ПРОГРАММА 2023 -2 уровень Макарьян А.Н

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Хореография – это один из видов искусства, отражающий окружающую
нас действительность и жизнь во всех ее проявлениях, посредством
музыкального материала, танцевальной пластики и актерского мастерства.
Хореографическое искусство учит обучающихся красоте и
выразительности движений, формирует их тело, развивает физическую силу,
выносливость, ловкость.
Направленность программы: художественная.
Актуальность
Назначение данной программы - возродить любовь к национальному
наследию нашей страны, развить чувство здорового патриотизма у
современных детей и подростков.
Уровень программы – продвинутый.
Отличительные особенности
Отличительной особенностью программы является постановка
стилизованных народных танцев, внедрение методов, приближающих к
пониманию народной культуры, придания ему современного звучания, поиск
новых форм соединения народного и современного искусства. Прием
стилизации отвечает интересам современных исполнителей и зрителей, их
восприятию народной музыки и народного танца как явления не застывшего в
своем развитии, а постоянно обновляющегося живого искусства.
Педагогическая целесообразность. Программный материал нацелен на
развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате
разностороннего обучения и воспитания (развитие разнообразных движений,
укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным
выполнением физических упражнений и др.).
Адресат программы: дети в возрасте от 11 до 18 лет.
Цель программы: создание условий для разностороннего развития
индивидуальных особенностей личности обучающихся посредством
углубленного изучения различных направлений в хореографии.
Задачи
в обучении:
- совершенствование у обучающихся танцевальных знаний, умений, навыков на
основе программного материала;
- освоение углубленной программы хореографического образования, используя
разнообразные и доступные движения классического, народного, современного
танца.
- обучение практическому применению теоретических знаний.
в развитии:
- развитие физического потенциала учащихся для выполнения танцевальных
композиций в различных жанрах хореографии.
- продолжение развития навыков постановочной и концертной деятельности;
-развитие интереса и фантазии в создании образов в хореографических
композициях.

- формирование приемов сценической выразительности и актѐрского
мастерства.
в воспитании:
- воспитание культуры личности обучающегося средствами хореографического
искусства, (социально ориентировать учащихся, помочь их становлению в
обществе);
- формирование танцевальной культуры подрастающего поколения;
- эстетическое воспитание посредством хореографии;
- формирование творческой личности
- воспитание гражданской позиции и чувства патриотизма;
- воспитание ответственности и добросовестному отношению к начатому делу.
Категория обучающихся
В хореографическое объединение принимаются все желающие дети в возрасте
от 11 до 18 лет, прошедшие обучение по программе базового уровня , с
наличием медицинской справки об отсутствии противопоказаний к занятиям
хореографии.
Количество обучающихся в группе
минимально12 чел., максимально 18 человек.
Условия формирования групп: одновозрастные. Допускается
дополнительный набор учащихся, на основе собеседования, просмотра,
аттестации в соответствии с локальными актами ЦДТ.
Срок освоения – 3 года.
Обьѐм программы: 648 часов.
1-й и последующие годы обучения 216 часов.
Режим занятий
3 раза в неделю по 2 часа.
Занятие состоит из двух академических часов по 45 минут, между ними
перемена 5 минут.
Язык реализации программы: обучение по программе
осуществляется на русском языке в соответствии со ст.14 ФЗ-273 и Уставом
МБУДО Моздокского ЦДТ.
Форма обучения- очная.
Методы обучения
1.Анализ музыкального произведения.

2.Устное изложение, беседа.
3.Наглядные методы обучения: показ, исполнение педагогом.
4. Метод практического обучения – тренинг.
5. Репродуктивный метод, частично-поисковый.
Организационные формы обучения
Формы организации занятий:
Программой предусматриваются аудиторные занятия.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
1. Групповая - когда занятия проводятся в каждой группе отдельно.
2. Индивидуально-групповая – когда группе дается самостоятельное задание, а
преподаватель занимается с солистом, или с отстающим ребенком.
3. Ансамблевая – сборное занятие с детьми разных групп.
Формы проведения занятий:
- учебные занятия;
- интегрированные занятия;
- занятия – соревнования;
- творческие работы;
- занятие – игра;
- репетиции;
- концерт;
- праздник;
- фестивали.

Сводный учебный план
Разделы программы

1-й год

2-й год

3-й год

1. Вводное занятие

2

2

2

2. Историко-культурные сведения

6

6

6

3. Партерная гимнастика (растяжки)

46

46

46

4. Элементы классического танца

48

48

48

5. Элементы народного танца

30

30

30

6. Постановочная работа

80

80

80

7.Итоговое занятие
( промежуточная аттестация)

4

4

4

216

216

216

Итого:

Учебный план 1 года обучения
№
п/п

Название раздела, темы

1.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
2. Историко-культурные сведения
2.1 Основные черты русского балета.
2.2 Балеты П.И.Чайковского «Щелкунчик»,
«Лебединое озеро», «Спящая красавица».
2.3 Подбор фотоматериалов, организованный
просмотр телевизионных программ.
3. Партерная гимнастика (растяжки)
3.1 Комплекс станка в партере
3.2 Растяжка ног в партере
3.3 Работа с корпусом
3.4 Растяжка у станка
4. Элементы классического танца
4.1 Станок
4.2 Комплекс упражнений на середине, пор де
бра
4.3 Прыжки
4.4 Вращения
4.5 Упражнения по диагонали
5. Элементы народного танца
5.1 Станок
5.2 Элементы русского народного танца
5.3 Ходы русского танца
5.4 Вращения
6. Постановочная работа
6.1 Основные элементы танца
6.2 Постановка танца
6.3 Отработка техники исполнения танца
6.4 Актерское мастерство
6.5 Работа с номером на разных сценических
площадках
7. Итоговое занятие (промежуточная
аттестация)
Итого:

Формы контроля/
Количество
аттестации
часов
всего теор практ
ия ика
2
2
Опрос
6
3
3
2
1
1 Тестирование
2
1
1 Викторина
Тестирование

2

1

1

46
18
10
10
10
48
10
10

6
2
1
1
2
8
2
2

40
16
8
8
8
40
8
8

10
8
10
30
4
4
12
10
80
20
20
28
10
2

2
1
1
6
1
1
2
2
10
3
2
2
2
1

8
7
9
24
3
3
10
8
70
17
18
26
8
1

Соревнование
Просмотр
Наблюдение педагога

4

Контрольное занятие

4
216

35 181

Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Просмотр
Наблюдение педагога

Открытое занятие
Просмотр
Просмотр
Наблюдение педагога
Открытое занятие
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Концерт
Концерт

К концу первого года обучения дети будут знать:
- основные черты русского балета;
- балеты П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая
красавица»;
- правила исполнения движений в партере;
- правила исполнений движений у станка, держась одной рукой за станок;
- движения классического и народного танца;
- правила исполнения прыжков и вращений;
- навык актерской выразительности;
- балетную терминологию выученных элементов;
будут уметь:
- исполнять экзерсис у станка в быстром темпе;
- исполнять сложные элементы классического и народного танцев;
- исполнять позы классического танца;
- исполнять вращения по диагонали и на месте в быстром темпе;
- исполнять комбинации на прыжки;
- исполнять станок в разном народном характере;
- исполнять сложные танцевальные композиции.

Содержание программы

1. Вводное занятие
- свободная беседа «как я провел лето»;
- введение в программу, чему должны научиться;
- форма на занятиях;
- правила поведения на занятиях;
- беседа на тему «техника безопасности».
2. Историко-культурные сведения
Основные черты русского балета.
Балеты П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая
красавица».
Подбор фотоматериалов, организованный просмотр телевизионных программ.
3. Партерная гимнастика, растяжки
Комплекс станка в партере: галочка; работа стоп; плие, лягушка; батман-тандю
впер, в сторону, назад; жете вперед, в сторону, назад; пассе; поднимать ноги
держа галочку; релевелянт, махи во все стороны, назад на четвереньках;
поднять ногу к себе.
Растяжка ног в партере: перекаты; складочка; тянуть ноги в сторону, две ноги в
сторону, наклоны к ногам – сидя ноги врозь, шпагаты, бабочка.
Работа с корпусом: разогрев корпуса, ласточка, колечко корзиночка, мостик.
Растяжка у станка: (одна нога на станке, стоять боком, лицом к ноге, спиной от
ноги). Плие, наклоны к ноге, от ноги, растяжка по станку, держать ногу над
станком.

4. Элементы классического танца
Станок: постановка корпуса. Релеве по всем позициям в комбинации. Демиплие и гранд-плие по 1-й, 2-й, 5-й, 4-й позиции ног, батман-тандю вперед, в
сторону, назад на 1 счет по 5-й позиции. Жете на 1 счет по 5-й позиции. Рон-дежамб-партер ан-де-ор и ан-де-дан на 1 счет. Кудепье впереди, сзади, обхватное
кудепье, пассе выворотное впереди, сзади, на полупальцах. Фондю во всех
направлениях, Релевелянт, аттитюд, арабеск, девелѐпе. Гранд-батман по 5-й
позиции. Движения исполняются, держась одной рукой за станок.
Середина:
Позиции рук – «1, 2, 3, 4 пор де бра». Различные вариации рук под музыку.
Прыжки: соте по 6-й и 1-й, 2-й, 5-й позициям ног, шажман-де-пье, заноски,
эшапе, поджатый прыжок, па-де-ша, антрелясе. Соте, пожатый прыжок и
комбинации из прыжков на скакалке.
Вращения: поворот на месте – перует, фуете; по диагонали – шене, тур ан-дедан.
Движения по диагонали и по кругу: шаг с носка, шаг на полупальцах, мелкий
бег на полупальцах, шаг с захлестом, бег, шаг с пассе, подскок, галопы,
переменный шаг, шаг полечки. Комбинации шагов. Бег и подскок со скакалкой.
5. Элементы народного танца
Поклон в русском характере.
Положение рук в народном характере, работа с платочком.
Ходы русского танца: шаг с носка, шаги на полупальцах, переменный шаг, шаг
с каблучка, бег с захлестом, шаги с притопами, бегунок в повороте с притопом
вправо – влево и выносом на каблук, прыжок поджатый в повороте.
Комбинации из разных движений.
Элементы русского народного танца: приподание, моталочка, молоточки,
веревочка с кавырялочкой, косыночка, гармошка, притопы, дроби, дробные
выстукивания. Комбинации из движений. Элементы дублировать на скакалке.
Станок: плие, батман-тандю, жете, ронд-партер, фондю, пассе, веревочка,
каблучное, кавырялочка, флик-фляк, девелепе, гранд-батман.
Вращения по диагонали: шене, бегунок, козлик, блинчик; вращение на месте с
приподанием,с пассе, абертас. Комбинации на вращения. Вращения по кругу.
Элементы осетинского танца.
6. Постановочная работа
Прослушивание музыкального материала, ритмическое прохлопывание музыки.
Движения на развитие ритма: притопы, хлопки в комбинациях.
Основные элементы танца.
Танцевальные комбинации.
Постановка танца.
Отработка техники исполнения танца.
Актерское мастерство.
Работа с номером на разных сценических площадках.
7. Итоговое занятие
Промежуточная (итоговая) аттестация.

Учебный план 2 года обучения
№
п/п

1.
2.
2.1
2.2
2.3
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
7.

Название раздела, темы
Перечисление основных тем занятия,
расшифровка подтем и содержания занятий
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
Историко-культурные сведения
Классическое наследие на современной
сцене.
Творческая деятельность современных
балетмейстеров.
Выдающиеся современные исполнители.
Партерная гимнастика (растяжки)
Комплекс станка в партере
Растяжка ног в партере
Работа с корпусом
Растяжка у станка
Элементы классического танца
Станок
Комплекс упражнений на середине, пор де
бра
Прыжки
Вращения
Упражнения по диагонали
Элементы народного танца
Станок
Элементы русского народного танца
Ходы русского танца
Вращения
Постановочная работа
Основные элементы танца
Постановка танца
Отработка техники исполнения танца
Актерское мастерство
Работа с номером на разных сценических
площадках
Итоговое занятие (промежуточная
аттестация)
Итого:

Формы
контроля/
аттестации

Количество
часов
всего теор практ
ия ика
Опрос

2
6
2

2
3
1

3
1

Викторина

2

1

1

Тестирование

2
46
18
10
10
10
48
10
10

1
6
2
1
1
2
8
2
2

1
40
16
8
8
8
40
8
8

Тестирование

10
8
10
30
4
4
12
10
80
20
20
28
10
2

2
1
1
6
1
1
2
2
10
3
2
2
2
1

8
7
9
24
3
3
10
8
70
17
18
26
8
1

Соревнование
Просмотр
Наблюдение педагога

4

Контрольное занятие

4
216

35

181

Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Открытое занятие
Наблюдение педагога

Просмотр
Наблюдение педагога
Просмотр
Просмотр
Открытое занятие
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Концерт
Концерт

К концу второго года обучения дети будут знать:
- творческую деятельность современных балетмейстеров;
- выдающихся современных исполнителей;
- правила исполнения движений в партере;
- правила исполнений движений у станка, держась одной рукой за станок;
- движения классического и народного танца;
- правила исполнения прыжков и вращений;
- навык актерской выразительности;
- балетную терминологию выученных элементов;
будут уметь:
- исполнять экзерсис у станка в быстром темпе;
- исполнять сложные элементы классического и народного танцев;
- исполнять позы классического танца;
- исполнять вращения по диагонали и на месте в быстром темпе;
- исполнять комбинации на прыжки;
- исполнять станок в разном народном характере;
- исполнять сложные танцевальные композиции.

Содержание программы
1. Вводное занятие
- свободная беседа «как я провел лето»;
- введение в программу, чему должны научиться;
- форма на занятиях;
- правила поведения на занятиях;
- беседа на тему «техника безопасности».
2. Историко-культурные сведения
Классическое наследие на современной сцене.
Творческая деятельность современных балетмейстеров.
Выдающиеся современные исполнители.
Подбор фотоматериалов, организованный просмотр телевизионных программ.
3. Партерная гимнастика, растяжки
Комплекс станка в партере: галочка; работа стоп; плие, лягушка; батман-тандю
впер, в сторону, назад; жете вперед, в сторону, назад; пассе; поднимать ноги
держа галочку; релевелянт, махи во все стороны, назад на четвереньках;
поднять ногу к себе.
Растяжка ног в партере: перекаты; складочка; тянуть ноги в сторону, две ноги в
сторону, наклоны к ногам – сидя ноги врозь, шпагаты, бабочка.
Работа с корпусом: разогрев корпуса, ласточка, колечко корзиночка, мостик.
Растяжка у станка: (одна нога на станке, стоять боком, лицом к ноге, спиной от
ноги). Плие, наклоны к ноге, от ноги, растяжка по станку, держать ногу над
станком.

4. Элементы классического танца
Станок: постановка корпуса. Релеве по всем позициям в комбинации. Демиплие и гранд-плие по 1-й, 2-й, 5-й, 4-й позиции ног, батман-тандю вперед, в
сторону, назад на 1 счет по 5-й позиции. Жете на 1 счет по 5-й позиции. Рон-дежамб-партер ан-де-ор и ан-де-дан на 1 счет. Кудепье впереди, сзади, обхватное
кудепье, пассе выворотное впереди, сзади, на полупальцах. Фондю во всех
направлениях, Релевелянт, аттитюд, арабеск, девелѐпе. Гранд-батман по 5-й
позиции. Движения исполняются, держась одной рукой за станок.
Середина:
Позиции рук – «1, 2, 3, 4 пор де бра». Различные вариации рук под музыку.
Прыжки: соте по 6-й и 1-й, 2-й, 5-й позициям ног, шажман-де-пье, заноски,
эшапе, поджатый прыжок, па-де-ша, антрелясе. Соте, пожатый прыжок и
комбинации из прыжков на скакалке.
Вращения: поворот на месте – перует, фуете; по диагонали – шене, тур ан-дедан.
Движения по диагонали и по кругу: шаг с носка, шаг на полупальцах, мелкий
бег на полупальцах, шаг с захлестом, бег, шаг с пассе, подскок, галопы,
переменный шаг, шаг полечки. Комбинации шагов. Бег и подскок со скакалкой.
5. Элементы народного танца
Поклон в русском характере.
Положение рук в народном характере, работа с платочком.
Ходы русского танца: шаг с носка, шаги на полупальцах, переменный шаг, шаг
с каблучка, бег с захлестом, шаги с притопами, бегунок в повороте с притопом
вправо – влево и выносом на каблук, прыжок поджатый в повороте.
Комбинации из разных движений.
Элементы русского народного танца: приподание, моталочка, молоточки,
веревочка с кавырялочкой, косыночка, гармошка, притопы, дроби, дробные
выстукивания. Комбинации из движений. Элементы дублировать на скакалке.
Станок: плие, батман-тандю, жете, ронд-партер, фондю, пассе, веревочка,
каблучное, кавырялочка, флик-фляк, девелепе, гранд-батман.
Вращения по диагонали: шене, бегунок, козлик, блинчик; вращение на месте с
приподанием,с пассе, абертас. Комбинации на вращения. Вращения по кругу.
Элементы осетинского танца.
6. Постановочная работа
Прослушивание музыкального материала, ритмическое прохлопывание музыки.
Движения на развитие ритма: притопы, хлопки в комбинациях.
Основные элементы танца.
Танцевальные комбинации.
Постановка танца.
Отработка техники исполнения танца.
Актерское мастерство.
Работа с номером на разных сценических площадках.
7. Итоговое занятие
Промежуточная (итоговая) аттестация.

Учебный план 3 года обучения
№
п/п

1.
2.
2.1
2.2
2.3
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
7.

Название раздела, темы

Количество
часов
всего теори практ
я
ика

Перечисление основных тем занятия,
расшифровка подтем и содержания занятий
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
2
Историко-культурные сведения
6
Роль фестивалей и конкурсов в развитии
2
хореографического искусства.
Развитие современного танца.
2
Подбор фотоматериалов, организованный
2
просмотр телевизионных программ.
Партерная гимнастика (растяжки)
46
Комплекс станка в партере
18
Растяжка ног в партере
10
Работа с корпусом
10
Растяжка у станка
10
Элементы классического танца
48
Станок
10
Комплекс упражнений на середине, пор де
10
бра
Прыжки
10
Вращения
8
Упражнения по диагонали
10
Элементы народного танца
30
Станок
4
Элементы народного танца
4
Ходы русского танца
12
Вращения
10
Постановочная работа
80
Основные элементы танца
20
Постановка танца
20
Отработка техники исполнения танца
28
Актерское мастерство
10
Работа с номером на разных сценических
2
площадках
Итоговое занятие (промежуточная
4
аттестация)
Итого:
216

Формы
контроля/
аттестации

Опрос

2
3
1

3
1

Тестирование

1
1

1
1

Тестирование
Викторина

6
2
1
1
2
8
2
2

40
16
8
8
8
40
8
8

2
1
1
6
1
1
2
2
10
3
2
2
2
1

8
7
9
24
3
3
10
8
70
17
18
26
8
1

Соревнование
Просмотр
Просмотр

4

Контрольное занятие

35

181

Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Открытое занятие
Наблюдение педагога

Открытое занятие
Просмотр
Творческое задание
Наблюдение педагога
Открытое занятие
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Концерт
Концерт

К концу третьего года обучения дети будут знать:
- роль фестивалей и конкурсов в развитии хореографического искусства;
- выдающихся современных исполнителей;
- развитие современного танца
- правила исполнения движений в партере;
- правила исполнений движений у станка, держась одной рукой за станок;
- движения классического и народного танца;
- правила исполнения прыжков и вращений;
- навык актерской выразительности;
- балетную терминологию выученных элементов;
будут уметь:
- исполнять экзерсис у станка в быстром темпе;
- исполнять сложные элементы классического и народного танцев;
- исполнять позы классического танца;
- исполнять вращения по диагонали и на месте в быстром темпе;
- исполнять комбинации на прыжки;
- исполнять станок в разном народном характере;
- исполнять сложные танцевальные композиции.

Содержание программы

1. Вводное занятие
- свободная беседа «как я провел лето»;
- введение в программу, чему должны научиться;
- форма на занятиях;
- правила поведения на занятиях;
- беседа на тему «техника безопасности».
2. Историко-культурные сведения
Роль фестивалей и конкурсов в развитии хореографического искусства.
Развитие современного танца.
Подбор фотоматериалов, организованный просмотр телевизионных программ.
3. Партерная гимнастика, растяжки
Комплекс станка в партере: галочка; работа стоп; плие, лягушка; батман-тандю
впер, в сторону, назад; жете вперед, в сторону, назад; пассе; поднимать ноги
держа галочку; релевелянт, махи во все стороны, назад на четвереньках;
поднять ногу к себе.
Растяжка ног в партере: перекаты; складочка; тянуть ноги в сторону, две ноги в
сторону, наклоны к ногам – сидя ноги врозь, шпагаты, бабочка.
Работа с корпусом: разогрев корпуса, ласточка, колечко корзиночка, мостик.
Растяжка у станка: (одна нога на станке, стоять боком, лицом к ноге, спиной от
ноги). Плие, наклоны к ноге, от ноги, растяжка по станку, держать ногу над
станком.

4. Элементы классического танца
Станок: постановка корпуса. Релеве по всем позициям в комбинации. Демиплие и гранд-плие по 1-й, 2-й, 5-й, 4-й позиции ног, батман-тандю вперед, в
сторону, назад на 1 счет по 5-й позиции. Жете на 1 счет по 5-й позиции. Рон-дежамб-партер ан-де-ор и ан-де-дан на 1 счет. Кудепье впереди, сзади, обхватное
кудепье, пассе выворотное впереди, сзади, на полупальцах. Фондю во всех
направлениях, Релевелянт, аттитюд, арабеск, девелѐпе. Гранд-батман по 5-й
позиции. Движения исполняются, держась одной рукой за станок.
Середина:
Позиции рук – «1, 2, 3, 4 пор де бра». Различные вариации рук под музыку.
Прыжки: соте по 6-й и 1-й, 2-й, 5-й позициям ног, шажман-де-пье, заноски,
эшапе, поджатый прыжок, па-де-ша, антрелясе. Соте, пожатый прыжок и
комбинации из прыжков на скакалке.
Вращения: поворот на месте – перует, фуете; по диагонали – шене, тур ан-дедан.
Движения по диагонали и по кругу: шаг с носка, шаг на полупальцах, мелкий
бег на полупальцах, шаг с захлестом, бег, шаг с пассе, подскок, галопы,
переменный шаг, шаг полечки. Комбинации шагов. Бег и подскок со скакалкой.
5. Элементы народного танца
Поклон в русском характере.
Положение рук в народном характере, работа с платочком.
Ходы русского танца: шаг с носка, шаги на полупальцах, переменный шаг, шаг
с каблучка, бег с захлестом, шаги с притопами, бегунок в повороте с притопом
вправо – влево и выносом на каблук, прыжок поджатый в повороте.
Комбинации из разных движений.
Элементы русского народного танца: приподание, моталочка, молоточки,
веревочка с кавырялочкой, косыночка, гармошка, притопы, дроби, дробные
выстукивания. Комбинации из движений. Элементы дублировать на скакалке.
Станок: плие, батман-тандю, жете, ронд-партер, фондю, пассе, веревочка,
каблучное, кавырялочка, флик-фляк, девелепе, гранд-батман.
Вращения по диагонали: шене, бегунок, козлик, блинчик; вращение на месте с
приподанием,с пассе, абертас. Комбинации на вращения. Вращения по кругу.
Элементы осетинского танца.
6. Постановочная работа
Прослушивание музыкального материала, ритмическое прохлопывание музыки.
Движения на развитие ритма: притопы, хлопки в комбинациях.
Основные элементы танца.
Танцевальные комбинации.
Постановка танца.
Отработка техники исполнения танца.
Актерское мастерство.
Работа с номером на разных сценических площадках.
7. Итоговое занятие
Промежуточная (итоговая) аттестация.

СОГЛАСОВАНО:
«______» _____________20___г.
Методист по учебно-воспитательной работе
__________ (Калоева И.А)
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Реализации дополнительной общеразвивающей программы
Наименование программы «Хореография»
Педагог – Макарьян А.Н.
Учебный год 2023 – 2024
Год
Дата
обуче начала
ния
занятий

1 год

Дата
окончани
я занятий

10
31 мая
сентября

Количеств Количеств Количеств Режим
о учебных о учебных о учебных занятий
недель
дней
часов

36

108

216

3 раза в
неделю
по два
часа

Планируемые результаты
После освоения содержания программы дети
будут уметь:
- исполнять экзерсис у станка в быстром темпе;
- исполнять сложные элементы классического и народного танцев;
- исполнять позы классического танца;
- исполнять вращения по диагонали и на месте в быстром темпе;
- исполнять комбинации на прыжки;
- исполнять станок в разном народном характере;
- исполнять сложные танцевальные композиции;
будут знать:
- роль фестивалей и конкурсов в развитии хореографического искусства;
- выдающихся современных исполнителей;
- развитие современного танца
- правила исполнения движений в партере;
- правила исполнений движений у станка, держась одной рукой за станок;
- движения классического и народного танца;
- правила исполнения прыжков и вращений;
- навык актерской выразительности;
- балетную терминологию выученных элементов;
у них будут развиты:
- творческие способности;
- музыкально-ритмические навыки;
- координация, гибкость, пластичность;
- навыки постановочной и концертной деятельности;
- интерес и фантазия в создании образов в хореографических композициях;
- выразительность и актѐрское мастерство;
будут воспитаны:
- морально-волевые и духовно-нравственные качества;
- уважение к нормам коллективной жизни;
- товарищество, трудолюбие;
- уважение к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.

Формы контроля. Аттестация
Текущий контроль (проводится на каждом занятии)
цель: оценки качества усвоенного материала на каждом занятии;
формы оценки: творческие задания, наблюдение, опрос, самостоятельная
работа;
Тематический контроль (проводится по окончании темы или модуля
программы)
цель: оценка качества усвоения материала и выявление трудностей по темам
изучаемого материала;
формы оценки: творческие задания, опрос, просмотр.

Формы аттестации
Аттестация обучающихся проходит в соответствии с Положением о
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в ЦДТ.
Промежуточная аттестация проводится два раза в год, в конце каждого
полугодия.
цель: диагностика качества знаний, умений и навыков.
формы аттестации: творческие задания, концерты, конкурсы.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения по программе.
цель: диагностика качества знаний, умений и навыков выпускников
объединения
формы аттестации: итоговое занятие, концерты, конкурсы.
В течение всего периода обучения ведутся: диагностическая карта
мониторинга результатов освоения дополнительной общеобразовательной
программы, портфолио обучающихся, достигших значимых результатов в
конкурсах.
Перечень основных составляющих элементов для прохождения
промежуточной и итоговой аттестации (составляется с учѐтом содержания
программы):
1. Музыкальный слух.
2. Координация и пластика движений.
3. Танцевальный шаг.
4. Гибкость.
5. Техника исполнения.
6. Артистизм.
7. История хореографии.
8. Танцевальная терминология.
Результаты заносятся в Диагностическую таблицу определения уровня знаний
и умений (Приложение1).
Полученные данные заносятся в таблицу (Таблица №1).
№
Фамилия, имя
п/п
обучающегося
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Итоги:
Дата проведения
Подпись педагога.

Низкий
уровень

Средний
уровень

Высокий
уровень

Таблица №1
Примечания

Методические материалы
1.Материалы по технике безопасности:
https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/tiekhnika-biezopasnosti-na-urokakhkhorieoghrafii
2.Диагностики:
Диагностика уровня обученности
https://infourok.ru/monitoring-obrazovatelnih-rezultatov-i-individualnogo-razvitiyauchaschihsya-radost-tanca-2223451.html
-Диагностика творческого мышления
http://mrc.kpk1.ru/images/stories/news/2014/torrens.pdf
-Уровень воспитанности
https://znanio.ru/media/diagnostika_urovnya_vospitannosti_uchaschihsya_1_11_kla
ss-72621
3.Комплекс упражнений по партерному экзерсису. Барышникова. Азбука
Хореографии. Издательство Айрис Пресс.
4.Термины классического и народно-характерного танца:
-https://story-breaks.livejournal.com/7656.html
5.Аудио материал с фонограммами:
записи с классической музыкой, народной, современной музыки.
6.Видеозаписи:
Видеозаписи выступлений творческого объединения.
Юбилейный концерт Государственного
академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.
Русский народный Хор имени М.Е.Пятницкого.
Видеозаписи балетов.
7.Наглядно-иллюстративный материал:
альбом с фотографиями выступлений творческого объединения;
эскизы костюмов на балетную тему;
русский народный костюм
https://www.culture.ru/materials/51485/po-odezhke-vstrechayut
8.Лекционный материал:
Особенности русского народного танца: хороводы, переплясы, русские
кадрили https://studfiles.net/preview/5132034/page:3/
«Профессиональные ансамбли народного
танца» https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/06/21/professionalnye-ansamblinarodnogo-tantsa
9. Книги по хореографии и танцам в электронном виде:
http://www.divadance.ru/reports/r9childrendance_grim_dlja_tantsa_makijazh.htm
https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2012/09/23/nuzhnyeknigi-po-khoreografii-i-tantsam
10. Методические разработки:
«Воспитательная работа в хореографическом коллективе»
https://урок.рф/library/metodicheskaya_rabota_vospitatelnaya_rabota_v_horeog_194
420.html Статья: «Достижение эффективности обучения в хореографии»;
Методические разработки занятий.

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- просторный танцевальный зал;
- станок, зеркала;
- магнитофон;
- форма для девочек: купальник, юбка, балетки.
- форма для мальчиков: черные шорты, белая облегающая майка, балетки;
- скакалка;
- коврики для партерной гимнастики.
Информационное обеспечение
Нормативно-правовые документы:
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р;
- Изменения, внесѐнные в Концепцию развития дополнительного образования
детей до 2030 года, утверждѐнные распоряжением Правительства Российской
Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля
2022года года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на 21 марта 2022
года).
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года.
- Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 04.02.2022 № 4 «О внесении изменений в санитарноэпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой
короновирусной инфекции (covid-19)», утверждѐнные Постановлением

Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с 06.02.2022 г.
-Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года, «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодѐжи»
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012 года.
Список литературы:
1. Базарова Н.П. Классический танец. Методика обучения... - Л., 1975 .
2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – М., 1963.
3. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М., 1974.
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
5. Костровицкая В., Писарев Л. Школа классического танца. – Л., 1968.
6.Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера. – М., 1976.
12.Ткаченко Т. Народные танцы. – М., 1975.
14.Хамзин Х.Х. Правильная осанка. - М., 1999.
15. Степанова Л. Танцы народов России. Репертуарный сборник №-14. – М.,
1973.
Интернет-ресурсы:
1. https://infourok.ru/biblioteka
2. https://horeografiya.com/index.php?route=information%2Farticle&id=4_1
3. https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2012/09/23/nuzhnyeknigi-po-khoreografii-i-tantsam

Приложение 1
Диагностическая таблица определения уровня знаний и умений
Название программы _______________________________________
Группа ___________

1 балл — низкий уровень развития
2 балла — средний уровень развития
3 балла — высокий уровень развития

Общий балл

Танцевальная
терминология

История хореографии

Артистизм

Техника исполнения

Гибкость

Танцевальный шаг

Параметры оценки
Координация и
пластика движений

Фамилия, имя
Музыкальный слух

№

Критерии оценивания уровня знаний и умений
Баллы

3

2

1

3

2

1

Параметры оценки
Музыкальный слух
Музыкально исполняет движения, хорошо развито чувство ритма. Чутко
реагирует на интонационные и темповые оттенки звучания. Двигаясь, ребенок
правильно ощущает построение музыкальной фразы, схватывает характер
счета, легко справляется с ритмическими заданиями. Безошибочно вступает
на нужной доле такта. Движения гармонично сливаются с музыкой. Танцует
красиво, ритмично.
Достаточно музыкально и ритмично исполняет движения. Двигаясь, ощущает
построение музыкальной фразы, схватывает характер счета в ритмических
упражнениях, неплохо справляется с отсчетом ритма.
Несколько неуверенно исполняет движения при темповом изменении в
музыке - торопится или наоборот опаздывает. Движения не всегда совпадают
с музыкой. «Заторможенность» реакции на музыку мешает вовремя вступить
на нужной доле музыкального такта.
Слабо владеет музыкально - ритмическими навыками. Не чувствителен к
ритму, темпу, фразировке мелодий. Движения неуверенны, часто «в разрез» с
музыкой. Не умеет самостоятельно вступить на нужной доле музыкального
такта.
Координация и пластика движений
Хорошо развита координация тела и движений. При выполнении
танцевальных движений корпус держит прямо, шаг четкий, движения
пластичные. Свободно справляется со сложно координированными
движениями. Все движения выполняет уверенно, красиво.
Достаточно правильно координирует свои движения. Умеет точно и уверенно
выполнять простые движения. В более сложных комбинациях не всегда
справляется с координированием движений. Выполняет движения не совсем
красиво, корпус не подтянутый. Пластичность движений выполняется
слабо.
Не умеет координировать свои движения. Не владеет принципом
«продвижения». Корпус наклоняет вперед, шаг неуверенный, не четкий.
Движения «грубые», не пластичные.
Танцевальный шаг
(способность поднятия работающей ноги на определенную высоту, которая измеряется в градусах)

3
2
1

3
2

выше 90 ° (нога легко поднимается)
90° (нога поднимается «тяжело», не выше 90°)
ниже 90° (мышцы ноги не обладают достаточной эластичностью)
Гибкость
Полная складка вперед к ногам в положении стоя и лежа. Методически
грамотное выполнение перегиба назад. В положении «кольцо» ноги достают
до плеч.
Частичная складка вперед к ногам в положении стоя и лежа или неточное
выполнение перегиба назад. В положении «кольцо» ноги достают до головы.

1

3
2
1

3

2
1

3
2
1
3
2
1

Не складывается к ногам в положениях лежа и стоя или неправильное
выполнение перегиба назад. В положении «кольцо» ноги не достают до
головы.
Техника исполнения
Свободно владеет пластикой и динамикой движений, полное и правильное
исполнение упражнений.
Скоординированность движений, допускаются несущественные ошибки при
исполнении упражнений.
Несогласованность в движениях, упражнения выполняются с ошибками в
исполнительском плане и последовательности элементов.
Артистизм
Проявляет произвольную активность в выражении эмоций. Развита
эмоциональная выразительность мимики, жестов. Высокий уровень
включенности в художественный образ. Изображает все предложенные
эмоциональные состояния.
Мало эмоционален, напряжен, сосредоточен на правильности выполнения
движений.
Пытается выразить эмоциональное состояние, не проникая в
художественный образ. Мало эмоционален, стеснителен.
История хореографии
Знает основные этапы развития хореографического искусства. Легко отвечает
на поставленные (дополнительные) вопросы.
Знает основные этапы развития хореографического искусства.
Поверхностно владеет информацией.
Танцевальная терминология
Может дать определение танцевальным элементам и пояснить технику их
выполнения.
Может дать определения танцевальным элементам, допускаются некоторые
неточности в пояснении техники их выполнения.
Может дать определения танцевальным элементам, но затрудняется пояснить
технику их выполнения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».