалов.
-На первом занятии необходимо выбрать старосту, который будет помогать
педагогу.
-План на каждый день должен составляться на основе годовой программы и
учебно-тематического плана.
-При планировании и проведении занятий следует добиваться единства
обучения и воспитания, учитывать знания и умения, полученные ранее.
-В объединении должно быть не более 13-15 человек, иначе педагог не
сможет индивидуальную консультацию учащемуся, так как создание декоративной
композиции от подготовительной работы до выполнения в материале требует
порой длительного показа и исправления.
-В первый год занятий в объединении можно создать несколько групп, в
которых объединяются ребята с различным уровнем подготовки.
-Продолжительность занятия от 1,5-2 часов. Более длительная работа может
привести к утомлению детей, снижению темпа, напряженности всей мышечной
системы. Следовательно, формируя направленную деятельность детей, следует
избегать непосильной для них работы. Строго определять логическую
последовательность выполнения задания, давать его небольшими порциями, идти в
работе от простого к более сложному.
-Делать перерывы.
-Дисциплина, посещаемость обучающихся во многом зависит от четкой
работы педагога, Спланированный день и час работы не может меняться. Опыт
работы показывает, что стоит хоть один раз поменять, начинаются сложности с
посещением занятий.
Воспитание эстетического вкуса в объединении должно идти через
понимание
ребятами
художественных
и
технических
возможностей
обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа.
-Задача педагога- направлять процесс отбора возможных композиций. Для
этого необходимы наглядные пособия – образцы.
-Очень многое зависит о первого задания, которое педагог предложит
ребятам. Оно должно быть понятным и доступным для выполнения, интересным по
декоративным результатам.
-С самого начала надо приучить ребят к самостоятельной работе. Получив от
педагога задание, ученик должен самостоятельно перевести его в выбираемый
материал (например, рисунок перевести на доску для выжигания или на ткань для
вышивки) и приступить к работе. Использование образцов возможно на стадии
общего знакомства со спецификой того или иного вида творческой деятельности. В
дальнейшем главной становится самостоятельная творческая работа учащегося.
-У ребят различных возрастных групп прослеживаются определенные
интересы в выборе тематики для декоративных работ. Младших школьников тянет
к изображениям животных и сказок. Нередко основу экспозиции составляют
эстетически воспринятые обучающимися предметы и явления, события
окружающей их жизни. Вообще многие темы волнуют детей. В тех случаях, когда
ребенок теряется, не зная, что выразить в своей композиции, можно
порекомендовать ему несколько тем на выбор. Эффектную помощь может оказать
демонстрация работ, выполненных учащимися.
15

-В поисках сюжетов для творческих работ рекомендуется проводить выходы
в рощу, парк, на улицы города для зарисовок (ИЗО, вышивка, аппликация и
т.д.).внимательно вглядываясь в окружающее, обнаруживая незаметную,
неброскую красоту, учащиеся проникают чувством любви к родному краю.
Наброски и зарисовки детей на природе становятся основой для будущих
произведений.
Провожая ребят на летние каникулы, нужно советовать иметь при себе лист
бумаги и карандаш. В любом месте может встретится много интересного, и тогда
будет возможность зарисовать понравившееся или предмет, или мотив, который
сможет потом пригодится во время многочасовых поисков композиций
декоративного образа.

Разделы программы, методы, приемы обучения
1.Вводные занятия, Техника безопасности.
Методы: беседа о декоративно-прикладном искусстве, показ инструментов,
материалов для работы, организация рабочего места.
2.Изобразительная деятельность.
Методы: беседа, демонстрирование произведений изобразительного искусства
И.Левтана, К.Коровина, И.Крамского, П.Кончаловского, показ, практическое
выполнение, экскурсии, зарисовки на природе, творческие задания.
3.Аппликация и декоративно-прикладная работа.
Методы: беседа, объяснение, наглядность, использование шаблонов и образцов.
4. Лепка.
Методы: показ, объяснение технологии выполнения, беседа, практическая
работа, зарисовка.
5.Работа с природными материалами.
Методы: беседа «Природа в жизни человека. Законы об охране природы»,
изготовление тетради, папки для хранения собранного материала, практическая
работа, показ образца, дидактические игры.
6. Вязание и вышивка.
Методы: беседа, наглядность, пояснение, зарисовка, заготовка и чтение схем,
просмотр и анализ готовых изделий.
7. Чудесное превращения.
Методы: рассказ, исторические сведения, наглядность, пояснения к выполнению
загадки, практическое выполнение, анализ готовых поделок.
8. Игрушка.
Методы: беседа «История создания игрушек», показ готового образца, зарисовка
образца игрушки, заготовка лекал, раскрой деталей, оформление, просмотр и
анализ готовых изделий.
9. Беседы, конкурсы, игры, (лит.папки «Методические рекомендации»,
«Сценарий,Конспекты»).

Контрольные занятия
Контрольные занятия проводятся один раз в четверть. На них ребята
самостоятельно выполняют задание (контрольный образец, составление
композиции,рисование по теме, тестирование).

16

Материально-техническое обеспечение
Для эффективной деятельности по программе необходимы:
- материалы – цветная бумага, белая бумага, карандаши, гуашь, фольга, мука,
соль, посуда, нитки, ткань, природный материал (шишки, желуди, семена, лак и
т.д.).
-инструменты – ножницы, кисти, крючок, иглы, спицы.
-наглядный материал – рисунки, плакаты, репродукции, таблицы, поделки.
-помещения – отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям.

17

Список литературы
1.Андреева Н.П. Расписание самоделки: от ларцов до матрешек, СПб.,2000 г.
2.Барта Ч. 200 работ для умелых рук. Прага.
3.Бич Р. Оригами. М., 2003 г.
4.Дамское рукоделие. Нижний Новгород, 1993 г.
5.Еременко Т.И. Кружок вязания крючком, М., 1984 г.
6.Жадько Е.Г. Украсим дом цветами. Ростов – на – Дону, 2004 г.
7. Жадько Е.Г.. Шешко Н.В. Игрушки своими руками. Ростов – на – Дону, 2004 г.
8.Концепции развития дополнительного образования детей в РФ №1726-р от 4
сентября 2014 г.
9.Переверетень Г.И. Фантазии из корней .М., 2004 г.
10.Переверетень Г.И. Поделки из орехов .М., 2004 г.
11.Плотникова Т.В. Домашний дизайн для лентяек.Ростов – на – Дону, 2004 г.
12.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 года
№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам».
13.СанПиН 2.44.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организации дополнительного образования детей».
14. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. М., 2003 г.
15. Устав образовательной организации.
16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
года №273-ФЗ.
17. Шевченко Н.С. Волшебный крючок. Узоры из тесьмы, связанные крючком.
Ростов – на – Дону, 2004 г.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».