образовательная программа Бондарь пдф

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Танец является искусством, в котором отражаются прежде всего
внутренний мир человека, его эмоциональное состояние, чувства, мысли,
настроение. Танец развивает эстетический вкус, воспитывает нравственные
качества и возвышенные чувства, но в отличие от других искусств, оказывает
существенное влияние на физическое развитие ребенка.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: художественная.
АКТУАЛЬНОСТЬ Данная программа способствует развитию у детей
художественно-творческих способностей в области хореографического
искусства и воспитанию здорового образа жизни. В процессе реализации
программы ребёнок чувствует себя успешным и получает навыки, умения для
практической деятельности, которые совершенствуют его двигательные навыки,
укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания,
развивают у детей музыкальный слух, память, чувство ритма, формируют
художественный вкус.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
данной программы состоят в том, что дети с 7 лет принимаются с целью
использования компенсаторных возможностей детей в младшем и подростковом
возрасте. Как правило, в хореографические коллективы набираются физически
здоровые дети, которые имеют: музыкальный слух, чувство ритма, физические и
внешние данные. Практика последних лет показала, что среди детей, пришедших
в танцевальный коллектив, распространены такие болезни, как сколиоз,
косолапее, плоскостопие, нарушение координации движений, нервной системы.
Реализация данной программы дает ребенку возможность раскрыть себя в танце
под музыку, укрепить здоровье, культурно обогатиться и развиться.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
В основе педагогических требований к определению содержания, методики и
организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип
воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное
единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети,
приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно
формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты
характера. В данной программе отражены особенности хореографического
искусства, включающего в себя, физическое развитие, эмоциональность и общий
кругозор.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ: девочки от 7 до 13 лет.

УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ: базовый
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Развитие художественно-творческих способностей
детей средствами танца, с учётом их индивидуальных особенностей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Обучающие:
 познакомить детей с историей возникновения и развития хореографического
искусства;
 дать навыки основ хореографии с элементами свободной пластики с опорой на
содержательный и выразительный музыкальный материал.
 сформировать правильную осанку, укрепить суставно-двигательный и
связочный аппарат, скорректировать опорно-двигательный аппарат детей.
Развивающие:
 развить элементарные пространственные представления, ориентацию детей в
ограниченном сценическом пространстве, в композиционных построениях
танцевальных рисунков – фигур;
 развить репродуктивное и продуктивное воображение, фантазию творчество,
наглядно-образное, ассоциативное мышление, самостоятельное художественное
осмысление хореографического материала;
 развить природные физические данные.
Воспитательные:
 сформировать и совершенствовать межличностное общение («исполнитель педагог», «участник - ансамбль» (коллектив)).
 снять мышечные «зажимы» и психологический процесс торможения
средствами танца.
 воспитать дисциплину и навыки организованности в процессе труда.
 привить навыки работы в коллективе.
 воспитать интерес к хореографическому искусству
КАТЕГОРИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: в объединение принимаются все желающие
девочки от 7 до 13 лет, не имеющие противопоказаний к занятиям хореографией.
Справка от врача обязательна.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 5 лет.
ЯЗЫК
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ:
обучение
по
программе
осуществляется на русском языке в соответствии со ст.14 ФЗ-273 и Уставом
МБУДО Моздокского ЦДТ
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ : очная
ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ:1008 часов
Программа рассчитана на 5 лет обучения.

1 год обучения-144часа,
2 год обучения и последующие -216 часов.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:
1-ый год обучения 2 раза в неделю по 2 часа.
2-ой и последующие годы - занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Во время осенних и весенних каникул обучающиеся занимаются по программе в
обычном режиме, а на летних каникулах многие дети посещают лагерь с
дневным пребыванием на базе Центра детского творчества.
КОЛИЧЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ.
1-ый год обучения - 15-20 человек
2-ой и последующие годы -12-20 человек
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Программой предусматриваются аудиторные занятия.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.
Основной формой деятельности по программе, является учебное занятие.
Оно может быть построено как традиционно, так могут быть использованы и
другие формы: игра, концерт, конкурс, мастер-класс, праздник, репетиция,
творческий отчет, тренинг, экскурсия и другие.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА
ЗАНЯТИИ:
- фронтальная работа педагога со всеми обучающимися одновременно
(беседа, показ, объяснение и т.д.);
-групповая,
коллективная
(ансамблевая):
организация
творческого
взаимодействия между всеми детьми одновременно (репетиция, постановочная
работа, концерт)
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
- устное изложение
- беседа, анализ музыкального произведения
- наглядный показ движений педагогом

СВОДНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ Разделы
п/п программы
1
2

3
4
5
6

7
8
9

Вводное занятие
Азбука
музыкального
движения
Ритмика
Классическая
хореография
Элементы
народного танца
Элементы
современного
танца
Партерная
гимнастика
Постановочная
работа
Контрольное
занятие
ИТОГО:

Количество часов
1 год
2
10

2 год
2
10

3 год
2
-

4 год
2
-

5 год
2
-

10
44

20
50

70

50

50

-

-

-

16

16

10

10

16

20

20

30

56

40

40

40

34

64

84

84

84

4

4

4

4

4

144

216

216

216

216

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Название
раздела, темы

1

Вводное
занятие
Азбука
музыкального
движения
Музыкальные
размеры (2/4,
3/4)

2

2.1

Количество часов
Формы
Всего
Теория Практика аттестации,
контроля
2
2
собеседование
10

4

6

4

0,5

3,5

Викторина

2.2

Ритмичные
музыкальные
темпы
(медленно,
быстро)

2

0,5

1,5

Экспресс опрос

2.3

Ориентация в
пространстве,
простейшие
ритмические
рисунки в
хлопках,
притопах, шагах
Динамика в
музыке. Темпы
в музыке.
Ритмика

2

1

1

Наблюдение
педагога

2

1

1

Тестирование

10

5

5

Сюжетно ролевые игры,
подвижные
этюды.
Музыкально –
ритмические
игры.
Этюды на
закрепление
основных
движений

2

1

1

Викторина

2

1

1

Наблюдение
педагога

2

1

1

Экспресс опрос

2.4

3
3.1

3.2

3.3

Этюды на
развитие слуха,
чувства ритма.
Классическая
хореография
Экзерсис у
станка
Композиции
адажио у станка
Композиции
адажио
на
середине зала
Разучивание
простых
поворотов
на
середине зала.

2

1

1

44

11

33

20

6

14

Тестирование

10

1

9

Тестирование

6

0,5

5,5

Наблюдение
педагога

4

0,5

3,5

Наблюдение
педагога

4.5

Tanlie
на
середине зала.

4

0.5

3,5

Наблюдение
педагога

5

Элементы
народного танца

-

-

-

6

Элементы
современного
танца
Изучение
современных
движений
Изучение
комбинаций

10

2

4

1

3

Тестирование

4

1

3

Танцевальный
этюд

6.3

Постановка
корпуса для
современного
танца

2

2

Наблюдение
педагога

7

Партерная
гимнастика
Складочка

30

2

28

2

0,5

1,5

3.4

4
4.1
4.2
4.3

4.4

6.1
6.2

7.1

Наблюдение
педагога

Наблюдение
педагога

7.2

Лягушка

2

0,5

1,5

7.3

Бабочка

2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога

7.4

Броски ног на
90 градусов
Упражнения,
развивающие
выворотность
Упражнения,
развивающие
растяжку
Постановочная
работа

10

0,5

9,5

Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога

34

1

33

Изучение
танцевальных
элементов
Разбор
танцевальных
рисунков
Отработка
танцевальной
композиции
Контрольное
занятие

14

0,5

13,5

Экспресс-опрос

10

0,5

9,5

Тестирование

10

10

Наблюдение
педагога

4

4

Зачетное занятие
Фиксация
результата

7.5

7.6

8

8.1

8.2

8.3

9

4

4

10

10

Наблюдение
педагога

Наблюдение
педагога

К концу 1 года обучения дети
будут знать:
-рисунки выученных танцев детского жанра, особенности
-взаимодействия с партнерами на сцене;
-упражнения на развитие основных танцевальных умений и навыков;
-элементы классического танца;
-особенности постановки корпуса, ног, рук, головы.

будут уметь:

-ориентироваться в пространстве;
-исполнять элементы и основные танцевальные комбинации детского
танца;
-контролировать мышечную нагрузку;
-распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять
рисунок танца.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел№1. Вводное занятие.
Организационный сбор. Встреча с детьми. Обсуждение планов на следующий
учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел №2 Азбука музыкального движения.
Жанры музыки. Музыкальный размер 2/4, 3/4, 4/4. Сильная доля, такт, затакт.
Ритм. Темп. Марш, полька, вальс.
Раздел №3 Ритмика
-легкий шаг с носка
-разучивание подскоков
-приставной шаг «галоп»
-захлесты ног, прыжки на прямых ногах
-прыжковая часть на выносливость
-шаги польки
Раздел № 4. Классическая хореография
Позиции рук, ног. Разучивание поклона. Подъем на полупальцах.
Plieпо 1 и 2 позиции.Battements tendus из 1 позиции по всем направлениям.
Battements tendus jete по всем направлениям. Rond de jambe par terree по точкам.
Grand battements tendus jete Battements fondus .Простое adagio. Batements frappes
носком в пол. Rond de jambe par terree en de horset en dedans. Разучивание точек
зала. 1, 2, 3, рог de bras.. Разучивание простых поворотов на середине зала.
Раздел № 5 Элементы народного танца
Не изучается
Раздел № 6 Элементы современного танца
Легкий тренаж современной пластики. Работа головы, рук, отдельно ног
Выпады вперед и в сторону.
-шаги под музыку в различном темпе
-повороты с хлопками
-прыжки с махами и работой рук
-танцевальные связки движений.

Раздел№7 Партерная гимнастика
Упражнения для стоп из положения сидя. Большие круги ногами к себе и от
себя, поочередно.«Складочка», «лягушка», «бабочка».
Поднимание ног из положения лежа на 90 градусов, броски ног на 90 градусов
из положения лежа.
«Заноски» лежа на спине, лежа на животе махи назад прямой ногой,
лежа на животе поднимаем руки в 3 поз. с последующей фиксацией в конечной
точке.,мелкое покачивание вытянутой ногой в положении лежа на боку, лежа на
боку большие броски вытянутой ногой.
Стоя на четвереньках махи в кольцо назад,
Взявшись за носки в положении сидя лечь грудью в складочку.
Упражнения, развивающие гибкость, выворотность.
Упражнения на растяжку;
Раздел №8 Постановочная работа
Отработка танцевальных композиций.
танцевальных рисунков
Раздел № 9 Контрольное занятия
1 раз в полугодие.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 ГОД

Изучение

комбинаций.

Разбор

№
п/п

Название
раздела, темы

1

Вводное
занятие
Азбука
музыкального
движения
Музыкальные
размеры (2/4,
3/4)

2

2.1

Количество часов
Формы
Всего
Теория Практика аттестации,
контроля
2
2
Собеседование
2

8

Тестирование

2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога

10

2.2

Ритмичные
музыкальные
темпы
(медленно,
быстро)

2

0,5

1,5

Экспресс опрос

2.3

Ориентация в
пространстве,
простейшие
ритмические
рисунки в
хлопках,
притопах, шагах
Динамика в
музыке.
Темпы в
музыке.
Ритмика

2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога

2

2

Тестирование

2

1

Викторина

20

2

18

Сюжетно ролевые игры,
подвижные
этюды,
Музыкально –
ритмические
игры.
Этюды на
закрепление
основных
движений

4

0,5

3,5

Тестирование

7,5

Наблюдение
педагога

1,5

Совместный
разбор
с
обучающимися

2.4
2.5
3
3.1

3.2

3.3

8

2

0,5

0,5

Этюды на
развитие слуха,
чувства ритма.
Этюды
направленные
на развитие
внимания
ребёнка к
самому себе.
Классическая
хореография
Экзерсис у
станка
Композиции
адажио у станка
Композиции
адажио
на
середине зала
Разучивание
простых
поворотов
на
середине зала.

2

4.5

Tanlie
на
середине зала.

2

5

Элементы
народного танца

-

-

-

6

Элементы
современного
танца
Изучение
современных
движений
Изучение
комбинаций

10

1

9

4

0,5

3,5

Экспресс опрос

4

0,5

3,5

Викторина

3.4

3.5

4
4.1
4.2
4.3

4.4

6.1

6.2

0,5

4

1,5

Наблюдение
педагога

4

Наблюдение
педагога

50

4

46

30

2,5

27,5

10

0,5

9,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

Тестирование

2

Наблюдение
педагога

Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога

6.3

Постановка
корпуса для
современного
танца

2

7

56

2

54

7.1

Партерная
гимнастика
Складочка

4

0,5

4,5

7.2

Лягушка

4

0,5

4,5

7.3

Бабочка

8

0,5

7,5

7.4

Броски ног на
90 градусов
Упражнения,
развивающие
выворотность
Упражнения,
развивающие
растяжку
Постановочная
работа

10

0,5

9,5

Изучение
танцевальных
элементов
Разбор
танцевальных
рисунков
Отработка
танцевальной
композиции
Контрольное
занятие

24

7.5

7.6

8

8.1

8.2

8.3

9

2

Наблюдение
педагога

16

16

Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Викторина

14

14

Экспресс опрос

64

1

63

24

Беседа

20

0,5

19,5

Наблюдение
педагога

20

0,5

19,5

Викторина

4

Зачетное занятие
Фиксация
результата

4

К концу второго года обучения дети
будут знать:
-терминологию всех исполняемых элементов;
-последовательность экзерсиса у станка;
-правила выполнения пор де бра.

будут уметь:
-выполнять экзерсис у станка;
-ориентироваться в танцевальном зале;
-координировать положение рук, ног, головы в пор де бра, поворотах.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел №1. Вводное занятие.
Организационный сбор. Встреча с детьми. План на следующий учебный год.
Инструктаж по технике безопасности.
Раздел №4 Классическая хореография. Экзерсис у станка. Подъем на
полупальцах по всем позициям. Plies (на середине зала). Battements tendus (на
середине зала). Battements tendus jete (на середине зала). Rond de jambe par terree
en dehorset en dedans (на середине зала). Вattements frappe. pardegage (на середине
зала). Сhangement de pied (на середине зала). Положение ноги sur le cou-de-pieds
battements fondus. Вattements relevelents. por-de-bras (на середине зала). Pas
eschappe (на середине зала). Прогибы корпуса назад и в сторону лицом к опоре.
Grand battements jete. Kомпозиции адажио у станка. Kомпозиции адажио на
середине зала.
Раздел №5 Элементы народного танца
Не изучается
Раздел № 6 Элементы современного танца
Работа головы, рук, отдельно ног. Выпады вперед и в сторону. Шаги под музыку
в различном темпе. Повороты с хлопками. Прыжки с махами и работой рук.
Танцевальные связки движений.
Раздел № 7 Партерная гимнастика. Упражнения для стоп из положения сидя.
Большие круги ногами к себе и от себя, поочередно. «Складочка». «Лягушка».
«Бабочка». поднимание ног из положения лежа на 90 градусов. броски ног на 90
градусов из положения лежа. «Заноски» лежа на спине,
лежа на животе махи назад прямой ногой, лежа на животе поднимаем руки в
3поз.с последующей фиксацией в конечной точке. Мелкое покачивание
вытянутой ногой в положении лежа на боку. Лежа на боку большие броски
вытянутой ногой. Стоя на четвереньках махи в кольцо назад. Взявшись за носки
в положении сидя лечь грудью в складочку. Упражнения на гибкость,
выворотность, растяжку .
Раздел № 8 Постановочная работа
Изучение танцевальных элементов. Изучение комбинаций. Отработка танце
вальной постановки.

Раздел № 9 Контрольное занятия.
1 раз в полугодие.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 3 ГОД
№
п/п
1
2

3
4
4.1

4.2
4.3

4.4

4.5

5

6

6.1

6.2

Название
раздела, темы

Количество часов
Формы аттестации,
Всего
Теория Практика контроля

Вводное
занятие
Азбука
музыкального
движения
Ритмика

2

Классическая
хореография
Экзерсис у
станка (повтор)

Беседа

2

-

-

-

-

-

-

70

2

68

30

1

29,5

Наблюдение
педагога

Рlies (на
середине зала)
Вattements
tendus
(на
середине зала)

10

0,5

9,5

Тестирование

10

0,5

9,5

Наблюдение
педагога

Вattements
tendus jete (на
середине зала).
Rond de jambe
par terree en
dehorset en
dedans (на
середине зала)
Элементы
народного
танца
Элементы
современного
танца
Изучение
легких
упражнений
современной
пластики

10

10

Викторина

10

10

Экспресс опрос

Работа головы,
рук, отдельно

4

-

-

-

16

1

15

6

0,5

5,5

Тестирование

4

Наблюдение
педагога

ног
6.3

6.4

7
7.1
7.2

7.3

7.4

7.5

8
8.1
8.2
8.3
8.4
9

Прыжки с
махами и
работой рук
Танцевальные
связки
движений.

4

Партерная
гимнастика
«Заноски» лежа
на спине
Лежа на боку
большие броски
вытянутой
ногой
Стоя
на
четвереньках
махи в кольцо
назад
Упражнения,
развивающие
выворотность

40

2

38

4

0,5

3,5

10

0,5

9,5

6

0,5

5,5

Наблюдение
педагога

10

0,5

9,5

Тестирование

Упражнения,
развивающие
растяжку
Постановочная
работа
Изучение
элементов танца
Танцевальные
связки
Изучение танца

10

10

Наблюдение
педагога

Отработка
танца
Контрольное
занятие

8

8

4

4

0,5

2

3,5

Наблюдение
педагога

2

Совместный разбор
с обучающимися

84

2

82

18

1

17

30

0,5

29,5

30

0,5

29,5

Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога

Терминологический
диктант
Наблюдение
педагога
Опрос
Наблюдение
педагога
Контрольный зачет
Фиксация
результата

К концу третьего года обучения дети
будут знать:
- правила работы у станка, держась одной рукой
- правила вращения по диагонали
- развитие зрительной памяти.
Будут уметь:
- выполнять экзерсис у станка
- выполнять экзерсис на середине зала, удерживая равновесие
- вращаться по диагонали в малом и большом темпе
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел №1. Вводное занятие.
Организационный сбор. Встреча с детьми. Обсуждение планов на следующий
учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел №2 Азбука музыкального движения.
Не изучается.
Раздел №3 Ритмика.
Не изучается
Раздел №4 Классическая хореография.
Экзерсис у станка. Подъем на полупальцах по всем позициям. Plies (на середине
зала). Battements tendus (на середине зала). Battements tendus jete (на середине
зала). Rond de jambe par terree en dehorset en dedans (на середине зала). Вattements
frappe. pardegage (на середине зала). Сhangement de pied (на середине зала).
Положение ноги sur le cou-de-pieds
battements fondus. Вattements relevelents. por-de-bras (на середине зала). Pas
eschappe (на середине зала). Прогибы корпуса назад и в сторону лицом к опоре.
Grand battements jete. Kомпозиции адажио у станка. Kомпозиции адажио на
середине зала.
Раздел №5 Элементы народного танца
Не изучается
Раздел № 6 Элементы современного танца
Работа головы, рук, отдельно ног. Выпады вперед и в сторону. Шаги под музыку
в различном темпе. Повороты с хлопками. Прыжки с махами и работой рук.
Танцевальные связки движений.

Раздел № 7 Партерная гимнастика
Упражнения для стоп из положения сидя. Большие круги ногами к себе и от
себя, поочередно.«Складочка», «лягушка», «бабочка».
Поднимание ног из положения лежа на 90 градусов, броски ног на 90 градусов
из положения лежа.
«Заноски» лежа на спине, лежа на животе махи назад прямой ногой,
лежа на животе поднимаем руки в 3 поз. с последующей фиксацией в конечной
точке.,мелкое покачивание вытянутой ногой в положении лежа на боку, лежа на
боку большие броски вытянутой ногой.
Стоя на четвереньках махи в кольцо назад,
Взявшись за носки в положении сидя лечь грудью в складочку.
Упражнения, развивающие гибкость, выворотность.
Упражнения на растяжку;
Раздел №8 Постановочная работа
Отработка танцевальных композиций.
танцевальных рисунков
Раздел № 9 Контрольное занятия.
1 раз в полугодие.

Изучение

комбинаций.

Разбор

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 4 ГОД
№
п/п
1
2

Название
раздела, темы
Вводное
занятие
Азбука
музыкального
движения
Ритмика

Количество часов
Формы
Всего
Теория Практика аттестации,
контроля
2
2
Тестирование
-

-

-

-

-

-

50

1

49

10

0,5

9,5

Наблюдение
педагога

Рlies (на
середине зала)
Вattements
tendus
(на
середине зала)

10

0,5

9,5

Опрос

10

10

Наблюдение
педагога

10

10

Наблюдение
педагога

4.5

Вattements
tendus jete (на
середине зала).
Rond de jambe
par terree en
dehorset en
dedans (на
середине зала)

10

10

Наблюдение
педагога
Экспресс опрос

5

Элементы
народного танца

16

2

14

5.1

Веревочка

4

1

3

5.2

Гармошка

2

1

3
4
4.1

4.2
4.3

4.4

Классическая
хореография
Экзерсис у
станка (повтор)

Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога

5.3

Припадание

4

4

Наблюдение
педагога

5.4

Моталочка

6

6

Наблюдение
педагога

6

Элементы
современного
танца
Изучение
упражнений
современной
пластики

20

2

18

10

0,5

9

Тестирование

Работа головы,
рук, отдельно
ног
Прыжки с
махами и
работой рук
Танцевальные
связки
движений.

4

0,5

3,5

Наблюдение
педагога

2

0,5

1,5

Наблюдение
педагога

4

0,5

3,5

Партерная
гимнастика
«Заноски» лежа
на спине
Лежа на боку
большие броски
вытянутой
ногой
Стоя
на
четвереньках
махи в кольцо
назад
Упражнения,
развивающие
выворотность

40

1

39

4

0,5

4

10

0,5

9,5

Упражнения,
развивающие
растяжку
Постановочная
работа

6.1

6.2

6.3

6.4

7
7.1
7.2

7.3

7.4

7.5

8

Творческий этюд

Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога

6

6

Наблюдение
педагога

10

10

Тестирование

10

10

Наблюдение
педагога

84

1

83

8.1
8.2
8.3
8.4
9

Изучение
элементов танца
Танцевальные
связки
Изучение танца

16

0,5

15,5

Экспресс опрос

30

0,5

29,5

28

28

Наблюдение
педагога
Викторина

Отработка
танца
Контрольное
занятие

10

10

Опрос

4

4

Зачетное занятие
Фиксация
результата

К концу четвертого года обучения дети
будут знать:
- правила исполнения прыжков, вращений
- точно воспроизводить движения, показанные педагогом
- навыки зрительной памяти
Будут уметь:
- выполнять экзерсис на середине зала, удерживая равновесие
- вращаться по диагонали в малом и большом темпе

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1. Вводное занятие.
Организационный сбор. Встреча с детьми. Обсуждение планов на следующий
учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел № 2.Азбука музыкального движения
Не изучается
Раздел № 3. Ритмика.
Не изучается
Раздел № 4. Классическая хореография. Экзерсис у станка. Экзерсис на
середине зала. Большие и малые прыжки по диагонали. Вattements double frappes
на полупальцах. battements fondus на 45* на полупальцах. Рa de bure : grand temp
releve. rond de jambe enlair en dehors et en dedans на всей стопе на 45*. Вattements
developpes на demi plie . Grand battements jete во всех позах. Вращение на двух
ногах из 5поз. В полупальцах на месте, вращение по диагонали. По диагонали
махи вверх и медленное опускание ноги в пол пальцем. Вattements tendus jete в
малых и больших позах. Grand battements jete на середине зала. Battements

frappes и battements double frappes носком в пол. Battements fondus на всей стопе.
На середине зала battements developpes. Аllegro pas glissade. Аllegro changements
de pieds en tournants. Аllegro pas assemble simple. Аllegro pas glissade-allegro pas
jete. Адажио на середине зала. Туры. Перекидные.
Раздел № 5. Элементы народного танца
«Веревочка». «Гармошка». «Припадание». «Моталочка»,
Присядка. «Хлопушки». Прыжки, верчение.
Раздел № 6. Элементы современного танца
Одновременная работа рук и ног. Отдельные
элементы, собранные в
танцевальные композиции. Стиль «фанк» разучивание отдельных элементов.
Упражнения для техники работы рук. Отработка изученных элементов.
Композиции из элементов, связка на 4 восьмерки. Отработка разученных
элементов. Создание различных связок.
Раздел № 7. Партерная гимнастика
Упражнения для стоп из положения сидя. Большие круги ногами к себе и от
себя, поочередно.«Складочка», «лягушка», «бабочка».
Поднимание ног из положения лежа на 90 градусов, броски ног на 90 градусов
из положения лежа.
«Заноски» лежа на спине, лежа на животе махи назад прямой ногой,
лежа на животе поднимаем руки в 3 поз. с последующей фиксацией в конечной
точке.,мелкое покачивание вытянутой ногой в положении лежа на боку, лежа на
боку большие броски вытянутой ногой.
Стоя на четвереньках махи в кольцо назад,
Взявшись за носки в положении сидя лечь грудью в складочку.
Упражнения, развивающие гибкость, выворотность.
Упражнения на растяжку;
Раздел № 8. Постановочная работа
Разучивание танцевальных движений. Изучение комбиниций.
движений. Отработка комбинаций под музыкальную композицию.
Раздел № 9. Контрольное занятие.
1 раз в полугодие.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Отработка

5 ГОД
№
п/п
1
4

Название
раздела, темы
Вводное
занятие
Классическая
хореография
Экзерсис у
станка (повтор)

Количество часов
Формы
Всего
Теория Практика аттестации,
контроля
2
2
Беседа
2

48

10

1

9

Тестирование

Рlies (на
середине зала)
Вattements
tendus
(на
середине зала)

10

0,5

9,5

Викторина

10

0,5

9,5

Наблюдение
педагога

Вattements
tendus jete (на
середине зала).
Rond de jambe
par terree en
dehorset en
dedans (на
середине зала)

10

10

Наблюдение
педагога

10

10

5

Элементы
народного танца

16

2

14

5.1

Веревочка

4

0,5

3,5

5.2

Гармошка

2

0,5

1,5

5.3

Припадание

4

0,5

3,5

Наблюдение
педагога

5.4

Моталочка

6

0,5

5,5

Наблюдение
педагога
Тестирование

4.1

4.2
4.3

4.4

4.5

50

Наблюдение
педагога
Тестирование

Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога

6

6.1

6.2

6.3

6.4

7
7.1
7.2

7.3

7.4

7.5

8
8.1
8.2
8.3

Элементы
современного
танца
Изучение
современной
пластики

20

1

19

10

0,5

9,5

Наблюдение
педагога

Работа головы,
рук, отдельно
ног
Прыжки с
махами и
работой рук
Танцевальные
связки
движений.

4

0,5

3,5

Наблюдение
педагога

2

2

Наблюдение
педагога

2

2

Тестирование

Партерная
гимнастика
«Заноски» лежа
на спине
Лежа на боку
большие броски
вытянутой
ногой
Стоя
на
четвереньках
махи в кольцо
назад
Упражнения,
развивающие
выворотность

40

2

38

4

0,5

3,5

10

0,5

9,5

6

0,5

5,5

Наблюдение
педагога

10

0,5

9,5

Тестирование

Упражнения,
развивающие
растяжку
Постановочная
работа
Изучение
элементов танца
Танцевальные
связки
Изучение танца

10

10

Наблюдение
педагога

84

2

82

14

0,5

13,5

30

0,5

29,5

30

0,5

29,5

Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога

Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Тестирование

8.4
9

Отработка
танца
Контрольное
занятие

10

0,5

4

9,5
4

Наблюдение
педагога
Зачетное занятие
Фиксация
результата

К концу пятого года обучения дети
будут знать:
- навыки актерской выразительности и эмоциональности.
- навыки профессионального выполнения танцев.
- основные принципы техники движений.
будут уметь:
- выполнять экзерсис у станка на полупальцах.
- составлять последовательность и расклад движений на элементы.
- выполнять комплекс тренажа современной пластики.
- точно воспроизводить движения, показанные педагогом
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1. Вводное занятие.
Организационный сбор. Встреча с детьми. Обсуждение планов на следующий
учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел № 2 Азбука музыкального движения
Не изучается
Раздел № 3 Ритмика
Не изучается
Раздел № 4. Классическая хореография. Экзерсис у станка, экзерсис на
середине зала. Battements developpesна plie. Demi grand rand de jambe de.
Veloppes на полупальцах. Rond de jambe en I'atr en dehors et en dedans с
окончанием в demi plie, сplie - releve et releve на полупальцах. экзерсис у станка
на полупальцах. Pirousttes en dehors et en dedans сtemps releve. N-battements
frappeс выносом ноги в сторону. Aтитюды на полупальцах у станка. Arabesques.
По диагонали: шпагаты, перекидное, верчение. Вattements developpes tombes на
середине зала. Тours lents en dehors et en dedans в больших позах. Foutte en dehors
et en dedans. Demi иgrand rond de jamde de veloppes из позы в позу. Pirouettes en
dehors по диагонали. Allegro pas assemble battue. Battements fondus en tournant en
dehorset en dedans. Battements developpes tombeen face -allegro-grand pas jete
вперед в позах attitude croissee.

Раздел № 5. Элементы народного танца
«Веревочка»,«Гармошка»,«Припадание»,«Моталочка»,Присядка«Хлопушки»,Пр
ыжки,Верчение.
Раздел № 6. Элементы современного танца. Одновременная работа рук и ног.
Отдельные элементы собранные в танцевальные композиции. Стиль «фанк»
разучивание отдельных элементов, упражнения для техники работы рук,
отработка изученных элементов, отдельные движения, которые можно
соединить в композицию. Отработка разученных элементов и создание
различных связок.
Раздел № 7. Партерная гимнастика
Упражнения для стоп из положения сидя. Большие круги ногами к себе и от
себя, поочередно.«Складочка», «лягушка», «бабочка».
Поднимание ног из положения лежа на 90 градусов, броски ног на 90 градусов
из положения лежа.
«Заноски» лежа на спине, лежа на животе махи назад прямой ногой,
лежа на животе поднимаем руки в 3 поз. с последующей фиксацией в конечной
точке.,мелкое покачивание вытянутой ногой в положении лежа на боку, лежа на
боку большие броски вытянутой ногой.
Стоя на четвереньках махи в кольцо назад,
Взявшись за носки в положении сидя лечь грудью в складочку.
Упражнения, развивающие гибкость, выворотность.
Упражнения на растяжку;
Раздел № 8. Постановочная работа
Разучивание танцевальных движений. Изучение комбиниций.
движений. Отработка комбинаций под музыкальную композицию.
Раздел № 9. Контрольное занятие.
1 раз в полугодие.

Отработка

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
К концу
обучения по программе обучающиеся смогут освоить навыки
актерского мастерства, профессионального исполнения танцев,
основные
принципы техники движений. Смогут самостоятельно адаптироваться в
изменяющихся условиях социума, будут сформированы навыки здорового
образа жизни.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данной
программы, а именно:
1.Формирование эстетических потребностей, эмоциональности.
2.Формирование мотивов, учебной деятельности, личного смысла обучения.
3.Овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
4.Формирование
доброжелательности
и
эмоционально
нравственной
отзывчивости.
5.Проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в
достижении поставленных цели и реализация творческого потенциала.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ характеризуют уровень сформированности

универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся
в
познавательной и практической деятельности:
-освоение способов решения творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкального и танцевального материала;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в
процессе познания содержания танцевально – музыкальных образов;
-овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов»
музыкальных и танцевальных стилей и жанров в соответствии с целями и
задачами деятельности;
- координация тела и
пластичность движений
-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и
коммуникации.
Критерии оценивания предметных и метапредметных компетенций, а также
диагностическая карта приведены в ПРИЛОЖЕНИИ 1 к Программе.
ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ИЗУЧЕНИЯ

ХОРЕОГРАФИИ отражают опыт

обучающихся в танцевально-творческой деятельности:
- формирование основ общеэстетической и танцевальной культуры, развитие
художественного вкуса и устойчивого интереса к искусству танца;
-овладение общечеловеческими нормами нравственности и развитие тиках

качеств личности, как интеллигентность, адаптивность, креативность, чувства
собственного достоинства;
-умение воплощать художественные образы по средством пластики, актерского
мастерства, импровизации, знание основных направлений и стилей хореографии,
а также соответствующей им базовой лексики, овладении техникой исполнения
танцевальных элементов и комбинаций различных стилей, а также умение
исполнять их в соответствующем ритме, темпе, характере;
-развитие
основных
физиологических
качеств
(координированность,
грациозность, гибкость) необходимых для выполнения танцевального материала
на высоком уровне;
-анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск
возможностей и способов их улучшения.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ.
Входная аттестация проводится для вновь прибывших обучающихся на
втором и последующих годах обучения. Ведется для выявления умений и
навыков, соответствующих определенному году обучения.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия для
отслеживания знаний тематического содержания программы, владения
специальной терминологии и творческими навыками.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения по программе
Аттестация обучающихся позволяет учитывать сформированные осознанные
теоретические и практические знания, умения и навыки, и осуществляется в
следующих формах:
1. Демонстрация практических знаний и умений на занятиях
2.Творческий отчет
3.Творческие задания
4.Рейтинг участия в районных, республиканских, всероссийских и
международных конкурсах. Данные, полученные в ходе аттестации
заносятся в таблицу 1.
Формы контроля:
Текущий – осуществляется в счет аудиторного времени в виде опросов,
просмотров, тестирования.

Таблица №1

№
Фамилия, имя
п/п
обучающегося
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Итоги:
Дата проведения
Подпись педагога.

Низкий
уровень

Средний
уровень

Высокий
уровень

Примечания

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
ПЕРЕЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
№
1
2

3
4
5

Наименование элементов перечня
Сборник дидактических игр по хореографии
Игры «Море волнуется раз…», игра «Ленточка» (для работы в паре),
«Магнит» (работа в паре без контакта телесного, но в контакте
эмоциональном
Основы ритмики, хореографии, сценического движения (дидактический
материал), cd-диски, иллюстрации
Игра «Мы едем в лето (путешествие по различным станциям
«танцевальная», «игровая», «загадочная» с муз. сопровождением
Даренская Н.В. Импровизация как одна из форм развития
хореографического искусства.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Материально – техническое обеспечение.
- просторный танцевальный зал с наличием станков и зеркал;
- фортепиано;
- музыкальный центр
- ноутбук;
- коврики для партерной гимнастики;
Информационное обеспечение
Нормативно-правовые документы :
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р;
- Изменения, внесённые в Концепцию развития дополнительного образования
детей до 2030 года, утверждённые распоряжением Правительства Российской
Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля 2022
года
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
образовательным
программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями
на 21 марта 2022 года).
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.02.2022
№4 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП
3.1.3597-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции (covid-19)»,
утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с
06.02.2022 г.
-Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года, «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодёжи»

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012 года.
Список используемой литературы.
1. Базарова Н. Мэй В. Азбука классического танца. Л.: Искус., 1983
2. Богаткова Л. Хоровод друзей. – М.:Детгиз, 1957г.
3. Боголюбская М. Музыкально-хореографическое искусство в системе
эстетического и нравственного воспитания.- М., 1986г
4. Ваганова А.Я. «Основы классического танца» 1984г
5. Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии.М.:Искусство,1968г
6. Давыдов В. Проблемы развивающего обучения.- М., 2004г.
7. Конен В. Рождение джаза.- М., 1984г
8. Костровицкая B.C. 100 уроков классического танца 1976г
9. Костровицкая B.C. Писарева А. «Школа классического танца» Л. Искусство
1976г.
Интернет-ресурсы:
www.horeograf.com.
http://www.chel-15.ru/horejgrafia.ht
http://horeograf.ucoz.ru/bl

Приложение 1

Критерии оценивания предметных и метапредметных компетенций

Баллы

3

2

1

3

2

1

3
2
1
3
2
1

Параметры оценки
Координация тела и пластичность движений
Хорошо развита координация тела и движений. При выполнении
танцевальных движений корпус держит прямо, шаг четкий, движения
пластичные. Свободно справляется со сложно координированными
движениями. Все движения выполняет уверенно, красиво.
Достаточно правильно координирует свои движения. Умеет точно и
уверенно выполнять простые движения. В более сложных
комбинациях не всегда справляется с координированием движений.
Выполняет движения не совсем красиво, корпус не подтянутый.
Пластичность движений выполняется слабо.
Низкий: не умеет координировать свои движения. Не владеет
принципом «продвижения». Корпус наклоняет вперед, шаг
неуверенный, не четкий. Движения «грубые», не пластичные.
Собранность, умение концентрировать свое внимание
Предельно собранный и внимательный. Точно и музыкально
выполняет движения, уверенно справляется с более сложным
заданием. Владеет умением концентрировать свое внимание.
Может быть собранным и внимательным. Движения выполняет
правильно, согласно своему счету. Недостаточно владеет умением
сосредоточиться, часто отвлекается. При выполнении движений
допускает ошибки.
Несобранный, внимание рассеянное. Редко справляется с
выполнением задания самостоятельно. Не владеет умением
концентрировать свое внимание. С помощью педагога может
справиться.
Танцевальный шаг
(способность поднятия работающей ноги на определенную высоту,
которая измеряется в градусах)
выше 90 ° (нога легко поднимается)
90° (нога поднимается «тяжело», не выше 90о)
ниже 90° (мышцы ноги не обладают достаточной эластичностью)
Техника исполнения
Свободно владеет пластикой и динамикой движений, полное и
правильное исполнение упражнений.
Скоординированность движений, допускаются несущественные
ошибки при исполнении упражнений.
Несогласованность в движениях, упражнения выполняются с

ошибками в исполнительском плане и последовательности элементов.

3

2
1

3
2
1
3
2
1
3
2
1

3

2

Гибкость
Полная складка вперед к ногам в положении стоя и лежа.
Методически грамотное выполнение перегиба назад.

Частичная складка вперед к ногам в положении стоя и лежа или
неточное выполнение перегиба назад.
Не складывается к ногам в положениях лежа и стоя или неправильное
выполнение перегиба назад.
Самостоятельность мышления, раскрытие творческого
потенциала
Умеет воплощать свои идеи через художественные образы.
Умеет составлять танцевальные этюды.
Умеет составлять танцевальные комбинации.
Знание истории хореографического искусства
Знает основные этапы развития хореографического искусства. Легко
отвечает на поставленные (дополнительные) вопросы.
Знает основные этапы развития хореографического искусства.
Поверхностно владеет информацией.
Танцевальная терминология и правила
Может дать определение танцевальным элементам и пояснить технику
их выполнения.
Может дать определения танцевальным элементам, допускаются
некоторые неточности в пояснении техники их выполнения.
Может дать определения танцевальным элементам, но затрудняется
пояснить технику их выполнения.
Эмоционально-художественная настроенность
Распознает и оценивает разные эмоциональные состояния свои и
других людей по жестам, мимике, речи, интонации. Проявляет
произвольную
активность
в
выражении
эмоций.
Развита
эмоциональная выразительность мимики, жестов, речи, голоса.
Высокий уровень включенности в художественный образ. Не
насыщаемая потребность в восприятии и исполнении произведений
искусств.
Распознает разные эмоциональные состояния свои и других людей.
Выражает свое эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов,
речи, голоса, включаясь в художественный образ. Есть устойчивая
потребность в восприятии и исполнении произведений искусств.

1

Замечает разные эмоциональные состояния. Пытается выразить
эмоциональное состояние, не проникая в художественный образ. Есть
потребность воспринимать или исполнять произведения искусства, но
не всегда.

Диагностическая карта сформированности
предметных и метапредметных компетенций
Модуль программы
Группа
Фамилия обучающихся, баллы
Параметры оценки
Координация тела
и
пластичность
движений
Собранность,
умение
концентрировать
свое внимание
Танцевальный шаг
Техника исполнения
Гибкость
Самостоятельность
мышления,
раскрытие
творческого
потенциала
Знание истории
хореографического
искусства
Танцевальная
терминология и
правила
Эмоциональнохудожественная
настроенность
Общий балл
Общий уровень сформированности предметных и метарпедметных
компетенций:
0-10 баллов — низкий уровень сформированности
11-20 баллов — средний уровень сформированности
21-30 баллов — высокий уровень сформированности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».