Введение
Танец – это радость! Откуда идут его истоки? Как овладеть этим
искусством?
Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков,
которые люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное
богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он
сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит
радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит
духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Хореография – искусство, любимое детьми. Многие детские
танцевальные коллективы приобрели большую популярность не только в
нашей стране, но и за рубежом. За легкостью и мастерством танцующих на
сцене детей стоит каждодневный труд детей и их педагогов.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения
значительная роль отводится танцу. Выплеснуть энергию, заполнить свое
свободное время, раскрыть себя через движение с помощью музыки – вот к
чему стремится молодежь сегодня. Пробудить интерес к хореографическому
искусству, традиционной национальной культуре народов России и народов
мира, научить красиво двигаться, стремясь к профессионализму – вот к чему
должны стремиться обучающиеся.
С момента возникновения хореографии возник вопрос о формах и
методах обучения этому искусству. Постепенно накапливается определенный
опыт работы по обучению людей искусству танца. Он формировался в
Италии, Франции, а затем, с появлением балетного театра в других странах,
стал распространяться по Европе. В Россию балет привезли артисты Франции
и Италии и, с развитием балетного театра стала распространяться наука об
изучении танца. Стала формироваться национальная балетная школа, и встал
вопрос о формировании отечественной методики работы с танцорами,
которая опиралась на Запад. Методика работы с исполнителями неоднородна,
имеет много вопросов, но она стала основой многих частных методик в
искусстве хореографии.
Пояснительная записка
«Работать с детьми - значит ежечасно, ежедневно, из года в год отдавать
ребенку свой жизненный и душевный опыт, формируя из него человека
нашего общества, личность, развитую всесторонне и гармонически», - писал
Б. Константиновский.
Детский хореографический коллектив - это особая среда,
предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от
изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения
основами профессионального мастерства. Хореография, как вид искусства
обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это
синтетический вид искусства, основным средством которого является
движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно
достигает при музыкальном оформлении. Движение и музыка, одновременно
влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию,
музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат,
развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат
благородным манерам.
Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественно –
эстетического воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную
сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю.
Ребёнок – не объект наполнения знаниям и, а субъект развития. На первое
место выходит цель развития качеств личности и построение мировоззрения
обучающихся.
Актуальность программы: хореография как никакое другое
искусство обладает огромными возможностями для полноценного
эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного
и физического развития. Танец органично сочетает в себе различные виды
искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства,
фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир
людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то
танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне.
Содержание
программы разработано в соответствии с
требованиями к программам нового поколения, что делает возможным
выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося,
который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.
Данная программа является модифицированной, в её основе лежит
классический танец. Он является фундаментом обучения для всего комплекса
танцевальных дисциплин. Занятия классическим танцем учат детей красоте,
выразительности движения, силе и ловкости, развивают их мышечно-
двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Кроме
того, занятия требуют напряженного усилия, собранности, повышают
трудолюбие ребенка, закаливают характер. Усвоение азбуки классического
танца дает культуру исполнения, без которой немыслим любой сценический
танец, к этому прибавляется умение слушать и слышать музыку, строя свои
действия с ее ритмами, темпами, стилем, настроением.
Программа составлена с учетом концепции развития дополнительного
образование детей до 2030 года, а также:
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018
года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам»;
- СанПиН2.44.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарноэпидемиологических
правил
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на 21 марта 2022
года);
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Приказ действует до 1 сентября
2027 года;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
04.02.2022 №4 «О 597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции
(covid-19)», утверждённые Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от
04.02.2022-Действует с 06.02.2022;
- Устава МБУДО Моздокский ЦДТ;
Отличительной особенностью программы 2 уровня является то, что
она составлена для детей, имеющих начальную хореографическую
подготовку (базовый уровень). Обучающиеся должны пройти весь курс 1
(базового) уровня. На втором уровне изучаются более сложные движения
классического танца, в основном на середине зала, совершенствуются
движения народно-сценического танца, появляется такой вид деятельности,
как импровизация. Увеличивается количество часов на постановочную
работу, так как обучающиеся постоянно принимают участие в различного
уровня конкурсах, массовых мероприятиях, проводимых в городе, районе,
республике.
Занятия в детском хореографическом коллективе проводятся:
- 3 раза в неделю по 2 часа – 216 часов в год.
Одним днем занятий должен быть выходной для того, чтобы дети из
разных смен получили возможность участвовать в сводных репетициях.
Занятия хореографией делятся на разные виды и формы обучения:
групповые, индивидуальные, репетиции.
Очень важным разделом в деятельности ансамбля является совместная
работа с родителями, вовлечение их в активную жизнь коллектива
(спонсорская помощь, пошив костюмов, проведение праздников, конкурсов,
соревнований).
Структура занятий направлена на физическое развитие ребенка,
комфортное состояние, раскрытие индивидуальности, формирование духовных
качеств.
Данная программа «Танец» для хореографического ансамбля «Радость»
и содержание обучения рассчитаны на 5 лет для детей от 12 до 17 лет.
Количество детей в группах:
минимальное - 12 человек, максимальное – 20 человек;
Программа содержит следующие разделы:
- основы классического танца;
- основы народного танца;
- партерная гимнастика;
- постановочная работа (ансамбль);
- беседы (по истории хореографического искусства, о здоровом образе
жизни, этикете, на патриотическое воспитание);
- танцевальная импровизация.
ЦЕЛЬ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ: - формирование навыков танцевальноисполнительской культуры учащихся для осуществления социально-значимой
творческой деятельности, развитие музыкально-эстетического вкуса через
искусство танца, развитие мотивации личности, пробуждение интереса к
танцевальному искусству других народов, содействие росту общей культуры.
Отсюда вытекают ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
Образовательные –
Изучение более сложных движений классического танца;
формировать систему знаний по народно-сценическому танцу;
продолжить знакомство с историей хореографического искусства;
обучить актерскому мастерству
Развивающие продолжить физическое развитие обучающихся, укреплять здоровье
детей; к познанию и творчеству; а также
прививание любви к
народному творчеству
формировать мышечный корсет;
развивать координацию движений, гибкость и пластику;
совершенствовать двигательные навыки
развивать выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем
организма;
Воспитывающие_ организовать досуг участников ансамбля
научить работать и взаимодействовать в коллективе;
воспитывать взгляды и черты характера в соответствии с развитием
общества
способствовать формированию эстетических качеств личности.
Прохождение программы должно опираться на следующие основные
принципы:
- постепенность в развитии природных данных обучаемых;
- строгая последовательность в овладении лексико-техническими приемами;
- систематичность и регулярность занятий;
- целенаправленность учебного процесса;
- грамотный подбор детского репертуара.
Без соблюдения этих условий классический танец теряет силу
воздействия как средство эстетического воспитания.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Развитие личности обучающихся, её
духовной и эстетической направленности, творческих способностей и
физических данных обеспечивается содержанием программы и той
разнообразной художественно-творческой деятельностью, в которую они
включены.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
- открытые занятия
- итоговые занятия (в конце каждого полугодия)
- концерты, смотры, конкурсы
- наблюдение педагога
- устная оценка
- творческий этюд
- устный зачет
- практическое занятие
- корректировка движений
Детский репертуар необходимо подбирать серьезно и очень тщательно,
так как при выступлении дети должны показать свои успехи, получить
удовлетворение от труда, для ребенка это всегда праздник.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ
Наличие условий для занятий (станков, зеркал, светлого помещения);
Раздевалка для обучающихся;
Наличие специальной танцевальной формы (купальник, балетки);
Наличие аудиоаппаратуры с флеш-носителем;
Наличие танцевальных костюмов;
Наглядные пособия и методические разработки, специальная
литература;
7. Наличие дидактического материала (игрушки, ленты, платочки,
мячи, шары и другие, необходимые для танца атрибуты, а также
картинки, декорации и т.д.).
1.
2.
3.
4.
5.
6.
8. Наличие музыкального инструмента;
Учебно-тематический план по годам обучения
№
1
2
Раздел
программы
Вводные занятия.
Инструктаж
по технике безопасности.
Основы классического
танца.
Количество часов
1 г.
2 г.
3 г.
4 г.
5г.
2
2
2
2
2
106
106
36
36
104
3
Партерная гимнастика.
40
40
40
40
40
4
Основы народного
танца.
Постановочная работа.
20
18
18
------
-----
41
41
41
69
69
2
2
2
2
-----
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
5
6
7
8
9
Беседы (по истории
хореографического
искусства)
Беседы
Итоговые занятия.
Танцевальная импровизация
Всего:
216
-
-
62
62
216
216
216
216
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(2 уровень)
№
Наименование разделов и тем
1.
Вводное занятие: инструктаж по технике
безопасности.
Ритмика.
Основы классического танца.
Экзерсис у станка.
Экзерсис на середине зала.
Аллегро.
Партерная гимнастика.
Упражнения из положения стоя.
Упражнения из положения сидя.
Упражнения из положения лежа на спине.
Упражнения из положении лежа на животе
Упражнения лежа на боку.
Упражнения стоя на четвереньках
Комплекс упражнений, выученных ранее.
Упражнения, развивающие гибкость.
Упражнения, развивающие растяжку.
Упражнения, развивающие выворотность.
Обобщение и закрепление пройденного
материала.
Основы народного танца.
Башкирский танец.
Татарский танец.
Беседы по истории хореографического
искусства.
Реформатор
балета
Ж.Ж.Новер.,
Жан
Доберваль, Сальваторе Вигано.
Самоопределение русского балета И.Вальберх.,
Шарль Дидло
Постановочная работа.
Беседы
Итоговые занятия
2.
3.
3.1
3.2
3.3
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
5.
5.1
5.2
6.
6.1
6.2
7.
8.
9.
Всего
часов
2
Теор.
Практ.
2
104
6
4
2
40
36
16
1
1
1
1
1
3
4
4
5
3
2
3
2
2
3
2
40
1
1
20
2
2
8
8
2
1
1
41
3
4
41
3
2
2
ВСЕГО:
216
26
190
Содержание программы первого года обучения
Раздел № 1. Вводное занятие.
Организационный сбор. Встреча с детьми. Обсуждение планов на
будущий учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел № 2. Основы классического танца.
На 4 году обучения закрепляется азбука классического танца. Основные
задачи: выработка навыков правильности и чистоты исполнения; закрепление
устойчивости; развитие координации и выразительности поз; дальнейшее
развитие силы и выносливости.
На 4 году вводится экзерсис на полупальцах, увеличивается нагрузка в
adagio и усложняется его построение.
1. Battements tendus pour batterie
2. demi rond de jambe на 45 градусов en dehors et en dedans
3. Battements double frappes на полупальцах
4. Battements fondus на 45 градусов на полупальцах
5. rond de jambe en l,air en dehors et en dedans на всей стопе на 45
градусов
6. Battements sur le cou-de-pied на полупальцах
7. Battements developpes на demi plie
8. Grand battements jete во всех позах
9. Экзерсис на середине зала: battements tendus в малых и больших позах
10. Экзерсис на середине зала: battements tendus jete в ьалых и больших позах
11. Вращение на двух ногах в 5 позиции на полупальцах на месте
12. Экзерсис на середине зала: double battements tendus по 2 п.
13. Экзерсис на середине зала: rond de jambe par terree en dehors et en dedans
14. Экзерсис на середине зала: battements frappes и battements double frappes
носком в пол
15. Экзерсис на середине зала: battements relevelents
16. Экзерсис на середине зала: battements developpes
17. Экзерсис на середине: grand battements jete
18. 4 por d bras
19. Allegro: changements de pieds en tournants на 1\4 и 1\2 оборота
20. Battements assemble simple вперед и назад
21. Allegro: pas glissade
22. Allegro: pas jete
23. Экзерсис на середине зала: temps lie par terree (2 форма)
24. pas coupe на всю стопу и на полупальцы
25. battements soutenus в сторону, вперед и назад
26. Battements developpes на demi plie
Раздел № 3. Партерная гимнастика.
Предлагаемая партерная гимнастика на протяжении всего курса изучения
хореографии неизменна.
1. Упражнения для рук из положения стоя.
2. Упражнения для стоп из положения сидя.
3. Поднимание ног на 90 градусов из положения лежа.
4. Броски на 90 градусов из положения лежа.
5. Большие круги ногами к себе и от себя, поочередно - то правой, то левой
ногой.
6. "Складочка".
7. Поднимание ног полусидя.
8. Садиться и ложиться, одновременно отрывая ноги и лопатки.
9. Лежа на спине: "Заноски".
10. Лежа на животе: поднимание прямой ноги, затем обеих ног.
11. Лежа на животе большие броски назад.
12. Лежа на животе поднимать корпус назад, держа руки в 3 позиции, с
последующей фиксацией в конечной точке.
13. Лежа на животе: рабочая нога находится в положении passe, отрывается
от пола по 1\8 т.
14. "Корзинка".
15. "Корзинка" с фиксацией и с качалкой.
16. Стоя на "четвереньках" большие броски в кольцо назад.
17. Мелкое покачивание вытянутой ногой в положении лежа на боку.
18. Мелкое покачивание ногой, поднятой на 90 градусов (вниз) из положения
лежа на боку.
19. Взявшись за носки в положении сидя лечь грудью в складочку.
20. Заноски по 5 п. руки во 2 п. из положения сидя.
21. Из положения стоя: держась за опору открывать ногу в сторону через
положение attitude вперед.
22. Полный комплекс упражнений.
23. Упражнения, развивающие гибкость.
24. Упражнения, развивающие растяжку.
25. Упражнения, развивающие выворотность.
26. Полный комплекс упражнений (стоя, сидя, лежа, у опоры).
27. Обобщение и закрепление пройденного материала.
Раздел № 4. Основы народного танца.
Четвертый год обучения предлагает дальнейшее изучение более сложных
элементов, требующих соответствующей координации в исполнении и
силовой нагрузки. С этого года активнее работают руки, добавляются
перегибания корпуса, полуповороты. Начинается изучение элементов
башкирского и татарского танцев, на середине зала допускается построение
несложных комбинаций и композиций на этом материале.
Активнее
изучаются прыжки на одной ноге, с одной ноги на другую, с двух ног на одну.
1. Башкирский народный танец: основные положения рук и ног,
основной ход, движения рук, дробные движения ногами.
2. Татарский народный танец "Подарки": основной ход, движения в паре,
работа с предметом.
Раздел № 5. Беседы по истории хореографического искусства.
1. Реформатор балета Ж.Ж. Новерр., Жан Доберваль, Сальваторе Вигано.
2. Самоопределение русского балета. И. Вальберх., Шарль Дидло.
Раздел № 6. Постановочная работа.
На
первоначальном
этапе
танцы
отличаются
простейшим
композиционным рисунком, массовостью и простыми, но выразительными
движениями, помогающими раскрытию образа. По мере взросления детей
изменяется и репертуар ансамбля, но одно остается неизменным, каждый
танец должен иметь образное начало и нести определенную мысль, будь то
хоровод, пляска, кадриль или сюита.
Раздел № 7. Беседы.
Здоровый образ жизни (1 раз в четверть). Беседа по краеведению.
Экологическая викторина. Этическая беседа. О патриотическом воспитании.
Раздел № 8. Итоговые занятия.
Проводятся в конце каждого полугодия. Наблюдается динамика роста
умений и навыков обучающихся, контроль за полученными знаниями.
К КОНЦУ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Дети должны ЗНАТЬ:
основные навыки, требуемые школой классического танца
об истории зарождения русской хореографической школы
Дети должны УМЕТЬ:
правильно исполнять экзерсис на середине зала
показать движение итальянского танца «Тарантелла»
исполнять движение в характере музыки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(2 уровень)
№
Наименование разделов и тем.
Вводное занятие: инструктаж по технике
безопасности.
2.
Ритмика.
3.
Основы классического танца.
3.1 Экзерсис у станка.
3.2 Экзерсис на середине.
3.3 Аллегро.
4.
Партерная гимнастика.
4.1 Упражнения из положения стоя.
4.2 Упражнения из положения сидя.
4.3 Упражнения из положения лежа на спине.
4.4 Упражнения из положения лежа на животе.
4.5 Упражнения лежа на боку.
4.6 Упражнения, стоя на четвереньках.
4.7 Комплекс упражнений, выученных ранее.
4.8 Упражнения, развивающие гибкость.
4.9 Упражнения, развивающие растяжку.
4.10 Упражнения, развивающие выворотность.
4.11 Обобщение и закрепление пройденного
материала.
5.
Основы народного танца.
5.1 Испанский танец.
5.2 Русский танец.
6.
Беседы по истории хореографического
искусства
6.1 Основные черты русского балета.
6.2 Народные истоки русского балета.
7.
Постановочная работа.
8.
Беседы
9.
Итоговые занятия
ВСЕГО:
1.
Всего
часов
2
Теор.
Практ.
2
106
6
6
3
40
34
17
1
1
1
1
1
3
4
4
5
3
2
3
2
2
3
2
40
1
1
18
1
1
9
7
2
1
1
41
3
4
216
41
3
2
33
2
183
Содержание программы второго года обучения
Раздел № 1. Вводное занятие.
Организационный сбор. Встреча с детьми. Обсуждение планов на
будущий учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел № 2. Основы классического танца.
Основные задачи 5 года обучения: повторение и закрепление материала 4
года обучения; проверка точности и чистоты исполнения пройденных
движений; выработка устойчивости на полупальцах; дальнейшее развитие
силы и выносливости за счет убыстрения темпа и нагрузки в упражнениях.
В этом году вводится изучение пируэтов и исполнение движений en
tournant на середине, adagio усложняется за счет новых движений.
Продолжается работа над пластичностью и выразительностью рук.
1. double battements fondus на полупальцах
2. Battements frappes с окончанием в demi plie
3. Battements fondus с plie-releve demi rond
4. Полуповороты на одной ноге en dehors et en dedans (нога в положении
sur le cou-de-pied)
5. Preparations к pirouette sur le cou-de-pied en dehors et en dedans из 5
позиции
6. rond de jambe an l,air en dehors et en dedans на всей стопе на 90
градусов (позже в полупальцы)
7. Пируэт с 5 п. en dehors et en dedans
8. Экзерсис на середине зала: battements tendus en tournants en dehors et
en dedans по 1\4 и 1\2 круга
9. Battements relevelents в полупальцах
10. Экзерсис на середине зала: battements tendus jete en tournants en dehors
et en dedans по 1\8 и 1\4 круга
11. battements developpes на полупальцах
12. Экзерсис на середине зала: rond de jambe на 45 градусов на
полупальцах
13. Grand battements jete developpes ("мягкие" battements) на всей стопе
14. Petit temps releve en dehors et en dedans на всей стопе, позже на
полупальцах (preparation к pirouette)
15. grand battements jete passe par terree (через 1 п.) с окончанием на
носок вперед или назад
16. Экзерсис на середине зала: battements fondus с plie-releve rond de jambe
на 45 градусов
17.Экзерсис на середине зала: double battements fondus всей стопе и на
полупальцах
18. Экзерсис на середине зала: rond de jambe en l,air en dehors et en dedans
на всей стопе
19. Экзерсис на середине зала: battements relevelents во все позы на всей
стопе
20. Экзерсис на середине зала: battements developpes во все позы и на
всей стопе
21. Экзерсис на середине зала: temps lie par terree на 90 градусов с
переходом на всю стопу
22. Экзерсис на середине зала: grand battements jete pointe
23. 5 port de bras
24. Экзерсис на середине зала: par de bourree ballotte en face, на effacee, et
croisee носком в пол и на 45 градусов
25. Экзерсис на середине зала: поворот foutte en dehors et en dedans на 1\4
и 1\2 круга
26. Экзерсис на середине зала: preparation к pirouettes en dehors et en
dedans с 5, 4, 2 п.
27. Экзерсис на середине зала: pirouettes en dehors et en dedans с 5, 4, 2 п.
с окончанием в 5 и 4 п. (1 оборот)
28. Экзерсис на середине зала: pas glissade en tournant en dehors et en
dedans по 1\2 и целому обороту
29. Экзерсис на середине зала: temps soute по 4 п.
30. Экзерсис на середине зала: sissonne simple
31. Экзерсис на середине зала: pas chasse
32. Экзерсис на середине зала: pas echappe en tournant 1\2 оборота
33. Экзерсис на середине зала: pas assemble с продвижением в позах
Раздел № 3. Партерная гимнастика.
Предлагаемая партерная гимнастика на протяжении всего курса
изучения хореографии неизменна.
1. Упражнения для рук из положения стоя.
2. Упражнения для стоп из положения сидя.
3. Поднимание ног на 90 градусов из положения лежа.
4. Броски на 90 градусов из положения лежа.
5. Большие круги ногами к себе и от себя, поочередно то правой, то
левой ногой.
6. "Складочка".
7. Поднимание ног полусидя.
8. Садиться и ложиться, одновременно отрывая ноги и лопатки.
9. Лежа на спине: "Заноски".
10. Лежа на животе: поднимание прямой ноги, затем обеих ног.
11. Лежа на животе большие броски назад.
12. Лежа на животе поднимать корпус назад, держа руки в 3 позиции, с
последующей фиксацией в конечной точке.
13. Лежа на животе: рабочая нога находится в положении passe,
отрывается от пола по 1\8 т.
14. "Корзинка".
15. "Корзинка" с фиксацией и с качалкой.
16. Стоя на "четвереньках" большие броски в кольцо назад.
17. Мелкое покачивание вытянутой ногой в положении лежа на боку.
18. Мелкое покачивание ногой, поднятой на 90 градусов (вниз) из
положения лежа на боку.
19. Взявшись за носки в положении сидя лечь грудью в складочку.
20. Заноски по 5 п. руки во 2 п. из положения сидя.
21. Из положения стоя: держась за опору открывать ногу в сторону через
положение attitude вперед.
22. Полный комплекс упражнений.
23. Упражнения, развивающие гибкость.
24. Упражнения, развивающие растяжку.
25. Упражнения, развивающие выворотность.
26. Полный комплекс упражнений (стоя, сидя, лежа, у опоры).
27. Обобщение и закрепление пройденного материала.
Раздел № 4. Основы народного танца.
Продолжение изучения новых элементов сначала у станка, потом на
середине зала. Увеличение элементов парного танца, развивающих навыки
общения с партнером. Начинается изучение испанского народного танца.
Продолжается изучение элементов русского народного танца. К концу
учебного года составляются более сложные комбинации и небольшие
композиции.
1. Испанский сценический танец: положения рук и ног, переводы рук в
различные положения, ходы, соскоки, дробные движения.
2. Русский народный танец: "ключ" дробный сложный, перекат, переборы,
"веревочка" простая и двойная с перетопами и с "ковырялочкой", русский
народный танец: прыжки с согнутыми ногами, вращения на месте и по
диагонали, дробные движения.
Раздел № 5. Беседы по истории хореографического искусства.
1. Основные черты русского балета.
2. Народные истоки русского балета.
Раздел № 6. Постановочная работа.
На
первоначальном
этапе
танцы
отличаются
простейшим
композиционным рисунком, массовостью и простыми, но выразительными
движениями, помогающими раскрытию образа. По мере взросления детей
изменяется и репертуар ансамбля, но одно остается неизменным, каждый
танец должен иметь образное начало и нести определенную мысль, будь то
хоровод, пляска, кадриль или сюита.
Раздел № 7. Беседы.
Здоровый образ жизни (1 раз в четверть). Беседа по краеведению.
Экологическая викторина. Этическая беседа. Беседа на формирование
патриотического воспитания.
Раздел № 8. Итоговые занятия.
Проводятся в конце каждого полугодия. Наблюдается динамика
роста умений и навыков обучающихся, контроль за полученными знаниями.
К КОНЦУ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Дети должны ЗНАТЬ:
критерии хорошего исполнения упражнения и танца
известных хореографов, повлиявших на формирование русской
балетной школы
Дети должны УМЕТЬ:
показать арабески
исполнять полуповороты и повороты из 5-й позиции
исполнять полуповорот foutte на ¼ и ½ круга
показать комбинации из испанского танца
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (2 уровень)
№
Наименование разделов и тем
Всего
Теор. Практ.
часов
1.
Вводное занятие: инструктаж по технике
2
2
безопасности.
2.
Ритмика.
3.
Основы классического танца.
106
3.1 Экзерсис у станка.
4
32
3.2 Экзерсис на середине зала.
3
23
3.3 Аллегро.
4
40
4.
Партерная гимнастика.
40
4.1 Упражнения из положения стоя.
1
3
4.2 Упражнения из положения сидя.
1
4
4.3 Упражнения из положения лежа на спине.
1
4
4.4 Упражнения из положения лежа на животе.
1
5
4.5 Упражнения лежа на боку.
1
3
4.6 Упражнения стоя на четвереньках.
2
4.7 Комплекс упражнений, выученных ранее.
1
3
4.8 Упражнения, развивающие гибкость.
2
4.9 Упражнения, развивающие растяжку.
2
4.10 Упражнения, развивающие выворотность.
1
3
4.11 Обобщение и закрепление пройденного
2
материала.
5.
Основы народного танца.
18
5.1 Греческий танец.
1
9
5.2 Русский танец.
1
7
6.
Беседы (по истории хореографического
2
искусства)
6.1 История ГАБТ, история Мариинского театра.
1
6.2 Государственный академический ансамбль
1
народного танца «Березка» под рук.
Н.Надеждиной., Государственный
академический ансамбль народного танца под
рук. И.Моисеева., ансамбль современного
эстрадного танца «Тодес» под рук. А.Духовой.
7.
8.
9.
Постановочная работа.
41
Беседы
3
3
Итоговые занятия
4
2
ВСЕГО:
216
29
Содержание программы третьего года обучения
41
2
187
Раздел № 1. Вводное занятие.
Организационный сбор. Встреча с детьми. Обсуждение планов на будущий
учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел № 2. Основы классического танца.
На 6 году обучения закрепляется программный материал 5 года обучения,
продолжается работа над чистотой, свободой и выразительностью исполнения
с использованием более сложных сочетаний движений.
Наряду с этим изучаются заноски; ознакомление с большими прыжками;
подготовка к tours и ознакомление с техникой их исполнения.
На 6 году обучения большая часть занятий отводится занятиям на
середине. Общий темп урока ускоряется. Более сложно и разнообразно
музыкальное сопровождение.
1. rond de jambe en l,air en dehors et en dedans с окончанием на demi plie, с
plie-releve et releve на полупальцы
2. Battements developpes на plie
3. demi et grand rond de jambe developpes на полупальцах
4. battements developpes tombes en face в позах, оканчивая носком в пол и на
90 градусов.
5. Grand battements jetes на полупальцах.
6. Поворот foutte en dehors et en dedans на 1\8, 1\4, 1\2 круга с ногой,
поднятой на 45 и на 90 градусов вперед и назад на всей стопе и на
полупальцах.
7. Половина tour en dehors et en dedans с plie-releve с ногой, вытянутой вперед
и назад на 45 и 90 градусов.
8. Pirouette tn dehors et en dedans c temps releve.
9. Tour fouette на 45 градусов en dehors et en dedans.
10. Экзерсис на середине зала: battements fondus en tournant en dehors et en
dedans по 1\4 круга.
11. Экзерсис на середине зала: battements developpes tombes en face и в позах,
оканчивая носком в пол и на 90 градусов.
12. Экзерсис на середине зала: demi и grand rond de jambe developpes из позы в
позу (по усмотрению педагога) на полупальцах.
13. Экзерсис на середине зала: tours lents en dehors et en dedans в больших
позах.
14. Экзерсис на середине зала: pirouettes en dehors с degage по диагонали (4-8
т.).
15. Экзерсис на середине зала: tours chaines (8-16 т.).
16. Экзерсис на середине зала: tours fouettes на 45 градусов (4-8 т.).
17. Allegro: pas assemble battue
18. Allegro: eutrechat-trois.
19. allegro: pas jete farmer во всех направлениях и позах.
20. allegro: pas faitti вперед и назад.
21. allegro: grand sissonne ouverte pas developpes во всех направлениях и позах
без продвижения.
22. Allegro: grand pas jete вперед в позах attitude croissee, 3 и 1 arabesques с
приема pas glissade.
Раздел № 3. Партерная гимнастика.
Предлагаемая партерная гимнастика на протяжении всего курса
изучения хореографии неизменна.
1. Упражнения для рук из положения стоя.
2. Упражнения для стоп из положения сидя.
3. Поднимание ног на 90 градусов из положения лежа.
4. Броски на 90 градусов из положения лежа.
5. Большие круги ногами к себе и от себя, поочередно то правой, то левой
ногой.
6. "Складочка".
7. Поднимание ног полусидя.
8. Садиться и ложиться, одновременно отрывая ноги и лопатки.
9. Лежа на спине: "Заноски".
10. Лежа на животе: поднимание прямой ноги, затем обеих ног.
11. Лежа на животе большие броски назад.
12. Лежа на животе поднимать корпус назад, держа руки в 3 позиции, с
последующей фиксацией в конечной точке.
13. Лежа на животе: рабочая нога находится в положении passe, отрывается
от пола по 1\8 т.
14. "Корзинка".
15. "Корзинка" с фиксацией и с качалкой.
16. Стоя на "четвереньках" большие броски в кольцо назад.
17. Мелкое покачивание вытянутой ногой в положении лежа на боку.
18. Мелкое покачивание ногой, поднятой на 90 градусов (вниз) из положения
лежа на боку.
19. Взявшись за носки в положении сидя лечь грудью в складочку.
20. Заноски по 5 п. руки во 2 п. из положения сидя.
21. Из положения стоя: держась за опору открывать ногу в сторону через
положение attitude вперед.
22. Полный комплекс упражнений.
23. Упражнения, развивающие гибкость.
24. Упражнения, развивающие растяжку.
25. Упражнения, развивающие выворотность.
26. Полный комплекс упражнений (стоя, сидя, лежа, у опоры).
27. Обобщение и закрепление пройденного материала.
Раздел № 4. Основы народного танца.
На шестом году обучения происходит закрепление пройденного ранее
материала. Важнейшей задачей этого года обучения является воспитание
эмоциональной выразительности исполнения, умения точно передать
национальный стиль и манеру народного танца.
Начинается изучение греческого народного танца, а также продолжается
изучение и совершенствование русского народного танца.
1. Греческий народный танец: основной ход, положения рук, позиции
ног, движения ног в быстром темпе, движения ног с attitude в медленном
темпе, перескоки.
2. Русский народный танец: вращения на месте с поджатыми ногами,
"обертас", вращения по диагонали с дробями, "блинчики", пируэт на
каблуках, сложные дроби с продвижением.
Раздел № 5. Беседы по истории хореографического искусства.
1. История ГАБТ, история Мариинского театра.
2. Государственный академический ансамбль народного танца "Березка",
Государственный академический ансамбль народного танца под рук.
И.Моисеева, ансамбль современного эстрадного танца "Тодес" под рук.
А.Духовой.
Раздел № 6. Постановочная работа.
На
первоначальном
этапе
танцы
отличаются
простейшим
композиционным рисунком, массовостью и простыми, но выразительными
движениями, помогающими раскрытию образа. По мере взросления детей
изменяется и репертуар ансамбля, но одно остается неизменным, каждый
танец должен иметь образное начало и нести определенную мысль, будь то
хоровод, пляска, кадриль или сюита.
Раздел № 7. Беседы.
Здоровый образ жизни (1 раз в четверть). Беседа по краеведению.
Экологическая викторина. Этическая беседа. Беседа по патриотическому
воспитанию.
Раздел № 8. Итоговые занятия.
Проводятся в конце каждого полугодия. Наблюдается динамика роста
умений и навыков обучающихся, контроль за полученными знаниями.
К КОНЦУ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Дети должны ЗНАТЬ:
1,2,3,4,5,6 por de bras
ведущие танцевальные коллективы России
Дети должны УМЕТЬ:
исполнять прыжки в позах
показать комбинации из еврейского танца
исполнять танцы из репертуара, раскрывая образ
иметь высокий уровень растяжки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(2 уровень)
№
Наименование разделов и тем
Вводное занятие: инструктаж по технике
безопасности.
2.
Ритмика.
3.
Основы классического танца.
3.1 Экзерсис у станка.
3.2 Экзерсис на середине зала.
3.3 Аллегро.
4.
Партерная гимнастика.
4.1 Упражнения из положения стоя.
4.2 Упражнения из положения сидя.
4.3 Упражнения из положения лежа на спине.
4.4 Упражнения из положения лежа на животе.
4.5 Упражнения лежа на боку.
4.6 Упражнения стоя на четвереньках.
4.7 Комплекс упражнений, выученных ранее.
4.8 Упражнения, развивающие гибкость.
4.9 Упражнения, развивающие растяжку.
4.10 Упражнения, развивающие выворотность.
4.11 Обобщение и закрепление пройденного
материала.
5.
Основы народного танца
6.
Постановочная работа.
1.
Всего
часов
2
Теор.
2
36
1
1
1
9
9
15
1
1
1
1
1
3
4
4
5
3
2
3
2
2
3
2
40
1
1
69
69
8.
Беседы по истории хореографического
искусства
Беседы
3
3
9.
10.
Итоговые занятия
Танцевальная импровизация
4
62
2
8
7.
Практ.
-
2
54
ВСЕГО:
216
25
191
Содержание программы четвертого года обучения
Раздел № 1. Вводное занятие.
Организационный сбор. Встреча с детьми. Обсуждение планов на будущий
учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел № 2. Основы классического танца
Закрепление программного материала всего курса, продолжение работа над
чистотой, свободой и выразительностью исполнения с использованием более
сложных сочетаний движений.
Занятия проводятся один раз в неделю, для поддержания физической
формы обучающихся. Большее предпочтение отдаётся импровизации и
постановочной работе, где ребята могут применить все полученные знания в
области классического танца, а также занятиям на середине, вращениям по
диагонали и на месте. Общий темп урока ускоряется. Более сложно и
разнообразно музыкальное сопровождение.
1. Комбинации с demi и grand plie на середине зала.
2. Комбинации с battements tendus и battements tendus jete на середине зала
3. Комбинации с rond de jambe par terree и battements fondus на середине
зала.
4. Комбинации с battements an l,air и pti battements на середине зала
5. Комбинация adagio, por de bras и прыжков 2,3 группы
6. Комбинации grand battements jete и прыжков 1,2,3 группы
7. Комбинация прыжков 1 и 2 группы
8. Комбинация прыжков 2 и 3 группы
9. Комбинация прыжков 3 и 4 группы
10. Вращение shenes по диагонали
11. Вращения tour pique по диагонали
12. Вращение soutenus по диагонали
13. Пируэты an de hors et en de dans по 5 и по 4 позициям
14. Поворот fouettes на 360 градусов (сначала у станка, позже на середине
зала)
15. Tourlents на середине зала
Раздел № 3. Партерная гимнастика.
Предлагаемая партерная гимнастика на протяжении всего курса
изучения хореографии неизменна.
1. Упражнения для рук из положения стоя.
2. Упражнения для стоп из положения сидя.
3. Поднимание ног на 90 градусов из положения лежа.
4. Броски на 90 градусов из положения лежа.
5. Большие круги ногами к себе и от себя, поочередно то правой, то левой
ногой.
6. "Складочка".
7. Поднимание ног полусидя.
8. Садиться и ложиться, одновременно отрывая ноги и лопатки.
9. Лежа на спине: "Заноски".
10. Лежа на животе: поднимание прямой ноги, затем обеих ног.
11. Лежа на животе большие броски назад.
12. Лежа на животе поднимать корпус назад, держа руки в 3 позиции, с
последующей фиксацией в конечной точке.
13. Лежа на животе: рабочая нога находится в положении passe, отрывается
от пола по 1\8 т.
14. "Корзинка".
15. "Корзинка" с фиксацией и с качалкой.
16. Стоя на "четвереньках" большие броски в кольцо назад.
17. Мелкое покачивание вытянутой ногой в положении лежа на боку.
18. Мелкое покачивание ногой, поднятой на 90 градусов (вниз) из положения
лежа на боку.
19. Взявшись за носки в положении сидя лечь грудью в складочку.
20. Заноски по 5 п. руки во 2 п. из положения сидя.
21. Из положения стоя: держась за опору открывать ногу в сторону через
положение attitude вперед.
22. Полный комплекс упражнений.
23. Упражнения, развивающие гибкость.
24. Упражнения, развивающие растяжку.
25. Упражнения, развивающие выворотность.
26. Полный комплекс упражнений (стоя, сидя, лежа, у опоры).
27. Обобщение и закрепление пройденного материала.
Раздел № 4. Постановочная работа.
На
первоначальном
этапе
танцы
отличаются
простейшим
композиционным рисунком, массовостью и простыми, но выразительными
движениями, помогающими раскрытию образа. По мере взросления детей
изменяется и репертуар ансамбля, но одно остается неизменным, каждый
танец должен иметь образное начало и нести определенную мысль, будь то
хоровод, пляска, кадриль или сюита.
Раздел № 5. Беседы.
Здоровый образ жизни (1 раз в четверть). Беседа по краеведению.
Экологическая викторина. Этическая беседа. Беседы по патриотическому
воспитанию.
Раздел № 6. Итоговые занятия.
Проводятся в конце каждого полугодия. Наблюдается динамика роста
умений и навыков обучающихся, контроль за полученными знаниями.
Раздел № 7. Танцевальная импровизация.
Для занятий танцевальной импровизацией нужна творческая память, она
тренируется запоминанием комбинаций упражнений данного урока.
Обучающимся время от времени предлагается запомнить и на следующем
занятии показать упражнения.
Наиболее трудоёмкой является работа над импровизацией этюдов.
Проигрывается музыкальное произведение, а затем исполняется
импровизация, которая является трамплином для дальнейшей работы над
художественным качеством импровизации. На этом этапе будет резко заметна
разница в исполнении импровизации у разных обучающихся. Одни из них
быстро реагируют на музыку, другие не решаются начать, смотрят по
сторонам, как бы ища помощи, подсказки движений.
Большое значение для хореографического развития детей имеет
импровизация мимических сценок под музыку. Это могут быть танцевальные
и
всевозможные
избирательные
движения,
более
абстрактные,
символические, отражающие динамику, высоту звучания пьесы, ее
ритмические и темповые особенности, или более конкретные.
1. Сочинение комбинаций у станка
2. Сочинение комбинаций на середине зала
3. Сочинение танцевальных комбинаций
4. Изучение «образцов» хореографического искусства (вариации
классического танца, «снятие» номера современного танца и др.)
5. Подражание
6. Этюды на тему животных
7. Этюды на тему растительного мира
8. «Крокодил»
К КОНЦУ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Дети должны ЗНАТЬ:
комплекс упражнений партерной гимнастики
французские названия упражнений и их перевод
какие упражнений предназначены для каких групп мышц
Дети должны УМЕТЬ:
исполнять комбинированные прыжки
импровизировать на заданную тему
Календарный учебный график (4 год обучения)
на 2022-2023 учебный год, 216 часов.
Форма занятия
№ Наименование разделов и тем кол
о
п/
часов
п
всего теори практика
Форма
контроля
Д
а
т
а
Беседа
Устный
зачет
10.09
я
1
2
3
4
5
6
7
8
Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности.
Партерная
гимнастика:
упражнения для рук из
положения стоя.
Постановочная работа.
Основы классического танца:
Комбинации с demi и grand plie
на середине зала.
Партерная
гимнастика:
упражнения для стоп из
положения сидя.
Сквозная программа:
«Здоровый
образ
жизни»
(беседа)
Основы классического танца:
Комбинации
с
battements
tendus и battements tendus jete
на середине зала
Импровизация:
Сочинение
комбинаций у станка
Основы классического танца:
Комбинации с rond de jambe
par terree и battements fondus
на середине зала.
Партерная
гимнастика:
2
2
2
2
Учебное
занятие
Наблюдение
педагога
13.09
2
2
Учебное
занятие, показ
Наблюдение
педагога
15.09
1.5
1,5
Учебное
занятие
формирования
умений,
применения
знаний на
практике,
беседа
Наблюдение
педагога
17.09
0.5
0,5
2
6
20.09
2
1
5
2
2
2
2
Беседа
Устная
оценка
22.09
24.09
27.09
29.09
Учебное
занятие
Наблюдение
, устная
1.10
9
10
11
12
13
14
15
16
поднимание ног на 900 из
положения лежа.
Постановочная работа.
Партерная гимнастика: броски
на 900 из положения лежа.
Сквозная
программа:
«Викторина по краеведению.
Основы классического танца:
Комбинации с battements an
l,air и pti
battements на
середине зала
Партерная
гимнастика:
большие круги ногами к себе и
от себя, поочередно, то
правой, то левой ногой.
Постановочная работа.
Основы классического танца:
Комбинация adagio, por de bras
и прыжков 2,3 группы
Основы классического танца:
Комбинации grand battements
jete и прыжков 1,2,3 группы
Партерная
гимнастика:
поднимание ног полусидя.
Постановочная работа.
Партерная
гимнастика:
садиться
и
ложиться,
одновременно отрывая ноги и
лопатки.
Сквозная
программа:
«Здоровый образ жизни».
Импровизация:
Сочинение
комбинаций на середине зала
оценка
1.5
0.5
2
1,5
Учебное
занятие, беседа
Устная
оценка
4.10
0,5
2
6.10
2
2
8.10
2
2
11.10
2
2
13.10
2
2
15.10
1.5
1,5
Учебное
занятие, беседа
Практическо
е занятие
18.10
7
Учебное
занятие
формирования
умений
Учебное
занятие
формирования
умений,
применения
знаний на
практике,
Наблюдение
педагога
20.10
22.10
25.10
27.10
29.10
0.5
0,5
8
1
17
Основы классического танца:
Комбинация прыжков 1 и 2
группы
2
18
Партерная гимнастика: лежа
4
2
1
3
Практическо
е занятие
1.11
3.11
19
20
21
22
23
24
25
26
27
на животе поднимать корпус
назад, держа руки в 3 п., с
последующей фиксацией в
конечной точке.
Постановочная работа.
Партерная гимнастика: лежа
на животе – рабочая нога
находится в положении passé,
отрывается от пола по 1/8 т.
Постановочная работа.
Основы классического танца:
Комбинация прыжков 2 и 3
группы
Партерная
гимнастика:
«Корзинка».
Постановочная работа.
Партерная гимнастика: лёжа
на животе-большие броски
назад.
Сквозная
программа:
«Этическая беседа».
Основы классического танца:
Комбинация прыжков 3 и 4
группы
Импровизация:
Сочинение
танцевальных комбинаций
Партерная гимнастика: Стоя на
«четвереньках»
большие
броски в кольцо назад.
Постановочная работа.
Партерная гимнастика: мелкое
покачивание вытянутой ногой
в положении лежа на боку.
Постановочная работа.
Партерная
гимнастика:
большие броски вытянутой
ногой, из положения, лёжа на
4
1
Корректиро
вка
движений
10.11
Наблюдение
педагога
12.11
Практическое
занятие,
беседа
Наблюдение
педагога
15.11
2
Практическое
занятие
Наблюдение
педагога
17.11
6
Практическое
занятие, показ
Корректиро
вка
движений
19.11
22.11
24.11
26.11
29.11
1.12
2
2
2
2
1.5
1,5
0.5
Учебное
занятие
формирования
умений,
применения
знаний на
практике
Практическое
занятие
0,5
2
8
5.11
8.11
3
2
Наблюдение
педагога
4
4
2
2
3.12
2
2
6.12
28
29
30
31
боку.
Постановочная работа.
Партерная гимнастика: мелкое
покачивание ногой, поднятой
на 900. (акцент вниз) из
положения лёжа на боку.
Постановочная работа.
Партерная
гимнастика:
взявшись
за
носки
в
положении сидя лечь грудью в
складочку.
Постановочная работа.
Партерная
гимнастика:
заноски по 5 поз. руки во 2
поз. из положения сидя.
Основы классического танца:
Вращение shenes по диагонали
3
8.12
10.12
2
2
13.12
2
2
Тренировка
Наблюдение
педагога
15.12
2
2
Учебное
занятие
формирования
умений,
применения
знаний на
практике
Наблюдение
педагога
17.12
4
8
33
Импровизация:
Изучение
«образцов» хореографического
искусства
(вариации
классического танца, «снятие»
номера современного танца и
др.)
Итоговое занятие.
34
Постановочная работа.
14
35
Основы классического танца:
Вращение shenes по диагонали
2
32
1
1
2
2
1
20.12
22.12
24.12
27.12
7
13
2
Учебное
занятие по
контролю
полученных
знаний
Практическое
занятие
Учебное
занятие
формирования
умений,
применения
знаний на
практике
Наблюдение
педагога,
зачёт
29.12
Творческий
этюд
10.01
12.01
14.01
17.01
19.01
21.01
24.01
26.01
Наблюдение
педагога
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
Партерная гимнастика: из
положения стоя- держась за
опору открывать ногу в
сторону
через
положение
attitude вперед.
Сквозная
программа:
«Экологическая викторина».
Постановочная работа.
5.5
Основы классического танца:
Вращения tour pique по
диагонали
Импровизация: Этюды на тему
животных
2
Партерная
гимнастика:
комплекс
упражнений,
выученных ранее.
Сквозная
программа:
«Здоровый образ жизни».
Партерная
гимнастика:
упражнения,
развивающие
гибкость.
Постановочная работа.
Основы классического танца:
Вращение
soutenus
по
диагонали
1.5
Основы классического танца:
Пируэты an de hors et en de
dans по 5 и по 4 позициям
Партерная
гимнастика:
упражнения,
развивающие
растяжку.
Постановочная работа.
Импровизация: Этюды на тему
растительного мира
2
5,5
0.5
0,5
12
2
8
0.5
Наблюдение
педагога
2
1
7
1,5
28.01
31.01
2.02
4.02
7.02
9.02
11.02
14.02
16.02
18.02
10
Тренировка,
беседа
Наблюдение
педагога
21.02
25.02
28.02
2.03
4.03
0.5
2
2
2
2
1
2
8
Тренировка,
беседа
Учебное
занятие
формирования
умений,
применения
знаний на
практике
Наблюдение
педагога
6
9.03
11.03
1
2
2
7.03
Практическое
занятие
Наблюдение
педагога
14.03
16.03
18.03
21.03
23.03
46
Постановочная работа.
18
3
15
47
Основы классического танца:
Поворот fouettes на 360
градусов (сначала у станка,
позже на середине зала)
Партерная
гимнастика:
упражнения,
развивающие
выворотность.
Постановочная работа.
Импровизация: Подражание.
4
1
3
4
1
3
Практическое
занятие
Творческий
этюд
20.04
22.04
8
1
7
Беседа,
отработка
ранее
поставленной
лексики
Творческий
этюд
25.04
27.04
29.04
2.05
6
1
5
51
Основы классического танца:
Tourlents на середине зала
Импровизация: «Крокодил»
8
2
6
52
Постановочная работа.
8
53
Итоговое занятие.
2
2
216ч.
31
48
49
50
ВСЕГО:
25.03
28.03
30.03
1.04
4.04
6.04
8.04
11.04
13.04
15.04
18.04
8
Учебное
занятие по
контролю за
полученными
знаниями
185
Наблюдение
педагога,
зачёт
4.05
6.05
11.05
13.05
16.05
18.05
20.05
23.05
25.05
27.05
30.05
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЯТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(2 уровень)
№
Наименование разделов и тем
Вводное занятие: инструктаж по технике
безопасности.
2.
Ритмика.
3.
Основы классического танца.
3.1 Экзерсис у станка.
3.2 Экзерсис на середине зала.
3.3 Аллегро.
4.
Партерная гимнастика.
4.1 Упражнения из положения стоя.
4.2 Упражнения из положения сидя.
4.3 Упражнения из положения лежа на спине.
4.4 Упражнения из положения лежа на животе.
4.5 Упражнения лежа на боку.
4.6 Упражнения стоя на четвереньках.
4.7 Комплекс упражнений, выученных ранее.
4.8 Упражнения, развивающие гибкость.
4.9 Упражнения, развивающие растяжку.
4.10 Упражнения, развивающие выворотность.
4.11 Обобщение и закрепление пройденного
материала.
5.
Основы народного танца
6.
Постановочная работа.
1.
Всего
часов
2
Теор.
Практ.
2
36
1
1
1
9
9
15
1
1
1
1
1
3
4
4
5
3
2
3
2
2
3
2
40
1
1
69
69
7.
8.
9.
10.
Беседы по истории хореографического
искусства
Беседы по реализации сквозных программ
Итоговые занятия
Танцевальная импровизация
ВСЕГО:
3
3
4
62
216
2
8
25
2
54
191
Содержание программы пятого года обучения
Раздел № 1. Вводное занятие.
Организационный сбор. Встреча с детьми. Обсуждение планов на будущий
учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел № 2. Основы классического танца.
На 5 году обучения
закрепляется программный материал всего курса обучения с 1 по 4 годы
обучения, продолжается работа над чистотой, свободой и выразительностью
исполнения с использованием более сложных сочетаний движений.
Занятия проводятся один раз в неделю, для поддержания физической
формы обучающихся. Большее предпочтение отдаётся импровизации и
постановочной работе, где ребята могут применить все полученные знания в
области классического танца.
На 5 году обучения большая часть занятий отводится занятиям на
середине, а также вращениям по диагонали и на месте. Общий темп урока
ускоряется. Более сложно и разнообразно музыкальное сопровождение.
1. Комбинации с demi и grand plie на середине зала.
2. Комбинации с battements tendus и battements tendus jete на середине зала
3. Комбинации с rond de jambe par terree и battements fondus на середине
зала.
4. Комбинации с battements an l,air и pti battements на середине зала
5. Комбинация adagio, por de bras и прыжков 2,3 группы
6. Комбинации grand battements jete и прыжков 1,2,3 группы
7. Комбинация прыжков 1 и 2 группы
8. Комбинация прыжков 2 и 3 группы
9. Комбинация прыжков 3 и 4 группы
10. Вращение shenes по диагонали
11. Вращения tour pique по диагонали
12. Вращение soutenus по диагонали
13. Пируэты an de hors et en de dans по 5 и по 4 позициям
14. Поворот fouettes на 360 градусов (сначала у станка, позже на середине
зала)
15. Tourlents на середине зала
Раздел № 3. Партерная гимнастика.
Предлагаемая партерная гимнастика развивает выворотность, гибкость,
шаг, растяжку, выносливость. Упражнения несут образный, подражательный
характер. На протяжении всего курса изучения хореографии она неизменна.
1. Упражнения для рук из положения стоя.
2. Упражнения для стоп из положения сидя.
3. Поднимание ног на 90 градусов из положения лежа.
4. Броски на 90 градусов из положения лежа.
5. Большие круги ногами к себе и от себя, поочередно то правой, то левой
ногой.
6. "Складочка".
7. Поднимание ног полусидя.
8. Садиться и ложиться, одновременно отрывая ноги и лопатки.
9. Лежа на спине: "Заноски".
10. Лежа на животе: поднимание прямой ноги, затем обеих ног.
11. Лежа на животе большие броски назад.
12. Лежа на животе поднимать корпус назад, держа руки в 3 позиции, с
последующей фиксацией в конечной точке.
13. Лежа на животе: рабочая нога находится в положении passe, отрывается
от пола по 1\8 т.
14. "Корзинка".
15. "Корзинка" с фиксацией и с качалкой.
16. Стоя на "четвереньках" большие броски в кольцо назад.
17. Мелкое покачивание вытянутой ногой в положении лежа на боку.
18. Мелкое покачивание ногой, поднятой на 90 градусов (вниз) из положения
лежа на боку.
19. Взявшись за носки в положении сидя лечь грудью в складочку.
20. Заноски по 5 п. руки во 2 п. из положения сидя.
21. Из положения стоя: держась за опору открывать ногу в сторону через
положение attitude вперед.
22. Полный комплекс упражнений.
23. Упражнения, развивающие гибкость.
24. Упражнения, развивающие растяжку.
25. Упражнения, развивающие выворотность.
26. Полный комплекс упражнений (стоя, сидя, лежа, у опоры).
27. Обобщение и закрепление пройденного материала.
Раздел № 4. Постановочная работа.
На
первоначальном
этапе
танцы
отличаются
простейшим
композиционным рисунком, массовостью и простыми, но выразительными
движениями, помогающими раскрытию образа. По мере взросления детей
изменяется и репертуар ансамбля, но одно остается неизменным, каждый
танец должен иметь образное начало и нести определенную мысль, будь то
хоровод, пляска, кадриль или сюита.
Раздел № 5. Беседы по реализации сквозных программ.
Здоровый образ жизни (1 раз в четверть). Беседа по краеведению.
Экологическая викторина. Этическая беседа. Беседа по патриотическому
воспитанию.
Раздел № 6. Итоговые занятия.
Проводятся в конце каждого полугодия. Наблюдается динамика роста
умений и навыков обучающихся, контроль за полученными знаниями.
Раздел № 7. Танцевальная импровизация.
Для занятий танцевальной импровизацией нужна творческая память, она
тренируется запоминанием комбинаций упражнений данного урока.
Обучающимся время от времени предлагается запомнить и на следующем
занятии показать упражнения.
Наиболее трудоёмкой является работа над импровизацией этюдов.
Проигрывается музыкальное произведение, а затем исполняется
импровизация, которая является трамплином для дальнейшей работы над
художественным качеством импровизации. На этом этапе будет резко заметна
разница в исполнении импровизации у разных обучающихся. Одни из них
быстро реагируют на музыку, другие не решаются начать, смотрят по
сторонам, как бы ища помощи, подсказки движений.
Большое значение для хореографического развития детей имеет
импровизация мимических сценок под музыку. Это могут быть танцевальные
и
всевозможные
избирательные
движения,
более
абстрактные,
символические, отражающие динамику, высоту звучания пьесы, ее
ритмические и темповые особенности, или более конкретные.
1. Сочинение комбинаций у станка
2. Сочинение комбинаций на середине зала
3. Сочинение танцевальных комбинаций
4. Изучение «образцов» хореографического искусства (вариации
классического танца, «снятие» номера современного танца и др.)
5. Подражание
6. Этюды на тему животных
7. Этюды на тему растительного мира
8. «Крокодил»
К КОНЦУ 5 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Дети должны ЗНАТЬ:
комплекс упражнений партерной гимнастики
французские названия упражнений и их перевод
какие упражнений предназначены для каких групп мышц
Дети должны УМЕТЬ:
исполнять комбинированные прыжки
импровизировать на заданную тему
исполнять танцы из репертуара ансамбля «Радость»
Воспитательная работа
Задачи
Дела объединения по
решению поставленных
задач
Сроки
Показать успехи детей,
обратить внимание на
трудности. Воспитание
умения вести себя в группе
во время движения, танцев и
игр, формирование
культурных привычек в
процессе группового
общения с детьми и
взрослыми
Создать условия для
поднятия положительных
эмоций, стимулировать
совместную музыкальноигровую деятельность
Воспитывать
доброжелательное
позитивное отношение друг
к другу, умение
сотрудничать.
Патриотическое воспитание
Открытые занятие
для родителей по
итогам полугодия, а
также по итогам года
Январь 2023 г.
Новогодний утренник
декабрь2022 г.
Отчётный концерт
Апрель 2023 г.
Беседы по
патриотическому
воспитанию,
посвящённые Дню
Май 2023 г.
Май 2023 г.
Отметка
по выпол
-нению
Воспитать привычку
здорового образа
жизни, развивать интерес к
спортивный играм,
физкультуре
Создание праздничной
атмосферы, самореализации
и заинтересованности детей
защитника Отечества
(о государственной
символике, гимне) и
Дню Победы в ВОВ.
Беседы о здоровом
образе жизни
День защиты детей
Сентябрь 2022г.
Декабрь 2022 г.
Февраль 2023 г.
Май 2023 г.
1.06.2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Занятия по хореографии призваны научить каждого школьника красоте
и выразительности движений, умению в совершенстве владеть своим телом,
всем богатствам языка пластики как одной из форм человеческого общения.
Постигая начало хореографической деятельности, воспитанник осваивает один
из важнейших элементов человеческой культуры, существеннейшим образом
связанный с миром нравственных отношений. Тем самым он получает
возможность не только быть ценителем искусства танца, но и повседневно
вносить красоту в свои отношения с другими людьми. Культура движений,
освоение их поможет ему также и в производственной деятельности, в
условиях оперирования все более тонкой и совершенной техникой.
Занятия по хореографии с воспитанниками имеют некоторые
педагогические особенности. Здесь следует учитывать, прежде всего,
недопустимость физических перегрузок, которые могли бы отрицательно
сказываться на ещё неокрепшем организме ребёнка. Поэтому наиболее
целесообразный путь - развитие и усложнение форм хореографической
деятельности. Используя их, педагог должен стремиться к закреплению
навыков правильной осанки, Элементов хореографической выразительности,
художественному совершенствованию естественных движений. Кроме того,
пластическими средствами отшлифовывается и музыкальность ребенка, ибо
между слуховыми и двигательными способностями существует внутренняя
взаимосвязь, а также его способность понимать внешнюю красоту позы, жеста
и движения вообще.
Общее требование к занятиям по хореографии:
максимально сближать каждую встречу обучающихся с тем содержательным
материалом, который будет осваиваться ими на занятиях по музыке и другим
видам искусства.
Повторяя на каждом занятии в разных вариантах сравнительно
ограниченный комплекс упражнений, педагог получает возможность не только
отшлифовывать эти упражнения в исполнении воспитанников, но и усложнять
их благодаря последовательности и непрерывности хореографической
тренировки.
Добившись
овладения
обучающимися
элементарных
хореографических навыков, умений и знаний, педагог создает реальную базу
для более интенсивных хореографических занятий в последующих годах
обучения.
Помимо всех учебно-тренировочных занятий нужно уделять внимание
всестороннему развитию детей. Педагогу необходимо беседовать с детьми об
искусстве хореографии, ее истоках, эволюции развития, балетных
исполнителях. Большое значение следует уделять прослушиванию музыки и
музыкальных произведений. Ребенок должен быть непосредственно включен
в этот процесс. Педагогу необходимо помнить о том, что все должно быть
направленно на воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности
будущего человека с большой буквы. Ведь человек, который соприкасается с
тайнами искусства и культуры, богаче развит эстетически и нравственно.
Педагог обязан научить ребенка видеть красоту, соприкасаться с нею,
отличать плохое от хорошего, быть добрым, внимательным к окружающим
людям. Важное место занимает репертуар как одно из средств воспитания.
Подбор репертуара - это итог деятельности и преподавателя, и
концертмейстера, и учащихся. Он показывает, насколько верно поставлен
весь учебный процесс. При этом очень важны выбор темы и сюжета.
Подбирая репертуар, педагог должен уметь разбираться четко в возрастных
особенностях детей. Очень важно, чтобы заложенные в танце мысли, чувства
волновали ребят, были близки их миру. Не надо делать из детей взрослых.
Правильный подбор репертуара оказывает огромное влияние на эстетическое
развитие обучающихся.
Большое внимание надо уделить внешнему виду воспитанника каждый
ребенок должен иметь тренировочную форму. Она должна быть белой. Это
связано с гигиеной ребенка. Головы должны быть аккуратно и гладко убраны.
Это способствует собранности ребенка перед занятием и во время урока.
Также необходимо провести беседу с родителями, которые следят за
состоянием и чистотой формы к каждому занятию.
Готовить детей к выступлению надо очень тщательно. Каждое представление
слагается из нескольких компонентов: музыки, танца, костюма, декорации.
Прежде всего, выбирая те или иные костюмы, надо помнить, что мы одеваем
ребенка.
Костюм должен быть предельно удобен, красив, причем под красотой
нужно понимать не бархат и шелк, блестки и украшения, а благородную
красоту и простоту костюма.
Культура внимания окрыляет мысль, побуждает к творчеству,
совершенствует и облагораживает обучающегося. Основой воспитания воли
ученика является сознательная дисциплина, именно она вырабатывает
твердость характера, трудолюбие, настойчивость, упорство, умение
выдерживать высокую степень физического и нервного напряжения.
Закаленная воля способна направлять и удерживать внимание ученика.
Воспитанника надо научить уважать и любить свой труд, свое
искусство, верить в свои силы и всегда четко и с полной отдачей стремиться к
достижению наилучших результатов.
Хорошо организовать форму урока - это еще не все, надо вдохнуть в
сознание и сердце ученика творческое начало, жизнь, это приведет ученика к
пониманию поэзии танца.
Замечания следует делать в простой, ясной, краткой утвердительной и
логической последовательной форме, особенно младшей группе. Нельзя все
смешивать в одном замечании. Преподаватель обязан постоянно помнить, что
самое ценное в работе - это умение довести дело до конца и обязательно
добиться выполнения своих указаний, может быть, путем требовательности.
Но никогда педагогу нельзя забывать о таком понятии, как педагогический
такт, где бы он не находился - дома или на работе. Педагогический такт - это
мера своеобразного, целесообразного воздействия на личность и умение
устанавливать продуктивный стиль общения.
Отношения между педагогом и обучающимися всегда должны быть
предельно ясными и взаимоуважительными. Если воспитанник или группа
воспитанников ленится, проявляет инертность, неуравновешенность в труде и
т. п. - это просчет учителя, который отвечает за все, что делается у него на
занятии: и за выучку, и за воспитание сознательной дисциплины.
Список литературы
1. Барышникова Т., Азбука хореографии.- М.: Рольф, 1999 – 272 с., с
ил.
2. Бурмистрова И., Силаева К., Школа танцев для юных. – М.:И –
Эксмо, 200 с.- 2003 г., с ил.
3. Волынский А.Л., Книга ликований. Азбука классического танца.СПб.:И-Лань;И.-Планета Музыки,2008.-352 с.
4. Головинский Г., Восприятие музыки.- М.: Музыка, 1980
5. Концепция развития дополнительного образование детей до 2030
года. Правительство РФ распоряжение от 31 марта 2022 года №678р
6. Костровицкая В.С.,100 уроков классического танца(с 1 по 8 класс).СПб.:И-Лань;И.-Планета Музыки,2009 г.-320 с.
7. Ладыгин Л., Музыкальное оформление уроков танца.- М.:
Мин.культ. РСФСР
8. Матвеев В.Ф., Русский народный танец. Теория и методика
преподавания.- СПб.:И-Лань;И.-Планета Музыки,2010.-256 с.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении
санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи
в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19)» (с изменениями на 21 марта 2022 года)
10. Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 04.02.2022 №4 «О внесении изменений в санитарноэпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой
коронавирусной инфекции (covid-19)», утверждённые
Постановлением Главного санитарного врача Российской
Федерации от 22.05.2020 п.15». Редакция от 04.02.2022-Действует
с 06.02.2022
11. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года №196
г.Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
12. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации дополнительного
образования детей»
13. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Приказ
действует до 1 сентября 2027 года
14. Смирнова М.В., Основные элементы классического танца\ учебное
пособие., - М., 1979 г. .- 71 с.
15. Устав МБУДО Моздокского ЦДТ;
16. Федеральный закон об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012
года
17. Шершнев В.Г.От ритмики к танцу.-М.,2008 г.- 39 с.
18. Шершнев В.Г.С чего начинается танец.-М.,2010 г.- 26 с.
19. Яковенко Л.Ф., Организация студийных форм работы
любительского художественного коллектива\ методические
рекомендации, Краснодар. - 2004 г.- 20 с.
Интернет-ресурсы:
https://instagram.com/vaganova_russian_academy?utm_medium=copy_link
www.bolshoi.ru
https://youtu.be/4g6CKuM