Пояснительная записка
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного
эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и
физического развития. Танец органично сочетает в себе различные виды искусства,
в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Танец —
вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных
пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела.
Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой
находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции.
Направленность программы: художественная
Актуальность программы: Танец органично сочетает в себе различные
виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства,
фольклор. Усвоение азбуки классического танца дает культуру исполнения, без
которой немыслим любой сценический танец, к этому прибавляется умение
слушать и слышать музыку, строя свои действия с ее ритмами, темпами, стилем,
настроением. Развиваются художественные способности, творческий подход,
эмоциональное восприятие и образное мышление, происходит подготовка
личности к постижению других видов творчества, формированию стремления к
воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Отличительной особенностью программы 2 уровня является то, что она
составлена для детей, имеющих начальную хореографическую подготовку
(базовый уровень). Обучающиеся должны пройти весь курс 1 (базового) уровня. На
2 уровень могут поступить обучающиеся после предварительного просмотра и
оценки уровня подготовки – знаний, навыков, умений, которыми владеет
учащийся. На втором уровне изучаются более сложные движения классического
танца, в основном на середине зала, совершенствуются движения народносценического танца, появляется такой вид деятельности, как импровизация.
Увеличивается количество часов на постановочную работу, так как обучающиеся
постоянно принимают
участие в различного уровня конкурсах, массовых
мероприятиях, проводимых в городе, районе, республике.
Адресат программы: дети от 12 до 17 лет.
Уровень освоения программы – продвинутый.
ЦЕЛЬ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ: - формирование навыков танцевальноисполнительской культуры учащихся для осуществления социально-значимой
творческой деятельности, развитие музыкально-эстетического вкуса через
искусство танца, развитие мотивации личности, пробуждение интереса к
танцевальному искусству других народов, содействие росту общей культуры.
ЗАДАЧИ:
Образовательные –
Изучение более сложных движений классического танца;
формировать систему знаний по народно-сценическому танцу;
продолжить знакомство с историей хореографического искусства;
обучить актерскому мастерству
Развивающие продолжить физическое развитие обучающихся, укреплять здоровье
детей; к познанию и творчеству; а также прививание любви к
народному творчеству
формировать мышечный корсет;
развивать координацию движений, гибкость и пластику;
совершенствовать двигательные навыки
развивать выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем
организма;
Воспитывающие_ организовать досуг участников ансамбля
научить работать и взаимодействовать в коллективе;
воспитывать взгляды и черты характера в соответствии с развитием
общества
способствовать формированию эстетических качеств личности.
Категория обучающихся: мальчики и девочки от 12 до 17 лет, не
имеющие противопоказаний к занятиям хореографии. Справка от врача
обязательна.
Количество обучающихся: 12 человек минимум, 20 человек максимум.
Срок реализации – 5 лет.
Объём программы – 1080 часов, 216 часов в год.
Язык реализации программы: обучение по программе осуществляется на
русском языке в соответствии со ст.14 ФЗ-273 и Уставом МБУДО
Моздокского ЦДТ.
Форма обучения: очная
Методы обучения:
словесные (описание, объяснение, беседа);
наглядные (фотографии, иллюстрации, видеозаписи, показ движений
педагогом);
практические (репродуктивные, самостоятельная работа,
сравнительный
анализ, самоконтроль).
речевое общение с детьми; правильная ориентация движения на
площадке (к стене, к двери, в центр, из центра);
речь, опережающая события;
речь, подтверждающая действия;
синхронное и зеркальное восприятие;
перевод из одного пространства в другое (приучение детей
ориентированию на разных площадках – в классе, на сцене; ощущению
группового и индивидуального пространства);
использование различных типов восприятия детьми изучаемого
материала;
обращение внимания на индивидуальную культуру исполнения
(замечать способности каждого ребенка);
Форма реализации образовательного процесса – традиционная.
Организационная форма обучения – групповые, подгрупповые,
индивидуальные, репетиционные занятия, разновозрастные группы.
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа;
Сводный учебный план
№
1
2
Раздел
программы
Вводные занятия.
Инструктаж
по технике безопасности.
Основы классического
танца.
Количество часов
1 г.
2 г.
3 г.
4 г.
5г.
2
2
2
2
2
106
106
36
36
104
3
Партерная гимнастика.
40
40
40
40
40
4
Основы народного
танца.
Постановочная работа.
20
18
18
------
-----
41
41
41
69
69
2
2
2
2
-----
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
-
-
62
62
216
216
216
216
5
6
7
8
9
Беседы (по истории
хореографического
искусства)
Беседы
Итоговые занятия.
Танцевальная импровизация
Всего:
216
№
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Наименование разделов и тем
Всего Теор Прак
часов .
т.
Форма
аттестации и
контроля
Теоретическое занятие;
зачет;
2.
3.
3.1
3.2
3.3
4.
4.1
Вводное занятие: инструктаж по
технике безопасности.
Ритмика.
Основы классического танца.
Экзерсис у станка.
Экзерсис на середине зала.
Аллегро.
Партерная гимнастика.
Упражнения из положения стоя.
4.2
Упражнения из положения сидя.
5
1
4
4.3
5
1
4
6
1
5
Практическое занятие;
Наблюден
4.5
Упражнения из положения лежа на
спине.
Упражнения из положении лежа на
животе
Упражнения лежа на боку.
4
1
3
4.6
Упражнения стоя на четвереньках
2
4.7
4
4.8
Комплекс упражнений, выученных
ранее.
Упражнения, развивающие гибкость.
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
2
2
4.9
Упражнения, развивающие растяжку.
2
2
1.
4.4
4.10 Упражнения, развивающие
выворотность.
4.11 Обобщение и закрепление пройденного
материала.
5.
Основы народного танца.
5.1 Башкирский танец.
5.2 Татарский танец.
6.
Беседы по истории
хореографического искусства.
6.1 Реформатор балета Ж.Ж.Новер., Жан
Доберваль, Сальваторе Вигано.
6.2 Самоопределение русского балета
И.Вальберх., Шарль Дидло
7.
Постановочная работа.
8.
Итоговые занятия
ВСЕГО:
2
2
104
46
40
18
40
4
12
6
4
2
7
1
92
40
36
16
33
3
4
2
1
1
2
20
10
10
2
44
4
216
4
2
2
2
3
3
Практическое занятие;
Практическое занятие;
Практическое занятие;
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
Практическое занятие;
Наблюден
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
2
Творческий этюд;
16
8
8
Практическое занятие;
Практическое занятие;
1
Беседа, рассказ;
1
Беседа, рассказ;
3
2
26
41
2
190
Практическое занятие;
Аттестация;
Содержание программы первого года обучения
Раздел № 1. Вводное занятие.
Организационный сбор. Встреча с детьми. Обсуждение планов на будущий
учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел № 2. Основы классического танца.
1. Battements tendus pour batterie
2. demi rond de jambe на 45 градусов en dehors et en dedans
3. Battements double frappes на полупальцах
4. Battements fondus на 45 градусов на полупальцах
5. rond de jambe en l,air en dehors et en dedans на всей стопе на 45
градусов
6. Battements sur le cou-de-pied на полупальцах
7. Battements developpes на demi plie
8. Grand battements jete во всех позах
9. Экзерсис на середине зала: battements tendus в малых и больших позах
10. Экзерсис на середине зала: battements tendus jete в ьалых и больших позах
11. Вращение на двух ногах в 5 позиции на полупальцах на месте
12. Экзерсис на середине зала: double battements tendus по 2 п.
13. Экзерсис на середине зала: rond de jambe par terree en dehors et en dedans
14. Экзерсис на середине зала: battements frappes и battements double frappes
носком в пол
15. Экзерсис на середине зала: battements relevelents
16. Экзерсис на середине зала: battements developpes
17. Экзерсис на середине: grand battements jete
18. 4 por d bras
19. Allegro: changements de pieds en tournants на 1\4 и 1\2 оборота
20. Battements assemble simple вперед и назад
21. Allegro: pas glissade
22. Allegro: pas jete
23. Экзерсис на середине зала: temps lie par terree (2 форма)
24. pas coupe на всю стопу и на полупальцы
25. battements soutenus в сторону, вперед и назад
26. Battements developpes на demi plie
Раздел № 3. Партерная гимнастика.
1. Упражнения для рук из положения стоя.
2. Упражнения для стоп из положения сидя.
3. Поднимание ног на 90 градусов из положения лежа.
4. Броски на 90 градусов из положения лежа.
5. Большие круги ногами к себе и от себя, поочередно - то правой, то левой
ногой.
6. "Складочка".
7. Поднимание ног полусидя.
8. Садиться и ложиться, одновременно отрывая ноги и лопатки.
9. Лежа на спине: "Заноски".
10. Лежа на животе: поднимание прямой ноги, затем обеих ног.
11. Лежа на животе большие броски назад.
12. Лежа на животе поднимать корпус назад, держа руки в 3 позиции, с
последующей фиксацией в конечной точке.
13. Лежа на животе: рабочая нога находится в положении passe, отрывается
от пола по 1\8 т.
14. "Корзинка".
15. "Корзинка" с фиксацией и с качалкой.
16. Стоя на "четвереньках" большие броски в кольцо назад.
17. Мелкое покачивание вытянутой ногой в положении лежа на боку.
18. Мелкое покачивание ногой, поднятой на 90 градусов (вниз) из положения
лежа на боку.
19. Взявшись за носки в положении сидя лечь грудью в складочку.
20. Заноски по 5 п. руки во 2 п. из положения сидя.
21. Из положения стоя: держась за опору открывать ногу в сторону через
положение attitude вперед.
22. Полный комплекс упражнений.
23. Упражнения, развивающие гибкость.
24. Упражнения, развивающие растяжку.
25. Упражнения, развивающие выворотность.
26. Полный комплекс упражнений (стоя, сидя, лежа, у опоры).
27. Обобщение и закрепление пройденного материала.
Раздел № 4. Основы народного танца.
1. Башкирский народный танец: основные положения рук и ног, основной ход,
движения рук, дробные движения ногами.
2. Татарский народный танец "Подарки": основной ход, движения в паре,
работа с предметом.
Раздел № 5. Беседы по истории хореографического искусства.
1. Реформатор балета Ж.Ж. Новерр., Жан Доберваль, Сальваторе Вигано.
2. Самоопределение русского балета. И. Вальберх., Шарль Дидло.
Раздел № 6. Постановочная работа.
Постановка ранее запланированного этюда или танца;
Раздел №7. Итоговые занятия.
Аттестация обучающихся с целью выявление уровня усвоения программы.
К КОНЦУ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Дети будут ЗНАТЬ:
основные навыки, требуемые школой классического танца
об истории зарождения русской хореографической школы
Будут УМЕТЬ:
правильно исполнять экзерсис на середине зала
показать движение итальянского танца «Тарантелла»
исполнять движение в характере музыки.
2.
3.
3.1
3.2
3.3
4.
4.1
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Наименование разделов и тем. Всего
Теор Практ.
Форма
часов
.
аттестации и
контроля
Теоретическое
занятие;
Вводное занятие: инструктаж по
2
2
зачет;
технике безопасности.
Ритмика.
Основы классического танца.
106
15
91
Практическое занятие;
Экзерсис у станка.
46
6
40
Практическое занятие;
Экзерсис на середине.
40
6
34
Практическое занятие;
Аллегро.
20
3
17
Партерная гимнастика.
40
7
33
Практическое занятие;
Упражнения из положения стоя.
4
1
3
4.2
Упражнения из положения сидя.
5
1
4
4.3
Упражнения из положения лежа
на спине.
Упражнения из положения лежа
на животе.
Упражнения лежа на боку.
5
1
4
6
1
5
Практическое занятие;
Наблюден
4
1
3
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
№
1.
4.4
4.5
Упражнения, стоя на
четвереньках.
4.7 Комплекс упражнений,
выученных ранее.
4.8 Упражнения, развивающие
гибкость.
4.9 Упражнения, развивающие
растяжку.
4.10 Упражнения, развивающие
выворотность.
4.11 Обобщение и закрепление
пройденного материала.
5.
Основы народного танца.
5.1 Испанский танец.
5.2 Русский танец.
6.
Беседы по истории
хореографического искусства
6.1 Основные черты русского балета.
6.2 Народные истоки русского балета.
7.
Постановочная работа.
8.
Итоговые занятия
ВСЕГО:
4.6
2
2
Наблюдение педагога;
Практическое занятие;
Наблюден
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
3
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
2
2
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
2
2
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
3
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
2
Творческий этюд;
16
9
7
Практическое занятие;
4
4
1
1
2
18
10
8
2
2
1
1
2
44
4
216
1
1
3
2
33
Практическое занятие;
Беседа, рассказ;
Беседа, рассказ;
41
2
183
Практическое занятие;
Аттестация;
Содержание программы второго года обучения
Раздел № 1. Вводное занятие.
Организационный сбор. Встреча с детьми. Обсуждение планов на будущий
учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел № 2. Основы классического танца.
1. double battements fondus на полупальцах
2. Battements frappes с окончанием в demi plie
3. Battements fondus с plie-releve demi rond
4. Полуповороты на одной ноге en dehors et en dedans (нога в положении sur le
cou-de-pied)
5. Preparations к pirouette sur le cou-de-pied en dehors et en dedans из 5 позиции
6. rond de jambe an l,air en dehors et en dedans на всей стопе на 90 градусов
(позже в полупальцы)
7. Пируэт с 5 п. en dehors et en dedans
8. Экзерсис на середине зала: battements tendus en tournants en dehors et en
dedans по 1\4 и 1\2 круга
9. Battements relevelents в полупальцах
10. Экзерсис на середине зала: battements tendus jete en tournants en dehors et en
dedans по 1\8 и 1\4 круга
11. battements developpes на полупальцах
12. Экзерсис на середине зала: rond de jambe на 45 градусов на полупальцах
13. Grand battements jete developpes ("мягкие" battements) на всей стопе
14. Petit temps releve en dehors et en dedans на всей стопе, позже на полупальцах
(preparation к pirouette)
15. grand battements jete passe par terree (через 1 п.) с окончанием на носок
вперед или назад
16. Экзерсис на середине зала: battements fondus с plie-releve rond de jambe на
45 градусов
17.Экзерсис на середине зала: double battements fondus всей стопе и на
полупальцах
18. Экзерсис на середине зала: rond de jambe en l,air en dehors et en dedans на
всей стопе
19. Экзерсис на середине зала: battements relevelents во все позы на всей стопе
20. Экзерсис на середине зала: battements developpes во все позы и на всей
стопе
21. Экзерсис на середине зала: temps lie par terree на 90 градусов с переходом
на всю стопу
22. Экзерсис на середине зала: grand battements jete pointe
23. 5 port de bras
24. Экзерсис на середине зала: par de bourree ballotte en face, на effacee, et
croisee носком в пол и на 45 градусов
25. Экзерсис на середине зала: поворот foutte en dehors et en dedans на 1\4 и 1\2
круга
26. Экзерсис на середине зала: preparation к pirouettes en dehors et en dedans с
5, 4, 2 п.
27. Экзерсис на середине зала: pirouettes en dehors et en dedans с 5, 4, 2 п. с
окончанием в 5 и 4 п. (1 оборот)
28. Экзерсис на середине зала: pas glissade en tournant en dehors et en dedans по
1\2 и целому обороту
29. Экзерсис на середине зала: temps soute по 4 п.
30. Экзерсис на середине зала: sissonne simple
31. Экзерсис на середине зала: pas chasse
32. Экзерсис на середине зала: pas echappe en tournant 1\2 оборота
33. Экзерсис на середине зала: pas assemble с продвижением в позах
Раздел № 3. Партерная гимнастика.
1. Упражнения для рук из положения стоя.
2. Упражнения для стоп из положения сидя.
3. Поднимание ног на 90 градусов из положения лежа.
4. Броски на 90 градусов из положения лежа.
5. Большие круги ногами к себе и от себя, поочередно то правой, то левой ногой.
6. "Складочка".
7. Поднимание ног полусидя.
8. Садиться и ложиться, одновременно отрывая ноги и лопатки.
9. Лежа на спине: "Заноски".
10. Лежа на животе: поднимание прямой ноги, затем обеих ног.
11. Лежа на животе большие броски назад.
12. Лежа на животе поднимать корпус назад, держа руки в 3 позиции, с
последующей фиксацией в конечной точке.
13. Лежа на животе: рабочая нога находится в положении passe, отрывается от пола
по 1\8 т.
14. "Корзинка".
15. "Корзинка" с фиксацией и с качалкой.
16. Стоя на "четвереньках" большие броски в кольцо назад.
17. Мелкое покачивание вытянутой ногой в положении лежа на боку.
18. Мелкое покачивание ногой, поднятой на 90 градусов (вниз) из положения лежа
на боку.
19. Взявшись за носки в положении сидя лечь грудью в складочку.
20. Заноски по 5 п. руки во 2 п. из положения сидя.
21. Из положения стоя: держась за опору открывать ногу в сторону через
положение attitude вперед.
22. Полный комплекс упражнений.
23. Упражнения, развивающие гибкость.
24. Упражнения, развивающие растяжку.
25. Упражнения, развивающие выворотность.
26. Полный комплекс упражнений (стоя, сидя, лежа, у опоры).
27. Обобщение и закрепление пройденного материала.
Раздел № 4. Основы народного танца.
1. Испанский сценический танец: положения рук и ног, переводы рук в
различные положения, ходы, соскоки, дробные движения.
2. Русский народный танец: "ключ" дробный сложный, перекат, переборы,
"веревочка" простая и двойная с перетопами и с "ковырялочкой", русский
народный танец: прыжки с согнутыми ногами, вращения на месте и по диагонали,
дробные движения.
Раздел № 5. Беседы по истории хореографического искусства.
1. Основные черты русского балета.
2. Народные истоки русского балета.
Раздел № 6. Постановочная работа.
Постановка и отработка ранее запланированного этюда или танца.
Раздел № 7. Итоговые занятия.
Аттестация обучающихся с целью выявление уровня усвоения программы.
К КОНЦУ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Дети будут ЗНАТЬ:
критерии хорошего исполнения упражнения и танца
известных хореографов, повлиявших на формирование русской
балетной школы
Будут УМЕТЬ:
показать арабески
исполнять полуповороты и повороты из 5-й позиции
исполнять полуповорот foutte на ¼ и ½ круга
показать комбинации из испанского танца
2.
3.
3.1
3.2
3.3
4.
4.1
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Наименование разделов и тем
Всего Теор Практ.
часов .
Вводное занятие: инструктаж по
2
2
технике безопасности.
Ритмика.
Основы классического танца.
106
11
95
Экзерсис у станка.
36
4
32
Экзерсис на середине зала.
26
3
23
Аллегро.
44
4
40
Партерная гимнастика.
40
7
33
Упражнения из положения стоя.
4
1
3
4.2
Упражнения из положения сидя.
5
1
4
4.3
5
1
4
6
1
5
Практическое занятие;
Наблюден
4.5
Упражнения из положения лежа на
спине.
Упражнения из положения лежа на
животе.
Упражнения лежа на боку.
4
1
3
4.6
Упражнения стоя на четвереньках.
2
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
№
1.
4.4
Комплекс упражнений, выученных
ранее.
4.8 Упражнения, развивающие
гибкость.
4.9 Упражнения, развивающие
растяжку.
4.10 Упражнения, развивающие
выворотность.
4.11 Обобщение и закрепление
пройденного материала.
5.
Основы народного танца.
5.1 Греческий танец.
5.2 Русский танец.
6.
Беседы (по истории
хореографического искусства)
6.1 История ГАБТ, история
Мариинского театра.
6.2 Государственный академический
ансамбль народного танца
«Березка» под рук. Н.Надеждиной.,
Государственный академический
ансамбль народного танца под рук.
4.7
4
2
1
3
Формы аттестации
и контроля.
Теоретическое занятие;
зачет;
Практическое занятие;
Практическое занятие;
Практическое занятие;
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
Практическое занятие;
Наблюден
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
2
2
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
2
2
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
3
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
2
Творческий этюд;
16
9
7
Практическое занятие;
4
1
2
18
10
8
2
2
1
1
2
1
1
Беседа, рассказ;
1
1
Беседа, рассказ;
Практическое занятие;
7.
8.
И.Моисеева., ансамбль
современного эстрадного танца
«Тодес» под рук. А.Духовой.
Постановочная работа.
Итоговые занятия
ВСЕГО:
44
4
216
3
2
29
41
2
187
Практическое занятие;
Аттестация;
Содержание программы третьего года обучения
Раздел № 1. Вводное занятие.
Организационный сбор. Встреча с детьми. Обсуждение планов на будущий
учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел № 2. Основы классического танца.
1. rond de jambe en l,air en dehors et en dedans с окончанием на demi plie, с
plie-releve et releve на полупальцы
2. Battements developpes на plie
3. demi et grand rond de jambe developpes на полупальцах
4. battements developpes tombes en face в позах, оканчивая носком в пол и на
90 градусов.
5. Grand battements jetes на полупальцах.
6. Поворот foutte en dehors et en dedans на 1\8, 1\4, 1\2 круга с ногой, поднятой
на 45 и на 90 градусов вперед и назад на всей стопе и на полупальцах.
7. Половина tour en dehors et en dedans с plie-releve с ногой, вытянутой вперед
и назад на 45 и 90 градусов.
8. Pirouette tn dehors et en dedans c temps releve.
9. Tour fouette на 45 градусов en dehors et en dedans.
10. Экзерсис на середине зала: battements fondus en tournant en dehors et en
dedans по 1\4 круга.
11. Экзерсис на середине зала: battements developpes tombes en face и в позах,
оканчивая носком в пол и на 90 градусов.
12. Экзерсис на середине зала: demi и grand rond de jambe developpes из позы в
позу (по усмотрению педагога) на полупальцах.
13. Экзерсис на середине зала: tours lents en dehors et en dedans в больших
позах.
14. Экзерсис на середине зала: pirouettes en dehors с degage по диагонали (4-8
т.).
15. Экзерсис на середине зала: tours chaines (8-16 т.).
16. Экзерсис на середине зала: tours fouettes на 45 градусов (4-8 т.).
17. Allegro: pas assemble battue
18. Allegro: eutrechat-trois.
19. allegro: pas jete farmer во всех направлениях и позах.
20. allegro: pas faitti вперед и назад.
21. allegro: grand sissonne ouverte pas developpes во всех направлениях и позах
без продвижения.
22. Allegro: grand pas jete вперед в позах attitude croissee, 3 и 1 arabesques с
приема pas glissade.
Раздел № 3. Партерная гимнастика.
1. Упражнения для рук из положения стоя.
2. Упражнения для стоп из положения сидя.
3. Поднимание ног на 90 градусов из положения лежа.
4. Броски на 90 градусов из положения лежа.
5. Большие круги ногами к себе и от себя, поочередно то правой, то левой
ногой.
6. "Складочка".
7. Поднимание ног полусидя.
8. Садиться и ложиться, одновременно отрывая ноги и лопатки.
9. Лежа на спине: "Заноски".
10. Лежа на животе: поднимание прямой ноги, затем обеих ног.
11. Лежа на животе большие броски назад.
12. Лежа на животе поднимать корпус назад, держа руки в 3 позиции, с
последующей фиксацией в конечной точке.
13. Лежа на животе: рабочая нога находится в положении passe, отрывается
от пола по 1\8 т.
14. "Корзинка".
15. "Корзинка" с фиксацией и с качалкой.
16. Стоя на "четвереньках" большие броски в кольцо назад.
17. Мелкое покачивание вытянутой ногой в положении лежа на боку.
18. Мелкое покачивание ногой, поднятой на 90 градусов (вниз) из положения
лежа на боку.
19. Взявшись за носки в положении сидя лечь грудью в складочку.
20. Заноски по 5 п. руки во 2 п. из положения сидя.
21. Из положения стоя: держась за опору открывать ногу в сторону через
положение attitude вперед.
22. Полный комплекс упражнений.
23. Упражнения, развивающие гибкость.
24. Упражнения, развивающие растяжку.
25. Упражнения, развивающие выворотность.
26. Полный комплекс упражнений (стоя, сидя, лежа, у опоры).
27. Обобщение и закрепление пройденного материала.
Раздел № 4. Основы народного танца.
1. Греческий народный танец: основной ход, положения рук, позиции ног,
движения ног в быстром темпе, движения ног с attitude в медленном темпе,
перескоки.
2. Русский народный танец: вращения на месте с поджатыми ногами,
"обертас", вращения по диагонали с дробями, "блинчики", пируэт на каблуках,
сложные дроби с продвижением.
Раздел № 5. Беседы по истории хореографического искусства.
1. История ГАБТ, история Мариинского театра.
2. Государственный академический ансамбль народного танца "Березка",
Государственный академический ансамбль народного танца под рук.
И.Моисеева, ансамбль современного эстрадного танца "Тодес" под рук.
А.Духовой.
Раздел № 6. Постановочная работа.
Постановка и отработка ранее запланированного этюда или танца.
Раздел № 7. Итоговые занятия.
Аттестация обучающихся с целью выявление уровня усвоения программы.
К КОНЦУ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Дети будут ЗНАТЬ:
1,2,3,4,5,6 por de bras
ведущие танцевальные коллективы России
Будут УМЕТЬ:
исполнять прыжки в позах
показать комбинации из еврейского танца
исполнять танцы из репертуара, раскрывая образ
иметь высокий уровень растяжки.
№
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Наименование разделов и тем
Всего Теор Практ.
часов .
Формы
аттестации и
контроля
Теоретическое занятие;
зачет;
2
2
2.
3.
3.1
3.2
3.3
4.
4.1
Вводное занятие: инструктаж по
технике безопасности.
Ритмика.
Основы классического танца.
Экзерсис у станка.
Экзерсис на середине зала.
Аллегро.
Партерная гимнастика.
Упражнения из положения стоя.
36
10
10
16
40
4
3
1
1
1
7
1
33
9
9
15
33
3
4.2
Упражнения из положения сидя.
5
1
4
4.3
5
1
4
6
1
5
Практическое занятие;
Наблюден
4.5
Упражнения из положения лежа на
спине.
Упражнения из положения лежа на
животе.
Упражнения лежа на боку.
4
1
3
4.6
Упражнения стоя на четвереньках.
2
Комплекс упражнений, выученных
ранее.
4.8 Упражнения, развивающие
гибкость.
4.9 Упражнения, развивающие
растяжку.
4.10 Упражнения, развивающие
выворотность.
4.11 Обобщение и закрепление
пройденного материала.
5.
Основы народного танца
6.
Постановочная работа.
4
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
1.
4.4
4.7
7.
8.
9.
2
1
3
Практическое занятие;
Практическое занятие;
Практическое занятие;
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
Практическое занятие;
Наблюден
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
2
2
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
2
2
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
3
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
2
2
Творческий этюд;
70
70
Практическое занятие;
Аттестация;
4
1
Беседы по истории
хореографического искусства
Итоговые занятия
Танцевальная импровизация
4
64
2
10
2
54
ВСЕГО:
216
25
191
Творческий этюд;
Практическое занятие;
Содержание программы четвертого года обучения
Раздел № 1. Вводное занятие.
Организационный сбор. Встреча с детьми. Обсуждение планов на будущий
учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел № 2. Основы классического танца
1. Комбинации с demi и grand plie на середине зала.
2. Комбинации с battements tendus и battements tendus jete на середине зала
3. Комбинации с rond de jambe par terree и battements fondus на середине зала.
4. Комбинации с battements an l,air и pti battements на середине зала
5. Комбинация adagio, por de bras и прыжков 2,3 группы
6. Комбинации grand battements jete и прыжков 1,2,3 группы
7. Комбинация прыжков 1 и 2 группы
8. Комбинация прыжков 2 и 3 группы
9. Комбинация прыжков 3 и 4 группы
10. Вращение shenes по диагонали
11. Вращения tour pique по диагонали
12. Вращение soutenus по диагонали
13. Пируэты an de hors et en de dans по 5 и по 4 позициям
14. Поворот fouettes на 360 градусов (сначала у станка, позже на середине
зала)
15. Tourlents на середине зала
Раздел № 3. Партерная гимнастика.
1. Упражнения для рук из положения стоя.
2. Упражнения для стоп из положения сидя.
3. Поднимание ног на 90 градусов из положения лежа.
4. Броски на 90 градусов из положения лежа.
5. Большие круги ногами к себе и от себя, поочередно то правой, то левой
ногой.
6. "Складочка".
7. Поднимание ног полусидя.
8. Садиться и ложиться, одновременно отрывая ноги и лопатки.
9. Лежа на спине: "Заноски".
10. Лежа на животе: поднимание прямой ноги, затем обеих ног.
11. Лежа на животе большие броски назад.
12. Лежа на животе поднимать корпус назад, держа руки в 3 позиции, с
последующей фиксацией в конечной точке.
13. Лежа на животе: рабочая нога находится в положении passe, отрывается
от пола по 1\8 т.
14. "Корзинка".
15. "Корзинка" с фиксацией и с качалкой.
16. Стоя на "четвереньках" большие броски в кольцо назад.
17. Мелкое покачивание вытянутой ногой в положении лежа на боку.
18. Мелкое покачивание ногой, поднятой на 90 градусов (вниз) из положения
лежа на боку.
19. Взявшись за носки в положении сидя лечь грудью в складочку.
20. Заноски по 5 п. руки во 2 п. из положения сидя.
21. Из положения стоя: держась за опору открывать ногу в сторону через
положение attitude вперед.
22. Полный комплекс упражнений.
23. Упражнения, развивающие гибкость.
24. Упражнения, развивающие растяжку.
25. Упражнения, развивающие выворотность.
26. Полный комплекс упражнений (стоя, сидя, лежа, у опоры).
27. Обобщение и закрепление пройденного материала.
Раздел № 4. Постановочная работа.
Постановка и отработка ранее запланированного этюда или танца.
Раздел № 5. Итоговые занятия.
Аттестация обучающихся с целью выявление уровня усвоения программы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Раздел № 6. Танцевальная импровизация.
Сочинение комбинаций у станка
Сочинение комбинаций на середине зала
Сочинение танцевальных комбинаций
Изучение «образцов» хореографического искусства (вариации классического
танца, «снятие» номера современного танца и др.)
Подражание
Этюды на тему животных
Этюды на тему растительного мира
«Крокодил»
К КОНЦУ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Дети будут ЗНАТЬ:
комплекс упражнений партерной гимнастики
французские названия упражнений и их перевод
какие упражнений предназначены для каких групп мышц
Будут УМЕТЬ:
исполнять комбинированные прыжки
импровизировать на заданную тему
2.
3.
3.1
3.2
3.3
4.
4.1
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 5 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Наименование разделов и тем Всего Теор Практ. Формы аттестации
часов .
и контроля.
Теоретическое
занятие;
Вводное занятие: инструктаж по
2
2
зачет;
технике безопасности.
Ритмика.
Основы классического танца.
36
3
33
Практическое занятие;
Экзерсис у станка.
10
1
9
Практическое занятие;
Экзерсис на середине зала.
10
1
9
Практическое занятие;
Аллегро.
16
1
15
Партерная гимнастика.
40
7
33
Практическое занятие;
Упражнения из положения стоя.
4
1
3
4.2
Упражнения из положения сидя.
5
1
4
4.3
5
1
4
6
1
5
Практическое занятие;
Наблюден
4.5
Упражнения из положения лежа
на спине.
Упражнения из положения лежа
на животе.
Упражнения лежа на боку.
4
1
3
4.6
Упражнения стоя на четвереньках.
2
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
№
1.
4.4
Комплекс упражнений,
выученных ранее.
4.8 Упражнения, развивающие
гибкость.
4.9 Упражнения, развивающие
растяжку.
4.10 Упражнения, развивающие
выворотность.
4.11 Обобщение и закрепление
пройденного материала.
5.
Основы народного танца
6.
Постановочная работа.
4.7
7.
8.
9.
4
2
1
3
Наблюдение педагога;
Практическое занятие;
Наблюден
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
2
2
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
2
2
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
3
Практическое занятие;
Наблюдение педагога;
2
2
Творческий этюд;
70
70
Практическое занятие;
Аттестация;
4
1
Беседы по истории
хореографического искусства
Итоговые занятия
Танцевальная импровизация
4
64
2
10
2
54
ВСЕГО:
216
25
191
Творческий этюд;
Практическое занятие;
Содержание программы пятого года обучения
Раздел № 1. Вводное занятие.
Организационный сбор. Встреча с детьми. Обсуждение планов на будущий
учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел № 2. Основы классического танца.
1. Комбинации с demi и grand plie на середине зала.
2. Комбинации с battements tendus и battements tendus jete на середине зала
3. Комбинации с rond de jambe par terree и battements fondus на середине зала.
4. Комбинации с battements an l,air и pti battements на середине зала
5. Комбинация adagio, por de bras и прыжков 2,3 группы
6. Комбинации grand battements jete и прыжков 1,2,3 группы
7. Комбинация прыжков 1 и 2 группы
8. Комбинация прыжков 2 и 3 группы
9. Комбинация прыжков 3 и 4 группы
10. Вращение shenes по диагонали
11. Вращения tour pique по диагонали
12. Вращение soutenus по диагонали
13. Пируэты an de hors et en de dans по 5 и по 4 позициям
14. Поворот fouettes на 360 градусов (сначала у станка, позже на середине зала)
15. Tourlents на середине зала
Раздел № 3. Партерная гимнастика.
1. Упражнения для рук из положения стоя.
2. Упражнения для стоп из положения сидя.
3. Поднимание ног на 90 градусов из положения лежа.
4. Броски на 90 градусов из положения лежа.
5. Большие круги ногами к себе и от себя, поочередно то правой, то левой
ногой.
6. "Складочка".
7. Поднимание ног полусидя.
8. Садиться и ложиться, одновременно отрывая ноги и лопатки.
9. Лежа на спине: "Заноски".
10. Лежа на животе: поднимание прямой ноги, затем обеих ног.
11. Лежа на животе большие броски назад.
12. Лежа на животе поднимать корпус назад, держа руки в 3 позиции, с
последующей фиксацией в конечной точке.
13. Лежа на животе: рабочая нога находится в положении passe, отрывается
от пола по 1\8 т.
14. "Корзинка".
15. "Корзинка" с фиксацией и с качалкой.
16. Стоя на "четвереньках" большие броски в кольцо назад.
17. Мелкое покачивание вытянутой ногой в положении лежа на боку.
18. Мелкое покачивание ногой, поднятой на 90 градусов (вниз) из положения
лежа на боку.
19. Взявшись за носки в положении сидя лечь грудью в складочку.
20. Заноски по 5 п. руки во 2 п. из положения сидя.
21. Из положения стоя: держась за опору открывать ногу в сторону через
положение attitude вперед.
22. Полный комплекс упражнений.
23. Упражнения, развивающие гибкость.
24. Упражнения, развивающие растяжку.
25. Упражнения, развивающие выворотность.
26. Полный комплекс упражнений (стоя, сидя, лежа, у опоры).
27. Обобщение и закрепление пройденного материала.
Раздел № 4. Постановочная работа.
Постановка и отработка ранее запланированного этюда или танца.
Раздел № 5. Итоговые занятия.
Проводятся в конце каждого полугодия. Наблюдается динамика роста умений
и навыков обучающихся, контроль за полученными знаниями.
Раздел № 6. Танцевальная импровизация.
1. Сочинение комбинаций у станка
2. Сочинение комбинаций на середине зала
3. Сочинение танцевальных комбинаций
4. Изучение «образцов» хореографического искусства (вариации
классического танца, «снятие» номера современного танца и др.)
5. Подражание
6. Этюды на тему животных
7. Этюды на тему растительного мира
8. «Крокодил»
К КОНЦУ 5 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Дети будут ЗНАТЬ:
комплекс упражнений партерной гимнастики
французские названия упражнений и их перевод
какие упражнений предназначены для каких групп мышц
Будут УМЕТЬ:
исполнять комбинированные прыжки
импровизировать на заданную тему
исполнять танцы из репертуара ансамбля «Радость»
Планируемые результаты.
Партерная гимнастика:
• знание анатомического строения тела;
• знание комплекса музыкально-ритмических движений;
• знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;
• знание о роли физической культуры и спорта в формировании здорового
образа жизни;
• умение выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей
гимнастики с учетом
индивидуальных особенностей организма;
• умение сознательно управлять своим телом;
• умение распределять движения во времени и пространстве;
• владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;
• навыки координации движений;
Классический танец:
• знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на
сцене;
• знание балетной терминологии;
• знание элементов и основных комбинаций классического танца;
• знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных
комбинаций;
• знание средств создания образа в хореографии;
• знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических
выразительных средств;
• умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного
хореографического репертуара;
• умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;
• умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль,
сохранять рисунок танца;
• умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже
классического танца и разучивании хореографического произведения;
• навыки музыкально-пластического интонирования.
Народно-сценический танец:
• знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия
с партнерами на сцене;
• знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
• знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных
комбинаций;
• знание средств создания образа в хореографии;
• знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических
выразительных средств;
• умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца,
произведения учебного хореографического репертуара;
• умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических
площадках;
• умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов
народносценических танцев;
• умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль,
сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца;
• умение понимать и исполнять указания преподавателя;
• умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;
• навыки музыкально-пластического интонирования.
Постановочная работа:
• умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под
руководством преподавателя;
• умение работы в танцевальном коллективе;
• умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
• умение понимать и исполнять указания преподавателя, творчески работать
над хореографическим произведением на репетиции;
• навыки участия в репетиционной работе.
• знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца,
слаженности и культуре исполнения танца;
• умение исполнять простые танцевальные этюды и танцы;
• умение ориентироваться на сценической площадке;
• умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
• навыки перестраивания из одной фигуры в другую;
• навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.
История хореографического искусства:
• знание основных этапов развития хореографического искусства;
• знание основных отличительных особенностей хореографического
искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
• знание имен выдающихся представителей и творческое наследие
хореографического искусства различных эпох;
• знание основных этапов становления и развития русского балета;
• умение анализировать произведение хореографического искусства с
учетом времени его создания, стилистических особенностей,
содержательности, взаимодействия различных видов искусств,
художественных средств создания хореографических образов.
Танцевальная импровизация:
• иметь навыки комбинирования движений согласно образу;
• работать в группе, в паре и сольно;
• уметь показывать себя в различных художественных образах;
• применять освоенные навыки и умения в исполнении танца;
• владеть навыками воспроизведения разнообразных ритмических
рисунков с помощью простых танцевальных движений.
• уметь самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
Формы контроля. Аттестация
Аттестация - за период обучения в хореографическом коллективе
учащиеся получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество
которых проверяется диагностическими методиками. Согласно нормативным
документам по дополнительному образованию, диагностика проводится на
трёх этапах: в начале, в середине и в конце учебного года. Дополнительными
средствами контроля являются участие в концертах, фестивалях, конкурсах,
промежуточная и итоговая аттестация.
Входная аттестация проводится при приеме детей и в начале учебного
года. Промежуточная аттестация проводится в середине года (декабрь) и при
переходе на следующий год обучения (май). Итоговая – при окончании
программы.
При аттестации учитываются предметные, метапредметные,
личностные результаты (самостоятельность, социальная и творческая
активность, старание и прилежание) и качества исполнительской
деятельности – творческого продукта – танца.
Основной формой предъявления результата является танцевальный
номер. В диагностике по программе танцевальный номер оценивается по
следующим критериям:
- музыкальность и ритмичность исполнения,
- техничность исполнения,
- синхронность исполнения,
- линии и пластика,
- артистизм исполнения,
- культура артиста.
Оценочные средства:
Входная аттестация – проводится в форме опроса, вербального и
невербального теста (Оценочный лист обучающегося. Приложение №1);
Текущий контроль – осуществляется методами наблюдения, тестирования,
коллективной рефлексии (наблюдение педагога, устная оценка, творческий
этюд, устный зачет, практическое занятие, творческий этюд, корректировка
движений. итоговые занятия проводятся в конце каждого полугодия);
(Приложение №2)
Аттестация по итогам учебного года – проводится в форме зачетных
занятий, контрольных заданий с самостоятельным решением творческих задач
и с учетом результатов выступлений на мероприятиях и конкурсах (В конце
учебного года заполняется карта-схема творческой активности на каждого
обучающегося). Приложение №3.
Методические материалы:
№
1
2
3
4
5
Наименование элементов перечня
Сборник дидактических игр по хореографии
Игры «Птичий домик», игра «Цыплята и коршун» (для групповой
работы),
«Передай предмет по кругу»»
Основы ритмики, хореографии, сценического движения
(дидактический материал), cd-диски, иллюстрации
Игра «В мире много сказок» (путешествие по различным станциям
«танцевальная», «игровая», «загадочная» с муз. сопровождением
Уфимцева Н.И. «Воспитание ребенка».
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Материально-техническое
программы:
обеспечение
для
реализации
данной
Наличие условий для занятий (станков, зеркал, светлого помещения);
Раздевалка для обучающихся;
Наличие специальной танцевальной формы (купальник, балетки);
Наличие аудиоаппаратуры с флеш-носителем;
Наличие танцевальных костюмов;
Наглядные пособия и методические разработки, специальная
литература;
7. Наличие дидактического материала (игрушки, ленты, платочки,
мячи, шары и другие, необходимые для танца атрибуты, а также
картинки, декорации и т.д.).
8. Наличие музыкального инструмента;
9. Родители должны обеспечить ребёнка соответствующей формой для
занятий, мягкой и твёрдой обувью, пуантами (индивидуально), а
также профессиональной концертной формой.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Кадровое обеспечение:
Педагог, работающий по данной программе должен иметь базовое
профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть
способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать
необходимым уровнем методологической культуры и сформированной
готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни, должен
знать возрастные особенности детей,
соответствующий требованиям «Профессионального стандарта» (Приказ Ми
нистерства труда и социальной защиты РФ № 298н от
5 мая 2018 г. “Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых”).
Информационное обеспечение программы:
Нормативно-правовые документы.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р;
- Изменения, внесённые в Концепцию развития дополнительного образования
детей до 2030 года, утверждённые распоряжением Правительства Российской
Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля
2022года года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам»
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года, «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарноэпидемиологических
правил
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на 21 марта 2022
года);
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.01.2021 № 2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
04.02.2022 №4 «О 597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции
(covid-19)», утверждённые Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от
04.02.2022-Действует с 06.02.2022;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012 года.
- Устава МБУДО Моздокский ЦДТ;
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Список использованной литературы.
Барышникова Т., Азбука хореографии.- М.: Рольф, 1999 – 272 с., с
ил.
Бурмистрова И., Силаева К., Школа танцев для юных. – М.:И –
Эксмо, 200 с.- 2003 г., с ил.
Волынский А.Л., Книга ликований. Азбука классического танца.СПб.:И-Лань;И.-Планета Музыки,2008.-352 с.
Головинский Г., Восприятие музыки.- М.: Музыка, 1980
Костровицкая В.С.,100 уроков классического танца(с 1 по 8 класс).СПб.:И-Лань;И.-Планета Музыки,2009 г.-320 с.
Ладыгин Л., Музыкальное оформление уроков танца.- М.:
Мин.культ. РСФСР
7. Матвеев В.Ф., Русский народный танец. Теория и методика
преподавания.- СПб.:И-Лань;И.-Планета Музыки,2010.-256 с.
8. Смирнова М.В., Основные элементы классического танца\ учебное
пособие., - М., 1979 г. .- 71 с.
9. Шершнев В.Г.От ритмики к танцу.-М.,2008 г.- 39 с.
10. Шершнев В.Г.С чего начинается танец.-М.,2010 г.- 26 с.
11. Яковенко Л.Ф., Организация студийных форм работы
любительского художественного коллектива\ методические
рекомендации, Краснодар. - 2004 г.- 20 с.
Литература для обучающихся и родителей:
1. Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и
танцы для детей»
2. Федорова Г.А. «Поиграем, потанцуем»
3. Ледяйкина Е.Г.,Топникова Л.А. «Чудеса для малышей»
Интернет-ресурсы:
https://instagram.com/vaganova_russian_academy?utm_medium=copy_link
www.bolshoi.ru
https://youtu.be/4g6CKuM
Приложение №1
Оценочные средства
Входная аттестация
Ф.И.О._________________________________________________
группа _________________________________________________
Таблица 1
Параметры оценки
«Моё тело»
Выворотность ног
Подъем стопы
Танцевальный шаг
Гибкость тела
Прыжок
Координация движений
Музыкальный слух
Эмоциональность
Воображение
Всего баллов
Количестко баллов
Уровень развития «Моё тело»
Общий уровень развития: _______________________
Оценка уровня физических данных и творческого развития обучающихся
Высокий уровень – более 28 баллов
Средний уровень-18 – 27 баллов
Низкий уровень – до 17 баллов
Входная аттестация (Критерии оценки)
Высокий уровень (по 3 балла за каждый критерий):
четко знает названия всех частей тела (позвоночник, кисть, колено, локоть,
стопа);
имеет природную выворотность ног;
подъем стопы податливо изгибается, образуя в профиль месяце образную
форму; танцевальный шаг выше 90 градусов;
корпус свободно наклоняется вперед, хорошая гибкость;
легкий, высокий прыжок с приземлением на полупальцы;
безошибочно выполняет упражнения на координацию;
безошибочно повторяет сложный ритмический рисунок;
без стеснения повторяет эмоции, может сказать, какому эмоциональному
состоянию соответствует выражение мимики;
не вызывает затруднений выполнение задания «Расскажи без слов»:
эмоционален, артистичен. Найденное решение соответствует поставленной
задаче.
Средний уровень (2 балла):
знает названия частей тела,
легко стоит в 1 полу выворотной позиции;
может натянуть стопу;
танцевальный шаг 70 – 80 градусов;
прыжок с приземлением на полупальцы;
выполняет упражнение на координацию со второй попытки;
безошибочно повторяет 4 ритмических рисунка;
повторяет эмоции, затруднение вызывает 1-2 эмоциональных состояний;
выполнение задания «Расскажи без слов» воспринимает сначала как
трудное, но после подсказки педагога выдает творческий продукт, при этом
эмоционален, артистичен.
Низкий уровень (1 балл):
не знает названия частей тела;
не до конца выпрямляет («не выключает») колени в 1 полу выворотной
позиции;
слабая стопа;
танцевальный шаг ниже 70 градусов;
прыжок низкий с приземлением на всю стопу;
выполняет упражнения на координацию после нескольких попыток;
неуверенно повторяет ритмический рисунок, допускает ошибки.
выполнение задания «Попробуй, повтори» вызывает затруднение,
стеснительность;
для выполнения задания «Расскажи без слов» требуется время для
подготовки: мало эмоционален, конечным результатом становится прямая
имитация ситуации.
Текущий контроль успеваемости учащихся осуществляется педагогом
регулярно на текущих занятиях. При выставлении оценок учитываются
качество выполнения предложенных заданий, инициативность и
самостоятельность при выполнении заданий, темпы продвижения учащегося.
Формы текущего контроля:
- устный опрос (индивидуальный и фронтальный), включающий проверку
теоретических знаний, слуховой анализ; - выполнение двигательных заданий;
- творческие задания (лучшее исполнение, сочинение ритмического рисунка);
- систематичность контроля (периодичность проверки знаний и умений у
всех учащихся за разные виды работ).
Основными формами промежуточной аттестации являются:
- открытые занятия (в декабре и мае);
На открытом занятии могут быть использованы такие же формы контроля,
как и на текущих уроках. Задания для промежуточного контроля охватывают
весь объем изученного материала. При проведении промежуточной
аттестации качество подготовки учащегося оценивается по 5-балльной
системе.
Приложение №2
Мониторинг уровня обученности и личностного развития обучающихся
Таблица 2
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Теоретические
знания (по основным
разделам учебного
плана программы)
2.Владение
специальной
терминологией
1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
учебного плана
программы)
2.Владение
специальным
оборудованием
3. Творческие навыки
Критерии
Степень
выраженности
оцениваемого качества
Соответствия
теоретических знаний
ребенка программным
требованиям
Осмысленность и
правильность
использования
специальной терминологии
- ребенок овладел менее
чем ½ объема знаний,
предусмотренных
программой;
- ребенок, как правило
избегает употреблять
специальные термины;
Соответствие практических
умений и навыков
программным требованиям
Отсутствие затруднений в
использовании
специального
оборудования
Креативность в
выполнении практических
заданий
Уровень развития и
возможное
кол-во
баллов
Минимальный 1б.
объем усвоенных знаний
составляет более 1/2;
- ребенок сочетает
специальную
терминологию с бытовой;
Средний 2б.
-ребенок усвоил
практически весь объем
знаний, предусмотренных
программой за
конкретный период;
- специальные термины
употребляет осознанно и
в полном соответствии с
их содержанием.
Высокий 3б.
- ребенок овладел менее
чем 1/2 предусмотренных
умений и навыков; ребенок испытывает
серьезные затруднения
при работе с
оборудованием; - ребенок
в состоянии выполнить
лишь простейшие
практические задания
педагога.
Минимальный 1б.
- объем усвоенных
умений и навыков
составляет более1/2; работает с оборудованием
с помощью педагога; Выполняет в основном
задания на основе
образца.
Средний 2б.
Методы
диагностики
Опрос,
наблюдение,
тестирование,
выполнение
упражнений.
Наблюдение,
тестирование,
выполнение
упражнений,
творческое
задание
1. Коллективная
ответственность
2. Умение
взаимодействовать с
другими членами
коллектива
3. Стремление к
самореализации
социально
адекватными
способами
4. Соблюдение
нравственноэтических
норм
Аккуратность выполнения
части коллективной работы
Участие в выполнении
коллективных работ,
умение входить в контакт с
другими детьми,
конфликтность Стремление
к саморазвитию,
получению новых знаний,
умений и навыков, желание
показывать другим
результаты своей работы
Выполняет правила
поведения на занятиях
ребенок овладел
практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период; работает с оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей;
Высокий 3б
- не аккуратен при
выполнении работы; - не
принимает участие в
коллективных работах, с
трудом находит контакт с
другими детьми,
конфликтен; - не
стремится к получению
новых знаний, умений,
навыков; - нарушает
правила поведения на
занятиях;
Минимальный 1б.
ребенок старается быть
аккуратным при
выполнении работы; принимает участие в
коллективных работах,
находит контакт с
другими детьми, не
конфликтен; - стремится к
саморазвитию,
получению новых знаний,
умений и навыков, не
желает показывать свои
работы; - старается
соблюдать правила
поведения на занятиях.
- ребенок всегда
аккуратен при
выполнении
коллективной работы; принимает активное
участие в коллективных
работах, всегда находит
контакт с другими
детьми, не конфликтен; стремится к
саморазвитию,
получению новых знаний,
умений и навыков,
проявляет желание
показывать другим
результаты своей работы;
- соблюдает правила
поведения на занятиях.
Средний 2б.
Высокий 3б.
Наблюдение
Приложение №3
Итоговый годовой контроль проходит по окончании программы служит для
выявления уровня освоения учащимися программы за год. В ходе итогового
контроля оцениваются: правильность исполнения, техничность, активность,
уровень физической нагрузки, знание теоретической и практической части,
творческий подход, артистичность.
Формой контроля являются открытые занятия, участие в районных,
региональных конкурсах и фестивалях, в отчетных концертах объединения и
учреждения.
КАРТА-СХЕМА ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ,
УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ, КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Таблица 3
1
2
3
1 – низкий уровень
2 - средний уровень
3 - высокий уровень
Республика
Район, город
Концертная
деятельность
цдт
Владение навыками
народного танца
И
Знание
теоретического
материала
Знание репертуара
Усвоение учебного
материала
Владение основами
классического танца
Выносливость
Выворотность.
гибкость
Чувство ритма
Ф.И.О.
Исполнительская
выразительность,
артистизм
№
Хореографическая
память
Развитие
танцевальных способностей