Пояснительная записка
Данная программа «Художественное рукоделие» способствует развитию
творческих способностей обучающихся, мелкой моторики и координации рук,
воображения, мышления, внимания, фантазии; воспитанию эстетического вкуса,
трудолюбия, аккуратности, усидчивости, умения довести начатое дело до конца,
взаимопомощи при выполнении работы в процессе занятий бисероплетением.
Направленность: художественная
Адресат программы: дети от 7 до 11 лет
Актуальность программы обусловлена подъемом национального общественного
сознания, пониманием необходимости возрождения народных традиций
рукоделия, ремесел, развития декоративно-прикладного творчества, отвечает
потребности общества в рамках выявления, поддержки и развития способностей
и талантов у детей. Программа предусматривает широкое привлечение
жизненного опыта ребенка и примеров из окружающей действительности. Работа
на основе наблюдения окружающей реальности является важным условием
освоения обучающимися программного материала. Стремление к выражению
своего отношения к действительности служит источником образного мышления
обучающихся.
Отличительные особенности программы заключаются в содержании
программы, что позволяет не только развивать творческие способности, но и
сформировать исследовательский способ мышления в изучении различных
приёмов плетения, создании оригинальных изделий, в воспитании трудолюбия,
усидчивости и аккуратности в работе;
Еще одной ее отличительной особенностью является расширение
разнообразия видов работ с бисером (начиная с простых плоских фигурок
животных и заканчивая сложными изделиями), материала (от крупного бисера на
первом году обучения до мелкого – на втором ), техники плетения (начиная с
плоского параллельного плетения и заканчивая дуговым и петельным).
Отличает данную программу еще и то, что по ней могут заниматься дети с
ограниченными возможностями здоровья
Новизна программы – состоит в том, что в ней систематизированы все
приёмы бисероплетения от азов до выполнения сложных изделий,
обоснованное
распределение
их
в
соответствии
с
возрастными
особенностями обучающихся т.е. программа построена по принципу «от
простого к сложному».
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в
том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с
игровой, которая еще недавно была ведущей, и поэтому оказывает большое
влияние на всестороннее развитие ребенка.
Все учебные занятия, кроме формирования знаний и умений по
бисероплетению, направлены на общее развитие ребенка. Расширяется кругозор
ребенка о народных традициях и праздниках, их современной направленности,
дается возможность проявить творческие способности обучающегося.
За время обучения у детей формируется осознание необходимости думать и
понимать, а не просто повторять определенные движения. И, конечно, весь
учебный материал связан с воспитанием у обучающихся художественного вкуса,
чувств радости и удовольствия от эстетически красивого.
Уровень освоения программы: базовый
Цель программы – раскрытие, развитие и реализация творческого потенциала
ребенка в области бисероплетения.
Задачи:
Образовательные:
- овладеть основами бисероплетения;
- овладеть практическими навыками и приемами изготовления и декорирования
изделий из бисера;
- расширить знания об истории возникновения и развития бисероплетения;
- обучиться различным техникам бисероплетения;
- сформировать знания по основам композиции, цветоведения и
материаловедения.
Развивающие:
- развивать моторные навыки;
- сформировать эстетический и художественный вкус;
- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, внимание;
- повышать общий интеллектуальный уровень;
- способствовать обогащению навыков общения и умений совместной
деятельности;
- способствовать расширению кругозора;
- содействовать адаптации обучающихся к жизни в обществе.
Воспитательные:
- привить интерес к культуре, истокам народного творчества;
- обеспечить доведение начатого дела до конца;
- способствовать взаимопомощи при выполнении работы;
- воспитать трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, внимательность;
- формировать общую культуру обучающихся;
- содействовать организации содержательного досуга;
- формирование навыков здорового образа жизни;
- воспитание духовно-нравственных, гражданско-патриотических ценностей
обучающихся.
Категория обучающихся: все желающие дети от 7 до 11 лет, а также дети с
ОВЗ.
Срок реализации программы: 2 года
Объем программы:
288 часов
1 и 2 год обучения по 144 часа.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий 45
минут при наличии сменной игровой деятельности, включения динамических
пауз (5-8 минут).
Язык реализации
программы : обучение по программе
осуществляется на русском языке в соответствии со ст.14 ФЗ-273 и Уставом
МБУДО Моздокского ЦДТ.
Форма обучения – очная.
Численный состав групп 1 и 2 года обучения : от 15 до 20 человек.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
групповая, индивидуально-групповая
Методы обучения
Объяснительно-иллюстративный. (рассказ; беседа;
экскурсия, работа с литературой; просмотр фильмов;
демонстрация опыта; и др.) основное
Репродуктивный ( практические упражнения и задания;
алгоритмы; программирование).
Частично-поисковый или эвристический – (эвристическая
беседа; случайный поиск, организующий понятия; контрольные
вопросы и др.)
Креативный (творческий) – (творческое задание, творческий
проект).
Игровой. Используется при реализации программы в следующих
случаях:
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия,
темы, раздела учебного предмета;
В качестве занятия или его части (введения, объяснения,
закрепления, упражнения, контроля);
Сводный учебный план
Количество часов
№
п\п
Наименование раздела, тема
1-й год
2-ой год
1.
Вводное занятие
2
3
2.
Историко-культурные сведения
6
9
3.
Школа бисероплетения
14
12
4.
Изделия из бисера I сложности
40
69
5.
Изделия из бисера II сложности
28
54
6.
Изделия из бисера III сложности
32
42
7.
Школа вязания
10
9
8.
Изделия I сложности
10
15
9.
Беседы, экскурсии, выставки
2
3
144
216
ВСЕГО часов
Учебный план 1-го года обучения
№
п/п
1.
Тема занятий
Количество часов
теория
практи
ка
всего
4.1
Вводное занятие,
инструктаж по технике
безопасности, знакомство с
инструментом и материалом
Историко-культурные
сведения
Школа бисероплетения
Изделия из бисера I
сложности:
.фенечки
4.2
.бусы
4.3
Забавные животные:
насекомые
4.4
животные
4.5
5
5.1
5.2
составление композиций
Изделия из бисера II
сложности:
ландыш
незабудки
5,3
мимоза
4
5.4
5.5
примула
стилизованный цветок
8
8
6
6.2
Изделия из бисера III
сложности
колье
Деревья:
цветущая ветка вишни
6.2
весенний абрикос
2.
3.
4.
6.1
2
2
6
6
14
Формы
контро
ля/атте
стаци
опрос
14
1
5
4
1
13
4
1
3
4
наблюде
ние
Карточк
и
Вопрос
ы
Педагог
ическое
наблюде
ние
опрос
беседа
карточк
и
наблюде
ние
схема
тестиро
вание
32
1
7
опрос
6
Педагог
ическое
наблюде
ние
опрос
8
6.3
7
8
8.1
8.1
9
Стилизованные деревья
10
Школа вязания
Вязанные изделия I сложности
– «вязание крючком»
прихватка
гусеничка
10
Промежуточная
аттестация
Всего часов
карточк
и
10
схема
1
1
2
2
144
14
3
5
опрос
наблюде
ние
130
К концу 1 года дети будут знать:
Историю возникновения и развития бисероплетения;
Основы цветоведения и композиции;
Основные приемы низания на проволоке, одной и двумя иглами,
способы наложения;
Технику безопасности при работе с острыми инструментами;
К концу 1 года дети будут уметь:
Пользоваться инструментами:
Работать со схемами и рисунками;
Принимать собственные цветовые, композиционные и орнаментальные
решения изготовления изделий;
Соблюдать правила по технике безопасности при работе с
инструментами;
Выполнять изделия в технике низания разными способами; в технике
наложения.
Содержание программы 1 года обучения
1.
2.
Вводное занятие.
Задачи и план работы объединения «Художественное рукоделие».
Оборудование рабочего места.
Необходимые принадлежности и материал для работы.
Правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами.
Историко–культурные сведения:
«Родословная стеклянной бусины», история возникновения
стеклоизделия.
Бусы как украшение.
Технология производства стекла и бисера.
Появление бисероплетения в Западной Европе.
Практическая работа:
Рассматривание материала для бисероплетения;
Низание на нитку или леску.
3. Школа бисероплетения.
Выполнение медицинских рекомендаций.
Низание крестиком (цепочка № 1) – соединение цепочек между собой,
«Колечки» (цепочка № 2,3,4) - соединение цепочек между собой.
Практическая работа:
Рассматривание материала для бисероплетения
Низание на нитку или леску
4. Изделия из бисера I сложности.
Выполнение объемных изделий на леске («мышка», «крокодил»)
Понятие о цвете, работа с леской
Низание на проволоку петельками, параллельное низание, низание
дугами («Стрекоза», «бабочка», «грибы», «знаки Зодиака»).
Практическая работа:
Чтение и зарисовка схем;
Подготовка рабочего места;
Выполнение медицинских рекомендаций.
5. Изделия из бисера II сложности.
«Цветочный калейдоскоп»: изготовление бисерного полотна
параллельным низанием. Подбор бисера по форме и цвету. Выполнение
медицинских рекомендаций.
«Ландыш» - петельное низание. Сбор бутонов. Выполнение листьев
параллельным низанием по схеме.
Практическая работа: плетение, выполнение и оформление данной
работы
«Незабудки» - петельное низание полевого цветка. Работа с проволокой.
Правильное выполнение середины цветка. Выполнение листьев. Сбор
цветка.
Практическая работа: плетение, выполнение и оформление данной
работы
.
«Мимоза» - петельное низание полевого цветка. Работа с проволокой.
Правильный сбор цветов и небольших букетиков.
Практическая работа: плетение, выполнение и оформление данной
работы
«Примула»- большое петельное вязание в несколько рядов. Работа с
проволокой, бисером разного размера, составление небольших букетиков из
сделанных цветов.
Практическая работа: плетение, выполнение и оформление данной
работы
«Стилизованный цветок» - петельное плетение. Расчет и количество
бисера и проволоки. Зарисовка схемы. Подбор бисера по цветку. Основы
цветоведения.
Практическая работа: выполнение «стилизованных цветов».
6. Изделия из бисера III сложности
«Колье » - подбор бисера, узоров, разработка композиции. Зарисовка
рисунка.
Практическая работа: подготовка бисера. Оформление выполненного
изделия.
«Деревья» - рассматривание иллюстраций, готовых изделий.
Практическая работа: выполнение задуманных изделий.
7. Школа вязания.
История развития трикотажного производства, прикладного искусства,
ручного художественного вязания.
Основные приемы набора петель и вязание крючком.
Выполнение «простых столбиков», «столбиков с накидом» и т.д.
8. Изделия I сложности (крючок)
«Прихватка» - определение размера прихватки. Начало вязания из
середины. Расчет петель. Вывязывание квадратных сторон.
Практическая работа: вывязывание и отделка изделия.
«Гусеничка» - выполнение кругов, которые последовательно соединяются
между собой. Оформление головы.
Практическая работа: выполнение и отделка изделия.
8.Промежуточная аттестация.
Учебный план II года обучения
№п/п
1.
2.
3.
4.
4.1
Тема занятий
Вводное занятие, инструктаж по
технике безопасности,
знакомство с инструментами и
материалом.
Историко-культурные сведения
Школа бисероплетения
Изделия из бисера I
сложности:
фенечки
Количество часов
теория практ
ика
всего
3
3
9
12
64
9
Форма
контрол
я/
аттеста
ци
опрос
опрос
12
1
5
наблюден
ие
4.2
4.3
.бусы
.браслеты
9
9
4.4
Забавные животные:
насекомые
4.5
4.5
животные
птицы
15
12
4.6
составление композиций
6
5.
Изделия из бисера II
сложности:
«Цветочный калейдоскоп»
5.1
5.2
кристаллы льда
ромашки
5.3
5.4
5.5
5.6
6.
фрезия
тюльпан
роза
стилизованные цветы
Изделия из бисера III
сложности:
.пасхальные яйца
Деревья:
6.1
1
9
1
5
6
9
9
12
12
наблюден
ие
схема
тестиров
ание
наблюден
ие
тестиров
ание
Вопросы
Педагоги
ческое
наблюден
ие
опрос
карточки
беседа
карточки
наблюден
ие
1
11
белая береза
белая акация
9
9
6.4
7.
7.1
дерево счастья
Школа вязания:
Вязанные изделия I сложности –
«Вязание крючком»
1.Вязание салфеток
Беседы, использование
сквозных программ, выставки
Всего часов:
12
9
18
схема
тестиров
ание
Вопросы
Педагоги
ческое
наблюден
ие
опрос
беседа
18
3
3
216
18
Предполагаемые результаты:
2 год обучения
Образовательный блок:
тестиров
ание
54
6.2
6.3
7.2
8
схема
198
карточки
К концу 2 года дети будут знать:
Основные сведения о декларативных художественных промыслах;
Основы композиции и принципы составления;
Требования к качеству выполнения работ;
Медицинские рекомендации во время занятия рукоделием;
Правила безопасности труда и пожарной безопасности
К концу года дети будут уметь:
Грамотно и аккуратно изготавливать изделия и оформлять его;
Самостоятельно составлять схемы и зарисовывать их
Разрабатывать и составлять небольшие композиции;
Анализировать собственные творческие работы;
Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда.
Воспитательный блок:
На втором этапе обучения у воспитанников развиваются способности к
сопереживанию, а также закрепляются навыки восприятия другого.
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
Задачи и план работы объединения.
Оборудование рабочего места.
Материал и принадлежности.
Правила техники безопасности.
2. Историко-культурные сведения.
«Золотой век русского бисера».
Появление бисера в России.
Налаживание его производства царем Петром I.
Исследования и опыты М.Ломоносова по получению цветных стекол.
Бисерные работы и вышивки, распространение мастерских в России.
Практическая работа: рассматривание иллюстраций с изображением
работ, выполненных бисерным рукоделием. Выполнение простейших видов
«низания».
3. Школа бисероплетения.
Выполнение медицинских рекомендаций;
Низание «сеток» (цепочка «восьмерка», поперечное низание,
выполнение простейших колье в продольном низании).
Практическая работа: работа с бисером, стеклярусом, зарисовка схем.
4. Изделия из бисера I сложности
«Фенечки» – подбор бисера, для изготовления фенечек.
Практическая работа низание, выполнение,оформление работы
«Забавные животные» – выполнение забавных фигурок из бисера разных
цветов. Практическая работа выполнение различных фигурок из
цветов различного цвета.
5. Изделия из бисера II сложности «Цветочный калейдоскоп».
«Кристаллы льда» - подбор бисера. Простейшее низание, низание по
кругу.
Практическая работа: низание, выполнение и оформление работы.
«Ландыш» - петельное низание. Закрепление низания по кругу. Подбор
бисера разного размера для листьев. Выполнение листьев и соцветий с
оттенком.
Практическая работа: выполнение и составление букетов.
«Ромашка» - петельное усложнение низания. Выполнение середины, сбор
соцветий. Теневое оформление листьев. Сбор букетов.
Практическая работа: выполнение работы по схеме.
«Форзиция» - петельное плетение. Самостоятельный подбор материала.
Цветовая гамма. Выполнение цветов и сбор их в ветки.
Практическая работа: выполнение веток «форзиции».
«Тюльпан» использование петельного низания. Подбор бисера по цвету.
Выполнение цветов и соединение их в веточки.
Практическая работа: выполнение работы по схеме.
«Дерево счастья» - использование комбинированной техники плетения.
Изготовление листьев, веток, соединение веток. Подбор бисера, бус,
стекляруса. Подбор декоративной посуды.
Практическая работа: выполнение работы по схеме.
6. Изделия из бисера III сложности.
«Пасхальные яйца» - подбор бисера. Изготовление формы яйца. Плетение
сеток, пояса яйца, острого и тупого конца. Украшение, подбор рисунка.
Практическая работа: расчет петель, количество бисера, необходимого
для работы оформление работы.
7. Школа вязания.
Краткая история вязания;
Вязание по кругу;
Чтение и зарисовка схем;
Подбор пряжи для вязания;
Выполнение рисунков, построенных на основе лицевых и изнаночных
петлях.
8. Вязание изделий I сложности.
Вязание салфеток – Подбор пряжи (хлопчатобумажной), схемы рисунка.
Начало вязания. Вязание по схеме. Оформление вязаного изделия.
Практическая работа: вывязывание и оформление изделия.
9. Беседы, использование сквозных программ: «Этическое воспитание»,
«Здоровый образ жизни», «Экология».
Планируемые результаты
Личностные результаты
Уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками
Самостоятельно проявлять целеустремленность. Усердие
Уметь контролировать себя и ответственно относится к работе
Чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности
Уметь реализовать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности
Метапредмсетные результаты
Знать об основных характеристиках цвета и закономерности цветовых
сочетаний
Уметь осуществлять поиск необходимой информации с помощью литературы и
интернет ресурсов
Уметь самостоятельно включаться в творческую деятельность
Уметь самостоятельно составлять и читать схемы плетения.
Регулярные
Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Уметь осуществлять итоговый и и пошаговый контроль по результату
Уметь адекватно принимать словесную оценку учителя
Уметь готовить рабочее место и т убирать его по окончанию работы
Уметь выполнять практическую работу по предложенному плану
Доводить начатую работу до конца
Уметь вносить необходимые коррективы и действия после завершения на
основе характера с сделанной ошибки
Коммуникативные
Уметь оценивать результаты своей работы с помощью содержательных
критериев
Уметь публично обсуждать и отстаивать свои идеи и результаты творческой
деятельности
Уметь задавать вопросы
Уметь оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое
обращение со сверстниками и взрослыми
Предметные результаты
Получение знаний о правилах и порядке составления изделий из бисера
Получение знаний об основных характеристиках качества создаваемого
изделия из бисера
Применение полученных знаний у умений в процессе выполнения творческих
работ
Уметь работать с различными материалами и инструментами при создании
изделий из бисера
Уметь гармонично сочетать цвета при создании изделий из бисера
В результате обучения по программе «Художественное рукоделие» у ребенка:
- будет сформирована устойчивая потребность:
-будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества;
-будет развита устойчивая потребность к самообразованию;
-будет сформирована активная жизненная позиция;
-будут развиты творческие способности;
-будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни;
Формы контроля. Аттестация.
Критерии оценки результативности определяются в соответствии с
реализуемой дополнительной программой «Волшебные бусинки». При
реализации программы используются четыре вида контроля: входящий,
текущий, промежуточный, итоговый.
Входная аттестация – это оценка начального уровня образовательных
возможностей детей при поступлении в кружок.
Текущий контроль – это оценка уровня и качества освоения тем и разделов
программы и личностных качеств обучающихся в кружке; осуществляется на
занятиях в течении всего учебного года.
Промежуточная аттестация –это оценка уровня и качества освоения детьми
дополнительной образовательной программы по итогам полугодия и учебного
года. Осуществляется в декабре и мае каждого учебного года.
Итоговая аттестация результативности освоения дополнительной
образовательной программы – это оценка уровня и качества освоения детьми
дополнительных образовательных программ по мере окончания освоения
дополнительной общеобразовательной программы. Итоговый контроль
осуществляется в апреле-мае в соответствии с графиком.
Формы контроля определены в соответствии с дополнительной
общеобразовательной программой. Формами контроля могут быть:
анкетирование, тестирование, беседа, опрос, участие в выставках и т.д.
Контроль позволяет выявить способности обучающихся и скорректировать
индивидуальную работу.
Объективный и систематический контроль учебной работы является
важнейшим средством управления обазовательно-воспитательного процесса.
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
задачи
критерии
Показатели
Методы
Задачи обучения
-овладеть основами
бисероплетения;
- овладеть
практическими
навыками и
приемами
изготовления и
декорирования
изделий из бисера;
расширить знания
об истории
возникновения и
развития
бисероплетения;
- обучиться
различным
техникам
бисероплетения;
-сформировать
знания по основам
композиции,
цветоведения и
материаловедения.
-развивать
моторные навыки
Уровень
соответствия
теоретических
знаний
обучающегося
программным
требованиям
Уровень
соответствия
теоретических
знаний
обучающегося
программным
требованиям
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Тестирование,
контрольный
опрос
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Игра, наблюдение
Уровень
Низкий уровень
соответствия
Средний уровень
теоретических
Высокий уровень
знаний
обучающегося
программным
требованиям
Уровень
Низкий уровень
соответствия
Средний уровень
теоретических
Высокий уровень
знаний
обучающегося
программным
требованиям
Уровень
Низкий уровень
соответствия
Средний уровень
теоретических
Высокий уровень
знаний
обучающегося
программным
требованиям
Задачи развития
Уровень развития у
Низкий уровень
обучающихся
Средний уровень
способностей
Высокий уровень
Индивидуальное
собеседование
Тестирование,
контрольный
опрос
контрольный
опрос
Тестирование,
контрольный
опрос
- сформировать
эстетический и
художественный
вкус;
Уровень развития у
обучающихся
способностей
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
собеседование
- развивать
образное
мышление,
фантазию,
Уровень развития у
обучающихся
способностей
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
игра
творческие
способности,
внимание;
- повышать общий
интеллектуальный
уровень;
Уровень развития у
обучающихся
способностей
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Творческие и
нестандартные
решения
-способствовать
обогащению
навыков общения и
умений совместной
деятельности;
Уровень развития у
обучающихся
способностей
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Тестирование,
контрольный
опрос
-способствовать
расширению
кругозора;
Уровень развития у
обучающихся
способностей
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
собеседование
-содействовать
адаптации
обучающихся к
жизни в обществе.
Уровень развития у
обучающихся
способностей
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Игра, наблюдение
- привить интерес к
культуре, истокам
народного
творчества;
Уровень развития
личностных
качеств
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Индивидуальное
собеседование
-обеспечить
доведение начатого
дела до конца;
Уровень развития
личностных
качеств
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Игра, наблюдение
- способствовать
взаимопомощи при
выполнении
работы;
Уровень развития
личностных
качеств
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
собеседование
- воспитать
трудолюбие,
терпение,
усидчивость,
выносливость,
внимательность;
Уровень развития
личностных
качеств
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Творческое.
Нестандартное
решение Игра,
наблюдение
формировать
общую культуру
обучающихся;
Уровень развития
личностных
качеств
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Тестирование,
контрольный
опрос
-содействовать
организации
содержательного
досуга;
Уровень развития
личностных
качеств
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Индивидуальное
собеседование
- формирование
навыков здорового
образа жизни;
Уровень развития
личностных
качеств
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Игра, наблюдение
Задачи воспитания
-воспитание
духовнонравственных,
гражданскопатриотических
ценностей
обучающихся.
Уровень развития
личностных
качеств
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Творческое.
Нестандартное
решение
№
п\п
Наименование элементов перечня
Наглядные пособия:
1
2
3
1
2
3
1
Авторские методические разработки технологических приемов.
Образцы изделий. Плакаты. Цветовой круг.
Таблица гармонирующих и негармонирующих цветов и оттенков.
Таблица гармонирующих и негармонирующих цветов и оттенков.
Дидактические материалы:
Методические материалы, карточки, наглядные пособия, иллюстрации
Информационные листы со схемами.
Рисунки – схемы, таблицы.
Литература:
Аполозова Л.И. Украшение бисером: Учебно-методическое пособие –
МТЦ. Сфера, 2002-102 с.
2
3
Артемонова Е.В. Бисер. М: 2002 – 96с.
Божко Л.В. Бисер. М: ТЦ. Сфера. 2003 – 140 с.
4
Божко Л.В. Бисер. Уроки мастерства. ТЦ. Сфера. 2003 – 86 с.
5
Куликова Л.А. Цветы из бисера. М: 2001 – 110 с.
6
Ляукина М.В. Бисер. Энциклопедия. М: 2004 – 288 с.
7
Котова И., Котова А. Школа современного бисероплетения.
М. 1999 -250 с.
8
Народные художественные промыслы России. М. 1984 – 180 с.
9
Осетинский орнамент. Орджоникидзе. 1960 – 250 с.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Материально – техническое обеспечение.
Оборудование.
бисер различных размеров / от № 11 до №5 /, рубка, стеклярус,
бусы, пайетки;
нити капроновые, армированные катушечные с лавсаном, «мулине»,
шерстяные;
леска / от 0,1 мм до 0,3 мм /, мононить;
замки, карабины для предметов бижутерии, швензы,
колечки,
колпачки;
ножницы с острыми концами, проволока различного диаметра /от
0,1 мм до 5 мм /;
ножницы с острыми концами, проволока различного диаметра /от
0,1 мм до 5 мм /;
карандаши простые, карандаши цветные /фломастеры/;
тетради в клеточку, ручка, ластик, линейка, сантиметровая лента,
мел;
кисти: мягкие/белка/,жесткие/щетина/,палочки, лопаточки,
небольшие баночки и др.;
Раздаточный материал:
1
2
3
Схемы изделий.
Схемы низания бисером.
Карточки с заданиями.
Кадровое обеспечение программы.
Реализацию
данной
программы
осуществляет
педагог
дополнительного
образования,
имеющий
среднее
профессиональное или высшее образование (соответствующего
направления) и отвечающий квалификационным требованиям,
указанным
в
квалификационных
справочниках,
и
(или)
профессиональном
стандарте
педагога
дополнительного
образования детей и взрослых.
Информационное обеспечение.
Нормативно-правовые документы
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р;
- Изменения, внесённые в Концепцию развития дополнительного образования
детей до 2030 года, утверждённые распоряжением Правительства Российской
Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля
2022года года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении
санитарноэпидемиологических
правил
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на 21 марта 2022
года).
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.02.2022 №4 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические
правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции
(covid-19)», утверждённые Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от
04.02.2022-Действует с 06.02.2022 г.
-Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года, «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012 года.
Список литературы.
1.Аполозова Л.И. Украшение бисером: Учебно-методическое пособие – М: ТЦ.
Сфера, 2002-102 с.
2. Артемонова Е.В. Бисер. М: 2002 – 96с.
3.Божко Л.В. Бисер. М: ТЦ. Сфера. 2003 – 140 с.
4. Божко Л.В. Бисер. Уроки мастерства. ТЦ. Сфера. 2003 – 86 с.
5. Куликова Л.А. Цветы из бисера. М: 2001 – 110 с.
6. Ляукина М.В. Бисер. Энциклопедия. М: 2004 – 288 с.
7. Ляукина М.В. Техника вязания и плетения. М. 1999 – 140 с.
8.Котова И., Котова А. Школа современного бисероплетения.
М. 1999 -250 с.
9. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ № 1726-р от
4 сентября 2014 года;
10. Народные художественные промыслы России. М. 1984 – 180 с.
11. Осетинский орнамент. Орджоникидзе. 1960 – 250 с.
Интернет-ресурсы:
1. Сайт «kulikovanina ucoz.ru»
2. «МААМ,ru»
Приложение 1
Подго Блоки
товите
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
№
Этап учебного
занятия
1
Организационный
Подготовка детей к работе
на занятии
2
Проверочный
3
Подготовительны
й (подготовка к
новому
содержанию)
Установление
правильности и
осознанности выполнения
домашнего задания (если
таковое было), выявление
пробелов и их коррекция
Обеспечение мотивации и
принятие детьми цели
учебно-познавательной
деятельности
4
Усвоение новых
знаний и способов
действий
Основной
5
6
7
8
Задачи этапа
Обеспечение восприятия,
осмысления и первичного
запоминания связей и
отношений в объекте
изучения
Первичная
Установление
проверка
правильности и
понимания
осознанности усвоения
изученного
нового учебного материала,
выявление ошибочных или
спорных представлений и
их коррекция
Закрепление
Обеспечение усвоения
новых знаний,
новых знаний, способов
способов действий действий и их применения
и их применение
Обобщение и
систематизация
знаний
Контрольный
Формирование целостного
представления знаний по
теме
Выявление качества и
уровня овладения
знаниями, самоконтроль и
коррекция знаний и
способов действий
Содержание деятельности
Организация начала
занятия, создание
психологического настроя
на учебную деятельность и
активизация внимания
Проверка домашнего
задания (творческого,
практического), проверка
усвоения знаний
предыдущего занятия
Сообщение темы, цели
учебного занятия и
мотивация учебной
деятельности детей
(например, эвристический
вопрос, познавательная
задача, проблемное задание
детям)
Использование заданий и
вопросов,
которые активизируют
познавательную
деятельность детей
Применение пробных
практических заданий,
которые сочетаются с
объяснением
соответствующих правил
или обоснованием
Применение
тренировочных
упражнений, заданий,
которые выполняются
самостоятельно
детьми
Использование бесед и
практических заданий
Использование устного
(письменного) опроса, а
также заданий различного
уровня сложности
(репродуктивного,
творческого, поисковоисследовательского)
Итоговый
9
Итоговый
10 Рефлексивный
Анализ и оценка
успешности достижения
цели, определение
перспективы последующей
работы
Мобилизация детей на
самооценку
Педагог совместно с детьми
подводит итог занятия
Самооценка детьми своей
работоспособности,
Методическое обеспечение программы
I год обучения
1 Раздел «Вводное занятие».
Методы обучения:
Словесный: беседа, пояснения, инструктаж по технике
безопасности.
Наглядный: иллюстрации, пособия по художественному
рукоделию.
2 Раздел «Историко–культурные сведения».
Методы обучения:
Словесный: беседа, пояснение.
Наглядный: рассматривание предметов народно-прикладного
искусства с использованием иллюстраций из книг и журналов по
рукоделию.
3 Раздел «Школа бисероплетения».
Методы обучения:
Словесный: беседа о народно-прикладном искусстве, пояснение.
Наглядный: готовые изделия выполненные из бисера.
Практический: выполнение несложных изделий по показу.
4 Раздел «Изделия из бисера I сложности».
Методы обучения:
Словесный: пояснения, указания.
Наглядный: рассматривание готовых изделий, показ способов
плетения.
Практический: упражнения, задания по готовому образцу.
5 Раздел «Изделия из бисера II сложности».
Методы обучения:
Словесный: беседа, пояснения, указания.
Наглядный: рассматривание и показ предметов народноприкладного искусства.
Практический: упражнения, выполнение заданий по готовому
образцу.
6 Раздел «Изделия из бисера III сложности».
Методы обучения:
Словесный: беседа, пояснения, указания.
Наглядный: рассматривание и показ предметов народноприкладного искусства.
Практический: упражнения, выполнение заданий по готовому
образцу.
7 Раздел «Школа вязания».
Методы обучения:
Словесный: беседа об истории развития ручного художественного
вязания, рассматривание иллюстраций, схем.
Практический: упражнения, выполнение узоров по готовому
образцу.
Раздел «Вязаные изделия I сложности»
Методы обучения:
Словесный: беседа, рассказ
Наглядный: показ предметов народно-прикладного искусства,
салфеток, дорожек.
Практический: упражнения, задания по карточкам.
8 Использование методической папки «Система занятий к
программе «Художественное рукоделие» (I год).
Методическое обеспечение программы
II год обучения
1 Раздел «Вводное занятие».
Методы обучения:
Словесный: беседа, пояснения, инструктаж по технике
безопасности.
Наглядный: иллюстрации, пособия по художественному
рукоделию.
2. Раздел «Историко-культурные сведения».
Методы обучения:
Словесный: пояснение, беседа.
Наглядный: рассматривание предметов народно-прикладного
искусства с использованием иллюстраций из книг и журналов по
рукоделию.
3. Раздел «Школа бисероплетения».
Методы обучения:
Словесный: беседа, указания, рекомендации, анализ.
Наглядный: готовые бисерные изделия, схемы, карточки.
Практический: выполнение изделий в соответствии со схемой.
4. Раздел «Изделия из бисера I сложности».
Методы обучения:
Словесный: показ, указания.
Наглядный: готовые образцы, схемы, карточки, «методическая
папка».
Практический: упражнения, выполнение по схеме, работа с
цветом.
5. Раздел «Изделия из бисера II сложности».
Методы обучения:
Словесный: беседа о народно-прикладном искусстве.
Наглядный: рассматривание образцов и поделок из бисера, показ
способов действия.
Практический: упражнения, задания по готовому образцу.
6. Раздел «Изделия из бисера III сложности».
Методы обучения:
Словесный: беседа о народно-прикладном искусстве.
Наглядный: рассматривание образцов и поделок из бисера, показ
способов действия.
Практический: упражнения, задания по готовому образцу
7. Раздел «Школа вязания»
Методы обучения:
Словесный: беседа, рассматривание, указания.
Наглядный: рассматривание схем, знакомство с условиями
обозначениями.
Практический: работа с карточками.
8 Раздел «Вязание изделий I сложности».
Методы обучения:
Словесный: показ, пояснения.
Наглядный: образцы, схемы.
Практический: работа с образцами, литературой, схемами по
рукоделию.
9. Использование методической папки «Система занятий к программе
«Художественное рукоделие» (II год).
Тест «Проверь себя»
1
Правила техники безопасности
Задание Прочитай и найди неверное утверждение!
Хранить бисер необходимо в баночках с
Да
плотной крышкой или в закрывающихся
целлофановых пакетиках;
Нет
2
Обрезки от проволоки, лески можно бросать на пол;
Да
Нет
3
Ножницы хранить необходимо в определенном
месте;
Да
Нет
4
Допускается передавать ножницы лезвиями вперед;
Да
Нет
5
В конце работы нужно убрать свое рабочее место;
Да
Нет
6
Можно резать ножницами на ходу;
да
нет
Критерии оценки:
Высокий уровень – 5-6 ответов
Средний уровень -4 ответа
Низкий уровень -2 ответа
1
Задание «технология изготовления «божей коровки»
Какая техника плетения изображена на схеме?
2
Пронумеруй последовательность выполнения
туловища
3
Выполни поделку по схеме
Критерии оценки:
Время выполнения задания 10-15 минут
Высокий уровень – техника плетения названа правильно
Средний уровень - работа выполнена аккуратно,
Низкий уровень - правильный подбор тона изделия, имеется небольшой
изъян, неровный бисер;
Тест для входного диагностического опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала по теме:
«Название и назначение материалов используемых в бисероплетении»
«Название и назначение материалов используемых в бисероплетении»
Фамилия, имя
1
Из чего изготавливают бисер?
(подчеркните)
2
Какого вида бисера НЕ существует?
(подчеркните)
3
Материал для нанизывания бисера,
придающий изделию любую форму:
(подчеркните)
4
Форма стекляруса: (подчеркните)
Дерево
Стекло
Железо
Пластилин
Керамические
материалы
Ягоды (подчеркните)
Рубка (рубленный
бисер);
Резка (резанный бисер);
Стеклярус
Швейные нитки;
Нитки мулине;
Проволока
Круг;
Трубочка;
Звездочка
5
Что еще используют для плетения бисером
вместо проволоки? (подчеркните)
Трос;
Леску;
Провод
6
:Бисер применяют для: (подчеркните)
-Украшения одежды;
Игры маленьких детей
Критерии оценки
6 баллов – 6 вопросов;
4 балла – 5 вопросов;
З балла- 4 вопроса;
Тест по теме «Из истории бисероплетения»
№
п/п
1
Вопросы
Что означает бисер в переводе с
арабского языка? (подчеркните)
2
Первое упоминание о бисере
приходится…?(подчеркните)
3
Кто является автором этого
стихотворения?
ответы
Драгоценный камень
Фальшивый жемчуг
стекло
Первое тысячелетие до н.э
Средние века
Начало века
А.С.Пушкаин
М.Ю.Лермонтов
М.В.Ломаносов
«Так в бисере стекло, подобно жемчугу
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится в полуношных степях
Им красится Арап на южных берегах….
(подчеркните)
4
Что такое бисер? (подчеркните)
Мелкие круглые или
многогранные шарики из
стекла, металла, пластмассы,
костюм со сквозными
отверстиями для низания;
Мелкие шарики,
предназначенные для
украшений;
Бусинки средней величины
со сквозными отверстиями
Устный опрос по теме: «Из истории
бисероплетения»
Вопросы:
Расскажите легенду происхождения стекла?
Ответ: В очень далекие времена, финикийские купцы везли по
Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На
ночлег они остановились на песчаном берегу и стали готовить себе
пищу на костре, который обложили большими кусками соды. Поутру,
разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был
тверд, как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен, как
вода. Это было стекло.
1. Для чего применяли бисер женщины в Древней Руси?
Ответ: для отделки икон, различной
мужской и женской одежды, головных уборов.
церковной
утвари,
2. Древнейшее значение украшений?
Ответ:
украшения
выполняли
функцию
оберегов,
обеспечивавшее тому, кто их носил, защиту от злых духов, болезней и
других опасностей, а также для удовлетворения эстетических
потребностей.
Итоговый тест по программе «Художественное рукоделие»
Фамилия. имя
вопросы
ответы
1
Какое из предложенных названий не
Жгут
является украшением из бисера
Гердан
(подчеркните)
Бисерный воротник
градан
2
Объединение изображения в единое целое Лргамент
– это…..( подчеркните)
Композиция
Рапорт
ритм
3
Последовательное повторение узоров или
Композиция
групп узоров это…. (подчеркните)
Узор
Орнамент
раппорт
4
Как называются швы, которые выполняют Гладьвые
по счету нитей? (подчеркните)
Ришелье
счетные
Критерии оценки:
Высокий уровень – 4 ответов
Средний уровень -3 ответа
Низкий уровень -2 ответа
Мониторинг результатов обучения по дополнительной
общеобразовательной программе «Художественное рукоделие»
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1
1.
1
1.
2
2
2.
1
2.
2
критерии
Степень выраженности
оцениемаго качества
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Теоретическая подготовка ребенка
Теоретические
Соответствие
Минимальный уровень
знания 9по
теоретических (ребенок овладел менее
основным
знаний
чем ½ объема знаний
разделам
ребенка
предусмотренных
учебнопрограммным программой);
тематического
требования
Средний уровень 9объем
плана
усвоенных знаний
программы)
составляет более ½);
Максимальный уровень
(ребенок практически
освоил весь объем знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период)
Владение
Осмысленност Минимальный уровень
специальной
ь и
(ребенок, как правило,
терминологией
правильность
избегает употреблять
использовани
специальные термины);
я специальной Средний уровень (ребенок
терминологии сочетает специальную
терминологию с бытовой)
Максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно и в
полном соответствии с с
их содержанием)
Практическая подготовка ребенка
Практические
Соответствие
Минимальный уровень (
умения и
практических (ребенок овладел менее
навыки,
умений и
чем ½ предусмотренных
предусмотренны навыков
умений и навыков);
е программой
программным Средний уровень (объем
требования
усвоенных умений и
(по основным
навыков составляет более
разделам
½);
учебноМаксимальный уровень
тематического (ребенок овладел
лана
практически всеми
программы)
умениями и навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период
Владение
Отсутствие
Минимальный уровень
специальным
затруднений в умений (ребенок
оборудованием
использовани
испытывает серьезные
Возмож
ное
количес
тво
баллов
Методы
диагнос
тики
3
Наблюд
ение,
тестиро
вание,
контрол
ьный
опрос и
др.
4
5
3
собесед
ование
4
5
3
Контро
льное
задани
е
4
5
3
Контро
льное
задани
и оснащением
2.
3
Творческие
навыки
Показатели
(оцениваемые
параметры)
3
3.1
А
Б
Умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу
Учебнопознавательна
я компетенция
Умение
пользоваться
и
специального
оборудования
и оснащения
Креативность
в
использовани
и
практических
заданий
критерии
затруднения при работе с
оборудованием
е
Средний уровень
(работает с оборудованием
с помощью педагога);
Максимальный уровень
)работает с оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
Начальный
(элементарный) уровень
развития креативности
(ребенок в состоянии
выполнять лишь
простейшие практические
задания педагога);
Репродуктивный уровень
(выполняет в основном
задания на основе
образца);
Творческий уровень
(выполняет практические
задания с элементами
творчества)
4
Степень выраженности
оцениемаго качества
Возмож
ное
количес
тво
баллов
Методы
диагнос
тики
3
Анализ
исследо
вательс
кой
работы
Метапредметнные РЕЗУЛЬТАТЫ
Общеучебные умения и навыки ребенка:
Учебно-интеллектуальные умения;
Самостоятель Минимальный уровень
ность в
умений (учащийся
подборе и
испытывает серьезные
анализе
затруднения при работе с
литературы
литературой, нуждается в
прстоянной помощи и
контроле педагога);
Средний уровень
(работает с литературой с
помощью педагога и
родителей)
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений0
Самостоятель Минимальный уровень
ность в
умений (учащийся
5
4
Контро
льное
задани
е
5
4
5
3
Анализ
исследо
компьютерным
и источниками
информации
Информацион
ная
компетенция
В
3.
2
А
Умение
осуществлять
учебноиссоедовательс
кую работу
(писать
рефераты,
проводить
самостоятельн
ые учебные
исследования)
Учебнопознавательна
я компетенция
Ценностносмысловая
компетенция
Самостоятель
ность в
учебноисследователь
ской работе
испытывает серьезные
затруднения при работе с
литературой, нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога)
Средний уровень
(работает с литературой с
помощью педагога или
родителей)
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
Минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе с
литературой, нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога)
Средний уровень
(работает с литературой с
помощью педагога и
родителей)
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений)
вательс
кой
работы
4
5
3
Анализ
исследо
вательс
кой
работы
4
5
Учебно-коммукативные умения:
Умение
слушать и
слышать
педагога
Коммуникати
вная
компетенция
Б
пользовании
компьютерны
ми
источниками
информации
Умение
выступать
перед
аудиторией
Адекватность
восприятия
информации,
идущей от
педагога
Свобода
владения и
подачи
обучающимис
я
Минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе с
литературой, нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога)
Средний уровень
(работает с литературой с
помощью педагога и
родителей)
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений)
Минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе с
литературой, нуждается в
3
наблюд
ение
4
5
3
наблюд
ение
Коммуникати
вная
компетенция
В
Умение вести
полемику,
участвовать в
дискуссии
Коммуникати
вная
компетенция
Показатели
(оцениваемые
параметры)
3.
2
А
Б
подготовленн
ой
информации
Самостоятель
ность в
построении
дискуссионно
го
выступления,
логика в
построении
доказательств
критерии
Средний уровень
(работает с литературой с
помощью педагога и
родителей)
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений)
Минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе с
литературой, нуждается в
Средний уровень
(работает с литературой с
помощью педагога и
родителей)
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений)
Степень выраженности
оцениемаго качества
4
5
3
наблюд
ение
4
5
Возможно
е
количеств
о баллов
Методы
диагност
ики
3
наблюде
ние
Учебно-коммуникативные умении
Умение слушать
и слышать
педагога
Коммуникативн
ая компетенция
Умение
выступать перед
аудиторией
Коммуникативн
ая компетенция
Адекватность
восприятия
информации,
идущей от
педагога
Свобода
владения и
подачи
обучающимся
подготовленн
ой
информации
Минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе
с литературой,
нуждается в
прстоянной помощи и
контроле педагога);
Средний уровень
(работает с литературой
с помощью педагога и
родителей)
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений)
Минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе
с литературой,
нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога)
4
5
3
наблюде
ние
В
Умение вести
полемику.
Участвовать в
дискуссии
Коммуникативн
ая компетенция
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Самостоятель
ность в
построении
дискуссионно
го
выступления,
логика в
построении
доказательств
критерии
Средний уровень
(работает с литературой
с помощью педагога или
родителей)
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
Минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе
с литературой,
нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога)
Средний уровень
(работает с литературой
с помощью педагога или
родителей)
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
Степень
выраженности
оцениемаго качества
4
5
3
наблюде
ние
4
5
Возможн
ое
количест
во баллов
3.3
Учебно-организованные умения и навыки
А
Умение
Способность
Минимальный уровень
3
организовывать самостоятельно умений (учащийся
свое рабочее
готовить свое
испытывает серьезные
(учебное) место рабочее место
затруднения при
к деятельности
работе с литературой,
Социальнои убирать его за нуждается в
трудовая
собой
прстоянной помощи и
компетенция
контроле педагога);
Средний уровень
4
(работает с
литературой с
помощью педагога и
родителей)
Максимальный
5
уровень (работает с
литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений)
Б
Навыки
Соответствие
Минимальный уровень
3
соблюдения в
реальных
(ребенок овладел менее
процессе
навыков
чем ½ объема навыков
деятельности
соблюдения
соблюдения правил
Методы
диагност
ики
наблюде
ние
наблюде
ние
правил
безопасности
Социальнотрудовая
компетенция
В
Умение
аккуратно
выполнять
работу
правил
безопасности
программам
требованиям
Аккуратность и
ответственность
в работе
безопасности,
предусмотренных
программой)
Средний уровень
((объем усвоенных
навыков составляет
более ½);
Максимальный
уровень (ребенок
освоил практически
весь объем навыков,
предусмотренных
программой за
конкретный период)
Удовлетв.- хорошо отлично
4
5
наблюде
ние
Социальнотрудовая
компетенция
1.
1
1.
2
1.
3
Мониторинг личностного развития ребенка
в процессе освоения им дополнительной образовательной программы
Показатели
критерии
Степень
Возможн Методы
(оценочные
выраженности
ое
диагност
параметры)
оцениваемого
количест
ики
качества
во баллов
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Организационно-волевые качества
Терпение
Способность
Терпения хватает <
3
наблюде
переносить
чем на ½ занятия
ние
Компетенция
(выдерживать
Терпения хватает >
4
личностного
известные
чем на ½ занятия
самосовершенст нагрузки в
Терпения хватает на
5
вования
течение
все занятие
определенного
времени,
преодолевать
трудности
Воля
Способность
Волевые условия
3
наблюде
Компетенция
активно
ребенка побуждаются
ние
личностного
побуждать себя извне
самосовершенст к
Иногда самим
4
вования
практическим
ребенком
действиям
Всегда – самим
5
ребенком
Самоконтроль
Умение
Ребенок постоянно
3
наблюде
Компетенция
контролироват действует под
ние
личностного
ь свои
воздействием
самосовершенст поступки
контроля из вне
вования
(приводить к
Периодически
4
Ценностнодолжному свои контролирует себя сам
смысловая
действия)
Постоянно
5
компетенция
2
2.
1
2.
2
3.
3.
1
3.
2
Самооценка
Компетенция
личностного
самосовершенст
вования
Ценностносмысловая
компетенция
Интерес к
занятиям в
детском
объединении
Компетенция
личностного
самосовершенст
вования
Ценностносмысловая
компетенция
Конфликтность
(отношение
ребенка к
столкновению
интересов
(спору) в
процессе
взаимодействия
Компетенция
личностного
самосовершенст
вования
Тип
сотрудничеств
а (отношение
ребенка к
общим делам
детского
объединения)
контролирует себя сам
Ориентационные качества
Способность
завышенная
оценивать себя
заниженная
адекватно
реальным
нормальная
достижением
Основное
участие
ребенка в
основной
образовательно
й программе
3
4
5
Интерес к занятиям
продиктован ребенку
из вне
Интерес
периодически
поддерживается
самим ребенком
Интерес постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно
Поведенческие качества
Способность
Периодически
занять
провоцирует
определенную
конфликты
позицию в
Сам в конфликтах не
конфликтной
участвует, старается
ситуации
их избежать
Пытается
самостоятельно
уладить возникающие
конфликты
3
Умение
воспринимать
общие дела как
свои
собственные
3
Избегает участия в
общих делах
Участвует при
побуждении извне
Инициативен в общих
делах
анкетир
ование
тестиров
ание
4
5
3
4
5
4
5
Тестиров
ание
Метод
Незакон
ченного
предлож
ения
наблюде
ние