ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Волейбол - олимпийский, перспективный, динамично развивающийся вид спорта.
Занятия волейболом способствуют решению социально - культурных и психологических
задач, встающих перед детьми и подростками. Игра в волейбол - одна из захватывающих,
интересных и популярных игр на сегодняшний день. Технические приёмы, тактические
действия заключают в себе большие возможности для расширения и развития физических
способностей, а также помогают в нравственном воспитании детей и подростков.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: физкультурно-спортивная.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ состоит в том, что игровые виды спорта, в том числе
волейбол привлекает внимание детей.
Как и любая командная игра, этот вид спорта оказывает огромное влияние на развитие
ребёнка. Волейбол является одним из самых безопасных видов спорта для детей, здесь нет
прямого контакта с противником, жёстких физических нагрузок и сложных для понимания
правил. В процессе освоения программы у обучающихся формируется потребность в
систематических занятиях физическими упражнениями, к здоровому образу жизни,
приобретение привычки заниматься физическим трудом. Занятия спортом дисциплинируют,
воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке
при изучении общеобразовательных предметов.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
Данную программу отличает меньшее количество часов, чем в программах для
спортивных школ при достижении таких же позитивных результатов. Больше внимания
уделяется индивидуальному контролю игроков путём регулярной сдачи нормативов.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ:
Девочки 9-12 лет школ Моздокского района
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: подготовка физически крепких и развитых духовно юных
спортсменок, готовых к социально-значимым видам деятельности, популяризация и
развитие волейбола с целью организации досуга.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1.Обучающая - обучить основам техники и тактики игры.
2.Развивающая - развить физические качества необходимые волейболисту: скорость
перемещения, прыгучесть, координацию и выносливость.
3.Воспитывающая - воспитать гармонически развитых физически и духовно социально
активных личностей, волевых, смелых, дисциплинированных.
КАТЕГОРИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Девочки 9-12 лет, не имеющие медицинского противопоказаний. Справка от врача
обязательна.
КОЛИЧЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ:
1 год -15-20 человек,
2 год- 12-15 человек,
3 год- 12-15 человек.
УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ: базовый
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:3 года.
ОБЪЁМ ПРОГРАММЫ:
Всего 660 часов
1 год 144 часа
2 год 216 часов
3 год 360 часов
ЯЗЫК ПРОГРАММЫ:
Обучение по программе осуществляется на русском языке в соответствии со ст.14 ФЗ-273 и
Уставом МБУДО Моздокского ЦДТ
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЧНАЯ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
а) словесные (объяснение, команды, ведение игры.)
б) наглядные (на просмотре игры, на примере игрока)
в) практические (выполнение элементов игры)
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
аудиторные занятия, традиционные
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.
а) учебные занятия
б) турниры и соревнования
в) учебные сборы
г) праздники и походы
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИИ:
-фронтальная работа педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа, показ,
объяснение и т.д.)
- групповая, коллективная (командная): организация взаимодействия между всеми детьми
одновременно (учебные игры, турниры, соревнования)
-индивидуальная.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:
1-ый год обучения 144 часа. 4 часа в неделю: 2 раза по 2 часа
2-ой год обучения 216 часов. 6 часов в неделю: 3 раза по 2 часа
3-ий год обучения 360.10 часов в неделю: 2 раза по 3 ч и 2 раза по 2 часа
Реализация программы осуществляется на базах школ. Учебный процесс проходит с 10
сентября по 31 мая. Академический час 45 минут. Во время осенних и весенних каникул
обучающиеся занимаются по программе в обычном режиме, а на летних каникулах
большинство детей посещают профильный отряд и выезжают на учебно-тренировочные
сборы и соревнования.
Год
обучения
1
2
3
Этап
подготовки
1 год 1 ур
2 год 1 ур
3 год 1 ур
РЕЖИМ И НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП
ОБЪЕДИНЕНИЯ «ВОЛЕЙБОЛ»
Возраст Кол.час.в
Кол.час.в.
Кол.час.в
нед.
мес.
год
9-10 лет
4
16
144
10-11 лет
6
24
266
11-12 лет
10
40
360
Кол.человек
15-20
12-15
12-15
СВОДНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Распределение времени в учебном плане на основные отделы занятия по годам обучения
осуществляются в соответствии с конкретными задачами трёхлетней подготовки. В каждой
категории групп поставлены задачи с учётом возраста занимающихся, их возможностей,
требований подготовки юных волейболисток.
№
1
2
3
4
5
6
7
Наименования
Теория
ОФП
СФП
Техника
Тактика
Интегральная подготовка и
учебные игры
Аттестация
Всего:
1 год
8
20
21
50
20
15
2 год
9
40
37
60
25
27
3 год
10
80
80
70
30
60
10
17
30
144
216
360
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№
За
ня
тия
1.
Раздел программы, тема
Вводное занятие Организационный
Колво
час.
Тео
рия
2
2
Прак
тика
Форма
аттестации,
контроля
Устный зачёт
сбор. Встреча с детьми. Обсуждение
планов на текущий учебный год.
Инструктаж по технике безопасности.
2.
Теоретическая подготовка
6
6
2.1
Роль физической культуры и спорта в
обществе и формировании личности
1
1
Опрос
2.2
2.3
Социальное значение спорта
Сведение о строении и функциях
организма человека
Влияние физических упражнений на
организм занимающегося
Гигиена, врачебный контроль и
самоконтроль
1
1
1
1
Опрос
Опрос
1
1
Опрос
0.5
0.5
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
Основные правила игры в волейбол
Оборудование и инвентарь
Состояние и развитие волейбола Сведение
о строении и функциях организма
человека
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
3.
3.1
Общая физическая подготовка
20
4
2.5
0.5
17.5
3.5
упражнения на скорость: рывки, ускорение
3.2
упражнения на прыгучесть: прыжки (ч/з
лавочку, на скакалке).
4
0.5
3.5
3.3
упражнения на выносливость: кросс, бег
на время
4
0.5
3.5
3.4
упражнения на гибкость: растяжка,
наклоны
4
0.5
3.5
3.5
упражнения на силу: приседания,
отжимания, броски набивного мяча.
4
0.5
3.5
21
3.5
16.5
3
0.5
2.5
4.
4.1
Специальная физическая
подготовка
Имитация нападающего удара
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
4.2
Имитация блокирования
3
0.5
2.5
4.3
Имитация падения
3
0.5
2.5
4.4
Бег челночный
3
0.5
2.5
4.5
Бег с изменением направления «ёлочка»
3
0.5
2.5
4.6
Прыжки в высоту
3
0.5
2.5
4.7
Прыжки в длину
3
0.5
2.5
5
1
45
9
5.
5.1
Передачи сверху
50
10
5.2
Передачи снизу
10
1
9
5.3
Блок
10
1
9
5.4
Нападающий удар стоя
10
1
9
5.5
Подача со свободной зоны
10
1
9
6.
6.1
Тактическая подготовка
Расстановка по номерам
20
7
3
1
17
6
6.2
Переходы
7
1
6
6.3
Броски в правую и левую половину
площадки
Интегральная подготовка
6
1
5
15
8
7
10
2
2
2
2
2
2
1
1
2
0.4
0.4
0.4
0.4
0.4
13
7
6
8
1.6
1.6
1.6
1.6
1.6
7.
7.1
7.2
8.
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
Техническая подготовка
учебные игры в группе
контрольные игры среди групп
Контрольные нормативы
Бег
Прыжки
Метание
Передачи сверху
Передачи снизу
Всего:
144 часа
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Результат игры
Результат игры
зачёт
зачёт
зачёт
зачёт
зачёт
К концу 1 года обучения дети будут знать:
- основные правила игры
- основные элементы волейбола
- взаимодействие с партнёрами по команде
Будут уметь:
-стойки и перемещения различными способами.
-привыкание и знакомство с волейбольными мячами: броски, удары.
- играть в подвижные игры.
СОДЕРЖАНИЕ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Раздел № 1. Вводное занятие.
Организационный сбор. Встреча с детьми. Обсуждение планов на текущий учебный год.
Инструктаж по технике безопасности.
Раздел № 2 Теоретическая подготовка
1. Роль физической культуры и спорта в обществе и формировании личности
2.Социальное значение спорта
3.Сведение о строении и функциях организма человека
4.Влияние физических упражнений на организм занимающегося
5.Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль
6.Основные правила игры в волейбол
7.Оборудование и инвентарь
8.Состояние и развитие волейбола Сведение о строении и функциях организма человека
9.Основы техники игры
Раздел № 3 Общая физическая подготовка
-упражнения на скорость: рывки, ускорение.
-упражнения на прыгучесть: прыжки (ч/з лавочку, на скакалке).
-упражнения на выносливость: кросс, бег на время.
-упражнения на гибкость: растяжка, наклоны.
-упражнения на силу: приседания, отжимания, броски набивного мяча.
Раздел № 4 Специальная физическая подготовка
имитации:
-нападающего удара
-блокирования
-падения
Бег:
- челночный
- с изменением направления «ёлочка»
Прыжки
-в высоту
-в длину
Раздел № 5 Техническая подготовка
-передачи сверху
-передачи снизу
-блок
- нападающий удар стоя
-подача со свободной зоны
Раздел № 6 Тактическая подготовка
-расстановка по номерам
-переходы
-броски в правую и левую половину площадки
Раздел № 7 Интегральная подготовка
- учебные игры в группе
- контрольные игры среди групп
Раздел № 8 Контрольные нормативы
Проводятся в конце каждого полугодия. Наблюдается динамика роста умений и навыков
обучающихся.
№
За
ня
тия
1.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 год обучения
Раздел программы, тема
КолТео
во
рия
час.
Прак
тика
Форма аттестации,
контроля
Вводное занятие. Организационный
сбор. Встреча с детьми. Обсуждение
планов на текущий учебный год.
Инструктаж по технике безопасности
Теоретическая подготовка
2
2
7
7
2.1
Роль физической культуры и спорта в
обществе и формировании личности
1
1
Опрос
2.2
2.3
Социальное значение спорта
Сведение о строении и функциях
организма человека
Влияние физических упражнений на
организм занимающегося
Гигиена, врачебный контроль и
самоконтроль
1
1
1
1
Опрос
Опрос
1
1
Опрос
0.5
0.5
Опрос
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
2.
2.4
2.5
Устный зачёт
2.6
2.7
2.8
Основные правила игры в волейбол
Оборудование и инвентарь
Состояние и развитие волейбола
Сведение о строении и функциях
организма человека
2.9
Основы техники игры
1
1
3.
3.1
Общая физическая подготовка
упражнения на скорость: рывки,
ускорение
упражнения на прыгучесть: прыжки (ч/з
лавочку, на скакалке).
40
8
3.5
0.7
36.5
7
Наблюдение педагога
8
0.7
7
Наблюдение педагога
упражнения на выносливость: кросс,
бег на время
упражнения на гибкость: растяжка,
наклоны
8
0.7
7.5
Наблюдение педагога
8
0.7
7
Наблюдение педагога
3.2
3.3
3.4
3.5
8
0.7
7
Наблюдение педагога
4.
4.1
упражнения на силу: приседания,
отжимания, броски набивного мяча.
Специальная физическая подготовка
Имитация нападающего удара
37
5
3
0.5
34
4.5
Наблюдение педагога
4.2
4.3
4.4
Имитация блокирования
Имитация падения
Бег челночный
5
5
6
0.5
0.5
4.5
4.5
6
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
4.5
Бег с изменением направления «ёлочка»
6
0.5
5.5
Наблюдение педагога
4.6
4.7
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
6.
6.1
6.2
6.3
5
5
60
12
12
12
12
12
25
9
8
8
0.5
0.5
6
2
1
1
1
1
5
1
2
2
4.5
4.5
54
10
11
11
11
11
20
8
6
6
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
7.
7.1
7.2
8.
8.1
8.2
8.3
8.4
Прыжки в высоту
Прыжки в длину
Техническая подготовка
Передачи сверху
Передачи снизу
Блок
Нападающий удар стоя
Подача со свободной зоны
Тактическая подготовка
Расстановка по номерам
Переходы
Броски в правую и левую половину
площадки
Интегральная подготовка
учебные игры в группе
контрольные игры среди групп
Контрольные нормативы
Бег
Прыжки
Метание
Передачи сверху
27
15
12
17
3
3
3
4
4
2
2
2
0.4
0.4
0.4
0.4
23
13
10
15
2.6
2.6
2.6
3.6
8.5
Передачи снизу
4
0.4
3.6
Всего:
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Результат игры
Результат игры
зачёт
зачёт
зачёт
зачёт
зачёт
216 часов
К концу 2 года обучения дети будут знать:
- основные правила игры
- основные элементы волейбола
- взаимодействие с партнёрами по команде
Будут уметь:
-стойки и перемещения различными способами.
-привыкание и знакомство с волейбольными мячами: броски, удары.
- передачи сверху, снизу.
- подача
- играть в подвижные игры.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел № 1. Вводное занятие
Организационный сбор. Встреча с детьми. Обсуждение планов на текущий учебный год.
Инструктаж по технике безопасности.
Раздел № 2 Теоретическая подготовка
1.Роль физической культуры и спорта в обществе и формировании личности
2.Социальное значение спорта
3.Сведение о строении и функциях организма человека
4.Влияние физических упражнений на организм занимающегося
5.Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль
6.Основные правила игры в волейбол
7.Оборудование и инвентарь
8.Состояние и развитие волейбола
9.Основы техники игры
Раздел № 3 Общая физическая подготовка
-упражнения на скорость: рывки, ускорение.
-упражнения на прыгучесть: прыжки (ч/з лавочку, на скакалке).
-упражнения на выносливость: кросс, бег на время.
-упражнения на гибкость: растяжка, наклоны.
-упражнения на силу: приседания, отжимания, броски набивного мяча
Раздел № 4 Специальная физическая подготовка
имитации:
-нападающего удара
-блокирования
-падения
Бег:
- челночный
- с изменением направления «ёлочка»
Прыжки
-в высоту
-в длину
Метание
-стоя
Раздел № 5 Техническая подготовка
-передачи сверху
-передачи снизу
-блок
- нападающий удар в прыжке с шага
-подача с 6 метров
Раздел № 6 Тактическая подготовка
-расстановка по номерам
-переходы
-подача в правую и левую половину площадки
Раздел № 7 Интегральная подготовка
- учебные игры в группе
- контрольные игры среди групп
- игры на соревнованиях
Раздел № 8 Контрольные нормативы
Проводятся в конце каждого полугодия. Наблюдается динамика роста умений и навыков
обучающихся.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3 год обучения
Раздел программы, тема
Кол- Тео Прак
во рия тика
час.
№
За
ня
тия
1. Вводное занятие Организационный
Форма
аттестации,
контроля
2
2
Устный зачёт
Теоретическая подготовка
8
8
2.1 Роль физической культуры и спорта в
1
1
Опрос
2.2 Социальное значение спорта
2.3 Сведение о строении и функциях
1
1
1
1
Опрос
Опрос
2.4
1
1
Опрос
0.5
0.5
Опрос
1
0.5
1
1
0.5
1
Опрос
Опрос
Опрос
2.9 Основы техники игры
1
1
Опрос
3.
Общая физическая подготовка
упражнения
на скорость: рывки,
3.1
80
16
10
02
70
14
3.2 упражнения на прыгучесть: прыжки (ч/з
16
02
14
3.3 упражнения на выносливость: кросс, бег
16
02
14
3.4 упражнения на гибкость: растяжка,
16
02
14
3.5 упражнения на силу: приседания,
16
02
14
4.
80
14
66
11
2
9
сбор. Встреча с детьми. Обсуждение
планов на текущий учебный год.
Инструктаж по технике безопасности.
2.
обществе и формировании личности
2.5
организма человека
Влияние физических упражнений на
организм занимающегося
Гигиена, врачебный контроль и
самоконтроль
2.6 Основные правила игры в волейбол
2.7 Оборудование и инвентарь
2.8 Состояние и развитие волейбола
Сведение о строении и функциях
организма человека
ускорение
лавочку, на скакалке).
на время
наклоны
отжимания, броски набивного мяча.
Специальная физическая
подготовка
4.1 Имитация нападающего удара
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
4.2 Имитация блокирования
11
2
9
4.3 Имитация падения
11
2
9
4.4 Бег челночный
12
2
10
4.5 Бег с изменением направления «ёлочка»
12
2
10
4.6 Прыжки в высоту
11
2
9
4.7 Прыжки в длину
12
2
10
5.
Техническая подготовка
5.1 Передачи сверху
70
14
10
2
60
12
5.2 Передачи снизу
14
2
12
5.3 Блок
14
2
12
5.4 Нападающий удар в прыжке
14
2
12
5.5 Подача с 9 метров
14
2
12
6.
Тактическая подготовка
6.1 Расстановка по номерам
30
10
6
2
24
8
6.2 Переходы
10
2
8
6.3 Подачи в правую и левую половину
площадки
7.
Интегральная подготовка
7.1 учебные игры в группе
7.2 контрольные игры среди групп
8.
Контрольные нормативы
8.1 Бег
8.2 Прыжки
8.3 Метание
8.4 Передачи сверху
8.5 Передачи снизу
10
2
8
60
30
30
30
6
6
6
6
6
6
3
3
2.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
24
12
12
27.5
5.5
5.5
5.5
5.5
5.5
Всего:
360 часов
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Результат игры
Результат игры
зачёт
зачёт
зачёт
зачёт
зачёт
К концу 3 года обучения дети будут знать:
- основные правила игры
- основные элементы волейбола
- взаимодействие с партнёрами по команде
Будут уметь:
-стойки и перемещения различными способами.
-владение волейбольным мячом: броски, удары.
- передачи сверху, снизу.
- подача
- игра в три касания
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел № 1. Вводное занятие.
Организационный сбор. Встреча с детьми. Обсуждение планов на текущий учебный год.
Инструктаж по технике безопасности.
Раздел № 2 Теоретическая подготовка
1.Роль физической культуры и спорта в обществе и формировании личности
2.Социальное значение спорта
3.Сведение о строении и функциях организма человека
4.Влияние физических упражнений на организм занимающегося
5.Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль
6.Правила игры в волейбол
7.Оборудование и инвентарь
8.Состояние и развитие волейбола
9.Основы техники игр
Раздел № 3 Общая физическая подготовка
-упражнения на скорость: рывки, ускорение.
-упражнения на прыгучесть: прыжки (ч/з лавочку, на скакалке).
-упражнения на выносливость: кросс, бег на время.
-упражнения на гибкость: растяжка, наклоны.
-упражнения на силу: приседания, отжимания, броски набивного мяча
Раздел № 4 Специальная физическая подготовка
имитации:
-нападающего удара
-блокирования
-падения
Бег:
- челночный
- с изменением направления «ёлочка»
Прыжки
-в высоту
-в длину
Метание
-стоя
-сидя
Раздел № 5 Техническая подготовка
-передачи сверху
-передачи снизу
-блок
- нападающий удар в прыжке
-подача с 9 метров
Раздел № 6 Тактическая подготовка
-расстановка по номерам с разменом
-переходы
-подача в правую и левую половину площадки
Раздел № 7 Интегральная подготовка
- учебные игры в группе
- контрольные игры среди групп
- игры на соревнованиях
Раздел № 8 Контрольные нормативы
Проводятся в конце каждого полугодия. Наблюдается динамика роста умений и навыков
обучающихся.
СОГЛАСОВАНО:
«______» _____________20___г.
Методист по учебно-воспитательной работе
__________ (Калоева И.А)
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Реализации дополнительной общеразвивающей программы
Наименование программы «Волейбол»
Педагог – Храмушева В.В.
Учебный год 2023 - 2024
Год
Дата
Дата
Количество Количество Количество Режим
обучения начала
окончания учебных
учебных
учебных
занятий
занятий занятий
недель
дней
часов
1год
2год
36
144
360
3год
10
31 мая
2 раза
сентября
по
2
часа
2 раза
по3
часа в
неделю
4год
5год
ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ,
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
обучающихся, которые он должны приобрести в процессе освоения данной программы:
1.Формирование физических потребностей, эмоциональности.
2.Формирование мотивов, учебной деятельности, личного смысла обучения.
3.Овладение навыками общения со сверстниками и с взрослыми.
4.Формирование доброжелательности, толерантности и отзывчивости.
5.Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в поставленной цели.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛА отражают опыт обучающихся в
спортивной деятельности:
-формирование общефизического состояния для волейбола и устойчивого интереса к
занятиям спортом;
- овладение общечеловеческими нормами нравственности и развития таких качеств
личности как адаптивность, креативность, чувства собственного достоинства и
интеллигентность;
- развитие физических качеств (скорость, прыгучесть, выносливость и т.д.)
необходимых для выполнения технических действий в волейболе;
-умение быстро принимать нужное решение в игровых ситуациях.
-выполнение разряда соответствующего года обучения
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:
-тестирование
-портфолио
-самооценка
-соревнования
-сдача нормативов ОФП и СФП
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ , АТТЕСТАЦИЯ.
Аттестация обучающихся позволяет учитывать сформированные осознанные
теоретические и практические знания, умения и навыки, осуществляется в следующих
формах:
1. Демонстрация практических знаний и умений на занятиях
2.Творческий отчет
3.Творческие задания
4.Рейтинг участия в соревнованиях различного уровня.
Входная аттестация проводится для обучающихся при зачислении на второй год
обучения по программе базового уровня. Ведется для выявления умений и навыков,
соответствующих определенному году обучения в виде собеседования.
Текущий контроль– в течение всего учебного года (опрос, наблюдение, результаты
соревнований).
Промежуточная и итоговая аттестация осуществляется в форме сдачи
контрольных нормативов (теория и практика)для отслеживания знаний
тематического содержания программы, владения специальной терминологии и
спортивными навыками.
Формы проведения аттестации:
- контрольное тестирование;
-открытое занятие;
-сдача нормативов ОФП и СФП
Контрольные нормативы представлены в Приложении « Контрольные нормативы по
ОФП и СФП»
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Каждый обучающейся в соответствии с требованиями программы обучения объединения
волейбол при прохождении входной и промежуточной аттестации должен
продемонстрировать навыки соответствующие данному году обучения.
Формы проведения аттестации:
• контрольное тестирование;
• открытое занятие;
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Уровни освоения программы
Результат
Высокий уровень освоения программы
Обучающиеся демонстрируют высокую
заинтересованность в учебной,
познавательной и творческой деятельности,
составляющей содержание программы. На
итоговом занятии показывают отличное
знание теоретического материала,
практическое применение знаний
воплощается в качественный продукт
(соревновательная деятельность)
Средний уровень освоения программы
Обучающиеся демонстрируют достаточную
заинтересованность в учебной,
познавательной и творческой деятельности,
составляющей содержание программы. На
итоговом занятии показывают хорошее
знание теоретического материала,
практическое применение знаний
воплощается в качественный продукт,
требующий незначительной доработки
(соревновательная деятельность)
Низкий уровень освоения программы
Обучающиеся демонстрируют низкий
уровень заинтересованности в учебной,
познавательной и творческой деятельности,
составляющей содержание программы. На
итоговом занятии показывают
недостаточное знание теоретического
материала, практическая работа не
соответствует требованиям.
Полученные данные заносятся в таблицу (Таблица №1)
Таблица №1
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Фамилия, имя
обучающегося
Низкий
уровень
Средний
уровень
Высокий
уровень
Итоги:
Дата проведения
Подпись педагога
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:
№
1
2
Наименование элементов перечня
Беляев А.В Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки
1. https://volley.ru/
2. https://infourok.ru/
3. https://www.ballgames.ru
4. https://olympics.com
отслеживание и изучение материалов в интернет ресурсах
3
4
5
6
Озолин Н.Г. Наука побеждать для психологической подготовки игроков.
Шнейдер В.Ю. Методика обучения игры в волейбол.
Видеоматериалы игр.
Соревновательные игры.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1.Гимнастические скамейки (4 шт.)
2.Гимнастические стенки (4 шт.)
3.Волейбольная сетка (1 шт.)
4.Волейбольные мячи (15 шт. на одного тренера)
Примечания
5.Набивные мячи (8 шт.)
6.Скакалки (15 шт.)
7.Резина
8.Игровая форма (12шт. на каждый возраст)
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённая
распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р;
-Изменения, внесенные в Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023
года № 1230-р;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам»
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 № 16 « Об утверждении санитарно - эпидемиологических правил СП
3.1/2.4.3598-20 « Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции (СOVID-19)» (с изменениями
-СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
2),Приказ действует до 1 сентября 2027 года.
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.02.2022 № 4 « О
внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20
«Профилактика новой коронавирусной инфекции (covid-19)», утверждённые
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
22.05.2020 п.15» Редакция от 04.02.2022 –Девствует с 06.02.2022 г.
-Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного государственного
врача Российской Федерации 28.09.2020 года,
« Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
-Федеральный закон « Об образовании Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012
года.
- Устав Моздокского Центра детского творчества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабушкин Г.Д., Рогов И.А. Психологический практикум для специализации «Теория и
методика видов спорта» – Омск: СибГАФК, 1996.– 83 с.
2. Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). Краснодар, 2001.
3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.
5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.
6. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.
7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998.
8. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.
9. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.
10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в
олимпийском спорте. - Киев, 1999.
11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. - М, 1998.
12. Никитушкин В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М., 1998.
13. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М,
1982.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
5. https://volley.ru/
6. https://infourok.ru/
7. https://www.ballgames.ru
8. https://olympics.com
Приложение № 1
Ш78е НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Нормативная часть программы является документом, в соответствии с которым планируется
и контролируется подготовка юных волейболистов.
НОРМАТИВЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ (ДЕВОЧКИ)
Показатели
9 лет
Отлично
Хорошо
Удолетв.
6.0
6.5
7.0
10 лет
Отлично
Хорошо
Удолетв.
5,9
6.4
6.9
11 лет
Отлично
Хорошо
Удолетв.
5,8
6.3
6.6
12 лет
Отлично
Хорошо
Удолетв.
5,7
6.0
6.3
1
Бег 30 м, с
2
Бег 30 м, с (5р*6м)
12.5
13.0
13.7
12,3
12.7
13.5
12,2
12.6
13.4
12,0
12.4
13.1
3
Бег 92 м, с. с изменением
направлений
4
Прыжок в длину с места, см
5
Прыжок в высоту с места, см
6
Метание набивного мяча 1 кг
из-за головы 2 руками стоя
32.0
32.6
34.1
150
145
140
30
28
25
6.0
5.5
5.0
31.5
32.1
33.6
155
150
145
32
30
28
6.4
6.0
5.6
31.2
31.8
33.0
165
160
155
34
32
30
7.5
7.0
6.5
31.0
31.6
32.6
175
170
165
35
33
31
8.0
7.5
7.0
1
2
3
НОРМАТИВЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Показатели
9 лет
10 лет
11 лет
12 лет
Отлично Отлично Отлично
Отлично
Хорошо Хорошо Хорошо
Хорошо
Удолетв. Удолетв. Удолетв.
Удолетв.
Передачи сверху над
10
15
20
25
собой
8
13
17
20
6
10
15
17
Передачи снизу
15
20
25
30
над собой
13
17
20
25
10
15
17
20
Передачи в парах
10
15
20
25
4
Нападающий удар
8
6
-
13
10
-
5
Приём подач
-
-
6
Встречный пас
7
Подача
6
5
4
-
8
7
6
-
18
15
3
2
1
3
2
1
10
8
6
3
2
1
20
17
3
2
1
3
2
1
15
12
10
3
2
1
Видом проведения зачёта является контрольное занятие или выступление на соревнованиях.
На основе принятия контрольных нормативов комиссия выносит оценки, суждения о
результат работы группы и каждого обучающегося отдельно, согласно нормативным
требованиям.
Ожидаемые результаты: сдача контрольных нормативов, соответствующих возрасту
обучающихся.