ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Хореография – это один из видов искусства, отражающий окружающую
нас действительность и жизнь во всех ее проявлениях, посредством
музыкального материала, танцевальной пластики и актерского мастерства.
Хореографическое искусство учит обучающихся красоте и
выразительности движений, формирует их тело, развивает физическую силу,
выносливость, ловкость.
Направленность программы: художественная.
Актуальность
Назначение данной программы - возродить любовь к национальному
наследию нашей страны, развить чувство здорового патриотизма у
современных детей и подростков.
Уровень программы – базовый.
Отличительные особенности
Отличительной особенностью программы является постановка
стилизованных народных танцев, внедрение методов, приближающих к
пониманию народной культуры, придания ему современного звучания,
поиск новых форм соединения народного и современного искусства.
Прием стилизации отвечает интересам современных исполнителей и
зрителей, их восприятию народной музыки и народного танца как
явления не застывшего в своем развитии, а постоянно обновляющегося
живого искусства.
Педагогическая целесообразность. Программный материал нацелен
на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате
разностороннего обучения и воспитания (развитие разнообразных движений,
укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным
выполнением физических упражнений и др.).
Адресат программы: дети в возрасте от 6 до 13 лет.
Цель программы: развитие личности ребенка, способного к
творческому самовыражению через овладение основами хореографии.
Задачи
в обучении:
- формирование знаний об основных хореографических понятиях;
- формирование знаний по исполнению классического и народного экзерсиса у
станка и на середине;
- обучение навыкам постановочной и концертной деятельности.
в развитии:
- развитие ловкости, точности, силовых и координационных способностей;
- развитие равновесия, силы, укрепление мышечного аппарата;
- развитие памяти, внимания, воображения;
- развитие музыкальных способностей (чувство ритма, умение слушать
музыку).
в воспитании:
- воспитание у детей интереса к танцевальному искусству;
- воспитание умения вести себя в группе во время движения, танцев и игр,
формирование культурных привычек в процессе группового общения с детьми
и взрослыми;
- воспитание патриотизма, чувства товарищества, взаимопомощи и
трудолюбия;
- воспитание ответственного отношения к выступлению перед зрителями.
Категория обучающихся
В хореографическое объединение принимаются все желающие дети в возрасте
от 6 до 13 лет. (с наличием медицинской справки об отсутствии
противопоказаний к занятиям хореографии).
Количество обучающихся в группе
1 год обучения не менее 15 человек, не более 20 человек.
2 год и последующие годы обучения – минимально12 чел., максимально 18
человек.
Условия формирования групп: одновозрастные; допускается
дополнительный набор учащихся на второй и последующие годы обучения, на
основе собеседования, просмотра, аттестации в соответствии с локальными
актами ЦДТ.
Срок освоения – 5 лет.
Обьём программы: 1008 часов.
1-й год обучения 144 часа.
2-й и последующие годы обучения 216 часов.
Режим занятий
1 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа;
2 и последующие годы: 3 раза в неделю по 2 часа.
Занятие состоит из двух академических часов по 45 минут, между ними
перемена 5 минут.
Язык реализации программы: обучение по программе осуществляется на
русском языке в соответствии со ст.14 ФЗ-273 и Уставом МБУДО
Моздокского ЦДТ.
Форма обучения- очная.
Методы обучения
1.Анализ музыкального произведения.
2.Устное изложение, беседа.
3.Наглядные методы обучения: показ, исполнение педагогом.
4. Метод практического обучения – тренинг.
5. Репродуктивный метод, частично-поисковый.
Формы реализации - традиционная
Организационные формы обучения
Формы организации занятий:
Программой предусматриваются аудиторные занятия.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
1. групповая - когда занятия проводятся в каждой группе отдельно;
2. индивидуально-групповая – когда группе дается самостоятельное задание, а
преподаватель занимается с солистом, или с отстающим ребенком;
3. ансамблевая – сборное занятие с детьми разных групп.
Формы проведения занятий:
- учебные занятия;
- интегрированные занятия;
- занятия – соревнования;
- творческие работы;
- занятие – игра;
- репетиции;
- концерт;
- праздник;
- фестивали.
Сводный учебный план
Разделы программы
1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
1. Вводное занятие
2
2
2
2
2
2. Историко-культурные сведения
4
6
6
6
6
3. Партерная гимнастика
(растяжки)
4. Элементы классического танца
46
46
46
46
46
48
48
48
48
48
5. Элементы народного танца
-
30
30
30
30
6. Постановочная работа
40
80
80
80
80
7.Итоговое занятие
( промежуточная аттестация)
4
4
4
4
4
144
216
216
216
216
Итого:
Учебный план 1 года обучения
№
п/п
1.
2.
2.1
2.2
Название раздела, темы
Перечисление основных тем занятия,
расшифровка подтем и содержания занятий
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
Историко-культурные сведения
Беседа о хореографическом искусстве
Прослушивание записи фрагментов из
балетов
Балеты И.Чайковского «Щелкунчик», «Спящая
красавица»
Партерная гимнастика (растяжки)
Комплекс станка в партере
Количеств
о часов
всего теория практ
ика
Формы
контроля/
аттестаци
и
Опрос
2
4
2
1
2
2
1
0,5
2
1 Тестирование
0,5 Викторина
1
0,5
0,5 Тестирование
46
18
6
2
3.2 Растяжка ног в партере
10
1
3.3 Работа с корпусом
10
1
3.4 Растяжка у станка
10
2
4. Элементы классического танца
4.1 Постановка корпуса, поклон, позиции рук, ног
4.2 Комплекс упражнений на середине
48
10
18
8
2
2
10
10
40
10
2
2
7
2
6.2 Постановка танца
12
2
6.3 Отработка техники исполнения танца
12
1
6.4 Актерское мастерство
6.5 Работа с номером на разных сценических
площадках
7. Итоговое занятие (промежуточная
аттестация)
Итого:
4
2
1
1
40
16 Наблюдение
педагога
8 Наблюдение
педагога
8 Наблюдение
педагога
8 Наблюдение
педагога
40
8 Просмотр
16 Наблюдение
педагога
8 Соревнование
8 Просмотр
33
8 Открытое
занятие
10 Наблюдение
педагога
11 Наблюдение
педагога
3 Концерт
1 Концерт
25
4 Контрольное
занятие
119
2.3
3.
3.1
4.3
4.4
5.
6.
6.1
Прыжки
Упражнения по диагонали
Элементы народного танца
Постановочная работа
Основные элементы танца
4
144
К концу первого года обучения дети будут знать:
- навык легкого шага с носка на пятку, сохраняя красивую осанку;
- навык актерской выразительности;
- позиции ног и рук классического танца;
- элементарные движения классического и детского танца;
- балетную терминологию выученных элементов;
будут уметь:
- исполнять элементарные движения классического и детского танца;
- исполнять движения по кругу и диагонали;
- исполнять комплекс партерной гимнастики и растяжки;
- исполнять прыжки на скакалке;
- правильно владеть стопой.
Содержание программы
1. Вводное занятие
Знакомство с детьми 1-го года обучения, беседа «как я провел лето».
Введение в программу. Правила поведения на занятиях.
Техника безопасности.
2. Историко-культурные сведения
Ознакомление с искусством хореографии.
Балеты И.Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица». Идеи добра и зла,
персонажи – носители идей спектакля. Известные исполнители.
Прослушивание записи фрагментов из балетов.
3. Партерная гимнастика, растяжки
Комплекс станка в партере: галочка; работа стоп; плие, лягушка; батман-тандю
впер, в сторону, назад; жете вперед, в сторону, назад; пассе; поднимать ноги
держа галочку; релевелянт, махи во все стороны, назад на четвереньках;
поднять ногу к себе.
Растяжка ног в партере: перекаты; складочка; тянуть ноги в сторону, две ноги в
сторону, наклоны к ногам – сидя ноги врозь, шпагаты, бабочка.
Работа с корпусом: разогрев корпуса, ласточка, колечко корзиночка, мостик.
Растяжка у станка: (одна нога на станке, стоять боком, лицом к ноге, спиной от
ноги). Плие, наклоны к ноге, от ноги, растяжка по станку, держать ногу над
станком.
4. Элементы классического танца
Постановка корпуса, изучение поклона в медленном темпе.
Комплекс упражнений на середине:
Деми-плие, релеве, батман-тандю, жете, пассе не выворотно и выворотно,
гранд-батман (все элементы исполняются по всем позициям и во всех
направлениях).
Позиции рук «1 пор де бра», поочередная работа рук с головой. Положение рук
в алянже.
Прыжки: соте по 6-й и 1-й позиции ног, поджатый прыжок, прыжки с
выведением ног вперед, в сторону, назад; разножка. Соте и пожатый прыжок на
скакалке.
Движения по диагонали и по кругу: шаг с носка, шаг на полупальцах, мелкий
бег на полупальцах, шаг с захлестом, бег, шаг с пассе, подскок, галопы,
переменный шаг, шаг полечки. Бег и подскок со скакалкой.
5. Элементы народного танца
Не изучается.
6. Постановочная работа
Прослушивание музыкального материала, ритмическое прохлопывание музыки.
Основные элементы танца.
Танцевальные комбинации.
Постановка танца.
Отработка техники исполнения танца.
Актерское мастерство.
Работа с номером на разных сценических площадках.
7. Итоговое занятие
Промежуточная (итоговая) аттестация.
Учебный план 2 года обучения
№
п/п
Название раздела, темы
1.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
2. Историко-культурные сведения
2.1 Создание балетного спектакля. Тема добра и
зла в балетах.
2.2 Содружество либреттиста, композитора,
балетмейстера, художника и исполнителей.
2.3 Беседа о балете Чайковского «Лебединое
озеро». Краткая история создания балета.
Прослушивание записи фрагментов из балета.
3. Партерная гимнастика (растяжки)
3.1 Комплекс станка в партере
3.2 Растяжка ног в партере
3.3 Работа с корпусом
3.4 Растяжка у станка
4. Элементы классического танца
4.1 Станок
4.2 Комплекс упражнений на середине, пор де бра
4.3 Прыжки
4.4 Вращения
4.5 Упражнения по диагонали
5. Элементы народного танца
5.1 Поклон в русском характере
5.2 Положение рук в русском народном характере.
5.3 Ходы русского танца
6. Постановочная работа
6.1 Основные элементы танца
6.2 Постановка танца
6.3 Отработка техники исполнения танца
6.4 Актерское мастерство
6.5 Работа с номером на разных сценических
площадках
7. Итоговое занятие (промежуточная
аттестация)
Итого:
Формы контроля/
Количество
аттестации
часов
всего теор практ
ия ика
2
2
Опрос
6
3
3
2
1
1 Тестирование
2
1
1
Викторина
2
1
1
Тестирование
46
18
10
10
10
48
10
10
10
8
10
30
4
4
22
80
20
20
28
10
2
6
2
1
1
2
8
2
2
2
1
1
6
1
1
4
10
3
2
2
2
1
40
16
8
8
8
40
8
8
8
7
9
24
3
3
18
70
17
18
26
8
1
4
216
4
35
181
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Открытое занятие
Наблюдение педагога
Соревнование
Просмотр
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Просмотр
Открытое занятие
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Концерт
Концерт
Контрольное занятие
К концу второго года обучения дети будут знать:
- историю создания балета;
- правила исполнения движений в партере;
- правила исполнений движений у станка, держась двумя руками за станок;
- элементарные движения классического и народного танца;
- правила исполнения прыжков и вращений;
- навык актерской выразительности;
- балетную терминологию выученных элементов;
будут уметь:
- исполнять элементарные движения классического и народного танца;
- исполнять движения по кругу и диагонали;
- исполнять комплекс партерной гимнастики и растяжки;
- исполнять прыжки на скакалке;
- исполнять вращения на месте;
- исполнять несложные танцевальные композиции.
Содержание программы
1. Вводное занятие
Свободная беседа «как я провел лето»;
введение в программу, чему должны научиться;
форма на занятиях;
правила поведения на занятиях;
беседа на тему «техника безопасности».
2. Историко-культурные сведения
Создание балетного спектакля. Содружество либреттиста, композитора,
балетмейстера, художника и исполнителей. Беседа о балете Чайковского
«Лебединое озеро». Краткая история создания балета. Тема добра и зла в
балетах. Прослушивание записи фрагментов из балетов.
3. Партерная гимнастика, растяжки
Комплекс станка в партере: галочка; работа стоп; плие, лягушка; батман-тандю
впер, в сторону, назад; жете вперед, в сторону, назад; пассе; поднимать ноги
держа галочку; релевелянт, махи во все стороны, назад на четвереньках;
поднять ногу к себе.
Растяжка ног в партере: перекаты; складочка; тянуть ноги в сторону, две ноги в
сторону, наклоны к ногам – сидя ноги врозь, шпагаты, бабочка.
Работа с корпусом: разогрев корпуса, ласточка, колечко корзиночка, мостик.
Растяжка у станка: (одна нога на станке, стоять боком, лицом к ноге, спиной от
ноги). Плие, наклоны к ноге, от ноги, растяжка по станку, держать ногу над
станком.
4. Элементы классического танца
Станок: постановка корпуса, позиции ног. Релеве по всем позициям. Деми-плие
по 1-й, 2-й, 5-й позиции ног, батман-тандю вперед, в сторону, назад в
медленном темпе по 1-й позиции. Жете медленно через точку в пол по 1-й
позиции. Гранд-батман через точку по 1-й позиции.
Середина:
Позиции рук – «1 пор де бра». Различные вариации рук под музыку.
Прыжки: соте по 6-й и 1-й позиции ног, поджатый прыжок, прыжки с
выведением ног вперед, в сторону, назад; разножка. Соте и пожатый прыжок на
скакалке.
Вращения: поворот на месте, точки зала, держать точку впереди.
Движения по диагонали и по кругу: шаг с носка, шаг на полупальцах, мелкий
бег на полупальцах, шаг с захлестом, бег, шаг с пассе, подскок, галопы,
переменный шаг, шаг полечки. Бег и подскок со скакалкой.
5. Элементы народного танца
Поклон в русском характере.
Положение рук в русском народном характере.
Раскрывать руки во 2-ю позицию и закрывать на талию.
Ходы русского танца: шаг с носка, переменный шаг, шаг с каблучка, бег с
захлестом, бегунок в повороте с притопом вправо – влево, прыжок поджатый в
повороте.
6. Постановочная работа
Прослушивание музыкального материала, ритмическое прохлопывание музыки.
Основные элементы танца.
Танцевальные комбинации.
Постановка танца.
Отработка техники исполнения танца.
Актерское мастерство.
Работа с номером на разных сценических площадках.
7. Итоговое занятие
Промежуточная (итоговая) аттестация.
Учебный план 3 года обучения
№
п/п
Название раздела, темы
1.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
2. Историко-культурные сведения
2.1 История балета: от его зарождения до
современности.
2.2 Различные стили и направления балета.
2.3 Влияние на развитие балета великих
хореографов Мариуса Петипа и Сергея
Дягилева.
Прослушивание записи фрагментов из
балетов.
3. Партерная гимнастика (растяжки)
3.1 Комплекс станка в партере
3.2 Растяжка ног в партере
3.3 Работа с корпусом
3.4 Растяжка у станка
4. Элементы классического танца
4.1 Станок
4.2 Комплекс упражнений на середине, пор де
бра
4.3 Прыжки
4.4 Вращения
4.5 Упражнения по диагонали
5. Элементы народного танца
5.1 Станок
5.2 Элементы русского народного танца
5.3 Ходы русского танца
5.4 Вращения
6. Постановочная работа
6.1 Основные элементы танца
6.2 Постановка танца
6.3 Отработка техники исполнения танца
6.4 Актерское мастерство
6.5 Работа с номером на разных сценических
площадках
7. Итоговое занятие (промежуточная
аттестация)
Итого:
Формы контроля/
Количество
аттестации
часов
всего теор практ
ия ика
2
2
Опрос
6
3
3
2
1
1 Тестирование
Викторина
Тестирование
2
2
1
1
1
1
46
18
10
10
10
48
10
10
6
2
1
1
2
8
2
2
40
16
8
8
8
40
8
8
10
8
10
30
4
4
12
10
80
20
20
28
10
2
2
1
1
6
1
1
2
2
10
3
2
2
2
1
8
7
9
24
3
3
10
8
70
17
18
26
8
1
Соревнование
Просмотр
Наблюдение педагога
4
Контрольное занятие
4
216
35 181
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Просмотр
Наблюдение педагога
Открытое занятие
Просмотр
Просмотр
Наблюдение педагога
Открытое занятие
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Концерт
Концерт
К концу третьего года обучения дети будут знать:
- различные стили и направления балета;
- правила исполнения движений в партере;
- правила исполнений движений у станка, держась двумя руками за станок;
- движения классического и народного танца;
- правила исполнения прыжков и вращений;
- навык актерской выразительности;
- балетную терминологию выученных элементов;
будут уметь:
- исполнять движения классического и народного танца;
- исполнять у станка движения в русском народном характере;
- исполнять положение ног сюр-ле-кудепье (условное кудепье впереди),
- исполнять простейшие дроби;
- исполнять движения по кругу и диагонали;
- исполнять комплекс партерной гимнастики и растяжки;
- исполнять прыжки на скакалке, соте по всем позициям;
- исполнять вращения на месте, шене по диагонали;
- исполнять танцевальные композиции.
Содержание программы
1. Вводное занятие
- свободная беседа «как я провел лето»;
- введение в программу, чему должны научиться;
- форма на занятиях;
- правила поведения на занятиях;
- беседа на тему «техника безопасности».
2. Историко-культурные сведения
История балета: от его зарождения до современности.
Различные стили и направления балета.
Влияние на развитие балета великих хореографов Мариуса Петипа и Сергея
Дягилева.
Прослушивание записи фрагментов из балетов.
3. Партерная гимнастика, растяжки
Комплекс станка в партере: галочка; работа стоп; плие, лягушка; батман-тандю
впер, в сторону, назад; жете вперед, в сторону, назад; пассе; поднимать ноги
держа галочку; релевелянт, махи во все стороны, назад на четвереньках;
поднять ногу к себе.
Растяжка ног в партере: перекаты; складочка; тянуть ноги в сторону, две ноги в
сторону, наклоны к ногам – сидя ноги врозь, шпагаты, бабочка.
Работа с корпусом: разогрев корпуса, ласточка, колечко корзиночка, мостик.
Растяжка у станка: (одна нога на станке, стоять боком, лицом к ноге, спиной от
ноги). Плие, наклоны к ноге, от ноги, растяжка по станку, держать ногу над
станком.
4. Элементы классического танца
Станок: постановка корпуса. Релеве по всем позициям. Деми-плие и грандплие по 1-й, 2-й, 5-й позиции ног, батман-тандю вперед, в сторону, назад в
медленном темпе по 1-й позиции. Жете медленно через точку в пол по 1-й
позиции. Кудепье впереди, пассе выворотное впереди. Гранд-батман через
точку по 1-й позиции.
Середина:
Позиции рук – «1 пор де бра». Различные вариации рук под музыку.
Прыжки: соте по 6-й и 1-й, 2-й, 5-й позициям ног, поджатый прыжок, прыжки с
выведением ног вперед, в сторону, назад; разножка. Соте и пожатый прыжок на
скакалке.
Вращения: поворот на месте, правила вращений по диагонали, равновесие на
полупальцах, шене, упражнения для головы – держать точку.
Движения по диагонали и по кругу: шаг с носка, шаг на полупальцах, мелкий
бег на полупальцах, шаг с захлестом, бег, шаг с пассе, подскок, галопы,
переменный шаг, шаг полечки. Бег и подскок со скакалкой.
5. Элементы народного танца
Поклон в русском характере.
Положение рук в русском народном характере.
Раскрывать руки во 2-ю позицию и закрывать на талию.
Ходы русского танца: шаг с носка, переменный шаг, шаг с каблучка, бег с
захлестом, бегунок в повороте с притопом вправо – влево, прыжок поджатый в
повороте.
Элементы русского народного танца: приподание, моталочка, притопы.
Станок: плие, батман-тандю, жете, гранд-батман.
Вращения по диагонали: шене, бегунок.
6. Постановочная работа
Прослушивание музыкального материала, ритмическое прохлопывание музыки.
Движения на развитие ритма: притопы, хлопки в комбинациях.
Основные элементы танца.
Танцевальные комбинации.
Постановка танца.
Отработка техники исполнения танца.
Актерское мастерство.
Работа с номером на разных сценических площадках.
7. Итоговое занятие
Промежуточная (итоговая) аттестация.
Учебный план 4 года обучения
№
п/п
1.
2.
2.1
2.2
2.3
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
7.
Название раздела, темы
Формы
контроля/
аттестации
Количество
часов
всего теор практ
ия ика
Перечисление основных тем занятия,
расшифровка подтем и содержания занятий
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
2
Историко-культурные сведения
6
Танцевальный фольклор.
2
«Петрушка» Стравинского в постановке
2
Фокина.
Ансамбли народного танца.
2
Партерная гимнастика (растяжки)
46
Комплекс станка в партере
18
10
Растяжка ног в партере
10
Работа с корпусом
10
Растяжка у станка
Элементы классического танца
48
Станок
10
Комплекс упражнений на середине, пор де
10
бра
Прыжки
10
Вращения
8
Упражнения по диагонали
10
Элементы народного танца
30
Станок
4
Элементы русского народного танца
4
Ходы русского танца
12
Вращения
10
Постановочная работа
80
Основные элементы танца
20
Постановка танца
20
Отработка техники исполнения танца
28
Актерское мастерство
10
Работа с номером на разных сценических
2
площадках
Итоговое занятие (промежуточная
4
аттестация)
Итого:
216
Опрос
2
3
1
1
3
1
1
1
6
2
1
1
2
8
2
2
1
40
16
8
8
8
40
8
8
Тестирование
2
1
1
6
1
1
2
2
10
3
2
2
2
1
8
7
9
24
3
3
10
8
70
17
18
26
8
1
Соревнование
Просмотр
Наблюдение педагога
4
Контрольное занятие
35
181
Викторина
Тестирование
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Открытое занятие
Наблюдение педагога
Просмотр
Наблюдение педагога
Просмотр
Просмотр
Открытое занятие
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Концерт
Концерт
К концу четвертого года обучения дети будут знать:
- Государственные хореографические ансамбли народного танца;
- танцевальный фольклѐр;
- правила исполнения движений в партере;
- правила исполнений движений у станка, держась одной рукой за станок;
- движения классического и народного танца;
- правила исполнения прыжков и вращений;
- навык актерской выразительности;
- балетную терминологию выученных элементов;
будут уметь:
- исполнять движения классического и народного танца;
- исполнять у станка движения в русском народном характере;
- исполнять у станка рон-де-жамб-партер;
- исполнять положение ног в кудепье впереди - сзади, пассе впереди – сзади;
- исполнять дроби;
- исполнять движения по диагонали в большом темпе;
- исполнять основные малые прыжки классического танца;
- исполнять комплекс партерной гимнастики и растяжки;
- исполнять основные вращения классического и народного танцев по
диагонали и на месте;
- исполнять основные движения русского танца;
- исполнять танцевальные композиции в разном характере.
Содержание программы
1. Вводное занятие
- введение в программу, чему должны научиться;
- форма на занятиях;
- правила поведения на занятиях;
- беседа на тему «техника безопасности».
2. Историко-культурные сведения
Танцевальный фольклор.
«Петрушка» Стравинского в постановке Фокина.
Государственные хореографические ансамбли народного танца.
Подбор фотоматериалов, организованный просмотр телевизионных программ.
3. Партерная гимнастика, растяжки
Комплекс станка в партере: галочка; работа стоп; плие, лягушка; батман-тандю
впер, в сторону, назад; жете вперед, в сторону, назад; пассе; поднимать ноги
держа галочку; релевелянт, махи во все стороны, назад на четвереньках;
поднять ногу к себе.
Растяжка ног в партере: перекаты; складочка; тянуть ноги в сторону, две ноги в
сторону, наклоны к ногам – сидя ноги врозь, шпагаты, бабочка.
Работа с корпусом: разогрев корпуса, ласточка, колечко корзиночка, мостик.
Растяжка у станка: (одна нога на станке, стоять боком, лицом к ноге, спиной от
ноги). Плие, наклоны к ноге, от ноги, растяжка по станку, держать ногу над
станком.
4. Элементы классического танца
Станок: постановка корпуса. Релеве по всем позициям. Деми-плие и гранд-плие
по 1-й, 2-й, 5-й позиции ног, батман-тандю вперед, в сторону, назад на 2 счета
по 5-й позиции. Жете на 2 счета по 5-й позиции. Рон-де-жамб-партер ан-де-ор
медленно по 4 счета. Кудепье впереди, сзади, пассе выворотное впереди, сзади.
Гранд-батман по 5-й позиции. Движения исполняются, держась одной рукой за
станок.
Середина:
Позиции рук – «1 и 2 пор де бра». Различные вариации рук под музыку.
Прыжки: соте по 6-й и 1-й, 2-й, 5-й позициям ног, шажман-де-пье, заноски,
эшапе, поджатый прыжок. Соте и пожатый прыжок на скакалке.
Вращения: поворот на месте, правила вращений по диагонали, равновесие на
полупальцах, шене, упражнения для головы – держать точку.
Движения по диагонали и по кругу: шаг с носка, шаг на полупальцах, мелкий
бег на полупальцах, шаг с захлестом, бег, шаг с пассе, подскок, галопы,
переменный шаг, шаг полечки. Бег и подскок со скакалкой.
5. Элементы народного танца
Поклон в русском характере.
Положение рук в русском народном характере.
Ходы русского танца: шаг с носка, шаги на полупальцах, переменный шаг, шаг
с каблучка, бег с захлестом, шаги с притопами, бегунок в повороте с притопом
вправо – влево и выносом на каблук, прыжок поджатый в повороте.
Элементы русского народного танца: приподание, моталочка, молоточки,
веревочка, гармошка, притопы.
Станок: плие, батман-тандю, жете, ронд-партер, фондю, пассе, кавырялочка,
гранд-батман.
Вращения по диагонали: шене, бегунок, козлик, вращение на месте с
приподанием.
6. Постановочная работа
Прослушивание музыкального материала, ритмическое прохлопывание музыки.
Движения на развитие ритма: притопы, хлопки в комбинациях.
Основные элементы танца.
Танцевальные комбинации.
Постановка танца.
Отработка техники исполнения танца.
Актерское мастерство.
Работа с номером на разных сценических площадках.
7. Итоговое занятие
Промежуточная (итоговая) аттестация.
Учебный план 5 года обучения
№
п/п
1.
2.
2.1
2.2
2.3
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
7.
Название раздела, темы
Количество
часов
всего теори практ
я
ика
Перечисление основных тем занятия,
расшифровка подтем и содержания занятий
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
2
Историко-культурные сведения
6
Балеты начала 20 века.
2
Значение и содержание национальных
2
танцев.
Выдающиеся современные балеты.
2
Партерная гимнастика (растяжки)
46
Комплекс станка в партере
18
10
Растяжка ног в партере
10
Работа с корпусом
10
Растяжка у станка
Элементы классического танца
48
Станок
10
Комплекс упражнений на середине, пор де
10
бра
Прыжки
10
Вращения
8
Упражнения по диагонали
10
Элементы народного танца
30
Станок
4
Элементы народного танца
4
Ходы русского танца
12
Вращения
10
Постановочная работа
80
Основные элементы танца
20
Постановка танца
20
Отработка техники исполнения танца
28
Актерское мастерство
10
Работа с номером на разных сценических
2
площадках
Итоговое занятие (промежуточная
4
аттестация)
Итого:
216
Формы
контроля/
аттестации
Опрос
2
3
1
1
3
1
1
1
6
2
1
1
2
8
2
2
1
40
16
8
8
8
40
8
8
Викторина
2
1
1
6
1
1
2
2
10
3
2
2
2
1
8
7
9
24
3
3
10
8
70
17
18
26
8
1
Соревнование
Просмотр
Просмотр
4
Контрольное занятие
35
181
Тестирование
Тестирование
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Открытое занятие
Наблюдение педагога
Открытое занятие
Просмотр
Творческое задание
Наблюдение педагога
Открытое занятие
Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
Концерт
Концерт
К концу пятого года обучения дети будут знать:
- значение и содержание национальных танцев;
- выдающиеся современные балеты;
- правила исполнения движений в партере;
- правила исполнений движений у станка, держась одной рукой за станок;
- движения классического и народного танца;
- правила исполнения прыжков и вращений;
- навык актерской выразительности;
- балетную терминологию выученных элементов;
будут уметь:
- исполнять экзерсис у станка в более быстром темпе;
- исполнять сложные элементы классического и народного танцев;
- исполнять позы классического танца;
- исполнять вращения по диагонали и на месте в быстром темпе;
- исполнять комбинации на прыжки;
- исполнять станок в разном народном характере;
- исполнять сложные танцевальные композиции.
Содержание программы
1. Вводное занятие
- свободная беседа «как я провел лето»;
- введение в программу, чему должны научиться;
- форма на занятиях;
- правила поведения на занятиях;
- беседа на тему «техника безопасности».
2. Историко-культурные сведения
Балеты начала 20 века. Эскизы костюмов, фотографии первых исполнителей,
прослушивание записи.
Значение и содержание национальных танцев.
Выдающиеся современные балеты.
Современные спектакли в театрах оперы и балета. Подбор фотоматериалов,
организованный просмотр телевизионных программ о балете.
3. Партерная гимнастика, растяжки
Комплекс станка в партере: галочка; работа стоп; плие, лягушка; батман-тандю
впер, в сторону, назад; жете вперед, в сторону, назад; пассе; поднимать ноги
держа галочку; релевелянт, махи во все стороны, назад на четвереньках;
поднять ногу к себе.
Растяжка ног в партере: перекаты; складочка; тянуть ноги в сторону, две ноги в
сторону, наклоны к ногам – сидя ноги врозь, шпагаты, бабочка.
Работа с корпусом: разогрев корпуса, ласточка, колечко корзиночка, мостик.
Растяжка у станка: (одна нога на станке, стоять боком, лицом к ноге, спиной от
ноги). Плие, наклоны к ноге, от ноги, растяжка по станку, держать ногу над
станком.
4. Элементы классического танца
Станок: постановка корпуса. Релеве по всем позициям. Деми-плие и гранд-плие
по 1-й, 2-й, 5-й позиции ног, батман-тандю вперед, в сторону, назад на 2 счета
по 5-й позиции. Жете на 2 счета по 5-й позиции. Рон-де-жамб-партер ан-де-ор
и ан-де-дан на 2 счета. Кудепье впереди, сзади, пассе выворотное впереди,
сзади. Фондю во всех направлениях, Релевелянт, аттитюд, девелѐпе. Грандбатман по 5-й позиции. Движения исполняются, держась одной рукой за
станок.
Середина:
Позиции рук – «1, 2, 3 пор де бра». Различные вариации рук под музыку.
Прыжки: соте по 6-й и 1-й, 2-й, 5-й позициям ног, шажман-де-пье, заноски,
эшапе, поджатый прыжок. Соте и пожатый прыжок на скакалке.
Вращения: поворот на месте – перует, по диагонали – шене, тур ан-де-дан.
Движения по диагонали и по кругу: шаг с носка, шаг на полупальцах, мелкий
бег на полупальцах, шаг с захлестом, бег, шаг с пассе, подскок, галопы,
переменный шаг, шаг полечки. Бег и подскок со скакалкой.
5. Элементы народного танца
Поклон в русском характере.
Положение рук в народном характере, работа с платочком.
Ходы русского танца: шаг с носка, шаги на полупальцах, переменный шаг, шаг
с каблучка, бег с захлестом, шаги с притопами, бегунок в повороте с притопом
вправо – влево и выносом на каблук, прыжок поджатый в повороте.
Комбинации из разных движений.
Элементы русского народного танца: приподание, моталочка, молоточки,
веревочка с кавырялочкой, косыночка, гармошка, притопы. Комбинации из
движений. Элементы дублировать на скакалке.
Станок: плие, батман-тандю, жете, ронд-партер, фондю, пассе, веревочка,
каблучное, кавырялочка, флик-фляк, гранд-батман.
Вращения по диагонали: шене, бегунок, козлик, вращение на месте с
приподанием,с пассе, абертас. Комбинации на вращения. Вращения по кругу.
Элементы осетинского танца.
6. Постановочная работа
Прослушивание музыкального материала, ритмическое прохлопывание музыки.
Движения на развитие ритма: притопы, хлопки в комбинациях.
Основные элементы танца.
Танцевальные комбинации.
Постановка танца.
Отработка техники исполнения танца.
Актерское мастерство.
Работа с номером на разных сценических площадках.
7. Итоговое занятие
Промежуточная (итоговая) аттестация.
Планируемые результаты
После освоения содержания программы дети
будут уметь:
- исполнять комплексы ритмической гимнастики;
- исполнять комплексы растяжки;
- исполнять основные элементы классического и народного танца;
- использовать навыки актерского мастерства;
- выполнять музыкальные, танцевальные и творческие задания;
- исполнять танцевальные композиции.
будут знать:
- основные понятия и термины хореографии;
- историю создания балета;
- правила исполнений классических движений;
- правила исполнений народного танца;
у них будут развиты:
- творческие способности;
- музыкально-ритмические навыки;
- координация, гибкость, пластичность;
будут воспитаны:
- морально-волевые и духовно-нравственные качества;
- уважение к нормам коллективной жизни;
- товарищество, трудолюбие;
- уважение к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Формы контроля. Аттестация
Текущий контроль (проводится на каждом занятии)
цель: оценки качества усвоенного материала на каждом занятии;
формы оценки: творческие задания, наблюдение, опрос, самостоятельная
работа;
Тематический контроль (проводится по окончании темы или модуля
программы)
цель: оценка качества усвоения материала и выявление трудностей по темам
изучаемого материала;
формы оценки: творческие задания, опрос, просмотр.
Формы аттестации
Аттестация обучающихся проходит в соответствии с Положением о
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в ЦДТ.
Промежуточная аттестация проводится два раза в год, в конце каждого
полугодия.
цель: диагностика качества знаний, умений и навыков.
формы аттестации: творческие задания, концерты, конкурсы.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения по программе.
цель: диагностика качества знаний, умений и навыков выпускников
объединения
формы аттестации: итоговое занятие, концерты, конкурсы.
В течение всего периода обучения ведутся: диагностическая карта
мониторинга результатов освоения дополнительной общеобразовательной
программы, портфолио обучающихся, достигших значимых результатов в
конкурсах.
Перечень основных составляющих элементов для прохождения
промежуточной и итоговой аттестации (составляется с учѐтом содержания
программы):
1. Музыкальный слух.
2. Координация и пластика движений
3. Танцевальный шаг.
4. Гибкость.
5. Техника исполнения.
6. Артистизм.
7. История хореографии.
8. Танцевальная терминология.
Результаты заносятся в Диагностическую таблицу определения уровня знаний
и умений (Приложение1).
Полученные данные заносятся в таблицу (Таблица №1).
Таблица №1
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Фамилия, имя
обучающегося
Итоги:
Дата проведения
Подпись педагога.
Низкий
уровень
Средний
уровень
Высокий
уровень
Примечания
Методические материалы
1.Материалы по технике безопасности:
https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/tiekhnika-biezopasnosti-naurokakh-khorieoghrafii
2.Диагностики:
Диагностика уровня обученности
https://infourok.ru/monitoring-obrazovatelnih-rezultatov-i-individualnogorazvitiya-uchaschihsya-radost-tanca-2223451.html
-Диагностика творческого мышления
http://mrc.kpk1.ru/images/stories/news/2014/torrens.pdf
-Уровень воспитанности
https://znanio.ru/media/diagnostika_urovnya_vospitannosti_uchaschihsya_1_1
1_klass-72621
3.Комплекс упражнений по партерному экзерсису. Барышникова. Азбука
Хореографии. Издательство Айрис Пресс.
4.Термины классического и народно-характерного танца:
-https://story-breaks.livejournal.com/7656.html
5.Аудио материал с фонограммами:
записи с классической музыкой, народной, современной музыки.
6.Видеозаписи:
Видеозаписи выступлений творческого объединения.
Юбилейный концерт Государственного
академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.
Русский народный Хор имени М.Е.Пятницкого.
Видеозаписи балетов.
7.Наглядно-иллюстративный материал:
альбом с фотографиями выступлений творческого объединения;
эскизы костюмов на балетную тему;
русский народный костюм
https://www.culture.ru/materials/51485/po-odezhke-vstrechayut
8.Лекционный материал:
Особенности русского народного танца: хороводы, переплясы, русские
кадрили https://studfiles.net/preview/5132034/page:3/
«Профессиональные ансамбли народного
танца» https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/06/21/professionalnyeansambli-narodnogo-tantsa
9. Книги по хореографии и танцам в электронном виде:
http://www.divadance.ru/reports/r9childrendance_grim_dlja_tantsa_makijazh.
htm
https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnayatematika/all/2012/09/23/nuzhnye-knigi-po-khoreografii-i-tantsam
10. Методические разработки:
«Воспитательная работа в хореографическом коллективе»
https://урок.рф/library/metodicheskaya_rabota_vospitatelnaya_rabota_v_hore
og_194420.html
статья: «Достижение эффективности обучения в хореографии»;
Методические разработки занятий.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- просторный танцевальный зал;
- станок, зеркала;
- магнитофон;
- форма для девочек: купальник, юбка, балетки.
- форма для мальчиков: черные шорты, белая облегающая майка, балетки;
- скакалка;
- коврики для партерной гимнастики.
Информационное обеспечение
Нормативно-правовые документы:
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31
-марта 2022 года № 678-р;
- Изменения, внесённые в Концепцию развития дополнительного
образования детей до 2030 года, утверждённые распоряжением
Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля
2022года года № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения
новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на 21 марта
2022 года).
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Приказ действует до 1 сентября
2027 года.
- Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 04.02.2022 № 4 «О внесении изменений в санитарноэпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой
короновирусной инфекции (covid-19)», утверждённые Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с 06.02.2022 г.
-Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года,
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ
от 29.12.2012 года.
Список литературы:
1. Базарова Н.П. Классический танец. Методика обучения... - Л., 1975 .
2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – М., 1963.
3. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М., 1974.
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
5. Костровицкая В., Писарев Л. Школа классического танца. – Л., 1968.
6.Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера. – М., 1976.
12.Ткаченко Т. Народные танцы. – М., 1975.
14.Хамзин Х.Х. Правильная осанка. - М., 1999.
15. Степанова Л. Танцы народов России. Репертуарный сборник №-14. – М.,
1973.
Интернет-ресурсы:
1. https://infourok.ru/biblioteka
2. https://horeografiya.com/index.php?route=information%2Farticle&id=4_1
3. https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnayatematika/all/2012/09/23/nuzhnye-knigi-po-khoreografii-i-tantsam
Приложение 1
Диагностическая таблица определения уровня знаний и умений
Название программы _______________________________________
Группа ___________
1 балл — низкий уровень развития
2 балла — средний уровень развития
3 балла — высокий уровень развития
Общий балл
Танцевальная
терминология
История
хореографии
Артистизм
Техника исполнения
Гибкость
Танцевальный шаг
Параметры оценки
Координация и
пластика движений
Фамилия, имя
Музыкальный слух
№
Критерии оценивания уровня знаний и умений
Баллы
3
2
1
3
2
1
Параметры оценки
Музыкальный слух
Музыкально исполняет движения, хорошо развито чувство ритма. Чутко
реагирует на интонационные и темповые оттенки звучания. Двигаясь,
ребенок правильно ощущает построение музыкальной фразы,
схватывает характер счета, легко справляется с ритмическими
заданиями. Безошибочно вступает на нужной доле такта. Движения
гармонично сливаются с музыкой. Танцует красиво, ритмично.
Достаточно музыкально и ритмично исполняет движения. Двигаясь,
ощущает построение музыкальной фразы, схватывает характер счета в
ритмических упражнениях, неплохо справляется с отсчетом ритма.
Несколько неуверенно исполняет движения при темповом изменении в
музыке - торопится или наоборот опаздывает. Движения не всегда
совпадают с музыкой. «Заторможенность» реакции на музыку мешает
вовремя вступить на нужной доле музыкального такта.
Слабо владеет музыкально - ритмическими навыками. Не чувствителен к
ритму, темпу, фразировке мелодий. Движения неуверенны, часто «в
разрез» с музыкой. Не умеет самостоятельно вступить на нужной доле
музыкального такта.
Координация и пластика движений
Хорошо развита координация тела и движений. При выполнении
танцевальных движений корпус держит прямо, шаг четкий, движения
пластичные. Свободно справляется со сложно координированными
движениями. Все движения выполняет уверенно, красиво.
Достаточно правильно координирует свои движения. Умеет точно и
уверенно выполнять простые движения. В более сложных комбинациях
не всегда справляется с координированием движений. Выполняет
движения не совсем красиво, корпус не подтянутый. Пластичность
движений выполняется
слабо.
Не умеет координировать свои движения. Не владеет принципом
«продвижения». Корпус наклоняет вперед, шаг неуверенный, не четкий.
Движения «грубые», не пластичные.
Танцевальный шаг
(способность поднятия работающей ноги на определенную высоту, которая измеряется в градусах)
3
2
1
3
2
выше 90 ° (нога легко поднимается)
90° (нога поднимается «тяжело», не выше 90°)
ниже 90° (мышцы ноги не обладают достаточной эластичностью)
Гибкость
Полная складка вперед к ногам в положении стоя и лежа. Методически
грамотное выполнение перегиба назад. В положении «кольцо» ноги
достают до плеч.
Частичная складка вперед к ногам в положении стоя и лежа или
1
3
2
1
3
2
1
3
2
1
3
2
1
неточное выполнение перегиба назад. В положении «кольцо» ноги
достают до головы.
Не складывается к ногам в положениях лежа и стоя или неправильное
выполнение перегиба назад. В положении «кольцо» ноги не достают до
головы.
Техника исполнения
Свободно владеет пластикой и динамикой движений, полное и
правильное исполнение упражнений.
Скоординированность движений, допускаются несущественные ошибки
при исполнении упражнений.
Несогласованность в движениях, упражнения выполняются с ошибками в
исполнительском плане и последовательности элементов.
Артистизм
Проявляет произвольную активность в выражении эмоций. Развита
эмоциональная выразительность мимики, жестов. Высокий уровень
включенности в художественный образ. Изображает все предложенные
эмоциональные состояния.
Мало эмоционален, напряжен, сосредоточен на правильности
выполнения движений.
Пытается выразить эмоциональное состояние, не проникая в
художественный образ. Мало эмоционален, стеснителен.
История хореографии
Знает основные этапы развития хореографического искусства. Легко
отвечает на поставленные (дополнительные) вопросы.
Знает основные этапы развития хореографического искусства.
Поверхностно владеет информацией.
Танцевальная терминология
Может дать определение танцевальным элементам и пояснить технику
их выполнения.
Может дать определения танцевальным элементам, допускаются
некоторые неточности в пояснении техники их выполнения.
Может дать определения танцевальным элементам, но затрудняется
пояснить технику их выполнения.