Вокал 1 ур.2023 -2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке. Одной из
важнейших задач эстрадного пения является не только обучение детей
профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих
способностей, возможностей воспринимать музыку во всѐм еѐ богатстве форм и
жанров.
Направленность программы: художественная.
Уровень освоения программы: базовый
Форма обучения: очная
Актуальность и значимость программы связана с популяризацией в
последнее время детского вокального творчества, ростом числа детских
вокальных конкурсов и фестивалей.
В певческой деятельности происходит творческое самовыражение детей,
которое формируется как в ансамблевом пении, так и сольном пении. Дети
удовлетворяют свои личностные потребности быть увиденными и услышанными,
обогащают свой вокальный опыт, получая яркие эмоциональные впечатления.
Отличительные особенности программы заключается в применении
инновационных средств музыкального воспитания, здоровьесберегающих
технологий в сочетании с традиционными
музыкально-педагогическими
средствами. Программой предусмотрено регулярное участие детей в различных
музыкальных конкурсах и фестивалях

Адресат программы: все желающие дети от 6 до 13 лет
Цель и задачи программы:
Цель программы :
развитие творческих
способностей обучающихся и
осуществление нравственно- эстетического воспитания детей средствами и
возможностями музыкального искусства посредством пения. Цель может быть
достигнута при решении ряда задач:
В обучении:
 изучение вокальных возможностей человеческого голоса и получение
знаний, умений и навыков им управлять;
 овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое
дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной
2

артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона
голоса);
 освоение сольной вокальной техники, умений и навыков пения в ансамбле;
В воспитании:
 воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умение
концентрировать внимание, слух, мышление, память;
 воспитание трудолюбия, целеустремлѐнности и упорства в достижении
поставленных целей;
В развитии:
 развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и
творческих способностей обучающихся, как сольного исполнителя и как
певца в вокальном ансамбле;
 развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых
возможностей;
 формирование навыков исполнительского мастерства.
Категория обучающихся:
В объединение « Вокал» принимаются т все
желающие дети от 6 до 13 лет.
Количество обучающихся в группе:
I –ый год обучения -15 - 20 человек.
Группы 2-ого и последующих лет обучения - 12 – 20 человек.
Срок реализации программы:5 лет
Объем реализации программы:
Объѐм программы составляет 1296 часов
1-й год обучение -144часа в год;
Расписание строится из расчета 2 раза в неделю по 2 часа, с перерывом между
занятиями 10 минут.
2-й и последующие годы- 288 часов в год.
8 часов- в неделю 2 из которых отводятся на сольное пение и работу по
подгруппам.
Язык реализации программы: обучение по программе «Вокал» осуществляется
на русском языке в соответствии со ст. 14 ФЗ-273 и Уставом МБУДО
Моздокским ЦДТ.

3

Методы обучения:
-демонстрационный,;
-игровой,
- метод наблюдений,
- метод упражнений.
Организационные формы обучения: групповые и индивидуальные занятия
Форма проведения занятий:
- учебные занятия
- занятия- игра
- репетиция, конкурс
- творческая встреча
- концерт – праздник
Занятия строятся по следующей схеме:
1.Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием ( 2- 3 мин)
2. Дыхательная гимнастика;
3. Речевые упражнения;
4. Распевание;
5. Пение вокализов;
6. Работа над произведениями;
7. Анализ занятия.

4

Сводный учебный план.

№
1
2
3
4
5
6
7
8

Разделы программы

Количество часов

1год 2 год 3 год 4 год 5 год
Вводные занятия:
2
2
2
2
2
Проверка вокально – голосовых данных
4
Пение учебно – тренировочного материала: 34
54
54
54
54
Слушание музыки, работа с фонограммами 16
26
26
26
26
Пение музыкальных произведений
68
104 104 104 104
Постановка голоса
16
26
26
26
26
Работа с солистами и вокальными группами
72
72
72
72
Зачѐтные и итоговые занятия
4
4
4
4
4
Итого
144 288 288 288 288
Учебный план
I -й год обучения

№
Наименование разделов и
занятия тем

Кол-во часов
Формы
всего теория практика аттестации/
контроля
Опрос
2
2
обучающихся

1.1

Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности; (работа с
аппаратурой и
микрофоном)

2

Проверка вокальных
голосовых данных:

4

2

2

2.1

Музыкальная
грамота, слух, ритм.

2

-

2

Чистота интонирования.

2

-

2

Пение учебно –
тренировочного
материала

34

4

30

1.

2.2

3

Наблюдение,
индивидуальная
проверка
Наблюдение
педагога

5

Упражнения на
6
расслабления голосовых
связок.
Работа над звуковедением 6
и чистотой интонирования

2

4

Наблюдение
педагога

2

4

Наблюдение
педагога

3.3

Упражнения на вибрацию
губную и языковую

4

2

2

Наблюдение
педагога

3.4

Распевки- скороговорки

4

2

4

3.5

Дыхательная гимнастика

4

2

2

Творческий
конкурс

3.6

Пение на опоре

2

-

2

3.7

Упражнения на кантилену
и на диафрагмальное
дыхание.
Пение интервалов,
унисонное пение

4

2

2

4

2

2

Наблюдение
педагога
прослушивание
Наблюдение
педагога
прослушивание
Наблюдение
педагога
прослушивание

Слушание музыки,
работа с фонограммами

16

4

12

3.1

3.2

3.8

4

Разбор текстого материала
4.1

6

2

4

10

4

6

Анализ и исследование
хоровой партитуры
4.2

5

Постановка голоса:

16

4

12

5.1

Выработка навыков
певческого дыхания и
легкого звучания.

8

2

6

Совместный
анализ
произведений
Совместный
анализ
произведений

6

Выработка плавного и
отрывистого характера
звуковедения, дикции,
артикуляции

5.2

8

2

6

6

Пение музыкальных
произведений

68

8

60

6.1

Работа над репертуаром.
30
Стиль и манера
исполнения.
Работа над тематическими 20
песнями: « день учителя»,
День матери,
Патриотические писни.
и.т.д.
Работа над унисонным
18
пением с элементами
двухголосия

4

26

2

18

2

14

Зачетные и итоговые
занятия
Проверка знаний и
навыков
Выступления в виде
показа для родителей.

-

4

6.2

6.3

7
7.1
7.2

Итоги:

8

4
2

2

2

-

2

144

24

120

Наблюдение
педагога
прослушивание

Совместный
анализ
произведений
Наблюдение
педагога

Наблюдение
педагога

Промежуточная
аттестация
Открытое занятие,
концерт

К концу 1 – го года обучения дети
Будут знать:





Строение артикуляционного аппарата
Особенности и возможности певческого голоса
Хоровоесольфеджирование, приѐмы системы сольмизации (ручные знаки)
Дирижерские жесты: внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата,
крещендо, диминуэндо.
Будут уметь:
 Петь в диапазоне си, до1 - до2 ре 2
7

 Петь легким звуком ,выразительно, осмыслено
 Правильно дышать ( не поднимая плеч)
 Петь чисто и блажено с сопровождением и без него ( а капелла ) , песни в
унисон.
Содержание программы
1- й год обучения
1.Вводное занятие.
Значение музыки, как вида искусства; инструктаж по технике безопасности;
правила дорожного движения.
2. Проверка вокально – голосовых данных:
Чистота интонирования, ритм, диапазон, музыкальный слух.
3.Пение учебно – тренировочного материала.
Упражнения на дикцию, на дыхание, гаммы, дыхательная гимнастика,
использование скороговорок, музыкальная грамота на песенном материале.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой; « Погончики», «Ладошки»,
«Большой маятник» и.т.д., Упражнение на задержку дыхания: «Задуть свечу»,
Упражнение на вибрацию: губная и языковая, по трезвучиям.
Упражнения на тренировку брюшного пресса: активные движения передней
стенки живота («выпячивание» - при вдохе, втягивание» - при выдохе, «надувать
шарик», « вдыхаем аромат цветов»).
Упражнение на расслабление голосовых связок: «Зевок», «Рычать», «Озвучить
стон
Артикуляционная гимнастика: (язычок, работа мышц губ), скороговорки ( «Бобр
добр до бобра», «У быка губа тупа») и.т.д.
Вокальные упражнения:
Формирование высокой позиции звука, округлости гласных ( да – де –ди –до –
ду , ми –ме –ма –мо -му)
Упражнение на ощущение диафрагмы в сочетании согласных с гласными звуками
( ЛРИ-РЛИ, НМИ-МНИ,МЛИ-ЛМИ)
Пение интервалов в медленном темпе:б2-м2, б3-м3, ч4-ч5 .
Пение piano, пение закрытым ртом, пение гласнойУ, унисонное пение.
Пение гамм на легато (плавно, певуче) и стаккато ( легко , отрывисто)
Упражнение на внимание « Игра в гостей»
4.Слушание музыки , работа с фонограммами.
Работа с фонограммами . Прослушивание, разбор текстового материала,
использование фонотеки.
5.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
Песни из репертуара групп: «Непоседы», « Домисолька»,
8

Детский вокальный ансамбль «Улыбка».
Песни современных композиторов.
6.Постановка голоса.
Физиологически правильная постановка корпуса, головы во время пения.
Чистота интонирования в упражнениях и исполняемых произведениях.
Брать дыхание бесшумно, через нос.
Расширение диапазона голоса (до 1,5 октав)
7. Зачетные и итоговые занятия
Промежуточная аттестация. Проверка знаний, умений и навыков Тестирование на
знание теоретических основ. Творческие задания, открытое занятие.
Учебный план
II -й год обучения
№
занятия
1

2

Наименование
разделов и тем
Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности;
(работа с
аппаратурой и
микрофоном)
Пение учебно –
тренировочного
материала

Кол- во часов
всего
Теории Практики
2
2

54

12

42

Форма контроля
Опрос
обучающихся

2.1

Упражнения на
плавное
звуковедение на
основе развития
дыхания, на
кантелену.

12

4

8

Наблюдение ,
прослушивание

2.2

Упражнения на
соединения
головного и
грудного
регистров.
Пение интервалов,
на кантилену,
опевание звуков.

8

2

6

Наблюдение ,
прослушивание

8

2

6

Наблюдение ,
прослушивание

2.3

9

2.4

Упражнения на
кантилену и на
диафрагмальное
дыхание.

8

2

6

Наблюдение ,
прослушивание

2.5

Упражнения на
элементы двух –
трехголосия
Работа над
дикцией и
артикуляцией,
певческим
дыханием.

10

2

8

Наблюдение ,
прослушивание

8

2

6

Наблюдение ,
прослушивание

Слушание
музыки работа с
фонограммами
Работа с
фонограммами
Анализ и
исследование
хоровой партитуры
Пение
музыкальных
произведений
Работа над
песенным
репертуаром.

26

6

20

14

4

10

12

2

10

104

20

84

60

20

40

Наблюдение ,
прослушивание

40

10

30

Наблюдение ,
прослушивание

4

2

2

Наблюдение ,
прослушивание

2.6

3

3.1
3.2

4

4.1

4.2

4.3

Разучивания
произведений,
текст
Разбор песен,
разбор
динамических
оттенков и
смысловых
ударений в песне.

Совместный анализ
произведения
Совместный анализ
произведения

10

5

Постановка
голоса

26

16

10

5.1

Работа над
дыханием, с
ощущением опоры.

6

2

4

5.2

Выработка
плавного и
отрывистого
характера
звуковедения,
дикции в
упражнениях
подвижном темпе.

6

2

4

Прослушивание,
вокальноинтонационных
навыков

5.3

Расширение
диапазона(до
октавы)

4

2

2

5.4

Чистота
интонирования в
упр-ях, и
исполняемых
произведениях.
Работа с
солистами и
вокальными
группами
Упражнения на
элементы двух –
трехголосия.

6

2

4

Прослушивание,
вокальноинтонационных
навыков
Прослушивание,
вокальноинтонационных
навыков

6

6.1

6.2

Упражнения на
элементы двух –
трехголосия.
Разучивания
произведений(
текст)

Прослушивание,
вокальноинтонационных
навыков

72

48

24

10

2

8

Наблюдение
прослушивание

42

8

34

Наблюдение
,прослушивание

11

6.3

6.4

7
7.1
7.2

8

Использование
глубокого
певческого
дыхания, пение на
мягкой атаке.
Соблюдение
чистоты
интонирования.

10

2

8

Наблюдение
прослушивание

10

2

8

Наблюдение
прослушивание

Зачетные и
итоговые занятия
Проверка знаний и
навыков
Выступления в
виде показа для
родителей.
Итоги

4

4

2

2

2

2

288

104

Промежуточная
аттестация
Концерт

184

К концу 2 – го года обучения дети
Будут знать:
 Строение артикуляционного аппарата
 Особенности и возможности певческого голоса
 Элементарные основы певческого дыхания
Будут уметь:
 Петь в диапазоне лям - ре2
 Петь достаточно чистым по качеству звуком, сохранять индивидуальность,
стараться « тянуть звук ».
 Правильно формировать гласные и чѐтко произносить согласные , не
утрируя их произведения.
 Петь в унисон несложные двухголосные каноны.
Содержание программы
2 -й год обучения
1.Вводное занятие.
Значение музыки, как вида искусства, инструктаж по технике безопасности;
правила дорожного движения.
2.Пение учебно – тренировочного материала.
12

Дыхание, артикуляция, дикция , кантилена.
Разминка на дыхание по Стрельниковой «Ладошки», « Обними себя», «Откуда
пахнет», «Кошки».
Упражнения на задержку дыхания, вибрации, дикции, скороговорки; «Сшит
колпак да не по-колпаковски», « Пыхтит как пышка пухлый мишка»,
Упражнения на расслабление голосовых связок: « Гав, Мяу, Дла ».
Пение на кантилену: « Ва-Ве-Ви –Я,Да-Де-Ди-До-Ду»,чередуя легато и стаккато;
на скачки пропевая певческие согласные : н,л,м,р.
Попевки на грудной и головной резонаторы: «Ла-гу-на, Эхо».
Опевание звуков на слоги : « Ля-ле ли-лѐ–лю, Зи-и ма-а»
3.Слушание музыки , работа с фонограммами.
Прослушивание , песенного материала ( фонограмм), разбор текстового
материала, анализ и исследование хоровой партитуры.
4.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
Детская эстрадная студия «Великан»
Любимые песни детства «Улыбка»
Детская музыкальная группа «Страна волшебная»
Детская группа «Барбарики».
5.Постановка голоса.
Выработка плавного и отрывистого характера звуковедения, дикции в
упражнениях подвижном темпе.
Расширение диапазона около двух октав, выравнивание, округление, звучание
гласных.
Выработка единого тембрового звучания, работа над унисоном, над легато.
6 .Работа с солистами и вокальными группами.
Устранения неравномерности развития голосового аппарата и голосовой
функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха,
способности эмоционального и звкуовысотного интонирования, освоение
элементов музыки. Стремление к художественному единству при исполнении.
7. Зачетные и итоговые занятия
Промежуточная аттестация. Проверка знаний, умений и навыков Тестирование на
знание теоретических основ.
Творческие задания, открытое занятие.

13

Учебный план
III -й год обучения
№
Наименование разделов и
занятия тем

Вводное занятие
Инструктаж по технике
безопасности; (работа с
аппаратурой и микрофоном

1

2

Пение учебно –
тренировочного
материала

Кол-во часов
Формы
всего Теории Практики аттестации/
контроля
Опрос
обучаю2
2
щихся

54

14

40

2.1

Упражнения на плавное
звуковедение на основе
развития дыхания.

12

4

8

Наблюдение,
прослушивание

,

2.2

Упражнения на кантилену
и на диафрагмальное
дыхание.

8

2

6

Наблюдение,
прослушивание

,

2.3

Упражнения с элементами
двухголосия.

12

2

10

Наблюдение,
прослушивание

,

2.4

Работа над дикцией и
артикуляцией, певческим
дыханием.

10

2

8

Наблюдение,
прослушивание

,

2.5

Соблюдение чистоты
интонирования

12

2

10

Наблюдение,
прослушивание

,

14

3

Слушание музыки ,
работа с фонограммами

26

8

18

3.1

Прослушивание и разбор
текстового материала,
произведений.
Работа с фон-ми. Анализ и
исследование хоровой
партитуры.
Пение музыкальных
произведений
Разбор песенного
материала.

10

4

6

16

6

10

104

24

80

60

20

40

Наблюдение,
прослушивание

3.2

4
4.1

Совместный
анализ
произведений
Совместный
анализ
произведений

4.2

Использование глубокого
певческого дыхания, пение
на мягкой атаке

14

4

10

Наблюдение,
прослушивание

4.3

Отработка голосоведения,
динамических оттенков.
Пение произведений в
характере, исправление
ошибок в голосоведении
дыхании.
Постановка голоса

14

4

10

16

6

10

Наблюдение,
прослушивание
Наблюдение,
прослушивание

26

8

18

5.1

Работа над дыханием, с
ощущением опоры.

6

2

4

Наблюдение,
индиви-дуальная
проверка

5.2

Выработка плавного и
отрывистого характера
звуковедения, дикции в
упражнениях подвижном
темпе.

6

2

4

Наблюдение,
индиви-дуальная
проверка

4.4

5

15

5.3

Расширение диапазона(до
октавы)

4

2

2

Наблюдение,
индиви-дуальная
проверка

5.4

Чистота интонирования в
упр-ях, и исполняемых
произведениях

10

2

8

Наблюдение,
индиви-дуальная
проверка

72

12

60

6.1

Работа с солистами и
вокальными группами
Отработка навыков точного
ритмического рисунка в
одноголосном ,
двухголосном ансамбле.

32

10

22

Индиви-дуальная
проверка,
анализ,
прослущивание.

6.2

Пение в ансамбле. Работа
над культурой звука.

20

8

12

6.3

Пение с элементами
многоголосия.

20

8

12

Индиви-дуальная
проверка,
анализ,
прослущивание.
Индиви-дуальная
проверка,
анализ,
прослущивание.

Зачетные и итоговые
занятия
Проверка знаний умений и
навыков
Выступления в виде показа
для родителей.
\Итоги

4

4

2

2

Открытое занятие

2

2

концерт

6

7
7.1
7.2
8

288

68

220

К концу 3 – года обучения дети
Будут знать:
 Структуру формирования звукообразования дикции и артикуляции
 Виды вокальных штрихов и атаки звука.
 Дирижерские жесты: внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата,
крещендо, диминуэндо.
Будут уметь:
 Петь в диапазоне ля м – ре2 ( ми) 2
 Развивать и укреплять певческое дыхание и чистоту интонации
16

 Развивать четкую дикцию, выразительность слова.
 Контролировать качество звука (отсутствие форсирования звука);
 Петь простейшее двухголосие; работать над «сглаживанием» регистров;
Содержание программы
3-й год обучения
1. Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности, работа с микрофоном). Значение
музыки, как вида искусства.
2.Пение учебно – тренировочного материала.
Дыхание, артикуляция , кантилена , ансамбль , атака звука. Дыхательная
гимнастика по Стрельниковой « Рок –н – Ролл», « Маленький маятник» , «
Ушки».Упражнения на артикуляцию: « Дук – дик – дак - дик, Степ –стап –стип –
сти - дай». Упражнения на кантилену и на диафрагмальное дыхание: « Свет в
конце тоннеля» Упражнения с элементами двухголосия: «Эхо», « Совенок»
Упражнение на атаку звука: « Сам –дей –сам- дай»
3.Слушание музыки , работа с фонограммами.
Прослушивание песенного материала (фонограмм)
Разбор тестового материала.
Анализ и исследование хоровой партитуры.
4.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
Композитор. А. Ермолов.
Композитор. В. Тюльканов.
Композитор. И. Крутой.
Группа « Новое поколение»
Группа «Талисман»
Детская эстрадная группа « Непоседы»
Детская эстрадная группа « Волшебники двора».
5.Постановка голоса.
Выработка плавного и отрывистого характера звуковедения, выработка дикции в
упражнениях подвижного темпа.
Расширение диапазона ( до октавы) , выравнивание, округление, звучание
гласных, выработка единого тембрового звучания, работа над унисоном, над
легато.
Освоение плавного и гибкого звуковедения.
Работа над дыханием, с ощущением опоры.
6 .Работа с солистами и вокальными группами.
17

Единое дыхание. Формирование навыка правильного вдоха: делать небольшой
спокойный вдох.
Петь небольшие фразы на одном дыхании.
Исполнение речевых и музыкальных скороговорок. Работа над художественным
образом песни
7.Зачетные и итоговые занятия.
Промежуточная аттестация. Проверка знаний, умений и навыков Тестирование на
знание теоретических основ.
Творческие задания, открытое занятие.
Учебный план
IV – год обучения
№
Наименование разделов и
Кол-во часов
Форма контроля
занятия тем
Всего Теории Практики
1
Опрос
Вводное занятие.
2
2
обучающихся
1.1
Инструктаж по технике
безопасности; (работа с
аппаратурой и
микрофоном
2
Пение учебно –
54
12
42
тренировочного
материала

2.1

Вокальные упражения,
губная и языковая
вибрация. Соблюдение
чистоты интонирования
А,капалльное пение.

12

4

8

Наблюдение,
прослушивание

2.2

Упражнения головной и
грудной регистры.,
джазовые распевки ,
импровизация.

8

2

6

Наблюдение,
прослушивание

2.3

Упражнения с элементами
двухголосия,трехголосия

10

2

8

Наблюдение
,
прослушивание
,
слуховой
контроль
18

2.4

Работа над ровным
звучанием во всем
диапазоне.

8

2

6

2.5

Работа над особенностями
произношения при пении
напевность гласных,
умение их округлять

8

2

6

3

Слушание музыки,
работа с фонограммами

26

6

20

3.1

Прослушивание и разбор
произведений

14

4

10

Совместный
анализ
произведений

3.2

Работа с фонограммами

12

2

10

Наблюдение,
прослушивание.

Пение музыкальных
произведений

104

20

84

Разбор песенного репертра, отработка
Голосоведение
динамических оттенков.

40

10

30

4

4.1

Наблюдение
,
прослушивание
,
слуховой
контроль
Наблюдение,
прослушивание

Наблюдение,
прослушивание.

19

4.2

Использование глубокого
певческого дыхания,
пение на мягкой атаке.

20

4

16

Наблюдение,
прослушивание.

4.3

Разбор песенного
материала. динамических
оттенков и смысловых
ударений в песне.

10

2

8

Наблюдение,
прослушивание.

4.4

Пение произведений в
характере, исправление
ошибок в голосоведении
дыхании.

10

2

8

Наблюдение,
прослушивание.

5

Постановка голоса

26

16

10

5.1

Четкое, легкое
исполнение мелких
длительностей.

6

2

4

Проверка
вокальноинтонационных
навыков

5.2

Интонирование
полутонов и
хроматических ходов

6

2

4

Наблюдение
,
прослушивание
,
слуховой
контроль

5.3

Расширение диапазона(до
октавы)
Работа над песенным
репертуаром в характере

4

2

2

Наблюдение
,
прослушивание
,
слуховой
контроль

20

5.4

Чистота интонирования в
упр-ях, и исполняемых
произведениях

6

2

4

6

Работа с солистами и
вокальными группами

72

48

24

7.1

Разучивание новых
упражнений. Пение
произведений двух трѐх
голосий.

30

10

20

Наблюдение
прослушивание

7.2

Разучивание новых
упражнений, работа над
музыкальными
произведениями с
элементами
многоголосия.
Зачетные и итоговые
занятия
Творческие вечера и
концерты
Проверка знаний и
навыков
Итоги

42

8

34

Наблюдение
прослушивание

4

2

2

8
8.1
8.2
9

Наблюдение
,
прослушивание
,
слуховой
контроль

2

Концерт

2

Промежуточная
аттестация

288

106

182

К концу 4 – года обучения дети
Будут знать:
 Виды синкоп, ритмических рисунков и их использование в музыкальных
произведениях.
 Структуру формирования звукообразования дикции и артикуляции.
21

 Дирижерские жесты: внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата,
крещендо, диминуэндо
Будут уметь:





Петь в диапазоне соль м( лям) – (ми) 2
Развивать четкую дикцию, выразительность слова
Петь чисто и слажено все виды двухголосия и не сложное трѐхголосие
Петь осмысленно, выразительно, продвигаться в области фразировки.
Содержание программы
4 -й год обучения

1.Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности . Работа с микрофоном.
2.Пение учебно – тренировочного материала.
Дыхания, а,капелла, ансамбль, импровизация, мелизмы.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой « Рок-н-Ролл», «Откуда пахнет», «
Перекаты».
Вокальные упражнения по системе СеттаРиггса: губная и языковая вибрация, и.
т. д.
Импровизация на песенном материале.
Джазовые распевки: « Ту- фа-я», « Я пою».
А,капелльное пение: попевки « Со вечера», « Ах, вы сени».
3.Слушание музыки , работа с фонограммами.
Прослушивание , песенного репертуара.
Разбор текстового материала
Анализ и исследование хоровой партитуры.
4.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
.Музыкальные произведения из мюзиклов: « Классный мюзикл».
Детская вокальная группа « OpenKids»
Вокальная группа « Республика Кидс»
Эстрадная вокальная группа « Новое поколение»
Детский вокальный ансамбль « Непоседы»
Детский вокальный ансамбль « Волшебники двора»
5.Постановка голоса.
Использовать правильную певческую установку.
Четкое , легкое исполнение мелких длительностей.
Выработка навыков трехголосного пения.
Упражнения с пунктирным ритмом в подвижном темпе.
22

Интонирование полутонов и хроматических ходов.
6 .Работа с солистами и вокальными группами.
Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием,
двухголосие.
Разучивание произведений разной тематики. Разбор.
Упражнения для повторения и закрепления навыков дыхания, звукообразования.
Звуковедения, дикции, ансамблевого строя. Разучивание новых упражнений.
Работа над песней, соблюдая все вокально-хоровые навыки. Умение передать
образ в песне.
7.Зачетные и итоговые занятия.
Промежуточная аттестация. Проверка знаний, умений и навыков Тестирование на
знание теоретических основ.
Творческие задания, открытое занятие.
Учебный план
V -й год обучения
№
занятия

Наименование
разделов и тем

1

Всего
Вводное занятие.
2
1.1

1.2
2
2.1

2.2

2.3

Инструктаж по
технике
безопасности;
(работа с
аппаратурой и
микрофоном)
Значение музыки ,
как вида искусств
Пение учебно –
тренировочного
материала.
Интонирование
ступеней лада и
интервалов, в
мажоре и миноре.
Упражнения на
соединения
головного и
грудного регистров
Пение в ансамбле с
элементами двух –
трех голосие.

Кол-во часов

Формы
аттестации/
контроля

Теории
2

Практики
Опрос
щихся

обучаю-

1

1

1

1

54

12

42

14

4

10

Наблюдение,
прослушивание

10

2

8

Наблюдение,
прослушивание

18

4

14

Наблюдение,
прослушивание
23

2.4

Упражнения на
динамические
оттенки, пение нон
легато, легато.

12

2

10

3

Слушание
музыки работа с
фонограммами
Работа с
фонограммами

26

6

20

14

4

10

Наблюдение
анализ,
прослушивание

,

12

2

10

Наблюдение
анализ,
прослушивание

,

104

20

84

Разбор песенного
реперт-ра,
отработка
голосоведения,
динамических
оттенков.(
смысловых
ударений в песне)
Пение
произведений в
характере,
исправление
ошибок в
голосоведении
дыхании.

60

20

40

Совместный
анализ
произведений

44

12

32

Совместный
анализ
произведений

Постановка
голоса

26

16

10

Работа над двухтрехголосным
пением
Пение
хроматических
гамм в медленном
темпе, исполнение
арпеджио ,
«ломанные».
Работа над

6

2

4

Наблюдение,
прослушивание

6

2

4

Наблюдение,
прослушивание

4

2

2

Наблюдение,

3.1

Анализ и
исследование
хоровой партитуры

3.2

4

4.1

4.2

5
5.1
5.2

5.3

Прослушивание и
разбор
произведений
Пение
музыкальных
произведений

24

5.4

6

6.1

6.2

6.3

7

7.1

9

расширением
диапазона ( до1до2),петь легким
светлым
«своим»голосом.
Укрепление
навыков
певческого
дыхания и
звукообразования
голосов.

прослушивание

Наблюдение,
прослушивание

6

2

4

Работа с
солистами и
вокальными
группами

72

48

24

Упражнения для
закрепления
навыки дыхания,
артикуляции ,
дикции,
звуковедения.
Работа над песней,
соблюдая все
вокально-хоровые
навыки. Умение
передать образ в
песне.

12

2

10

Прослушивание,
вокально
интонационных
навыков

18

2

16

Прослушивание,
вокально
интонационных
навыков

Двухголосие.
Элементы
трехголосия.
Разучивание
песен разной
тематики
Зачѐтные и
итоговые
занятия

42

8

34

Прослушивание,
вокально
интонационных
навыков

Творческие вечера
для родителей,
отчетный концерт.
Итоги

4

-

4

288

104

184

4

4
Итоговая
аттестация
Концерт

25

К концу 5– го года обучения дети
Будут знать:
 Жанры вокальной музыки
 Типы дыхания
 Применение
вокально-хоровых
навыков
музыкальных произведений
 дефекты певческого звука « белый звук».
Будут уметь:





во

время

исполнения

Петь в диапазонефа м (соль м) – ми2 (фа) 2
Петь на одном дыхании более длинные музыкальные произведения
Исполнять двух и трехголосия.
Самостоятельно работать над укреплением ряда технических приемов
пения.
Содержание программы
5 -й год обучения.

1.Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности, работа с микрофоном.
2.Пение учебно – тренировочного материала.
Дыхание, артикуляция, ансамбль, мелизмы, резонатор.
Динамические оттенки.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой « Ладошки», « Погончики», «
Большой маятник», « Рок- н –Ролл».
Упражнения на артикуляцию: « Трубочка- улыбочка»( дук- дик –дак- дик)
Упражнения на соединение головного и грудного регистров(резонаторы) «Микс»
, «Лагуна».
.Упражнения на динамические оттенки: (piano,forte,diminuendo,crescendo) на
песенном репертуаре.
Пение в ансамбле с элементами двух-трех голосие.
Интонирование ступеней лада и интервалов, в мажоре и миноре.
3.Слушание музыки , работа с фонограммами.
26

Прослушивание, песенного репертуара.
Разбор текстового материала.
Анализ и исследование хоровой партитуры.
Работа с фонограммами.
4.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
Песни зарубежных и отечественных исполнителей.
Вокально- эстрадная группа «Ассорти».
Вокальная группа « Республика кидс»
Театр песни «Волшебники двора»
Театр студия « Непоседы»
5.Постановка голоса
Работа над расширением диапазона до (1)- до(2), петь легким , светлым «своим»
голосом.
Работа над двух – трех голосным пением.
Пение хроматической
гаммы в медленном темпе, исполнение арпеджио,
«ломанные».
Выработка энергичного, но не резкого форте и мягкого, но звучного пиано на
основе хорошего владения певческим дыханием.
Укрепление навыков певческого дыхания и звукообразования голосов.
6. Работа с солистами и вокальными группами
Двухголосие. Элементы трехголосия. Разучивание песен разной тематики. Разбор
содержания песен. Упражнения для повторения и закрепления навыков дыхания,
звукообразования, звуковедения, дыхания, дикции. Разучивание новых
упражнений. Работа над песней, соблюдая все вокально-хоровые навыки. Умение
передать образ в песне. Индивидуальные занятия с солистами.
7.Зачетные и итоговые занятия.
Промежуточная аттестация. Проверка знаний, умений и навыков Тестирование на
знание теоретических основ.
Творческие задания, открытое занятие.

27

28

Планируемые результаты.
Содержание программы предполагает достижение обучающимися
следующих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся, который
приобретается и закрепляется в процессе освоения предмета:
- освоение элементарных вокально-хоровых навыков: певческая установка,
певческий вдох, правильное звукоизвлечение и распределение дыхания в
коротких фразах, умение интонировать;
- освоение элементов двухголосного пения;
- проявлении интереса к певческой деятельности и к музыке в целом;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в
познавательной и практической деятельности:
- умение определять наиболее эффективные способы достижения результата
в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение навыков продуктивного сотрудничества (общения,
взаимодействия) со сверстниками при решении различных музыкальнотворческих задач на занятиях и внешкольной музыкально-эстетической
деятельности;
- умение позитивно оценивать свои музыкально-творческие возможности;
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
данной программы:
- формирование устойчивого интереса к вокальному творчеству и
повышению своего исполнительского уровня, к музыкальному репертуару, к
участию в концертах и реализации знаний и навыков, полученных на занятиях.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ.
Аттестация обучающихся позволяет учитывать сформированные осознанные
теоретические и практические знания, умения и навыки, осуществляется в
следующих формах:
1. Демонстрация практических знаний и умений на занятиях
2.Творческий отчет
3.Творческие задания
4.Рейтинг участия в районных, республиканских, всероссийских и
международных конкурсах.

29

Входная аттестация проводится для вновь прибывших обучающихся. Ведется
для выявления умений и навыков, соответствующих определенному году
обучения.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия для
отслеживания знаний тематического содержания программы, владения
специальной терминологии и творческими навыками.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения по программе.
В течение всего периода обучения ведутся: диагностическая карта
мониторинга результатов освоения дополнительной общеобразовательной
программы, портфолио обучающихся, достигших значимых результатов в
конкурсах.
Для входной и промежуточной аттестации используются оценочные материалы
(Приложение 1)

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОФОРМЛЯЕТСЯ В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ
Оценивание/уровень

Критерии оценивания

высокий

Обучающиеся освоил теоретическую и практическую
сторону обучения на высоком уровне, может без помощи
педагога ответить на теоретические вопросы, выполнить
вокальные упражнения, музыкальные способности ребенка и
основы вокала развиваются заметно. Может самостоятельно
разучить и проанализировать произведение.

средний

Ученик освоил теоретическую и практическую сторону
обучения на среднем уровне, может ответить на некоторые
вопросы, и самостоятельно и с помощью педагога,
музыкальные и вокальные способности развиваются средне.
Может частично самостоятельно разучить произведения и
проанализировать его.

низкий

Обучающиеся слабо усвоил теорию и практику. Может
ответить на вопросы в основном с помощью педагога.
Музыкальные и вокальные способности развиваются слабо,
самостоятельная работа с произведениями почти не
проводиться.
30

Полученные данные заносятся в таблицу (Таблица №1)
Таблица №1
№
п/п

Фамилия, имя
обучающегося

Низкий
уровень

Средний
уровень

Высокий
уровень

Примечания

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Итоги:
Дата проведения
Подпись педагога

31

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
№
1

Наименование элементов перечня
Нотная, учебная, методическая литература на различных носителях.

2

Игры «Игра на внимание…», « Скороговорки» ( с разной интонацией и
акцентами на каждое слово)

3

Аудиозаписи исполнителей современной эстрады, исполнителей
зарубежной эстрады
Записи фонограмм в режиме «+» и «- «,записи аудио , видео, формат
СD,MP3
«Пение в речевой позиции по системе Сета Риггса»
Сборник дидактических материалов по актерскому мастерству: «Мир
эмоций вокалиста», « Поймай моѐ настроение», автор Харченко Н.П
Комплекс дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой .

4
5

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Материально – техническое обеспечение :
1. Кабинет вокала
2.Фортепиано , синтезатор
3.Музыкальный центр, компьютер
4.Звуковая система ( колонки, микрофон, микшер)
5.Нотный материал, подборка репертуара.
6.Записи аудио, видео, формат СD,МР3
7.Записи выступлений, концертов.
8.Зеркала.

32

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Нормативно-правовые документы:
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 -марта
2022 года № 678-р;
- Изменения, внесѐнные в Концепцию развития дополнительного образования
детей до 2030 года, утверждѐнные распоряжением Правительства Российской
Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля 2022 года
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями
на 21 марта 2022 года).
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года.
- Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от
04.02.2022 № 4 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила
СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции (covid-19)»,
утверждѐнные Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с
06.02.2022 г.
-Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года, «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодѐжи»
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012 года.

33

Список литературы.
1.Алмазов Е.И, Орлова Р.Д. о неточной интонации у школьников и путях ее
исправления.
2. Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 1 – Москва 1962г год.
3. Вопросы физиологии пения и вокальной методики. Труды государственного
музыкально – педагогического института имени Гнесиных, выпуск XXV- Москва,
1975 г.
4.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.
5. Методика обучения эстрадному вокалу « Чистый голос» составитель Т. В.
Охомуш.
6.Полная программа совершенствования вашего голоса « Пойте как звѐзды»,
СэтРиггз.
7.Струве Г.А. Школьный хор. Книга для учителей – Москва – Просвещения 1981
г.
8.Шацкая В.Н. Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношества.
Москва 1975 год.
Интернет- ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://malkus.ru/
http://musicmaking.ru/video_school/
http://musicmaking.ru/master_class/(электронный
http://vesna.websib.ru/vesna.php?item=105/

34

Приложение 1.
Критерии оценивания уровня знаний и умений обучающихся
Критерии
Особенност
и голоса

Развитие
звуковысот
ного слуха
и чувства
ритма

Показатели

Уровень
Низкий
Средний
Высокий
Сила звука
Голос слабый Голос не очень Голос сильный
сильный, но
ребенок может
петь
непродолжител
ьное время
достаточно
громко
Особенности В голосе
Нет ярко
Голос звонкий,
тембра
слышен хрип выраженного
яркий
или сип.
тембра. Но
Голос
старается петь
тусклый,
выразительно.
невыразитель
ный
Певческий
Диапазон в
Диапазон в
Широкий
диапазон
пределах 2-3 пределах
диапазон по
звуков
возрастной
сравнению с
нормы (ре-си) нормой
Музыкально- Пение
Пение
Пение знакомой
слуховые
знакомой
знакомой
мелодии с
представлени мелодии с
мелодии с
сопровождением
я
поддержкой сопровождение самостоятельно.
голоса
м при
Пение
педагога.
незначительно малознакомойпо
Неумение
й поддержке
певки с
пропеть
педагога.
сопровождением
незнакомую Пение
после 1-2
попевку с
малознакомой прослушиваний
сопровожден попевки с
ием после
сопровождение
многократног м после 3-4
о ее
прослушивани
повторения
й.

35

Звуковысотн
ый слух

Вокально хоровые
навыки

Не различает
звуки по
высоте.

Различение
звуков по
высоте в
пределах
октавы и
септимы.
Точность
Интонирован Ребенок
интонирован ие мелодии
интонирует
ия
голосом как
общее
таковое
направление
отсутствует
движения
вообще и
мелодии.
ребенок
Возможно
воспроизвод чистое
ит только
интонирование
слова песни в 2-3 звуков.
ее ритме или
интонирует
1-2 звука.
Воспроизвед Не может
Может
ение
повторить
повторить
ритмического ритмический ритмический
рисунка
рисунок
рисунок только
самостоятель с помощью
но или с
педагога
помощью
педагога
Звуковедение Пение
Пение
.
отрывистое, естественным
крикливое.
голосом, но
иногда
переходящим
на крик.

Различение
звуков по высоте
в пределах секты
и квинты

Дикция

Умение
правильно
произносить
гласные и
согласные в
конце и середине
слов при пении.

Невнятное
произношени
е,
значительны
е речевые
нарушения.

Достаточно
четкое
произношение
согласных и
правильное
формирование
гласных, но
неумение их
правильно

Чистое пение
отдельных
фрагментов
мелодии на фоне
общего
направления
движения
мелодии.

Может
самостоятельно
повторить
ритмический
рисунок.

Пение
естественным
голосом без
напряжения,
протяжно.

36

произносить
при пении.

Навыки
сценическо
й культуры

Умение петь
в ансамбле

Неумение
петь, слушая
товарищей.

Стремление
выделиться в
хоровом
исполнении
(раньше
вступить,
громче петь)

Выразительн
ое
исполнения
произведений

Безразличное
отношение к
певческой
деятельности
,
эмоциональн
ая
ограниченнос
ть
исполнение
не
выразительно
е.

Интерес к
Активный
певческой
интерес к
деятельности
певческой
не стабильный
деятельности,
исполнение не
высокая
достаточно
эмоциональная
выразительное. отзывчивость
( мимика вялое сопереживать
, движения
музыке,
скованные)
исполнение
выразительное
(мимика, жест,
движение,
внутренний
настрой от
понимания
смысла и
содержания
исполняемого).
На практике
Свободно
приѐмы
применяет
звуковой
знания в
подачи
практической
применяет с
деятельности
недочѐтами

Работа с
Постоянно
фонограммой забывает о
, микрофоном правилах
работы с
микрофоном
и
фонограммой
«минус»

Умение начинать
и заканчивать
вместе

37

и спо

Диагностика уровня развития певческих умений

№п/п

1.

2.

3.

ФИО

Показатели (знания ,умения ,навыки)

н

с

в

Качественное исполнение знакомых песен.
Наличие певческого слуха.

Чистота интонации
Навыки выразительной дикции, ровность

4.

дыхания.

5.

Навыки сценической культуры

н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
(высокий) - справляется самостоятельно.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».