ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по тхэквондо ИТФ подготовлена с учетом нормативноправовых основ,
регулирующих деятельность спортивных секциы в системе Министерства образования
Российской Федерации, результатов обобщения многолетнего опыта тренеров и анализа
данных научных исследований в теории и технологии тренировки тхэквондо ИТФ.
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Адресат программы: мальчики и девочки от 7 до 11 лет.
Актуальность программы.
Программа регламентирует тренировку юных тхэквондистов на основных возрастных
этапах спортивной подготовки, позволяя организовывать тренировочный процесс,
укреплять состояние здоровья и повышать уровень физических и психических качеств
занимающихся в соответствии с их возрастными возможностями. Через занятия
фомировать устойчивую мотивацию и вызывать постоянный интерес к занятиям
тхэквондо у детей и подростков, заполняя их свободное от общеобразовательной учебы
время, одновременно развивая двигательные качества и повышая интеллектуальные
способности занимающихся.
Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже
существующих является учёт нововведений в правила соревнований; результатов их
воздействия на соревновательную деятельность спортсменов; меньшее количество часов
на подготовку тхэквондистов в сранении с программой спортивной подготовки для
детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ
олимпийского резерва.
Педагогическая целесообразность программы заключается не только в создании
оптимальных условий для формирования культуры здорового образа жизни через
образовательную и физкультурно-оздоровительную деятельность, но и включение детей в
разные виды деятельности, раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие
организационных способностей, развитие и совершенствование интеллектуальных
способностей детей.
Уровень освоения программы: базовый.
Язык реализации программы. Обучение по программе проводится на русском
языке в соответствии со ст. 14 ФЗ 273 и Уставом МБУДО Моздокского ЦДТ.
Целью данной программы - укреплять состояние здоровья и повышать уровень
физических и психологических качеств занимающихся в соответствии с их возрастными
возможностями, основываясь на методах применяемых в Тхэквондо. Освоение и
выполнение разрядных требований нормативов от III юношеского до I юношеского
спортивного разряда. В технической подготовки Освоение и
выполнение разрядных
требований нормативов аттестации с 10 по 7 гып Тхэквондо ИТФ.
Задачи
В обучении – осуществлять ориентацию тренировочной деятельности тхэквондистов
на ускорение овладения техникой и тактикой ведения поединков.
В развитии – развить устойчивую мотивацию и вызывать постоянный интерес к
занятиям тхэквондо у детей и подростков, заполняя их свободное от общеобразовательной
учёбы время, одновременно развивая двигательные качества и повышая
интеллектуальные способности занимающихся.
В воспитании – воспитать личностные и психологические качества занимающихся,
их подведение в соответствии с общепринятыми нормами морали, гражданской и
спортивной этики.
Организационная форма занятий: групповая и индивидуально-групповая.
Категория обучающихся: В группу принимаются все желающие девочки без
отклонений в
физическом развитии и состоянии здоровья. Поэтапное освоение
программы осуществляется с учётом возрастных и психофизических возможностей детей.
Справка от врача обязательна.
Форма реализации: очная
Срок реализация программы: 3 года.
Объём программы :1296 часов
от 144 часов до 360 часов в год
1 год - 144
2 год - 216
3 год - 216
Режим и наполняемость учебных групп объединения «Тхэквондо ИТФ»
Классификация
программы
Год обучения
Возраст
Количество
часов
Спортивный
уровень
Технический
В
(спортивный уровень (гып) неделю
разряд)
В
год
Колличество
занятий в Количество
неделю
человек
1
7-9 лет
III
юнош.
10-9
4
144
2
15-20
2
8-10 лет
II
юнош.
8
6
216
3
12-18
3
9-11 лет
I
юнош.
7
6
216
3
12-15
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Основными средствами, методами и формами базовой подготовки
тхэквондистов 7-11 лет являются:
Основные средства тренировки:
- строевые и порядковые упражнения;
- общеразвивающие упражнения;
- специальные подводящие упражнения;
- имитационные упражнения;
- разновидности прыжков и прыжковые упражнения;
- основные упражнения из арсенала тхэквондо (тули, спарринговая техника,
специальные имитационные упражнения тхэквондиста, способы передвижения по
даянг и маневрирования);
К дополнительным относят:
- подвижные и спортивные игры;
- упражнения локального воздействия (на тренировочных устройствах и
тренажерах).
Методы тренировки. В тхэквондо применяются следующие методы тренировки:
-
Равномерный метод тренировки
Переменный метод тренировки
Повторный метод
Повторно-интервальный
Игровой метод
-
СВОДНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ГРУПП
1,2,3 года обучения
Тема
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
Теория
1-й
Психологическая
Подготовка
Теоретическая
Подготовка
Общая и
специально
физическая
подготовка
Техническая
Подготовка
Техноко тактическая
подготовка
Контрольные
нормативы по
ОФП и СФП
Соревнования,
итоговые занятия,
показательные
выступления
Итого:
2-й
Практика
3-й
1-й
2-й
Всего часов
3-й
1-й
2-й
2
2
2
2
2
2
8
10
10
8
10
10
10
12
12
54
54
54
54
54
54
58
100
100
58
100
100
18
46
46
18
46
46
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
134
204
204
144
216
216
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Учебный план
1 год обучения
№
п/п
1.
1.1
2
2.1
3-й
Раздел программы, тема
Всего
Вводное занятие (правила по
технике безопасности).
Психологическая подготовка
Морально-этические и
нраственные нормы поведения
юных тхэквондистов
Теоретическая подготовка
Беседы
Беседа о технике безопасности и
правилах поведения в спортивных
помещениях
практ
ика
Форма аттестации,
контроля
1
теор
ия
1
2
2
2
2
Творческое задание
8
8
1
8
8
1
Опрос
Творческое задание
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
5
5.1
5.2
5.3
5.4
6
7
Беседа о предупреждении
травматизма на занятиях
Тхэквондо ИТФ
Возникновение и развитие
тхэквондо в Корее
Тхэквондо ИТФ в системе
физического воспитания и спорта
в России
Строение и функции организма
человека, влияние физических
упражнений
Гигиена, закаливание, режим и
питание спортсмена
Сведения о физиологических
основах спортивной тренировки
Общая и специальная
физическая подготовка
Координационные способности
Быстрота
Скоростно-силовые качества
Гибкость
Выносливость
Приёмы нападения и
маневрирования
Упражнения на снарядах
Техническая подготовка
Базовая техническая подготовка
Основы техники ударов ногами
Основы техники ударов руками
Свободная (боевая) стойка
Изучение средней и дальней
дистанции
Изучение техники передвижения
вперед, назад, в сторону
Изучение техники передвижения по
кругу, влево и вправо
Передвижения «Степом»
Техноко -тактическая
подготовка
Индивидуальные занятия
Парные упражнения
Поединки по заданию
Поединки свободные
Контрольные нормативы по
ОФП и СФП
Соревнования, итоговые
занятия, показательные
выступления
ИТОГО
I год до сентябрь-декабрь
К концу 1 года обучения дети
1
1
1
Опрос
1
1
Опрос
1
1
Опрос
1
1
Опрос
1
1
Опрос
54
5
49
7
7
7
7
7
10
0,5
1
1
0,5
0,5
1
6.5
6
6
6,5
6,5
9
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
9
58
12
14
4
6
6
0,5
6.5
1
2
0,5
0,5
0,5
8,5
51,5
11
12
3.5
5,5
5,5
Наблюдение педагога
6
0,5
5,5
Наблюдение педагога
4
0,5
3,5
Наблюдение педагога
10
18
1
3
9
15
Наблюдение педагога
6
4
4
4
2
1
1
0.5
0,5
5
3
3.5
3,5
2
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Фиксация результатов
2
144
1
Опрос
2
2
24,5
119,5
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Портфолио
обучающихся
1
2
3
1.
2.
3.
4.
Будут знать
Принципы Таэквондо
ФОРМАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ: ЧОН-ДЖИ ТУЛЬ
Теория и знание терминов на 10-9 гып.
Будут уметь
СТОИКИ НУНЦА СОГИ, НАРАНИ ЧУНБИ СОГИ (А)
БАЗОВАЯ ТЕХНИКА НОПУНДЕ ДОЛЬО ЧАГИ, НОПУНДЕ НЕЙРИО
ЧАГИ
ОФП отжимание в упоре лежа на кулаках – 20 раз, подъем туловища из
положения лежа (пресс) -25 раз, махи ногой вперёд -15 раз
Трехшаговый спарринг (Самбо масоги)
10 гып (Программа белого пояса)
Предназначена для овладения простейшими двигательными навыками, развития
координации, чувства равновесия, гибкости и физической подготовки. Основной задачей
является вырабатывание у занимающихся устойчивой привычки к регулярным занятиям и
необходимым навыкам сознательной дисциплины.
Для детей до 8 лет все изученные действия не рассматриваются как боевые навыки.
Они играют роль обще развивающих упражнений.
Белый пояс символизирует незнание (чистый лист бумаги), так как начинающие
заниматься тхэквондо вначале не имеют никаких специальных знаний и умений.
БАЗОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Удары
Стойки
Блоки
руками
ногами
МАО СОГИ
ЧАРЬЕТ СОГИ
НАРАНИ СОГИ
АП
ДЖУМОК
ЧУРУГИ
ЙОП ЧАГИ
ЧУКЁ ПАЛЬМОК МАККИ
АП ЧА
БУШИГИ
АН ПАЛЬМОК МАККИ
НАДЖУНДЕ ПАЛЬМОК МАККИ
ГАННУН СОГИ
Взаимодействие из НАРАНИ СОГИ 6ударов 6 блоков.
ТЫЛЬ:
САДЖУ ЧИРУГИ
САДЖУ МАККИ
СПАРРИНГ: САМБО МАТСОГИ (без партнера на 3 шага)
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Возраст
Сгиб. Разгиб.
Рук в упоре
лежа
До 7 лет
8
До 10 лет
10
До 15 лет
М
15
Д
10
Вид физических упражнений
Подъём прямых
ног
приседание
Тест на
Из положения
гибкость
лежа
8
20
Сидя на полу
ноги
вместе,
10
30
колени прямые.
15
40
Достать стопы
10
40
Старше 15
лет
М
15
15
50
Д
12
15
40
пальцами рук.
«Перекаты» 10
раз. Пятки от
пола
не
отрывать
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ
Исполнение основных команд: «ЧАРЬЕТ», «ЩЕТС», «КЬЮНЕ», «ДЖУМБИ».
Заучивание наизусть принципов тхэквондо:
почтительность (вежливость, уважение)
собранность (честность, доброта)
настойчивость (терпение)
самообладание (самоконтроль)
непоколебимость духа (сильный дух)
I год январь-май
9 гып (Программа бело-желтого пояса)
Программа бело0желтого пояса служит переходной ступенью от белого к желтому
поясу. Она содержит упражнения, предназначенные для выполнения базовых элементов
тхэквондо. В терминологию добавляется 10 новых корейских терминов.
БАЗОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Удары
Стойки
НИУНЦА СОГИ
Блоки
руками
ногами
ДОЛИО ДЖУМОК
ДОЛИО
ДЕЮИ ПАЛЬМОК МАККИ
ЧУРУГИ
ЧАГИ
АННУН СОГИ
САНКАЛ ТЕРИГИ
АП ЧАГИ
АП ПАЛЬМОК МАККИ
Взаимодействие из АНУН СОГИ 6 ударов 6 блоков.
ТЫЛЬ: ЧОН-ДЖИ. Переводится как «рай земной». На Востоке интерпретируется
как создание мира и зарождение истории человечества. Это первый тыль, с которым
знакомиться новичок. Он состоит из двух частей: первая из которых символизирует
землю, а вторая – небеса.
Число движений – 19
СПАРРИНГ: САМБО МАТСОГИ (три комбинации).
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Вид физических упражнений
Сгиб. Разгиб.
Подъём
Возраст
Рук в упоре
прямых ног
приседание
Тест на
лежа
Из положения
гибкость
лежа
До 7 лет
10
10
30
Наклон
из
положения
До 10 лет
15
12
40
сидя.
Одно
До 15 лет
20
20
50
М
нога согнута и
13
13
60
Д
отведена
Старше 15 лет
М
20
20
60
назад. Двумя
Д
руками
достать стопу.
«Плуг»
выполнить 10
раз
«Плуг» - из положения сидя полуперекатом назад коснуться прямыми ногами пола
за головой.
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ
Заповеди занимающихся
Я буду соблюдать принципы ТХЭКВОНДО.
Я буду уважать инструктора и старших.
Я никогда не применю ТХЭКВОНДО для достижения неправедной цели.
Я буду образцом свободы и справедливости.
Я буду строить более справедливый мир.
Я никогда не придам своего инструктора и боевое искусство.
ТХЭКВОНДО – искусство самообороны без оружия.
ТХЭКВОНДО – Корейское «ТАЭ» означает «выполнение ударов ногой в прыжке или
в полёте», «КВОН» - кулак, «ДО» - искусство, путь истины, проделанный в прошлом,
покрытый святостью и мудростью.
15
20
50
Учебный план
2 год обучения
№
п/п
1.
1.1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
Раздел программы, тема
Всего
Вводное занятие (правила по
технике безопасности).
Психологическая подготовка
Морально-этические и
нраственные нормы поведения
юных тхэквондистов
Теоретическая подготовка
Беседы
Беседа о технике безопасности и
правилах поведения в спортивных
помещениях
Беседа о предупреждении
травматизма на занятиях
Тхэквондо ИТФ
Возникновение и развитие
тхэквондо в Корее
Тхэквондо ИТФ в системе
физического воспитания и спорта
в России
Строение и функции организма
человека, влияние физических
упражнений
Гигиена, закаливание, режим и
питание спортсмена
практ
ика
Форма аттестации,
контроля
1
теор
ия
1
2
2
2
2
10
8
1
9
8
1
1
2
1
1
1
1
Опрос
1
1
Опрос
2
2
Опрос
1
1
Опрос
Творческое задание
Творческое задание
Опрос
Опрос
2.7
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
5
5.1
5.2
5.3
5.4
6
7
1.
2.
3.
1.
2.
3.
Сведения о физиологических
основах спортивной тренировки
Общая и специальная
физическая подготовка
Координационные способности
Быстрота
Скоростно-силовые качества
Гибкость
Выносливость
Приёмы нападения и
маневрирования
Упражнения на снарядах
Техническая подготовка
Базовая техническая подготовка
Основы техники ударов ногами
Основы техники ударов руками
Свободная (боевая) стойка
Изучение средней и дальней
дистанции
Изучение техники передвижения
вперед, назад, в сторону
Изучение техники передвижения по
кругу, влево и вправо
Передвижения «Степом»
Техника Тулей
Демонстрационная специальная
техника
Техника разбивания предметов
Техноко -тактическая
подготовка
Индивидуальные занятия
Парные упражнения
Поединки по заданию
Поединки свободные
Контрольные нормативы по
ОФП и СФП
Соревнования, итоговые
занятия, показательные
выступления
ИТОГО
Опрос
2
2
54
5
49
7
7
7
7
7
10
0,5
1
1
0,5
0,5
1
6.5
6
6
6,5
6,5
9
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
9
100
12
14
8
6
6
0,5
14
1
2
2
0,5
0,5
8,5
86
11
12
6
5,5
5,5
Наблюдение педагога
7
0,5
6,5
Наблюдение педагога
4
0,5
3,5
Наблюдение педагога
7
20
6
1
2
2
6
18
4
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
10
46
2
8
8
38
Наблюдение педагога
10
8
14
14
2
2
2
1
1
8
6
15
15
2
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Фиксация результатов
2
Портфолио
обучающихся
2
216
38
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
178
К концу 2 года обучения дети
Будут знать
Принципы Таэквондо, Значение ТУЛЕЙ
ФОРМАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ: ТАН - ГУН ТУЛЬ
Теория и знание терминов на 8 гып.
Будут уметь
СТОИКИ АННУН СОГИ
БАЗОВАЯ ТЕХНИКА КАУНДЕ АП ЧАГИ (передней ногой), НОПУНДЕ
ДОЛЬО ЧАГИ (передней ногой), КАУНДЕ ЙОП ЧАГИ (передней ногой)
ОФП отжимание в упоре лежа на кулаках - 25 раз, подъем туловища из
положения лежа (пресс) -30 раз, махи ногой вперёд – 20 раз, приседания –
25 раз,
4. Трехшаговый спарринг (Самбо масоги)
8 гып (Программа желтого пояса)
Желтый пояс символизирует Землю, в которую пускают корни, и из которых прорастают
семена тхэквондо. Предназначена для овладения базовой техникой руками и ногами,
перемещения активной и пассивной защиты, подготовки занимающихся к соревнованиям.
Основной задачей курса является вырабатывание у занимающихся ясного понимания
физических и физиологических основ техники боевых искусств (умение объяснить,
почему данное движение исполняется так, а не иначе).
В терминологию добавляется 10 терминов.
БАЗОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Удары
Блоки
руками
ОЛИО ДЖУМОК ЧУРУГИ
ногами
ГОРОЧАГИ
ДЕБИ ПАЛЬМОК МАККИ
ЙОПЧАГИ
САНТ ПАЛЬМОК МАККИ
НЕРИО ЧАГИ
Взаимодействие в АНУН СОГИ попеременно блок + удар
удар.
• ТЫЛЬ: ДАН-УН Число
движений -21.
Тыль назван в честь Дан Гуна - легендарного основателя Кореи (2333 г. до н.э.).
• СПАРРИНГ: САМБО МАТСОГИ - с партнером на 3 шага (8 комбинаций).
«Пружинка» -из упора присев выпрямление ног в наклон. Пальцы от пола не отрывать
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Возраст
До 7 лет
До 10 лет
До 15 лет
Старше 15 лет
М
Д
М
Д
Вид физических упражнений
Сгиб, разгиб, Подъем прямых
рук в упоре ног из положения Приседания
лежа
лежа
15
12
70
20
15
80
30
25
90
15
20
90
30
20
100
15
20
100
Тест на гибкость
Наклон из положения
сидя.
Одна
нога
согнута и отведена
назад. Двумя руками
достать стопу. «Плуг»
выполнить 10 раз
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на кулаках
кулаках.
(ноги должны быть прямыми).
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ
Уметь объяснить принципы тхэквондо.
В 1918 г. 9 ноября родился основатель тхэквондо генерал ЦОЙ-ХОНГ ХИ.
В 1955 г. комитет, членами, которого были инструкторы, историки и видные
государственные деятели, открытым голосованием присвоил новое название
национальному виду боевых искусств - «ТХЭКВОНДО». Предложенное генералом
название состояло из трех частей: «ТАЭ» - нога, «КВОН» - рука, «ДО» - искусство.
В 1990 году мастером Пак Дзюн Тэ образовывается Глобальная Федерация
Тхэквондо (Г.Т.Ф.)
ЭТИКЕТ
Высокий уровень этикета должен соблюдаться как внутри, так и за пределами зала.
Каждый занимающийся обязан соблюдать правила поведения в зале:
1. При входе и выходе кланяться в знак уважения залу – месту, где он получил знания.
2. Кланяться инструктору.
3. Обмениваться приветствиями с другими занимающимися.
4. Находясь в строю перед началом занятий кланяться инструктору.
5. Повторять перед началом тренировки заповеди занимающихся.
6. После тренировки в течение 1 минуты медитировать с целью обретения духовного
единства
7. По окончании тренировки, находясь в строю кланяться инструктору.
Учебный план
3 год обучения
№
п/п
1.
1.1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3
3.1
3.2
3.3
Раздел программы, тема
Всего
Вводное занятие (правила по
технике безопасности).
Психологическая подготовка
Морально-этические и
нраственные нормы поведения
юных тхэквондистов
Теоретическая подготовка
Беседы
Беседа о технике безопасности и
правилах поведения в спортивных
помещениях
Беседа о предупреждении
травматизма на занятиях
Тхэквондо ИТФ
Возникновение и развитие
тхэквондо в Корее
Тхэквондо ИТФ в системе
физического воспитания и спорта
в России
Строение и функции организма
человека, влияние физических
упражнений
Гигиена, закаливание, режим и
питание спортсмена
Сведения о физиологических
основах спортивной тренировки
Общая и специальная
физическая подготовка
Координационные способности
Быстрота
Скоростно-силовые качества
практ
ика
Форма аттестации,
контроля
1
теор
ия
1
2
2
2
2
10
8
1
9
8
1
1
2
1
1
1
1
Опрос
1
1
Опрос
2
2
Опрос
1
1
Опрос
2
2
Опрос
54
5
49
7
7
7
0,5
1
1
6.5
6
6
Творческое задание
Творческое задание
Опрос
Опрос
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
3.4
3.5
3.6
3.7
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
5
5.1
5.2
5.3
5.4
6
7
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
Гибкость
Выносливость
Приёмы нападения и
маневрирования
Упражнения на снарядах
Техническая подготовка
Базовая техническая подготовка
Основы техники ударов ногами
Основы техники ударов руками
Свободная (боевая) стойка
Изучение средней и дальней
дистанции
Изучение техники передвижения
вперед, назад, в сторону
Изучение техники передвижения по
кругу, влево и вправо
Передвижения «Степом»
Техника Тулей
Демонстрационная специальная
техника
Техника разбивания предметов
Техноко -тактическая
подготовка
Индивидуальные занятия
Парные упражнения
Поединки по заданию
Поединки свободные
Контрольные нормативы по
ОФП и СФП
Соревнования, итоговые
занятия, показательные
выступления
ИТОГО
7
7
10
0,5
0,5
1
6,5
6,5
9
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
9
100
12
14
8
6
6
0,5
14
1
2
2
0,5
0,5
8,5
86
11
12
6
5,5
5,5
Наблюдение педагога
7
0,5
6,5
Наблюдение педагога
4
0,5
3,5
Наблюдение педагога
7
20
6
1
2
2
6
18
4
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
10
46
2
8
8
38
Наблюдение педагога
10
8
14
14
2
2
2
1
1
8
6
15
15
2
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Фиксация результатов
2
Портфолио
обучающихся
2
216
38
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
178
К концу 3 года обучения дети
Будут знать
Стили ТАЭКВОН-ДО и их различия
ФОРМАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ: ДО-САН ТУЛЬ
Теория и знание терминов на 7 гып.
Будут уметь
СТОИКИ ГОДЖУН СОГИ
БАЗОВАЯ ТЕХНИКА НОПУНДЕ НЕЙРИО ЧАГИ (передней ногой),
КАУНДЕ ТВИМИО АП ЧАГИ (передней - задней ногой), НОПУНДЕ
ТВИМИО ДОЛЬО ЧАГИ (передней - задней ногой), КАУНДЕ ЙОП ЧАГИ
(задней ногой)
ОФП отжимание в упоре лежа на кулаках - 30 раз, подъем туловища из
положения лежа (пресс) -35 раз, приседания – 50 раз,
Трехшаговый спарринг (Самбо масоги)
7 гып (Программа желто-зеленого пояса)
Программа желто-зеленого пояса служит завершением первой фазы обучения.
Переход к более глубокому пониманию тхэквондо. Спортсмен должен участвовать в
клубных и городских соревнованиях. В терминологию входят новых 10-15 корейских
терминов.
БАЗОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Стойки
САДЖИК СОГИ
Удары
руками
ДУНГ ДЖУМОК
ТЭРИГИ
САНКАЛЙОП
ТЭРИГИ
Блоки
ногами
ТОРО ИОП ЧАГИ
БАКАТ ПАЛЬМОК
НОПУНДЕ МАККИ
АНСОНКАЛ
НОПУНДЕ МАККИ
Взаимодействие из АНУН СОГИ 8 блоков и после перехода через МАО СОГИ 8 ударов.
Техника ног из САДЖИК СОГИ ДОЛИО ЧАГИ на 4 счета.
• ТЫЛЬ: ЧИ-САН
Число движений - 24.
• СПАРРИНГ: САМБО МАТСОГИ (на 3 шага)
ИБО МАТСОГИ (на 2 шага)
ДЗАЮ МАТСОГИ - свободный бой - 3 раунда по 1 минуте с
меняющимися партнерами, имеющими квалификацию не менее 8 гыпа.
• ХО СИН СОЛЬ (самооборона): освобождение от захвата (3 срыва)
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Возраст
Вид физических упражнений
Сгиб. разгиб, рук Подтягивание на
Прыжки на
в упоре лежа на
высокой
скакалке
кулаках
перекладине
До 10 лет
До 15 лет
Старше 15
лет
м
д
м
д
м
д
20
15
30
17
30
17
2
-
5
-
5
-
60
65
100
100
100
100
Тест на гибкость
Выполнить «пружинку»
не отрывая кулаков от
пола; махи из гуннун
соги по 15 каждой ногой.
Все махи должны
выполнятся прямой
ногой выше головы
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ
Главное значение пояса - подчеркнуть знание философских основ ТХЭКВОНДО, а
также обозначить квалификацию спортсмена. 1 июля 1985 г. было принято решение о
том, что пояс должен опоясывать тело занимающегося 1 раз, а не дважды, как это
практиковалось ранее. 1 оборот пояса вокруг тела символизирует:
а) стремление во что бы то ни стало достигнуть одну ранее поставленную цель
б) служение одному хозяину с непоколебимой преданностью
в) достижение победы путем одного удара.
Тыли - это комплексы, состоящие из атакующих и защитных двигательных действий,
выполняемых в логической последовательности. Занимающийся имитирует поединок с
несколькими соперниками, при этом выполняются различные атакующие и защитные
действия, соответствующие складывающейся обстановке.
Использование в тренировке тылей позволяет путем повторения многократных
связок движений совершенствовать спарринг, улучшить гибкость, овладеть техникой
передвижений, укрепить мышцы, контролировать дыхание, оттачивать плавность и
ритмичность движений.
Спарринг может показать, кто из соперников сильнее, но не говорит о том, у кого
техника лучше.
ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМЕ.
На экзамене занимающийся должен иметь добок.
УСЛОВИЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ И ПЕРЕВОДА НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД
ПОДГОТОВКИ
В группы начальной подготовки принимаются младшие школьники 7-11 лет, не
имеющих серьёзных противопоказаний и отклонений в здоровье и относящихся к
основной медицинской группе.
На этапе зачисления им предлагаются следующие тесты по определению общей
физподготовленности с целью формирования групп (желательно одного возраста и
равнозначных физических данных.
Наклоны вперед Выпрыгивание
Растяжка
(шпагат)
Возраст
Отжимание
из
положения вверх
2-мя продольн./поперечн.
лежа
ногами
см. от пола
7 лет
До 5 раз
3-5 раз
10 раз
20/25
8-9лет
5-10 раз
5-10 раз
15 раз
25/20
10-11 лет
До 15 раз
10-15 раз
20 раз
20/10
В дальнейшем, на период перевода учащихся отделения борьбы в группы более
высокого уровня (в связи с переездом, приходом из других секций и т.д.), необходимо
учитывать их исходный уровень, спортивную квалификацию, возраст и способность
выполнять нормативы по общей и специальной физической и технической подготовке
соответствующего этапа обучения, имеющие соответствующие юношеские разряды.
Перевод спортсмена осуществляется решением тренерского совета школы по
представлению тренера группы.
Планируемые результаты
Год
обучения
Уровень результативности
Предметный
Метапредметный
1-ый
Знать общие понятия о
физической культуре,
основные средства
общефизической подготовки,
уметь применять тактические
действия
(умение принимать решение
в бою).
Осуществлять итоговый
контроль в своей
спортивной
деятельности, ведение
дневника самоконтроля.
Развить у детей учебнопознавательный интерес
занятиям, трудолюбие,
выдержку и
самообладание.
2-ой
Знать общие основы техники
тхэквондо (ИТФ), уметь
выполнять базовую технику
тхэквондо (стойки, удары,
блоки).
Отрабатывать
полученные навыки
базовой техники
самостоятельно и во
взаимодействии с
партнером.
Формирование мотивации
к регулярным занятиям
физической культурой и
спортом, привитие
навыков самостоятельного
многолетнего физического
совершенствования.
3-ий
Знать разновидности
спарринга в таэквондо, уметь
применить
полученные знания в
спарринге на 1 и на 2 шага.
Освоение правил
соревнований и тактики
ведения
поединков.
Ознакомление
спортсменов с принципами
здорового образа
жизни, основами гигиены,
принципами честной
борьбы.
Личностный
Формы подведения итоговой аттестации в освоении программы:
Год обучения
Форма контроля
1-ый
Тестирование общей физической подготовки, анкетирование
родителей и их детей, практические занятия.
2-ой
Тестирование общей и специальной физической подготовки,
аттестация на пояса, практические занятия, опрос в игровой форме,
творческое задание.
3-ий
Практические занятия,
аттестация
на
психологической
подготовки, участие
соревнованиях,
показательные выступления.
пояса, тестирование
в
Методические материалы.
Перечень дидактических материалов
№
1
2
3.
Наименование элементов перечня
https://shamaninclub.ru/materials/ ТХЭКВОНДО ВИДЕО УРОКИ
ПРАВИЛА ВИДА СПОРТА «ТХЭКВОНДО ИТФ» утверждены приказом
Министерства спорта Российской Федерации от 28 апреля 2023 г. № 291 с
изменениями, внесенными приказом Министерства спорта Российской Федерации от
15 сентября 2023 г. № 655
Совместный просмотр видеоматериалов с выступлениями на соревнованиях и
дальнейший их анализ.
Кадровое обеспечение
Для реализации программы в помощь педагогу дополнительного образования дополнительно
могут привлекаться работники, имеющие статус не ниже национального инструктора
международной федерации Тхэквондо ИТФ, обладатели черного пояса не ниже 2 Дана, а также
имеющие педагогическое образование.
Условия реализации программы.
Материально-техническое оснащение программы:
Требования к стандартному тренировочному залу:
1. Идеальный зад для тренировки группы из 20 человек должен иметь размер 12x12 м.
2. Для минимизации травматизма покрытие пола должно быть деревянным.
3. Наличие вывешенного списка занимающихся с указанием квалификации каждого.
4. Наличие стандартного тренировочного инвентаря.
5. Наличие шкафчиков для переодевания.
6. Наличие душевых и, по возможности, сауны.
7. Наличие медицинской аптечки.
8. Наличие средств оказания первой медицинской помощи.
9. Наличие на видном месте заповедей занимающихся:
а) Я буду соблюдать принципы тхэквондо.
в) Я буду уважать инструкторов и старших,
г) Я никогда не применю тхэквондо для достижения неправедной цели.
д) Я буду образцом свободы и справедливости,
е) Я буду строить более справедливый мир,
10. Наличие знамени ITF, a также других (по усмотрению инструктора) знаков,
выражающих уважение к оригинальному тхэквондо.
11. Эмблема, подтверждающая признание школы международной федерации тхэквондо.
Зал для тренировок - это место, куда стар и млад, мужчины и женщины, независимо
от расы и вероисповедания, приходят для того, чтобы через изучение тхэквондо повысить
свой моральный, физический и духовный уровень. Это должно быть место, где для
содействия становления и развития нравственной личности отношения между
занимающимися должны быть подчинены определенному кодексу чести. Естественно, для
воплощения этих идей в жизнь необходим хорошо тренированный (духовно и физически)
инструктор, обладатель черного пояса. Наличие такого инструктора - необходимое
требование для каждого зала. В тренировочном зале все (инвентарь, оборудование,
правила поведения и т. д.) должно дисциплинировать занимающихся. Размер зала и
используемый инвентарь могут варьироваться в соответствии с возможностями и
обстоятельствами. Единственный вопрос, в котором недопустимы компромиссы - это
уровень подготовленности инструктора.
В тренировочном зале запрещена:
1. Курить.
2. Произносить бранные и нецензурные слова.
3. Вносить в зал алкогольные и прохладительные напитки, а также пищевые продукты.
4. Находиться в повседневной обуви.
5. Тренироваться без разрешения инструктора.
6. Покидать тренировочные занятия без разрешения инструктора.
7. Одевать во время тренировки что-либо кроме официального добка.
Инвентарь и оборудование.
1. Макивара.
2. Груша.
3. Поролоновые щиты и Лапы.
4. Маятниковые тренажеры
5. Веревка.
6. Гантели.
7. Скакалка.
8. Зеркало.
9. Станок для разбивания.
10. Станок для специальной техники.
11. Станок для растяжки
12. Теннисные мячи.
Информационное обеспечение программы.
Нормативно-правовые акты и документы.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением правительства Российской Федерации от 31 -марта 2022 года № 678-р;
- Изменения, внесённые в Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждённые распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023
года №1230-р
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля 2022года № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам»
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.359820 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для
детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)» (с изменениями на 21 марта 2022 года).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.02.2022 № 4 «О
внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20
«Профилактика новой короновирусной инфекции (covid-19)», утверждённые
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с 06.02.2022 г.
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечениюбезопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2) Приказ действует до 1 сентября
2027 года.
-Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного государственного врача
Российской Федерации 28.09.2020 года, «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012года.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Аганянц, Е.К. Психологическое обоснование поведения человека /Е.К. Аганянц, Г.Б.
Горская. –Краснодар: «Экоинвест», 2003. –113 с.
2. Вяткин, Б.А. Диагностика и регулирование психического состояния спортсмена в
соревновании. -Пермь, 1974 –68 с.
3. Вяткин, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивном соревнова-нии. -М.:
Физкультура и спорт, 1981. –280 с.
4. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта: учеб. пос. Изд-е 2-е перераб. и доп. / Г.Д.
Горбунов. -М.: Сов. спорт, 2006. -294 с.
5. Гил, К. Основы тхэквондо / К. Гил. –пер. с нем. А. Гарькавого. –М.: Фаир-пресс, 2002. –272
с.
6. Гил, К. Искусство тхэквондо / К. Гил, Ким Чур Хван. –М.: Сов. спорт, 1991. –271 с.
7. Горевалов, И.И. Боевые искусства мира / И.И. Горевалов. –Йошкар-Ола: Максим, 1994. –
558 с.
8. Губа, В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В.П.Губа, В.П. Квашук,
В.Г. Никитушкин. –М.: Физкультура и спорт, 2009. –274 с.
9. Иванов, А.А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой / А.А. Иванов. –Москва:
ОАО «Советский спорт», 2012. –111с.
10. Ильин, Е.П. Психология спорта /Е.П. Ильин. –СПб., Питер, 2009. –352с.
11. Кей, К. Аутогенная тренировка. Эффективная техника расширения потен-циала
возможностей сознания и снятия стрессов / Кермани Кей. -М.: Эксмо, 2002.-447с.
12. История боевых искусств. Колыбель цивилизации / под ред. Г.К.Панченко. –М.: Олимп,
ООО «Издательство АСТ», 1997. –480с.
13. Брайент, Дж. Кретти. Психология в соревновательном спорте / Брайент Дж. Кретти. -М.:
Физкультура и спорт, 1988. –220с.
14. Лигай Вольмир. Таэквондо –путь к совершенству / Вольмир Лигай. –Ташкент: Шарк, 1994.
–160 с.75
15. Лубышева, Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социали-зации личности /
Л. И. Лубышева. –Физическая культура и спорт. –2007. –№ 3. –С. 12–13.
16. Марщук, В.Л. Методика психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук. -М.: Просвещение,
1984. –316с.
17. Наталов, Г.Г. Современные проблемы развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации : хрестоматия / Г.Г. Наталов; Федер. агентство по физ. культуре и
спорту, Кубан. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. –Краснодар: КГУФКСТ;
Краснодар: РИО Кубан. гос. ун-та физ. культуры, спорта и туризма, 2005. –Т. 1. –222 с.
18. Приказ Минспорта России от 19.01.2018 № 36 «Об утверждении Феде-рального стандарта
спортивной подготовки по виду спорта тхэквондо» (Заре-гистрировано в Минюсте России
21.05.2013 № 28450) (дата обращения: 12.06.2020).
19. Смоленцева, В.Н. Развитие навыков психорегуляции у спортсменов в процессе
спортивного совершенствования / В.Н.Смоленцева // Теория и прак-тика физ. культуры. 2004. -№ 2. -С. 41-45.
20. Стазаев, Г.П. Применение музыки в регуляции эмоциональных состояний тхэквондисток /
Г.П. Стазаев // Сб. Актуальные вопросы спортивных едино-борств. –ВГИФК МГАФК,
2005. -С. 36-39.
21. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов. Изд-е 2-е,
перераб. и доп. / А.М. Столяренко. -М.: ЮНИТИ/UNITY, 2006. -526 с.
22. Черный, В. Спорт без травм /В. Черный. –М.: Физ. культура и спорт 1988. –63с.
23. Чой Хонг Хи. «Энциклопедия таэквондо» (дата обращения: 14.07.2020).76
24. Чой Сунг Мо. Тхэквондо для начинающих / Чой Сунг Мо. –Ростов н/Д: Феникс, 2005. –125
с.
25. Филатов, А.Г. Аутогенная тренировка /А.Г. Филатов. –Киев: Олимпий-ский спорт, 2002. 194 с.
26. Шулика, Ю.А. Тхэквондо. Теория и методика. Спортивное единоборство/ Ю.А. Шулика.
Е.Ю. Ключникова. –Ростов н/Д.: Феникс, 2004. –Т.1. –800 с.
Интернет-ресурсы:
1. https://www.taekwon-do.ru Московская школа Таэквон-до.
2. https://itf-russia.ru/ Официальный сайт Общероссийской общественной организации
(ООО) Федерация тхэквондо (ИТФ) России.
3. https://olympic.ru/ Сайт Олимпийского комитета России.
4. https://www.minsport.gov.ru/ Сайт Министерства Спорта Российской федерации.
5. https://vk.com/minsport_alania VK ресурс Министерство спорта РСО-Алания.
6. https://minsport.alania.gov.ru/ Официальный сайт Министерство физической
культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания.