Вокал 2 уровень 2023 24 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке. Одной из
важнейших задач эстрадного пения является не только обучение детей
профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих
способностей, возможностей воспринимать музыку во всѐм еѐ богатстве форм и
жанров.
Направленность программы: художественная.
Центр детского творчества призван помочь детям расширить их знания в области
вокального искусства и музыки, необходимых для вокально - исполнительской
деятельности. Предложенная программа «Вокал» предполагает обучение детей
профессиональным певческим навыкам.
Уровень освоения программы: продвинутый
Форма обучения: очная
Актуальность и значимость программы
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. Можно
утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще
немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно
влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. У
обучающихся формируются навыки исполнительского мастерства и осознанного
отношения к музыке.. Вокальное пение привлекает ребят, стремящихся к
творческому самовыражению, возможностью участия в конкурсах, различных
уровней.

Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы «Вокал» продвинутого
уровня, является то, что на 1 год обучения принимаются те дети, которые
закончили базовый уровень программы «Вокал» и имеют определѐнные умения
и навыки, необходимые для освоения данного уровня программы а также
выполняют самостоятельно творческие задания. В ходе обучения по данной
программе
используются специальные приѐмы помогающие развитию
музыкально – творческого мышления исполнителя., что является одной из
главных задач воспитания музыкантов как профессионалов, так и любителей.
2

Адресат программы: обучающиеся в возрасте 13- 18 лет, имеющие знания и
умения базового уровня программы «Вокал»
Цель и задачи программы:
Целью данной программы является воспитание не просто вокалиста, а
творческой личности, способной самостоятельно анализировать и исправлять
вокальные ошибки; уметь правильно преподнести различный вокальный
материал; грамотно разбираться в жанрах и стилистике музыки. Из обозначенной
цели вытекают следующие задачи:
В обучении:
 обучить навыкам самостоятельной, грамотной, осмысленной работы над
своим голосом и репертуаром;
 научить разбираться в музыкальном содержании и форме произведения, в
идейной и эмоциональной сущности текста (его содержания, настроения,
кульминации);
 найти свою манеру, свой звук;
 привить любовь к сцене и желание заниматься концертной деятельностью.
 подготовить наиболее одарѐнных учащихся для поступления в средние
специальные учебные заведения и на музыкальные факультеты ВУЗов;
В воспитании:
 воспитать художественное мировоззрение, музыкальный вкус
подлинно культурного певца;
 воспитание чувства коллективизма и ответственности за общее дело;
 привитие навыков концертной этики.
В развитии:
 развить творческие способности у детей: самостоятельность, импровизация,
творческая инициатива;
 развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и
творческих способностей обучающихся, как сольного исполнителя и как
певца в вокальном ансамбле;
 развитие исполнительской сценической выдержки;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся.

3

Категория обучающихся:
В объединение « Вокал» принимаются все
желающие дети от 13 до 18 лет, имеющие базовые умения и навыки по вокалу.
Количество обучающихся в группе:
I –ый год обучения -15 - 20 человек.
Группы 2-ого и последующих лет обучения - 12 – 20 человек.
Срок реализации программы: 5 лет
Объем реализации программы:
Объѐм программы составляет 1440 часов
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа , 2 часа отводятся для работы с
солистами .
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа, во время
которой занятия проводятся с небольшими группами, где каждый ребѐнок
пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
Программа предусматривает групповые и индивидуальные занятия с солистами
Язык реализации программы: обучение по программе «Вокал» осуществляется
на русском языке в соответствии со ст. 14 ФЗ-273 и Уставом МБУДО
Моздокским ЦДТ.
Методы обучения:
- демонстрационный,;
- игровой,
- метод наблюдений,
- метод упражнений.
Организационные формы обучения: групповые и индивидуальные занятия
Форма проведения занятий:
- учебные занятия
- занятия- игра
- репетиция, конкурс
- творческая встреча
4

- концерт – праздник
Занятия строятся по следующей схеме:
1.Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием ( 2- 3 мин)
2. Дыхательная гимнастика;
3. Речевые упражнения;
4. Распевание;
5. Пение вокализов;
6. Работа над произведениями;
7. Анализ занятия.

Сводный учебный план.

№

1
2

3

4

5
6

7

Разделы
программы
Вводные
занятия:
Пение учебно –
тренировочного
материала:
Слушание
музыки, работа
с фонограммами
Пение
музыкальных
произведений
Постановка
голоса
Работа с
солистами и
вокальными
группами
Зачѐтные и
итоговые
занятия
Итого

Количество часов
1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

2

2

2

2

2

54

54

54

54

54

26

26

26

26

26

104

104

104

104

104

26

26

26

26

26

72

72

72

72

72

4

4

4

4

4

288

288

288

288

288
5

Учебный план
I -й год обучения
№
Наименование разделов и
занятия тем
1.
1.1

2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

3

3.1

Кол-во часов
Формы
всего теория практика аттестации/
контроля
Опрос
Вводное занятие.
2
2
Значение музыки, как вида
обучающихся
искусства.
Инструктаж по технике
безопасности.
Пение учебно –
тренировочного
материала
Импровизация на
песенном иатериале

54

12

42

12

2

10

Наблюдение
педагога

Чистое ,слаженное
эпизодическое
подголосное двух-и
трѐхголосие.
Кантиленное
пение
(плавно,
певуче
переходить от звука к
звуку)

8

2

6

Наблюдение
педагога

8

2

6

Наблюдение
педагога

Четкое и ясное
произношение различных
согласных»р», звучание
замыканием слов
согласными звуками.
Пение в ансамбле с
элементами двух- трѐх
голосие
Упражнения на кантилену
и на диафрагмальное
дыхание.
Слушание музыки,
работа с фонограммами

8

2

6

Наблюдение
педагога

10

2

8

Наблюдение
педагога

8

2

6

Наблюдение
педагога
прослушивание

26

6

20

14

4

10

Анализ и исследование
хоровой партитуры

Совместный
анализ
произведений
6

Работа над содержанием
произведения, характера.

12

2

10

4

Постановка голоса:

26

16

10

8

2

6

4.1

Работа над двухголосным
пением.

3.2

4.2

Выработка навыков
певческой дикции в
подвижных упражнениях,
с пунктирным ритмом

6

2

4

Совместный
анализ
произведений

Наблюдение
педагога
прослушивание

4.3

Работа над расширением
диапазона до (1)- до(2),
петь легким , светлым
«своим» голосом.

6

2

4

Наблюдение
педагога
прослушивание

4.4

Выработка навыков
трехголосного пения.

6

2

4

Наблюдение
педагога
прослушивание

5

Пение музыкальных
произведений

104

20

84

5.1

Работа над песенным
репертуаром.

60

20

40

Наблюдение,
прослушивание

5.2

40

10

30

5.3

Разучивание произведений
,текст
Разбор песен разбор
динамических оттенков и
смысловых ударений в
песне

4

2

2

Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога

6

Работа с солистами и
вокальными группами

72

48

24

7

Методы самостоятельной
работы по овладению
голосом, речью,
дыханием, двухголосие.
Упражнения для
повторения и закрепления
навыков дыхания,
звукообразования.
Звуковедения, дикции,
ансамблевого строя.
Разучивание новых
упражнений

40

10

10

Наблюдение
прослушивание

12

2

10

Наблюдение
прослушивание

10

2

8

Наблюдение
прослушивание

6.3

Разучивание произведений
разной тематики. Разбор.

10

2

8

Наблюдение
прослушивание

7

Зачетные и итоговые
занятия
Проверка знаний и
навыков
Выступления в виде
показа для родителей.

4

-

4

6.1

6.2

7.1
7.2

8

Итоги:

2

2

2

-

2

288

104

184

Промежуточная
аттестация
Открытое
занятие, концерт

К концу 1 – го года обучения дети
Будут знать:
 Кантиленное пение (плавно, певуче переходить от звука к звуку)
 Применение
вокально-хоровых
навыков во время исполнения
музыкальных произведений.
 Дирижерские жесты: внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата,
крещендо, диминуэндо.
Будут уметь:
 Петь в диапазоне фа м (соль м) – ми2 (фа) 2
 Петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно.
 Передавать образное содержание исполняемых произведений.
 Правильно показать красивое индивидуальное звучание своего голоса

8

Содержание программы
1- й год обучения
1.Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности ( работа с аппаратурой и микрофоном).
2.Пение учебно – тренировочного материала.
Дыхания, а,капелл, ансамбль, импровизация , мелизмы.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой « Рок-н-Ролл», «Откуда пахнет», «
Перекаты».
Вокальные упражнения по системе Сетта Риггса: губная и языковая вибрация, и.
т. д.
Импровизация на песенном материале.
Джазовые распевки: « Ту- фа-я», « Я пою».
А,капелльное пение: попевки « Со вечера», « Ах, вы сени».
3.Слушание музыки , работа с фонограммами.
Прослушивание , песенного репертуара.
Разбор текстового материала
Анализ и исследование хоровой партитуры.
4.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
Музыкальные произведения из мюзиклов: « Классный мюзикл».
Детская вокальная группа « Open Kids»
Вокальная группа « Республика Кидс»
Эстрадная вокальная группа « Новое поколение»
Детский вокальный ансамбль « Непоседы»
Детский вокальный ансамбль « Волшебники двора»
5.Постановка голоса.
Правильная певческая установка.
Четкое , легкое исполнение мелких длительностей.
Выработка навыков трехголосного пения.
Упражнения с пунктирным ритмом в подвижном темпе.
Интонирование полутонов и хроматических ходов.
6. Работа с солистами и вокальными группами.
Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием,
двухголосие.
Разучивание произведений разной тематики. Разбор.
Упражнения для повторения и закрепления навыков дыхания, звукообразования.
Звуковедения, дикции, ансамблевого строя. Разучивание новых упражнений.
Работа над песней, соблюдая все вокально-хоровые навыки. Умение передать
образ в песне.

9

7.Зачетные и итоговые занятия. Выступление в виде показа для родителей.
Творческие вечера и концерты. Теоретические знания проверяются путем
тестирования ( ответов на контрольные вопросы).
Учебный план
II -й год обучения
№
Наименование
занятия
разделов и тем
1
Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности;
(работа с
аппаратурой и
микрофоном)
2
Пение учебно –
тренировочного
материала

Кол- во часов
всего
Теории Практики
2
2

54

12

42

Формы аттестации,
контроля
Опрос
обучающихся

2.1

Упражнения на
дыхание,
артикуляцию,
мелизмы

14

4

10

Наблюдение ,
прослушивание

2.2

Пение в ансамбле с
элементами двухтрѐх голосие

10

2

8

Наблюдение ,
прослушивание

2.3

Пение интервалов,
на кантилену,
опевание звуков.

10

2

8

Наблюдение ,
прослушивание

2.4

Упражнения на
кантилену и на
диафрагмальное
дыхание.

10

2

8

Наблюдение ,
прослушивание

2.5

Интонирование
ступеней лада и

10

2

8

Наблюдение ,
прослушивание
10

3

интервалов, в
мажоре и миноре
Слушание
музыки работа с
фонограммами
Работа с
фонограммами
Анализ и
исследование
хоровой партитуры
Пение
музыкальных
произведений
Работа над
песенным
репертуаром.

26

6

20

14

4

10

12

2

10

104

20

84

60

20

40

Наблюдение ,
прослушивание

Разучивания
произведений,
текст
Разбор песен,
разбор
динамических
оттенков и
смысловых
ударений в песне.

40

10

30

Наблюдение ,
прослушивание

4

2

2

Наблюдение ,
прослушивание

Постановка
голоса

26

16

10

5.1

Работа над
дыханием, с
ощущением опоры.

6

2

4

Прослушивание,
вокальноинтонационных
навыков

5.2

Выработка
энергичного, но не
резкого форте и
мягкого, но
звучного пиано на
основе хорошего
владения
певческим

6

2

4

Прослушивание,
вокальноинтонационных
навыков

3.1
3.2

4

4.1

4.2

4.3

5

Совместный анализ
произведения
Совместный анализ
произведения

11

дыханием.
5.3

Расширение
диапазона(до
октавы)

4

2

2

5.4

Укрепление
навыков
певческого
дыхания и
звукообразования
голосов
Работа с
солистами и
вокальными
группами
Упражнения на
элементы двух –
трехголосия.

6

2

4

6

6.1

Прослушивание,
вокальноинтонационных
навыков
Прослушивание,
вокальноинтонационных
навыков

72

48

24

10

2

8

Наблюдение
прослушивание

6.2

Упражнения на
элементы двух –
трехголосия.
Разучивания
произведений(
текст)

42

8

34

Наблюдение
,прослушивание

6.3

Использование
глубокого
певческого
дыхания, пение на
мягкой атаке.
Соблюдение
чистоты
интонирования.

10

2

8

Наблюдение
прослушивание

10

2

8

Наблюдение
прослушивание

Зачетные и
итоговые занятия
Проверка знаний и
навыков
Выступления в
виде показа для
родителей.
Итоги

4

4

2

2

2

2

6.4

7
7.1
7.2

8

288

104

Промежуточная
аттестация
Концерт

184
12

К концу 2 – го года обучения дети
Будут знать:
 Певческую установку
 Применение
вокально-хоровых
навыков
музыкальных произведений.
 дефекты певческого звука « белый звук».
Будут уметь:





во

время

исполнения

Петь в диапазоне фа м (соль м) – ми2 (фа) 2
Петь на одном дыхании более длинные фразы.
Выполнять певческий режим, т. е. не кричать при пении и речи
Петь чисто и слаженно в унисон.

Содержание программы
2 -й год обучения
1.Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности ( работа с аппаратурой и микрофоном).
2.Пение учебно – тренировочного материала.
Дыхание, артикуляция, ансамбль., мелизмы ,резонатор.
Динамические оттенки.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой « Ладошки», « Погончики», «
Большой маятник», « Рок- н –Ролл».
Упражнения на артикуляцию: « Трубочка- улыбочка»( дук- дик –дак- дик)
Упражнения на соединение головного и грудного регистров(резонаторы) «Микс»
, «Лагуна».
Упражнения на динамические оттенки: (piano,forte,diminuendo,crescendo) на
песенном репертуаре.
Пение в ансамбле с элементами двух-трех голосие.
Интонирование ступеней лада и интервалов, в мажоре и миноре.

13

3.Слушание музыки , работа с фонограммами.
Прослушивание, песенного репертуара.
Разбор текстового материала.
Анализ и исследование хоровой партитуры.
Работа с фонограммами.
4.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
Песни зарубежных и отечественных исполнителей.
Вокально- эстрадная группа «Ассорти».
Вокальная группа « Республика кидс»
Театр песни «Талисман»
Театр студия « Непоседы»
5.Постановка голоса
Работа над расширением диапазона до (1)- до(2), петь легким , светлым «своим»
голосом.
Работа над двух – трех голосным пением.
Пение хроматической
гаммы в медленном темпе, исполнение арпеджио,
«ломанные».
Выработка энергичного, но не резкого форте и мягкого, но звучного пиано на
основе хорошего владения певческим дыханием.
Укрепление навыков певческого дыхания и звукообразования голосов.
6. Работа с солистами и вокальными группами.
Знакомство с различными произведениями вокальной и ансамблевой литературы.
7.Зачетные и итоговые занятия.
Выступление перед родителями. Творческие вечера и концерты. Тестирование.

14

Учебный план
III -й год обучения
№
Наименование разделов и
занятия тем

1

2

Вводное занятие
Значение музыки , как вида
искусства.
Инструктаж по технике
безопасности; (работа с
аппаратурой и микрофоном
Пение учебно –
тренировочного
материала

Кол-во часов
Формы
всего Теории Практики аттестации/
контроля
Опрос
обучаю2
2
щихся

54

14

40

2.1

Упражнения на плавное
звуковедение на основе
развития дыхания.

12

4

8

Наблюдение,
,
прослушивание

2.2

Упражнения на кантилену и
на диафрагмальное
дыхание.

8

2

6

Наблюдение,
,
прослушивание

2.3

Упражнения с элементами
двухголосия.

12

2

10

Наблюдение,
,
прослушивание

2.4

Работа над дикцией и
артикуляцией, певческим
дыханием.

10

2

8

Наблюдение,
,
прослушивание

2.5

Соблюдение чистоты
интонирования

12

2

10

Наблюдение,
,
прослушивание

3

Слушание музыки ,
работа с фонограммами

26

8

18

3.1

Прослушивание и разбор
текстового материала,
произведений.
Работа с фон-ми. Анализ и

10

4

6

16

6

10

3.2

Совместный
анализ
произведений
Совместный
15

4
4.1

исследование хоровой
партитуры.
Пение музыкальных
произведений
Разбор песенного
материала.

анализ
произведений
104

24

80

60

20

40

Наблюдение,
прослушивание

4.2

Использование глубокого
певческого дыхания, пение
на мягкой атаке

14

4

10

Наблюдение,
прослушивание

4.3

Отработка голосоведения,
динамических оттенков.
Пение произведений в
характере, исправление
ошибок в голосоведении
дыхании.
Постановка голоса

14

4

10

16

6

10

Наблюдение,
прослушивание
Наблюдение,
прослушивание

26

8

18

Выработка плавного и
отрывистого характера
звуковедения,дикции в
упраж-ях подвижном темпе
Работа над дыханием, с
ощущением опоры.

4

2

2

Наблюдение,
индиви-дуальная
проверка

4

2

2

Наблюдение,
индиви-дуальная
проверка

5.3

Выработка плавного и
отрывистого характера
звуковедения, дикции в
упражнениях подвижном
темпе.

4

2

2

Наблюдение,
индиви-дуальная
проверка

5.4

Расширение диапазона(до
октавы)

4

2

2

Наблюдение,
индиви-дуальная
проверка

5.5

Чистота интонирования в
упр-ях, и исполняемых
произведениях

10

2

8

Наблюдение,
индиви-дуальная
проверка

Работа с солистами и

72

12

60

4.4

5

5.1

5.2

6

16

6.1

вокальными группами
Отработка навыков точного
ритмического рисунка в
одноголосном ,
двухголосном ансамбле.

32

10

22

Индиви-дуальная
проверка,
анализ,
прослущивание.
Индиви-дуальная
проверка,
анализ,
прослущивание.
Индиви-дуальная
проверка,
анализ,
прослущивание.

6.2

Пение в ансамбле. Работа
над культурой звука.

20

8

12

6.3

Пение с элементами
многоголосия.

20

8

12

Зачетные и итоговые
занятия
Проверка знаний умений и
навыков
Выступления в виде показа
для родителей.
\Итоги

4

4

2

2

тестирование

2

2

концерт

7
7.1
7.2
8

288

68

220

К концу 3 – года обучения дети
Будут знать:
 Основные типы голосов;
 Жанры вокальной музыки;
 Типы дыхания;
Будут уметь:
 Петь в диапазоне фа м (соль м) – ми2 (фа) 2
 Петь в ансамбле (слитное исполнение в музыкальных произведений с
элементами многоголосия)
 Петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен.
Содержание программы
3-й год обучения
1.Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности ( работа с аппаратурой и микрофоном).
2.Пение учебно – тренировочного материала.
Дыхание, артикуляция, ансамбль, мелизмы, резонатор, динамические оттенки.
17

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой « Ладошки», « Погончики», «
Большой маятник», « Рок- н –Ролл».
Упражнения на артикуляцию: « Трубочка- улыбочка»( дук- дик –дак- дик)
Упражнения на соединение головного и грудного регистров(резонаторы) «Микс»
, «Лагуна».
Упражнения на динамические оттенки: (piano,forte,diminuendo,crescendo) на
песенном репертуаре.
Пение в ансамбле с элементами двух-трех голосие.
Интонирование ступеней лада и интервалов, в мажоре и миноре.
3.Слушание музыки , работа с фонограммами
Прослушивание, песенного репертуара.
Разбор текстового материала.
Анализ и исследование хоровой партитуры.
Работа с фонограммами.
4.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
Песни зарубежных и отечественных исполнителей.
Вокально- эстрадная группа «Ассорти».
Вокальная группа « Республика кидс»
Театр песни «Талисман»
Театр студия « Непоседы»
5.Постановка голоса
Работа над расширением диапазона до (1)- до(2), петь легким , светлым «своим»
голосом.
Работа над двух – трех голосным пением.
Пение хроматической
гаммы в медленном темпе, исполнение арпеджио,
«ломанные».
Выработка энергичного, но не резкого форте и мягкого, но звучного пиано на
основе хорошего владения певческим дыханием.
Укрепление навыков певческого дыхания и звукообразования голосов.
6. Работа с солистами и вокальными группами
Двухголосие. Элементы трехголосия. Разучивание песен разной тематики. Разбор
содержания песен. Упражнения для повторения и закрепления навыков дыхания,
звукообразования, звуковедения, дыхания, дикции. Разучивание новых
упражнений. Работа над песней с соблюдением всех вокально-хоровых навыков.
Работа над образом в песне.
7.Зачетные и итоговые занятия.
Выступление перед родителями. Творческие вечера и концерты. Тестирование
18

Учебный план
IV – год обучения
№
Наименование разделов
Кол-во часов
Форма контроля
занятия и тем
Всего Теории Практики
1
Опрос
Вводное занятие.
2
2
обучающихся
1.1
Инструктаж по технике
безопасности; (работа с
аппаратурой и
микрофоном
2
Пение учебно –
54
12
42
тренировочного
материала .
2.1

Вокальные упражения,
губная и языковая
вибрация. Соблюдение
чистоты интонирования
А,капалльное пение.

12

4

8

Наблюдение,
прослушивание

2.2

Упражнения головной и
грудной регистры.,
джазовые распевки ,
импровизация.

8

2

6

Наблюдение,
прослушивание

2.3

Упражнения с
элементами
двухголосия,
трехголосия
Работа над ровным
звучанием во всем
диапазоне.

10

2

8

Наблюдение
,
прослушивание ,
слуховой контроль

8

2

6

Наблюдение
,
прослушивание ,
слуховой контроль

2.5

Упражнения на атаку
звука, на кантилену.

8

2

6

Наблюдение,
прослушивание

3

Слушание музыки,
работа с
фонограммами

26

6

20

2.4

19

3.1

Прослушивание и
разбор произведений

14

4

10

3.2

Работа с фонограммами

12

2

10

Пение музыкальных
произведений

104

20

84

4.1

Разбор песенного
реперт-ра, отработка
Голосоведение
динамических оттенков.

40

10

30

Наблюдение,
прослушивание.

4.2

Использование
глубокого певческого
дыхания, пение на
мягкой атаке.

20

4

16

Наблюдение,
прослушивание.

4.3

Разбор песенного
материала.
динамических оттенков
и смысловых ударений
в песне.
Пение произведений в
характере, исправление
ошибок в
голосоведении
дыхании.

10

2

8

Наблюдение,
прослушивание.

10

2

8

Наблюдение,
прослушивание.

Постановка голоса

26

16

10

5.1

Работа над дыханием, с
ощущением опоры.

6

2

4

Проверка
вокальноинтонационных
навыков

5.2

Интонирование
полутонов и
хроматических ходов

6

2

4

Наблюдение
,
прослушивание ,
слуховой контроль

4

4.4

5

Совместный
анализ
произведений
Наблюдение,
прослушивание.

20

5.3

Расширение
диапазона(до октавы)
Работа над песенным
репертуаром в
характере

4

2

2

Наблюдение
,
прослушивание ,
слуховой контроль

5.4

Чистота интонирования
в упр-ях, и
исполняемых
произведениях

6

2

4

Наблюдение
,
прослушивание ,
слуховой контроль

6

Работа с солистами и
вокальными
группами
Разучивание новых
упражнений. Пение
произведений двух трѐх
голосий.

72

48

24

30

10

20

Наблюдение
прослушивание

Разучивание новых
упражнений, работа над
музыкальными
произведениями с
элементами
многоголосия.
Зачетные и итоговые
занятия
Творческие вечера и
концерты
Проверка знаний и
навыков

42

8

34

Наблюдение
прослушивание

4

2

2

7.1

7.2

8
8.1
8.2

9

Итоги

2

Концерт

2

Промежуточная
аттестация,
тестирование

288

106

182

К концу 4 – года обучения дети
Будут знать:
 Певческую установку
 Применение
вокально-хоровых
навыков
музыкальных произведений.
 дефекты певческого звука « белый звук».
Будут уметь:

во

время

исполнения

21






Петь в диапазоне фа м (соль м) – ми2 (фа) 2
Петь на одном дыхании более длинные фразы.
Выполнять певческий режим, т. е. не кричать при пении и речи
Петь чисто и слаженно в унисон.

Содержание программы
4 -й год обучения
1.Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности ( работа с аппаратурой и микрофоном).
2.Пение учебно – тренировочного материала.
Дыхание, артикуляция, ансамбль., мелизмы ,резонатор.
Динамические оттенки.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой « Ладошки», « Погончики», «
Большой маятник», « Рок- н –Ролл».
Упражнения на артикуляцию: « Трубочка- улыбочка»( дук- дик –дак- дик)
Упражнения на соединение головного и грудного регистров(резонаторы) «Микс»,
«Лагуна».
Упражнения на динамические оттенки: (piano,forte,diminuendo,crescendo) на
песенном репертуаре.
Пение в ансамбле с элементами двух-трех голосие.
Интонирование ступеней лада и интервалов, в мажоре и миноре.
3.Слушание музыки , работа с фонограммами.
Прослушивание, песенного репертуара.
Разбор текстового материала.
Анализ и исследование хоровой партитуры.
Работа с фонограммами.
4.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
Песни зарубежных и отечественных исполнителей.
Вокально- эстрадная группа «Ассорти».
Вокальная группа « Республика кидс»
Театр песни «Талисман»
Театр студия « Непоседы»
5.Постановка голоса
22

Работа над расширением диапазона до (1)- до(2), петь легким , светлым «своим»
голосом.
Работа над двух – трех голосным пением.
Пение хроматической
гаммы в медленном темпе, исполнение арпеджио,
«ломанные».
Выработка энергичного, но не резкого форте и мягкого, но звучного пиано на
основе хорошего владения певческим дыханием.
Укрепление навыков певческого дыхания и звукообразования голосов.
6. Работа с солистами и вокальными группами.
Разучивание новых упражнений. Пение произведений двух трѐх голосий.
Знакомство с различными произведениями вокальной и ансамблевой литературы.
Навыки ансамблевого пения. Разучивание новых упражнений, работа над
музыкальными произведениями с элементами многоголосия.
Художественное единство при исполнении.
7.Зачетные и итоговые занятия.
Выступление в виде показа для родителей. Творческие вечера и концерты.
Теоретические знания проверяются путем тестирования.

23

Учебный план
V -й год обучения
№
занятия

Наименование
разделов и тем

1

Всего
Вводное занятие.
2
1.1

1.2

2

2.1

2.2

2.3

2.4

3

Инструктаж по
технике
безопасности;
(работа с
аппаратурой и
микрофоном)
Значение музыки
, как вида
искусств
Пение учебно –
тренировочного
материала.
Интонирование
ступеней лада и
интервалов, в
мажоре и миноре.
Упражнения на
соединения
головного и
грудного
регистров
Пение в ансамбле
с элементами
двух – трех
голосие.
Упражнения на
динамические
оттенки, пение
нон легато,
легато.
Слушание
музыки работа с

Кол-во часов

Формы
аттестации/
контроля

Теории
2

Практики
Опрос
щихся

обучаю-

1

1

1

1

54

12

42

14

4

10

Наблюдение,
прослушивание

10

2

8

Наблюдение,
прослушивание

18

4

14

Наблюдение,
прослушивание

12

2

10

26

6

20
24

3.1

3.2

4

4.1

4.2

5
5.1

5.2

5.3

фонограммами
Работа с
фонограммами
Анализ и
исследование
хоровой
партитуры
Прослушивание и
разбор
произведений
Пение
музыкальных
произведений
Разбор песенного
реперт-ра,
отработка
голосоведения,
динамических
оттенков.(
смысловых
ударений в песне)
Пение
произведений в
характере,
исправление
ошибок в
голосоведении
дыхании.
Постановка
голоса
Работа над двухтрехголосным
пением
Пение
хроматических
гамм в медленном
темпе,
исполнение
арпеджио ,
«ломанные».
Чистота
интонирования в
упр-иях, и
исполняемых

14

4

10

Наблюдение
анализ,
прослушивание

,

12

2

10

Наблюдение
анализ,
прослушивание

,

104

20

84

60

20

40

Совместный
анализ
произведений

44

12

32

Совместный
анализ
произведений

26

16

10

6

2

4

Наблюдение,
прослушивание

6

2

4

Наблюдение,
прослушивание

4

2

2

Наблюдение,
прослушивание

25

5.4

6

6.1

6.2

6.3

7

7.1

9

произведениях
Укрепление
навыков
певческого
дыхания и
звукообразования
голосов.
Работа с
солистами и
вокальными
группами
Упражнения для
закрепления
навыки дыхания,
артикуляции ,
дикции,
звуковедения.
Работа над
песней, соблюдая
все вокальнохоровые навыки.
Умение передать
образ в песне.
Двухголосие.
Элементы
трехголосия.
Разучивание
песен разной
тематики
Зачѐтные и
итоговые
занятия
Творческие
вечера для
родителей,
отчетный
концерт.
Итоги

Наблюдение,
прослушивание

6

2

4

72

48

24

12

2

10

Прослушивание,
вокально
интонационных
навыков

18

2

16

Прослушивание,
вокально
интонационных
навыков

42

8

34

Прослушивание,
вокально
интонационных
навыков

4

4

4

-

4

288

104

184

Итоговая
аттестация
Концерт

26

К концу 5– го года обучения дети
Будут знать:
 Жанры вокальной музыки
 Типы дыхания
 Применение
вокально-хоровых
навыков
музыкальных произведений
 дефекты певческого звука « белый звук».
Будут уметь:





во

время

исполнения

Петь в диапазонефа м (соль м) – ми2 (фа) 2
Петь на одном дыхании более длинные музыкальные произведения
Исполнять двух и трехголосия.
Самостоятельно работать над укреплением ряда технических приемов
пения.
Содержание программы
5 -й год обучения.

1.Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности, работа с микрофоном.
2.Пение учебно – тренировочного материала.
Дыхание, артикуляция, ансамбль, мелизмы, резонатор.
Динамические оттенки.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой « Ладошки», « Погончики», «
Большой маятник», « Рок- н –Ролл».
Упражнения на артикуляцию: « Трубочка- улыбочка»( дук- дик –дак- дик)
Упражнения на соединение головного и грудного регистров(резонаторы) «Микс»
«Лагуна».
.Упражнения на динамические оттенки: (piano,forte,diminuendo,crescendo) на
песенном репертуаре.
Пение в ансамбле с элементами двух-трех голосие.
Интонирование ступеней лада и интервалов, в мажоре и миноре.
3.Слушание музыки , работа с фонограммами.
Прослушивание, песенного репертуара.
Разбор текстового материала.
27

Анализ и исследование хоровой партитуры.
Работа с фонограммами.
4.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
Песни зарубежных и отечественных исполнителей.
Вокально- эстрадная группа «Ассорти».
Вокальная группа « Республика кидс»
Театр песни «Волшебники двора»
Театр студия « Непоседы»
5.Постановка голоса
Работа над расширением диапазона до (1)- до(2), петь легким , светлым «своим»
голосом.
Работа над двух – трех голосным пением.
Пение хроматической
гаммы в медленном темпе, исполнение арпеджио,
«ломанные».
Выработка энергичного, но не резкого форте и мягкого, но звучного пиано на
основе хорошего владения певческим дыханием.
Укрепление навыков певческого дыхания и звукообразования голосов.
6. Работа с солистами и вокальными группами
Двухголосие. Элементы трехголосия. Разучивание песен разной тематики. Разбор
содержания песен. Упражнения для повторения и закрепления навыков дыхания,
звукообразования, звуковедения, дыхания, дикции. Разучивание новых
упражнений. Работа над песней с соблюдением всех вокально-хоровых навыков.
Образ в песне. Индивидуальные занятия с солистами.
7.Зачетные и итоговые занятия.
Итоговая аттестация. Проверка знаний, умений и навыков Тестирование на знание
теоретических основ вокального пения.
Творческие задания, открытое занятие.

28

29

Планируемые результаты.
Содержание программы предполагает достижение обучающимися следующих
результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся, который
приобретается и закрепляется в процессе освоения предмета:
- освоение элементарных вокально-хоровых навыков: певческая установка,
певческий вдох, правильное звукоизвлечение и распределение дыхания в
коротких фразах, умение интонировать;
- сформированность навыков сценической культуры исполнения эстрадных
вокальных произведений ;
- владение навыками эстрадного пения;
- приобритение умений и навыков ансамблевого исполнительства
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в
познавательной и практической деятельности:
- умение определять наиболее эффективные способы достижения результата
в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение навыков продуктивного сотрудничества (общения,
взаимодействия) со сверстниками при решении различных музыкальнотворческих задач на занятиях и внешкольной музыкально-эстетической
деятельности;
- умение позитивно оценивать свои музыкально-творческие возможности;
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
данной программы:
- формирование устойчивого интереса к вокальному творчеству и
повышению своего исполнительского уровня, к музыкальному репертуару, к
участию в концертах и реализации знаний и навыков, полученных на занятиях.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ.
Аттестация обучающихся позволяет учитывать сформированные осознанные
теоретические и практические знания, умения и навыки, осуществляется в
следующих формах:
1. Демонстрация практических знаний и умений на занятиях
2.Творческий отчет
3.Творческие задания
4.Рейтинг участия в районных, республиканских, всероссийских и
международных конкурсах.

30

Входная аттестация проводится для вновь прибывших обучающихся. Ведется
для выявления умений и навыков, соответствующих определенному году
обучения.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия для
отслеживания знаний тематического содержания программы, владения
специальной терминологии и творческими навыками.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения по программе.
В течение всего периода обучения ведутся: диагностическая карта
мониторинга результатов освоения дополнительной общеобразовательной
программы, портфолио обучающихся, достигших значимых результатов в
конкурсах.
Для входной и промежуточной аттестации используются оценочные материалы
(Приложение 1)
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОФОРМЛЯЕТСЯ В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ
Оценивание/уровень

Критерии оценивания

высокий

Обучающиеся освоил теоретическую и практическую
сторону обучения на высоком уровне, может без помощи
педагога ответить на теоретические вопросы, выполнить
вокальные упражнения, музыкальные способности ребенка и
основы вокала развиваются заметно. Может самостоятельно
разучить и проанализировать произведение.

средний

Ученик освоил теоретическую и практическую сторону
обучения на среднем уровне, может ответить на некоторые
вопросы, и самостоятельно и с помощью педагога,
музыкальные и вокальные способности развиваются средне.
Может частично самостоятельно разучить произведения и
проанализировать его.

низкий

Обучающиеся слабо усвоил теорию и практику. Может
ответить на вопросы в основном с помощью педагога.
Музыкальные и вокальные способности развиваются слабо,
самостоятельная работа с произведениями почти не
проводиться.

31

Полученные данные заносятся в таблицу (Таблица №1)
Таблица №1
№
п/п

Фамилия, имя
обучающегося

Низкий
уровень

Средний
уровень

Высокий
уровень

Примечания

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Итоги:
Дата проведения
Подпись педагога

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
№
1

Наименование элементов перечня
Нотная, учебная, методическая литература на различных носителях.

2

Игры «Игра на внимание…», « Скороговорки» ( с разной интонацией и
акцентами на каждое слово)

3

Аудиозаписи исполнителей современной эстрады, исполнителей
зарубежной эстрады
32

4
5

Записи фонограмм в режиме «+» и «- «,записи аудио , видео, формат
СD,MP3
«Пение в речевой позиции по системе Сета Риггса»
Сборник дидактических материалов по актерскому мастерству: «Мир
эмоций вокалиста», « Поймай моѐ настроение», автор Харченко Н.П
Комплекс дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой .
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Материально – техническое обеспечение :
1. Кабинет вокала
2.Фортепиано , синтезатор
3.Музыкальный центр, компьютер
4.Звуковая система ( колонки, микрофон, микшер)
5.Нотный материал, подборка репертуара.
6.Записи аудио, видео, формат СD,МР3
7.Записи выступлений, концертов.
8.Зеркала.

33

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Нормативно-правовые документы:
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 -марта
2022 года № 678-р;
- Изменения, внесѐнные в Концепцию развития дополнительного образования
детей до 2030 года, утверждѐнные распоряжением Правительства Российской
Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля 2022 года
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями
на 21 марта 2022 года).
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года.
- Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от
04.02.2022 № 4 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила
СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции (covid-19)»,
утверждѐнные Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с
06.02.2022 г.
-Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года, «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодѐжи»
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012 года.

34

Список литературы.
1.Алмазов Е.И, Орлова Р.Д. о неточной интонации у школьников и путях ее
исправления.
2. Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 1 – Москва 1962г год.
3. Вопросы физиологии пения и вокальной методики. Труды государственного
музыкально – педагогического института имени Гнесиных, выпуск XXV- Москва,
1975 г.
4.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.
5. Методика обучения эстрадному вокалу « Чистый голос» составитель Т. В.
Охомуш.
6.Полная программа совершенствования вашего голоса « Пойте как звѐзды»,
СэтРиггз.
7.Струве Г.А. Школьный хор. Книга для учителей – Москва – Просвещения 1981
г.
8.Шацкая В.Н. Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношества.
Москва 1975 год.
Интернет- ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://malkus.ru/
http://musicmaking.ru/video_school/
http://musicmaking.ru/master_class/(электронный
http://vesna.websib.ru/vesna.php?item=105/

35

Приложение 1.
Критерии оценивания уровня знаний и умений обучающихся
Критерии
Особеннос
ти голоса

Развитие
звуковысо
тного
слуха и
чувства
ритма

Показатели

Уровень
Низкий
Средний
Сила звука Голос слабый
Голос не
очень
сильный, но
ребенок
может петь
непродолжит
ельное время
достаточно
громко
Особенност В голосе слышен
Нет ярко
и тембра
хрип или сип. Голос выраженного
тусклый,
тембра. Но
невыразительный
старается
петь
выразительно
.
Певческий
Диапазон в
Диапазон в
диапазон
пределах 2-3 звуков пределах
возрастной
нормы (реси)
Музыкальн Пение знакомой
Пение
о-слуховые мелодии с
знакомой
представлен поддержкой голоса мелодии с
ия
педагога. Неумение сопровожден
пропеть
ием при
незнакомую
незначительн
попевку с
ой поддержке
сопровождением
педагога.
после
Пение
многократного ее
малознакомо
повторения
й попевки с
сопровожден
ием после 3-4
прослушиван
ий.

Высокий
Голос сильный

Голос звонкий,
яркий

Широкий
диапазон по
сравнению с
нормой
Пение
знакомой
мелодии с
сопровождение
м
самостоятельн
о. Пение
малознакомойп
опевки с
сопровождение
м после 1-2
прослушивани
й

36

Звуковысот
ный слух

Вокально
-хоровые
навыки

Не различает звуки
по высоте.

Различение
звуков по
высоте в
пределах
октавы и
септимы.
Точность
Интонирование
Ребенок
интонирова мелодии голосом
интонирует
ния
как таковое
общее
отсутствует вообще направление
и ребенок
движения
воспроизводит
мелодии.
только слова песни Возможно
в ее ритме или
чистое
интонирует 1-2
интонирован
звука.
ие 2-3 звуков.
Воспроизве Не может
Может
дение
повторить
повторить
ритмическо ритмический
ритмический
го рисунка
рисунок
рисунок
самостоятельно или только с
с помощью
помощью
педагога
педагога
Звуковеден Пение отрывистое, Пение
ие.
крикливое.
естественным
голосом, но
иногда
переходящим
на крик.

Различение
звуков по
высоте в
пределах секты
и квинты

Дикция

Умение
правильно
произносить
гласные и
согласные в
конце и
середине слов
при пении.

Невнятное
произношение,
значительные
речевые
нарушения.

Достаточно
четкое
произношени
е согласных и
правильное
формировани
е гласных, но
неумение их
правильно
произносить
при пении.

Чистое пение
отдельных
фрагментов
мелодии на
фоне общего
направления
движения
мелодии.

Может
самостоятельн
о повторить
ритмический
рисунок.
Пение
естественным
голосом без
напряжения,
протяжно.

37

Навыки
сценическ
ой
культуры

Дыхание

Дыхание берется
непроизвольно.

Умение
петь в
ансамбле

Неумение петь,
слушая товарищей.

Выразитель
ное
исполнения
произведен
ий

Работа с
фонограммо
й,
микрофоно
м

Дыхание
произвольное
но не всегда
берется
между
фразами.
Стремление
выделиться в
хоровом
исполнении
(раньше
вступить,
громче петь)

Умение брать
дыхание между
фразами

Безразличное
отношение к
певческой
деятельности,эмоци
ональная
ограниченность
исполнение не
выразительное.

Интерес к
певческой
деятельности
не
стабильный
исполнение
не
достаточно
выразительно
е.( мимика
вялое
движения
скованные)

Постоянно
забывает о
правилах работы с
микрофоном и
фонограммой
«минус»

На практике
приѐмы
звуковой
подачи
применяет с
недочѐтами

Активный
интерес к
певческой
деятельности,
высокая
эмоциональн
ая
отзывчивость
сопереживать
музыке,
исполнение
выразительное
(мимика,
жест,
движение,
внутренний
настрой от
понимания
смысла и
содержания
исполняемого).
Свободно
применяет
знания в
практической
деятельности

Умение
начинать и
заканчивать
вместе

38

исп

Диагностика уровня развития певческих умений

№п/п

1.

2.

3.

ФИО

Показатели (знания ,умения ,навыки)

н

с

в

Качественное исполнение знакомых песен.
Наличие певческого слуха.

Чистота интонации
Навыки выразительной дикции, ровность

4.

дыхания.

5.

Умение импровизировать

6.

Навыки сценической культуры

н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
(высокий) - справляется самостоятельно.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».