Дополнительная общеобразовательная программа Кулыгиной 2023-2024 (1)

Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений
искусства. Основной идеей данной программы является развитие у
обучающихся природных задатков в области художественной изобразительной
деятельности и развитие творческих способностей детей
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы: Рисование развивает органы чувств и особенно
зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать
и анализировать, развивает творческие способности, художественный вкус,
воображение, способствует познанию окружающего мира.
Отличительные особенности программы.
Данная программа в отличие от существующих программ, дополнена
разделами «Аппликация» и «Лепка из соленого теста», что позволяет
разнообразить виды творческой деятельности обучающихся.
Адресат программы: дети в возрасте от 6 до 13 лет.
Уровень программы: базовый.
Педагогическая целесообразность.
Изобразительному искусству принадлежит особая роль в системе
эстетического воспитания подрастающего поколения.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует
воспитанию культуры чувств, трудовой и творческой активности, воспитанию
целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи, что дает
возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на
то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Цель
программы: развивать художественно-творческие способности в
процессе создания образов с использованием различных изобразительных
материалов и техник.
Задачи:
в обучении:
- научить практическим приемам и навыкам изобразительного мастерства (в
рисунке, живописи, композиции);
- изучить разновидности техник выполнения в изобразительном искусстве;
- научить раскрывать тему в изображении.
в развитии:
- развить умения грамотно сочетать цвета, используемые в деятельности;
- развивать фантазию, воображение, образное мышление, представление,
используя занятия на цвет и фактуру и т.д.;

- развить способность достигать профессионального уровня в изобразительном
творчестве;
- сформировать интерес к творчеству, путём посещения музеев, выставок.
в воспитании:
- воспитать любовь к народным традициям;
- сформировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру
через художественное творчество;
- воспитать чувство красоты;
- воспитать аккуратность;
- воспитать терпение в работе;
- воспитать целеустремлённость;
- поддержать одарённых и талантливых детей.
Категория обучающихся: все желающие дети.
Количество обучающихся:
1- год обучения: минимальное количество обучающихся в группе– 15 чел,
максимальное – 20, 2-й и 3-й год обучения: минимальное количество - 12
человек, максимальное - 20 человек.
Срок реализации программы: 3 года.
Объем программы: 576 часов.
1-й год – 144 час.
2-й и 3-й год обучения – 216 часов.
Режим занятий: 1-й год обучения – 2 раза в неделю по два часа.
2-й и 3- й год обучения –3 раза в неделю по 2 часа.
Форма обучения: очная.
Язык реализации программы: обучение по программе осуществляется на
русском языке в соответствии со ст.14 ФЗ-273 и Уставом МБУДО Моздокского
ЦДТ.
Формы проведения занятий. Основной формой деятельности по программе
является учебное занятие. Оно может быть построено как традиционно, так
могут быть использованы и другие формы:
- занятие-сказка (нетрадиционная форма организации образовательной
деятельности, в ходе которой обучающиеся погружаются в сказочный сюжет,
фантазируют действия, занятие организуется по закономерностям сказки);
- экскурсия;
- конкурс;
-выставка творческих работ (демонстрация готовых изделий, творческих работ)
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
групповая;
индивидуально-групповая.

Метод проведения занятий:
устное изложение;
беседа;
показ иллюстраций;
наблюдение;
работа по образцу;
работа с натуры.

Сводный учебный план
№ Наименование раздела, тема
п/п
1.
Вводное занятие.
2.
Рисунок.
Знакомство
с
графикой.
3.
Живопись-искусство
цвета
(писать жизнь), «В мире
волшебных сказок»
4.
Композиция
5.
Декоративное
искусство
6.
Лепка.
7.
Знакомство с творчеством
выдающихся художников
8.
Экскурсии.
9.
Итоговые занятия
ИТОГО

Количество часов
1-й год
2-й год
2
2
16
30

3-й год
2
30

36

50

50

40
20

66
60

66
60

22
2

2

2

4
2
144

4
2
216

4
2
216

Учебный план 1-го года обучения
№
п/п

Название
темы

раздела,

1

Вводное занятие

Количество часов
Формы аттестации,
Всего Теория Практи контроля
ка
Устный опрос
2
2
0

Введение в программу
и
инструктаж
по
технике безопасности,
правилам
дорожного
движения,
пожарной
безопасности.

2
2.1.

2.2.
2.3.

2.4.

3

3.1.

3.2.
3.3.
3.4.

3.5.
3.6.
3.7.

Рисунок. Знакомство
с графикой.
Рисование с натуры.
Рисование фруктов
(форма, пропорции)
Рисование с натуры.
Рисование овощей
Рисование с натуры
отдельных предметов
(знакомство
с
понятиями
"симметрия"
и
"асимметрия")
Рисуем натюрморт из
2-х предметов
(кувшин, яблоко)
Живопись, искусство
цвета
"В мире волшебных
красок"
Изображение
плоских предметов.
Фрукты в цвете.
Овощи в цвете

16

2

14

2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога

4

0,5

3,5

6

0,5

5,5

Наблюдение
педагога
Игра «Изобразить
круг
треугольниками или
квадратами»

4

0,5

3,5

Выставка работ

36

6,5

29,5

2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога

2

0,5

1,5

Осеннее дерево в
цвете
Рисование «Птицы в
небе» (в цвете)
Рисование «Рыб» по
памяти
Рисуем ёлочные
игрушки

2

0,5

1,5

4

0,5

3,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога

Зимний лес

4

0,5

3,5

Открытое занятие

3.8.

Чайная чашка в цвете

2

0,5

1,5

3.9.

Натюрморт (кувшин,
яблоко)
Весенние цветы

6

0,5

5,5

2

0,5

1,5

4

0,5

3,5

3.12

Сказа «Домики для 3-х
поросят»
Сказка «Колобок»

2

0,5

1,5

3.13

Сказка «Гуси-лебеди»

2

0,5

1,5

4

Композиция
составление,
соединение,
сочетание
различных частей в
единое
целое
в
соответствии
с
какой-либо идеей
Рисуем композицию
на
тему
«Птицы
прилетают весной»
Рисуем композицию
на тему "Новогодний
хоровод" Инструктаж
по
технике
безопасности, охране
труда,
правилам
дорожного движения,
пожарной
безопасности.
Композиция на тему
"Зимний лес"
Композиция
«На
горке»

40

3,5

36,5

4

0,5

3,5

Наблюдение
педагога

6

0,5

5,5

Наблюдение
педагога;
опрос

6

0,5

5,5

6

0,5

5,5

6

0,5

5,5

Наблюдение
педагога
Викторина
«Времена года»
Наблюдение
педагога

6

0,5

5,5

Наблюдение
педагога

6

0,5

5,5

Выставка работ

20

3

17

3.10
3.11

4.1.

4.2.

4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
5

Композиция "Следы
на снегу в лесу"
Композиция "Дождик
на улице"
Композиция "Птицы
высоко в небе"
Декоративное
искусство

Викторина
«Разноцветные
краски»
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Выставка работ

5.1.

5.2.

Декоративное
рисование.
Самостоятельное
составление
цветочного узора.
Декоративный
рисунок. Орнамент в
круге.

5.3.
5.4.

Орнамент в полосе
Декоративное
рисование
по
хохломской росписи

5.5.
5.6.

6
6.1.
6.2.

Закладки для книги
Декоративное
рисование
"Сказочная птица"
Лепка
Лепка. Кто что хочет,
и как хочет
Лепка.
Предметная
(чашка, миска)

6.3.

4

0,5

3,5

Наблюдение
педагога

4

0,5

3,5

Наблюдение
педагога

2

0,5

1,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога
Викторина
«Красоту
нужно
замечать»
Наблюдение
педагога
Выставка работ

22

2,5

19,5

2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога

4

0,5

3,5

Наблюдение
педагога

4

0,5

3,5

Викторина
«Домики, которые
построила природа»

6

0,5

5,5

Наблюдение
педагога

6

0,5

5,5

Выставка работ

2

2

0

2

2

0

Лепка
сюжетная
(чайный сервиз)
6.4.
6.5.
7

7.1.

Лепка животных
Лепка
на
тему
"Сказка колобок"
Знакомство с
творчеством
выдающихся
художников
Творчество
выдающихся
художников:
- И.И. Левитан
"Золотая осень"
"Весна - большая
вода";
- В.А. Серов
"Березовая роща";
- И.И. Бродский

Опрос

"Опавшие листья";
- Н.А. Пластов
"Первый снег";
К.А. Коровин
"Зимой";
- В.М. Васнецов
«Иван-царевич на
сером волке»,
«Алёнушка»,
«Снегурочка»
8

Экскурсии

4

0,5

3,5

9

Итоговые занятия

2

0

2

Опрос
Промежуточная
аттестация

К концу 1 года обучения дети будут знать:
- разнообразные материалы и выразительные средства, которыми пользуются
художники;
- виды художественной деятельности: рисование, живопись, композиция, лепка,
аппликация;
- художников, чье творчество связано с природой и сказочно-мифологической
тематикой: И.И. Левитана, В.А. Серова, И.И. Бродского, Н.А. Пластова, К.А.
Коровина, В.М. Васнецова.
- название основных цветов.
Будут уметь:
- пользоваться кистью, красками, массой для лепки, ножницами;
- полностью использовать площадь листа бумаги, изображать предметы
крупно;
- передавать выразительные особенности формы и размеры предмета (высокий,
и низкий, большой, маленький);
- подбирать краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
- находить цвета для изображения разных времен года;
- смешивать гуашевые краски, получать разнообразные цвета в соответствии
с настроением, передаваемым в работе;
- пользоваться графическими материалами (уголь, тушь, перо) добиваться
разного характера линий;
- лепить способом вытягивания из целого куска массы;
- передавать в рисунке вертикальное, горизонтальное, наклонное положение
предметов»;
- различать и передавать в рисунке на листе бумаги ближние и дальние
предметы (ближе - ниже, дальше - выше);
- доброжелательно обсуждать работу кружковцев.

Содержание программы 1 года обучения.
РАЗДЕЛ 1: "Вводное занятие" Введение в программу.
Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности. правилам
дорожного
движения, пожарной безопасности. Правила поведения обучающихся.
Правила
работы с карандашом, кисточкой, красками.
РАЗДЕЛ 2: "Рисунок. Знакомство с графикой".
Теория. Новые термины:
- эскиз, рисунок, графика, формы пропорции, симметрии, асимметрии.
- построение, вертикаль, горизонталь, верх, низ, набросок, блик.
Практическая работа.
Рисование с натуры фруктов, овощей, отдельных бытовых предметов.
Натюрморт
из 2-х предметов (кувшин, яблоко).
РАЗДЕЛ 3: "Живопись - искусство цвета".
Теория. Понятие о хроматической и ахроматической гамме красок,
эскизе, рисунке,
живописи. Знакомство с различными материалами (гуашь, акварель,
художественные кисти). Изображение плоских предметов локального цвета
Знакомство с новыми терминами: палитра, холодные и теплые цвета, блик.
Практическая работа.
Фрукты в цвете. Овощи. Осеннее дерево. Птицы в небе. Рыбы по памяти.
Елочные
игрушки. Зимний лес. Чайная чашка в цвете. Натюрморт (кувшин, яблоко).
Весенние цветы. Сказка "Домики 3-х поросят" Сказка "Колобок". Сказка "Гусилебеди".
РАЗДЕЛ 4: "Композиция"
Теория. Знакомство с новыми терминами (силуэт, компоновка).
Практическая работа: композиция на тему: "Птицы прилегают весной".
Новогодний хоровод. Зимний лес. На горке. Следы на снегу в лесу. Дождик на
улице. Птицы высоко в небе.
РАЗДЕЛ 5: "Декоративное искусство"
Теория.
Слушание народной музыки (плясовые, народные песни,
хороводы) пословиц, поговорок, сказок, притч о народном орнаменте,
традициях, обрядах, одежде, украшении жилища. Просмотр иллюстраций,
наглядных пособий.
Знакомство с новыми терминами: композиция, натюрморт, трафарет, орнамент.
Практическая работа: составлять цветовой узор. Орнамент в круге.
Орнамент в полосе. Декоративное рисование на хохломской росписи. Закладка
для книги. Сказочная птица.
РАЗДЕЛ 6. «ЛЕПКА»

Теория. Скульптура. Демонстрация работ прикладного искусства
предметов народных промыслов с изображениями народной игрушки.
(Городец, Дымково).
Практическая работа.
Лепка. Кто что хочет и как хочет.
Сюжетная (чайный сервиз)
Лепим животных.
Сказка «Колобок».
РАЗДЕЛ 7. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
Теория. Знакомство с творчеством русских художников:
- с работами выдающихся художников: И.И. Левитан, В.М. Васнецов, Н.А.
Пластов, В.А. Серов, И.И. Бродский, Н.А. Пластов, К.А. Коровин.
РАЗДЕЛ 8. ЭКСКУРСИИ.
Теория. Городской пейзаж:
Сквер осенью. Парк весной.
РАЗДЕЛ 9. ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
Промежуточная аттестация.

Учебный план 2 года обучения
№
п/п

Название раздела, темы

1

Вводное занятие
Инструктаж по технике
безопасности, охране
труда, правилам
дорожного движения,
пожарной безопасности.
Рисунок. Графика.

2

Количество часов
Всего Теория Практика
2

2

0

30

6,5

23,5

Формы
аттестации,
контроля
устный опрос

2.1.

Графический рисунок
«Фрукты»

2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога

2.2.

Графический рисунок
«Овощи»

2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога

2.3.

Натюрморт из трех
предметов

4

0,5

3,5

Наблюдение
педагога

2.4.

Рисуем с натуры стул

2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога

2.5.

Рисуем графический
«Комнатный цветок»

2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога

2.6.

Рисунок «Гипс»

2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога

2.7.

Рисуем с натуры
«Эмалированная чашка»

2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога

2.8.

По представлению
графический рисунок
«Дерево»
Графический рисунок
«Аллея парка» (по памяти).

2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога

2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога

2.10. Рисунок «Домашние
животные»

2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога

2.11. Фигура человека (наброски
с натуры)

4

0,5

3,5

Наблюдение
педагога

Человек сидит на стуле.
Графический рисунок с
натуры.
2.13. Гипс. Пирамида

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Викторина «Что
может
пластилин»
Наблюдение
педагога

2.9.

2.12.

3

Живопись

50

5,5

44,5

3.1.

«Осенний букет»

4

0,5

3,5

3.2.

«Комнатный цветок»

4

0,5

3,5

3.3.

6

0,5

5,5

3.4.

Сказки А.С. Пушкина
Инструктаж по технике
безопасности,
охране
труда, правилам дорожного
движения,
пожарной
безопасности.
Русские народные сказки

6

0,5

5,5

3.5.

«Пришла весна»

4

0,5

3,5

3.6.

«Скворечник»

4

0,5

3,5

3.7.

«Весенний букет»

4

0,5

3,5

3.8.

«Поле цветов»

2

0,5

1,5

3.9.

Натюрморт
(в
теплых
тонах) из трех предметов.

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

8

0,5

7,5

3.10.

Натюрморт (в холодных
тонах) из трех предметов.
3.11. «Портрет»

Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога

Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Игра «Теплые и
холодные цвета»
Наблюдение
педагога

4

Композиция

66

5

61

4.1.

Осень «Аллея парка»

6

0,5

5,5

Наблюдение
педагога

4.2.

«Осенний базар»

6

0,5

5,5

Наблюдение
педагога

4.3.

«Сказочное
дерево»

6

0,5

5,5

Наблюдение
педагога

4.4.

«Уборка урожая»

6

0,5

5,5

Наблюдение
педагога

4.5.

«На зимней
улице»

6

0,5

5,5

Наблюдение
педагога

4.6.

«На горке»

8

0,5

7,5

Наблюдение
педагога

4.7.

«Птицы прилетели»

8

0,5

7,5

Наблюдение

осеннее

городской

педагога
4.8.

«Весенний дождик»

4

0,5

3,5

Наблюдение
педагога

4.9.

«За грибами»

8

0,5

7,5

Наблюдение
педагога

8

0,5

7,5

5

«Сказочный осенний лес»
Декоративное искусство

Тест «Художник
изображает
настроение»

60

2,5

53

5.1.

Орнамент осетинский

10

0,5

9,5

Наблюдение
педагога

5.2.

Роспись на камнях.

20

0,5

15

Наблюдение
педагога

20

0,5

19,5

Наблюдение
педагога

4

0,5

3,5

Наблюдение
педагога

6

0,5

5,5

Викторина
«Что
может
линия»

6

6

0

2

2

0

7.2.
7.3.
8

Лепка
Изобразительное
искусство
Краткие сведения по
изобразительному
искусству
Русское искусство
Зарубежное искусство
Экскурсии

2
2
4

2
2
4

0
0
0

Тест по
изобразительному
искусству
опрос
опрос
опрос

9

Итоговое занятие

2

0

2

выставка

4.10.

5.3
Соленое тесто.
5.4.
Лепка из пластилина
5.5.
Аппликация «Орнаменты
народов мира»
6
7
7.1.

К концу 2 года обучения дети будут знать:
- основные отличия различных течений и направлений изобразительного
искусства;
- последовательность ведения работы по любому виду художественнотворческой деятельности: по рисунку, живописи, тематической или
декоративной композиции;
- простейшую систему ведущих теоретических понятий по изобразительной
грамоте (перспектива, светотень, цветоведение, композиция)

Будут уметь:
- активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в
работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на
темы и иллюстрирование, декоративно-прикладная работа);
- самостоятельно применять художественно выразительные средства (линия,
колорит, светотень, законы композиции и т д.), наиболее подходящие для
воплощения замысла;
-узнавать разнообразные пространственные объекты, их отдельные признаки и
отношения.
-выполнять рисунок-натюрморт.
-анализировать особенности строения птиц, животных.
Содержание программы 2-го года обучения
РАЗДЕЛ 1. Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности, охране труда, правилам
дорожного движения, пожарной безопасности
РАЗДЕЛ 2. Рисунок.
Теория. Новые термины: штрих, набросок, построение, кратковременный
рисунок.
Практическая работа.
Графический рисунок, фрукты, овощи, натюрморт из 3-х предметов, стул (с
натуры). Комнатный цветок. Эмалированная кружка. Дерево. Аллея парка.
Домашние животные. Фигура человека (наброски с натуры). Человек сидит на
стуле. Гипс. Пирамида.
РАЗДЕЛ 3. Живопись.
Теория. Цвет – язык живописи. Ключевые слова: холодный цвет, цветовая
гамма, насыщенность, дополнительные цвета. Репродукции картин русских
художников (И. Репин "Бурлаки на Волге", И. Левитан "Золотая осень",
"Вечерний звон", А. Венецианов "Крестьянская девушка", М. Врубель
"Царевна-Лебедь")
Практическая работа:
«Осенний букет», «Скворечник», «Пришла весна», «Весенний букет», «Поле
цветов», «Натюрморт из 3-х предметов (в теплых тонах)», «Натюрморт из 3-х
предметов (в холодных тонах)», «Комнатный цветок», «Портрет»
РАЗДЕЛ 4. Композиция.
Теория. Понятия: «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная
композиция». Новые термины: этюд, натура, зарисовка.
Практическая работа. Рисунки: «Аллея парка», «Осенний базар»,
«Сказочное осеннее дерево», «Уборка урожая», «Сказочный осенний лес» «На
зимней городской улице», «На горке», «Птицы прилетели», «Весенний
дождик», «За грибами»
РАЗДЕЛ 5. Декоративное искусство
Теория. Виды росписи. Народные промыслы (Палех, Гжель, Хохлома).

Слушание народных сказок, пословиц, поговорок, народной музыки.
Знакомство с новыми терминами: эскиз, ритм, панно, оживка.
Практическая работа.
Выполнение декоративных работ. Орнамент (осетинский). Роспись на камнях.
Соленое тесто.
РАЗДЕЛ 6. Лепка.
Не изучается.
Раздел 7. Изобразительное искусство
Теория. Великие художники и мастера декоративно-прикладного
творчества: А.К. Саврасов «Грачи прилетели», В.М. Васнецов «Аленушка»,
Т.Н. Яблонская «Хлеб», М.Б. Греков «Конармейская тачанка», Рафаэль
"Сикстинская Мадонна", Рембрандт "Возвращение блудного сына".
произведения народного декоративно-прикладного искусства.
РАЗДЕЛ 8.
Экскурсии. Экскурсия в Парк «Победы»
РАЗДЕЛ 9.
Итоговые занятия.
Промежуточная аттестация.

Учебный план 3 года обучения
№
п/п

Название
темы

1

Вводное занятие.
Инструктаж
по
технике безопасности.
Рисунок.

2
2.1.

2.2.

2.3.
2.4.

раздела,

Графический рисунок,
Рисование
бытовых
предметов
Рисование
архитектурных
зарисовок (графика)
Графический
«Чайник»

рисунок

Рисуем
человека

фигуру

2.5.

Количество часов
Всего Теория Практика
2

2

0

30

4,5

25,5

6

0,5

5,5

Наблюдение
педагога

6

0,5

5,5

Наблюдение
педагога

2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога

6

0,5

5,5

Наблюдение
педагога

2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога

2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога

«Гипс»
2.6.

Формы
аттестации,
контроля
устный опрос

«Кувшин»
2.7.

Рисование
«Ведро»

натуры

2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога

2.8.

Рисование с натуры
«Ковш»
Рисование растения в
горшке
Живопись

2

0,5

1,5

Игра «Юный
художник»

2

0,5

1,5

50

6,5

43,5

Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога

4

0,5

3,5

Наблюдение
педагога

4

0,5

3,5

Наблюдение
педагога

4

0,5

3,5

Наблюдение
педагога

4

0,5

3,5

Наблюдение
педагога

2

0,5

1,5

Наблюдение

2.9.
3

с

3.1.
Фрукты на блюде
3.2.
3.3.

3.4.
3.5.

«Осенний букет»
Натюрморт из 3-х
предметов (в теплых
тонах)
Коробка с красками и
банка с кистями
«Комнатный цветок»

педагога
2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога

4

0,5

3,5

Наблюдение
педагога

8

0,5

7,5

Наблюдение
педагога

Натюрморт
(кувшин,
чайник, лимон)

6

0,5

5,5

Наблюдение
педагога

Зарисовки с натуры
(природа, стадо)
3.11. Инструктаж по технике
безопасности, охране
труда,
правилам
дорожного движения,
пожарной
безопасности.
Иллюстрация к сказке о
царе Салтане
3.12.
Рисование на тему
«Наступление весны»
3.13. Рисование с натуры
«Растение в горшке и
эмалированная кружка»
4
Композиция

4

0,5

3,5

Наблюдение
педагога

4

0,5

3,5

Опрос,
наблюдение
педагога

2

0,5

1,5

Игра «Юные
таланты»

2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога

66

3

63

4.1.

«В лес по грибы»

12

0,5

11,5

Наблюдение
педагога

4.2.

«Пришла зима»

10

0,5

9,5

Наблюдение
педагога

4.3.

«Звери выступают в
цирке»

12

0,5

11,5

Наблюдение
педагога

4.4.

«Новогодние
каникулы»

12

0,5

11,5

Наблюдение
педагога

4.5.

«Цветок комнатный на
окне»

10

0,5

9,5

Наблюдение
педагога

4.6.

«Весенний дождик»

10

0,5

9,5

Викторина
«Веселая
палитра»

3.6.

Иллюстрации
к
рассказам о животных

3.7.
3.8.

3.9.

«Чайный сервиз»
Работа
с
натуры
отдельных предметов
(ковш, самовар, блюдо)

3.10.

60

2,5

57,5

12

0,5

11,5

5.2.

Декоративное
искусство
Составление узора для
тарелочки
Сказочная птица

12

0,5

11,5

5.3.

Сказочная веточка

12

0,5

11,5

5.4.

Узоры для полоски из
геометрических фигур

12

0,5

11,5

Квест-игра
«Город
мастеров»

5.5.

Узоры для ковра
(в квадрате)
Лепка

12

0,5

11,5

Наблюдение
педагога

-

-

-

Изобразительное
искусство

2

2

0

2

2

0

8

Краткие сведения по
изобразительному
искусству
Экскурсии

4

4

0

9

Итоговое занятие

2

0

2

5
5.1.

6
7
7.1.

Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога

Викторина
«Угадай
художника по
картине»
Наблюдение
педагога
Выставка;
итоговая
аттестация

К концу 3 года обучения дети будут знать:
- основные отличия различных течений и направления изобразительного
искусства;
-последовательность ведения работы по любому виду художественнотворческой деятельности (по рисунку, живописи, тематической и
декоративной композиции)
-простейшую
систему
ведущих
теоретических
понятий
по
изобразительной грамоте (перспектива, светотень, цветоведение,
композиция)
Будут уметь:
- связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом
изображения.
- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки.
- сознательно размещать изображение предметов и действующих лиц в
пейзаже и интерьере с учетом пространства и наблюдательной перспективы.
- работать над композицией на темы из окружающей жизни.

Содержание программы 3 года обучения
РАЗДЕЛ 1: Вводное занятие
Инструктаж по технике безопасности.
РАЗДЕЛ 2: Рисунок
Теория. Ключевые слова: перспектива, рисунок, контур, пропорции, линия,
штрих.
Практическая работа.
Рисование бытовых предметов. Рисование архитектурных зарисовок, рисование
бытовых предметов, графический рисунок "Чайник", фигура человека, гипс,
кувшин, ведро, ковш, растение в горшочке.
РАЗДЕЛ 3. Живопись
Теория. "Живопись как вид изобразительного искусства".
Виды живописи (станковая и монументальная).
Ключевые слова: холодный цвет, насыщенность, цветовая гамма,
дополнительные цвета.
Знакомство с репродукциями великих русских и зарубежных художников:
И.Репин "Бурлаки на Волге",
И.Левитан "Золотая осень", "Вечерний звон",
Рафаэль "Сикстинская Мадонна",
Рембрандт "Возвращение блудного сына",
А.Венецианов "Крестьянская девушка",
М.Врубель "Царевна-Лебедь".
Практическая работа:
Фрукты на блюде. Осенний букет. Натюрморт из 3-х предметов (в теплых
тонах). Коробка с красками и банка с кистями. Комнатный цветок.
Иллюстрация к рассказам о животных. Чайный сервиз. Работа с натуры
отдельных предметов (ковш, самовар, блюдо) Наступление весны. Растение в
горшке и эмалированная кружка
РАЗДЕЛ 4. Композиция
Теория. Композиция в изобразительном искусстве.
Новые слова: этюд, натура, зарисовка.
Практическая работа:
В лес по грибы. Пришла зима. Звери выступают в цирке. Новогодние каникулы.
Цветок комнатный на окне. Весенний дождик.
РАЗДЕЛ 5. Декоративно-прикладное искусство.
Теория. Виды и особенности декоративно-прикладного искусства
Ключевые слова: народное искусство, народный мастер, стилизация, контур,
традиционная технология, орнамент.

Практическая работа: Составление узора для тарелочки (самостоятельно).
Сказочная птица. Сказочная веточка. Узор для полоски из геометрических
фигур. Узор для ковра (в квадрате).
РАЗДЕЛ 6. Лепка
Не изучается.
Раздел 7. Изобразительное искусство.
Широкое и целенаправленное знакомство обучающихся с лучшими
произведениями изобразительного искусства.
Беседа об искусстве:
-западноевропейском;
-искусство средних веков: произведения выдающихся мастеров Древней
Греции;
-эпоха итальянского Возрождения - Микеланджело, Леонардо да Винчи,
Рафаэль, Тициан;
РАЗДЕЛ 8.
Экскурсии. Выставка работ Моздокских художников в РДК.
РАЗДЕЛ 9.
Итоговая аттестация (выставка)

Планируемые результаты
Личностные:
- формировать способности к самоорганизации;
- формировать культуру общения и поведение в социуме;
- формировать: трудолюбие, добросовестное отношение к делу,
инициативность, любознательность, уважение к чужому труду и результатам
труда;
- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию разных
народов.
Метапредметные:
- формировать потребность в самостоятельности, ответственности, активности
и саморазвитии;
- формировать умение работать в коллективе;
- развивать умение управлять своей деятельностью, контролировать,
анализировать;
- формировать и развивать умения логических операций (суждение,
обобщение, сравнение);
- расширять культурный кругозор обучающихся.
Образовательные (предметные):
- способствовать овладению обучающимися специальной терминологии;
- формировать познавательный интерес к декоративно – прикладному
творчеству;
- формировать навыки работы с разнообразными материалами, соблюдения
техники безопасности при работе и организации рабочего места;
Предметные результаты.
Будут знать:
 основные отличия различных течений и направления изобразительного
искусства;
 последовательность ведения работы по любому виду художественнотворческой деятельности (по рисунку, живописи, тематической и
декоративной композиции)
 простейшую
систему
ведущих
теоретических
понятий
по
изобразительной грамоте (перспектива, светотень, цветоведение,
композиция)
Будут уметь:
 активно использовать теоретические знания основ изобразительной
грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с
натуры, на темы и иллюстрирование, декоративно-прикладная работа,
дизайн)
 самостоятельно
применять художественно-выразительные средства
(линия, колорит, светотень, законы композиции, перспективы и т.д.),
наиболее подходящие для воплощения замысла;
 выполнять рисунок-натюрморт;
 уметь анализировать особенности строения птиц, животных.

Личностные результаты
 грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
 организовывать и содержать в порядке рабочее место;
 проявлять доброжелательность, чувство товарищества, чувство личной
ответственности по отношению к окружающим.
Формы контроля. Аттестация.
Входная аттестация проводится в начале учебного года (сентябрьоктябрь) для определения уровня подготовки вновь прибывших обучающихся
при зачислении их на 2-й и 3-й год обучения.
Форма проведения – собеседование.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого
учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по
изучаемой теме и на формирование практических умений.
Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год, в конце 1 и 2
полугодия в форме собеседования и выставочной творческой работы. Контроль
знаний, умений и навыков осуществляется в формах:
 творческое задание;
 игровое задание;
 выставка работ или участие в конкурсе;
 опрос, беседа;
 самостоятельная работа;
 наблюдение:
 диагностическое анкетирование или тестовое задание по теме в
ходезанятия;
 практическая работа.
В практической деятельности результативность
оценивается
количеством, а также качеством выполнения творческих работ.
Итоговая аттестация может быть осуществлена в форме выставки,
презентации творческих работ учащихся.
В течение всего года на каждом занятии проходит обсуждение работ,
где отмечаются лучшие по цвету, композиции, замыслу исполнения. В
конце изучения темы проходят итоговые занятия в форме игрыпутешествия, сказки, выставок детского творчества по пройденной теме.
В апреле ежегодно проходит отчёт объединения в форме выставки
рисунков в фойе Дворца культуры
Итоговая аттестация проводится в конце обучения по программе.
Критерии оценки достижения планируемых результатов.
Критериями оценки уровня освоения программы являются:
− соответствие уровня теоретических знаний обучающихся программным
требованиям;
− свобода восприятия теоретической информации;

− самостоятельность работы;
− осмысленность действий;
− разнообразие освоенных технологий;
− соответствие практической деятельности программным требованиям.
Полученные данные заносятся в таблицу (Таблица № 1)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Фамилия, имя
обучающегося

Низкий
уровень

Средний
уровень

Таблица № 1
Высокий
Примечания
уровень

Итоги:
Дата проведения.

Подпись педагога

Технология определения учебных результатов ребенка по дополнительной
образовательной программе « ИЗО» приведена в Приложении 1 к Программе.
Критерии оценки по уровню выполнения работы приведены в Приложении 2.
Оценочные материалы для определения уровня владения специальными
художественно-изобразительными знаниями – см. в Приложение 3.

Методические материалы.
№
Наименование элементов перечня
п/п
1.
«Осетинский орнамент» Б.Андиев, Р. Андиева, Северо-Осетинское
книжное издательство, 1960
2.
Иллюстрации художников (альбом)
3.
Хохломская роспись
https://www.prodalit.ru/tov/17a30def5f47431499a957ba818d2916
4.
Наглядное пособие. Цветовой круг. Изобразительное искусство и
методика его преподавания. Н.М. Сокольников, М., 1999
5.
Коллекции детских творческих работ, выполненных на высоком
художественном уровне.
6.
Игры: «Изобразить круг треугольниками или квадратами»; «Теплые и
холодные цвета»; «Юный художник»; «Художник изображает
настроение»; «Юные таланты»; квест-игра «Город мастеров», игровая
гимнастика (рисунок в воздухе). Викторины: «Разноцветные краски»;
«Времена года»; «Красоту нужно замечать»; «Домики, которые построила
природа»; «Что может пластилин»; «Что может линия»; «Веселая
палитра»; «Угадай художника по картине»
7.
Предметы натюрмортного фонда:
предметы быта:
- стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда,
салатницы);
- деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);
- металлические (самовары, чайники, утюги, ложки);
- керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).
Предметы декоративно-прикладного искусства:
- сундучки, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы
народной игрушки; жостовские подносы, гжельская посуда, керамические
предметы.
Природные элементы:
- букеты из сухоцветов, искусственные цветы, листья, набор камней.
Муляжи, плоскостные фигуры:
- грибы, фрукты, овощи.
Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом,
ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).
Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты, головы с
античных слепков).

Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
• столы;
• стулья; учебная доска; мольберт (для учителя); стаканчики для воды (по
количеству учащихся); клеёнка на столы (15 шт.); муляжи фруктов и овощей
для натюрмортов; подставка для натюрмортов; объёмные геометрические тела;
• кисти (№ 1-9);
• ножницы;
• стеки для пластилина;
• карандаши (Т, ТМ, М);
• цветные карандаши и фломастеры;
• ластики;
• кисть для клея; гуашевые краски; цветные мелки, уголь; калька белая и
цветная; бумага для набросков и гуаши; цветная бумага и картон; пластилин;
клей ПВА; мел (белый и цветной).

Информационное обеспечение
Нормативно-правовые документы
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р;
- Изменения, внесённые
в Концепцию развития дополнительного
образования детей до 2030 года, утверждённые распоряжением
Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля
2022года года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарноэпидемиологических
правил
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на 21 марта 2022
года).
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.02.2022 №4 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические
правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции
(covid-19)», утверждённые Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от
04.02.2022-Действует с 06.02.2022 г.
-Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года, «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012 года.

Список литературы
1.Кузин B.C. Изобразительное искусство, Издательство «Учитель», 2007 г.
2.Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3
классах. Издательство «Просвещение», 1979 г.
3.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания
в начальной школе. Издательство Москва «Просвещение». 1999 г.
4.Унковский А.А. Вопросы колорита. Издательство Москва «Просвещение».
1980 г.
5.Шагаева Г.А. Учимся рисовать. Издательство Москва «Просвещение».2006 г.
6.Шпикалова Т.П. Изобразительное искусство (пособие для учителей).
Издательство Москва «Просвещение». 1981 г.
7.Шпикалова Т.П. Народное искусство на уроках декоративного рисования.
Издательство Москва «Просвещение». 1979 г.

Интернет-ресурсы:
1.Инфоурок. Урок «Что такое живопись». (Электронный ресурс). Режим
доступа: https://infourok.ru/urok-zanyatie-chto-takoe-zhivopis-375832.html.
2.Контент-платформа Panda.ru. Развитие способности эмоционального
восприятия художественного образа картины в процессе обучения
изобразительному искусству. (Электронный ресурс). Режим доступа:
http://panda.ru/text/79/340/25141.hph
3.http://www.smirnova.net/ Гид по музеям мира и галереям (материалы по
искусству, статьи)
4.http://jivopis.ru/gallery/
художников.

Картинные

галереи

и

биографии

русских

Приложение 1
Технология определения учебных результатов ребенка
по дополнительной образовательной программе « ИЗО»
Показатели
(оцениваемые
параметры)

1.1.
Теоретические
знания (по
основным
разделам
учебного плана
программы)

1.2.Владение
специальной
терминологией

Критерии

Степень
выраженности
оцениваемого
качества
1. Теоретическая подготовка ребенка
Соответствие
низкий уровень
теоретических
(ребенок овладел
знаний ребенка
менее чем ½
программным
объема знаний,
требованиям
предусмотренных
программой);
средний уровень
(объем усвоенных
знаний составляет
более ½;
высокий уровень
(ребенок освоил
весь объем знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный
период)
Осмысленность и низкий уровень
правильность
(ребенок,
как
использования
правило, избегает
специальной
употреблять
терминологии
специальные
термины);
средний уровень
(ребенок сочетает
специальную
терминологию с
бытовой);
высокий уровень
(специальные
термины
употребляет
осознанно и в
полном
соответствии с их
содержанием)

Методы
диагностики

Наблюдение,
тестирование
др.

Собеседование

и

1.3.Интересуется
декоративноприкладным
творчеством

2.1.Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным
разделам
учебного плана
программы)

2.2.Творческие
навыки

низкий уровень
(ребёнок не
проявляет интерес
к декоративно –
прикладному
творчеству);
средний уровень
(ребенок
довольствуется
полученными
знаниями);
высокий уровень
(ребёнок проявляет
активный интерес к
декоративноприкладному
творчеству)
2. Практическая подготовка ребенка
Соответствие
низкий уровень
практических
(ребенок овладел
умений и навыков
менее чем ½
программы
объема знаний,
предусмотренных
умений и навыков);
средний уровень
(объем усвоенных
умений и навыков
составляет более
½);
высокий уровень
(ребенок овладел
практически всеми
умениями и
навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный
период)
Креативность в начальный
выполнении
(элементарный)
практических
уровень развития
заданий
креативности
(ребенок в
состоянии
выполнять лишь
простейшие
практические
задания педагога);

Викторина

Творческое
задание

Игровое задание

репродуктивный
уровень
(выполняет
в
основном задания
на основе образца);
творческий
уровень (выполняет
практические
задания с
элементами
творчества)
3. Обще-учебные умения и навыки ребенка
3.1. Учебно-коммуникативные умения:
3.1.1. Умение
Адекватность
Собеседование
низкий уровень
слушать и
восприятия
учащийся
слышать педагога информации,
невнимателен, не
идущей от
воспринимает
педагога
информацию от
педагога;
средний уровень
воспринимает не
всю информацию;
высокий уровень
хорошо
воспринимает
информацию и
выполняет задания.
3.2. Учебно-организационные умения и навыки:
3.2.1. Умение
Способность
Уровни
–
по Наблюдение
организовать свое самостоятельно
аналогии с п. 3.1.1.
рабочее
готовить
свое
(учебное) место
рабочее место к
деятельности
и
убирать его за
собой
3.2.2. Умение
Аккуратность и Уровни
–
по Наблюдение
аккуратно
ответственность аналогии с п. 3.1.1.
выполнять работу в работе
4. Уровень воспитанности обучающихся
4.1.1.Умение
Наблюдение
низкий уровень
вести себя в
(учащийся не
коллективе,
умеет: вести себя в
сопереживать
коллективе детей,
другим, замечать
переживать за
и различать
остальных детей,
прекрасное,
замечать и
трудолюбие и
различать

отношение к
чужому труду

прекрасное вокруг,
оценивать свои
способности,
не уважает чужой
труд);
средний уровень
(ведёт себя ровно,
но иногда
получает замечания
за поведение, к
детям относится
неодинаково, не
всегда замечает
прекрасное,
безинициативен);
высокий уровень
(обучающийся
дисциплинирован,
хорошо знает
правила этикета,
активен и
инициативен,
трудолюбив, умеет
правильно
оценивать свои
способности и
других детей)

Приложение 2.
Критерии оценки по уровню выполнения работы
Параметры
Низкий уровень
1.Уровень
Иллюстраци и
эмоциональной рассматривает
отзывчивости. бегло, без эмоций.

Средний уровень
Высокий уровень
Проявляет интерес и Проявляет
желание изучать
устойчивый интерес
произведения
к общению с
книжной графики, прекрасным,
но эмоции
испытывает радость
выражены слабо.
от встречи с ним,
понимает
содержание.
2.Использова Линия напряжена с Линия уверенная с Линия уверенная,
ние средств
сильным нажимом. нажимом.
нажим ослаблен или
выразительнос
линия уверенная,
ти.
нажим варьируется
по необходимости.
3.Рисунок.
Изобразител ьные
Легко справляется с Уверенно выполняет
способности
заданием по показу, задания,
развиты слабо.
но
ориентируясь на
самостоятельно
указания педагога,
действовать
использует как
затрудняется,
усвоенные приёмы,
чувствует себя
так и новые,
неуверенно.
оригинальные
приёмы рисования.
4.Цвет.
Знает
Различает все цвета, Различает все цвета
ахроматические
умеет соединять их, и оттенки, уверенно
цвета, путает
но на практике
работает с красками,
основные,
использует
соединяет несколько
закрашивает
соединения цветов цветов для
предмет стандартно, редко, по подсказке выразительности,
пользуется
взрослого;
освещенности,
штампами, навыки окрашивает предмет индивидуальных
работы красками
стандартно, без
особенностей,
развиты слабо.
учета освещенности использует
и индивидуальных несколько цветов
различий.
для передачи
эмоц.состояния.
5.Композиция. Не пытается
Находит
удачное Находит удачное
использовать
расположение
масштабное
композицию как
изображённому
решение,
средство
предмету,
но устанавливает
выразительности.
изображение
композиционное
слишком мало или равновесие,
велико.
выделяет

смысловой центр.
6.Наличие
При выполнении
Содержание
Содержание
воображения. задания нуждается в рисунков
рисунков базируется
помощи, рисунки
базируется на
на наблюдениях,
повторяют друг
наблюдениях,
жизненных
друга.
жизненных
впечатления х; явно
впечатлениях; явно выражено
выражено
стремление к тому
стремление к тому чтобы рисунки не
чтобы рисунки не повторяли друг
повторяли друг
друга. Применяет
друга.
фантазию,
оригинальность,
использует цвет для
выразительности.
7.Наличие
Не уверен в выборе Самостоятелен в
Задание выполняет
самостоятельно содержания,
выборе содержания, уверенно,
сти и
эмоциональное
но рисунок
использует
эмоциональнос отношение не
статичен,
знакомые способы
ти.
выдержано.
ребенок доволен
выразительности,
результатом своей рисунок
работы.
эмоционален,
переданы жесты,
мимика , движения,
эмоциональное
состояние природы,
объективно
оценивает результат
деятельности.

Приложение 3.
Контрольно-измерительные материалы.
Оценочные материалы для определения уровня владения
специальными художественно-изобразительными знаниями.
Текущая диагностика.
1.Выполни задание:
- нарисуй на листе геометрические фигурки, которые ты знаешь.
- посмотри на нарисованные тобой геометрические фигуры, из каких можно
сконструировать домик. Нарисуй домик.
- ты видишь 5 прямоугольников. Аккуратно раскрась их краской
соответствующего цвета:
- первый - красным цветом, второй - желтым, третий - синим, четвертый зеленым,
пятый - коричневым.
- раскрась кружочек своим любимым цветом.
2.Выполни задание. Линии:
- нарисуй простым карандашом прямые вертикальные линии, горизонтальные,
наклонные,
волнистые, спиральку.
- теперь сделай тоже самое, но кисточкой и красками.
3.Вопросы для опроса:
Какие предметы нужны для рисования?
Какие семь цветов радуги вы знаете? Назовите их последовательно.
Какие основные три цвета вы знаете?
Какие цвета называют составными и почему? Назовите их.
Какие цвета называют теплыми? Холодными?
Как получить серый, розовый, голубой цвет?
Какие два положения формата вы знаете?
4.Анализ рисунка:
- изображения достаточной величины, уверенно нарисованы без множественных
исправлений.
- красками работает аккуратно, минимально выходит за линию контура.
- проявляет самостоятельность и творческий подход.
Вопросы для собеседования:
- что интересного ты узнал о цвете и красках?
- что изображает художник, когда рисует (натюрморт, пейзаж)
- когда мы добавляем в краску белый цвет, что происходит, высветление или
утемнение
цвета?
- что такое отпечаток и чем можно выполнять отпечатки?

Карточки задания:
Раздели картинки на две группы: 1- натюрморты, 2- пейзажи (найти лишнюю
картинку, которая не подходит этим жанрам)

Раскрась рыбку, используя теплые цвета.

Вопросы:
- можно ли цветом передать настроение?
- что такое орнамент, узор? В каких фигурах можно выполнять орнамент? Разновидности
орнамента?
Просмотр работ, вопросы для самоанализа:
- нравится ли тебе, как ты выполнил работу? Что у тебя получилось более удачно?
- достаточного ли размера у тебя изображение?
- аккуратно ли ты работал красками?
- в чем были затруднения при рисовании?
Вопросы:
- что такое декоративно-прикладное искусство, в чем заключается его применение?
- что такое сувенир?

Карточки-задания на определение творческой фантазии:
- нарисуй узор на новогоднем шарике.
- укрась узорами снежинку.
Карточки задания:
- дорисуй по схеме фигурку животного.
- найди правильный рисунок зайчика, где все его части соответствуют правильным
пропорциям (размерам).
- определи, какие жанры представлены на картинах (пейзаж, натюрморт, декоративная
картина, анималистический жанр, иллюстрация)
Творческие задания:
Ты видишь нарисованный круг. Придумай и дорисуй к этому кругу детали и создай
изображение, которое подскажет тебе фантазия.

Тест.
- определи, на каких картинках изображены изделия с хохломской росписью. Ненужные
изображения закрой бумажными квадратиками.
- определи, на каких картинках изображены изделия с городецкой росписью. Ненужные
изображения закрой бумажными квадратиками.
- определи, на каких картинках изображена дымковская игрушка. Ненужные
изображения закрой бумажными квадратиками.

Хохлома

Городец

Дымковская
игрушка

Найди сказочных птиц.
Положи красный бумажный кружочек
на ненужные изображения.

Вопросы:
- что рисует художник – маринист?
- в какой последовательности следует работать над пейзажем? Что такое перспектива?
- чем отличается декоративный натюрморт от живописного?
Творческое задание: С помощью аппликации составь сюжетную картину, выдели в ней
главное и то, что дополняет сюжет.
Тест: Раздели картины по общим признакам (жанрам, сюжетам) Пейзаж отметь красным
кружочком, натюрморт - синим, иллюстрацию – желтым, декоративно-прикладное
творчество –зеленым, графический рисунок-черным.

Тест: Перед тобой табличка с цифрами. Цифра, это номер вопроса, который я буду
задавать. Рядом с номером вопроса вы будете писать ответ символами. Ответ ДА ставите плюс (+), ответ НЕТ-ставите минус (-)
- нравится ли тебе заниматься в нашем объединении рисованием?
- с желанием ли ты приходишь на занятия?
- с хорошим настроением уходишь с занятий? (хорошее +, плохое -, разное
+ -)
Любишь ли ты работать красками?
Любишь ли ты лепить?
Понятно ли для тебя, когда педагог объясняет задание?
Как ты думаешь, умеешь ли ты внимательно слушать педагога?
Как ты оцениваешь свои работы? (нравятся +; не нравятся -)
Много ли у тебя здесь друзей?
Есть ли у тебя желание продолжить обучение рисованию на следующий
год?
1
2
3
4
5

+
+
++
_

6
7
8
9
10

+
+
+
+

Творческие задания:
- раскрась сердечко, подбирая краски своего настроения, в данный момент.
- прослушай музыку. Выбери из разноцветных карточек те цвета, которые
соответствуют
восприятию этой музыки. Выложи на столе узор из этих цветных
полосок (карточек)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».