ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке. Одной из
важнейших задач эстрадного пения является не только обучение детей
профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих
способностей, возможностей воспринимать музыку во всѐм еѐ богатстве форм и
жанров.
Направленность программы: художественная.
Центр детского творчества призван помочь детям расширить их знания в области
вокального искусства и музыки, необходимых для вокально - исполнительской
деятельности. Предложенная программа «Вокал» предполагает обучение детей
профессиональным певческим навыкам.
Уровень освоения программы: продвинутый
Форма обучения: очная
Актуальность и значимость программы
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. Можно
утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще
немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно
влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. У
обучающихся формируются навыки исполнительского мастерства и осознанного
отношения к музыке.. Вокальное пение привлекает ребят, стремящихся к
творческому самовыражению, возможностью участия в конкурсах, различных
уровней.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы «Вокал» продвинутого
уровня, является то, что на 1 год обучения принимаются те дети, которые
закончили базовый уровень программы «Вокал» и имеют определѐнные умения
и навыки, необходимые для освоения данного уровня программы а также
выполняют самостоятельно творческие задания. В ходе обучения по данной
программе
используются специальные приѐмы помогающие развитию
музыкально – творческого мышления исполнителя., что является одной из
главных задач воспитания музыкантов как профессионалов, так и любителей.
2
Адресат программы: обучающиеся в возрасте 13- 18 лет, имеющие знания и
умения базового уровня программы «Вокал»
Цель и задачи программы:
Целью данной программы является воспитание не просто вокалиста, а
творческой личности, способной самостоятельно анализировать и исправлять
вокальные ошибки; уметь правильно преподнести различный вокальный
материал; грамотно разбираться в жанрах и стилистике музыки. Из обозначенной
цели вытекают следующие задачи:
В обучении:
обучить навыкам самостоятельной, грамотной, осмысленной работы над
своим голосом и репертуаром;
научить разбираться в музыкальном содержании и форме произведения, в
идейной и эмоциональной сущности текста (его содержания, настроения,
кульминации);
найти свою манеру, свой звук;
привить любовь к сцене и желание заниматься концертной деятельностью.
подготовить наиболее одарѐнных учащихся для поступления в средние
специальные учебные заведения и на музыкальные факультеты ВУЗов;
В воспитании:
воспитать художественное мировоззрение, музыкальный вкус
подлинно культурного певца;
воспитание чувства коллективизма и ответственности за общее дело;
привитие навыков концертной этики.
В развитии:
развить творческие способности у детей: самостоятельность, импровизация,
творческая инициатива;
развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и
творческих способностей обучающихся, как сольного исполнителя и как
певца в вокальном ансамбле;
развитие исполнительской сценической выдержки;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся.
3
Категория обучающихся:
В объединение « Вокал» принимаются все
желающие дети от 13 до 18 лет, имеющие базовые умения и навыки по вокалу.
Количество обучающихся в группе:
I –ый год обучения -15 - 20 человек.
Группы 2-ого и последующих лет обучения - 12 – 20 человек.
Срок реализации программы: 5 лет
Объем реализации программы:
Объѐм программы составляет 1440 часов
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа , 2 часа отводятся для работы с
солистами .
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа, во время
которой занятия проводятся с небольшими группами, где каждый ребѐнок
пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
Программа предусматривает групповые и индивидуальные занятия с солистами
Язык реализации программы: обучение по программе «Вокал» осуществляется
на русском языке в соответствии со ст. 14 ФЗ-273 и Уставом МБУДО
Моздокским ЦДТ.
Методы обучения:
- демонстрационный,;
- игровой,
- метод наблюдений,
- метод упражнений.
Организационные формы обучения: групповые и индивидуальные занятия
Форма проведения занятий:
- учебные занятия
- занятия- игра
- репетиция, конкурс
- творческая встреча
4
- концерт – праздник
Занятия строятся по следующей схеме:
1.Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием ( 2- 3 мин)
2. Дыхательная гимнастика;
3. Речевые упражнения;
4. Распевание;
5. Пение вокализов;
6. Работа над произведениями;
7. Анализ занятия.
Сводный учебный план.
№
1
2
3
4
5
6
7
Разделы
программы
Вводные
занятия:
Пение учебно –
тренировочного
материала:
Слушание
музыки, работа
с фонограммами
Пение
музыкальных
произведений
Постановка
голоса
Работа с
солистами и
вокальными
группами
Зачѐтные и
итоговые
занятия
Итого
Количество часов
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год
2
2
2
2
2
54
54
54
54
54
26
26
26
26
26
104
104
104
104
104
26
26
26
26
26
72
72
72
72
72
4
4
4
4
4
288
288
288
288
288
5
Учебный план
I -й год обучения
№
Наименование разделов и
занятия тем
1.
1.1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3
3.1
Кол-во часов
Формы
всего теория практика аттестации/
контроля
Опрос
Вводное занятие.
2
2
Значение музыки, как вида
обучающихся
искусства.
Инструктаж по технике
безопасности.
Пение учебно –
тренировочного
материала
Импровизация на
песенном иатериале
54
12
42
12
2
10
Наблюдение
педагога
Чистое ,слаженное
эпизодическое
подголосное двух-и
трѐхголосие.
Кантиленное
пение
(плавно,
певуче
переходить от звука к
звуку)
8
2
6
Наблюдение
педагога
8
2
6
Наблюдение
педагога
Четкое и ясное
произношение различных
согласных»р», звучание
замыканием слов
согласными звуками.
Пение в ансамбле с
элементами двух- трѐх
голосие
Упражнения на кантилену
и на диафрагмальное
дыхание.
Слушание музыки,
работа с фонограммами
8
2
6
Наблюдение
педагога
10
2
8
Наблюдение
педагога
8
2
6
Наблюдение
педагога
прослушивание
26
6
20
14
4
10
Анализ и исследование
хоровой партитуры
Совместный
анализ
произведений
6
Работа над содержанием
произведения, характера.
12
2
10
4
Постановка голоса:
26
16
10
8
2
6
4.1
Работа над двухголосным
пением.
3.2
4.2
Выработка навыков
певческой дикции в
подвижных упражнениях,
с пунктирным ритмом
6
2
4
Совместный
анализ
произведений
Наблюдение
педагога
прослушивание
4.3
Работа над расширением
диапазона до (1)- до(2),
петь легким , светлым
«своим» голосом.
6
2
4
Наблюдение
педагога
прослушивание
4.4
Выработка навыков
трехголосного пения.
6
2
4
Наблюдение
педагога
прослушивание
5
Пение музыкальных
произведений
104
20
84
5.1
Работа над песенным
репертуаром.
60
20
40
Наблюдение,
прослушивание
5.2
40
10
30
5.3
Разучивание произведений
,текст
Разбор песен разбор
динамических оттенков и
смысловых ударений в
песне
4
2
2
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
6
Работа с солистами и
вокальными группами
72
48
24
7
Методы самостоятельной
работы по овладению
голосом, речью,
дыханием, двухголосие.
Упражнения для
повторения и закрепления
навыков дыхания,
звукообразования.
Звуковедения, дикции,
ансамблевого строя.
Разучивание новых
упражнений
40
10
10
Наблюдение
прослушивание
12
2
10
Наблюдение
прослушивание
10
2
8
Наблюдение
прослушивание
6.3
Разучивание произведений
разной тематики. Разбор.
10
2
8
Наблюдение
прослушивание
7
Зачетные и итоговые
занятия
Проверка знаний и
навыков
Выступления в виде
показа для родителей.
4
-
4
6.1
6.2
7.1
7.2
8
Итоги:
2
2
2
-
2
288
104
184
Промежуточная
аттестация
Открытое
занятие, концерт
К концу 1 – го года обучения дети
Будут знать:
Кантиленное пение (плавно, певуче переходить от звука к звуку)
Применение
вокально-хоровых
навыков во время исполнения
музыкальных произведений.
Дирижерские жесты: внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата,
крещендо, диминуэндо.
Будут уметь:
Петь в диапазоне фа м (соль м) – ми2 (фа) 2
Петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно.
Передавать образное содержание исполняемых произведений.
Правильно показать красивое индивидуальное звучание своего голоса
8
Содержание программы
1- й год обучения
1.Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности ( работа с аппаратурой и микрофоном).
2.Пение учебно – тренировочного материала.
Дыхания, а,капелл, ансамбль, импровизация , мелизмы.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой « Рок-н-Ролл», «Откуда пахнет», «
Перекаты».
Вокальные упражнения по системе Сетта Риггса: губная и языковая вибрация, и.
т. д.
Импровизация на песенном материале.
Джазовые распевки: « Ту- фа-я», « Я пою».
А,капелльное пение: попевки « Со вечера», « Ах, вы сени».
3.Слушание музыки , работа с фонограммами.
Прослушивание , песенного репертуара.
Разбор текстового материала
Анализ и исследование хоровой партитуры.
4.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
Музыкальные произведения из мюзиклов: « Классный мюзикл».
Детская вокальная группа « Open Kids»
Вокальная группа « Республика Кидс»
Эстрадная вокальная группа « Новое поколение»
Детский вокальный ансамбль « Непоседы»
Детский вокальный ансамбль « Волшебники двора»
5.Постановка голоса.
Правильная певческая установка.
Четкое , легкое исполнение мелких длительностей.
Выработка навыков трехголосного пения.
Упражнения с пунктирным ритмом в подвижном темпе.
Интонирование полутонов и хроматических ходов.
6. Работа с солистами и вокальными группами.
Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием,
двухголосие.
Разучивание произведений разной тематики. Разбор.
Упражнения для повторения и закрепления навыков дыхания, звукообразования.
Звуковедения, дикции, ансамблевого строя. Разучивание новых упражнений.
Работа над песней, соблюдая все вокально-хоровые навыки. Умение передать
образ в песне.
9
7.Зачетные и итоговые занятия. Выступление в виде показа для родителей.
Творческие вечера и концерты. Теоретические знания проверяются путем
тестирования ( ответов на контрольные вопросы).
Учебный план
II -й год обучения
№
Наименование
занятия
разделов и тем
1
Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности;
(работа с
аппаратурой и
микрофоном)
2
Пение учебно –
тренировочного
материала
Кол- во часов
всего
Теории Практики
2
2
54
12
42
Формы аттестации,
контроля
Опрос
обучающихся
2.1
Упражнения на
дыхание,
артикуляцию,
мелизмы
14
4
10
Наблюдение ,
прослушивание
2.2
Пение в ансамбле с
элементами двухтрѐх голосие
10
2
8
Наблюдение ,
прослушивание
2.3
Пение интервалов,
на кантилену,
опевание звуков.
10
2
8
Наблюдение ,
прослушивание
2.4
Упражнения на
кантилену и на
диафрагмальное
дыхание.
10
2
8
Наблюдение ,
прослушивание
2.5
Интонирование
ступеней лада и
10
2
8
Наблюдение ,
прослушивание
10
3
интервалов, в
мажоре и миноре
Слушание
музыки работа с
фонограммами
Работа с
фонограммами
Анализ и
исследование
хоровой партитуры
Пение
музыкальных
произведений
Работа над
песенным
репертуаром.
26
6
20
14
4
10
12
2
10
104
20
84
60
20
40
Наблюдение ,
прослушивание
Разучивания
произведений,
текст
Разбор песен,
разбор
динамических
оттенков и
смысловых
ударений в песне.
40
10
30
Наблюдение ,
прослушивание
4
2
2
Наблюдение ,
прослушивание
Постановка
голоса
26
16
10
5.1
Работа над
дыханием, с
ощущением опоры.
6
2
4
Прослушивание,
вокальноинтонационных
навыков
5.2
Выработка
энергичного, но не
резкого форте и
мягкого, но
звучного пиано на
основе хорошего
владения
певческим
6
2
4
Прослушивание,
вокальноинтонационных
навыков
3.1
3.2
4
4.1
4.2
4.3
5
Совместный анализ
произведения
Совместный анализ
произведения
11
дыханием.
5.3
Расширение
диапазона(до
октавы)
4
2
2
5.4
Укрепление
навыков
певческого
дыхания и
звукообразования
голосов
Работа с
солистами и
вокальными
группами
Упражнения на
элементы двух –
трехголосия.
6
2
4
6
6.1
Прослушивание,
вокальноинтонационных
навыков
Прослушивание,
вокальноинтонационных
навыков
72
48
24
10
2
8
Наблюдение
прослушивание
6.2
Упражнения на
элементы двух –
трехголосия.
Разучивания
произведений(
текст)
42
8
34
Наблюдение
,прослушивание
6.3
Использование
глубокого
певческого
дыхания, пение на
мягкой атаке.
Соблюдение
чистоты
интонирования.
10
2
8
Наблюдение
прослушивание
10
2
8
Наблюдение
прослушивание
Зачетные и
итоговые занятия
Проверка знаний и
навыков
Выступления в
виде показа для
родителей.
Итоги
4
4
2
2
2
2
6.4
7
7.1
7.2
8
288
104
Промежуточная
аттестация
Концерт
184
12
К концу 2 – го года обучения дети
Будут знать:
Певческую установку
Применение
вокально-хоровых
навыков
музыкальных произведений.
дефекты певческого звука « белый звук».
Будут уметь:
во
время
исполнения
Петь в диапазоне фа м (соль м) – ми2 (фа) 2
Петь на одном дыхании более длинные фразы.
Выполнять певческий режим, т. е. не кричать при пении и речи
Петь чисто и слаженно в унисон.
Содержание программы
2 -й год обучения
1.Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности ( работа с аппаратурой и микрофоном).
2.Пение учебно – тренировочного материала.
Дыхание, артикуляция, ансамбль., мелизмы ,резонатор.
Динамические оттенки.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой « Ладошки», « Погончики», «
Большой маятник», « Рок- н –Ролл».
Упражнения на артикуляцию: « Трубочка- улыбочка»( дук- дик –дак- дик)
Упражнения на соединение головного и грудного регистров(резонаторы) «Микс»
, «Лагуна».
Упражнения на динамические оттенки: (piano,forte,diminuendo,crescendo) на
песенном репертуаре.
Пение в ансамбле с элементами двух-трех голосие.
Интонирование ступеней лада и интервалов, в мажоре и миноре.
13
3.Слушание музыки , работа с фонограммами.
Прослушивание, песенного репертуара.
Разбор текстового материала.
Анализ и исследование хоровой партитуры.
Работа с фонограммами.
4.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
Песни зарубежных и отечественных исполнителей.
Вокально- эстрадная группа «Ассорти».
Вокальная группа « Республика кидс»
Театр песни «Талисман»
Театр студия « Непоседы»
5.Постановка голоса
Работа над расширением диапазона до (1)- до(2), петь легким , светлым «своим»
голосом.
Работа над двух – трех голосным пением.
Пение хроматической
гаммы в медленном темпе, исполнение арпеджио,
«ломанные».
Выработка энергичного, но не резкого форте и мягкого, но звучного пиано на
основе хорошего владения певческим дыханием.
Укрепление навыков певческого дыхания и звукообразования голосов.
6. Работа с солистами и вокальными группами.
Знакомство с различными произведениями вокальной и ансамблевой литературы.
7.Зачетные и итоговые занятия.
Выступление перед родителями. Творческие вечера и концерты. Тестирование.
14
Учебный план
III -й год обучения
№
Наименование разделов и
занятия тем
1
2
Вводное занятие
Значение музыки , как вида
искусства.
Инструктаж по технике
безопасности; (работа с
аппаратурой и микрофоном
Пение учебно –
тренировочного
материала
Кол-во часов
Формы
всего Теории Практики аттестации/
контроля
Опрос
обучаю2
2
щихся
54
14
40
2.1
Упражнения на плавное
звуковедение на основе
развития дыхания.
12
4
8
Наблюдение,
,
прослушивание
2.2
Упражнения на кантилену и
на диафрагмальное
дыхание.
8
2
6
Наблюдение,
,
прослушивание
2.3
Упражнения с элементами
двухголосия.
12
2
10
Наблюдение,
,
прослушивание
2.4
Работа над дикцией и
артикуляцией, певческим
дыханием.
10
2
8
Наблюдение,
,
прослушивание
2.5
Соблюдение чистоты
интонирования
12
2
10
Наблюдение,
,
прослушивание
3
Слушание музыки ,
работа с фонограммами
26
8
18
3.1
Прослушивание и разбор
текстового материала,
произведений.
Работа с фон-ми. Анализ и
10
4
6
16
6
10
3.2
Совместный
анализ
произведений
Совместный
15
4
4.1
исследование хоровой
партитуры.
Пение музыкальных
произведений
Разбор песенного
материала.
анализ
произведений
104
24
80
60
20
40
Наблюдение,
прослушивание
4.2
Использование глубокого
певческого дыхания, пение
на мягкой атаке
14
4
10
Наблюдение,
прослушивание
4.3
Отработка голосоведения,
динамических оттенков.
Пение произведений в
характере, исправление
ошибок в голосоведении
дыхании.
Постановка голоса
14
4
10
16
6
10
Наблюдение,
прослушивание
Наблюдение,
прослушивание
26
8
18
Выработка плавного и
отрывистого характера
звуковедения,дикции в
упраж-ях подвижном темпе
Работа над дыханием, с
ощущением опоры.
4
2
2
Наблюдение,
индиви-дуальная
проверка
4
2
2
Наблюдение,
индиви-дуальная
проверка
5.3
Выработка плавного и
отрывистого характера
звуковедения, дикции в
упражнениях подвижном
темпе.
4
2
2
Наблюдение,
индиви-дуальная
проверка
5.4
Расширение диапазона(до
октавы)
4
2
2
Наблюдение,
индиви-дуальная
проверка
5.5
Чистота интонирования в
упр-ях, и исполняемых
произведениях
10
2
8
Наблюдение,
индиви-дуальная
проверка
Работа с солистами и
72
12
60
4.4
5
5.1
5.2
6
16
6.1
вокальными группами
Отработка навыков точного
ритмического рисунка в
одноголосном ,
двухголосном ансамбле.
32
10
22
Индиви-дуальная
проверка,
анализ,
прослущивание.
Индиви-дуальная
проверка,
анализ,
прослущивание.
Индиви-дуальная
проверка,
анализ,
прослущивание.
6.2
Пение в ансамбле. Работа
над культурой звука.
20
8
12
6.3
Пение с элементами
многоголосия.
20
8
12
Зачетные и итоговые
занятия
Проверка знаний умений и
навыков
Выступления в виде показа
для родителей.
\Итоги
4
4
2
2
тестирование
2
2
концерт
7
7.1
7.2
8
288
68
220
К концу 3 – года обучения дети
Будут знать:
Основные типы голосов;
Жанры вокальной музыки;
Типы дыхания;
Будут уметь:
Петь в диапазоне фа м (соль м) – ми2 (фа) 2
Петь в ансамбле (слитное исполнение в музыкальных произведений с
элементами многоголосия)
Петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен.
Содержание программы
3-й год обучения
1.Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности ( работа с аппаратурой и микрофоном).
2.Пение учебно – тренировочного материала.
Дыхание, артикуляция, ансамбль, мелизмы, резонатор, динамические оттенки.
17
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой « Ладошки», « Погончики», «
Большой маятник», « Рок- н –Ролл».
Упражнения на артикуляцию: « Трубочка- улыбочка»( дук- дик –дак- дик)
Упражнения на соединение головного и грудного регистров(резонаторы) «Микс»
, «Лагуна».
Упражнения на динамические оттенки: (piano,forte,diminuendo,crescendo) на
песенном репертуаре.
Пение в ансамбле с элементами двух-трех голосие.
Интонирование ступеней лада и интервалов, в мажоре и миноре.
3.Слушание музыки , работа с фонограммами
Прослушивание, песенного репертуара.
Разбор текстового материала.
Анализ и исследование хоровой партитуры.
Работа с фонограммами.
4.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
Песни зарубежных и отечественных исполнителей.
Вокально- эстрадная группа «Ассорти».
Вокальная группа « Республика кидс»
Театр песни «Талисман»
Театр студия « Непоседы»
5.Постановка голоса
Работа над расширением диапазона до (1)- до(2), петь легким , светлым «своим»
голосом.
Работа над двух – трех голосным пением.
Пение хроматической
гаммы в медленном темпе, исполнение арпеджио,
«ломанные».
Выработка энергичного, но не резкого форте и мягкого, но звучного пиано на
основе хорошего владения певческим дыханием.
Укрепление навыков певческого дыхания и звукообразования голосов.
6. Работа с солистами и вокальными группами
Двухголосие. Элементы трехголосия. Разучивание песен разной тематики. Разбор
содержания песен. Упражнения для повторения и закрепления навыков дыхания,
звукообразования, звуковедения, дыхания, дикции. Разучивание новых
упражнений. Работа над песней с соблюдением всех вокально-хоровых навыков.
Работа над образом в песне.
7.Зачетные и итоговые занятия.
Выступление перед родителями. Творческие вечера и концерты. Тестирование
18
Учебный план
IV – год обучения
№
Наименование разделов
Кол-во часов
Форма контроля
занятия и тем
Всего Теории Практики
1
Опрос
Вводное занятие.
2
2
обучающихся
1.1
Инструктаж по технике
безопасности; (работа с
аппаратурой и
микрофоном
2
Пение учебно –
54
12
42
тренировочного
материала .
2.1
Вокальные упражения,
губная и языковая
вибрация. Соблюдение
чистоты интонирования
А,капалльное пение.
12
4
8
Наблюдение,
прослушивание
2.2
Упражнения головной и
грудной регистры.,
джазовые распевки ,
импровизация.
8
2
6
Наблюдение,
прослушивание
2.3
Упражнения с
элементами
двухголосия,
трехголосия
Работа над ровным
звучанием во всем
диапазоне.
10
2
8
Наблюдение
,
прослушивание ,
слуховой контроль
8
2
6
Наблюдение
,
прослушивание ,
слуховой контроль
2.5
Упражнения на атаку
звука, на кантилену.
8
2
6
Наблюдение,
прослушивание
3
Слушание музыки,
работа с
фонограммами
26
6
20
2.4
19
3.1
Прослушивание и
разбор произведений
14
4
10
3.2
Работа с фонограммами
12
2
10
Пение музыкальных
произведений
104
20
84
4.1
Разбор песенного
реперт-ра, отработка
Голосоведение
динамических оттенков.
40
10
30
Наблюдение,
прослушивание.
4.2
Использование
глубокого певческого
дыхания, пение на
мягкой атаке.
20
4
16
Наблюдение,
прослушивание.
4.3
Разбор песенного
материала.
динамических оттенков
и смысловых ударений
в песне.
Пение произведений в
характере, исправление
ошибок в
голосоведении
дыхании.
10
2
8
Наблюдение,
прослушивание.
10
2
8
Наблюдение,
прослушивание.
Постановка голоса
26
16
10
5.1
Работа над дыханием, с
ощущением опоры.
6
2
4
Проверка
вокальноинтонационных
навыков
5.2
Интонирование
полутонов и
хроматических ходов
6
2
4
Наблюдение
,
прослушивание ,
слуховой контроль
4
4.4
5
Совместный
анализ
произведений
Наблюдение,
прослушивание.
20
5.3
Расширение
диапазона(до октавы)
Работа над песенным
репертуаром в
характере
4
2
2
Наблюдение
,
прослушивание ,
слуховой контроль
5.4
Чистота интонирования
в упр-ях, и
исполняемых
произведениях
6
2
4
Наблюдение
,
прослушивание ,
слуховой контроль
6
Работа с солистами и
вокальными
группами
Разучивание новых
упражнений. Пение
произведений двух трѐх
голосий.
72
48
24
30
10
20
Наблюдение
прослушивание
Разучивание новых
упражнений, работа над
музыкальными
произведениями с
элементами
многоголосия.
Зачетные и итоговые
занятия
Творческие вечера и
концерты
Проверка знаний и
навыков
42
8
34
Наблюдение
прослушивание
4
2
2
7.1
7.2
8
8.1
8.2
9
Итоги
2
Концерт
2
Промежуточная
аттестация,
тестирование
288
106
182
К концу 4 – года обучения дети
Будут знать:
Певческую установку
Применение
вокально-хоровых
навыков
музыкальных произведений.
дефекты певческого звука « белый звук».
Будут уметь:
во
время
исполнения
21
Петь в диапазоне фа м (соль м) – ми2 (фа) 2
Петь на одном дыхании более длинные фразы.
Выполнять певческий режим, т. е. не кричать при пении и речи
Петь чисто и слаженно в унисон.
Содержание программы
4 -й год обучения
1.Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности ( работа с аппаратурой и микрофоном).
2.Пение учебно – тренировочного материала.
Дыхание, артикуляция, ансамбль., мелизмы ,резонатор.
Динамические оттенки.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой « Ладошки», « Погончики», «
Большой маятник», « Рок- н –Ролл».
Упражнения на артикуляцию: « Трубочка- улыбочка»( дук- дик –дак- дик)
Упражнения на соединение головного и грудного регистров(резонаторы) «Микс»,
«Лагуна».
Упражнения на динамические оттенки: (piano,forte,diminuendo,crescendo) на
песенном репертуаре.
Пение в ансамбле с элементами двух-трех голосие.
Интонирование ступеней лада и интервалов, в мажоре и миноре.
3.Слушание музыки , работа с фонограммами.
Прослушивание, песенного репертуара.
Разбор текстового материала.
Анализ и исследование хоровой партитуры.
Работа с фонограммами.
4.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
Песни зарубежных и отечественных исполнителей.
Вокально- эстрадная группа «Ассорти».
Вокальная группа « Республика кидс»
Театр песни «Талисман»
Театр студия « Непоседы»
5.Постановка голоса
22
Работа над расширением диапазона до (1)- до(2), петь легким , светлым «своим»
голосом.
Работа над двух – трех голосным пением.
Пение хроматической
гаммы в медленном темпе, исполнение арпеджио,
«ломанные».
Выработка энергичного, но не резкого форте и мягкого, но звучного пиано на
основе хорошего владения певческим дыханием.
Укрепление навыков певческого дыхания и звукообразования голосов.
6. Работа с солистами и вокальными группами.
Разучивание новых упражнений. Пение произведений двух трѐх голосий.
Знакомство с различными произведениями вокальной и ансамблевой литературы.
Навыки ансамблевого пения. Разучивание новых упражнений, работа над
музыкальными произведениями с элементами многоголосия.
Художественное единство при исполнении.
7.Зачетные и итоговые занятия.
Выступление в виде показа для родителей. Творческие вечера и концерты.
Теоретические знания проверяются путем тестирования.
23
Учебный план
V -й год обучения
№
занятия
Наименование
разделов и тем
1
Всего
Вводное занятие.
2
1.1
1.2
2
2.1
2.2
2.3
2.4
3
Инструктаж по
технике
безопасности;
(работа с
аппаратурой и
микрофоном)
Значение музыки
, как вида
искусств
Пение учебно –
тренировочного
материала.
Интонирование
ступеней лада и
интервалов, в
мажоре и миноре.
Упражнения на
соединения
головного и
грудного
регистров
Пение в ансамбле
с элементами
двух – трех
голосие.
Упражнения на
динамические
оттенки, пение
нон легато,
легато.
Слушание
музыки работа с
Кол-во часов
Формы
аттестации/
контроля
Теории
2
Практики
Опрос
щихся
обучаю-
1
1
1
1
54
12
42
14
4
10
Наблюдение,
прослушивание
10
2
8
Наблюдение,
прослушивание
18
4
14
Наблюдение,
прослушивание
12
2
10
26
6
20
24
3.1
3.2
4
4.1
4.2
5
5.1
5.2
5.3
фонограммами
Работа с
фонограммами
Анализ и
исследование
хоровой
партитуры
Прослушивание и
разбор
произведений
Пение
музыкальных
произведений
Разбор песенного
реперт-ра,
отработка
голосоведения,
динамических
оттенков.(
смысловых
ударений в песне)
Пение
произведений в
характере,
исправление
ошибок в
голосоведении
дыхании.
Постановка
голоса
Работа над двухтрехголосным
пением
Пение
хроматических
гамм в медленном
темпе,
исполнение
арпеджио ,
«ломанные».
Чистота
интонирования в
упр-иях, и
исполняемых
14
4
10
Наблюдение
анализ,
прослушивание
,
12
2
10
Наблюдение
анализ,
прослушивание
,
104
20
84
60
20
40
Совместный
анализ
произведений
44
12
32
Совместный
анализ
произведений
26
16
10
6
2
4
Наблюдение,
прослушивание
6
2
4
Наблюдение,
прослушивание
4
2
2
Наблюдение,
прослушивание
25
5.4
6
6.1
6.2
6.3
7
7.1
9
произведениях
Укрепление
навыков
певческого
дыхания и
звукообразования
голосов.
Работа с
солистами и
вокальными
группами
Упражнения для
закрепления
навыки дыхания,
артикуляции ,
дикции,
звуковедения.
Работа над
песней, соблюдая
все вокальнохоровые навыки.
Умение передать
образ в песне.
Двухголосие.
Элементы
трехголосия.
Разучивание
песен разной
тематики
Зачѐтные и
итоговые
занятия
Творческие
вечера для
родителей,
отчетный
концерт.
Итоги
Наблюдение,
прослушивание
6
2
4
72
48
24
12
2
10
Прослушивание,
вокально
интонационных
навыков
18
2
16
Прослушивание,
вокально
интонационных
навыков
42
8
34
Прослушивание,
вокально
интонационных
навыков
4
4
4
-
4
288
104
184
Итоговая
аттестация
Концерт
26
К концу 5– го года обучения дети
Будут знать:
Жанры вокальной музыки
Типы дыхания
Применение
вокально-хоровых
навыков
музыкальных произведений
дефекты певческого звука « белый звук».
Будут уметь:
во
время
исполнения
Петь в диапазонефа м (соль м) – ми2 (фа) 2
Петь на одном дыхании более длинные музыкальные произведения
Исполнять двух и трехголосия.
Самостоятельно работать над укреплением ряда технических приемов
пения.
Содержание программы
5 -й год обучения.
1.Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности, работа с микрофоном.
2.Пение учебно – тренировочного материала.
Дыхание, артикуляция, ансамбль, мелизмы, резонатор.
Динамические оттенки.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой « Ладошки», « Погончики», «
Большой маятник», « Рок- н –Ролл».
Упражнения на артикуляцию: « Трубочка- улыбочка»( дук- дик –дак- дик)
Упражнения на соединение головного и грудного регистров(резонаторы) «Микс»
«Лагуна».
.Упражнения на динамические оттенки: (piano,forte,diminuendo,crescendo) на
песенном репертуаре.
Пение в ансамбле с элементами двух-трех голосие.
Интонирование ступеней лада и интервалов, в мажоре и миноре.
3.Слушание музыки , работа с фонограммами.
Прослушивание, песенного репертуара.
Разбор текстового материала.
27
Анализ и исследование хоровой партитуры.
Работа с фонограммами.
4.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
Песни зарубежных и отечественных исполнителей.
Вокально- эстрадная группа «Ассорти».
Вокальная группа « Республика кидс»
Театр песни «Волшебники двора»
Театр студия « Непоседы»
5.Постановка голоса
Работа над расширением диапазона до (1)- до(2), петь легким , светлым «своим»
голосом.
Работа над двух – трех голосным пением.
Пение хроматической
гаммы в медленном темпе, исполнение арпеджио,
«ломанные».
Выработка энергичного, но не резкого форте и мягкого, но звучного пиано на
основе хорошего владения певческим дыханием.
Укрепление навыков певческого дыхания и звукообразования голосов.
6. Работа с солистами и вокальными группами
Двухголосие. Элементы трехголосия. Разучивание песен разной тематики. Разбор
содержания песен. Упражнения для повторения и закрепления навыков дыхания,
звукообразования, звуковедения, дыхания, дикции. Разучивание новых
упражнений. Работа над песней с соблюдением всех вокально-хоровых навыков.
Образ в песне. Индивидуальные занятия с солистами.
7.Зачетные и итоговые занятия.
Итоговая аттестация. Проверка знаний, умений и навыков Тестирование на знание
теоретических основ вокального пения.
Творческие задания, открытое занятие.
28
29
Планируемые результаты.
Содержание программы предполагает достижение обучающимися следующих
результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся, который
приобретается и закрепляется в процессе освоения предмета:
- освоение элементарных вокально-хоровых навыков: певческая установка,
певческий вдох, правильное звукоизвлечение и распределение дыхания в
коротких фразах, умение интонировать;
- сформированность навыков сценической культуры исполнения эстрадных
вокальных произведений ;
- владение навыками эстрадного пения;
- приобритение умений и навыков ансамблевого исполнительства
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в
познавательной и практической деятельности:
- умение определять наиболее эффективные способы достижения результата
в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение навыков продуктивного сотрудничества (общения,
взаимодействия) со сверстниками при решении различных музыкальнотворческих задач на занятиях и внешкольной музыкально-эстетической
деятельности;
- умение позитивно оценивать свои музыкально-творческие возможности;
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
данной программы:
- формирование устойчивого интереса к вокальному творчеству и
повышению своего исполнительского уровня, к музыкальному репертуару, к
участию в концертах и реализации знаний и навыков, полученных на занятиях.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ.
Аттестация обучающихся позволяет учитывать сформированные осознанные
теоретические и практические знания, умения и навыки, осуществляется в
следующих формах:
1. Демонстрация практических знаний и умений на занятиях
2.Творческий отчет
3.Творческие задания
4.Рейтинг участия в районных, республиканских, всероссийских и
международных конкурсах.
30
Входная аттестация проводится для вновь прибывших обучающихся. Ведется
для выявления умений и навыков, соответствующих определенному году
обучения.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия для
отслеживания знаний тематического содержания программы, владения
специальной терминологии и творческими навыками.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения по программе.
В течение всего периода обучения ведутся: диагностическая карта
мониторинга результатов освоения дополнительной общеобразовательной
программы, портфолио обучающихся, достигших значимых результатов в
конкурсах.
Для входной и промежуточной аттестации используются оценочные материалы
(Приложение 1)
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОФОРМЛЯЕТСЯ В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ
Оценивание/уровень
Критерии оценивания
высокий
Обучающиеся освоил теоретическую и практическую
сторону обучения на высоком уровне, может без помощи
педагога ответить на теоретические вопросы, выполнить
вокальные упражнения, музыкальные способности ребенка и
основы вокала развиваются заметно. Может самостоятельно
разучить и проанализировать произведение.
средний
Ученик освоил теоретическую и практическую сторону
обучения на среднем уровне, может ответить на некоторые
вопросы, и самостоятельно и с помощью педагога,
музыкальные и вокальные способности развиваются средне.
Может частично самостоятельно разучить произведения и
проанализировать его.
низкий
Обучающиеся слабо усвоил теорию и практику. Может
ответить на вопросы в основном с помощью педагога.
Музыкальные и вокальные способности развиваются слабо,
самостоятельная работа с произведениями почти не
проводиться.
31
Полученные данные заносятся в таблицу (Таблица №1)
Таблица №1
№
п/п
Фамилия, имя
обучающегося
Низкий
уровень
Средний
уровень
Высокий
уровень
Примечания
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Итоги:
Дата проведения
Подпись педагога
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
№
1
Наименование элементов перечня
Нотная, учебная, методическая литература на различных носителях.
2
Игры «Игра на внимание…», « Скороговорки» ( с разной интонацией и
акцентами на каждое слово)
3
Аудиозаписи исполнителей современной эстрады, исполнителей
зарубежной эстрады
32
4
5
Записи фонограмм в режиме «+» и «- «,записи аудио , видео, формат
СD,MP3
«Пение в речевой позиции по системе Сета Риггса»
Сборник дидактических материалов по актерскому мастерству: «Мир
эмоций вокалиста», « Поймай моѐ настроение», автор Харченко Н.П
Комплекс дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой .
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Материально – техническое обеспечение :
1. Кабинет вокала
2.Фортепиано , синтезатор
3.Музыкальный центр, компьютер
4.Звуковая система ( колонки, микрофон, микшер)
5.Нотный материал, подборка репертуара.
6.Записи аудио, видео, формат СD,МР3
7.Записи выступлений, концертов.
8.Зеркала.
33
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Нормативно-правовые документы:
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 -марта
2022 года № 678-р;
- Изменения, внесѐнные в Концепцию развития дополнительного образования
детей до 2030 года, утверждѐнные распоряжением Правительства Российской
Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля 2022 года
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями
на 21 марта 2022 года).
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года.
- Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от
04.02.2022 № 4 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила
СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции (covid-19)»,
утверждѐнные Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с
06.02.2022 г.
-Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года, «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодѐжи»
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012 года.
34
Список литературы.
1.Алмазов Е.И, Орлова Р.Д. о неточной интонации у школьников и путях ее
исправления.
2. Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 1 – Москва 1962г год.
3. Вопросы физиологии пения и вокальной методики. Труды государственного
музыкально – педагогического института имени Гнесиных, выпуск XXV- Москва,
1975 г.
4.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.
5. Методика обучения эстрадному вокалу « Чистый голос» составитель Т. В.
Охомуш.
6.Полная программа совершенствования вашего голоса « Пойте как звѐзды»,
СэтРиггз.
7.Струве Г.А. Школьный хор. Книга для учителей – Москва – Просвещения 1981
г.
8.Шацкая В.Н. Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношества.
Москва 1975 год.
Интернет- ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://malkus.ru/
http://musicmaking.ru/video_school/
http://musicmaking.ru/master_class/(электронный
http://vesna.websib.ru/vesna.php?item=105/
35
Приложение 1.
Критерии оценивания уровня знаний и умений обучающихся
Критерии
Особеннос
ти голоса
Развитие
звуковысо
тного
слуха и
чувства
ритма
Показатели
Уровень
Низкий
Средний
Сила звука Голос слабый
Голос не
очень
сильный, но
ребенок
может петь
непродолжит
ельное время
достаточно
громко
Особенност В голосе слышен
Нет ярко
и тембра
хрип или сип. Голос выраженного
тусклый,
тембра. Но
невыразительный
старается
петь
выразительно
.
Певческий
Диапазон в
Диапазон в
диапазон
пределах 2-3 звуков пределах
возрастной
нормы (реси)
Музыкальн Пение знакомой
Пение
о-слуховые мелодии с
знакомой
представлен поддержкой голоса мелодии с
ия
педагога. Неумение сопровожден
пропеть
ием при
незнакомую
незначительн
попевку с
ой поддержке
сопровождением
педагога.
после
Пение
многократного ее
малознакомо
повторения
й попевки с
сопровожден
ием после 3-4
прослушиван
ий.
Высокий
Голос сильный
Голос звонкий,
яркий
Широкий
диапазон по
сравнению с
нормой
Пение
знакомой
мелодии с
сопровождение
м
самостоятельн
о. Пение
малознакомойп
опевки с
сопровождение
м после 1-2
прослушивани
й
36
Звуковысот
ный слух
Вокально
-хоровые
навыки
Не различает звуки
по высоте.
Различение
звуков по
высоте в
пределах
октавы и
септимы.
Точность
Интонирование
Ребенок
интонирова мелодии голосом
интонирует
ния
как таковое
общее
отсутствует вообще направление
и ребенок
движения
воспроизводит
мелодии.
только слова песни Возможно
в ее ритме или
чистое
интонирует 1-2
интонирован
звука.
ие 2-3 звуков.
Воспроизве Не может
Может
дение
повторить
повторить
ритмическо ритмический
ритмический
го рисунка
рисунок
рисунок
самостоятельно или только с
с помощью
помощью
педагога
педагога
Звуковеден Пение отрывистое, Пение
ие.
крикливое.
естественным
голосом, но
иногда
переходящим
на крик.
Различение
звуков по
высоте в
пределах секты
и квинты
Дикция
Умение
правильно
произносить
гласные и
согласные в
конце и
середине слов
при пении.
Невнятное
произношение,
значительные
речевые
нарушения.
Достаточно
четкое
произношени
е согласных и
правильное
формировани
е гласных, но
неумение их
правильно
произносить
при пении.
Чистое пение
отдельных
фрагментов
мелодии на
фоне общего
направления
движения
мелодии.
Может
самостоятельн
о повторить
ритмический
рисунок.
Пение
естественным
голосом без
напряжения,
протяжно.
37
Навыки
сценическ
ой
культуры
Дыхание
Дыхание берется
непроизвольно.
Умение
петь в
ансамбле
Неумение петь,
слушая товарищей.
Выразитель
ное
исполнения
произведен
ий
Работа с
фонограммо
й,
микрофоно
м
Дыхание
произвольное
но не всегда
берется
между
фразами.
Стремление
выделиться в
хоровом
исполнении
(раньше
вступить,
громче петь)
Умение брать
дыхание между
фразами
Безразличное
отношение к
певческой
деятельности,эмоци
ональная
ограниченность
исполнение не
выразительное.
Интерес к
певческой
деятельности
не
стабильный
исполнение
не
достаточно
выразительно
е.( мимика
вялое
движения
скованные)
Постоянно
забывает о
правилах работы с
микрофоном и
фонограммой
«минус»
На практике
приѐмы
звуковой
подачи
применяет с
недочѐтами
Активный
интерес к
певческой
деятельности,
высокая
эмоциональн
ая
отзывчивость
сопереживать
музыке,
исполнение
выразительное
(мимика,
жест,
движение,
внутренний
настрой от
понимания
смысла и
содержания
исполняемого).
Свободно
применяет
знания в
практической
деятельности
Умение
начинать и
заканчивать
вместе
38
исп
Диагностика уровня развития певческих умений
№п/п
1.
2.
3.
ФИО
Показатели (знания ,умения ,навыки)
н
с
в
Качественное исполнение знакомых песен.
Наличие певческого слуха.
Чистота интонации
Навыки выразительной дикции, ровность
4.
дыхания.
5.
Умение импровизировать
6.
Навыки сценической культуры
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
(высокий) - справляется самостоятельно.
39