ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы каждого
направления Кванториума (квантума) (далее – Программы) делятся на модули по
возрастающей сложности. Обучение детей начинается с вводного модуля. Основной
задачей вводного модуля является привлечение детей к исследовательской и
изобретательской деятельности.
Направленность Программы: техническая.
Программа
«Аэроквантум»
соответствует
основному
законодательству,
регламентирующему реализацию дополнительных образовательных программ, а именно:
− Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
− Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2014 №204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2021 года»;
− Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.»;
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 09 ноября 2018 г. №196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
образовательным программ»;
− Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки»;
− Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
− Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от
09.11.2018 г. N 196);
− Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ);
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», (утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28) и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) без-вредности для
человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2). Приказ действует до 1
сентября 2027 года;
− Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровненные программы);
− Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 17 декабря
2019 года N Р-139 об утверждении Методических рекомендаций по созданию
детских технопарков «Кванториум» в рамках региональных проектов,
обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта
«Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
− Устав МБУДО Моздокского ЦДТ.
Новизна программы
Новизна настоящей образовательной программы заключается в том, что она
интегрирует в себе достижения современных и инновационных направлений в малой
беспилотной авиации.
Актуальность программы
В последние годы значительно возросла популярность малых беспилотных
летательных аппаратов (далее БПЛА) с дистанционным управлением, в частности,
мультикоптеров. И если раньше БПЛА воспринимались большинством людей как
высокотехнологичные игрушки, то сейчас ситуация изменилась. Многие из этих аппаратов
используются для выполнения серьезных задач: фото и видеосъемки, наблюдения и
мониторинга различных объектов, процессов и явлений, в том числе наблюдение за
труднодоступными объектами, ортофотосъемки, доставки небольших грузов и др.
Интенсивное внедрение мультикоптеров в нашу повседневную жизнь требует, чтобы
пользователи обладали современными знаниями в области управления, программирования,
создания и обслуживания беспилотных летательных аппаратов, что позволит быстро
развивать новую отрасль.
Отрасль БПЛА является относительно новой, уже сейчас к ней проявляют большой
интерес. Актуальность беспилотных технологий и робототехники очевидна – это новое
слово в науке и технике. Поэтому данный курс предполагает дальнейшее знакомство
обучающихся с технологией БПЛА, получение знаний и опыта по конструированию,
моделированию и программированию беспилотных летательных аппаратов, обучение
применению БПЛА.
Полученные на занятиях знания становятся для ребят необходимой теоретической и
практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе будущей
профессии, в определении жизненного пути. Овладев навыками творчества сегодня, они, в
дальнейшем, сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых делах.
Данная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося,
определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире,
способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором в
области БПЛА.
Педагогическая целесообразность
Предлагаемые программой проектные кейсы в социально значимых сферах
деятельности позволяют обучающимся стать субъектом проектной деятельности, активно
и инициативно решать реальные творческие технические задачи. Образовательная
деятельность направлена на помощь в приобретении обучающимися навыков 21-го века:
командной работы, коммуникации, управления проектами, генерации идей. Программный
материал выстроен в соответствии с технологией Hardskills, способствующей
формированию технических знаний и умений, и технологией Softskills, позволяющей
вырабатывать коммуникативные навыки для работы в команде. Рекомендуемые методы и
средства обучения стимулируют не только формирование общеучебных и специальных
компетентностей, но и развитие творческих способностей, технической одаренности
обучающихся. В результате освоения программы обучающиеся значительно расширят свои
представления о сфере беспилотной авиации, приобретут навыки до профессиональной
деятельности: практической, проектной, экспериментальной, что поможет им определиться
с выбором будущей профессии, чтобы в последующем получить специальность
технического направления.
Цель программы: формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков по
таким направлениям, как: авиамоделирование, основы радиоэлектроники и схемотехники,
программирование микроконтроллеров, прикладное применение БПЛА.
Программа направлена на развитие в ребенке интереса к проектной,
конструкторской и научной деятельности, значительно расширяющей кругозор и
образованность ребенка. Создание условий для мотивации, подготовки и
профессиональной ориентации школьников для возможного продолжения учёбы в ВУЗах
и последующей работы на предприятиях по специальностям, связанных с робототехникой
и авиастроением.
Так же образовательная программа позволяет подготовить обучающихся к
планированию и организации работы над разноуровневыми техническими проектами и в
дальнейшем осуществить осознанный выбор вида деятельности в техническом творчестве
Задачи:
Обучающие:
− использование современных разработок по БПЛА в области образования;
− ознакомление учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых
при создании БПЛА;
Освоение базовых знаний об устройстве и функционировании беспилотных
летательных аппаратов (БПЛА).
Развивающие:
− развитие у учащихся инженерного мышления, навыков конструирования,
программирования и эффективного использования БПЛА;
− развитие креативного мышления и пространственного воображения;
− развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности;
Воспитательные:
− повышение мотивации учащихся к изобретательству;
− формирование у учащихся стремления к получению качественного
законченного материала;
− формирование навыков проектного мышления, работы в команде.
Отличительной особенностью программы является современные тенденции развития
роботизированных комплексов в авиации получили реализацию в виде беспилотных
летательных аппаратов (БПЛА). В настоящее время наблюдается лавинообразный рост
интереса к беспилотной авиации как инновационному направлению развития современной
техники, хотя история развития этого направления началась уже более 100 лет тому назад.
Развитие современных и перспективных технологий позволяет сегодня беспилотным
летательным аппаратам успешно выполнять такие функции, которые в прошлом были им
недоступны или выполнялись другими силами и средствами. Благодаря росту
возможностей и повышению доступности дронов, потенциал использования их в разных
сферах экономики стремительно растёт. Это создало необходимость в новой профессии:
оператор БПЛА. Стратегическая задача программы состоит в подготовке специалистов по
конструированию, программированию и эксплуатации БПЛА. Данная программа
позволяет не только обучить ребенка моделировать и конструировать БПЛА, но и
подготовить к планированию и организации работы над разноуровневыми техническими
проектами и в дальнейшем осуществить осознанный выбор вида деятельности в
техническом творчестве.
В ходе освоения программы, обучающиеся получат навыки
творческой
конструкторско-технологической деятельности, 3D-моделированияс применением
современных аддитивных технологий. По окончанию программы каждый обучающийся
получает образовательный и продуктовый результаты.
Адресат
программы
–
дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая) программа «Аэроквантум» ориентирована на детей 10-18 лет,
соответствующих младшему и старшему подростковому возрасту. Смешанные по
возрасту группы способствуют ускоренному освоению младшими подростками
познания системы межличностных отношений, примером которых являются старшие
подростки.
Количество человек в группе: рекомендуемая наполняемость группы от 12 до
15 человек.
Сроки реализации программы: данная программа реализуется в течение 2 лет.
Срок освоения программы: в течение двух учебных лет, а именно:
- вводный модуль – 72 часа (4 месяца, 18 недель);
- базовый модуль – 72 часа (4 месяца, 18 недель);
- углубленный модуль – 90 часов (4 месяца, 18 недель);
- проектный модуль – 90 часов (4 месяца, 18 недель).
Форма занятий: программой предусмотрено проведение комбинированных
занятий: групповая, индивидуальная лабораторная работа, исследовательская,
практическая, проектная работа, экскурсия, организационно-деятельностная игра,
конференция, демонстрационная, фронтальная, групповая и командная работа,
самостоятельная.
Режим занятий: 2 часа, 2 раза в неделю (с 10-минутным перерывом между
академическими часами) в форме практических занятий с теоретической частью.
Объем программы: 288 часов.
Модули освоения программы
Структура программы содержит разные модули обучения. Освоение программы
включает четыре преемственных модуля – вводный, базовый, углубленный и
проектный.
- для зачисления на вводный модуль – зачисляются по заявлению законных
представителей;
- для зачисления базовый модуль – освоение вводного модуля на высоком и среднем
уровне;
- для зачисления на углубленный модуль – освоение базового модуля на высоком и
среднем уровне.
- для зачисления на проектный модуль – освоение углубленного модуля на высоком и
среднем уровне.
Форма обучения: очная; очно-заочная с применением технологий
дистанционного образования (при необходимости).
Формы аттестации/контроля
Виды контроля
Входной
Промежуточный
Итоговый
Содержание
Начальный уровень подготовки учащихся, имеющиеся
знания, умения и навыки, связанные с предстоящей
деятельностью.
Освоение учебного материала за полугодие, позволяет
выявить достигнутый на данном этапе уровень ЗУН
учащихся, в соответствии с пройденным материалом
программы
Проектная деятельность. Освоение учебного материала за
учебный год, предполагает комплексную проверку
образовательных результатов по всем ключевым
направлениям
Методы
Беседа
Демонстрация
результатов
самостоятельной
работы
Защита проекта
Формы отслеживания и фиксации результатов
В течение учебного года для определения модуля усвоения программы учащимися
осуществляются диагностические срезы:
● входная диагностика – беседа, где выясняется стартовый уровень ЗУН
обучающегося;
● промежуточная диагностика позволяет выявить достигнутый на данном этапе
уровень ЗУН обучающихся, в соответствии с пройденным материалом программы;
● итоговая диагностика проводится в конце учебного года (демонстрация и
публикация проектов) и предполагает комплексную проверку образовательных
результатов.
Педагог фиксирует деятельность и результаты учащихся в сводную таблицу
результатов обучения. Итоговые результаты контроля фиксируются в диагностической
карте (Приложение 3).
Оценочные материалы
Текущий контроль, как проверка учебных достижений, теоретических знаний
и практических навыков, производится в ходе осуществления образовательной
деятельности согласно учебному плану.
Промежуточная аттестация, как оценка уровня достижения результатов
освоения программы обучающимися вводного модуля производится в соответствии
с «Критериями оценивания вводного модуля» (Приложение 1), а оценка базового,
углубленного и проектного модуля производится в соответствии с критериями и
показателями «Матрицы soft и hard компетенций» (Приложение 2) в конце каждого
полугодия в соответствии с учебным планом.
Количество баллов, набранных обучающимися согласно «Матрице soft и hard
компетенций», определяет уровень успешности освоения содержания
настоящей программы и является критерием перевода на следующий уровень
программы по данному направлению при наличии мест.
Условия реализации программ
Формы работы: решение кейсовых заданий, лабораторно-практические работы,
беседы, интерактивные лекции, мастер-классы, занятие-соревнование, экскурсии.
Методы:
● практические (упражнения, задачи);
● словесные (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);
● наглядные (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии);
● проблемные (методы проблемного изложения), когда детям дается часть
готового знания);
● эвристические (частично-поисковые),
● когда детям предоставляется большая возможность выбора вариантов);
● исследовательские, когда дети сами открывают и исследуют знания;
● иллюстративно-объяснительные;
● репродуктивные;
● конкретные,
абстрактные,
синтез,
анализ,
сравнение,
обобщение,
абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как
мыслительные операции;
● индуктивные и дедуктивные методы.
Материально-техническое обеспечение
1. Основной набор программируемого БПЛА CleverDrone, - 22 шт.
2. Комплекты для FPV-полетов (камера, видеопередатчик,
видеоприемник, антенны, мониторчик, батарейки.), 14 шт.
3. Квадрокоптер (для начального знакомства, отработки азов
пилотирования),Tello EDU 14 шт.
4. Учебная БАС самолетного типа GLIDER-2 шт,
5. Зарядное устройство аккумуляторов различного типа-7 шт.
6. Ресурсный комплект совместимый с конструктором программируемого квадрокоптера10 шт.
7. Система для вакуумной инфузии и дегазации-2 шт.
8. Радиоуправляемый мотопланер-8 шт.
9. Мультиспектральная камера,1 шт.
10. 3-х осевой гиростабилизированный подвес для экшн-камер-7 шт.
11. Экшн-камера HAWK CYL-7 шт.
12. Камера FPV Run Gam-7 шт.
13. Антенна,передатчик сигнала с камеры FRV-7 шт.
14. Мониторы FPV-5 шт
15. Полетный контроллер для БПЛА любого типа- 9 шт.
16. Комплект приёмник-передатчик-3 шт.
17. шт.
18. GPS-ГЛОНАСС модуль-7 шт.
19. Блоки передачи телеметрии,визуализации телеметри по 7 шт.
20. Программно-аппаратный комплекс для аэрофотосъемки MAVIK, 2 шт.
21. Презентационное оборудование – интерактивная панель – 1 шт.
22. Доска магнитная – 1 шт.
23. Учебная мебель из расчета на 15 человек.
24. Трасса для гонок дронов с системой автоматической фиксации пролётов .
25. Гоночные квадрокоптеры- 8 шт.
26. Конструктор вертолёта-8 шт.
27,Компьютеры-ноутбуки-14 шт,
28 Учебный тренажёр полётов на самолётах
Кадровое обеспечение
Освоение программы обеспечивает педагог дополнительного образования, имеющий
среднее специальное или высшее образование в профильной области или педагогике,
прошедший обучение на курсах повышения квалификации педагогов-наставников сети
детских технопарков «Кванториум».
Информационное обеспечение
Информационные и
учебно-методические
ресурсы представлены
презентациями и видеороликами.
Цель вводного модуля:
● Привлечь подростков к проектной работе в области инженерной и
изобретательской деятельности.
● Заинтересовать обучающихся инновационностью и перспективностью
беспилотных авиационных систем (в дальнейшем - БАС) и содействовать им в
профессиональном самоопределении.
● Способствовать реализации возможностей и талантов обучающихся в области
инженерного творчества.
Задачи вводного модуля
Образовательные:
● изучить основные виды и принцип работы БПЛА;
● изучить основы аэродинамики, теории полета, дистанционного управления;
● выработать навыки пилотирования БПЛА;
Развивающие:
● формировать навыки проектного управления;
● формировать навыки работы с информацией (в том числе и ее публичное
представление).
Воспитательные:
● формирование навыков работы в команде;
● формировать ответственность к своей роли работы в команде.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВВОДНОГО МОДУЛЯ-72 часа
Наименование разделов и тем
направления
Часы
Количе
ство
академ
ически
х часов
теория
практика
1
1
2
1
1
2
0
2
2
2
0
2
2
0
2
Форма
контроля
Раздел 1. Введение
Игра на знакомство. Инструктаж по
ТБ. Введение в БПЛА.
Раздел 2. Свободнолетающая модель самолёта
2
Виды летательных аппаратов
самолетного типа, изготовление
модели планера
3
Сборка модели планера
1
беседа
текущий
контроль
текущий
контроль
Раздел 3. Схемы летательных аппаратов (БПЛА)
4
Основы аэродинамики, принцип
работы воздушного винта
5
Конструктивные особенности
многомоторных систем
Раздел 4.Схемы летательных аппаратов (БПЛА)
6
Электрическая сеть(БПЛА)
работа электрического тока,
1
1
2
7
Авиамодельный симулятор
полёта Realflight(RF)
1
1
2
8
Работа с симулятором (RF)
0
2
2
беседа
беседа
текущий
контроль
текущий
контроль
текущий
контроль
Раздел 5. Сборка летающего квадрокоптера, КЛЕВЕР 4 КОЕХ
9
Теория (БПЛА)
2
0
2
10
Мозговой штурм
2
0
2
11
Сборка квадрокоптера,
0
10
10
12
Настройка квадрокоптера.
0
2
2
13
Пробные запуски,
0
2
2
14
Лабораторно практическая
работа-1,(полет на симуляторе )
0
4
4
1
1
2
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Раздел 6.Визуальное пилотирование,
15
ТБ при полетах на квадрокоптере,
текущий
контроль
16
Управление БПЛА и полетные
режимы,
1
1
2
17
Взлет, зависание, посадка,
0
4
4
18
Выполнение простых фигур
пилотажа
0
4
4
текущий
контроль
текущий
контроль
текущий
контроль
Раздел 7. Сравнение пропеллеров
19
Аэродинамика воздушного винта
2
0
2
20
Сравнение пропеллеров
0
2
2
беседа
беседа
Раздел 8. Автономный полет
21
Теоретические основы
управления БПЛА автономно
4
0
4
22
Программирование маршрутов и
полет по написанной программе
0
12
12
23
Заключительное занятие
2
0
2
22
50
72
ИТОГО
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ВВОДНОГО МОДУЛЯ
№
Наименование раздела и темы
Раздел 1. Введение
Содержание темы
Теория (1 ч.): Инструктаж по технике безопасности,
знакомство с оборудованием квантума, знакомство с
критериями оценивания для перевода на Базовый модуль.
Знакомство, инструктаж.
Практика (1 ч.) игра на командообразование.
1
Введение в БПЛА
Раздел 2. Свободнолетающая модель самолёта Теория 1ч. Практика 3ч.
Виды летательных аппаратов
самолетного
Теория(1ч) Ознакомление с основами аэродинамики,ТБ при
типа,изготовление модели
работе режущим инструментом,и клеевым
планера
пистолетом,,Практика(1ч)Изготовление деталей планера
2
Практика(2ч) Обработка деталей ,сборка модели
Сборка модели планера
планера,наладка и запуск
3
Раздел 3. Схемы летательных аппаратов (БПЛА) Теория 4ч.
Основы аэродинамики,принцип
Теория(2ч)Изучение особенностей и принцип работы
работы воздушного винта
несущих воздушных винтов
4
Конструктивные особенности
многомоторных систем
Теория(2ч)Многомоторная система и её особенности
5
Раздел 4.Схемы летательных аппаратов (БПЛА) Теория 2ч. Практика 4ч.
Теория(1ч)Сила тока ,напряжение в силовых схемах и
Электрическая сеть БПЛА
элементах питания БПЛА Практика(1ч) Изучение
работа электрического тока
физических процессов в электрических цепях БПЛА
6
Авиамодельный симулятор
Теория(1ч)Изучение интерфейса симулятора полетных
полета Realflaiting (RF)
режимов Практика(1ч) Обучение приемам пилотирования
7
Практика(2ч) Обучение приемам пилотирования и работе с
Работа с симулятором полета
программой
8
Раздел 5. Сборка летающего квадрокоптера, КЛЕВЕР 4 КОЕХ Теория 4ч. Практика 18ч.
Теория БПЛА
Теория(2ч)Знакомство с видами и типами беспилотников
9
Мозговой
штурм
Теория(2ч) Изучение области применения беспилотников
10
Практика (10ч) Сборка рамы,установка двигателей и
регуляторов оборотов,установка электронной части (плата
распределения питания, полетный контроллер,бортовой
Сборка квадрокоптера
компьютер )видеокамеры и защитной рамы
11
Практика (2ч)Настройка и калибровка полетного
Настройка квадрокоптера
контроллера и аппаратуры управления
12
Пробные
запуски
Практика(2ч) ТБ и пробные запуски дрона
13
Практика (4ч) Обучение безаварийным и эффективным
ЛПР-1 Полет на симуляторе
навыкам управления БПЛА
14
Раздел 6. Визуальное пилотирование, Терия 2ч. Практика 10ч.
ТБ при полетах на
Теория (1ч) Усвоить и закрепить правила техники
квадрокоптере
безопасности Практика(1ч) Подготовка к полету
15
Управление БПЛА и полетные
Теория (1ч)Изучение аппаратуры управления иеё настройки
режимы
Практика (1ч)Изучение полетных режимов
16
Практика (4ч) Отработка навыков взлета,зависания на
Взлет,зависание,посадка
месте,посадки
17
Выполнение простых фигур
Практика (4ч)Отработка навыков полетов боком и носом к
пилотажа
себ е и простых фигур пилотажа
18
Раздел 7. Сравнение пропеллеров Теория 2ч. Практика 2ч.
Теория (2ч) Как работает воздушный винт ,диаметр и шаг
Аэродинамика воздушного винта
винта
19
Практика(2ч) Научиться различать поведение коптера с
Сравнение пропеллеров
разными винтами
20
Раздел 8. Автономный полет Теория 4ч. Практика 12ч.
21
Теоретические основы
управления БПЛА автономно
22
Программирование маршрутов и
полет по написанной программе
Теория (4ч)Изучить и понять разнообразие способов
автономного управления
Практика (12ч) Выполнить взлет и посадку
автономно,обеспечить предсказуемый и безопасный
автономный полет, тестовые полеты
23
Заключительное занятие
Подведение итогов работы.(2ч.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВВОДНОГО МОДУЛЯ
Прохождение данного образовательного модуля должно сформировать у
обучающихся компетенции, которые могут быть применены в ходе реализации
проектов в последующих образовательных модулях.
Профильные компетенции (HardSkills)
● создавать БПЛА мульти роторного типа;
● пользоваться различными датчиками;
● программировать и запускать простейшие программы;
● пользоваться протоколами данных для обмена программами между компьютером
и контроллером;
● работать с дополнительной литературой, с журналами, с каталогами, в интернете
(изучать и обрабатывать информацию);
● самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования БПЛА;
● программировать основные алгоритмы;
● управлять БПЛА в режиме визуального пилотирования и FPV (вид от первого
лица).
Метакомпетенции (SoftSkills)
● знать определения понятий: датчик, интерфейс, алгоритм и т.п.;
● знать технологию построения БПЛА;
● знать правила безопасной работы;
● знать основные компоненты БПЛА;
● знать компьютерную среду, включающую в себя ОС и ПО;
● знать основные приемы конструирования БПЛА.
● самостоятельно и в группах решать поставленную задачу, анализируя, и
подбирая материалы и средства для ее решения;
● составлять план выполнения работы;
● защищать собственные разработки и решения;
● работать в команде;
● быть нацеленным на результат;
● вырабатывать и принимать решения;
● демонстрировать навык публичных выступлений.
Цель программы базового модуля: развитие у обучающихся знаний и навыков в
области пилотирования, программирования, конструирования и программирования
беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), основ 3D моделирования, проектной работы
в детских инженерных командах.
Задачи программы базового модуля
Обучающие:
● Получить навыки настройки и программирования БПЛА;
● Получить навыки визуального пилотирования БПЛА;
● Получить навыки FPV пилотирования БПЛА;
● Получить навык пилотирования с устройством захвата груза;
● Изучить основы 3D моделирования;
● Изучить основы программирования Arduino.
Воспитательные:
● Воспитывать дисциплинированность, самоорганизацию;
● Воспитывать трудолюбие, уважение к труду.
● Развивающие:
● Развитие у обучающихся чувства ответственности, внутренней инициативы,
самостоятельности, тяги к самосовершенствованию;
● Развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
● Развитие творческих способностей обучающихся;
● Развитие умения работать над проектом в команде, распределять обязанности и
эффективно презентовать проект.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН БАЗОВОГО МОДУЛЯ – 72 часа
№
Наименование разделов и тем
направления
Количество
академическ
их часов
Форма
контроля
1
2
беседа
0
2
Часы
теория
практика
Раздел 1. Введение Теорич 2ч.
Игра на знакомство. Инструктаж по ТБ.
1
Введение в БПЛА.
Раздел 2. Радиоуправляемая модель самолета-КАЛЬМА-2
2
2
БПЛА самолетного
типа,аэродинамика, профиль крыла
1
3
Изготовление крыла
0
4
4
4
Изготовление деталей и сборка
фюзеляжа модели
0
4
4
5
Сборка планера модели
0
4
4
6
Установка элементов управления и
двигателя
0
4
4
7
Пробные запуски и регулировка
модели
0
2
2
Раздел 3. Схемы летательных аппаратов самолетного типа
8
4
2
6
Схемы летательных аппаратов
самолетного типа
Раздел 4. Применение физических законов при эксплуатация БПЛА самолетного типа
9
2
2
4
Какие силы действуют на самолёт в
полёте
Раздел 5. Авиамодельный симулятор(RF)
10
1
9
10
Обучение пилотированию БПЛА
самолетного типа
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
беседа
беседа
Текущий
контроль
Раздел 6. Визуальное пилотирование
11
Обучение пилотированию на
мотопланере SKY-KING
1
5
6
12
Обучение пилотированию на
авиамодели КАЛЬМА-2
1
5
6
13
2
4
14
2
4
6
8
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Раздел 7. Аэродинамика воздушных винтов самолетов
2
Диаметр и шаг винта, сравнение
пропеллеров
Раздел 8. Зарядное устройство, ТБ при работе с аккумуляторами
2
Безлопастные методы работы с
зарядным устройством
Раздел 9. Визуальное FPV пилотирование квадрокоптеров
15
Визуальные полеты на
квадрокоптерах
Раздел 10. Заключительное занятие
2
беседа
беседа
Текущий
контроль
16
Подведение итогов работы
ИТОГО
2
0
2
21
51
72
беседа
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ БАЗОВЫЙ МОДУЛЯ
Наименование раздела
№
и темы
Содержание темы
Раздел 1. Введение Теория 1ч. Практика 1ч.
Теория (1 ч.): Инструктаж по технике
безопасности, знакомство с оборудованием
квантума, знакомство с критериями оценивания
Знакомство,
для перевода на Углубленный модуль.
инструктаж.
Практика
(1 ч.) игра на командообразование.
1
Введение в БПЛА
Раздел 2. Радиоуправляемая модель самолета-КАЛЬМА-2. Теория 2ч. Практика
18ч.
БПЛА самолетного
Теория (2ч)Как летает самолет, наиболее
типа, аэродинамика,
эффективные профили крыла, для небольших
профиль
крыла
скоростей полета
2
Практика (4ч)Последовательное изготовление
Изготовление
крыла
деталей крыла и его сборка
3
Изготовление
Практика (4ч) Изготовление элементов и деталей
фюзеляжа
фюзеляжа и сборка
4
Сборка планера модели
Практика (4ч)Соединение стабилизатора, киля и
самолета
подгонка крыла к фюзеляжу
5
Установка элементов
Практика (4ч) Установка сервомашинок двигателя,
управления и
электронной составляющей на самолет, настройка,
двигателя
регулировка
6
Пробный запуск,
Теория (2ч) Окончательная наладка модели
регулировка
самолета, пробные запуски
7
Раздел 3. Схемы летательных аппаратов самолетного типа Теория 4ч. Практика 2ч.
Схемы летательных
Теория (4ч) Практика (2)Лекция по теме, показ
аппаратов
видеофильмов в т.ч..,по истории авиации,
самолетного типа
изготовление бумажных моделей различных схем
8
Раздел 4. Применение физических законов при эксплуатация БПЛА самолетного
типа Теория2ч .Практика 2ч .
Теория (2ч) Практика(2ч) Электрическая сеть
БПЛА, сила тока в элементах питания,
Какие силы действуют
электрическое напряжение в силовых схемах
на самолет в полете
беспилотников
9
Раздел 5. Авиамодельный симулятор(RF) Теория 1ч. Практика 9ч.
Обучение
Теория (1ч) Практика (9ч)Обучение приемам
пилотированию БПЛА
пилотирования на симуляторе, и работе с
самолетного типа
программой
10
Раздел 6. Визуальное пилотирование Теория 2ч. Практика 10ч.
Обучение
пилотированию на
Теория (1ч) Практика (5ч)ТБ при полетах на
мотопланере SKYоткрытых площадках и обучение визуальному
KING
пилотированию
11
12
Обучение
Теория (1ч) Практика (5ч)Обучение визуальному
пилотированию на
авиамодели КАЛЬМА-2
пилотированию на более крупной и сложной
авиамодели
Раздел 7. Аэродинамика воздушных винтов самолетов Теория 2ч. Практика 2ч.
Диаметр ишаг
Теория (2ч) Практика (2ч) Пропеллер и его
винта,сравнение
характеристики, диаметр шаг винта. Учимся
пропеллеров
подбирать винты к определенному двигателю
13
Раздел 8. Зарядное устройство, ТБ при работе с аккумуляторами Теория 2ч.
Практика 2ч.
Безоласные методы
Теория (2ч) Практика (2ч)Изучаем зарядное
работы с зарядным
устройство ,различные типы аккумуляторов и
устройством
безопасные методы работы с ними
14
Раздел 9. Визуальное FPV пилотирование квадрокоптеров Теория 2ч. Практика 6ч.
Визуальные полеты на
Теория (2ч) Практика (6ч) Тренинг навыков FPV
квадрокоптерах
пилотирования дрона
15
Раздел 10. Заключительное занятие
Подведение итогов
работы
(2ч)Подведение итогов работы за учебный период
16
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ БАЗОВОГО МОДУЛЯ
Прохождение данного образовательного модуля должно сформировать у
обучающихся компетенции, которые могут быть применены в ходе реализации
проектов в последующих образовательных модулях.
Метакомпетенции (SoftSkills)
● Критическое мышление (способность анализировать, оценивать идеи и решения,
задавать правильные вопросы, аргументировать);
● Креативность (способность разработать и представить принципиально новые
подходы к решению ситуации или проблемы);
● Коммуникация (способность выражать и понимать мысли, чувства других людей в
устной и письменной форме);
● Кооперация (эффективное взаимодействие с другими людьми, результативная
работа в команде); Личностные результаты:
● Осмысленное следование инструкциям;
● Работа с взаимосвязанными параметрами;
● Соблюдение техники безопасности.
Профильные компетенции (HardSkills)
● Знание строения БПЛА;
● Устойчивые навыки пайки, электромонтажа, механической сборки БПЛА;
● Умение настраивать и программировать БПЛА;
● Устойчивые навыки визуального пилотирования БПЛА с захватом груза;
● Устойчивые навыки FPV пилотирования БПЛА;
● Умение создавать недостающие для реализации проектов элементы в средах 3D
моделирования и осуществлять их печать на 3D принтере;
● Знание основ программирования на Arduino.
Цель программы углубленного модуля: формирование позитивной мотивации получения
инженерных знаний посредством вовлечения в проектную деятельность в сфере
аэрокосмических технологий. Повышение интереса обучающихся к беспилотным
авиационным системам и содействие им в профессиональном самоопределении.
Задачи программы углубленного модуля
Обучающие:
Формирование навыков сбора и обработки информации,материалов (учащийся
должен уметь выбрать подходящуб информацию иправильно её использовать.
Обучение планированию-учащийся должен уметь четко определять цель,описать
основные шаги по достижению поставленной цели,концентрироваться на
достижении цели на протяжении всей работы.
Умение анализировать(креативность и критическое мышление)
Воспитательные:
Формирование позитивного отношения к работе-учащийся должен проявлять
иницативу,энтузиазм,стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным
планом играфиком работы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН УГЛУБЛЕННОГО МОДУЛЯ – 90 часов
№
1
Наименование разделов и
тем направления
Инструктаж по ТБ.
Ознакомление с планом работы
углкбленного модуля
Раздел 2 Карта проекта
2
Командообразование,тематик
а проекта,распределение
ролей в проектной группе.
3
Знакомство с
проблемой,поиск аналогов.
4
Стейкхолдер
проекта.Возможные
варианты решения
проблематики проекта.
Часы
теори
я
1
практик
а
1
1
2
3
1
2
3
1
1
2
8
10
2
3
5
Раздел 3 Разработка концепта автономного БПЛА
5
2
Применение БПЛА,способ и
устройство
навигации,технические
характеристики
Раздел 4 Создание БПЛА
6
Микрокомпьютер.
подключение.
Количество
академическ
их часов
2
7
Выбор и установка образа
операционной системы.
2
3
5
8
Подключение полетного
контроллера к
микрокомпьютеру, прошивка
полетного контроллера.
Включение и использование
камеры.
1
4
5
2
5
7
9
Раздел 5. Подготовка коптера к автономным полетам.
10
3
10
Перехват коптера в ручное
управление,проверка
способности дрона зависать
над меткой
13
Форма
контрол
я
беседа
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Раздел 6. Программирование и автономный полет
11
Разработка программы на
автономный полет
4
8
12
Текущий
контроль
12
Тестовые и испытательные
полеты
3
12
15
13
Оформление результатов,
представление проекта.
0
5
5
2
0
2
25
65
90
Раздел 7. Заключительное занятие.
14
Заключительное занятие.
Подведение итогов, планы по
развитию проекта.
ИТОГО
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Беседа
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ УГЛУБЛЕННОГО МОДУЛЯ
Наименование раздела и
темы
Инструктаж по ТБ.
1
Ознакомление с планом
работ углубленного модуля
Раздел 2 Карта проекта
Командообразование,
тематика проекта,
2
распределение ролей в
проектной группе.
№
3
Знакомство с проблемой,
поиск аналогов.
Стейкхолдеры проекта.
Возможные варианты
решения проблематики
проекта.
4
Содержание темы
Теория 1ч. Инструктаж по ТБ при работе с
оборудованием. Практика 1 ч. Подробный обзор
плана работ на учебный период,
Теория 1ч. Практика 2ч.Проведение игры на
командообразование. Выбор темы проекта.
формирование групп, распределение ролей в рабочих
группах.
Теория 1ч. Практика 2ч. Погружение в тематику
проекта, поиск информации в сети Internet.технической
литературе, патентный поиск.
Теория 1ч, Практика 1ч.Понятие стейкхолдеры
проекта. Определение позиций проекта.
Раздел 3 Разработка концепта автономного БПЛА
Применение БПЛА,способ и
устройство
навигации,технические
характеристики
Теория 2 ч. Практика 8 ч.. Применение БПЛА, способ
и устройство навигации, технические характеристики,
социальная значимость.
Раздел 4 Создание БПЛА
6
7
8
9
Микрокомпьютер
подключение.
Выбор и установка
операционной системы
Подключение полетного
контроллера к
микрокомпъютеру.
Прошивка полётного
контроллера.
Теория 2ч. Практика 3ч. Основные характеристики
микрокомпьютера Rasberry PI 3знакомство с
микрокомпьютером. Подключение Rfsberry Pi 3/
Теория 2ч. Практика 3 ч. Использование ОС
Raspbian/Записать образ ОС на mikroSD/
Теория 1 ч. Практика 4 ч. Настройка беспроводного
соединения для работы с Pixhawk в QGroundControl.
Установка новой прошивки.
Теория2ч. Практика 5 ч. Дополнительная информация
Включение и использование
с камеры и внешних датчиков. Включение и настройка
камеры.
камеры.
Раздел 5. Подготовка коптера к автономным полетам
10
Подготовка коптера к
автономным полетам.
Теория 3ч. Практика 10ч. Перехват коптера в ручное
управление. Проверка способности коптера зависать
над меткой в режиме position.
Раздел 6. Программирование и автономный полет
11
Теория 4ч. Практика 8 ч. Структура программ, пример
Разработка программы на
кода с использованием. Написание и тестирование
автономный полет
программы для полетов по меткам.
Тестовые и испытательные Теория 3ч. Практика 12 ч. Полеты по написанной
программе, отладка кода, устранение неисправностей.
полеты.
Оформление результатов,
Практика 5 ч. Подготовка презентации проекта.
представление проекта.
12
13
Раздел 7. Заключительное занятие
Подведение итогов, планы по Теория 2ч. Составление плана работ по развитию
проекта.
развитию проекта.
14
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УГЛУБЛЕННОГО МОДУЛЯ
Прохождение данного образовательного модуля должно сформировать у обучающихся
компетенции, которые могут быть применены в ходе реализации проектов в последующих
образовательных модулях.
Метакомпетенции (SoftSkills)
генерация инженерных идей,
продуктовое, изобретательское мышление,
навыки проектного управления,
владение технологией постановки задач,
навыки гибкого и аккуратного выполнения операций,
умение работать в команде, самомотивация и продуктивная коммуникация,
способность формулировать, представлять и решать проблемы,
логическое мышление, рефлексия, объяснение и аргументация.
Профильные компетенции (HardSkills)
-умение применять методы теоретического и экспериментального исследования
летательных аппаратов на практике,
-умение расчитывать риски при эксплуатации летательных аппаратов,
-умение определять конструктивные особенности различныж моделей,сооружений и
мнханизмов,
-умение ставить опыты и эксперименты в области авиастроения инженерных
моделей,макетов,
-умение определять базовые конструкции ЛА, виды злектронных элементов, основных
компонентов коптера и других летательных аппаратов,
-уметь соблюдать технику безопасности при работе с БПЛА
Цель программы – формирование пространственного мышления, навыков
командного взаимодействия и передовых технологий в области конструирования,
мехатроники, электроники, робототехники, компьютерных технологий в процессе
написания и защиты проектных работ.
Задачи:
Образовательные задачи:
● отработать на практике навык создания и программирования информационноизмерительных систем;
● формировать навык применения на практике основных понятий управления
технологическими процессами;
● отработать на практике инженерный анализ автоматизации технологических
процессов и производств;
● отработать на практике принципы и методы организации автоматизированного
программирования систем автоматизации технологических процессов;
● познакомиться с маркетинговым терминологическим аппаратом, применяемым
при написании проектных работ;
● изучить принципы построения анализа рынка и конкурентного анализа;
● сформировать навык написания и оформления проектных работ;
● научиться составлять бизнес-план проекта, просчитывать экономическую и
коммуникационную эффективность проекта.
Развивающие задачи:
● развить интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности
обучающихся;
● развить исследовательское и креативное мышление обучающихся;
● развить способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать,
классифицировать изучаемый материал;
● развить умение публичного выступления, ведения дискуссии;
● развить умение определять проблемы, задачи, цели;
● развить способность эффективно планировать свою деятельность.
Воспитательные задачи:
● способствовать формированию интереса к освоению опыта познавательной,
творческой, проектной деятельности;
● развить чувство ответственности за результаты собственной деятельности;
● формировать у обучающихся понимания того, что проектная деятельность
необходимая составляющая любого обучения;
● способствовать созданию условий для социального и профессионального
самоопределения обучающихся.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТНОГО МОДУЛЯ – 90 часов
Наименование
Часы
№
разделов и
п
тем
/
направлени
п
я
Теория
Практика
Введение
Введение. Инструктаж по
1 ТБ.
1
1
Раздел 1. Траектория личностного развития
Профессиональная
2
траектория
1
2
Кол-во
часов
2
3
3
Нетворкинг
1
1
2
4
Лидерство
1
2
3
Раздел 2. Исследования и анализ. От проблемы к идее проекта
Выявление проблемных
5
полей
1
1
2
Форма
контрол
я
Контрольные
вопросы
Беседа
Командная
работа
Командная
работа
1
2
3
1
1
2
Тестирование
Командная
работа
Командная
работа
Конкурентный анализ
2
1
Обработка собранных
9
данных
1
1
Раздел 3. Проектно-конструкторская работа
1
0
Планирование и оценка
2
1
1
1
Аналитика
1
1
1
2
Прототипирование
0
3
1
3
Разработка
0
7
1
4
Тестирование
0
3
1
5
Багфиксинг
0
5
Техническая
документация.
1
Руководство
6
пользователя
1
1
Раздел 4. Планирование и разработка маркетинговой стратегии
1
Бренд и его практический
7
смысл
1
2
1
Коммуникационная
8
стратегия
1
1
1
9
Бизнес-план проекта
2
1
Раздел 5. Оформление проекта
2
Структура содержания
0
проекта
1
1
Общие правила
2
оформления текста
1
проектной работы
1
2
2
Мультимедийная
1
1
2
презентация.
2
Буклет. Структура и
2
1
3
Блиц-опрос
6
7
8
Генерация идеи проекта
Сегментирование
аудитории
2
3
Самостоятельн
ая работа
3
Беседа
Практическая
работа
7
Эксперимент
3
5
Эксперимент
Практическая
работа
2
Практическая
работа
2
3
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
2
Практическая
работа
3
2
3
2
3
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
особенности подбора
информации
Стенд. Подбор
информации,
2
использование
4
наглядности
1
1
Раздел 6. Представление результатов проекта
Психологический аспект
2
готовности к
5
выступлению
1
2
2
Культура выступления и
6
ведения дискуссии
1
1
2
Защита проектов перед
7
аудиторией
0
2
Раздел 7. Подготовка и участие в выставках, конференциях, конкурсах
Подготовка и участие в
2
выставках, конференциях,
8
конкурсах
4
10
Итоговое занятие. Рефлексия
2
Итоговое занятие.
9
Рефлексия
0
2
Итого
29
61
работа
3
2
Практическая
работа
3
Выступление
2
Беседа
2
Выступление
14
Командная
работа
2
90
Беседа
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРОЕКТНОГО МОДУЛЯ
№
Раздел/Тема занятия
Содержание
Введение
1
Введение. Инструктаж
Теория (1 ч.): Инструктаж по технике безопасности, знакомство с
по технике
системой матрицы компетенций защиты проекта.
безопасности.
Практика (1 ч.): опрос.
Раздел 1. Траектория личностного развития
2
Теория (1 ч.): Тренды рынка и сферы: знать, следить,
соответствовать. Актуальные направления развития
Профессиональная
геоинформационных систем. Карьерное развитие. Принципы
построения плана карьерного развития. Определение
траектория
профессиональных и личных целей.
Практика (2 ч.): Заполнение матрицы Эйзенхауэра.
3
Теория (1 ч.): Как нарабатывать «правильный» круг контактов.
Личный бренд. Создание персонального SMM. Принципы и приемы
Нетворкинг
успешной самопрезентации.
Практика (1 ч.): Тренинг по нетворкингу и самопрезентации.
4
Теория (1 ч.): Типы лидерства. Основные качества лидера.
Стратегия лидерства. Ситуационное лидерство. Делегирование.
Личный SWOT. Эмоциональный интеллект (EQ) и коммуникация.
Целеполагание. Определение ресурсов. Непрерывное образование.
Тайм-менеджмент и оценка личной эффективности. Техника пустого
инбокса. Стресс. Управление конфликтами.
Практика (2 ч.): Тренинг «Лидер». Тренинг «Съешь лягушку».
Лидерство
Зарегистрироваться в Trello. Сделать доску в Trello для своих задач.
Заполнить таблицу с контрольными вопросами на освоение техники
пустого инбокса. Сделать папку на Google диске «Проектный
модуль», создать в ней документ Excel, куда будут собираться
список книг и список ссылок по категориям «личностное развитие»,
«теория», «аналитика», «крутые сайты». Деловая игра «Свой чужой».
Раздел 2. Исследования и анализ. От проблемы к идее проекта
5
Выявление проблемных
полей
6
Генерация идеи проекта
7
Сегментирование
аудитории
8
Конкурентный анализ
9
Обработка собранных
данных
Теория (1ч.): Качественные исследования: проективные методики и
анализ результатов. Количественные исследования: базовые
понятия, ключевые методы и анализ результатов. Оценка емкости
рынка. Анализ рынка: текущий и потенциальный объем, выбор
ниши. PEST-анализ.
Практика (1 ч.): Кластер «Проблемная область проекта». Рабочий
лист «Анализ рынка». Заполнение матрицы Ансоффа.
Теория (1ч.): Изучение методов генерации идей.
Практика (2ч.): Брейншторм «Идея проекта».
Теория (1ч.): Понятие целевой аудитории. Определение целевой
аудитории. Типы сегментации: демографический, социальноэкономический, географический, поведенческий. Сегментация
методом 5W Марка Шеррингтона.
Практика (1ч.): Портрет целевой аудитории по 5W Марка
Шеррингтона.
Теория (2ч.): Конкуренты: понятие и виды. Методики проведения
конкурентного анализа. SWOT-анализ. Анализ пяти сил Портера.
Многоугольник конкурентоспособности. Карта конкурентов.
Стратегии работы с конкурентами.
Практика (1 ч.): Конкурентный анализ по выбранной методике.
Теория (1ч.): Обработка собранных данных: хорошие и плохие
графики, красота или удобство дизайна, визуализация данных,
презентация данных.
Практика (1 ч.): Презентация блока «От проблемы к идее проекта».
Раздел 3. Проектно-конструкторская работа
10
Планирование и оценка
Теория (2ч.): Гибкие методологии Agile и Waterfall.
Практика (1ч.): Составление скоупа задач, разработка ТЗ
(технического задания) проекта, первоначальная проработка сметы
оборудования и расходных материалов.
11
Аналитика
Теория (1ч.): Методы разработки спецификации и требований.
Практика (1ч.): Разработка спецификации функциональных
требований, разработка спецификации нефункциональных
требований, проработка детальной сметы оборудования и расходных
материалов проекта.
12
Прототипирование.
Практика (3 ч.): Разработка прототипа продукта проекта.
13
Разработка
Практика (7 ч.): Полноценная разработка продукта.
14
Тестирование
Практика (3 ч.): Проведение тестовых испытаний продукта.
15
Багфиксинг
Практика (5 ч.): Доработка продукта проекта исходя из полученных
недочетов при тестирование.
16
Техническая
Теория (1 ч.): Виды технических документаций.
документация.
Практика (1 ч.): Составление технической документации о
Руководство
продукте проекта, руководства пользователя, справочника,
пользователя
спецификации продукта.
Раздел 4. Планирование и разработка маркетинговой стратегии
17
Бренд и его
практический смысл
18
Коммуникационная
стратегия
19
Бизнес-план проекта
Раздел 5. Оформление проекта
20
Структура содержания
проекта
21
Общие правила
оформления текста
проектной работы
22
Мультимедийная
презентация. Структура
и особенности подбора
информации
23
Буклет. Структура и
особенности подбора
информации
24
Стенд. Подбор
информации,
использование
Теория (1 ч.): Понятие бренда. Функциональная направленность
бренда. Создание и управление брендом. Формирование фирменного
стиля. Логотип. Брендбук: презентация логотипа, фирменные цвета и
шрифт, фирменная графика (паттерны), дизайн носителей на
мокапах.
Практика (2 ч.): Брендбук продукта проекта.
Теория (1 ч.): Понятие и основы коммуникационной стратегии.
PUSH стратегия (стратегия проталкивания). PULL-стратегия
(стратегия вталкивания). PUSH/ PULL-стратегия (комбинированная
стратегия). KPI для проектно-ориентированного бизнеса. Каналы
коммуникации. Карта рисков. Инхаус или аутсорсинг.
Стейкхолдеры.
Практика (1 ч.): Рабочий лист. Деловая игра «Продай лист бумаги».
Тренинг «Производство самолетиков».
Теория (2 ч.): Понятие и виды бизнес-планов. Основные
компоненты бизнес-плана. Типичные ошибки при составлении
бизнес-плана. Оценка экономической эффективности проекта.
Практика (1 ч.): Бизнес-план проекта.
Теория (1 ч.): Структура содержания проекта: титульный лист,
оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список
литературы и других источников.
Практика (1 ч.): Рабочий лист.
Теория (1 ч.): Общие правила оформления текста проектной работы:
формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц,
заголовки, сноски и примечания, приложения.
Практика (2 ч.): Рабочий лист.
Теория (1 ч.): Понятие мультимедийной презентации. Правила
создания мультимедийной презентации. Размещение изображений и
текста на слайде. Техники подбора информации для
мультимедийной презентации.
Практика (1 ч.): Формирование библиотеки шаблонов презентаций.
Составление мультимедийной презентации.
Теория (2 ч.): Понятие буклета. Как составляется буклет. Как
выделить информационные блоки на буклете. В каких программах
можно создать информационный буклет. Требования к оформлению
буклета.
Практика (1 ч.): Составление информационного буклета.
Теория (1 ч.): Понятие стенда. Создание стенда. Функционал
стенда. Где и как используется стенд.
Практика (1 ч.): Составление макета стенда.
наглядности
Раздел 6. Представление результатов проекта
25
Психологический аспект
Теория (1ч.): Как подготовиться к выступлению. Методики
готовности
к
подготовки к публичному выступлению на научном мероприятии.
выступлению
Практика (2 ч.): Информ-дайджест «Актуальная проблема …».
26
Культура выступления и
Теория (1ч.): Культура выступления и ведения дискуссии:
ведения дискуссии
соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на
вопросы, заключительное слово.
Практика (1ч.): Брейн-ринг.
27
Защита проектов перед
Практика (2ч.): Деловая игра «На защите» (репетиция).
аудиторией
Раздел 7. Подготовка и участие в выставках, конференциях, конкурсах
28
Подготовка и участие в
Теория(4ч.) Практика (10ч.): Оформление проектов в соответствии
выставках,
с требованиями конкурсов. Участие в выставках, конференциях,
конференциях,
конкурсах.
конкурсах
Итоговое занятие. Рефлексия
29
Итоговое
Рефлексия.
занятие.
Практика (2ч.): Лист рефлексии
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТНОГО МОДУЛЯ
По итогам освоения Программы, обучающиеся должны овладеть следующими
компетенциями:
Hard Skills: знание строения БПЛА, навыки пайки, электромонтажа, механической
сборки, знания о работе полетного контроллера, навыки программирования, базовые
навыки 3d моделирования и прототипирования, работе на высокотехнологичном
оборудовании Хайтек цеха.
Soft Skills: 4К-компетенции (коммуникация, креативность, командное решение
проектных задач, критическое (системное) мышление), навыки презентации проекта,
навыки работы с заказчиками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гурьянов А. Е. Моделирование управления квадрокоптером. Инженерный
вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2014. No8 Режим доступа:
http://engbul.bmstu.ru/doc/723331. html
2. Ефимов. Е. Программируем квадрокоптер на Arduino: Режим доступа:
http://habrahabr.ru/post/227425/ (
3. Институт транспорта и связи. Основы аэродинамики и динамики полета.
Рига,
2010.
Режим
доступа:
http://www.reaa.ru/yabbfilesB/Attachments/Osnovy_ajerodtnamiki_Riga.pdf
4. Понфиленок О.В., Шлыков А.И., Коригодский А.А. «Клевер.
Конструирование и программирование квадрокоптеров». Москва, 2016.
5. Канатников А.Н., Крищенко А.П., Ткачев С.Б. Допустимые
пространственные траектории беспилотного летательного аппарата в
вертикальной плоскости. Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Электрон.
журн.
2012.
No3.
Режим
доступа:
http://technomag.bmstu.ru/doc/367724.html
6. Валерий Яценков: "Электроника. Твой первый квадрокоптер. Теория
и практика". http://www.ozon.ru/context/detali/id/135412298
Приложение 1
Критерии оценивания проектного модуля:
Компетентн
ость
Критерии
Индикатор
Съемка и сборка
панорамной
фотографии
Подготовка к съемке
Съемка панорамы
Сборка панорамы в программе
Ориентирование с
помощью
навигатора
Техническая
Создание 3D
модели
Подготовка к
аэрофотосъемке
Соблюдение
техники
безопасности
Работа в
команде
Ответственность
Прокладка маршрута, запись трека и
возврат по треку.
баллы
0-1
2-3
4-5
0-5
Создание заданной модели с текстурой
0-3
Создание произвольной модели с
наложением текстур
1-5
Подготовка БПЛА, запуск БПЛА
1-2
Подготовка полетного задания
3-4
Запуск БПЛА
5
Невыполнение одного пункта ТБ минус один
балл от пяти возможных
Пассивен
0-5
0
Выполняет отведенную ему роль в
команде
1-4
Выполняет отведенную ему роль в команде и
помогает другим участникам
(наставничество)
4-5
Для оценки деятельности обучающихся используются следующие способы:
1. Наблюдение за учащимися в процессе их индивидуальной и групповой
работы.
2. Оценка степени участия каждого в командных и индивидуальных
соревнованиях, в обсуждениях и в других видах коллективной деятельности.
Итоговая оценка производится по трём уровням:
●
«высокий» (от 36 до 45 баллов);
●
«средний» (от 15 до 35 баллов);
●
«низкий» (от 0 до 14 баллов).
Освоившими программу являются те обучающиеся, которые набрали более 14
баллов.
Приложение 2
Матрица SOFT и HARD компетенций.
Матрица метакомпетенций (SoftSkills) компетенций
обучающихся детских технопарков:
Показатели проявления компетенций по уровням
Наименование
компетенции
Уровень 1
Пассивны й
участник
Уровень 2
Ведомый
Уровень 3
Инициатор
Уровень 4
Стратег
Шкал
а
оцениван
ия
Максим
альный
балл за
показате
ль
Этапы работы
команды
Креативность (способность разработать и представить
принципиально новые подходы к решению ситуации или проблемы)
12 баллов
1. Включение в
деятельность
1 балл
4
Схватывает, исследует,
создает и предлагает
разные идеи и подходы.
2. Участие в решении
Воспринимает, наблюдает
за деятельностью группы.
Исследует, учитывает
подходящий опыт и
информацию.
Находит оригинально е
решение.
Устанавлива ет связи,
интегрирует знания из
разных областей для
решения проблемы.
3. Презентация результатов
Видит новые интересные
решения проблемы и
понимает их возможные
последствия.
Участвует в
обсуждении
задания.
1 балл
Выполняет
порученную
часть
работы.
2 балла
Задает
вопросы
на
понимани
е задания.
Развивает
предложен
н ые кем-то
идеи.
2 балла
Ищет
способ
приложить
базовые
умения к
нестандартн
ой
ситуации.
Выделяет
известное и
неизвестное.
1 балл
2 балла
Доволен своей
работой
Сравнивае
т
результат
ы своей
работы с
другими.
3 балла
Предлагает
идеи,
развивающи
е понимание
заданий.
Предлагает
свои идеи.
3 балла
Находит
аналогичну
ю ситуацию,
привлекает
свой опыт.
Отмечает
значимые
факторы и
условия.
Формулируе
т вопросы по
ходу
решения.
Находит
оригинально
е решение.
3 балла
Оценивает
результат
на основе
критериев.
Отмечает
наиболее
интересные
другие идеи.
4 балла
Меняет,
развивает
предложени я
с учетом
ситуации.
4 балла
4
Объясняет,
обосновывает
ход решения,
очерчивает
границы
задания.
Реагирует на
разные идеи и
решения.
Корректирует
неправильно е
или не
эффективное
решение.
4 балла
Признает свои
ограничения.
Видит
возможност и
для
улучшения.
4
Этапы работы команды
Критическое мышление (способность анализировать, оценивать
идеи и решения, задавать правильные вопросы, аргументировать)
1. Включение в
деятельность
1 балл
2 балла
Задает
вопросы ,
на пониман
ие задания,
уточняет.
Анализирует, определяет
сильные и слабые стороны
ситуации/решения.
Аргументирует свои идеи
и решения.
Слушает,
разделяет
мнение
большинст
ва
участников
в команде.
2. Участие в решении
1 балл
Развивает
предложен
ные кем-то
идеи.
2 балла
Понимает суть и границы
проблемного поля.
Анализирует и сравнивает
идеи/решения, аргументиру
ет свои идеи. Контролирует
точность выполнения
задания.
Выполняет
порученну
ю часть
работы по
принципу
"Копироват
ьвставить",
не
подвергая
информаци
ю анализу.
Четко
выделяет
известно е и
необходимо
е для
решения
задачи/проб
лемы,
старается
анализирова
ть информа
цию.
3 балла
Предлагает
свои идеи.
Контролируе
т ход
дискуссии,
обсуждения
проблемы.
3 балла
Выслушивает
чужое
мнение,
соглашается
с
аргументами.
Формулирует
решение по
ходу
выполнения
задачи.
Находит
оригинально
е решение.
12 баллов
4 балла
Анализирует
идеи других,
предлагает
свои решения.
4
Аргументируе
т и опирается
на факты,
критерии.
4 балла
Объясняет и
обосновывае
т
ход решения
проблемы.
Ограничивае
т
круг
проблем,
вычленяет
эффективные
решения.
4
Инициатор
выполнения и
контроля
задания.
3. Презентаци я
результатов
1 балл
2 балла
3 балла
4 балла
Способен
обобщать и
выделять
суть
проблемы.
Оценивает, подтверждае т
мнение на основе
критериев, фактов.
Оценивает мнение/реше
ние.
Доволен
своей
работой без
критического
отношения к
её
результатам.
Сравнивает
результа ты
своей
работы с
другими.
Оценива ет
личный
вклад в
общее дело.
Оценивает
результат на
основе
критериев.
Отмечает
интересные
идеи/решени
я.
Видит
перспективы
проекта/реше
ния.
Легко владеет
материалом
проекта.
Отвечает на
вопросы
грамотно,
аргументиров
анно.
Способен
критически
оценивать
результаты
4
работы
команды.
Этапы работы команды
Коммуникация (способность выражать и понимать мысли, чувства
других людей в устной и письменной форме)
1. Включение в
деятельность
1 балл
2 балла
3 балла
12 баллов
4 балла
Способен
урегулироват
ь конфликт в
команде.
Задает и отвечает на
вопросы.
Понятно доносит свои
идеи и решения.
Спрашивает, уточняет,
понимает суть проблемы.
Эрудирован. Готов
общаться со всеми
членами команды.
Формулируе
т вопросы,
уточняет и
проясняет
ситуацию.
Внимательн
о слушает,
пассивно
участвует в
обсуждени
и.
Имеет свое
мнение и
пытается
отстаивать
свою
позицию.
Способен к
быстрому
восприятию
и
переработке
информации.
Большой
словарный
запас.
2. Участие в решении
1 балл
Эффектив
но работает
при четком
понимании
задания.
Способен регулировать
конфликты и споры в
команде.
Уважительно относится
к мнению других.
Доступно доносит свою
идею, позицию.
Отлично владеет способами
получения, анализа и
переработки, хранения
информации и
предоставления
аргументиро ванного
решения.
3. Презентация результатов
Умеет составить текст
сообщения, доклада.
Умеет хорошо и правильно
говорить/писать.
2 балла
Малоинициат
ивен, но
исполнителен
.
Инициат
ивен.
Имеет свою
позицию.
Не всегда
удается
понятно и
доступно
донести
свои мысли.
1 балл
Помогает
команде, в
поиске
нужной
2 балла
Не всегда
может
выделит ь
главное и
3 балла
Легко
ориентирует
ся в поиске
необходимой
и
недостающе
й
информации.
Хорошо
работает в
четко
очерченном
пространстве
идеи или
задачи.
3 балла
Умеет
хорошо и
правильно
говорить с
Уважает
мнение
других.
Владеет
разными
способами
работы с
информацией:
получение,
анализ,
хранение,
доступное
изложение
своих идей и
мыслей.
Быстро
обучаетс
я.
4 балла
Успешно
взаимодейству
ет в команде.
4
4
Готов
общаться с
каждым
членом
команды.
Уважает
мнение
других.
Способен
аргументирова
ть свою
четкую
позицию.
Быстро
адаптируется к
собеседнику/с
итуации.
4 балла
Самостоятель
но и грамотно
составляет
доклад,
4
Способен выделить
главное и второстепенное
в работе команды.
1. Включение в
деятельность
информации,
выполняет
поручения
добросовестн
о.
второстепен
опорой на
презентацию.
ное при
записи. Не
Речь
презента
всегда
правильная,
ции
свободно
грамотная.
результатов
владеет
Высокий
команды.
материало
уровень
Старателен.
м проекта.
эрудиции.
Может
Позитивная
Способен
представить
самооценка
вести диалог,
результаты
от
отвечать на
команды по
результата
вопросы и
заранее
совместной
прояснять
подготовлен
работы.
ситуацию.
ному тексту
другим
человеком.
Кооперация (эффективное взаимодействие с другими людьми,
результативная работа в команде)
1 балл
Социальное взаимодейст
вие
Участвует в
обсуждении
задач
вынуждено,
только если
к нему/ней
обращаются
.
2. Участие в решении
1 балл
Выполнение обязательств
3. Презентация результатов
Самостоятельность и
инициативность при оценке
и презентации результатов
работы команды
Выполняет
порученну
ю часть
работы.
1 балл
Помогает
готовить
презентаци
ю работы
команды.
2 балла
Задает
вопросы на
понимание,
спрашивает
непонятное,
поддержив
ает идеи
других
членов
группы без
критическог
о к ним
отношения.
2 балла
Ищет
способы
приложить
свои
умения к
решению
задачи,
может
помочь
другим по
их просьбе.
2 балла
Участвует в
распределе
нии работ
при
подготовке
3 балла
Предлагает
свои идеи по
сути задачи.
Контролир
ует
выполнени е
задачи.
3 балла
Предлагает
решение по
аналогии с
другими
задачами.
Находит
оригинальн
ое решение
задачи.
Инициируе т
контроль и
проверку
решения.
Активно
включается в
помощь
членам
команды.
3 балла
Берет на себя
ответственно
сть по
подготовке и
презентаци и
4 балла
12 баллов
4
Учитывает
предложени
я членов
команды,
развивает
предложени
я других,
отвечает на
вопросы по
сути
задания.
4 балла
4
Объясняет и
обосновывае
т ход
решения,
удерживает
границы
задачи,
реагирует на
разные
решения,
старается
выбрать
оптимальное
решение.
4 балла
Отвечает на
вопросы о
ходе и
результатах
работы
4
Принимает
оценку
своей
работы,
высказанну
ю другими.
Итого
презентаци
и.
работы
команды.
Старается
оценить
свою
работу и
вклад в
общий
результат.
Вносит
предложения
по оценке
результато в
работы
команды и
каждого его
члена по
определенн
ым
критериям
команды,
приглашает к
ответу других
участников.
Определяет
вклад в
достижение
результат
каждого
члена
команды.
48 баллов
Матрица профильных (HardSkills) компетенций обучающихся детских технопарков:
Показатели проявления компетенций по уровням
Наименование
компетенции
Уровень 1
Начинающ
ий
Уровень 2
Ученик
Уровень 3
Студент
Уровень 4
Мастер
Владение аэроинформационными инструментами
. Технология работы с
проблемными полями.
Проектная деятельность
Используе
т
инструмен
ты по
инструкци
и.
4 балла
Наименование компетенции
Уровень 1
Начинаю
щи й
Владеет
инструментам
и разных
аэроинформац
ионных
программ и
осервисов для
сбора данных.
Владеет
инструментами
аэроинформаци
онных
программ и
сервисов для
сбора и анализа
данных под
руководством
наставника.
Владеет
инструмент
ами
аэроинфор
мационных
программ и
сервисов
для сбора,
анализа и
моделиров
ания своего
продукта
по
собственно
му
замыслу.
8 баллов
12 баллов
16 баллов
Показатели проявления компетенций по уровням
Уровень 2
Ученик
Уровень 3
Студент
Уровень 4
Мастер
Создание аэроинформационного интеллектуального продукта
Работа со спец
инструментом. Навыки
конструирования.
Аналитическое мышление.
Знание основ
альтернативной энергетики
Наименование компетенции
продукт
создает
бессистемн
о без
описания
этапов
работы над
проектом
объясняет
порядок
технологиче
с кого
процесса
создания
геоинформа
ц ионного
продукта
4 балла
8 баллов
объясняет
порядок и
технологичес
кого
процесса
создания
геоинформац
ионного
продукта,
проанализир
о вать
достоинства
и недостатки
продукта
12 баллов
Шкала
оцениван
ия
Максимал
ьн ые
баллы за
каждый
показатель
16 баллов
Шкала
оцениван
ия
Максимал
ьные
баллы за
каждый
показатель
16 баллов
способен
исправить
недостатки
геоинформ
ационного
продукта
самостояте льно
или в команде с
наставнико м
16 баллов
Показатели проявления компетенций по уровням
Шкала
оцениван
ия
Уровень 1
Начинаю
щи й
Уровень 2
Ученик
Уровень 3
Студент
Уровень 4
Мастер
Прогнозирование природных процессов и явлений
посредством геоинформационных систем
Навыки
тестирования устройств и
конструкций.
Навыки
проектирования БПЛА под
заданные требования.
Тествание
не
устройств
и констрк
укций
проводит.
4 балла
Способен
протестиро
вать,и
имеет
начальные
навыки
проектиров
ания БПЛА
в команде.
8 баллов
Итого
Анализирует
конструкции
и имеет
навыки
проектирова
ния БПЛА
под
руководство
м
наставника.
12 баллов
Максимал
ьн ые
баллы за
каждый
показатель
16 баллов
Анализирует
конструкциии
имеет навыки
проектирования
БПЛА,самостоя
тельно.
16 баллов
48 баллов
Итоговая оценка производится по трём уровням:
●
«высокий» (от 38 до 48 баллов);
●
«средний» (от 16 до 37 баллов);
●
«низкий» (от 0 до 15 баллов).
Освоившими программу являются те обучающиеся, которые набрали более 15
баллов.
Приложение 3
Диагностическая карта
учащихся по дополнительной общеобразовательной программе
Педагог д/о
Группа №
Год обучения
Вид контроля
№
п/п
ФИ учащегося
Уровень освоения программы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Итого:
Подпись педагога д/о _____________________________