Рабочая программа Хореография 2 уровень 2022 - копия

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Образовательная программа хореографического объединения «Созвездие».
Руководитель объединения: Макарьян Анна Николаевна, педагог
дополнительного образования, I-я квалификационная категория.
Рецензент: Емельянова Ольга Ивановна.
Организация – исполнитель: Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей Моздокский Центр детского
творчества.
Адрес: РСО – Алания, г. Моздок, ул.Кирова д.33
Телефон: 8(867 36) 3 45 48
Факс: 8(867 36) 3 48 84
Электронный адрес: mboudod-mozdok@mail.ru
Программа реализуется в МБУДО Моздокский ЦДТ, РСО – Алания.
Возраст обучающихся: 11-18 лет.
Срок реализации программы: 3 года.
Социальный статус: ученики школ, города и района.
Цель программы: формирование у детей и подростков художественной культуры
и развитие их творческой способности.
Направленность программы: художественная.
Вид программы: модифицированная.
Уровень освоения программы: общеразвивающий.
Способ освоения содержания образования: креативный.

ВВЕДЕНИЕ

Хореография - это искусство, отличающееся яркой национальной
самобытностью. Истоками хореографии служит народный танец. Темы, образы,
ритмы – выразительные средства народного танца. Они обогащали
профессиональное хореографическое искусство.
Древнейшим видом русских народных танцев являются пляски, игры: трудовая
тема, тема любви, тема охоты. В центральной России в основном темы
земледелия, хлебопашества. Тема охоты проявлялась ближе к северу.
Копировались движения, повадки зверей и птиц. Эти танцы исполнялись до, и
после охоты. Тема любви – через танец показываются отношения, чувства
мужчины и женщины. Первые русские профессиональные танцоры были
скоморохи – странствующие актеры древней Руси. Первые сведения о скоморохах
относятся к 11 веку. Русское танцевальное искусство в этот период находилось на
высоком уровне. Пять основных положений, на которых строилась и развивалась
русская культура танцев:
1. наличие содержания и драматургическая основа;
2. реалистичность;
3. техника и мастерство исполнения;
4. манера исполнения, индивидуальность танцовщика;
5. выразительность исполнения.
Эти установки русской народной пляски явились фундаментом для русского
танцевального искусства. В 1731г.- в Петербурге открылась 1-я балетная школа
России.
История развития народного танца происходила с развития классического
танца, которые длительное время был единственной системой воспитания
танцовщиков. Но народный танец активно проникал на балетную сцену, и
свозникла объективная необходимость создания иной подготовки
профессиональных танцовщиков. Термин «характерный» обозначает в балете
танец, исполненный в характере. Со временем народный танец стал достоянием
не только балетного театра. И понятие «характерный» было трансформировано на
народно-сценический, что означает народный танец, прошедший ценическую
обработку.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Хореография – это один из видов искусства, отражающий окружающую
нас действительность и жизнь во всех ее проявлениях, посредством музыкального
материала, танцевальной пластики и актерского мастерства.
Хореографическое искусство учит обучающихся красоте и выразительности
движений, формирует их тело, развивает физическую силу, выносливость,
ловкость. Благодаря систематическому хореографическому образованию,
обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру. А
развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому
восприятию профессионального хореографического искусства.
Направленность образовательной программы
Программа хореографического объединения «Созвездие» Моздокского
ЦДТ имеет художественную направленность. По цели обучения развивающая художественную одаренность. Хореографическое искусство
закладывает эстетические основы нравственности, красоты, возвышает
духовные потребности ребенка, формирует его творческие способности.
Актуальность и новизна образовательной программы
Актуальность данной программы обусловлена современными
тенденциями в государственной и культурной политике России, связанными
с существенным повышением внимания к традициям отечественной
культуры и искусства как основы формирования духовно-нравственных
ценностей и идеалов подрастающего поколения, их художественнотворческих интересов, потребностей, вкусов, способностей.
Программа объединения «Созвездие» является модифицированной. В
отличие от существующих программ по хореографии, в которых главное
внимание уделяется технике движения, в данной программе на первое место
ставится образная, духовная сторона танца. Особенностью данной
программы является постановка народных и сюжетных танцев, увеличение
часов на работу с танцевальным репертуаром и выступление перед
зрителем, что обусловлено интересами детей. (Переживание успеха
выступлений приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются
условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувства
ответственности, дружбы, товарищества. В процессе постановочной работы,
репетиций дети приучаются к сотворчеству, у них развивается
художественное воображение, ассоциативная память, развивается
творческая инициатива детей, воображение, умение передавать музыку и
содержание образа движением.)
Значимость программы
Систематическая работа над музыкальностью, координацией,
пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше
воспринимать окружающую действительность, свободно и активно
использовать свои знания и умения не только на занятиях хореографии, но и
в повседневной жизни. Хореографические занятия совершенствуют детей
физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному
развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических
недостатков, максимально исправляют нарушение осанки, формируют
красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют
внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают

жизненный тонус обучающихся. Поэтому главная задача руководителя –
помочь детям проникнуться миром музыки и танца. По уровню усвоения
программа является специализированной. Музыкально-ритмическое
воспитание, партерная гимнастика, элементы классического танца, из которых
складываются занятия у станка, изучение народно-характерного танца в занятиях
на середине и работа над репертуаром – таковы основные разделы содержания
данной программы. Дети, прошедшие курс по данной программе, в
дальнейшем могут продолжить свое обучение в училище искусств,
танцевать в профессиональных хореографических коллективах.
Отличительной особенностью данной программы являются
специализированные занятия для обучающихся, проявивших определенные
способности к танцу. Большая часть времени уделяется постановке танцев,
участию в конкурсах, фестивалях различного уровня, участию в массовых
мероприятиях города – республики. Совершенствуя свои знания, дети активно
осваивают репертуар.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для разностороннего развития
индивидуальных особенностей личности обучающихся посредством
углубленного изучения различных направлений в хореографии.
Задачи
в обучении:
- совершенствование у обучающихся танцевальных знаний, умений, навыков на
основе программного материала;
- освоение углубленной программы хореографического образования, используя
разнообразные и доступные движения классического, народного, современного
танца.
- обучение практическому применению теоретических знаний.
в развитии:
- развитие физического потенциала учащихся для выполнения танцевальных
композиций в различных жанрах хореографии.
- продолжение развития навыков постановочной и концертной деятельности;
-развитие интереса и фантазии в создании образов в хореографических
композициях.
- формирование приемов сценической выразительности и актѐрского мастерства.
в воспитании:
- воспитание культуры личности обучающегося средствами хореографического
искусства, (социально ориентировать учащихся, помочь их становлению в
обществе);
- формирование танцевальной культуры подрастающего поколения;
- эстетическое воспитание посредством хореографии;
- формирование творческой личности
- воспитание гражданской позиции и чувства патриотизма;
- воспитание ответственности и добросовестному отношению к начатому делу.
Условия реализации образовательной программы
Условия приема и возраст детей
В хореографическое объединение принимаются физически здоровые
обучающиеся в возрасте от 11 до 18 лет (с наличием медицинской справки об
отсутствии противопоказаний к занятиям хореографии). Принимаются дети и
подростки, имеющие знания и умения базового уровня программы по

хореографии, и продолжают свое обучение в хореографическом объединении,
осваивая программу 2-го продвинутого уровня.
Сроки реализации
Срок обучения в хореографическом объединении по данной программе
составляет 3 года, по истечении этого времени основной учебный материал
программы является освоенным, дети овладевают основными понятиями,
терминами, знаниями, умениями, навыками.
Формы и режим занятий
С группами 1 – 3 года обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 2
часа, всего 216 часов, кол-во детей в группе: минимальное -12 человек,
максимальное - 20 человек.
Данная программа разработана в соответствии:
- с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года №273-ФЗ;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 №16 «Об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (СОVID-19)» (с изменениями на 21 марта 2022
года);
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2). Приказ действует до 1 сентября
2027 года;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
04.02.2022 №4 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические
правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции
(соvid-19)», утвержденные Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от
04.02.2022 – Действует с 06.02.2022;
-Приказом Минпросвещения Российской Федерации от 09. 11. 2018г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года;
-Уставом МБУДО Моздокского ЦДТ.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
После освоения содержания программы дети будут уметь исполнять
экзерсис у станка в быстром темпе, исполнять позы классического танца,
вращения по диагонали и на месте в быстром темпе, исполнять комбинации на
прыжки, станок в разном народном характере, исполнять сложные танцевальные

композиции. Дети будут знать правила исполнения поз классического танца,
правила исполнения вращений на месте. На завершающем этапе происходит
совершенствование всех практических и теоретических знаний, полученных за
весь период обучения. Обучающиеся овладеют профессиональными навыками
постановочной и концертной деятельности. Смогут достойно переносить
физические нагрузки, выполняя сложную танцевальную лексику. Овладеют
приемами адаптации в современном обществе.
Контроль знаний и умений обучающихся проводится на итоговых занятиях
и на отчетном концерте в конце учебного года.
Методы обучения:
1.Анализ музыкального произведения, где происходит проживание интонаций в
образных представлениях.
2.Устное изложение, беседа, с его помощью раскрывается содержание
музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной
грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология,
историческая справка и др.
3.Наглядные методы обучения: показ, исполнения педагогом - способствует
быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к
занятиям.
4. Метод практического обучения – тренинг, где в учебно-тренировочной работе
осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с
постановочной, репетиционной работой.
5.Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: репродуктивные
методы обучения, частично-поисковые.
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:
1. групповая - когда занятия проводятся в каждой группе отдельно;
2. индивидуально-групповая – когда группе дается самостоятельное задание, а
преподаватель занимается с солистом, или с отстающим ребенком;
3. ансамблевая – сборное занятие с детьми разных групп.
Формы проведения занятий:
- учебные занятия;
- интегрированные занятия;
- занятия – соревнования;
- творческие работы;
- занятие – игра;
- репетиции;
- концерт;
- праздник;
- фестивали.
Критерии оценки и формы контроля:
Критерием оценки являются открытые занятия, отчетный концерт ЦДТ,
участия в фестивалях и конкурсах. В конце каждой четверти проводится
мониторинг умений и навыков. В конце года проводится итоговое занятие,
промежуточная (итоговая) аттестация, где подводится общий итог знаний и
умений по технике исполнения танца, танцевальной выразительности, растяжкам.
По итогам аттестации дети переводятся на следующий учебный год, или
выпускаются.
Материальное обеспечение программы:
- просторный танцевальный зал;

- станок, зеркала;
- магнитофон;
- форма для девочек: купальник, балетки.
- форма для мальчиков: черные шорты, белая облегающая майка, балетки;
- коврики для партерной гимнастики.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Разделы программы

1-й год

2-й год

3-й год

1. Вводное занятие

2

2

2

2. Историко-культурные сведения

6

6

6

3. Партерная гимнастика (растяжки)

50

50

50

4. Элементы классического танца

44,5

44,5

44,5

5. Элементы народного танца

31

31

31

6. Постановочная работа

80,5

80,5

80,5

7. Итоговое занятие
( промежуточная аттестация)

2

2

2

216

216

216

Итого:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 уровень, 1-й год обучения
№

Разделы программы сен

1.

Вводное занятие

2.

Историкокультурные
сведения
Партерная
гимнастика

3.

4.

5.

6.

7.

окт

ноя

дек

янв

фев

мар апр

май

6

6,5

7

4

6

3,5

4

10

3

2

10

13

11

3

2

2

2

3

6

2

6,5

Элементы
классического танца 10

4,5

Элементы
народного танца

6

6,5

Постановочная
работа

7,5

13

6,5

4,5

6,5

3,5

13

8

12

Итоговое занятие
( промежуточная
аттестация)

2

Умения и навыки
Должны уметь:
- исполнять экзерсис у станка в более быстром темпе;
- исполнять позы классического танца;
- исполнять вращения по диагонали и на месте в быстром темпе;
- исполнять комбинации на прыжки;
- исполнять станок в разном народном характере;
- исполнять сложные танцевальные композиции.
Должны знать:
- правила исполнения поз классического танца;
- правила исполнения вращений на месте.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (2 уровень, 1 год)
1. Вводное занятие
- свободная беседа «как я провел лето»;
- введение в программу, чему должны научиться;
- форма на занятиях;
- правила поведения на занятиях;
- беседа на тему «техника безопасности».
2. Историко-культурные сведения
Танцевальный фольклор. «Петрушка» Стравинского в постановке Фокина,
ансамбли народного танца. Балеты начала 20 века. Эскизы костюмов, фотографии
первых исполнителей, прослушивание записи. Значение и содержание
национальных танцев. Выдающиеся современные балеты. Современные
спектакли в театрах оперы и балета. Народные танцы мира. Подбор
фотоматериалов, организованный просмотр телевизионных программ о балете.
3. Партерная гимнастика, растяжки
Комплекс упражнений: галочка, жете, поднимать ноги держа галочку, махи,
поднять ногу к себе, перекаты, складочка, тянуть ноги в сторону, две ноги в
сторону, наклоны к ногам – сидя ноги врозь, шпагаты, разогрев корпуса, ласточка,
колечко корзиночка, мостик, бабочка, лягушка.
Растяжка у станка: (одна нога на станке, стоять боком, лицом к ноге, спиной
от ноги). Плие, наклоны к ноге, от ноги, растяжка по станку, держать ногу над
станком.
4. Элементы классического танца
Станок: комбинация на плие, батман-тандю, жете, ронд-партер, фондю,
девелепе, гранд-батман. На середине: позы классического танца – анфас, эфассе,
круазе, экорте. Вращения по диагонали: шене, бегунок, козлик, тур-ан-де-дан,
вращения на месте.
5. Элементы народного танца
Станок: комбинации на плие, батман-тандю, жете, ронд-партер, фондю,
пассе, кавырялочка, девелепе, гранд-батман. Элементы осетинского танца.
Вращения: абертас, шене, бегунок, козлик. Поклоны, приподания в повороте,
гармошки, веревочки, кавырялочки, маталочки, молоточки, притопы, каблучные,
работа рук в народном характере, раскрывать и закрывать руки, из положения
руки на поясе и в сторону; прыжки в народном характере, подбивки, комбинации
на дорожки шагов.
6. Постановочная работа
- Основные элементы танца.
- Отработка танца.
- Расстановка номера на сцене.
7. Итоговое занятие (промежуточная аттестация)
Оценка знаний и умений учебного материала:
- партерная гимнастика;
- элементы классического танца;
- элементы народного танца;
- танцевальные постановки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 уровень, 2-й год обучения
№

Разделы программы сен

1.

Вводное занятие

2.

Историкокультурные
сведения
Партерная
гимнастика

3.

4.

5.

6.

7.

окт

ноя

дек

янв

фев

мар апр

май

6

6,5

7

4

6

3,5

4

10

3

2

10

13

11

3

2

2

2

3

6

2

6,5

Элементы
классического танца 10

4,5

Элементы
народного танца

6

6,5

Постановочная
работа

7,5

13

6,5

4,5

6,5

3,5

13

8

12

Итоговое занятие
( промежуточная
аттестация)

2

Умения и навыки
Должны уметь:
- исполнять экзерсис у станка в более быстром темпе;
- исполнять позы классического танца;
- исполнять вращения по диагонали и на месте в быстром темпе;
- исполнять комбинации на прыжки;
- исполнять станок в разном народном характере;
- исполнять сложные танцевальные композиции.
Должны знать:
- правила исполнения поз классического танца;
- правила исполнения вращений на месте.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (2 уровень, 2 год)
1. Вводное занятие
- свободная беседа «как я провел лето»;
- введение в программу, чему должны научиться;
- форма на занятиях;
- правила поведения на занятиях;
- беседа на тему «техника безопасности».
2. Историко-культурные сведения
Танцевальный фольклор. «Петрушка» Стравинского в постановке Фокина,
ансамбли народного танца. Балеты начала 20 века. Эскизы костюмов, фотографии
первых исполнителей, прослушивание записи. Значение и содержание
национальных танцев. Выдающиеся современные балеты. Современные
спектакли в театрах оперы и балета. Народные танцы мира. Подбор
фотоматериалов, организованный просмотр телевизионных программ о балете.
3. Партерная гимнастика, растяжки
Комплекс упражнений: галочка, жете, жете с каблучком, упражнения сидя
для равновесия – сидя, руки в сторону, поднимать ноги вверх; лежа поднимать
ноги держа галочку, махи, поднять ногу к себе и потянуть на себя, перекаты,
складочка, тянуть ноги в сторону, две ноги в сторону, наклоны к ногам – сидя
ноги врозь, шпагаты, разогрев корпуса - ласточка, колечко корзиночка, мостик,
бабочка, лягушка; упражнения лежа на боку: мах в сторону, поднять и держать
ногу, заводя ее за ухо, пытаясь достать до пола. Движения для пресса: ножницы,
велосипед, ногами рисовать в воздухе цифры, поднятие корпуса к ногам.
Растяжка у станка: (одна нога на станке, стоять боком, лицом к ноге, спино й
от ноги). Плие, наклоны к ноге, от ноги, обхватить ногу и полежать на ней,
растяжка по станку, держать ногу над станком. Растяжка у станка: (стоя лицом к
ноге). Плие, рука во второй позиции. Наклоны к ноге и от ноги, рука в третьей
позиции. Полежать на ноге и потянуть мышцы. Шпагат вперед по станку. Снять
ногу со станка, держась за станок боком, поднять ногу в сторону, обхватив ее
рукой. Повторить весь комплекс упражнений на растяжку у станка с правой и с
левой ноги.
4. Элементы классического танца
Станок:
- комбинация на плие по 1-й, 2-й, 5-й позициям с полупальцами и элементами
пор-де-бра;
- комбинация на батман-тандю в медленном и быстром темпе;
- комбинация на жете в медленном и быстром темпе;
- комбинация на ронд-партер с пассе-партер и ронд-анлер на45градусов;
-кудепье, пассе;
- комбинация на фондю, девелепе;
- комбинация на гранд-батман с работой рук в разных классических позах.

На середине:
- пор-де бра 1, 2, 3, 4;
- прыжки: соте по 1-й позиции, 2-й, шажман-де-пье, эшапе, заноски, антрелясе;
- па-де-буре, подготовка к вращению, апломб;
- позы классического танца – анфас, эфассе, круазе, экорте.
Вращения по диагонали: шене, тур-ан-де-дан.
Вращения на месте: перует, абертас, фуэте.
5. Элементы народного танца
Станок:
- комбинации на плие, батман-тандю, жете, ронд-партер, фондю, пассе,
кавырялочка, девелепе, гранд-батман.
Элементы осетинского танца.
Вращения:
- абертас, шене, бегунок, козлик, комбинации на вращения.
На середине:
- поклоны, припадания в повороте, гармошки, веревочки, кавырялочки,
маталочки, молоточки, притопы, каблучные, работа рук в народном характере,
раскрывать и закрывать руки, из положения руки на поясе и в сторону; прыжки в
народном характере, подбивки, комбинации на дорожки шагов; работа рук с
платком.
6. Постановочная работа
- Основные элементы танца.
- Отработка танца.
- Расстановка номера на сцене.
7. Итоговое занятие (промежуточная аттестация)
Оценка знаний и умений учебного материала:
- партерная гимнастика;
- элементы классического танца;
- элементы народного танца;
- танцевальные постановки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 уровень, 3-й год обучения
№

Разделы программы сен

1.

Вводное занятие

2.

Историкокультурные
сведения
Партерная
гимнастика

3.

4.

5.

6.

7.

окт

ноя

дек

янв

фев

мар апр

май

6

6,5

7

4

6

3,5

4

10

3

2

10

13

11

3

2

2

2

3

6

2

6,5

Элементы
классического танца 10

4,5

Элементы
народного танца

6

6,5

Постановочная
работа

7,5

13

6,5

4,5

6,5

3,5

13

8

12

Итоговое занятие
( промежуточная
аттестация)

2

Умения и навыки
Должны уметь:
- исполнять экзерсис у станка в более быстром темпе;
- исполнять позы классического танца;
- исполнять вращения по диагонали и на месте в быстром темпе;
- исполнять комбинации на прыжки;
- исполнять станок в разном народном характере;
- исполнять сложные танцевальные композиции.
Должны знать:
- правила исполнения поз классического танца;
- правила исполнения вращений на месте.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (2 уровень, 3 год)
1. Вводное занятие
- свободная беседа «как я провел лето»;
- введение в программу, чему должны научиться;
- форма на занятиях;
- правила поведения на занятиях;
- беседа на тему «техника безопасности».
2. Историко-культурные сведения
Танцевальный фольклор. «Петрушка» Стравинского в постановке Фокина,
ансамбли народного танца. Балеты начала 20 века. Эскизы костюмов, фотографии
первых исполнителей, прослушивание записи. Значение и содержание
национальных танцев. Выдающиеся современные балеты. Современные
спектакли в театрах оперы и балета. Народные танцы мира. Подбор
фотоматериалов, организованный просмотр телевизионных программ о балете.
3. Партерная гимнастика, растяжки
Комплекс упражнений: галочка, жете, жете с каблучком, упражнения сидя
для равновесия – сидя, руки в сторону, поднимать ноги вверх; лежа поднимать
ноги держа галочку, махи, поднять ногу к себе и потянуть на себя, перекаты,
складочка, тянуть ноги в сторону, две ноги в сторону, наклоны к ногам – сидя
ноги врозь, шпагаты, разогрев корпуса - ласточка, колечко корзиночка, мостик,
бабочка, лягушка; упражнения лежа на боку: мах в сторону, поднять и держать
ногу, заводя ее за ухо, пытаясь достать до пола. Движения для пресса: ножницы,
велосипед, ногами рисовать в воздухе цифры, поднятие корпуса к ногам.
Растяжка у станка: (одна нога на станке, стоять боком, лицом к ноге, спиной
от ноги). Плие, наклоны к ноге, от ноги, обхватить ногу и полежать на ней,
растяжка по станку, держать ногу над станком. Растяжка у станка: (стоя лицом к
ноге). Плие, рука во второй позиции. Наклоны к ноге и от ноги, рука в третьей
позиции. Полежать на ноге и потянуть мышцы. Шпагат вперед по станку. Снять
ногу со станка, держась за станок боком, поднять ногу в сторону, обхватив ее
рукой. Повторить весь комплекс упражнений на растяжку у станка с правой и с
левой ноги.
4. Элементы классического танца
Станок:
- комбинация на плие по 1-й, 2-й, 5-й позициям с полупальцами и элементами
пор-де-бра;
- комбинация на батман-тандю в медленном и быстром темпе;
- комбинация на жете в медленном и быстром темпе;
- комбинация на ронд-партер с пассе-партер и ронд-анлер на45градусов;
-кудепье, пассе;
- комбинация на фондю, девелепе;

- комбинация на гранд-батман с работой рук в разных классических позах.
На середине:
- пор-де бра 1, 2, 3, 4;
- прыжки: соте по 1-й позиции, 2-й, шажман-де-пье, эшапе, заноски, антрелясе;
- па-де-буре, подготовка к вращению, апломб;
- позы классического танца – анфас, эфассе, круазе, экорте.
Вращения по диагонали: шене, тур-ан-де-дан.
Вращения на месте: перует, абертас, фуэте.
5. Элементы народного танца
Станок:
- комбинации на плие, батман-тандю, жете, ронд-партер, фондю, пассе,
кавырялочка, девелепе, гранд-батман.
Элементы осетинского танца.
Вращения:
- абертас, шене, бегунок, козлик, комбинации на вращения.
На середине:
- поклоны, припадания в повороте, гармошки, веревочки, кавырялочки,
маталочки, молоточки, притопы, каблучные, работа рук в народном характере,
раскрывать и закрывать руки, из положения руки на поясе и в сторону; прыжки в
народном характере, подбивки, комбинации на дорожки шагов; работа рук с
платком.
6. Постановочная работа
- Основные элементы танца.
- Отработка танца.
- Расстановка номера на сцене.
7. Итоговое занятие (промежуточная аттестация)
Оценка знаний и умений учебного материала:
- партерная гимнастика;
- элементы классического танца;
- элементы народного танца;
- танцевальные постановки.

Календарный учебный график (2 уровень, 3 год)
№
1.
2.

3.

4.

5.

Раздел программы, темы и
содержание занятий

Кол-во
Дата
часов
по
все те пра плану
го
ор к
2
2
11.09
4
2 2
13.09
16.09

Вводное занятие
Элементы классического танца:
постановка корпуса, поклон,
разминка на середине – растем,
работа головы, плеч, 1-я позиция
рук, повороты туловища, 2-я, 3-я
позиции рук – наклоны в сторону,
наклоны вперед, назад, плие по 2-й
позиции, выпады, прыжки по 6-й
позиции, поджатый, разножка. (1,5)
Беседа: этическое воспитание,
краеведение. (0,5ч.)
Элементы классического танца:
4
закрепление (0,5) Партер: галочка,
галочка с наклоном в складочку –
стопы раскрыть по 1-й позиции,
жете, сидя руки в сторону
поднимать ноги вверх и держать
равновесие, лежа прогибать
грудную клетку (0,5). Историкокультурные сведения: Беседа о
танцевальном фольклоре. (1ч.)
Элементы классического танца:
8
работа над чистотой исполнения
изученных элементов, пор-де-бра, у
станка препарасьон, плие, батмантандю.(1,5ч.)Партер: лежа две ноги
поднимать держа галочку, махи,
поочередно растягивать ноги
вперед, перекаты, складочка.(0,5ч.)
Элементы классического танца: у
6
станка плие, батман-тандю, жете,
ронд-партер, фондю, грандбатман.(0,5) Партер: на спине ногу
тянем в сторону, 2 ноги растягиваем
в шпагат в воздухе, сидя ноги врозь
наклоны к ногам и вперед,
поперечный шпагат. (1ч.)
Постановочная работа: вспомнить
изученные танцы (0,5ч.).

Форма
занятия
Беседа
Учебное
занятие,

беседа
2

2

18.09
20.09

Учебное
занятие,

беседа
2

6

23.09
25.09
27.09
30.09

Учебное
занятие

2

4

02.10
04.10
07.10

Учебное
занятие

Форма

контроля

6.

4

2

2

09.10
11.10

Учебное
занятие,
беседа

12

4

8

14.10
16.10
18.10
21.10
23.10
25.10

Учебное
занятие

4

2

2

28.10
30.10

Учебное
занятие

26

8

18

Учебное
занятие,
занятие
игра

10.

Элементы классического танца:
26
станок – закрепление, на середине
пор-де-бра, соте по 1-й, 2-й
позициям, шажман-де-пье по 5-й,
заноски, эшапе.(0,5ч.)Постановочная
работа: изучение начала
т.«Лебеди».(1ч)Партерная
гимнастика: закрепление. (0,5ч.)

8

18

11.

Партер: отработка.
(0,5ч.)Постановочная работа:
закрепление (0,5ч.)Историкокультурные сведения: «Петрушка»
Стравинского в постановке
Фокина.(1ч)

3

1

01.11
06.11
08.11
11.11
13.11
15.11
18.11
20.11
22.11
25.11
27.11
29.11
02.12
04.12
06.12
09.12
11.12
13.12
16.12
18.12
20.12
23.12
25.12
27.12
30.12
10.01
13.01

7.

8.

9.

Элементы классического танца:
закрепление.(0,5)
Партер: закрепление. (0,5ч.)
Историко-культурные сведения:
балеты начала 20 века.(1ч.)
Элементы народного танца:
положение рук в народном танце,
плие, батман-тандю, жете, грандбатман в характере русского
народного танца у станка. (1ч.)
Постановочная работа:
восстановление т. «Друзья»(1ч.)
Элементы классического танца:
кудепье впереди, сзади, пассе,
девелепе. (1ч.) Партер: комплекс
упражнений у станка на растяжку.
(1ч.)
Элементы народного танца: станок закрепление.(0,5ч.)Постановочная
работа: изучение основных
элементов
т.«Лебеди»(1)Партер: комплекс
упражнений для гибкости
корпуса.(0,5ч.)

4

Учебное
занятие,
контрол
ьное
занятие

Учебное
занятие,
беседа

Показ
пройден
ных
комбина
ций

Контрол
ьные
задания
и
упражне
ния,
опрос

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Элементы народного танца:
14
отработка плие, батман-тандю,
вращение бегунок.(0,5ч.)Постановочная
работа: изучение основной части
танца «Лебеди».(1ч.)
Партер: растяжки.(0,5)
Элементы классического танца:
24
отработка плие, батман-тандю, жете,
вращение шене. (0,5)
Постановочная работа: изучение
финальной части т.
«Лебеди».(1ч.)Партер: шпагаты.
(0,5ч.)

4

10

8

16

Элементы народного танца: станок – 12
отработка жете, ронд-партер,
вращение козлик.(0,5ч.)
Постановочная работа: отработка
первой части
танца.(1ч.)Партер:растяжка у станка.
(0,5ч.)
Элементы классического танца:
14
отработка элементов, вращение турандедан.(0,5ч.) Постановочная
работа: отработка 2-й части т.
«Лебеди»(1ч.). Партер:
закрепление. (0,5ч.)

4

8

4

10

Постановочная работа: работа над
12
чистотой исполнения танца,
подготовка к отчетному концерту,
работа с номером на сцене.(1,5ч.)
Партерная гимнастика:
закрепление. (0,5ч.)
Элементы народного танца: у станка 4
фондю – отработка, закрепление
всех элементов. (1ч.)
Партер: отработка. (1ч.)
Элементы классического танца:
8
отработка движений у станка, на
середине – позы классического
танца анфас, эфассе. (1ч.)
Постановочная работа:

4

8

1

3

2

6

15.01
17.01
20.01
22.01
24.01
27.01
29.01
03.02
05.02
07.02
10.02
12.02
14.02
17.02
19.02
21.02
24.02
26.02
28.02
02.03
04.03
06.03
09.03
11.03
13.03

Учебное
занятие

16.03
18.03
20.03
23.03
25.03
27.03
30.03
01.04
03.04
06.04
08.04
10.04
13.04
15.04
17.04

Трениро
вочное
занятие

20.04
22.04
24.04
27.04

Занятие
- игра

Учебное
занятие,
открытое
занятие

Показате
льное
занятие

Учебное
занятие

Показ
пройден
ных
комбина
ций

Репетиц
ия

Репетиц
ия

Концерт

закрепление(0,5ч.) Партер: шпагаты,
гибкость корпуса. (0,5ч.)
19.

20.

21.

22.

Элементы народного танца:
элементы осетинского танца.(1ч.)
Беседа: Здоровый образ жизни,
экология (0,5ч.)Постановочная
работа: Вспомнить все изученные
номера. (0,5ч.)
Элементы классического танца:
станок и вращения – закрепление,
позы классического танца круазе,
экорте. (1ч.)Элементы народного
танца: отработка вращений. (1ч.)
Элементы классического танца:
закрепление. (0,5). Элементы
народного танца: закрепление. (1ч.)
Постановочная работа: исполнение
всех изученных номеров. (0,5ч.)
Элементы классического танца:
подведение итогов. (1ч.) Партер:
подведение итогов. (1ч.)

4

2

2

01.05
04.05

Репетиц
ия

Концерт

8

2

6

06.05
08.05
11.05
13.05

Репетиц
ия

Концерт

8

2

6

15.05
18.05
20.05
22.05

Репетиц
ия

Конкурс

8

2

6

25.05
27.05
29.05

Контрол
ьное
занятие

Контрол
ьные
задания

216 72 144

Воспитательная работа (2 уровень, 3 год)
Задачи

Воспитывать любовь к
малой Родине
Воспитывать нравственные
качества, формировать
сплоченный коллектив

Воспитывать патриотизм

Прививать интерес к
народным традициям
Воспитывать любовь к
танцевальному искусству
Воспитывать ответственное
отношение к выступлениям

Дела объединения по
решению поставленных задач
Участие в праздничных
мероприятиях, посвященных
Дню Города
Празднование «Дня учителя»
с проведением дня
самоуправления.
Выезд на природу, с
организацией пикника, игр,
эстафет.
Беседа: «Военная слава
Моздока»

Сроки

октябрь
октябрь

май
февраль

Беседа о государственных
символах России.

февраль

Участие в массовых
мероприятиях, посвященных
празднованию Победы в
Великой Отечественной
войне
Празднование «Масленицы»,
с проведением игр и
конкурсов
Беседа «Искусство
хореографии» приуроченная
к всемирному дню танца
Участие в отчетном концерте
ЦДТ

9 мая

Участие в праздничном
концерте «Праздник Весны и
Труда»

1 мая

Участие в праздничном
концерте «День защиты
детей»

1 июня

февраль
29 апреля
апрель

Отметка
о
выполнен
ии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Как можно точнее объяснять (описывать) изучаемый элемент движения.
Каждое движение комментируется логическим рассказом, легко доступным для
понимания детей. Использовать образную лексику.
Придумывать правила для изучаемого движения, например: мах – тянуть
носок, калено, высоко и резко поднять ногу. Потом эти правила спрашивать у
ребят во время последующих занятий, дети будут сами следить за правильным
исполнением движений. Использовать соревнования друг перед другом на оценку
(каждый за себя или по командам). Чувствовать психологию детей, уметь вовремя
поругать или похвалить ребенка для достижения еще лучшего результата.
Очень важно на занятиях хореографии уделять большое внимание
партерной гимнастики, где дети учатся правильной осанке, выворотной и
натянутой стопе «галочка», остроте и силе ног «жете», гранд батман, гибкому
корпусу и растяжкам. Выученный комплекс упражнений с каждым годом
видоизменяется и усложняется. Уделяется внимание формированию красивой
фигуры у девочек. Партерная гимнастика обычно проводится в последней части
занятия, когда мышцы хорошо разогреты. Растяжку так же можно проводить у
станка.
Элементы у станка исполняются более живо и энергично, придумываются
различные комбинации на движения у станка и сложный вид движений, например
на полупальцах. С каждым годом наращивается темп вращений.
Занятия можно строить в определенном народном характере: Россия,
Украина, Белоруссия, Молдавия, Узбекистан, Греция, Египет, Италия, Испания, в
зависимости от репертуара коллектива. Во время учебного процесса необходимо
ребят знакомить с национальной хореографией, истоками хореографии,
элементами осетинского танца. Коллективное посещение занятий ансамбля
национального танца «Баллиц».
С каждым годом номера приобретают более сложный характер: по технике
и манере исполнения, длительности номера, рисунку, сюжетной тематике.
Сначала необходимо изучить все основные движения танца, а потом переходить к
расстановке в определенный рисунок, где изучается номер в целом. С каждым
годом количество постановок увеличивается, и постепенно накапливается
репертуар группы. Репетиционная работа должна начаться с момента постановки
номера. Уже при изучении отдельных элементов танца сразу останавливаться на
ошибках и отрабатывать их. Сначала исправлять грубые ошибки, а потом мелкие
недароботки. Чтобы номер был «чистым» и ребята уверенно держались на сцене,
необходимо как можно больше уделять времени репетиционной работе. Перед
концертом несколько занятий уделяется работе на сцене, чтобы дети освоились
на новой площадке. Большое внимание уделяется расстановке на сцене.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Базарова Н.П. Классический танец. Методика обучения... - Л., 1975 .
2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – М., 1963.
3. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М., 1974.
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
5. Костровицкая В., Писарев Л. Школа классического танца. – Л., 1968.
6.Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера. – М., 1976.
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 №16 «Об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (СОVID-19)» (с изменениями на 21 марта 2022 года).
8.Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
04.02.2022 №4 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические
правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции
(соvid-19)», утвержденные Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от
04.02.2022 – Действует с 06.02.2022.
9.Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
общеобразовательным программам».
10. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2). Приказ действует до 1 сентября
2027 года.
11. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».
12.Ткаченко Т. Народные танцы. – М., 1975.
13. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
14.Хамзин Х.Х. Правильная осанка. - М., 1999.
15. Степанова Л. Танцы народов России. Репертуарный сборник №-14. – М.,
1973.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
1. https://infourok.ru/biblioteka
2. https://horeografiya.com/index.php?route=information%2Farticle&id=4_1
3. https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnayatematika/all/2012/09/23/nuzhnye-knigi-po-khoreografii-i-tantsam


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».